Научная статья на тему 'АДВОКАТУРА УЗБЕКИСТАНА: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АДВОКАТОВ И ОРГАНОВ АДВОКАТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

АДВОКАТУРА УЗБЕКИСТАНА: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АДВОКАТОВ И ОРГАНОВ АДВОКАТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

  • … еще 2
CC BY
106
12
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДВОКАТУРА / АДВОКАТЫ / ОРГАНЫ АДВОКАТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ADVOCACY / LAWYERS / BODIES OF ADVOCATE SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азизов Илхом Бахадирович, Ишанханова Гулнора Амановна, Куролова Дилфуза Муродуллаевна, Майоров Сергей Александрович, Рахматуллаева Тамила Котибовна

Настоящая публикация посвящена вопросам независимости адвокатов от органов адвокатского самоуправления, в частности территориальных управлений и дисциплинарных органов (квалификационных комиссий), а также недопущению посягательств на профессиональные права, честь и достоинство адвокатов, охраняемые законом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Азизов Илхом Бахадирович, Ишанханова Гулнора Амановна, Куролова Дилфуза Муродуллаевна, Майоров Сергей Александрович, Рахматуллаева Тамила Котибовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.52068/2304-9839_2024_67_2_41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL PROFESSION OF UZBEKISTAN: SOME PROBLEMATIC ISSUES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN LAWYERS AND BODIES OF ADVOCATE SELF-GOVERNMENT

This publication is devoted to the issues of the independence of lawyers from the bodies of advocate self-government, in particular, territorial administrations and disciplinary bodies (qualification commissions), as well as the prevention of encroachments on the professional rights, honor and dignity of lawyers protected by law.

Текст научной работы на тему «АДВОКАТУРА УЗБЕКИСТАНА: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АДВОКАТОВ И ОРГАНОВ АДВОКАТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Проблемы организации и функцион ирования адвокатуры

Евразийская адвокатура. 2024. № 2 (67). С. 41. Eurasian advocacy. 2024;(2(67)):41.

Проблемы организации и функционирования адвокатуры

Научная статья УДК 347.965

doi 10.52068/2304-9839_2024_67_2_41

АДВОКАТУРА УЗБЕКИСТАНА: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АДВОКАТОВ И ОРГАНОВ АДВОКАТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

АЗИЗОВ Илхом Бахадирович

Адвокат Адвокатской фирмы «Азизов и партнеры»

100084, г. Ташкент, ул. Ш. Рашидова, д. 96а, Республика Узбекистан

ИШАНХАНОВА Гулнора Амановна

Юрист, Комиссар Международной комиссии юристов по Узбекистану, самостоятельный соискатель степени доктора философии (PhD) Ташкентского государственного юридического университета 100069, г. Ташкент, ул. Галаба, д. 38, Республика Узбекистан КУРОЛОВА Дилфуза Муродуллаевна

Консультант по правовым вопросам Международной комиссии юристов, стажер адвоката Адвокатской фирмы «SIMAY KOM»

100031, г. Ташкент, ул. Ю. Раджабий, д. 14, кв. 11, Республика Узбекистан МАЙОРОВ Сергей Александрович

Адвокат, Управляющий партнёр Адвокатской фирмы «SIMAY KOM» 100031, г. Ташкент, ул. Ю. Раджабий, д. 14, кв. 11, Республика Узбекистан РАХМАТУЛЛАЕВА Тамила Котибовна Адвокат, руководитель Адвокатского бюро «TamiLaw»

100170, г. Ташкент, ул. Богишамол, 2-й проезд, д. 34, Республика Узбекистан ТУРДАЛИЕВ Джамшид Джамалович

Старший преподаватель кафедры «Суд, правоохранительные органы, адвокатура» Ташкентского государственного юридического университета, Управляющий партнер Адвокатской фирмы «My Lawyer» 100017, г. Ташкент, пр. Амира Темура, д. 25, Республика Узбекистан ФАЙЗУЛЛАХУЖАЕВ Элдорхон Жавохир угли Партнер Адвокатской фирмы «My Lawyer»

100017, г. Ташкент, пр. Амира Темура, д. 25, Республика Узбекистан

Аннотация: Настоящая публикация посвящена вопросам независимости адвокатов от органов адвокатского самоуправления, в частности - территориальных управлений и дисциплинарных органов (квалификационных комиссий), а также недопущению посягательств на профессиональные права, честь и достоинство адвокатов, охраняемые законом.

Ключевые слова: адвокатура, адвокаты, органы адвокатского самоуправления

Для цитирования: Азизов И.Б., Ишанханова Г.А., Куролова Д.М., Майоров С.А., Рахматуллаева Т.К., Турда-лиев Д.Д., Файзуллахужаев Э.Ж. Адвокатура Узбекистана: некоторые проблемные вопросы взаимоотношения адвокатов и органов адвокатского самоуправления // Евразийская адвокатура. 2024. № 2(67). С. 41. https:// doi. org/10.52068/2304-9839_2024_67_2_41

Problems of Organization and Advocacy Profession Functioning

Original article

THE LEGAL PROFESSION OF UZBEKISTAN: SOME PROBLEMATIC ISSUES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN LAWYERS AND BODIES OF ADVOCATE SELF-GOVERNMENT

AZIZOV Ilkhom Bahadirovich

Office of the Law Firm «Azizov and partners»

100084, Tashkent, sh. Rashidova str., 96a, Republic of Uzbekistan

© Азизов И.Б., Ишанханова Г.А., Куролова Д.М., Майоров С.А., Рахматуллаева Т.К., Турдалиев Д.Д., Файзуллахужаев Э.Ж., 2024 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution Noncommercial License 4.0 (CC BY-NC).

ISHANKHANOVA Gulnora Amanovna

Lawyer, Commissioner of the International Commission of Lawyers for Uzbekistan, independent candidate for the degree of Doctor of Philosophy (PhD) of Tashkent State Law University 100069, Tashkent, Galaba str., 38, Republic of Uzbekistan KUROLOVA Dilfuza Murodullaevna

Consultant on legal issues of the International Commission of Jurists, trainee lawyer of the Law Firm «SIMAY KOM»

100031, Tashkent, Y Rajabiy str., 14, sq. 11, Republic of Uzbekistan

MAYOROV Sergey Alexandrovich

Advokat, Managing Partner of the Law Firm «SIMAY KOM»

100031, Tashkent, Y Rajabiy str., 14, sq. 11, Republic of Uzbekistan

RAKHMATULLAYEVA Tamila Kotibovna

Advokat, Head of the TamiLaw Law Office

100170, Tashkent, Bogishamol str., 2nd passage, 34, Republic of Uzbekistan TURDALIEV Jamshid Jamalovich

Senior lecturer of the department «Court, Law Enforcement Agencies, Advocacy» of Tashkent State Law University,

Managing Partner of the Law Firm «My Lawyer»

100017, Tashkent, Amir Temur Ave., 25, Republic of Uzbekistan

FAYZULLAKHUZHAEV Eldorkhon Javokhir ugli

Partner of the Law Firm «My Lawyer»

100017, Tashkent, Amir Temur ave., 25, Republic of Uzbekistan

Abstract: This publication is devoted to the issues of the independence of lawyers from the bodies of advocate self-government, in particular, territorial administrations and disciplinary bodies (qualification commissions), as well as the prevention of encroachments on the professional rights, honor and dignity of lawyers protected by law. Keywords: advocacy, lawyers, bodies of advocate self-government

Для цитирования: Azizov I.B., Ishankhanova G.A., Kurolova D.M., Mayorov S.A., Rakhmatullayeva T.K., Turdaliev Ja.Ja., Fayzullakhuzhaev E.Ja. Ugli. The Legal Profession of Uzbekistan: Some Problematic Issues of the Relationship Between Lawyers and Bodies of Advocate Self-Government = Eurasian advocacy. 2024;2(67):41. (In Russ.). https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2024_67_2_41

Адвокат vs. Палата адвокатов

В январе 2024 года Ташкентским межрайонным административным судом вынесено решение по спору между адвокатом, органом адвокатского самоуправления и органом юстиции, обнажившее проблемы, накопившиеся на протяжении многих лет в адвокатуре Узбекистана. Данное решение в целом устояло и в апелляционной инстанции Ташкентского городского суда по административным делам [1].

В ходе судебного разбирательства стало очевидным наличие системных проблем по независимому формированию и функционированию дисциплинарных органов, рассматривающих дисциплинарные дела в отношении адвокатов. В Республике Узбекистан такими органами являются квалификационные комиссии, которые формируются на региональном (областном) и республиканском уровнях. Эти органы Палаты адвокатов Республики Узбекистан (далее - Палата), наряду с другими ее органами, являются неотъемлемой частью Палаты и выполняют функции административных органов [2], контролирующих соблюдение законодательства и правил профессиональной этики адвокатов.

Правила профессиональной этики адвокатов Узбекистана (далее - Правила этики) представляют собой свод правил и некую эталонную модель поведения адвоката во взаимоотношениях с различными субъектами, в числе которых органы управления Палаты, а также квалификационные комиссии. И хотя Правила этики являются инструментом регулирования профессии и призваны служить делу защиты интересов доверителей, общества и в не меньшей степени интересов самих адвокатов, на деле они ограничиваются перечислением обязанностей адвокатов во взаимоотношениях с теми или иными органами. Возможно, это и логично, так как встречные обязательства лиц, назначенных в состав квалификационных комиссий (в Узбекистане члены квалификационных комиссий, вопреки принципам представительства в общественной организации, назначаются совместным решением соответствующих территориальных управлений юстиции и территориальных управлений Палаты, аналогично - в республиканских), отражены в Положениях о квалификационных комиссиях [3, 4] (далее -Положения о комиссиях), регулирующих их деятельность. Точнее, в них говорится о косвенном

регулировании, поскольку речь идет об обязанностях самих комиссий как органов, но нет речи об обязанностях отдельных членов комиссий.

Существующая правоприменительная практика выявила пробелы нормативно-правового характера: в частности, адвокат, представший перед квалификационной комиссией, в своем поведении перед ее членами связан Правилами этики таким же образом, как и члены квалификационной комиссии связаны этими Правилами этики перед представшим перед ним адвокатом. Однако ни один из актов не принимает во внимание, что адвокат или иной член квалификационной комиссии должен иметь и дополнительные обязанности за рамками Правил этики. Это исходит из того, что статус адвоката и статус члена комиссии не являются тождественными, а члены комиссии сами по себе не вправе по своему усмотрению и в ущемление прав адвокатов восполнять существующие пробелы в Положениях о комиссиях и устанавливать новые правила и требования, не прошедшие утверждения сообществом адвокатов (как это положено для общественной организации). В противном случае все это кулуарное нормотворчество будет явно за рамками полномочий, имеющихся у квалификационной комиссии. Очевидно, что «законотворческим» органом для Палаты является ее высший орган - съезд (конференция) адвокатов, а все иные органы - исполнительные, то есть исполняют акты и правила, утвержденные общим форумом. Таково разделение властей как в государстве, так и в любой общественной организации или коммерческой корпорации.

Административный суд, вскрывший эти управленческие «болезни» адвокатуры, не был пионером. Так, еще в 2018 году Указом Президента Республики Узбекистан № УП-5441 от 12.05.2018 обращено внимание на то, что «допускается существенное административное воздействие при рассмотрении вопросов приостановления и прекращения действия адвокатской лицензии, вследствие чего подрывается самостоятельность и независимость адвокатуры». К сожалению, Палата проигнорировала это замечание.

Constrùctio lègis non fàcit injuriam

(лат.: «Толкование закона

не порождает нарушения права»)

Узбекистан переживает эру реформ, которая затрагивает все отрасли, и адвокатура не является исключением. В связи с постоянным принятием новых нормативно-правовых актов и внесением изменений и дополнений в действующие некото-

рые нормы либо противоречат друг другу, либо содержат пробелы, которые приводят к многообразному их толкованию. В результате возникают спорные ситуации между адвокатами и комиссиями, когда административный орган вольно трактует норму в ущерб интересам адвоката. В таком случае нарушаются основные принципы деятельности адвокатуры, которые закреплены как в международных стандартах адвокатской деятельности [5], так и в национальном законодательстве [6-8].

В соответствии с частями 3, 4 статьи 15 Конституции Республики Узбекистан «Международные договоры Республики Узбекистан, наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан.

Если международнъш договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан».

Во избежание дальнейших разночтений норм, регламентирующих деятельность адвокатов, и для устранения выявленных пробелов необходимо срочно пересмотреть законодательство об адвокатуре и локальные акты Палаты, начиная с приведения их в соответствие с требованиями статьи 141 Конституции Республики Узбекистан, в части обеспечения как институциональной независимости адвокатуры, так и личной независимости адвоката, в том числе внести соответствующие изменения и дополнения в нормы, регулирующие деятельность комиссий.

Вмешательство органов Палаты

Независимость Высшей квалификационной комиссии (далее - Высшей квалифкомиссии) при Палате и квалификационных комиссий при ее территориальных управлениях гарантирована законодательством [9, 10]. Однако вызывают беспокойство выявленные упомянутым выше административным судом факты вмешательства со стороны руководства Территориального управления Палаты по городу Ташкенту в деятельность квалификационной комиссии и оказания влияния на процесс принятия решений в отношении адвоката. В результате непредусмотренного нормативными актами вмешательства руководства Территориального управления Палаты по городу Ташкенту в деятельность квалификационной комиссии было вынесено незаконное решение о возбуждении дисциплинарного производства, и без-

основательно применены меры дисциплинарного взыскания в отношении адвоката в форме приостановления профессиональной деятельности.

В соответствии с пунктом 28 Правил этики «Адвокаты, избранные или назначенные на должности в Палату адвокатов и ее территориальные управления, не могут устанавливать дискриминирующие условия или пользоваться привилегиями, ограничивающими права других адвокатов, препятствующими осуществлению их профессиональной деятельности». Важно также помнить, что профессиональные права, честь и достоинство адвоката охраняются законом. Запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное вмешательство в профессиональную деятельность адвокатов [11]. Однако в ходе судебного разбирательства выяснилось, что квалификационная комиссия при Территориальном управлении Палаты по городу Ташкенту безосновательно возбудила дело в отношении адвоката, одновременно являвшегося членом этой же комиссии, превысив при этом свои полномочия и нарушив процедуры инициирования дисциплинарного производства и рассмотрения дисциплинарного дела. Указанное дисциплинарное дело было возбуждено по обстоятельствам, связанным с выполнением адвокатом функций члена квалификационной комиссии. В результате незаконных действий начальника территориального управления и принятия квалификационной комиссией решений за рамками ее полномочий статус адвоката оказался бы под риском необоснованного приостановления, если бы суд не восстановил законность и справедливость по указанному делу. Такого рода вмешательство органов и должностных лиц Палаты категорически недопустимо и противоречит действующему законодательству Республики Узбекистан [12].

Административный суд, принимая во внимание важность исключения в будущем несправедливых и незаконных решений в отношении адвокатов, а также вмешательства должностных лиц Палаты в деятельность квалификационных комиссии, вынес частное определение в отношении комиссии и начальника территориального управления [13].

Кто и как должен защищать адвоката?

Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре» (ст. 12-2) гласит, что одной из основных задач Палаты адвокатов является защита прав и законных интересов адвокатов. Однако из судебного дела, послужившего основанием для настоящей публикации, становится очевидным, что

в мышлении некоторых представителей администрации Палаты и ее территориальных управлений, а также членов квалификационной комиссии отсутствует понимание такой важной задачи, как защита прав адвоката, поставленной перед Палатой и ее территориальными управлениями, образующими единую систему самоуправления адвокатуры. Одним из обстоятельств, которое дискредитировало Палату при рассмотрении указанного дела в суде, явилось то, что представитель Палаты заявил о том, что Палата «не обязана» защищать адвокатов. Подобные факты требуют реагирования со стороны адвокатского сообщества и самой Палаты и дополнительного изучения на предмет нарушения должностным лицом Палаты законодательства и Правил профессиональной этики адвокатов.

Полномочия квалификационных комиссий

Согласно п. 43-4 Положения о комиссиях предписано, что при рассмотрении обращений на неправомерные действия адвоката, а также в процессе дисциплинарного производства в возбуждении дисциплинарного производства должно быть отказано, а возбужденное дисциплинарное производство должно быть прекращено, если рассматриваемый факт не имеет отношения к адвокатской деятельности.

В споре, рассмотренном в суде, квалификационная комиссия приняла решение по вопросу, не связанному с осуществлением адвокатской деятельности, то есть с оказанием юридической помощи физическим и юридическим лицам.

Предметом рассмотрения административного дела стала ситуация, возникшая между адвокатом - членом квалификационной комиссии и этой же квалификационной комиссией, без наличия какого-либо обращения на неправомерные действия этого адвоката, в нарушение процедурных требований, установленных Положением о комиссиях.

В деле имеется письменное мнение специалиста Л.Б. Хвана о том, что общая конструкция привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности базируется на трех связанных и обязательных компонентах (табл. 1). Леонид Борисович Хван - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Ташкентского государственного юридического университета. Имеет 14-летний опыт адвокатской практики и является автором и ответственным редактором первого в Узбекистане учебника «Адвокатская деятельность в Республике Узбекистан», в том числе главы III «Профессиональная этика

адвокатов». Л.Б. Хван в 2009 году вошел в первый листинг адвокатов международного издания Best Lawyers®, составленный по результатам опроса ведущих представителей юридического сообщества, возглавив по Узбекистану специализацию -Corporate and M&A, Intellectual Property, Real Estate and Tax. В том же году Л.Б. Хван был избран приват-доцентом Института адвокатуры Московской государственной юридической академии

Порядок исключения члена квалификационной комиссии из ее состава

Другое нарушение со стороны квалификационной комиссии, которому также дана оценка судом, касается исключения члена комиссии из ее состава. Член комиссии может быть исключён из состава комиссии за грубые нарушения требований Положения о комиссиях, и этот вопрос может быть внесен на рассмотрение комиссии только председателем комиссии. Судом установлено, что председатель комиссии в рассматриваемом случае не участвовал в процессе исключения члена комиссии из состава, а вопрос исключения был внесен другими, неполномочными членами комиссии. В частности, заместитель председателя комиссии, председательствовавший в том заседании в связи с отсутствием председателя, не имея полномочий председателя комиссии, тем не менее инициировал процедуру исключения в нарушение порядка, определенного Положением о комиссиях.

Благодаря проведённому судом всестороннему и объективному разбирательству и глубокому анализу нормативно-правовой базы, регламентирующей спорные правоотношения, стало очевидным, что институт квалификационных (дисциплинарных) комиссий требует дополнительной регламентации, а также приведения их работы в соответствие с требованиями Конституции, меж-

им. О.Е. Кутафина (университет) с правом чтения лекций по зарубежной адвокатуре. Л.Б. Хван вошел в престижный список из 182 ученых стран СНГ Федеральной Палаты адвокатов РФ и Института адвокатуры МГЮА, имеющих значимые публикации в сфере «Наука - адвокатура». Также Л.Б. Хван является членом Международного научного Совета при Академии адвокатуры Украины с 2010 г.

Таблица 1

дународных стандартов адвокатской деятельности и законодательства об адвокатуре. Очевидно, что в будущем потребуется пересмотр действующих локальных нормативных актов самой Палаты. Но до внесения таких изменений Палата должна обеспечить неукоснительное соблюдение существующих правовых норм всеми ее органами, должностными лицами и рядовыми сотрудниками.

В неприглядной роли в этом споре оказалось управление юстиции, которое инициировало обращение в суд против адвоката, не разобравшись в обоснованности приостановления действия лицензии, что вытекает из самого Положения о комиссиях. Участие представителя государственного органа в квалификационной комиссии в целом противоречит принципам независимости и самоуправляемости Палаты и ее органов. Представляется, что управление юстиции не выполнило свою главную функцию - защита публичных интересов и обеспечение справедливости, как это сделал рассмотревший дело суд.

Нарушение законодательства об адвокатуре

Нарушение и вольное толкование руководством Территориального управления Палаты по г. Ташкенту и членами комиссии нормативно-правовых актов о квалификационных комиссиях и локальных актов Палаты привело к сложившейся ситуации, дошедший до судебного разби-

Первый компонент - Допустимость поводов (оснований) для возбуждения дисциплинарного производства; - Основания для возбуждения дисциплинарного производства перечислены законодателем исчерпывающим образом (см. ст. 14 Закона «Об адвокатуре»). Это прямо связано с легитимностью дисциплинарного производства и мер воздействия на адвоката; - Основанием для возбуждения дисциплинарного производства являются нарушения адвокатом требований, допущенных в ходе осуществления адвокатской, профессиональной деятельности. Не могут являться допустимым основанием для возбуждения дисциплинарного производства обращения других адвокатов или органов адвокатского самоуправления, возникшие из отношений по функционированию этих органов

Второй компонент - Материальная и процессуальная обоснованность принимаемых комиссией решений; - Любые действия и акты процессуального свойства, принимаемые в ходе дисциплинарного производства, должны быть обоснованными и соответствовать установленным требованиям как по содержанию, так и по форме; - В этом деле дисциплинарное производство комиссией было возбуждено по одному основанию (заявление физического лица), а решения приняты по иному основанию, не указанному в качестве допустимого. Дело по заявлению физического лица было ранее прекращено высшей квалификационной комиссией

Третий компонент - Квалификационная комиссия не может заниматься абстрактным контролем поведения адвоката. Мера воздействия всегда должна быть связана с конкретными запретами или требованиями, которые преступил адвокат; - Применение к адвокату дисциплинарных мер возможно, когда он нарушил конкретные требования / запреты / условия / ограничения законодательства об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвокатов, адвокатской тайны и присяги адвоката. Если в решении комиссии не указаны конкретные нарушения адвоката, то нельзя определить характер (грубость) нарушения, так как при обобщающей ссылке «нарушения норм» невозможно различать нарушения и сравнивать нарушения адвоката, чтобы соразмерно применить соответствующую меру взыскания

рательства, что свидетельствует о том, что Палата должна быть самоуправляемой организацией, руководство Палаты и территориальных управлений так же, как и члены квалификационных комиссий и иных органов адвокатуры, должны быть избираемыми лицами.

Одной из гарантий справедливого дисциплинарного производства в отношении адвоката является его заблаговременное уведомление о поданном против него обращении, а точнее, ответственный секретарь комиссии, согласно п. 39 Положения о комиссиях, должен уведомить адвоката не позднее следующего дня со дня поступления обращения. Адвокат при этом должен иметь возможность полностью ознакомиться с обращением и приложенными материалами, подготовиться к его рассмотрению, при необходимости привлечь адвоката для своей защиты. Несмотря на то, что в рассматриваемом деле два обращения были поданы за три месяца и за месяц до дня заседания, при этом оба заявителя были уведомлены о дате и времени рассмотрения их обращений, адвокату - члену той же комиссии сообщили о наличии обращений и предоставили для ознакомления материал лишь во время заседания.

Более того, в отношении адвоката Территориальным управлением Палаты по г. Ташкенту и его сотрудниками нарушена статья 34 Конституции Республики Узбекистан: «Государственные органы и организации, органы самоуправления граждан, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими его права и законные интересы».

Судом было установлено, что порядок делопроизводства, установленный локальными актами Палаты, и процедура рассмотрения дисциплинарного производства в отношении адвоката - члена квалификационной комиссии были нарушены руководителем Территориального управления Палаты по г. Ташкенту и квалификационной комиссией.

Формальным поводом для привлечения к дисциплинарной ответственности в виде приостановления действия лицензии адвоката, а также исключения его из состава комиссии, послужил один и тот же факт - ведение аудиозаписи на телефоне адвоката во время рассмотрения комиссией обращения против него. Такое обращение было инициировано по обстоятельствам, связанным с деятельностью адвоката в качестве члена квалификационной комиссии, якобы имевшим место за восемь месяцев (!) до подачи обращения в Палату. Заявителем выступило лицо, не подле-

жащее признанию в качестве заинтересованного лица, так как между адвокатом и указанным заявителем не было никаких взаимоотношений, связанных с осуществлением адвокатом своей профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что действующее законодательство об адвокатуре не содержит запрета на ведение аудиозаписи в заседаниях квалификационных комиссий и не устанавливает определенного порядка ее ведения (с разрешения комиссии или какого-либо иного порядка). Напротив, абзацем 6 части 4 ст. 4 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» установлено, что адвокат имеет право использовать при ознакомлении с материалами дела и его рассмотрении в суде и других органах звукозаписывающие устройства и иные технические средства в порядке, установленном законодательством.

Не имея установленного законодательством порядка, квалификационная комиссия при Территориальном управлении Палаты по г. Ташкенту, выйдя за пределы своих полномочий и в нарушение прав и интересов адвокатского сообщества, самостоятельно своим протоколом (оформление которого нуждается в отдельной проверке Палатой) установила ограничивающие правила ведения аудиозаписи адвокатами, которое стало невозможным без разрешения самой комиссии. Суду была предоставлена выписка из протокола заседания комиссии, определяющего порядок ведения аудиозаписи в заседаниях квалификационных комиссий, о котором ранее адвокаты Ташкента и даже отдельные члены комиссии не были осведомлены, хотя участвовали в том заседании, где оно было якобы принято. При этом протокол, согласно действующему положению, подписывается председателем и ответственным секретарем комиссии, но не всеми ее членами, что очень повышает вероятность различного рода злоупотреблений. Необходимо учесть этот фактор риска при подготовке новых нормативных актов по адвокатуре.

Председатель коллегиального органа единолично принимает решения.

Применимы ли двойные стандарты?

Председательствующий в заседании комиссии, несмотря на то, что комиссия - коллегиальный орган, избирательно, не соблюдая единообразия, по своему усмотрению кому-то разрешает вести аудиозапись, а кого-то предупреждает, что вести аудиозапись нельзя, или прямо запрещает ее ведение. В судебном разбирательстве члены комиссии ссылались на то, что ведение аудиоза-

писи адвокатом в заседании комиссии является нарушением законодательства о защите персональных данных. При этом председательствующим в заседании квалификационной комиссии было объявлено, что ответственный секретарь комиссии ведет аудиозаписи всех заседаний, и при необходимости такие записи могут быть выданы любому участнику дисциплинарного производства (в материалах дела имеются аудиозаписи, сделанные самой комиссией).

При дальнейшей разработке законодательства об адвокатуре необходимо ввести норму, конкретизирующую положение о том, что само по себе ведение адвокатом аудиозаписи в связи с его адвокатской деятельностью, а также при рассмотрении дисциплинарного производства в квалификационных комиссиях, не является сбором, обработкой и хранением персональных данных третьих лиц.

Категорически неприемлемым и необоснованным представляется также личное требование и решение председателя Высшей квалифко-миссии о покидании заседания комиссии стажером и помощником адвокатов, объявленное как решение комиссии, которое коллегиально комиссия не обсуждала и не принимала. Более того,

такое решение противоречит действующему законодательству об адвокатуре, в частности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- согласно пункту 25 Положения о порядке организации деятельности стажера адвоката [14], «Стажер в период прохождения стажировки вправе:

...совместно с руководителем стажировки принимать участие в судебных заседаниях, следственных действиях, готовить проекты правовых документов;

совершать иные действия, не запрещенные законодательством»;

- согласно пункту 19 Положения о порядке организации деятельности помощника адвоката [15], «Помощник в период работы вправе:

...совместно с адвокатом-куратором принимать участие в судебных заседаниях, следственных действиях, готовить проекты правовых документов;

совершать иные действия, не запрещенные законодательством».

Иные недостатки законодательства об адвокатуре

В соответствии с п. 7 Положения о комиссиях

«При выполнении возложенных задач квалификационные комиссии обязаны:

- объективно и всесторонне рассматривать внесенные на рассмотрение квалификационной комиссии вопросы;

- строго соблюдать законодательство, основные принципы адвокатской деятельности;

- обеспечивать гарантии и защиту адвокатской деятельности, неприкосновенность адвоката, невмешательство в адвокатскую деятельность.».

Однако вместо обеспечения гарантий и защиты адвокатской деятельности и неприкосновенности адвоката комиссии, как следует из вышеизложенного, сами допускают грубые нарушения указанных норм законодательства об адвокатуре.

Обсуждаемое решение суда также обнажило и непонимание содержания принципа независимости адвоката самими адвокатами и органами Палаты, что требует отдельного глубокого изучения и анализа как национального законодательства, так и международных стандартов адвокатской деятельности.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» «Независимость адвоката обеспечивается:

- установленным законом порядком его допуска к осуществлению адвокатской деятельности, приостановления и прекращения этой деятельности;

- неприкосновенностью адвоката;

- запрещением требовать разглашения адвокатской тайны;

- ответственностью за вмешательство в дела, находящиеся в производстве адвоката, либо за нарушение неприкосновенности адвоката:

- предоставлением ему со стороны государства гарантий адвокатской деятельности и социальной защиты».

Согласно статье 6 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов», личность адвоката неприкосновенна. Неприкосновенность адвоката распространяется на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему вещи и документы.

Уголовное дело в отношении адвоката может быть возбуждено Генеральным прокурором Республики Узбекистан, прокурором Республики Каракал-пакстан, прокурором области, города Ташкента и приравненными к ним прокурорами.

Проникновение в жилище или служебное помещение адвоката, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его переговоров, ведущихся с телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятие передаваемой по ним информации, личный досмотр и обыск адвоката, а равно осмотр или вы-

емка его почтово-телеграфных отправлений, принадлежащих ему вещей и документов, привод, задержание адвоката могут производиться с санкции Генерального прокурора Республики Узбекистан, прокурора Республики Каракалпакстан, прокурора области, города Ташкента и приравненных к ним прокуроров.

Применение независимого заключения AMICUS CURIAE

Учитывая то, что рассмотренное судом дело можно отнести к стратегической тяжбе, связанной с независимостью адвокатов и адвокатуры в целом, нейтральная сторона, которая не была вовлечена в административное производство, может представить независимое и объективное мнение с целью помочь суду осуществить всесторонний и комплексный анализ дела. Заключение / мнение «друга суда» (AMICUS CURIAE) служит представлению более глубокого анализа аргументов и позиций, уже изложенных или не представленных ранее сторонами, но важных с точки зрения общественных интересов.

В заключении «друга суда» содержится детальный анализ международных стандартов, которые должны найти применение в рассматриваемом деле, основанный на правовых нормах, в том числе в области soft law (мягкого права), и судебной практике международных органов. К «мягкому» праву относятся резолюции, декларации, рекомендации международных организаций, заключительные акты международных конференций, совместные декларации государств и др.

Во введении (автор - Александр Вашкевич, кандидат юридических наук, профессор, академический департамент социальных наук Европейского гуманитарного университета (Вильнюс), судья Конституционного Суда Республики Беларусь в отставке) к части III «AMICUS CURIAE -справочник юриста» [16] указывается, что институт amicus си^е применяется на протяжении веков и был известен уже римскому праву [17]. Он получил распространение во всех странах общего права и широко применяется в правовых системах Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, США и многих других государств. В Кении данный институт закреплен на высшем - конституционном уровне. Статья 22(3) (е) Конституции Кении гласит: «Организация или физическое лицо, обладающее особыми знаниями, может, с разрешения суда, выступить в качестве «друга суда» [18]. Брифы «друзей суда» широко используются в Верховном Суде США, Конституционном Суде ЮАР и многих других высших судеб-

ных инстанциях стран мира. Совсем недавно был изменен Регламент Конституционного Суда РФ, закрепивший существовавшую и ранее практику представления «инициативных научных заключений по делу, рассматриваемому Конституционным Судом» [19].

Относительно новым явлением в международном праве стало распространение института amicus сите в международных судебных и квазисудебных инстанциях как на универсальном, так и на региональном уровнях. Так, указанный институт применялся или применяется в Международном уголовном суде, Международном трибунале по морскому праву, Органе по урегулированию споров Всемирной торговой организации, ряде договорных органов ООН по правам человека, Межамериканском суде по правам человека, Африканском суде по правам человека и народов, Европейском Суде по правам человека [20]. Однако если в Европейском Суде по правам человека бриф «друга суда» впервые был допущен в дело еще в 1979 году, то для договорных органов ООН возможность НПО выступить в качестве «друга суда» стала настоящей революцией, которая происходит на наших глазах.

В странах с англо-американской правовой системой представление заключений «друга суда» некоммерческими и иными организациями широко распространено - по оценкам специалистов amicus briefs представляются по 85 % дел, рассматриваемых Верховным Судом США. Первое заключение «друга суда» было подано в Верховный Суд США в 1904 году; оно было подготовлено Китайской благотворительной ассоциацией Нью-Йорка и касалось миграционных вопросов [21]. С тех пор, по оценкам ученых, количество поданных заключений выросло на 800 %, хотя количество дел, рассматриваемых Верховным Судом США, существенно не изменилось [22]. В Великобритании эта практика получила распространение гораздо позже - в конце XX века. Примерно в это же время она была распространена и на международные судебные и квазисудебные органы (впервые мнение третьей стороны появилось в деле «Янг, Джеймс и Уэбстер против Соединенного Королевства» в 1981 году), а затем появилась и в странах, принадлежащих к романо-германской правовой семье, в том числе в России.

Необходимость участия «друзей суда» в национальных и международных судах продиктована их положительным влиянием на процесс отправления правосудия. Amicus curiae предлагает помощь суду в качестве нейтрального и незаинтересованного наблюдателя, чтобы помочь

ему прийти к наиболее подходящему решению. Amicus curiae был задуман как «друг», который помогает судам, предоставляя информацию по вопросам права, фактов или любым другим аспектам дела. «Друзья», выступающие на стороне общественных интересов, предоставляют суду исходную, непредставленную или недостаточно представленную информацию, тем самым улучшая процесс принятия судебных решений и качество самого решения, так как судьи, которые их принимают, осведомлены, благодаря «друзьям», о социальном, правовом и фактическом контексте дела и общественных последствиях решения.

Участие «друга суда» делает процесс судопроизводства по конкретному делу в целом более успешным, так как предоставляется дополнительная информация, способная подкрепить и обогатить позиции сторон по делу. Иногда в заключении «друга суда» могут содержаться правовые и иные аргументы, намеренно проигнорированные сторонами по делу из-за стратегических соображений, или информация, которая сторонами была оценена как лишняя или неважная, т. е. ее значение для дела было ошибочно недооценено. Учитывая характеристики предоставляемых «друзьями» заключений, их роль особенно важна тогда, когда перед судом поставлены новые и / или сложные вопросы. Именно поэтому «друзья суда» наиболее активны в конституционном судопроизводстве, в международных судебных органах.

Участие «друзей суда» повышает уровень легитимности судебного процесса и принимающих решение судей, так как позволяет учитывать в деле общественный интерес. Легитимность судей имеет важное значение, так как, в отличие от представителей других ветвей власти, судьи не избираются народом. Публичные слушания и институт amicus curiae приводят в суд «новых действующих лиц», делают судебный процесс более демократичным [23].

AMICUS CURIAE по международным стандартам прав человека и адвокатской деятельности в рассмотренном судом деле

В соответствии со статьей 29 Конституции Республики Узбекистан [24] каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. Пользуясь своим правом, адвокат обратился в Общественное Объединение «Klадiр-касиет» с заявлением о проведении юридического анализа фактических и правовых оснований привлечения к дисциплинарной ответственности на предмет соответствия международным стан-

дартам, реализуемым на территории Республики Узбекистан в связи с ратификацией соответствующих договоров [25].

Общественное Объединение «Klадiр-кlасиет» с 2010 года осуществляет консультирование и оценку законодательства Республики Казахстан в области прав человека с точки зрения его соответствия международным правовым документам в области прав человека; организует мониторинг за соблюдением прав человека в Республике Казахстан; изучает динамику и деятельность по поддержке развития демократических структур гражданского общества в Республике Казахстан. Общественное Объединение «KIадiр-к1асиет» является авторитетной правозащитной организацией, успешно реализующей важные проекты в области прав человека [25].

Стремлением к уважению международного права, соблюдение которого является приоритетом в Республике Узбекистан, а также наличием закрепленного в статье 29 Конституции Республики Узбекистан права на судебную защиту обосновано представление Общественным Объединением «Kадiр-касиет» правового заключения по следующим двум вопросам:

Вопрос 1. Допускают ли международные стандарты осмотр телефона адвоката без соответствующей санкции со стороны органов власти? Под осмотром вещей понимается визуальное изучение личных вещей, подразумевается контакт с вещью. Как правило, производится органами власти в присутствии гражданина, в отношении вещей которого производится осмотр [26] .

В правовой доктрине не является предметом дискуссий, что неприкосновенность адвоката раскрывается в двух аспектах: защита от незаконного вмешательства в частную жизнь и защита адвокатской тайны [27]. Указанное подтверждается международной судебной практикой [28]. Именно с указанной точки зрения необходимо рассмотреть ситуацию, связанную с осмотром телефона адвоката.

Защита от незаконного вмешательства в частную жизнь. Статья 17 Международного пакта о гражданских и политических правах [29], ратифицированного Республикой Узбекистан в 1995 году, предусматривает право каждого человека на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в его личную и семейную жизнь,

произвольных или незаконных посягательств на неприкосновенность его или тайну его жилища и корреспонденции, а также от незаконных посягательств на его честь и репутацию.

Данную статью раскрывает обязательное к применению Замечание общего порядка 16 [30], указывающее, что термин «незаконное» означает, что вмешательство вообще не может иметь места, за исключением случаев, предусмотренных законом. Такие случаи в отношении адвокатов Республики Узбекистан установлены ст. 6 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» [31]: осмотр вещей адвоката может производиться с санкции Генерального прокурора Республики Узбекистан, прокурора Республики Каракалпакстан, прокурора области, города Ташкента и приравненных к ним прокуроров. В свою очередь, в рассматриваемой ситуации осмотр телефона был произведен членами комиссии, которые к данным субъектам не относятся. Осмотр вещей не входит в полномочия Квалификационной комиссии.

Кроме того, Руководящие принципы по защите правозащитников, опубликованные Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека [32], членом которого является Республика Узбекистан, указывают, что информация или данные, полученные в результате незаконного или произвольного вмешательства в частную жизнь юристов (правозащитников), не должны считаться приемлемым ни на одном судебном процессе против этого лица. Члены комиссии составили акт о ведении аудиозаписи после осмотра сотового телефона адвоката, на основании которого привлекли его к дисциплинарной ответственности в условиях, когда члены данной Комиссии не являются уполномоченными на осмотр телефона адвоката органами.

Международная судебная практика исходит из того, что защита от незаконного вмешательства в частную жизнь усиливается в отношении юристов и адвокатов (Дело ЕСПЧ «Мишо против Франции» [33]). Это оправдано тем фактом, что адвокатам отведена фундаментальная роль в демократическом обществе, а именно защита сторон в судебном процессе. Позиция Европейского суда по правам человека в данном ключе однозначна - осмотр ноутбуков и телефонов адвоката без санкции уполномоченных органов является произвольным вмешательством в частную жизнь (например, дело ЕСПЧ «Сяргава против Эстонии» [34]).

Кроме того, в соответствии с пунктом 16 Основных принципов, касающихся роли юристов, правительства обеспечивают, чтобы юристы могли выполнять все свои профессиональные обязан-

ности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства [35].

Таким образом, с большой долей вероятности, исходя из представленных адвокатом документов и указанных международных стандартов, можно сделать вывод о том, что имеет место нарушение ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Защита адвокатской тайны. Специальный докладчик по независимости судей и адвокатов Совета по правам человека ООН неоднократно указывал на важность защиты роли, которую адвокаты и их объединения играют в обеспечении прав человека и основных свобод [36]. В его докладах особо отмечалось, что государства должны воздерживаться от принятия мер, затрудняющих доступ к правосудию или делающих невозможной работу сотрудников судебной системы: судей, адвокатов и прокуроров, а помощь адвоката является основополагающим элементом права на доступ к правосудию [37].

Комитет по правам человека отмечает, что право на юридическую помощь может пониматься, с одной стороны, как право, а с другой -как одна из основных процессуальных гарантий для целей эффективного осуществления других прав человека, следовательно, такое право должно быть признано, гарантировано и поощряться как по уголовным, так и по неуголовным делам (Л/ЖС/23/43, пункт 28) [38]. Речь идёт об адвокатской тайне. Комитет по правам человека отмечает недопустимость осмотра телефонов адвоката без необходимой санкции, так как это может нарушать ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах [39].

Ограничения адвокатской тайны нарушают право обвиняемого на справедливое разбирательство, гарантированное международным правом, и подрывают усилия защитников по делам по предоставлению независимой и беспристрастной юридической помощи и доверие граждан к адвокатам.

Указанное подтверждается международной судебной практикой. Любые обыски и осмотры вещей адвоката без надлежащей санкции в большей части признаются несоразмерными преследуемой законом цели (за исключением случаев, когда адвокат является фигурантом уголовного дела, возбужденного по основаниям, не связанным с адвокатской деятельностью; например, дела ЕСПЧ «Андре и другие против Франции» [40], «Мишо против Франции», «Нимиц против Германии» [41] и пр.). В связи с этим соразмерными

преследуемыми законом целями являются цели, связанные с расследованием уголовных преступлений, не связанных с адвокатской деятельностью. В рассмотренном случае адвокат не является фигурантом уголовного дела, а комиссия не имеет полномочий прокурора для проведения осмотра телефона.

Таким образом, незаконный осмотр телефона адвоката потенциально может нарушать адвокатскую тайну, так как фактически телефон может являться ее источником, а, следовательно, имеются признаки нарушения п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Ратифицированные Республикой Узбекистан международные стандарты не допускают осмотр телефона адвоката без соответствующей санкции со стороны органов власти, а также в случае, если такой осмотр несоразмерен законным целям. Указанное установлено в ст. 14 и 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, соответствующих Замечаниях общего порядка и в международной судебной практике.

Вопрос 2. Допускают ли международные стандарты рассмотрение дела, подразумевающего привлечение к ответственности лица, тем же органом, который формировал обвинительные материалы дела в отношении указанного лица?

Члены комиссии приняли решение о приостановлении действия лицензии адвоката на три месяца по материалам дела, формированием которого занимались члены указанной комиссии.

Международные стандарты в большей степени раскрывают право человека на справедливое судебное разбирательство, которое является важнейшим элементом защиты прав человека и служит одним из процессуальных средств обеспечения верховенства закона. Статья 14 Пакта направлена на обеспечение надлежащего отправления правосудия и с этой целью гарантирует ряд конкретных прав. При этом Замечание общего порядка № 32 [42] указывает, что правосудие в данной части необходимо трактовать широко и относить ко всем видам производства. Как законодательство, так и правоприменительная практика, должны обеспечивать соблюдение процессуальных гарантий в рамках дисциплинарного производства [35].

Соответственно, привлечение к дисциплинарной ответственности, с точки зрения самого производства, должно применяться исключительно в рамках и по итогам проведения справедливой процедуры [43].

Согласно международной судебной практике, нарушение прав адвоката будет иметь место в случае, когда «практически любой проступок [... ] при желании дисциплинарного органа может быть истолкован как достаточное фактическое основание для привлечения к дисциплинарной ответственности» и привести к смещению лица с должности или лишению права осуществлять профессиональную деятельность [44]. При этом анализ документов, представленных адвокатом, позволяет сделать вывод, что вменяемый дисциплинарный проступок отсутствует в актах, регулирующих вопросы этики членов комиссии.

Что касается реализации права, предусмотренного ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, как указывается в Основных принципах ООН, касающихся роли юристов, дело должно быть рассмотрено независимым и беспристрастным органом или судом [35]. Это предполагает отсутствие любого прямого или непрямого влияния, давления, запугивания или вмешательства любой из сторон по любым мотивам. Беспристрастность и независимость выражается в том, что орган, выступающий на стороне обвинения, не может рассматривать дело по существу. В соответствии с пунктом 4 Приказа министра юстиции Республики Узбекистан «Об утверждении положения о квалификационных комиссиях при территориальных управлениях палаты адвокатов Республики Узбекистан» Комиссия в своей деятельности руководствуется принципом независимости. В рассматриваемой ситуации члены Комиссии фактически выступают на «стороне обвинения», в связи с этим решение по дисциплинарному производству может иметь обвинительный уклон, что нарушает принципы независимости и беспристрастности. Несмотря на то, что нормативные акты Республики Узбекистан конкретно такую ситуацию в процессуальном смысле не рассматривают, представляется, что

для соблюдения принципа независимости и беспристрастности данное дисциплинарное дело должно было быть передано Комиссией в административный суд (что в целом допускается в соответствии со ст. 16 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов»). Указанное можно подтвердить также тем, что при дисциплинарном производстве комиссией учитываются тяжесть совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, предшествующая деятельность и поведение адвоката. Общепризнано, что правонарушение - это совершение дей-

ствий вопреки установленным правовым нормам, квалификация данных действий осуществляется уполномоченным органом или судом. В свою очередь, Комиссия таковым не является, а факт совершения адвокатом правонарушения не установлен, что требовало от Комиссии обращения в административный суд с целью квалификации действий адвоката.

Согласно Замечанию общего порядка № 32, дисциплинарное производство в отношении адвокатов должно основываться на соблюдении права на равенство сторон [42]. В соответствии с данным принципом адвокаты должны быть уведомлены о характере и основании предъявленных им обвинений; у адвокатов и их юридических представителей должны быть достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и изложения своей позиции; они должны иметь возможность оспорить утверждения и доказательства своей виновности, в том числе посредством допроса свидетелей, и должны иметь возможность представить свои доказательства, в том числе посредством вызова свидетелей [46]. Указанное закреплено в Руководстве Международной ассоциации юристов (IBA) по учреждению и функционированию процедур обжалования и дисциплинарных процедур.

Решение должно быть письменным и мотивированным на основании законодательства и кодекса профессиональной этики, соответствующих международным стандартам, в свете их применения к представленным допустимым доказательствам [35].

Таким образом, ратифицированные Республикой Узбекистан международные стандарты не допускают рассмотрение дела, подразумевающего привлечение к ответственности лица, тем же органом, который формировал обвинительные материалы дела в отношении указанного лица. Указанное установлено в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, Основных принципах, касающихся роли юристов, Руководстве Международной ассоциации юристов (IBA) по учреждению и функционированию процедур обжалования и дисциплинарных процедур, соответствующих Замечаниях общего порядка и в международной судебной практике.

Пробелы законодательства об адвокатуре, проблемы в деятельности Палаты и ее органов, а также некоторые иные необходимые изменения

1. Большим недостатком в регламентации работы квалификационной комиссии является

отсутствие механизма института отвода всему составу комиссии. То есть создаётся тупиковая ситуация в случае, если адвокат, привлечённый к дисциплинарной ответственности, заявляет отвод всему составу комиссии или, тем более, составу Высшей квалификационной комиссии. В таком случае представляется целесообразным передавать дисциплинарное производство для рассмотрения по существу в суд, причем в будущем предусмотреть для этого упрощенный порядок судопроизводства.

В рассмотренном деле двое членов комиссии при рассмотрении в заседании комиссии материала по аудиозаписи сочли себя правомочными в отсутствие кворума принимать решение по отводу, заявленному адвокатом в отношении остальных пятерых членов комиссии (представитель управления юстиции в том заседании не участвовал). Незаконность указанных действий комиссии установлена решением суда. В результате двое членов комиссии отклонили отвод адвоката, а потом председатель комиссии единоличным решением отказал адвокату в рассмотрении второго заявленного им отвода всем членам комиссии, даже не ставя второе заявление об отводе всем членам Комиссии на обсуждение коллегиального органа. Предлагается внесение соответствующих изменений в Положение о комиссиях, четко регламентирующих процедуры рассмотрения отвода большей части состава комиссии Высшей квалификационной комиссией с передачей дальнейшего рассмотрения дисциплинарного производства, к примеру, в комиссию при другом территориальном управлении Палаты или в суд.

2. На заседаниях комиссий зачастую звучит обвинительная или неуважительная риторика, адвокат чувствует себя «обвиняемым на судилище», такой подход нужно искоренять. При назначении наказания за дисциплинарные проступки, совершенные адвокатами, должен соблюдаться принцип пропорциональности [47, с. 215], согласно международным стандартам, изложенным в принципе 6 Рекомендаций R (2000) 21 Комитета министров государствам-членам о свободе осуществления профессии адвоката, принятым Комитетом министров Совета Европы на 727-м заседании заместителей министров 25 октября 2000 г.

Кроме того, дисциплинарные производства должны соответствовать основным принципам административных процедур, установленным статьей 5 Закона Республики Узбекистан «Об административных процедурах»:

- законность;

- соразмерность;

- достоверность;

- возможность быть выслушанным;

- открытость, прозрачность и понятность административных процедур;

- приоритет прав заинтересованных лиц;

- недопустимость бюрократического формализма;

- содержательное поглощение;

- осуществление административного производства в «одно окно»;

- равноправие;

- защита доверия;

- правомерность административного усмотрения (дискреционного полномочия);

- исследование.

Согласно части 2 статьи 2 Закона Республики Узбекистан «Об административных процедурах»,

«Акты законодательства, устанавливающие специальные административные процедуры, не должны ухудшать положения физических и юридических лиц».

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Узбекистан «Об административных процедурах» административная процедура - процессуальные правила, регламентирующие административно-правовую деятельность административных органов; административно-правовая деятельность -распорядительная деятельность, оказывающая воздействие на отдельных физических или юридических лиц либо группу лиц, выделяемую по определенным индивидуальным признакам. Бесспорно, дисциплину среди адвокатов надо устанавливать и обеспечивать, но законными методами, не попирая профессиональных прав, чести, достоинства адвоката, охраняемых законом.

3. Представляется разумным и демократичным введение сменяемости членов квалификационной комиссии, чтобы члены квалификационной комиссии не становились чиновниками от адвокатуры, которые считают себя уполномоченными вершить правосудие в отношении коллег, злоупотребляя своими полномочиями, не теряли ориентиры, используя свой статус и возможности применять дисциплинарные взыскания. Логично было бы, взяв за основу, например, опыт Канады, самим адвокатам каждой территории на своем общем собрании избирать в комиссию не из 9 человек, а из 30, 40 или даже большего количества человек в зависимости от количества адвокатов на данной территории, с учетом их профессионального опыта и человеческих качеств. Затем путём электронной жеребьевки (без участия должностных лиц Палаты и ее территориальных управлений) на определенный короткий срок, к примеру

на два месяца, формировать состав комиссии. Это в значительной степени будет исключать необъективность и позволит преодолевать косность, которой, как правило, страдают руководители, если долго находятся в должности и «срастаются с креслом».

4. Кроме того, за весь период существования Палаты Высшая квалификационная комиссия при Палате адвокатов осуществляла только одну из своих двух основных задач, предусмотренных частью 3 статьи 13 Закона Республики Узбекистан «Об адвокатуре» и пунктом 1 Положения о Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан, -рассматривала апелляции на решения квалификационных комиссий. При этом вторая функция Высшей квалификационной комиссии, на наш взгляд, даже более важная в стратегическом плане для формирования единых стандартов осуществления адвокатской деятельности, повышения профессионального уровня адвокатов и улучшения качества оказания ими юридической помощи, повышения престижа профессии и института адвокатуры, - обобщение и анализ практики работы квалификационных комиссий при Палате адвокатов - за пятнадцать лет ни разу не выполнена.

В результате отсутствия обобщения и анализа комиссии разных территориальных управлений формируют какую-то свою практику применения Правил этики, не ведая, какие решения приняты Высшей квалифкомиссией по принесенным на их решения апелляциям. При этом в комиссии не раз обсуждались вопросы о том, что адвокаты, по которым квалификационной комиссией были вынесены решения о приостановлении или даже прекращении действия лицензии, продолжают осуществлять адвокатскую деятельность, участвуют в судах и следствии. Нет механизма информирования правоохранительных и судебных органов о приостановлении статуса того или иного адвоката. Решению этих практических проблем в деятельности органов Палаты и квалификационных комиссий способствовала бы скорейшая интеграция Палаты адвокатов и самих адвокатов в судебные и иные государственные электронные базы.

Обобщение и анализ практики квалификационных комиссий является критически важным и необходимым для всего адвокатского сообщества, а результаты такого обобщения должны широко обсуждаться в профессиональных кругах после их опубликования на официальном сайте Палаты. Представляется целесообразным внести изменения в положения о квалификационных комис-

сиях всех уровней, устанавливающие конкретную периодичность проведения обобщений и анализа практики комиссий, не превышающую, например, одного раза в полугодие.

5. Огромной проблемой и преградой для привлечения к дисциплинарной ответственности адвокатов, действительно допустивших или даже неоднократно допускавших нарушения законодательства об адвокатуре и / или правил этики, является установленный шестимесячный срок привлечения адвоката к ответственности с момента совершения нарушения и отсутствие нормы о приостановлении течения указанного срока с момента подачи обращения в органы Палаты. Практика комиссии показала, что, учитывая длительность судебных разбирательств и расследования дел правоохранительными органами, доверители и подзащитные часто лишаются возможности добиться привлечения недобросовестного адвоката к дисциплинарной ответственности, ссылающегося на неэффективность работы госорганов и другие причины, умышленно затягивающего срок ожидания действий адвоката с тем, чтобы истек шести месячный срок применения взыскания. Представляется целесообразным внести соответствующие изменения об увеличении срока привлечения к дисциплинарной ответственности адвоката до одного года с момента совершения нарушения или с момента, когда об этом стало известно заинтересованному лицу, предусмотрев при этом, что подача соответствующего обращения на неправомерные действия адвоката в органы Палаты приостанавливает течение указанного срока.

6. В результате подготовки к судебному разбирательству стало известно о том, что в Палате не ведется перечень локальных актов, и для ознакомления с ними необходимо сообщить конкретный локальный акт, интересующий адвоката. Если нигде не осуществлялось их официальное опубликование и доведение до сведения всех адвокатов посредством собственных СМИ - в журнале «Адвокат» и газете «Адвокат-пресс», на страницах социальных сетей и в мессенджерах Палаты, то как их могут соблюдать члены адвокатского сообщества, а также осуществлять контроль за их соблюдением работниками Палаты и ее органов? Кроме того, некоторые локальные акты Палаты и ее органов настолько устарели, что противоречат действующему законодательству, но при этом не отменены и не приведены в соответствие. В частности, согласно пункту 4 должностной инструкции начальника территориального управления, являющейся Приложением № 13 к Приказу пред-

седателя Палаты № 7ум от 03.09.2010, в его функциональные обязанности входит рассмотрение материалов служебного расследования в отношении адвокатов территории и возбуждение дисциплинарного производства, что прямо противоречит части 2 статьи 14 Закона «Об адвокатуре», согласно которой «Дисциплинарное производство возбуждается решением квалификационных комиссий или Высшей квалификационной комиссии».

Палате необходимо незамедлительно провести полную ревизию и анализ локальных актов Палаты и ее органов для внесения соответствующих изменений на предмет приведения в соответствие с Конституцией и законами Узбекистана.

7. Необходимо заострить внимание и на том, что тренинги, семинары, круглые столы, конференции проводятся Палатой, чаще всего, без их заблаговременного анонсирования и обеспечения участия в них широких масс адвокатов как в офлайн, так и в онлайн-форматах. Как правило, Палата постфактум публикует информацию о проведенных с участием адвокатов мероприятиях, обзванивая и приглашая отдельных адвокатов индивидуально.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокое звание адвоката требует от него непрерывного повышения квалификации и постоянной работы над собой. Организация такой эффективной системы повышения квалификации является одной из основных задач Палаты, предусмотренной Законом «Об адвокатуре» [45].

8. Хотелось бы отметить, что прекрасной традицией адвокатуры Узбекистана стало проведение конкурса «Адвокат года» с различными номинациями, что, безусловно, стимулирует адвокатов к достижению лучших результатов в деятельности. Однако важно, чтобы жюри конкурса избиралось самими адвокатами, и критерии отбора были четкими и прозрачными, а сами конкурсные работы должны быть широко опубликованы собственными и иными СМИ, чтобы адвокаты и население видели стандарты адвокатской деятельности, к которым необходимо стремиться.

В заключение представляется важным напомнить всем коллегам, что из международных стандартов адвокатской деятельности и законодательства об адвокатуре Узбекистана абсолютно очевидно, что работа органов адвокатского самоуправления должна быть не закулисной и не враждебной для адвокатов, в ней должна действовать презумпция добросовестности адвоката и уважения к нему.

Адвокатское сообщество, безусловно, должно объединяться, в том числе и согласно разделу 5 Общего кодекса правил для адвокатов стран

Европейского сообщества. Одним из международных стандартов адвокатской деятельности является «дух корпоративного единства», который предполагает отношения доверия и сотрудничества, поддерживаемые адвокатами между собой и ради интересов клиентов, и ради избегания ненужных споров [47, с. 224].

Список источников

1. Решение Ташкентского межрайонного административного суда от 18.01.2024 и Постановление апелляционной инстанции Ташкентского городского административного суда от 06.03.2024 по делу № 5-1001-2310/2 [Электронный ресурс]. URL: https://my.sud.uz/.

2. Закон Республики Узбекистан «Об административных процедурах», ст. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/3492203/.

3. Положение о Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан, п. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/1459052.

4. Положение о квалификационных комиссиях при территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан, п. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/1458645.

5. Основные принципы, касающиеся роли юристов, ООН, 1990 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www. ohchr.org/en/instruments-mechanisms/instruments/basic-principles-role-lawyers.

6. Конституция Республики Узбекистан, ст. 141 [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/6445147/.

7. Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре», ст. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/ docs/58372.

8. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов», ст. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ docs/1321.

9. Положение о Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан, п. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/1459052.

10. Положение о квалификационных комиссиях при территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан, п. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/1458645/.

11. Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре», ст. 10 [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ acts/58372.

12. Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре», ст. 12-1 [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ acts/58372.

13. Частное определение Ташкентского межрайонного административного суда от 18.01.2024 по делу № 5-1001-2310/2989 [Электронный ресурс]. URL: https:// my.sud.uz/.

14. Приложение к приказу Министра юстиции № 79-мх от 27.03.2009, регистр. № 1928 [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/1509656.

15. Приложение к приказу Министра юстиции № 80-мх от 27.03.2009, регистр. № 1929 [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/1544307.

16. AMICUS CURIAE - справочник юриста: Информационное изд. / подготов. к печати Хельсинским фондом по правам человека (hfhr.pl) и Санкт-Петербургской общественной правозащитной организацией «Гражданский контроль» (citwatch.org). СПб., 2019.

17. Krislov S. The Amicus Curiae Brief: From Friendship to Advocacy // Yale Law Journal. 1963. № 4. P. 694.

18. http://kenyalaw.org:8181/exist/kenyalex/actview. xql?actid=Const2010.

19. https://rg.ru/2017/10/19/reg-szfo/konstitucionnyj-sud-zakrepil-v-reglamente-institut-druzej-suda.html.

20. Wilk A. Amicus curiae before international courts and tribunals. Baden-Baden: Nomos, 2018.

21. 21.Friends of the Supreme Court: Interest Groups and Judicial Decision Making By Paul M. Collins, Jr. P. 40-41.

22. University of Pennsylvania Law Review. 2000. Vol. 148.

23. AMICUS CURIAE - справочник юриста. Введение к части II / автор Елена Шахова, председатель СПб ОО «Гражданский контроль». C. 36.

24. Конституция Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: https://constitution.uz/ru/clause/index.

25. Об общественном объединении «Kадiр-касиет» [Электронный ресурс]. URL: https://kkassiyet.wordpress. com.

26. Танделова К.И. Актуальные вопросы адвокатской тайны // Вестник науки. 2022. № 4 (49).

27. Абовян К.Ж. Понятие и правовая природа конфиденциальности в деятельности адвоката-защитника // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. 2015. № 2.

28. Обзор Европейского суда по правам человека об адвокатской тайне [Электронный ресурс]. URL: https:// fparf.ru/documents/judicial-decisions/the-decision-of-the-echr/overview-of-the-european-court-of-human-rights-attorney-client-privilege.

29. Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс]. URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.

30. Замечание общего порядка 16 [Электронный ресурс]. URL: http://docstore.ohchr.org/SelfServices/ FilesHandler.ashx?enc=6QkG1d%2FPPRiCAqhKb7yhsqI kirKQZLK2M58RF%2F5F0vFwFEdvfY90sFrgVu%2FCF2 Thw1PRUJ93IYXCN3v2y0PJv208Y2pKZQe8j0yhcav%2B CAkmb9DZyI9H3C64BpYHhW8M.

31. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/1321.

32. Руководящие принципы по защите правозащитников, опубликованные Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека [Электронный ресурс]. URL: https://www.osce.org/ru/odihr/123728.

33. Дело ЕСПЧ «Мишо против Франции» [Электронный ресурс]. URL: https://fparf.ru/documents/judicial-decisions/the-decision-of-the-echr/overview-of-the-european-court-of-human-rights-attorney-client-privilege.

34. Дело ЕСПЧ «Сяргава против Эстонии» [Электронный ресурс]. URL: https://fparf.ru/documents/judicial-decisions/the-decision-of-the-echr/overview-of-the-european-court-of-human-rights-attorney-client-privilege.

35. Основные принципы, касающиеся роли юристов [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/role_lawyers.shtml.

36. United Nations Document № A/HRC/35/31. 9 June 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UN-DOC/GEN/G17/159/80/pdf/G1715980. pdf?OpenElement.

37. United Nations Document № A/HRC/8/4. 13 May 2008 [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ ru/A/HRC/8/4.

38. United Nations Document № A/HRC/23/43. 15 March 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UN-DOC/GEN/G13/119/35/pdf/G1311935. pdf?OpenElement.

39. United Nations Document № A/HRC/71/348. 22 August 2016 [Электронный ресурс]. URL: https:// undocs.org/ru/A/71/348.

40. Дело ЕСПЧ «Андре и другие против Франции» [Электронный ресурс]. URL: https://fparf.ru/documents/ judicial-decisions/the-decision-of-the-echr/overview-of-the-european-court-of-human-rights-attorney-client-privilege.

41. Дело ЕСПЧ «Нимиц против Германии» [Электронный ресурс]. URL: https://fparf.ru/documents/judicial-decisions/the-decision-of-the-echr/overview-of-the-european-court-of-human-rights-attorney-client-privilege.

42. Замечание общего порядка № 32, Статья 14: Право на равенство перед судами и трибуналами и право на справедливое судебное разбирательство, CCPR/C/ GC/32, 23 августа 2007 г., п. 25.

43. Общие соображения относительно произвольности в контексте статьи 17 МПГПП, Новак, Комментарий МПГПП. 2-е изд. C. 383, 384.

44. Дело ЕСПЧ «Oleksandr Volkov v Ukraine» [Электронный ресурс]. URL: https://icj2.wpenginepowered. com/wp-content/uploads/2013/06/CIS-icj-opinion-lawyers-discipline-law-advocacy-analysis-brief-2013-rus.pdf.

45. Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре», ст. 12-2, URL: https://lex.uz/ru/docs/58372#58548.

46. Руководство по учреждению и функционированию процедур обжалования и дисциплинарных процедур [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibanet. org/MediaHandler?id=2A17AA40-79A9-4B99-90A6-D0A7825FD76F.

47. Международные стандарты адвокатской деятельности: пособ. / Центр повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан. 2014.

References

1. Reshenie Tashkentskogo mezhrajonnogo admin-istrativnogo suda ot 18.01.2024 i Postanovlenie apelly-acionnoj instancii Tashkentskogo gorodskogo adminis-trativnogo suda ot 06.03.2024 po delu № 5-1001-2310/2 [E4ektronny>j resurs]. URL: https://my.sud.uz/.

2. Zakon Respubliki Uzbekistan «Ob administrativny"x procedurax», st. 4 [E4ektronny>j resurs]. URL: https://lex. uz/ru/docs/3492203/.

3. Polozhenie o Vy"sshej kvalifikadonnoj komissii pri Palate advokatov Respubliki Uzbekistan, p. 2 [E"lektro-nny"j resurs]. URL: https://lex.uz/docs/1459052.

4. Polozhenie o kvalifikadonny"x komissiyax pri territorially^ upravleniyax Palaty" advokatov Respubliki Uzbekistan, p. 2 [E4ektronny>j resurs]. URL: https:// lex.uz/ru/docs/1458645.

5. Osnovny"e prindpy", kasayushhiesya roli yuristov, OON, 1990 g. [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www. ohchr.org/en/instruments-mechanisms/instruments/basic-principles-role-lawyers.

6. Konstituciya Respubliki Uzbekistan, st. 141 [E"lek-tronny"j resurs]. URL: https://lex.uz/ru/docs/6445147/.

7. Zakon Respubliki Uzbekistan «Ob advokature», st. 4 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://lex.uz/ru/docs/58372.

8. Zakon Respubliki Uzbekistan «O garantiyax advo-katskoj deyatel"nosti i sodaFnoj zashhite advokatov», st. 2 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://lex.uz/docs/1321.

9. Polozhenie o Vy"sshej kvalifikacionnoj komis-sii pri Palate advokatov Respubliki Uzbekistan, p. 4 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://lex.uz/docs/1459052.

10. Polozhenie o kvalifikadonny"x komissiyax pri territorial~ny~x upravleniyax Palaty" advokatov Respubliki Uzbekistan, p. 4 [E"lektronny"j resurs]. URL: https:// lex.uz/ru/docs/1458645/.

11. Zakon Respubliki Uzbekistan «Ob advokature», st. 10 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://lex.uz/acts/58372.

12. Zakon Respubliki Uzbekistan «Ob advokature», st. 12-1 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://lex.uz/ acts/58372.

13. Chastnoe opredelenie Tashkentskogo mezhrajonno-go administrativnogo suda ot 18.01.2024 po delu № 5-10012310/2989 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://my.sud.uz/.

14. Prilozhenie k prikazu Ministra yusticii № 79-mx ot 27.03.2009, registr. № 1928 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://lex.uz/ru/docs/1509656.

15. Prilozhenie k prikazu Ministra yusticii № 80-mx ot 27.03.2009, registr. № 1929 [E"lektronny"j resurs]. URL: https://lex.uz/ru/docs/1544307.

16. AMICUS CURIAE - spravochnik yurista: Informa-cionnoe izd. / podgotov. k pechati Xel"sinskim fondom po pravam cheloveka (hfhr.pl) i Sankt-Peterburgskoj obsh-hestvennoj pravozashhitnoj organizaciej «Grazhdanskij kontrol"» (citwatch.org). SPb., 2019.

17. Krislov S. The Amicus Curiae Brief: From Friendship to Advocacy // Yale Law Journal. 1963. № 4. P. 694.

18. http://kenyalaw.org:8181/exist/kenyalex/actview. xql?actid=Const2010.

19. https://rg.ru/2017/10/19/reg-szfo/konstitucionnyj-sud-zakrepil-v-reglamente-institut-druzej-suda.html.

20. Wilk A. Amicus curiae before international courts and tribunals. Baden-Baden: Nomos, 2018.

21. Friends of the Supreme Court: Interest Groups and Judicial Decision Making By Paul M. Collins, Jr. P. 40-41.

22. University of Pennsylvania Law Review. 2000. Vol. 148.

23. AMICUS CURIAE - spravochnik yurista. Vvedenie k chasti II / avtor Elena Shaxova, predsedatel" SPb OO «Grazhdanskij kontrol"». C. 36.

24. Konstituciya Respubliki Uzbekistan [E"lektronny"j resurs]. URL: https://constitution.uz/ru/clause/index.

25. Ob obshhestvennom ob""edinenii «K,adir-K,asiet» [E"lektronny"j resurs]. URL: https://kkassiyet.wordpress.com.

26. Tandelova K.I. Aktual"ny"e voprosy" advokatskoj tajny" // Vestnik nauki. 2022. № 4 (49).

27. Abovyan K.Zh. Ponyatie i pravovaya priroda konfidencial"nosti v deyatel"nosti advokata-zashhitnika // Vestnik Udmurtskogo universiteta. E"konomika i pravo. 2015. № 2.

28. Obzor Evropejskogo suda po pravam cheloveka ob advokatskoj tajne [E'lektronny'j resurs]. URL: https:// fparf.ru/documents/judicial-decisions/the-decision-of-the-echr/overview-of-the-european-court-of-human-rights-attorney-client-privilege.

29. Mezhdunarodny'j pakt o grazhdanskix i politicheskix pravax [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.

30. Zamechanie obshhego poryadka 16 [E'lektronny'j resurs]. URL: http://docstore.ohchr.org/SelfServices/File-sHandler.ashx?enc=6QkG1d%2FPPRiCAqhKb7yhsqIkirK QZLK2M58RF%2F5F0vFwFEdvfY9OsFrgVu%2FCF2Thw 1PRUJ93IYXCN3v2y0PJv208Y2pKZQe8j0yhcav%2BCAk mb9DZyI9H3C64BpYHhW8M.

31. Zakon Respubliki Uzbekistan «O garantiyax advokatskoj deyateknosti i sodaknoj zashhite advokatov» [E'lektronny'j resurs]. URL: https://lex.uz/docs/1321.

32. Rukovodyashhie prindpy" po zashhite pravoza-shhitnikov, opublikovanny'e Byuro OBSE po demokrat-icheskim institutam i pravam cheloveka [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.osce.org/ru/odihr/123728.

33. Delo ESPCh «Misho protiv Francii» [E'lektronny'j resurs]. URL: https://fparf.ru/documents/judicial-deci-sions/the-decision-of-the-echr/overview-of-the-european-court-of-human-rights-attorney-client-privilege.

34. Delo ESPCh «Syargava protiv E'stonii» [E'lektronny'j resurs]. URL: https://fparf.ru/documents/judicial-decisions/ the-decision-of-the-echr/overview-of-the-european-court-of-human-rights-attorney-client-privilege.

35. Osnovny'e principy", kasayushhiesya roli yuristov [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/conventions/role_lawyers.shtml.

36. United Nations Document № A/HRC/35/31. 9 June 2017 [E'lektronny'j resurs]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UN-DOC/GEN/G17/159/80/pdf/G1715980. pdf?OpenElement.

37. United Nations Document № A/HRC/8/4. 13 May 2008 [E'lektronny'j resurs]. URL: https://undocs.org/ru/A/ HRC/8/4.

38. United Nations Document № A/HRC/23/43. 15 March 2013 [E'lektronny'j resurs]. URL: https://doc-uments-dds-ny.un.org/doc/UN-DOC/GEN/G13/119/35/ pdf/G1311935.pdf?OpenElement.

39. United Nations Document № A/HRC/71/348. 22 August 2016 [E'lektronny'j resurs]. URL: https://undocs.org/ ru/A/71/348.

40. Delo ESPCh «Andre i drugie protiv Francii» [E'lektronny'j resurs]. URL: https://fparf.ru/documents/ju-

dicial-decisions/the-decision-of-the-echr/overview-of-the-european-court-of-human-rights-attorney-client-privilege.

41. Delo ESPCh «Nimicz protiv Germanii» [E4ektronny>j resurs]. URL: https://fparf.ru/documents/judicial-decisions/ the-decision-of-the-echr/overview-of-the-european-court-of-human-rights-attorney-client-privilege.

42. Zamechanie obshhego poryadka № 32, Stat"ya 14: Pravo na ravenstvo pered sudami i tribunalami i pravo na spravedlivoe sudebnoe razbiratel"stvo, CCPR/C/GC/32, 23 avgusta 2007 g., p. 25.

43. Obshhie soobrazheniya otnositekno proizvoknosti v kontekste stat"i 17 MPGPP, Novak, Kommentarij MP-GPP. 2-e izd. C. 383, 384.

44. Delo ESPCh «Oleksandr Volkov v Ukraine» [E'lektronny'j resurs]. URL: https://icj2.wpenginepowered. com/wp-content/uploads/2013/06/CIS-icj-opinion-law-yers-discipline-law-advocacy-analysis-brief-2013-rus.pdf.

45. Zakon Respubliki Uzbekistan «Ob advokature», st. 12-2, URL: https://lex.uz/ru/docs/58372#58548.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46. Rukovodstvo po uchrezhdeniyu i funkdonirovani-yu procedur obzhalovaniya i disdplinarny'x proce-dur [E4ektronny>j resurs]. URL: https://www.ibanet. org/MediaHandler?id=2A17AA40-79A9-4B99-90A6-D0A7825FD76F.

47. Mezhdunarodny"e standarty" advokatskoj deyateknosti: posob. / Centr povy"sheniya kvalifikadi yuristov pri Ministerstve yusticii Respubliki Uzbekistan. 2014.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.04.2024; одобрена после рецензирования 17.04.2024; принята к публикации 17.04.2024.

The article was submitted 09.04.2024; approved after reviewing 17.04.2024; accepted for publication 17.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.