Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ АДВОКАТУРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ АДВОКАТУРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
550
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Область наук
Ключевые слова
адвокаты / юристы / независимая адвокатура / судебно-правовая реформа / международное право и стандарты / верховенство права / защита прав / доступ к правосудию. / advocates / lawyers / the independence of lawyers / the independence of the Bar Association / judicial reform / international law and standards / the rule of law / protection of rights / access to justice.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Турдалиев Джамшид

В статье рассматриваются вопросы институциональной независимости адвокатуры Узбекистана, ключевые факторы, повлиявшие на ее развитие, текущее положение дел и перспективы развития в свете проводимых судебно-правовых реформ в стране. Рассматривается вопрос о том, могут ли права и интересы человека быть защищены без независимого института адвокатуры. Адвокатура, являясь одним из важнейших институтов правовой системы и гражданского общества, играет ключевую роль в защите прав и интересов физических и юридических лиц и вносит свой вклад в построение правового государства в Узбекистане. В связи с этим критически важным является создание правовой основы для обеспечения институциональной независимости адвокатуры, соответствующей международным стандартам. В статье обозначены существующие проблемы по данным вопросам и определены возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL INDEPENDENCE OF THE BAR ASSOCIATION IN UZBEKISTAN: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

The paper discusses the issues relating to institutional independence of the Bar Association of Uzbekistan, the key factors that influenced its development, the current state of play prospects for development in the light of the ongoing judicial reforms in the country. The paper discusses whether human rights and lawful interests can be protected without an independent profession of lawyers. Being one of the most important institutions of the legal system and the civil society, the Bar Association plays a crucial role in protecting the rights and lawful interests of individuals and legal entities and contributes to the establishment of the rule of law in Uzbekistan. In this regard, it is critically important to create a legal framework to ensure the institutional independence of the legal profession in accordance with international standards. The paper outlines the existing problems on these issues and identifies possible ways of their solution.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ АДВОКАТУРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

12.00.07 - СУД хокимияти. ПРОКУРОР НАЗОРАТИ. ХУЦУЦНИ МУХОФАЗА цилиш фаолиятини ташкил этиш. адвокатура

UDC: 347.965 (042)(575.1)

Турдалиев Джамшид

преподаватель кафедры «Суд, правоохранительные органы и адвокатура» Ташкентского государственного юридического

университета, адвокат адвокатской фирмы My Lawyer, член правления Палаты адвокатов Республики Узбекистан

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ АДВОКАТУРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы институциональной независимости адвокатуры Узбекистана, ключевые факторы, повлиявшие на ее развитие, текущее положение дел и перспективы развития в свете проводимых судебно-правовых реформ в стране. Рассматривается вопрос о том, могут ли права и интересы человека быть защищены без независимого института адвокатуры. Адвокатура, являясь одним из важнейших институтов правовой системы и гражданского общества, играет ключевую роль в защите прав и интересов физических и юридических лиц и вносит свой вклад в построение правового государства в Узбекистане. В связи с этим критически важным является создание правовой основы для обеспечения институциональной независимости адвокатуры, соответствующей международным стандартам. В статье обозначены существующие проблемы по данным вопросам и определены возможные пути их решения.

Ключевые слова: адвокаты, юристы, независимая адвокатура, судебно-правовая реформа, международное право и стандарты, верховенство права, защита прав, доступ к правосудию.

Турдалиев Джамшид

"Суд, ^у^у^ни мух,офаза ^илувчи органлар ва адвокатура" кафедраси у^итувчиси, "My Lawyer" адвокатлик фирмаси адвокати, Узбекистан Республикаси Адвокатлар палатаси бош^арувининг аъзоси

УЗБЕКИСТОНДА АДВОКАТУРАНИНГ ИНСТИТУЦИОНАЛ МУСТАЦИЛЛИГИ: МУАММОЛАР ВА УЛАРНИ ХДЛ ЭТИШ ЙУЛЛАРИ

Аннотация. Мацолада Узбекистонда амалга оширилаётган суд-ууцуц ислоуотлари доирасида мамлакатда адвокатуранинг институционал мустациллиги, унинг ривожланишига таъсир курсатган омиллар, уозирги уолати ва истицболдаги ривожланиши масалалари ёритилган. Мустацил адвокатура институтисиз инсон ууцуц ва манфаатлари уимоя цилиниши мумкинми, деган масала куриб чицилган. Адвокатура, ууцуц тизими ва фуцаролик жамиятнинг энг мууим институтларидан бири булиб, жисмоний ва юридик шахсларнинг ууцуцлари ва манфаатларини уимоя цилишда мууим роль уйнайди уамда Узбекистонда ууцуций давлатни барпо этишда уз уиссасини цушади. Шу уринда халцаро стандартларга мувофиц булган адвокатуранинг институционал мустациллигини таъминлашнинг ууцуций асосларини яратиш ута мууимдир. Мацолада мазкур масалаларга оид булган мавжуд муаммолар белгиланган уамда уларнинг ечимларини аницлаш йуллари баён цилинган.

Калит сузлар: адвокатлар, юристлар, мустацил адвокатура, суд-ууцуц ислоуотлари, халцаро ууцуц ва стандартлар, ууцуц устуворлиги, ууцуцларни уимоя цилиш, одил судловдан баураманд була олиш.

12.00.07 - СУД хокимияти. ПРОКУРОР НАЗОРАТИ. ХУ^УЦНИ МУХОФАЗА цилиш фаолиятини ташкил этиш. адвокатура

Turdaliev Djamshid

Lecturer of the Department of Courts, Law Enforcement Agencies and Advocacy, Tashkent State University of Law, Attorney at «My Lawyer» Law Firm, Member of the Board of the Chamber of Advocates of the Republic of Uzbeki&an

INSTITUTIONAL INDEPENDENCE OF THE BAR ASSOCIATION IN UZBEKISTAN: PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Abûract. The paper discusses the issues relating to institutional independence of the Bar Association of Uzbekitfan, the key factors that influenced its development, the current State ofplay prospects for development in the light of the ongoing judicial reforms in the country. The paper discusses whether human rights and lawful interetfs can be protected without an independent profession of lawyers. Being one of the motf important institutions of the legal sytfem and the civil society, the Bar Association plays a crucial role in protecting the rights and lawful interetfs of individuals and legal entities and contributes to the establishment of the rule of law in Uzbekistan. In this regard, it is critically important to create a legal framework to ensure the institutional independence of the legal profession in accordance with international Standards. The paper outlines the existing problems on these issues and identifies possible ways of their solution.

Keywords: advocates, lawyers, the independence of lawyers, the independence of the Bar Association, judicial reform, international law and Standards, the rule of law, protection of rights, access to juStice.

Введение

Адвокатура является одним из важнейших институтов правовой системы и гражданского общества, на который возложена ключевая роль по защите прав и интересов физических и юридических лиц. Она вносит неоценимый вклад в построение правового государства, выступает гарантом предоставления надлежащей квалифицированной юридической помощи субъектам правоотношений, без которой в современных реалиях невозможно обеспечение доступа к правосудию. В связи с этим критически важным является создание условий для обеспечения институциональной независимости адвокатуры, соответствующих международным стандартам.

Под институциональной независимостью адвокатуры принято понимать самоуправляемость адвокатуры как юридической профессии и независимость при принятии решений по вопросам доступа к профессии, дисциплинарной ответственности ее членов [1]. При исследовании данного вопроса считаем целесообразным ознакомиться с ключевыми факторами, повлиявшими на развитие института адвокатуры в Узбекистане, в разрезе исторических событий, политических и социальных изменений, происходящих в стране. Опираясь на такую историческую ретроспективу, возможно, будет лучше понять причины возникновения проблем, касающихся институциональ-

ной независимости адвокатуры и определить возможные пути их решения.

Краткая история развития института адвокатуры Узбекистана

История государственности и права Узбекистана своими корнями уходит вглубь веков и насчитывает более трех тысячелетий, хотя институт адвокатуры на территории страны начинает складываться гораздо позже. Территория Узбекистана являлась частью самых древних и выдающихся цивилизаций и империй: Бактрия, Хорезм, Согд, Парфия, империя Александра Македонского, Греко-Бактрийское царство Кушан и др [2].

В начале VIII века Средняя Азия была завоевана арабами и вошла в состав арабского халифата [3], что послужило началом распространения здесь мусульманского права, которое действовало вплоть до начала XX века. Оформление права в рамках шариата включало и создание юридических институтов, в частности института адвокатуры. Возникновение института адвокатуры в шариатском судопроизводстве явилось результатом развития и усовершенствования мусульманской юридической практики [4].

С 1860-х гг. части современного Узбекистана вошли в состав Российской империи. 11 июля 1867 г. образовано Туркестанское генерал-губернаторство. Благодаря судебной реформе 1864 г. в Российской империи начал действовать инсти-

тут присяжных поверенных - адвокатов, состоявших на государственной службе при окружных судах или судебных палатах. Появились присяжные поверенные и в Туркестанском крае, однако выступали они только в судах Российской империи, то есть в органах колониального аппарата.

Первая профессиональная адвокатура под названием «Филиал защитников» как самоуправляемая структура на территории Узбекистана была создана в 1879 г. в городе Коканде и объединяла в себе более десяти правозаступников, которых называли «закончи» [5]. Филиал был создан по инициативе Абдунаби Куролбая, получившего юридическое образование в Санкт-Петербурге. Его считают первым узбекским адвокатом.

В 1899 г. при Ташкентской судебной палате и окружных судах были учреждены коллегии защитников. Они руководствовались российским законодательством. В Бухаре с 1915 г. функционировал «Филиал добровольных адвокатов», созданный Валихоном Ходжи, который изучал адвокатскую практику в России и Турции [6]. В 1919 году он был обвинен в неуважении к эмиру, заключен под стражу и казнен.

Следует отметить, что для местного населения поступление в адвокатуру было связано с большими трудностями - в отношении лиц нехристианского происхождения существовали ограничения, они могли стать присяжными поверенными только с разрешения министра юстиции (Постановление от 8 ноября 1889 г.). Также, хотя официального запрета и не существовало, по факту в адвокатуру не допускались женщины. До 1917 г. среди присяжных поверенных Туркестанского края не было ни одной женщины.

Революция 1917 г. коренным образом изменила ситуацию на территории Туркестанского края. Вместе с другими органами старой юстиции была упразднена и адвокатура. Упразднив старую адвокатуру, Декрет о суде № 1 установил допуск в качестве защитников всех неопороченных граждан обоего пола, пользующихся гражданскими правами, причем защитники могли участвовать и в предварительном следствии. 19 декабря 1917 г. Народный комиссариат юстиции утвердил инструкцию революционного трибунала, согласно которой при них предполагалось создавать коллегии правозаступников с использованием функций и обвинения, и защиты. Согласно Декрету о

суде № 2 от 7 марта 1918 г., при советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов создается коллегия лиц, посвятивших себя пра-возаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты. Только эти лица имели право выступать в суде за плату [7]. В последующем, в 20-х годах наблюдался классовый подход к адвокатуре, и, как отмечалось рядом государственных деятелей того периода, к примеру, таких как Д.И. Курский [8] и П.И. Стуч-ка [9] адвокат прежде всего должен служить не закону, а государству.

18 марта 1920 г. ВЦИК принял декрет об утверждении нового Положения о революционных трибуналах, согласно которому должностная адвокатура была упразднена, и осуществление защиты стало рассматриваться как общественная повинность всех граждан, способных выполнять эту обязанность. Вся работа коллегий велась под контролем облисполкомов Советов, а руководство деятельностью коллегий по республике в целом осуществлял Народный Комиссариат Юстиции ТАССР.

Мусульманское право продолжало применяться на территории Туркестана до начала 1920 г., когда были окончательно свергнуты Бухарский эмират и Хивинское ханство. Несмотря на влияние законодательства РСФСР, на практике казийские суды продолжали применять нормы шариата и адата [10]. В семейно-бытовой сфере обыденное толкование и применение шариатских норм сохранялось в той или иной мере до 1928 г.

Днем рождения советской адвокатуры по существу стало 26 мая 1922 г., когда ВЦИК утвердил Положение об адвокатуре. В нем предусматривалось создание при губернских отделах юстиции коллегий защитников по уголовным и гражданским делам, регламентировался состав и деятельность этих коллегий, функции их президиумов, порядок оплаты труда защитников и т. д. Данное положение, определившее организационную структуру и принципы деятельности советской адвокатуры, распространялось и на ТАССР как составную часть РСФСР. 5 января 1924 г. было утверждено Положение о судоустройстве Бухарской Народной Советской Республики, установившее, что при окружных судах состоят коллегии защитников по уголовным и гражданским делам, деятельность которых регулируется

особым Положением. Общее руководство их работой осуществлял Комиссариат (Назират) юстиции, а повседневная деятельность коллегий велась под руководством их президиумов.

К маю 1924 г. в ТАССР насчитывалось всего 106 защитников, из них в Сырдарьинской области - 52, Самаркандской - 18, Туркменской - 13, Джетысуйской (Семиреченской) - 14, Ферганской - 9, в Амударьинском отделе не было ни одного защитника. Из общего числа защитников лишь около 20 человек составляли лица местных национальностей. Поэтому власти придавали особое значение вопросам вовлечения представителей коренного населения в ряды коллегий защитников республики.

1 октября 1924 г. Советом Народных Назиров (Комиссаров) Бухарской республики утверждено Положение о коллегии правозащитников при судах БНСР, издание которого предусматривалось Положением о судоустройстве БНСР от 5 января 1924 г. Для защиты интересов обвиняемых, представительства сторон и других лиц в уголовных и гражданских делах, а также для ведения дел в правительственных и административных учреждениях учреждалась коллегия правозащитников при судах республики. Коллегия правозащитников находилась в прямом подчинении Назирата юстиции. Прием новых членов производился по постановлениям общего собрания коллегии правозащитников. Копии этих постановлений направлялись Назирату юстиции. О приеме новых членов извещался также Государственный прокурор республики [11].

27 октября 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии была образована Узбекская Советская Социалистическая Республика, которая просуществовала до сентября 1991 г. За этот период было принято три Конституции: в 1927, 1937 и 1978 гг. После образования Узбекской ССР институт советской адвокатуры получает в республике дальнейшее развитие. В 1925 г. ЦИК УзССР утвердил Положение о Народном комиссариате юстиции, на который, в частности, возлагалось и руководство деятельностью коллегий защитников. 29 сентября 1926 г. V сессия ЦИК УзССР утвердила Положение о судоустройстве УзССР, вступившее в силу с 15 февраля 1927 г. Оно предусматривало создание в округах коллегий защитников, действую-

щих на основе особого Положения в интересах оказания юридической помощи населению и осуществления задач судебной защиты. К началу 1928 г. в Узбекской ССР окончательно исчезают суды казиев и биев. Правосудие в республике стало осуществляться единственным органом - советским судом.

К февралю 1928 г. в Ташкентской окружной коллегии адвокатов насчитывалось 85 членов, в том числе: с высшим образованием - 62, окончивших юридические курсы - 4; лиц местных национальностей - 9; женщин - 8. В Самаркандской областной коллегии адвокатов из 43 адвокатов было 11 узбеков, 3 женщины. В Ферганской области из 26 адвокатов 11 были местных национальностей. Хуже всего обстояло дело в районах, бывших ранее в составе БНСР и ХНСР. Так, в Кашкадарье и Хорезме работало лишь по 9 адвокатов [12].

20 июля 1931 г. ЦИК УзССР утвердил Положение о судоустройстве Узбекской ССР в новой редакции. Адвокатура стала укрепляться организационно и пополнилась квалифицированными кадрами, в том числе из лиц местных национальностей. При этом руководство деятельностью коллегий защитников продолжал осуществлять НКЮ УзССР. С организацией в 1936 г. союзно-республиканского Наркомата юстиции в составе НКЮ УзССР был создан отдел судебной защиты и юридической помощи населению. Этот отдел стал единым органом, на который возлагалось организационное руководство в масштабе всей республики деятельностью адвокатуры.

В 1936 г. предусматривалось, что в адвокатуре УзССР должно действовать 186 адвокатов, а фактически (включая стажеров и практикантов) имелось 127 человек. В адвокатуре республики тогда работало лишь 33 человека с высшим юридическим образованием и 24 со школьно-правовой и курсовой подготовкой [11]. В связи с острой нехваткой адвокатов требовались меры для изменения ситуации и увеличения состава адвокатов, расширения всех форм работы по подготовке кадров и повышению их профессиональной квалификации.

С принятием Конституции СССР 1936 г. право на защиту в суде было возведено в конституционный принцип (ст. 111), руководствуясь которым 16 августа 1939 г. было утверждено Положение об адвокатуре СССР, которое предусмотрело еди-

ную организацию адвокатуры во всех союзных республиках. Всю работу адвокаты вели в юридических консультациях, органами управления коллегии являлись общее собрание адвокатов, президиум коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Общее руководство коллегиями адвокатов возлагалось на союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР и его местные органы. Адвокатской практикой могли заниматься только члены коллегий адвокатов, а лица, не являвшиеся членами коллегий адвокатов, допускались к этой деятельности лишь с разрешения Наркомю-ста союзной республики. В соответствии с этим, Положением во всех областях Узбекской ССР и Каракалпакской АССР были созданы областные коллегии адвокатов, городские и районные юридические консультации.

В 1941 г. в республике работало 408 адвокатов, а уже в 1942 г. - 478, из них 96 узбеков. К 1945 г., в первые послевоенные годы, кадровый состав адвокатуры ухудшился. Связано это было как с гибелью многих адвокатов на войне, так и с призывом в адвокатуру множества молодых малограмотных защитников.

На 1 января 1946 г. в Узбекистане было 330 адвокатов (из них 151 в Ташкентской коллегии). Высшее юридическое образование имели 130, среднее - 80. Большинство лиц с юридическим образованием работали в Ташкенте [13]. В Средней Азии того периода увеличивалось число адвокатов без соответствующей юридической подготовки. Руководство юстиции стимулировало адвокатскую учебу и организовывало работу президиумов в данном направлении. Приказ Министерства юстиции СССР от 12 января 1948 г., кроме прочего, обязывал президиумы коллегий отчислять малограмотных адвокатов, не желающих повышать свою квалификацию. 15 марта 1948 г. министерством был издан Приказ № 15 об итогах проверки работы коллегий адвокатов и отдела адвокатуры министерства. Была отмечена плохая работа по подготовке кадров. Только 29 % адвокатов составляли узбеки. На 1 января 1949 г. в Узбекистане было 393 адвоката (из них 111 женщин), в том числе адвокатов местных национальностей - 109 [14].

Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 4 августа 1956 г. № 1048 «О мероприятиях по проведению в жизнь Указа ПВС СССР

от 4 августа 1956 г», руководство адвокатскими коллегиями возлагалось на министерства юстиции республик. МЮ УзССР приняло в 1950-х гг. Инструкцию о порядке рассмотрения дисциплинарных дел адвокатов, Методические указания о составлении производства адвокатов по судебному делу и т. д. [15]. В этот период постепенно уменьшалась опека со стороны государственных органов, восстанавливалась финансовая система адвокатских общественных организаций, повышалось качество оказания юридической помощи населению. Деятельность адвокатуры стала более стабильной, хотя количество адвокатов в 1958 г. по сравнению с 1949 г. не сильно увеличилось и составляло 402 адвоката, среди которых узбеков - 127 (в том числе 20 узбечек); с высшим образованием - 282, средним - 77 [11].

30 мая 1961 г. Верховным Советом Узбекской ССР было утверждено новое Положение об адвокатуре, которое установило, что коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской практикой. Спустя 10 лет после принятия указанного Положения, к 1972 г., членами коллегий адвокатов УзССР состояли 442 адвоката, из них 353 имели высшее юридическое образование, остальные - среднее и многолетний опыт работы в органах юстиции [12, с. 26].

В 1979 г. был принят Закон СССР «Об адвокатуре СССР», на основе которого Законом УзССР от 12 ноября 1980 г. «Положение об адвокатуре в Республике Узбекистан» (1961 г.) было изложено в новой редакции. Данная редакция практически дублировала положения Закона СССР и Положение об адвокатуре 1961 г. Однако указанное законодательство теперь основывалось на конституционных нормах. С принятием Закона СССР появилась возможность образования адвокатских коллегий по инициативе самих юристов, хотя предложение об образовании коллегии следовало направить в Министерство юстиции союзной республики, которое предоставляло его для утверждения и регистрации в Совет Министров союзной республики. Адвокатами могли стать лишь граждане, имеющие высшее юридическое образование. Лица, не имевшие стажа работы по юридической специальности или имевшие стаж менее двух лет, могли быть приняты в коллегию после стажировки от шести месяцев до одного

года, а лица, имевшие стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, могли быть приняты в члены коллегии при условии прохождения испытательного срока продолжительностью до трех месяцев.

Следует отметить, что в условиях административно-командной системы советского государства право на защиту и участие защитника в отправлении правосудия носило в определенной степени формальный, декларативный характер [16]. Государство в лице Министерства юстиции и партийных органов осуществляло контроль за адвокатской деятельностью [15]. Государством утверждались предельные лимиты штатов коллегий.

Таким образом, в советский период имел место тотальный контроль адвокатуры со стороны государства, хотя некоторые авторы отмечают ее относительную независимость даже в таких условиях [17].

Адвокатура в период независимости

31 августа 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета Узбекской ССР в Ташкент были приняты Постановление «О провозглашении государственной независимости Республики Узбекистан» и Закон «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан». С обретением страной независимости начался новый этап в развитии института адвокатуры в Республике Узбекистан.

8 декабря 1992 г. была принята Конституция Республики Узбекистан, заложившая правовые основы, определяющие роль адвокатуры в осуществлении защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. В частности, в ст. 116 Конституции определено, что обвиняемому обеспечивается право на защиту. Право на профессиональную юридическую помощь гарантируется на любой стадии судопроизводства. Для оказания юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям действует адвокатура. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законом. Немаловажным является то, что в преамбуле Конституции признан приоритет общепризнанных норм международного права.

Фактически до конца 1996 г. деятельность адвокатуры продолжала регулироваться «Положением об адвокатуре в Республике Узбекистан» от 12 ноября 1980 г. В этот период в республике

действовало 14 коллегий адвокатов, 180 юридических консультаций, общее количество адвокатов составляло 1641.

27 декабря 1996 г. принят Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре», ставший важным нормативно-правовым актом для дальнейшего развития института адвокатуры в стране [18]. Законом в числе прочего определены принципы и организационные формы деятельности адвокатуры, порядок создания и деятельности квалификационных комиссий, компетенция Министерства юстиции и другие вопросы. Закон изначально предусматривал лицензирование адвокатской деятельности Министерством юстиции и его региональными подразделениями и не содержал каких-либо положений о создании единого профессионального объединения адвокатов как органа самоуправления адвокатского сообщества (вплоть до реформы 2008 г. в Ассоциации адвокатов Узбекистана, основанной на добровольном членстве, состояло менее 50 % адвокатов) [19]. Изначально ст. 13 закона предусматривала, что для решения вопроса о выдаче лицензии на право занятия адвокатской деятельностью при Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции областей и города Ташкента создаются квалификационные комиссии, которые образуются из равного числа адвокатов и работников органов юстиции. Для рассмотрения апелляции на решения квалификационных комиссий, обобщения и анализа практики работы квалификационных комиссий при Министерстве юстиции Республики Узбекистан была образована Высшая квалификационная комиссия. Состав Высшей квалификационной комиссии утверждался Министерством юстиции Республики Узбекистан и республиканским общественным объединением адвокатов из равного числа работников органов юстиции и адвокатов. В дальнейшем в данную статью, как и во многие положения закона, будут внесены изменения, отражающие тенденции развития института адвокатуры в стране.

С введением в действие Закона «Об адвокатуре» стал наблюдаться рост числа адвокатов. Так, по истечении шести месяцев с момента принятия закона, к 1 июля 1997 г., количество коллегий адвокатов выросло до 20, были организованы 42 адвокатские фирмы, 80 адвокатских бюро, общее количество адвокатов составило 2701.

13 марта 1997 г. принято «Положение о порядке государственной регистрации адвокатских бюро, коллегий, фирм и выдачи лицензий гражданам Республики Узбекистан на право занятия адвокатской деятельностью» (утверждены Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 марта 1997 года № 139, в настоящий момент утратило силу), которым был определен порядок государственной регистрации адвокатских бюро, коллегий и фирм, установлен порядок выдачи лицензий на право занятия адвокатской деятельностью, утверждены формы свидетельства о государственной регистрации адвокатских формирований и лицензии на право занятия адвокатской деятельностью. Положение не предусматривало какого-либо требования к наличию стажа работы для соискателя лицензии.

Критериями для получения лицензии на право занятия адвокатской деятельностью были:

- наличие гражданства Узбекистана;

- наличие высшего юридического образования;

- сдача квалификационного экзамена.

Выпускники вузов, успешно сдавшие квалификационный экзамен, могли получить лицензии на право занятия адвокатской деятельностью без каких-либо ограничений и препятствий, что способствовало привлечению в профессию молодых специалистов.

В августе 1997 г. на II съезде Ассоциации адвокатов Узбекистана были утверждены и введены в действие «Правила профессиональной этики адвокатов Республики Узбекистан» (в настоящий момент утратили силу). Правила предусматривали, что содержащиеся в них требования должны соблюдать все адвокаты в процессе выполнения профессиональной деятельности. За нарушение требований правил могли быть применены меры в виде лишения лицензии.

В декабре 1998 г. был принят Закон Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов», который закрепил независимость как один из основных принципов адвокатской деятельности [20]. Законом установлено, что адвокат и его профессиональная деятельность, жизнь и здоровье находятся под защитой государства, которое осуществляет сотрудничество с адвокатурой для обес-

печения права каждого гражданина на равный и свободный доступ к юридической помощи.

Важнымдокументом,которыйдолженбылпов-лиять на дальнейшее развитие адвокатуры в стране, стал Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему реформированию института адвокатуры в Республике Узбекистан» от 1 мая 2008 г. № УП-3993. Указ имел очень весомый и позитивный общественный резонанс, получил широкую международную поддержку и вызвал оживление среди адвокатского сообщества, так как его целью было заявлено усиление гарантий независимости адвокатов, повышение авторитета и престижа адвокатской профессии. Документом среди других основных направлений по реформированию института адвокатуры было обозначено создание действенной централизованной системы самоуправления адвокатуры, образование эффективной системы лицензирования и совершенствование механизма контроля над соблюдением адвокатами правил профессиональной этики и системы дисциплинарного производства в отношении адвокатов.

В соответствии с указом, на базе Ассоциации адвокатов Узбекистана была создана Палата адвокатов Республики Узбекистан, основанная на обязательном членстве всех адвокатов Республики Узбекистан.Организационная структура Палаты адвокатов Республики Узбекистан была определена Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об организации деятельности Палаты адвокатов Республики Узбекистан» от 29 мая 2008 г. № 112. Данным постановлением установлено, что председатель Палаты адвокатов Республики Узбекистан и его заместители избираются Конференцией Палаты адвокатов Республики Узбекистан по представлению Министерства юстиции Республики Узбекистан сроком на пять лет из числа избранных Конференцией членов Правления Палаты адвокатов Республики Узбекистан. Документом предусмотрено образование территориальных управлений Палаты, руководители которых назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Палаты адвокатов Республики Узбекистан. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Ассоциацией адвокатов Узбекистана было поручено в двухмесячный срок провести учредительную конферен-

цию Палаты адвокатов и обеспечить ее государственную регистрацию.

Так, 12 сентября 2008 г. была проведена учредительная конференция Палаты адвокатов, на которой был утвержден устав, сформировано правление и ревизионная комиссия, по представлению Министерства юстиции избраны председатель Палаты адвокатов Республики Узбекистан (была представлена только одна кандидатура, альтернатив не было) и его заместители [21]. Также на данной конференции были утверждены новые Правила профессиональной этики адвокатов Республики Узбекистан (в настоящий момент утратили силу).

В марте 2009 г. принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 60 «О совершенствовании порядка лицензирования адвокатской деятельности и создания адвокатских формирований», в соответствии с которым утверждены «Положение о лицензировании адвокатской деятельности» и «Положение о государственной регистрации (постановке на учет) адвокатских формирований». Согласно данным постановлениям, адвокаты были обязаны пройти переаттестацию, а действующие в то время адвокатские формирования - пройти перерегистрацию до 1 июля 2009 г. За нарушение порядка регистрации или невыполнение указания лицензирующего органа для адвокатских формирований был установлен штраф до 200 минимальных размеров оплаты труда. Адвокатам пришлось пересдавать квалификационный экзамен, хотя выданные им ранее лицензии имели бессрочный характер.

П. 3 «Положения о лицензировании адвокатской деятельности» и внесенными изменениями в Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре» было установлено, что для получения лицензии лицо, претендующее на приобретение статуса адвоката, должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, в том числе с прохождением стажировки в адвокатском формировании. К сдаче квалификационного экзамена лица, не имеющие соответствующего стажа, не допускаются.

Введение требования о наличии двухлетнего стажа впоследствии привело к тому, что процент молодых специалистов в профессии стал резко сокращаться. Если к 1 января 2009 г. из общего количества адвокатов в республике (4225) число молодых адвокатов в возрасте до 30 лет составля-

ло 224, то через 10 лет это количество уменьшилось практически в три раза. Так, на 1 января 2019 г. из общего количества адвокатов (3944) число молодых адвокатов в возрасте до 30 лет стало составлять всего 67 человек.

Также в марте 2009 г. были утверждены два положения: о квалификационных комиссиях при территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан [22] и о Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан [23]. Половина членов квалификационной комиссии была представлена сотрудниками Министерства юстиции. Данное обстоятельство влияло на независимость профессии и нашло отражение в докладах и отчетах ряда международных организаций [24].

В апреле 2009 г. утверждаются формы ордера на ведение дела адвокатом [25], а в декабре того же года формы статистических данных [26]. С утверждением статистических форм адвокатские формирования обязали дважды в год сдавать в территориальные управления Палаты адвокатов статистическую отчетность (полугодовую и годовую). В последующем Приказом Палаты адвокатов от 4 июля 2011 г. за № 1-к была утверждена примерная номенклатура дел адвокатских формирований, которая обязала каждое адвокатское формирование вести 69 номенклатурных дел (книги, папки делопроизводства, контрольные экземпляры документов и прочие дела), из которых по организационным вопросам - 34, по кадровому делопроизводству - 13, по финансовым вопросам - 22 [27]. Ведение статистической отчетности и 69 номенклатурных дел адвокатскими формированиями стало контролироваться и проверяться со стороны Министерства юстиции и Палаты адвокатов. Это привело к излишней и ненужной бюрократизации и стало дополнительным бременем для адвокатов, которые могли быть привлечены к ответственности за несоблюдение требований по сдаче отчетности и ведению огромного количества номенклатурных дел.

6 октября 2009 г. принят Приказ Министра юстиции Республики Узбекистан [28], согласно которому повышение профессиональной квалификации адвокатов осуществляется в Центре повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан в форме обучения с отрывом от производства, только

в дневной форме. Продолжительность обучения адвокатов определена сроком не менее двух недель. Адвокату, успешно сдавшему зачеты, выдается сертификат установленного образца. Приказом изначально было предусмотрено, что случаи уклонения адвоката от повышения профессиональной квалификации и не сдачи зачетов по итогам обучения подлежат рассмотрению квалификационной комиссией при соответствующем территориальном управлении Палаты адвокатов Республики Узбекистан (впоследствии данное положение было исключено в соответствии с Приказом Министра юстиции Республики Узбекистан). Приказ устанавливает, что нарушение адвокатом требований, выразившееся в неосуществлении им повышения своей профессиональной квалификации в течение последних трех лет, является основанием для прекращения действия его лицензии на право занятия адвокатской деятельностью. Альтернатив повышения квалификации адвокатов в иных учебных центрах законодательно не предусмотрено.

27 сентября 2013 г. была проведена II Конференция Палаты адвокатов (является высшим органом палаты и созывается не реже одного раза в пять лет), на которой был рассмотрен ряд вопросов, в том числе об определении размера вступительных и членских взносов в Палату адвокатов, внесении изменений и дополнений в Положение о Палате адвокатов и Положение о ревизионной комиссии. На конференции были приняты «Правила профессиональной этики адвокатов» в новой редакции, а также, по представлению Министерства юстиции, избраны на новый пятилетний срок председатель палаты и его заместители. Альтернативных кандидатур также представлено не было.

Ряд международных организаций и экспертов неоднократно обращали внимание на вопросы институциональной независимости адвокатуры Узбекистана в связи с реформами 2008 г., в том числе несоответствию требований законодательства Узбекистана международным стандартам. В частности, Международная комиссия юристов (МКЮ) в своем докладе о независимости юридической профессии в странах Центральной Азии сделала следующее заключение: «Палата адвокатов Узбекистана не является независимой, поскольку ее председатель назначается и освобождается от должности по представлению Ми-

нистерства юстиции, которое, хотя и зависит от голосования в Палате, на практике предрешает его исход [...]. Участие исполнительной власти в назначении руководства адвокатской ассоциации не соответствует международным стандартам» [29]. Аналогичной позиции придерживается и Комитет по правам человека ООН [30] и Специальный докладчик ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов [31]. Также отмечалось, что Палата адвокатов не обладает исключительной компетенцией по вопросам, связанным с допуском к профессии, аттестацией и повышением квалификации адвокатов, а также возбуждением дисциплинарного производства в их отношении.

На факты вмешательства в деятельность органов адвокатуры Узбекистана на практике указывали и сами адвокаты, опрошенные в рамках исследования, проведенного Международной комиссией юристов. По мнению респондентов, Министерство юстиции принимает прямое участие в выборе руководителя Палаты адвокатов Республики Узбекистан, а государственные органы вмешиваются в разработку внутренних положений и правил ассоциаций адвокатов [29, с. 27].

По мнению ряда экспертов [32], реформа адвокатуры, начавшаяся в 2008 г., была проведена в противоречии с Указом Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2008 г. № УП-3993 и Планом контроля его реализации, в нарушение внутреннего законодательства Республики и международного права [33], и поставила под угрозу независимость адвокатуры в целом. С момента начала реформ 2008 г. активная часть адвокатов публично выражала обеспокоенность тем, что адвокатура лишается самостоятельности [21].

Отмечалось, что управляемая государством адвокатура не сможет выполнять те высокие функции, которые на нее возлагаются. Каждый адвокат станет беззащитным и уязвимым перед любым давлением со стороны государства. В результате, подобные реформы окажут негативное влияние на всю систему правосудия, и это приведет к качественным изменениям, в результате которых адвокатура может превратиться в придаток государства.

Как показало время, опасения адвокатов были небеспочвенны. Проведенная в 2008 г. реформа не способствовала реальному укреплению институциональной независимости адвокатуры, прев-

ратив ее фактически в орган, контролируемый исполнительной властью. В результате, как отмечают некоторые авторы, адвокатура Узбекистана в своем развитии была отброшена на 10-15 лет назад - госаппарат организационно нейтрализовал адвокатуру [34]. Адвокатура не смогла стать полностью саморегулируемой и самоуправляемой организацией, как того ожидалось при обозначении реформ 2008 г. Все это обусловило необходимость критического пересмотра законодательства Узбекистана, регулирующего деятельность адвокатуры, и проведения новых реформ.

Новые реформы

С конца 2016 г., с приходом к власти нового руководителя страны Ш.М. Мирзиёева, в Узбекистане начались масштабные реформы и перемены. Был взят курс на сближение с соседями, восстановление отношений с другими странами ближнего и дальнего зарубежья, либерализацию экономики и реформы в государственном управлении. В качестве ключевых для всего процесса модернизации страны были названы судебная и административная реформы. Первоначальные шаги в этом направлении были закреплены указами Президента, которые, в том числе, затронули вопросы реформирования сферы правосудия и строгие антикоррупционные меры. В октябре 2016 г. был принят указ о мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы и усилению гарантий защиты прав и свобод граждан [35]. Основными приоритетами государственной политики в сфере дальнейшего реформирования судебно-правовой системы определены обеспечение подлинной независимости судебной власти, надежная защита прав и свобод граждан, а также повышение уровня доступа к правосудию.

В январе 2017 г. Указом Президента Республики Узбекистан утверждена «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» [36], направленная в том числе наукрепление верховенства права и судебной системы. Отдельным подразделом выделено совершенствование системы оказания юридической помощи и услуг, которое также должно быть направлено на развитие института адвокатуры, повышение роли адвоката в рассмотрении уголовных, гражданских, административных и хозяйственных дел.

В декабре 2017 г. была упрощена номенклатура дел, которые должны вести адвокатские формирования. Оставлено ведение 10 дел (количество дел снизилось в 6 раз) и 7 книг регистрации (снижение - в 4 раза) [37]. В январе 2018 г. Приказом Министра юстиции Республики Узбекистан [38] упрощены и сделаны более удобными формы статистической отчетности адвокатских формирований, которые теперь необходимо сдавать один раз в год не позднее 10 января (годичные). Предусмотрена возможность сдачи отчетов в электронном виде с использованием цифровой подписи. Все это, несомненно, снизило уровень бюрократизации, хотя процесс ведения документооборота адвокатских формирований и сдачи статистических отчетов подлежит дальнейшей оптимизации и упрощению, с внедрением современных технологических решений.

В мае 2018 г. был принят Указ Президента «О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов» № УП-5441 [39]. Данный документ является одним из важнейших нормативно-правовых актов, давших новый импульс для развития института адвокатуры страны и определивших основные векторы и перспективы ее развития на ближайшие годы.

Впервые за всю историю страны были открыто обозначены существующие проблемы адвокатуры. В частности, в Указе отмечается, что адвокатура все еще не смогла превратиться в надежный правозащитный институт, пользующийся доверием у населения, имеется ряд факторов, препятствующих полной реализации прав адвокатов и не способствующих оказанию ими качественной юридической помощи. Среди таких факторов обозначены в том числе: сведение роли Палаты адвокатов к минимуму, ограничение ее взаимодействия с адвокатами только сбором статистики; излишняя бюрократизация соответствующих сфер; допущение административного воздействия при рассмотрении вопросов приостановления и прекращения действия адвокатской лицензии, вследствие чего подрывается самостоятельность и независимость адвокатуры.

Данным нормативно-правовым актом предусмотрено сокращение срока обязательной стажировки в адвокатском формировании для получения лицензии на право занятия адвокатской

деятельностью с шести до трех месяцев. Срок для повторной сдачи квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката сокращен с одного года до шести месяцев. Палате адвокатов рекомендовано принять комплексные меры по: переориентированию своей работы в соответствии с современными требованиями, обратив особое внимание на практическую реализацию гарантий деятельности адвокатуры, защиту прав адвокатских формирований и адвокатов, продвижение их законных интересов во взаимоотношениях с государственными органами; обеспечению открытости и гласности деятельности Палаты адвокатов, в том числе прозрачности ее финансово-экономической деятельности.

Одной из новелл, установленных указом, является то, что проекты нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с адвокатской деятельностью и судопроизводством, в обязательном порядке подлежат согласованию с Палатой адвокатов, а председатель Палаты адвокатов вправе участвовать в заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по обсуждению проектов законов и высказывать мнения по ним.

17 ноября 2018 г. состоялась III Конференция Палаты адвокатов Республики Узбекистан. На конференции избран новый председатель Палаты адвокатов и члены правления. Заместители председателя избраны не были, так как эти полномочия всецело перешли к самой Палате адвокатов [40].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В январе 2019 г. приказами министра юстиции внесены изменения в положение о квалификационных комиссиях [41], согласно которым квалификационные комиссии стали состоять в большинстве из числа адвокатов, что соответствует требованиям международных стандартов. Так, квалификационные комиссии территориальных управлений формируются из числа адвокатов, имеющих авторитет среди коллег, а также опытных специалистов в области права в количестве 7-9 человек, назначаемых сроком на два года. При этом, если комиссия состоит из 7 человек, то минимум 4 члена комиссии (если комиссия состоит из 9 человек, то минимум 5 членов комиссии) должны быть адвокатами. Состав же Высшей квалификационной комиссии теперь утверждается совместным постановлением Палаты адвокатов и Министерства юстиции в количестве 9 человек из

числа адвокатов, имеющих авторитет среди коллег, а также опытных специалистов в области права. При этом не менее 5 членов комиссии должны быть адвокатами. В высшей квалификационной комиссии Министерство юстиции теперь представлено всего одним работником министерства, а квалификационные комиссии территориальных управлений представлены одним сотрудником соответствующего территориального управления юстиции.

Еще одним важным шагом, направленным на либерализацию адвокатуры, явилось упразднение в сентябре 2019 г. нормы, предусматривающей, что случаи уклонения адвоката от повышения профессиональной квалификации и не сдачи зачетов по итогам обучения подлежат рассмотрению квалификационной комиссией при соответствующем территориальном управлении Палаты адвокатов [42].

26 марта 2019 г. совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса и Сената Олий Мажлиса была утверждена «Дорожная карта» по пересмотру актов законодательства, подлежащих систематизации и унификации в законах прямого действия. П. 45 «Дорожной карты» предусматривает принятие в 2021 г. единого закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», который заменит ныне действующие Законы «Об адвокатуре» и «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов». В качестве ответственных исполнителей были определены Палата адвокатов Республики Узбекистан, Министерство юстиции и другие заинтересованные министерства и ведомства.

Другим важным документом, направленным на развитие института адвокатуры в Узбекистане, является Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению верховенства Конституции и закона, усилению общественного контроля в данном направлении, а также повышению правовой культуры в обществе» от 13 декабря 2019 г. № ПП-4551. Указанным постановлением предусмотрена разработка проекта Концепции развития института адвокатуры. В соответствии с постановлением в Палате адвокатов Республики Узбекистан была создана рабочая группа, в которую вошли практикующие адвокаты, юристы, представители научного сообщества. Рабочей группой подготовлены проекты Концепции развития института адвока-

туры и «Дорожной карты» по реализации концепции [43].

В 2020 г. также принят ряд указов Президента, направленных на укрепление института адвокатуры и совершенствование системы оказания юридической помощи, субсидируемой государством [44]. Так, пунктом 18 «Дорожной карты», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 22 июня 2020 г. № УП-6012, предусмотрено внесение проекта закона «О бесплатной юридической помощи» в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан [45]. При этом предусматриваются: учет международных стандартов и международного опыта в области оказания бесплатной юридической помощи; расширение доступа к бесплатной юридической помощи, предоставляемой государством малообеспеченным и другим гражданам, нуждающимся в социальной защите, по уголовным, административным и гражданским делам. Инициатива руководства страны, изложенная в вышеуказанных нормах, легла в основу разработки Министерством юстиции Республики Узбекистан совместно с Палатой адвокатов проекта закона «О бесплатной юридической помощи» [46]. Проект закона предусматривает создание специального уполномоченного органа (Центра бесплатной юридической помощи), осуществляющего организацию, контроль и координацию системы предоставления гарантированной государством бесплатной юридической помощи, а также контроля качества бесплатной юридической помощи в соответствии с международными стандартами. Новеллой в законе является расширение доступа к бесплатной юридической помощи, предоставляемой за счет государства, малообеспеченным и другим гражданам, нуждающимся в социальной защите, не только по уголовным, но также по административным и гражданским делам.

Динамика изменения количества адвокатов за последние 12 лет выглядит следующим образом: в 2008 г. в стране насчитывалось 4225 адвокатов, 2009 г. - 2831, 2010 г. - 3071, 2011 г. - 3324, 2012 г. - 3497, 2013 г. - 3398, 2014 г. - 3552, 2015 г. -3682, 2016 г. - 3872, 2017 г. - 3946, 2018 г. - 3944, 2019 г - 3919. По состоянию на 1 января 2020 г. при общем количестве населения Узбекистана 33,905 млн человек в стране осуществляют деятельность 3919 адвокатов, являющихся членами

Палаты адвокатов Республики Узбекистан. Из них - 996 женщин и 2923 мужчин. Количество адвокатов в возрасте до 30 лет составляет 62 человека, в возрасте до 50 лет - 1781 человек, старше 50 лет - 2076 человек.

Таким образом, современная адвокатура Узбекистана имеет историческое наследие советского периода, которое было ознаменовано сильным влиянием исполнительной власти и зависимостью адвокатуры от органов юстиции. Проведенные реформы 2008 г. не дали ожидаемого результата и не смогли обеспечить институциональную независимость адвокатуры, что также привело к сокращению числа адвокатов и создало молодым специалистам дополнительные барьеры при вступлении в профессию адвоката. Реформы, начатые в 2016 г., заложили фундамент для укрепления институциональной независимости адвокатуры Узбекистана, основанный на международных стандартах и передовом международном опыте.

Обеспечение институциональной независимости адвокатуры

Итак, в январе 2021 г. в Узбекистане ожидается принятие единого закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» взамен действующих законов «Об адвокатуре» и «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов». Новый закон должен не только устранить противоречия и пробелы в действующем законодательстве с учетом требований международных стандартов, усилить статус адвоката, но и заложить прочную основу, обеспечивающую институциональную независимость адвокатуры.

Выделяют следующие гарантии, обеспечивающие независимость адвокатуры:

1. Наличие самоуправляемой ассоциации адвокатов, органы и структурные подразделения которой свободно избираются непосредственно адвокатами без какого-либо вмешательства со стороны другого органа или лица [47].

2. Предоставление адвокатской ассоциации исключительной компетенции и полномочиями по вопросам, связанным с допуском к профессии, аттестацией и повышением квалификации адвокатов, а также возбуждением дисциплинарного производства в их отношении [48].

Представляется, что принятие следующих мер, нашедших отражение в Концепции развития

института адвокатуры, в разработке которой принимал участие и автор данной статьи, может стать действенным решением проблем, связанных с институциональной независимостью адвокатуры:

- свободное избрание органов Палаты адвокатов Республики Узбекистан непосредственно адвокатами без какого-либо вмешательства извне;

- выдвижение кандидатов в Председатели Палаты адвокатов Республики Узбекистан по итогам голосования за предлагаемые ими программы реформирования и развития адвокатуры;

- разработка механизма самоуправления адвокатуры, отвечающей принципам независимости, гласности и открытости, обеспечивающего возможность каждого адвоката участвовать в управлении деятельностью адвокатуры;

- определение источников финансирования органов самоуправления (административных расходов и программ развития), разработка программ мер по их расширению и определение принципов формирования и расходования бюджета Палаты адвокатов;

- предоставление Палате адвокатов Республики Узбекистан исключительной компетенции и полномочий по вопросам, связанным с доступом к профессии, повышением квалификации адвокатов, а также возбуждением дисциплинарного производства, прекращением и приостановлением статуса адвоката;

- разграничение сфер ответственности между республиканскими и территориальными органами Палаты адвокатов Республики Узбекистан;

- создание четырехзвенной структуры органов самоуправления Палаты адвокатов Республики Узбекистан: высший представительный орган управления; исполнительные органы республиканского и областного уровней; органы контроля профессии - квалификационная комиссия и дисциплинарный комитет; органы контроля финансово-хозяйственной деятельности - ревизионная комиссия;

- возложение на органы самоуправления Палаты адвокатов Республики Узбекистан обязанности представлять адвокатскому сообществу периодические отчеты о своей деятельности в порядке и объеме, определенном высшим представительным органом управления;

- предоставление адвокатам права на досрочный отзыв представителя органа самоуправления

Палаты адвокатов;

- упразднение лицензирования адвокатской деятельности Министерством юстиции Республики Узбекистан, с сохранением обязательного контроля Палаты адвокатов Республики Узбекистан за системой доступа к профессии;

- независимое формирование и деятельность квалификационной и дисциплинарной комиссии, определение их в качестве постоянных органов Палаты адвокатов Республики Узбекистан с подотчетностью высшему представительному органу управления Палаты адвокатов Республики Узбекистан;

- предоставление дисциплинарной комиссии самостоятельного права принятия решений по вопросам приостановления или лишения адвоката права занятия адвокатской деятельностью, без передачи в административный суд, но с предоставлением адвокату права обжалования решений комиссии в суд;

- упразднение требования о наличии двухлетнего стажа работы по юридической специальности для лиц, желающих стать адвокатами, с сохранением обязательного трехмесячного периода стажировки в адвокатском формировании для всех претендентов на получение статуса адвоката;

- совершенствование системы повышения квалификации адвокатов, предусматривающей: создание и организацию независимого Центра подготовки и повышения квалификации адвокатов при Палате адвокатов Республики Узбекистан и разработку программы обучения на основе современных технологий обучения по актуальным для адвокатов темам и направлениям с внедрением в том числе дистанционных форм обучения;

- применение в переподготовке и повышении квалификации адвокатов: системы набора баллов, в том числе за счет участия адвокатов в пропаганде правовых знаний, включая возможность учета часов самоподготовки адвоката через участие в тренингах, семинарах, выступлениях на научно-практических конференциях с докладами, с научными статьями в журналах и публикациями в СМИ;

- внедрение системы аккредитации Палатой адвокатов Республики Узбекистан учебных центров и заведений, в которых адвокаты смогут повышать квалификацию.

Очевидно, что закрепление вышеуказанных предложений в новом законе «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» позитивно скажется на обеспечении институциональной независимости адвокатуры в Узбекистане.

Заключение

Несомненно, эффективность деятельности адвокатуры во многом зависит от ее правового обеспечения. Только при сильной, независимой адвокатуре возможно обеспечение защиты прав и свобод человека. Именно поэтому особое внимание должно уделяться вопросам усиления институциональных основ и принципов

деятельности адвокатуры, улучшения процессуального статуса адвоката, укрепления престижа института адвокатуры, увеличения количества адвокатов в стране, в том числе за счет притока молодежи в ряды адвокатуры. Все это необходимо для обеспечения конституционных гарантий прав человека на профессиональную юридическую помощь, создания действенных механизмов защиты прав и свобод личности. Именно в этом ключе и должны рассматриваться вопросы дальнейшего реформирования института адвокатуры в стране и определяться перспективы ее дальнейшего развития.

Список использованной литературы

1. Ковалев Н. Вопросы независимости адвокатов и право на защиту: рекомендации по реформированию законодательства Республики Узбекистан в соответствии международными нормами и принципами // Управление ООН по наркотикам и преступности. - С. 4. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.unodc.Org/documents/centralasia//2020/ Independence_paper_24.03.20.pdf/ (дата обращения: 10.01.2021).

2. История государственности Узбекистана: в 3-х т. / Э.В. Ртвеладзе, Д.А. Алимова и др. - Т., 2009.

- С. 48-53.

3. Абраров С.А. История Узбекистана: Учебн. пособ. Часть I. - Т., 2007. - С. 29-37.

4. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман // Ответы Шариата на проблемы современности.

- СПб.: Диля, 2009. - С. 24-25.

5. Абдумаджидов Г. Развитие адвокатуры в Узбекистане // История развития права на территории Узбекистана: Матер.науч. семинара. - Т.: Адолат, 2007. - С. 204-205.

6. Адвокатская деятельность в Республике Узбекистан: Учебн. для студентов бакалавриата: в 2-х т.; 1-ое изд.; Т.1/ Отв. ред. М.Х. Рустамбаев, Л.Б. Хван. - Т., 2007. - С.50-59.

7. Алламуратов А.Т. Адвокатура в Республике Узбекистан: Учебн. пособ. - Т.: Изд-во ТГЮИ, 2006.

- С. 7, 40.

8. Курский Д.И. Избранные статьи и речи. - М., 1958. - 178 с.

9. Стучка П.И. Избранные работы по марксистско-ленинской теории права. - Рига, 1964. - 625 с.

10. Якубов С.А. Адвокатура и права человека / K. Malfliet, E. De Maeyer (eds) // Legal Perspectives: The Legal Profession and Human Rights in Uzbeki^an. - Garant Publishers, Leuven, 1999.

11. Васикова М.С. Полувековой юбилей адвокатуры Узбекистана. - 1972. [Электронный ресурс]. -URL: http://uzlawyer.com/page.php?40/ (дата обращения: 10.01.2021).

12. Зотов В.А., Саркисянц Г.П. На страже законности и прав граждан // Общественные науки в Узбекистане. - 1972. - № 5. - С. 24.

13. История советского государства и права Узбекистана. Т. 3. (1937-1958). - 1970. - С. 360.

14. Саркисянц Г.П. Адвокатура Советского Узбекистана. - Т., 1972. - С. 47-50.

15. Кодинцев А.Я. Советская адвокатура на переломе эпох (середина 50-х годов XX века) // Адвокат. - 2008. - № 8.

16. Стецовский Ю.И. Адвокат в уголовном судопроизводстве. - М., 1972. - 207 с.

17. Дубков Е.П. Демократические основы организации советской адвокатуры: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1965. - С. 2.

18. Об адвокатуре: Закон Республики Узбекистан от 27 декабря 1996 года № 349-I // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 2, ст. 48; 2001 г., № 1-2, ст. 23; 2003 г., № 5, ст. 67;

2004 г., № 1-2, ст. 18; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 37-38, ст. 280; 2008 г., № 52, ст. 514; 2009 г., № 39, ст. 423; Национальная база данных законодательства, 12.10.2018 г., № 03/18/497/2044; 16.01.2019 г., № 03/19/516/2484; 24.05.2019 г., № 03/19/542/317, 11.09.2019 г., № 03/19/566/3734 [Электронный ресурс]. - URL:https://www.lex.uz/acts/58372/ (дата обращения: 10.01.2021).

19. В Узбекистане создано крупнейшее профессиональное объединение адвокатов // REGNUM. - 2008. - 18 сентября. [Электронный ресурс]. - URL: https://regnum.ru/news/1057001.html / (дата обращения: 10.01.2021).

20. О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов: Закон Республики Узбекистан от 25 декабря 1998 года № 721-I // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 1, ст. 12, Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 52, ст. 514; 2016 г., № 39, ст. 457; 2017 г., № 37, ст. 978; Национальная база данных законодательства, 01.12.2020 г., № 03/20/651/1577 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lex.uz/docs/1321/ (дата обращения: 10.01.2021).

21. Сообщение Ташкентского городского отделения Ассоциации адвокатов Узбекистана, адресованное Специальному докладчику ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов [Электронный ресурс]. - URL:https://www.osce.org/ru/odihr/33962?download=true/ (дата обращения: 10.01.2021).

22. Об утверждении Положения о квалификационных комиссиях при территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан: Приказ Министра юстиции Республики Узбекистан от 14 марта 2009 года № 69-МХ.

23. Об утверждении Положения о Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан: Приказ Министра юстиции Республики Узбекистан от 14 марта 2009 года № 68-МХ.

24. Доклад Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов Леандро Де-пуи // Международная комиссия юристов: Независимость юридической профессии в Центральной Азии //Комитет по правам человека ООН. - A/HRC/11/41/Add.1. - 2009. - 29 мая. - П. 357. - С. 43.

25. Об утверждении формы ордера на ведение дела адвокатом: Приказ Министра юстиции Республики Узбекистан от 8 апреля 2009 года № 91-мх.

26. Формы статистических данных адвокатских формирований: Утверждены Приказом Министра юстиции Республики Узбекистан от 15 декабря 2009 года № 280-мх.

27. Об утверждении примерной номенклатуры дел адвокатских формирований Республики Узбекистан: Приказ Палаты адвокатов Республики Узбекистан от 4 июля 2011 года № 1-кх.

28. О мерах по организации повышения профессиональной квалификации адвокатов: Приказ Министра юстиции Республики Узбекистан от 6 октября 2009 года № 221-мх.

29. Независимость юридической профессии в Центральной Азии // Международная комиссия юристов. - 2013.- С. 10.

30. Заключительные замечания по Узбекистану. - CCPR/C/UZB/CO/3. - 2010. - 7 апреля // Комитет по правам человека ООН. - П. 17.

31. Доклад Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов Леандро Де-пуи: Приложение // Конкретная ситуация в ряде стран. - A/HRC/11/41/Add.1. - 2009. - 29 мая. - П. 356.

32. Пашин С.А. Экспертное заключение по Указу Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2008 года «О мерах по дальнейшему реформированию института адвокатуры в Республике Узбекистан» и Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 мая 2008 года «Об организации деятельности Палаты адвокатов Республики Узбекистан» [Электронный ресурс]. - URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id= 33808725#pos=2/ (дата обращения: 10.01.2021).

33. Канафин Д.К. Анализ по Указу Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2008 г. «О мерах по дальнейшему реформированию института адвокатуры в Республике Узбекистан» и Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 мая 2008 г. «Об организации деятельности Палаты адвокатов Республики Узбекистан». [Электронный ресурс]. - URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=35338636 (дата обращения: 10.01.2021).

35. Хван Л.Б. Адвокатура Узбекистана: QUO VADIS // Адвокатская практика. - 2009. - № 2.

36. О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан: Указ Президента Республики Узбекистанот 21 октября 2016 года № ПФ-4850 // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г., № 43, ст. 497 [Электронный ресурс]. - URL: https://lex.uz/docs/3050494/ (дата обращения: 10.01.2021).

37. О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан: Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года№ УП-4947 // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 70, № 20, ст. 354, № 23, ст. 448, № 29, ст. 683, ст. 685, № 34, ст. 874, № 37, ст. 982;Национальная база данных законодательства, 16.10.2017г., № 06/17/5204/0114,31.07.2018г., № 06/18/5483/1594; 11.12.2019 г., № 06/19/5892/4134 [Электронный ресурс]. - URL: https://lex.uz/ docs/3107042 (дата обращения: 10.01.2021).

38. Об утверждении примерной номенклатуры дел адвокатских формирований Республики Узбекистан: Приказ председателя Палаты адвокатов Республики Узбекистан от 20 ноября 2017 года № 1-кх.

39. Об утверждении форм статистических данных адвокатских формирований: Приказ Министра юстиции Республики Узбекистан от 5 января 2018 года № 1-мх.

40. О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов: Указ Президента Республики Узбекистан от 12 мая 2018 года№ УП-5441 // Национальная база данных законодательства, 14.05.2018 г., № 06/18/5441/1210 [Электронный ресурс].

- URL: https://lex.uz/docs/3731058/ (дата обращения: 10.01.2021).

41. Информация с сайта Палаты Адвокатов Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. -URL:https://www.paruz.uz/index.php/ru/2013-01-31-07-00-31/territorialnye-upravleniya/item/268-itogi-iii-konferentsii-palaty-advokatov-respubliki-uzbeki&an/ (дата обращения: 10.01.2021).

42. О внесении изменений и дополнений в Положение о Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан: Приказ Министра юстиции Республики Узбекистан от 9 января 2019 года № 10-мх.

43. О внесении изменений в п. 2 приказа «О мерах по организации повышения профессиональной квалификации адвокатов»: Приказ Министра юстиции Республики Узбекистан от 30 сентября

2019 года № 438-мх.

44. Концепция развития института адвокатуры Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. -URL: https://regulation.gov.uz/ru/document /16775/ (дата обращения: 10.01.2021).

45. О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики: Указ Президента Республики Узбекистан от 19 мая

2020 года № УП-5997 // Национальная база данных законодательства, 20.05.2020 г., № 06/20/5997/0634 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lex.uz/ru/docs/4820075/ (дата обращения: 10.01.2021).

46. Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека: Указ Президента Республики Узбекистан от 22 июня 2020 года №УП-6012 // Национальная база данных законодательства, 23.06.2020 г., № 06/20/6012/0953 [Электронный ресурс]. - URL: https://lex.uz/ru/ docs/4872357/ (дата обращения: 10.01.2021).

47. О бесплатной юридической помощи: Проект Закона [Электронный ресурс]. - URL: https:// regulation.gov.uz/uz/document/12986/ (дата обращения: 10.01.2021).

48. Проект Всеобщей декларации о независимости правосудия («Декларация Сингви») - С. 117.

- П. 97 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.iqj.org/wp-content/uploads/2013/05/International-Principles-on-the-Independence-and-Accountability-of-Judges-Lawyers-and-Procecutors-No.1-Practitioners-Guide-2013-Rus.pdf#page=119/ (дата обращения: 10.01.2021).

49. Основные принципы ООН, касающиеся роли юристов // Веб-сайт ООН [Электронный ресурс].

- URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions /role_lawyers.shtml / (дата обращения: 10.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.