Научная статья на тему 'Независимость как принцип Российской адвокатуры'

Независимость как принцип Российской адвокатуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1483
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДВОКАТУРА / АДВОКАТ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / СУДОУСТРОЙСТВО / BAR / LAWYER / INDEPENDENCE / PRINCIPLES OF LAW / JUDICIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рагулин Андрей Викторович

Цель: Выявление содержания принципа независимости в российской адвокатуре. Методология: В работе на основе применения формально-юридического метода, изучения документов, анализа законодательства, материалов научных исследований и правоприменительной практики в сочетании с использованием метода включенного наблюдения рассматриваются проблемные вопросы содержания принципа независимости в адвокатуре. Результаты: Автор приходит к выводу о том, что независимость адвокатуры представляет собой обеспеченное на уровне закона правовое состояние адвокатов, органов корпоративного управления адвокатурой и адвокатских образований, при котором они наделены исключительным правом в решении вопросов самоуправления, саморегуляции и экономической самостоятельности. При этом принцип независимости адвокатуры не означает ее абсолютной независимости, поскольку этот принцип ограничен сущностным содержанием принципа законности. Принцип независимости адвокатуры не имеет нормативного закрепления в Законе в части разграничения полномочий по управлению адвокатурой между государством и адвокатурой, что делает возможным произвольное изменение и (или) применение закона, а также произвольное толкование закона в части содержания этого принципа. Принципом адвокатуры, применительно к адвокату, является не «независимость», а профессиональная самостоятельность (автономность). Принцип независимости адвокатуры в законодательстве и практике его применения находит двоякое содержание, состоящее в обеспечении организационно-правовых и экономико-правовых гарантий независимости адвокатских образований и органов корпоративного управления адвокатурой, которые также призваны обеспечивать независимость адвоката. Элементами контроля и надзора за организацией и деятельностью адвокатуры, в силу положений законодательства не нарушающими принцип независимости адвокатуры, является установленная законом деятельность следующих государственных органов: суда, Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (участие представителей в составе КЭС ФПА РФ). Соответствующая требованиям закона деятельность государственных органов (в первую очередь Следственного комитета РФ) в пределах их полномочий, направленная на раскрытие и расследование преступлений, совершаемых адвокатами, в том числе адвокатами, которые являются членами органов корпоративного управления адвокатурой, не может быть признана посягательством на независимость адвокатуры. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку позволяет сформировать представление о содержании принципа независимости адвокатуры. Статья основана на монографии А.В. Рагулина «Трактат об Обращении 32-х, принципах, дискриминации и демократии в российской адвокатуре» (предисл.: Г.Б. Мирзоева, послесл.: А.В. Воробьева. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, Евразийский научно-исследовательский институт проблем права, 2019. 584 с.) и публикуется в целях расширения читательской аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independence as a Principle of the Russian Advocacy

Purpose: To identify the content of the principle of independence in the Advocacy. Methodology: The work, based on the application of the formal-legal method, examination of documents, analysis of legislation, materials of scientific research and law enforcement practice, combined with the use of the method of included observation, deals with problematic issues of the content of the principle of independence in the bar. Results: The author concludes that the independence of the Advocacy is a legally protected legal state of lawyers, the corporate governance bodies of the Bar and the Bar entities, in which they have an exclusive right to decide on matters of self-government, self-regulation and economic autonomy. At the same time, the principle of the independence of the bar does not mean its absolute independence, as this principle is limited by the substantive content of the principle of legality. The principle of the independence of the bar is not regulated in the Law with regard to the separation of the powers of the bar between the State and the bar, which makes it possible to arbitrarily modify and/or apply the law, as well as to interpret the law arbitrarily with regard to the content of the principle. The principle of legal profession, in relation to the lawyer, is not «independence», but professional independence (autonomy). The principle of the independence of the bar in the law and practice of its application finds a twofold content, which consists in ensuring organizational, legal and economic-legal guarantees of the independence of the bar entities and bodies of corporate governance of the bar, which are also intended to ensure the independence of the lawyer. The elements of control and supervision of the organization and activities of the bar, which by virtue of the provisions of the law do not violate the principle of the independence of the bar, are the activities of the following State bodies established by law: The court, the Ministry of Justice of the Russian Federation and its territorial bodies, the legislative (representative) body of state power of the subject of the Russian Federation, the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation (participation of representatives in the CES of the Federal Assembly of the Russian Federation). In accordance with the requirements of the law, the activities of State bodies (primarily the Investigative Committee of the Russian Federation), within the limits of their powers, aimed at the disclosure and investigation of crimes committed by lawyers, including lawyers who are members of the corporate governance bodies of the bar, cannot be considered an attack on the independence of the bar. Novelty/originality/value: The article has high scientific value, as it allows to form an idea of the content of the principle of independence of the bar. The article is based on a monograph: Ragulin A.V. The Tract on the Treatment of 32, Principles, Discrimination and Democracy in the Russian Legal Profession: a monograph. (introduction by G.B. Mirzoyev, epilog by A.V. Vorobyev) Moscow.: Russian Academy of Lawyers and Notaries, Eurasian Research Institute of Problems of Law, 2019. 584 p. and is published in order to expand the readership

Текст научной работы на тему «Независимость как принцип Российской адвокатуры»

Проблемы ор ганизации и функционирования адвокатуры

Рагулин А.В.

НЕЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРИНЦИП РОССИЙСКОЙ АДВОКАТУРЫ

Цель: Выявление содержания принципа независимости в российской адвокатуре.

Методология: В работе на основе применения формально-юридического метода, изучения документов, анализа законодательства, материалов научных исследований и правоприменительной практики в сочетании с использованием метода включенного наблюдения рассматриваются проблемные вопросы содержания принципа независимости в адвокатуре.

Результаты: Автор приходит к выводу о том, что независимость адвокатуры представляет собой обеспеченное на уровне закона правовое состояние адвокатов, органов корпоративного управления адвокатурой и адвокатских образований, при котором они наделены исключительным правом в решении вопросов самоуправления, саморегуляции и экономической самостоятельности. При этом принцип независимости адвокатуры не означает ее абсолютной независимости, поскольку этот принцип ограничен сущностным содержанием принципа законности. Принцип независимости адвокатуры не имеет нормативного закрепления в Законе в части разграничения полномочий по управлению адвокатурой между государством и адвокатурой, что делает возможным произвольное изменение и (или) применение закона, а также произвольное толкование закона в части содержания этого принципа. Принципом адвокатуры, применительно к адвокату, является не «независимость», а профессиональная самостоятельность (автономность). Принцип независимости адвокатуры в законодательстве и практике его применения находит двоякое содержание, состоящее в обеспечении организационно-правовых и экономико-правовых гарантий независимости адвокатских образований и органов корпоративного управления адвокатурой, которые также призваны обеспечивать независимость адвоката.

Элементами контроля и надзора за организацией и деятельностью адвокатуры, в силу положений законодательства не нарушающими принцип независимости адвокатуры, является установленная законом деятельность следующих государственных органов: суда, Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (участие представителей в составе КЭС ФПА РФ).

Соответствующая требованиям закона деятельность государственных органов (в первую очередь Следственного комитета РФ) в пределах их полномочий, направленная на раскрытие и расследование преступлений, совершаемых адвокатами, в том числе адвокатами, которые являются членами органов корпоративного управления адвокатурой, не может быть признана посягательством на независимость адвокатуры.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку позволяет сформировать представление о содержании принципа независимости адвокатуры. Статья основана на монографии А.В. Рагулина «Трактат об Обращении 32-х, принципах, дискриминации и демократии в российской адвокатуре» (предисл.: Г.Б. Мирзоева, послесл.: А.В. Воробьева. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, Евразийский научно-исследовательский институт проблем права, 2019. 584 с.) и публикуется в целях расширения читательской аудитории.

Ключевые слова: адвокатура, адвокат, независимость, принципы права, судоустройство.

Ragulin A.V.

INDEPENDENCE AS A PRINCIPLE OF THE RUSSIAN ADVOCACY

Purpose: To identify the content of the principle of independence in the Advocacy.

Methodology: The work, based on the application of the formal-legal method, examination of documents, analysis of legislation, materials of scientific research and law enforcement practice, combined with the use of the method of included observation, deals with problematic issues of the content of the principle of independence in the bar.

Results: The author concludes that the independence of the Advocacy is a legally protected legal state of lawyers, the corporate governance bodies of the Bar and the Bar entities, in which they have an exclusive right to decide on matters of self-government, self-regulation and economic autonomy. At the same time, the principle of the independence of the bar does not mean its absolute independence, as this principle is limited by the substantive content of the principle of legality. The principle of the independence of the bar is not regulated in the Law with regard to the separation of the powers of the bar between the State and the bar, which makes it possible to arbitrarily modify and/or apply the law, as well as to interpret the law arbitrarily with regard to the content of the principle. The principle of legal profession, in relation to the lawyer, is not «independence», but professional independence (autonomy). The principle of the independence of the bar in the law and practice of its application finds a twofold content, which consists in ensuring organizational, legal and economic-legal guarantees of the independence of the bar entities and bodies of corporate governance of the bar, which are also intended to ensure the independence of the lawyer.

The elements of control and supervision of the organization and activities of the bar, which by virtue of the provisions of the law do not violate the principle of the independence of the bar, are the activities of the following State bodies established by law: The court, the Ministry of Justice of the Russian Federation and its territorial bodies, the legislative (representative) body of state power of the subject of the Russian Federation, the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation (participation of representatives in the CES of the Federal Assembly of the Russian Federation).

In accordance with the requirements of the law, the activities of State bodies (primarily the Investigative Committee of the Russian Federation), within the limits of their powers, aimed at the disclosure and investigation of crimes committed by lawyers, including lawyers who are members of the corporate governance bodies of the bar, cannot be considered an attack on the independence of the bar.

Novelty/originality/value: The article has high scientific value, as it allows to form an idea of the content of the principle of independence of the bar. The article is based on a monograph: Ragulin A.V. The Tract on the Treatment of 32, Principles, Discrimination and Democracy in the Russian Legal Profession: a monograph. (introduction by G.B. Mir-zoyev, epilog by A.V. Vorobyev) - Moscow.: Russian Academy of Lawyers and Notaries, Eurasian Research Institute of Problems of Law, 2019. - 584 p. and is published in order to expand the readership Keywords: bar, lawyer, independence, principles of law, judicial system.

Термин «независимость», поскольку он употребляется в узко юридическом смысле, надо понимать исключительно как известную меру правовой свободы, свободного усмотрения в деяниях в пределах очерченных правом границ.

Понятию «независимость» в юридическом смысле противостоит понятие «независимость» как состояние дикости, когда человек или группа людей возомнили, что они не ограничены никакими нравственными и правовыми рамками, они могут глумиться над правами и правоохраняе-мыми интересами других людей, особенно от них зависимых. Люди, исповедующие «дикую независимость», презирают право в его нравственном начале. Для них право - всего лишь набор изречений, используемых ими для собственного умственного и эмоционального возбуждения, чтобы причинить другому, слабому, побольше боли. «Дикая независимость» несёт опасность любому социальному и государственному организму. Одним из проявлений «дикой независимости» в адвокатуре является принятие властным адвокатским органом безнравственного решения под прикрытием известных лозунгов, но наполненных в решении фальшивым содержанием, и игнорирование правовых принципов. В широком, повседневном смысле «независимость» определяется как «категория бытия и познания, означающая наличие у объектов и систем собственного начала, не определяемого их внешним окружением и не зависящего от бытия других объектов и систем. Наличие самоценности объектов и систем определяет их специфику и образует необходимое условие разнообразия в мире» [5].

В качестве синонимов слова «независимость» используют такие термины, как «автономия, автономность, вольность, неподвластность, неподконтрольность, обособленность, самобытность, само-

стоятельность, самоуправление, свобода, суверенитет», а антонимов - «взаимозависимость, зависимость, кабала, несамостоятельность, повиновение, подвластность, подневольность, подчинение, подчиненность, покорность, послушание» [5].

В некоторых иностранных языках независимость понимается как «свобода от влияния, контроля и как самостоятельность, отсутствие политической, экономической, культурной и тому подобной подчиненности, суверенитет» [2].

Также отмечают и такую характеристику «независимости», как «способность и возможность действовать самостоятельно и быть защищенным от давления извне», при этом отмечается, что «независимость относительна: человек не может быть абсолютно независим от общества, а как гражданин - и от государства; он несет перед ними определенные обязанности» [3].

По мнению А.Г. Кучерены, «принцип независимости адвокатуры заключается в неподчинении адвокатуры государственным и муниципальным органам, их должностным лицам, политическим партиям, иным общественным образованиям, за исключением необходимости выполнения законных требований властей, касающихся соблюдения адвокатурой требований закона и законных требований вышестоящих адвокатских образований, издаваемых ими на основе собственных корпоративных актов» [9].

А.Д. Бойков указывает на то, что «принцип независимости означает, что никакие органы и должностные лица не могут вмешиваться в профессиональную деятельность как адвокатских сообществ, так и отдельных адвокатов, осуществляемую в рамках закона и установленных полномочий» [6].

Суды полагают, что «независимость адвокатуры, прежде всего, означает, что никакие органы и

должностные лица не имеют права вмешиваться в профессиональную деятельность как адвокатских сообществ, так и отдельных адвокатов» [4].

В юридической литературе обращается внимание на то, что «независимость юридической профессии является основополагающим принципом, характеризующим правовую природу и статус адвокатуры, закрепленным в законодательстве многих стран, составляющим фундамент принципа верховенства закона, основную гарантию продвижения и защиты прав человека. Основу правовых гарантий независимости адвокатуры составляют иммунитеты и привилегии, действующие в отношении адвокатов и содержащиеся в нормах международного и национального законодательства» [8].

Вместе с этим принцип независимости адвокатуры помимо гарантий независимости адвоката, как основного составляющего элемента адвокатуры, предполагает также и наличие в стране сильной и независимой организации адвокатов. Это необходимое условие обеспечения независимости каждого адвоката, поскольку организация адвокатов призвана отстаивать публичную ценность адвокатуры. Не случайно в актах международного права и посвященных им исследованиях отмечается, что ассоциации юристов должны играть «основополагающую роль в обеспечении соблюдения профессиональных норм и этики, в защите своих членов от преследования и неправомерных ограничений и посягательств» [13].

При этом исследователи обращают внимание на то, что «независимость юридической профессии является основополагающим принципом, который гарантирует, что вне зависимости от существующей в государстве структуры объединения адвокатов последние пользуются всеми правами наряду с остальными гражданами», а ассоциации юристов должны играть «основополагающую роль в обеспечении соблюдения профессиональных норм и этики, в защите своих членов от преследования и неправомерных ограничений и посягательств» [13].

Также подчеркивается, что, согласно международным стандартам, в каждой юрисдикции могут быть «одна и более независимая и самоуправляемая ассоциация адвокатов, признанная на основании закона, совет или исполнительный орган которой должен свободно избираться всеми членами без вмешательства со стороны какого-либо органа или лица», а независимость адвокатских ассоциаций «предполагает их полномочия при принятии решений по вопросам, связанным с предоставлением доступа к профессии и атте-

стацией адвокатов, а также полномочия, связанные с привлечением адвокатов к дисциплинарной ответственности» [13].

Таким образом, принцип независимости адвокатуры в законодательстве и практике его применения должен выполнять задачу по обеспечению организационной и экономической независимости (автономности) адвоката как основного субъекта оказания юридической помощи. При этом автономность, или независимость, адвокатских образований и разных организационных структур в адвокатуре подчинена интересам независимости адвоката в его профессиональной деятельности.

В связи с этим исследователи отмечают, что независимость адвокатуры должна включать в себя «обеспеченное на уровне закона правовое состояние органов адвокатского сообщества, при котором они наделены исключительным правом в решении вопросов самоуправления и саморегуляции», а гарантии независимости адвокатуры представляют собой «комплекс нормативно-правовых предписаний, предоставляющих органам адвокатского сообщества преимущественное право в решении вопросов организационной, а также экономической самостоятельности» [7].

Необходимо вспомнить, что еще до принятия действующего ФЗ «Об адвокатской деятельности...» Г.М. Резник отмечал, что «адвокатуре следует расстаться с навеянным перестроечной смутой романтическим представлением о том, что она может существовать полностью отвязанной от государства. Адвокатура - особый институт гражданского общества, ей присущ публично-правовой статус, профессиональные уголовная защита и гражданское представительство - составные части правосудия, посему адвокатура не может находиться вне зоны государственного контроля» [11].

Адвокатура действительно не может быть абсолютно независимой (в смысле «дикой» или «отвязанной») и никогда не была таковой ввиду того, что важнейшим механизмом внешнего контроля адвокатуры государством является его неотъемлемое право создавать законодательную базу, которую адвокаты, адвокатские образования и органы корпоративного управления обязаны соблюдать, впрочем, как и все граждане.

Поскольку адвокаты, будучи членами АП субъектов РФ, выполняют публично-правовую функцию по оказанию юридической помощи, то из этого вытекает необходимость обеспечения определённого контроля (то есть властного изменения или отмены результата какого-то деяния)

как за адвокатской деятельностью, так и за деятельностью адвокатских палат, не подрывающего принцип независимости адвокатуры.

При этом Конституционный Суд РФ под элементами контроля за адвокатурой, очевидно, понимает деятельность адвокатских палат, а под одним из элементов контроля за адвокатскими палатами, в части принятых ими решений о прекращении статуса адвоката, понимается суд. Иначе наличие властных полномочий, то есть контроля, не противоречит принципу независимости. Дело за малым: определением пределов «властных (контрольных) полномочий», за которыми исчезает принцип независимости.

Так, в одном из своих определений Конституционный Суд РФ указал: «наделение адвокатских палат правом прекращать статус адвоката за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом возложенных на него обязанностей - при том, что решение совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 5 статьи 17 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») - конституционные права заявителя не нарушает» (Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 № 838-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Басалы-ги Ярослава Иосифовича на нарушение его конституционных прав подпунктами 2 и 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Положения ч. 5 ст. 17 ФЗ «Об адвокатской деятельности» предполагают, что решение совета адвокатской палаты, принятое по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 этой статьи, т. е. решение о прекращении статуса адвоката, может быть обжаловано в суд.

В то же время в ч. 2 ст. 25 КПЭА указывается, что в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» решение Совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката может быть обжаловано в суд лицом, привлеченным к дисциплинарной ответственности, в месячный срок со дня, когда ему стало известно или оно должно было узнать о состоявшемся решении.

Таким образом, нормами КПЭА установлено не предусмотренное законом ограничение права адвоката на судебное обжалование, в то время как, согласно ст. 55 Конституции РФ, право гражданина может быть ограничено только федеральным законом. В связи с этим установленное ч. 2 ст. 25 КПЭА ограничение относительно предмета

обжалования решения о прекращении статуса адвоката не должно применяться на практике.

При этом следует обратить внимание на то, что компетенция суда в осуществлении не нарушающего принцип независимости адвокатуры воздействия на адвокатуру не связана только с проверкой в рамках искового производства заявлений об оспаривании актов органов корпоративного управления адвокатурой и адвокатских образований, поскольку в соответствии с положениями ст. 33 ФЗ «Об адвокатской деятельности... » представители судебных органов принимают участие в работе квалификационных комиссий АП субъектов РФ. Определенное воздействие на адвокатуру, также не нарушающее принципа независимости адвокатуры, оказывает участие в соответствии со ст. 33 ФЗ «Об адвокатской деятельности...» представителей законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в составе квалификационной комиссии АП субъекта РФ.

В ст. 37.1 ФЗ «Об адвокатской деятельности... » предусмотрено участие в составе КЭС ФПА РФ двух представителей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и двух представителей Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Наряду с этим, в соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и является в то же время объектом регулирования со стороны государства, а именно - Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов» [7].

В Указе Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» установлено, что Министерство юстиции имеет следующие полномочия в части контроля и надзора за адвокатурой:

«29) определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, а также реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;

29.1) утверждает форму реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, и форму свидетельства о регистрации в реестре адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;

29.2) устанавливает по согласованию с заинтересованными федеральными органами государ-

ственной власти требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса;

30) утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, форму удостоверения адвоката и порядок ее заполнения;

30.13) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверений адвоката, участием представителей территориальных органов в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством Российской Федерации об адвокатуре;

30.16) осуществляет на территории Российской Федерации функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;

30.27) ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, реестр национально-культурных автономий, реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации; ведет реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, реестр некоммерческих организаций-исполнителей общественно полезных услуг, принимает решения о включении в них либо об исключении из них некоммерческих организаций; ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, принимает решения о включении в него либо об исключении из него иностранных средств массовой информации;

30.32) проводит мониторинг деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных

внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;

- утверждает форму соглашения об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, заключаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации;

- утверждает форму отчета адвокатов об оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, направляемого в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, и устанавливает сроки его представления;

- утверждает форму сводного отчета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, направляемого в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью».

Данные установления находят свое отражение в положениях ФЗ «Об адвокатской деятельности...» (ч. 6 ст. 2, ч. 2 ст. 6, ч. 3 ст. 6.1, п. 2 ч. 2 ст. 33, п 2 ч. 3 ст. 37.1, ч. 2-5 ст. 40, ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 42, ч. 5, 7, 10, 14, 18 ст. 43) и КПЭА (ч. 2 ст. 18.1, ч. 1 ст. 20).

Наиболее значимыми из приведенных выше задач являются участие представителей Министерства юстиции РФ в деятельности квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ, в деятельности КЭС ФПА РФ, а также возможность инициировать дисциплинарное производство в отношении адвоката.

В юридической литературе подчеркивается, что «наделение Министерства юстиции РФ некоторыми контрольными функциями не противоречит мировой практике и не лишает адвокатуру самостоятельности в решении важнейших вопросов своей внутренней жизни. Правовые условия независимости адвокатуры России не только отвечают общепринятым мировым стандартам, но во многом превосходят их» [14].

Наряду с этим, в силу положений ст. 4 УК РФ лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Следовательно, адвокаты, в том числе являющиеся членами органов корпоративного управления, несут уголовную ответственность наравне с иными гражданами, на них распространяют свое действие положения УК РФ и УПК РФ и, соответственно, полномочия государственных органов, осуществляющих раскрытие и расследование преступлений, а также рассмотрение уголовных дел.

При этом в целях обеспечения независимости адвокатуры в нормах УПК РФ на основании п. 8 ч. 1 ст. 447 предусмотрены некоторые особенности производства по уголовным делам в отношении адвоката.

Эти особенности проявляются следующим образом:

- решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката либо о привлечении его в качестве обвиняемого принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ);

- проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности...»);

- установлено обязательное присутствие при производстве обыска, выемки и осмотра в отношении адвоката специально уполномоченного представителя адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, а также обязательные требования к основаниям и порядку обыска (выемки, осмотра) и решениям об их производстве (ст. 450.1 УПК РФ).

Значение установления особого порядка производства по уголовным делам в отношении определенных УПК РФ лиц, в том числе адвокатов, в Определении Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. № 392-О «По запросу Верховного Суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 9 части первой, частей второй и третьей статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» объясняется тем, что оно имеет свой целью «обеспече-

ние беспрепятственного исполнения указанными лицами своих профессиональных либо иных обязанностей, их независимости и самостоятельности, а также исключение попыток необоснованного привлечения к уголовной ответственности; повышенные гарантии неприкосновенности этих лиц обусловлены их особым правовым статусом и являются важным условием защиты публичных интересов, связанных с характером выполняемых ими профессиональных функций».

В актах Конституционного Суда РФ указывается, что «п. 3 ст. 8 Закона об адвокатуре не устанавливает неприкосновенность адвоката, не определяет ни его личную привилегию как гражданина, ни привилегию, связанную с его профессиональным статусом, поскольку она предполагает получение судебного решения при проведении в отношении адвоката лишь тех ОРМ и следственных действий, которые вторгаются в сферу осуществления им собственно адвокатской деятельности - к каковой в любом случае не может быть отнесено совершение адвокатом преступного деяния, как не совместимого со статусом адвоката» (определения КС РФ от 22 марта 2012 г. № 629-О-О, от 17 июля 2012 г. № 1472-О, от 22 апреля 2014 г. № 732-О, кассационное определение ВС РФ от 26 июля 2012 г. № 47-012-30 сп-а и другие). Поскольку Закон об адвокатуре предусматривает более широкие гарантии для адвоката как лица, обладающего особым правовым статусом, следовательно, в данном случае указанный Закон должен иметь приоритет перед УПК РФ, поскольку при коллизии между общим и специальным актами применяется последний. Кроме того, как указал Конституционный Суд РФ, ст. 7 УПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу не исключает применение в ходе производства процессуальных действий норм иных - помимо УПК РФ - законов, если этими нормами закрепляются гарантии прав и свобод участников соответствующих процессуальных действий» (абз. 6 п. 2 определения КС РФ от 8 ноября 2005 г. № 439-О)» [1].

Если говорить о конкретном смысловом содержании принципа независимости адвокатуры, то результаты ранее проведенных исследований по этому вопросу показывают, что с организационной точки зрения независимость адвокатуры определяется следующими взаимосвязанными и взаимообусловленными характеристиками:

- тем, что она не является государственной организацией, и её члены не являются государственными служащими;

- самостоятельностью в принятии решений о приёме членов в адвокаты;

- формированием кадрового состава руководящих органов;

- разработкой КПЭА, методических рекомендаций по вопросам профессиональной деятельности;

- наличием исключительного права на привлечение к дисциплинарной ответственности адвокатов за нарушение норм КПЭА;

- наличием права обращения в суд в защиту прав и свобод членов адвокатского сообщества;

- независимостью адвокатских образований (адвокатских кабинетов, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций адвокатского кабинета) друг от друга в целом и от органов адвокатского самоуправления в частности [7, 12].

Наряду с организационными характеристиками независимости адвокатуры исследователи выделяют и экономические элементы, такие как:

- автономность формирования собственного бюджета и самостоятельность в решении вопросов экономического характера;

- свобода установления гонорарной политики адвокатами;

- формирование имущественной основы и финансирование адвокатских палат субъектов РФ, ФПА РФ (посредством палат), а также адвокатских образований и общественных объединений адвокатов за счёт отчислений - денежных средств, вносимых самими адвокатами [7].

Важной гарантией независимости Федеральной палаты адвокатов и АП субъектов РФ является тот факт, что они защищены от каких-либо структурных изменений (не подлежат реорганизации) и ликвидации с момента своего формирования, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, а также то, что палаты первоначально создали себя сами.

В то же время в научных работах обосновано отмечается, что предусмотренный Законом принцип независимости адвокатуры не имеет однозначно понимаемого нормативного закрепления в Законе в части разграничения полномочий по управлению адвокатурой между государством и адвокатурой и делает возможным произвольное изменение и / или применение Закона [10].

На основании вышеизложенного необходимо прийти к следующим выводам.

1. Независимость адвокатуры представляет собой обеспеченное на уровне закона правовое состояние адвокатов, органов корпоративного управления адвокатурой и адвокатских образований, при котором они наделены исключительным правом в решении вопросов самоуправления,

саморегуляции и экономической самостоятельности. При этом принцип независимости адвокатуры не означает ее абсолютной независимости, поскольку этот принцип ограничен сущностным содержанием принципа законности.

Принцип независимости адвокатуры не имеет нормативного закрепления в Законе в части разграничения полномочий по управлению адвокатурой между государством и адвокатурой, что делает возможным произвольное изменение и (или) применение закона, а также произвольное толкование закона в части содержания этого принципа.

Принципом адвокатуры, применительно к адвокату, является не «независимость», а профессиональная самостоятельность (автономность).

2. Принцип независимости адвокатуры в законодательстве и практике его применения находит двоякое содержание, состоящее в обеспечении организационно-правовых и экономико-правовых гарантий независимости адвокатских образований и органов корпоративного управления адвокатурой, которые также призваны обеспечивать независимость адвоката.

К организационно-правовым гарантиям независимости адвокатуры относятся следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные характеристики:

- адвокатура не является государственной организацией, и её члены не являются государственными служащими;

- самостоятельность в принятии решений о приёме в адвокатуру претендентов на получение статуса адвоката;

- самостоятельное формирование кадрового состава органов корпоративного управления;

- самостоятельная разработка КПЭА, методических рекомендаций по вопросам профессиональной деятельности;

- наличие исключительного права на привлечение к дисциплинарной ответственности адвокатов за нарушение норм КПЭА;

- наличие у ФПА РФ права на обращение в суд в защиту прав и свобод членов адвокатского сообщества, что не исключает возможности совершения аналогичных действий со стороны адвокатов, адвокатских образований, АП субъектов РФ, общественных объединений адвокатов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- независимость адвокатских образований (адвокатских кабинетов, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций адвокатского кабинета) друг от друга и от органов корпоративного управления адвокатурой;

- учреждение АП субъектов РФ адвокатами, учреждение ФПА РФ АП субъектов РФ;

- установление в законодательстве защиты АП субъектов РФ и ФПА РФ от каких-либо структурных изменений и ликвидации.

К экономико-правовым гарантиям независимости адвокатуры относятся следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные характеристики:

- автономность формирования собственного бюджета и самостоятельность в решении вопросов экономического характера;

- свобода установления гонорарной политики адвокатами;

- формирование имущественной основы и финансирование АП субъектов РФ, ФПА РФ, а также адвокатских образований и общественных объединений адвокатов за счёт отчислений - денежных средств, вносимых самими адвокатами.

Однако при этом совершение любых описанных выше действий должно в полной мере соответствовать закону, а в случае выявления несоответствия этих действий закону в отношении лиц, органов или организаций могут быть применены меры воздействия со стороны государственных органов.

3. Элементами контроля и надзора за организацией и деятельностью адвокатуры, в силу положений законодательства не нарушающими принцип независимости адвокатуры, является установленная законом деятельность следующих государственных органов:

- суда (в части обжалования действий и решений органов корпоративного управления адвокатурой, органов управления адвокатскими образованиями и участия в работе квалификационных комиссий, функционирующих в составе АП субъектов РФ);

- Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов (в части возможности инициирования возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката, ведения реестров адвокатов, установления формы адвокатского запроса, формы ордера, формы удостоверения адвоката и порядка выдачи удостоверений, участия в работе квалификационных комиссий АП субъектов РФ и КЭС ФПА РФ, контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами, проведения мониторинга деятельности адвокатских палат и адвокатских образований, утверждения форм документов и отчетов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи);

- законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (участие представителей в составе квалификационной комиссии АП субъекта РФ);

- Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (участие представителей в составе КЭС ФПА РФ);

- Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (участие представителей в составе КЭС ФПА РФ).

4. В силу содержания ст. 4 УК РФ адвокаты, в том числе и адвокаты, являющиеся членами органов корпоративного управления адвокатурой, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

При этом в положениях ФЗ «Об адвокатской деятельности...» и УПК РФ установлены процессуальные гарантии, направленные на обеспечение независимости адвоката и адвокатуры.

В связи с этим соответствующая требованиям закона деятельность государственных органов (в первую очередь Следственного комитета РФ) в пределах их полномочий, направленная на раскрытие и расследование преступлений, совершаемых адвокатами, в том числе адвокатами, которые являются членами органов корпоративного управления адвокатурой, не может быть признана посягательством на независимость адвокатуры.

Пристатейный библиографический список

1. http://old.advgazeta.ru/rubrics/8/1445.

2. https://472.slovaшnlme.ram/430-независимосгь.

3. https://845.slovaшnlme.ram/880-независимостъ.

4. https://kraevoy—hbr.sudrf.ru/modules.php.?name= sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=3299957& delo_id=2800001&new=2800001&text_number=1.

5. https://rus-philosophical-enc.slovaronline. com/5959-НЕЗАВИСИМОСТЬ.

6. Бойков А.Д. Статус адвоката: содержание, квалификационные требования и принципы адвокатской деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 19.

7. Дабижа Т.Г. Обеспечение гарантий независимости адвокатской деятельности и адвокатуры: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С. 13-14.

8. Иванов А.В. Гарантии независимости адвокатов и пути их совершенствования // Евразийская адвокатура. 2014. №6 (13) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/garantii-nezavisimosti-advokatov-i-puti-ih-sovershenstvovaniya.

9. Кучерена А.Г. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». М.: Деловой двор, 2009.

10. Поспелов О.В. Формы адвокатских образований: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 8-9.

11. Резник Г.М. Закон об адвокатуре как жертва конфликта интересов // Рос. юстиция. 1998. № 3. С. 24.

12. Степашина М.С. Комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» / под ред. А.М. Смушкина, В.Н. Барбарич. 2008. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Шакиров Т.Р. Международные стандарты независимости и подотчетности адвокатов // Евразийская адвокатура. 2013. №6 (7) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-standarty-nezavisimosti-i-podotchetnosti-advokatov.

14. Яртых И.С. Функции и правовой статус адвокатуры и ее общественных объединений в условиях формирования гражданского общества в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.

References (transliterated)

1. http://old.advgazeta.ru/rubrics/8/1445.

2. https://472.slovaronline.com/430-nezavisimost~.

3. https://845.slovaronline.com/880-nezavisimost~.

4. https://kraevoy—hbr.sudrf.ru/modules.php.?name= sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=3299957& delo_id=2800001&new=2800001&text_number=1.

5. https://rus-philosophical-enc.slovaronline. com/5959-NEZAVISIMOST~.

6. Bojkov A.D. Status advokata: soderzhanie, kvalifika-cionny"e trebovaniya i principy" advokatskoj deyatel"nosti: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2010. S. 19.

7. Dabizha T.G. Obespechenie garantij nezavisimosti advokatskoj deyatel"nosti i advokatury": dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2017. S. 13-14.

8. Ivanov A.V. Garantii nezavisimosti advokatov i puti ix sovershenstvovaniya // Evrazijskaya advokatura. 2014. №6 (13) [E"lektronny"j resurs]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/garantii-nezavisimosti-advokatov-i-puti-ih-sovershenstvovaniya.

9. Kucherena A.G. Nauchno-prakticheskij kommen-tarij k FederaTnomu zakonu ot 31 maya 2002 g. № 63-FZ «Ob advokatskoj deyatel"nosti i advokature v Rossijskoj Federacii». M.: Delovoj dvor, 2009.

10. Pospelov O.V. Formy" advokatskix obrazovanij: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2008. S. 8-9.

11. Reznik G.M. Zakon ob advokature kak zhertva kon-flikta interesov // Ros. yusticiya. 1998. № 3. S. 24.

12. Stepashina M.S. Kommentarij k Federal"nomu zakonu «Ob advokatskoj deyatel"nosti i advokature v Rossijskoj Federacii» / pod red. A.M. Smushkina, V.N. Barbarich. 2008. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy" «Konsul"-tantPlyus».

13. Shakirov T.R. Mezhdunarodny"e standarty" nezavisimosti i podotchetnosti advokatov // Evrazijskaya advokatura. 2013. №6 (7) [E"lektronny"j resurs]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-standarty-ne-zavisimosti-i-podotchetnosti-advokatov.

14. Yarty"x I.S. Funkcii i pravovoj status advokatury" i ee obshhestvenny"x ob""edinenij v usloviyax formirovani-ya grazhdanskogo obshhestva v Rossijskoj Federacii: av-toref. dis. . d-ra yurid. nauk. M., 2009.

EURASIAN LEGAL PORTAL

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Наш портал состоит из следующих разделов:

а Законопроекты а Принятые законы а Судебная практика а Пресс-релизы а Юридические статьи а Юридические вузы а Юридическая школа в лицах а Новости а Наши партнеры а Институт законодательства а Бесплатная юридическая консультация

www.eurasialegal.info

Целями проекта являются:

1. Создание информативной актуальной научной базы в области права для успешного ориентирования в современном юридическом мире.

2. Свободный обмен теоретическими и практическими знаниями в области права в рамках Содружества Независимых государств (СНГ).

Наша задача заключается в постоянном усовершенствовании портала, предоставлении полной и достоверной информации пользователям, внедрении новых актуальных проектов, интересных юридических источников и привлечении к развитию проекта профессиональных юристов для взаимовыгодного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.