Научная статья на тему 'Белорусская адвокатура нуждается в улучшении'

Белорусская адвокатура нуждается в улучшении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
871
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДВОКАТ / АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВА АДВОКАТА / ГАРАНТИИ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ АДВОКАТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пастухов Михаил Иванович

Цель: Проанализировать эффективность правового регулирования института адвокатуры в Республике Беларусь. Методология: Использовались формально-юридический и историко-правовой методы. Результаты: Проведен комплексный анализ законодательства и практики белорусской адвокатуры, вносятся предложения по совершенствованию законодательства с учетом европейского и российского опыта. Новизна/оригинальность/ценность: В статье выражен авторский подход к организации и деятельности адвокатуры в Беларуси, высказано мнение о недостаточности возможностей для эффективной защиты прав граждан в уголовном судопроизводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Belarusian Advocacy Needs an Improvement

Purpose: To analyze the effectiveness of the legal regulation of the institution of advocacy in the Republic of Belarus. Methodology: Legalistic and historical methods were used. Results: A comprehensive analysis of the law and practice of the Belarusian advocacy was carried out, proposals were made to improve the legislation, taking into account European and Russian experience. Novelty/originality/value: The paper expresses the author’s approach to the organization and activities of advocacy in Belarus, notably his opinion that there is a lack of opportunities for effective protection of the rights of citizens in criminal proceedings.

Текст научной работы на тему «Белорусская адвокатура нуждается в улучшении»

Пастухов М.И.

БЕЛОРУССКАЯ АДВОКАТУРА НУЖДАЕТСЯ В УЛУЧШЕНИИ

Цель: Проанализировать эффективность правового регулирования института адвокатуры в Республике Беларусь.

Методология: Использовались формально-юридический и историко-правовой методы. Результаты: Проведен комплексный анализ законодательства и практики белорусской адвокатуры, вносятся предложения по совершенствованию законодательства с учетом европейского и российского опыта.

Новизна/оригинальность/ценность: В статье выражен авторский подход к организации и деятельности адвокатуры в Беларуси, высказано мнение о недостаточности возможностей для эффективной защиты прав граждан в уголовном судопроизводстве.

Ключевые слова: адвокат, адвокатская деятельность, права адвоката, гарантии адвокатской деятельности, муниципальная адвокатура.

Pastukhov M.I.

BELARUSIAN ADVOCACY NEEDS AN IMPROVEMENT

Purpose: To analyze the effectiveness of the legal regulation of the institution of advocacy in the Republic of Be-Methodology: Legalistic and historical methods were used.

Results: A comprehensive analysis of the law and practice of the Belarusian advocacy was carried out, proposals were made to improve the legislation, taking into account European and Russian experience.

Novelty/originality/value: The paper expresses the author's approach to the organization and activities of advocacy in Belarus, notably his opinion that there is a lack of opportunities for effective protection of the rights of citizens in criminal proceedings.

Keywords: lawyer, advocacy, rights of advocate, guarantees of advocacy, municipal advocacy.

В соответствии со ст. 62 Конституции каждый имеет право на юридическую помощь Республики Беларусь для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей.

В настоящее время юридическая помощь гражданам и юридическим лицам оказывается преимущественно со стороны адвокатов. Ранее этим правом пользовались также юристы, действующие на основе Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Позднее Министерство юстиции Республики Беларусь предложило юристам-лицензиатам «переквалифицироваться» в адвокатов, сдав соответствующий квалификационный экзамен. Большинство из них (свыше 300 чел.) так и поступило, пополнив ряды адвокатов.

По данным Министерства юстиции Республики Беларусь, на 1 января 2019 г. в стране осуществляли деятельность 2115 адвокатов. Они объединяются в 161 юридическую консультацию и 77 адвокатских бюро. 328 адвокатов работают индивидуально вне рамок организационно-правовых форм. При этом все адвокаты состоят в территориальных коллегиях адвокатов и отчисляют на их содержание фиксированные взносы (либо в

процентном отношении от заработанного гонорара, либо в твердой денежной сумме, одинаковой для всех адвокатов коллегии).

Правовые основы адвокатуры в Беларуси

Основным актом, которым регулируется деятельность адвокатуры, является Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» от 30 декабря 2011 г., который вступил в силу с 6 апреля 2012 г.

Согласно ст. 1 Закона адвокатская деятельность - это юридическая помощь, оказываемая адвокатами в порядке, предусмотренном Законом, физическим лицам, юридическим лицам, а также государству в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

В соответствии со ст. 4 Закона адвокатская деятельность основывается на следующих принципах: 1) обеспечение гарантированного Конституцией права на юридическую помощь; 2) законность; 3) доступность юридической помощи; 4) независимость адвокатов; 5) адвокатская тайна; 6) использование всех не запрещенных законодательством средств и способов защиты прав, свобод и законных интересов клиента; 7) обеспечение качества юридической помощи; 8) соблюдение правил профессиональной этики адвокатуры.

В юридической литературе отмечается, что с принятием этого Закона «...появилась возможность создания новых организационных форм адвокатской деятельности, существенно расширен перечень видов юридической помощи, которые вправе оказывать адвокаты» [1, с. 142].

Следует признать, что Закон существенно повысил требования к претендентам на адвокатскую профессию, в частности, потребовал прохождения стажировки в качестве помощника адвоката или стажера, а также сдачи комплексного квалификационного экзамена. В Законе отмечается, что квалификационный экзамен проводится по конституционному, уголовному, гражданскому, жилищному, семейному, трудовому и административному праву, уголовному, гражданскому, хозяйственному и административному процессу, Правилам профессиональной этики адвоката, т. е. сразу по десяти базовым юридическим дисциплинам. Причем экзамен проводится как в письменной, так и в устной форме.

11 июля 2017 г. в Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» были внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 23 октября 2017 г. В соответствии с указанными поправками к кандидатам в адвокаты было установлено дополнительное требование - наличие стажа по специальности не менее трех лет.

Кроме того, статья 7 Закона была дополнена нормой о возможности адвокатов иностранных государств оказывать юридическую помощь на территории Республики Беларусь. Такое право они могут получить при условии «...включения их в Реестр адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций и специальных разрешений на право осуществления адвокатской деятельности в порядке, определяемом Министерством юстиции Республики Беларусь».

Одной из поправок в Закон стала норма о праве адвоката привлекать в связи с оказанием юридической помощи переводчиков, патентных поверенных и других специалистов. В то же время увеличилось число обязанностей адвокатов, в том числе: соблюдать уставы коллегии адвокатов и адвокатского бюро, проходить аттестацию, сохранять адвокатскую тайну и др.

Поправки в Закон расширили полномочия Республиканской коллегии адвокатов (теперь она называется Белорусская республиканская коллегия адвокатов - БРКА). Новая статья 50-1 Закона предусмотрела создание Фонда развития адвокатуры. Средства этого Фонда будут расходоваться БРКА «...по согласованию с Министерством юсти-

ции Республики Беларусь с учетом предложений территориальных коллегий адвокатов».

Для уяснения возможностей адвокатуры в защите прав граждан акцентируем внимание на правах адвоката (ст. 17 Закона). В качестве примера возьмем одну из самых важных сфер юридической помощи - уголовное судопроизводство, где гражданин нередко оказывается под стражей. Чем может ему помочь адвокат-защитник?

Исходя из содержания статьи 17 Закона, в указанной сфере адвокат может использовать следующие права: 1) самостоятельно собирать и представлять сведения, касающиеся обстоятельств дела; 2) запрашивать справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, у государственных органов и иных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии; 3) запрашивать с согласия клиента мнения специалистов для решения вопросов, возникших в связи с оказанием юридической помощи и требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства и других сферах деятельности; 4) беспрепятственно и конфиденциально общаться наедине со своим клиентом; 5) заявлять ходатайства, подавать в установленном порядке жалобы на действия суда, государственных органов и иных организаций, должностных лиц, ущемляющие права, свободы и интересы клиента, а также права адвоката при осуществлении им профессиональных обязанностей; 6) применять в своей профессиональной деятельности технические средства (компьютеры, видео- и звукозаписывающую аппаратуру, фото- и киноаппаратуру, множительную и иную технику) с учетом требований, установленных процессуальным законодательством; 7) осуществлять иные права, предусмотренные Законом и иными актами законодательства.

Достаточно ли предоставленных прав адвоката для защиты граждан, находящихся в период предварительного следствия и судебного разбирательства под стражей? Практика свидетельствует о том, что таких прав оказывается недостаточно. Помощь адвоката, оказывается неэффективной.

На мой взгляд, это происходит по следующим причинам.

Во-первых, в уголовном процессе сохраняется доминирование роли следователя и прокурора, которые откровенно игнорируют ходатайства и другие формы легального влияния адвоката на ход расследования.

Во-вторых, как отмечают сами адвокаты, запросы о представлении сведений нередко остают-

ся без удовлетворения или исполняются длительное время.

В-третьих, принципиальная и смелая позиция адвоката в ряде случаев приводит к принятию мер воздействия в отношении адвокатов, в том числе к лишению лицензии.

В-четвертых, в судебном заседании адвокат-защитник также находится в приниженном положении. Суд, как и орган следствия, предпочитает отклонять ходатайства адвоката. Он, как правило, не разделяет сомнения адвоката относительно отдельных доказательств и всего обвинения в целом.

В-пятых, серьезным препятствием реализации права граждан на защиту является то, что по действующему законодательству адвокат, по сути, не может оказывать юридическую помощь на безвозмездной основе, за исключением предусмотренных в законе случаев (ст. 6 Закона). Адвокат может лишь понизить сумму оплаты на свои услуги, но не отказаться вовсе от оплаты.

Получается, что юридическая помощь со стороны адвокатов в уголовном процессе, по общему правилу, является платной, что существенно ограничивает право граждан на защиту. При этом другие юристы не допускаются к защите по уголовным делам. Ситуацию не изменяет право близких родственников ходатайствовать перед следствием и судом о допуске их в качестве защитников (ч. 3 ст. 44 УПК). Такие ходатайства обычно отклоняются, если в деле участвует адвокат.

В этой связи нынешний институт адвокатуры следует усовершенствовать в целях более эффективной защиты прав и свобод граждан. При этом следует принять во внимание международные стандарты в указанной сфере и опыт зарубежных стран.

В результате адвокатам крайне редко удается убедить суд в обоснованности своей позиции. В частности, количество оправданий по расследованным делам в Беларуси не превышает 0,2 % от числа осужденных лиц.

Опыт организации адвокатуры в России

Согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года адвокатура является частью гражданского общества и не входит в систему государственных органов власти.

Адвокатское сообщество в Российской Федерации представляет собой независимую и самоуправляемую организацию. Органами адвокатского самоуправления являются советы адвокатских палат субъектов РФ. На федеральном уровне действует Федеральная палата адвокатов РФ, которая координирует общие аспекты работы всех регио-

нальных палат и представляет интересы сообщества на общероссийском уровне.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона адвокатом может быть лицо, которое имеет высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные законом. Претенденты могут сдать квалифицированный экзамен в одной из региональных адвокатских палат. О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.

На 1 января 2018 г. численность адвокатов в России составляла 79839 человек (из них порядка пяти тысяч имели приостановленный статус). По этому показателю Россия находится на одном из самых низких мест в Европе (50 адвокатов на 100 тыс. человек).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. адвокату предоставляются следующие права: 1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций; 2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь; 3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи; 5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность, без ограничения числа свиданий и их продолжительности; 6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну и др.

В Законе уделяется особое внимание гарантиям независимости адвокатов. В частности, адвокат

не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, кроме случаев, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).

Согласно вышеназванному Закону в качестве форм адвокатских образований могут выступать адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация (ст. 20).

Как показывает практика, наиболее распространенными формами являются адвокатский кабинет и коллегия адвокатов. При этом коллегия адвокатов действует на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими договора. Адвокатское бюро создается двумя и более адвокатами, которые заключают между собой партнерский договор. Юридическая консультация учреждается адвокатской палатой по представлению органа власти субъекта РФ при условии, если «на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью» (ст. 24).

Российский адвокат вправе выступать в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском, административном судопроизводстве, в качестве защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и судопроизводстве по делам об административных правонарушениях, а также представлять интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в отношениях с физическими лицами на основании договора поручения (ст. 25).

В случаях, указанных в ст. 26 Закона, юридическая помощь оказывается адвокатами бесплатно. В частности, речь идет о малообеспеченных гражданах, которые выступают в качестве истцов по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; о ветеранах Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; о гражданах Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; гражданах Российской Федерации, пострадавших от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией. Кроме того, юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В целях повышения эффективности своей деятельности адвокат может иметь помощников, а также стажеров, проходящих адвокатскую практику сроком от одного до двух лет (ст. 27, 28).

Все адвокаты субъекта РФ обязаны быть членами адвокатской палаты данного субъекта. В свою очередь, адвокатские палаты субъектов РФ объединяются в Федеральную палату Российской Федерации.

Известный белорусский юрист профессор И.И. Мартинович, проведя сравнительный анализ правового статуса адвоката в России и Беларуси, указывает на ряд отличий в требованиях, предъявляемых к адвокатской профессии. Так, по российскому закону адвокатом может быть не только гражданин РФ, но и иностранный гражданин, а по белорусскому закону - только гражданин Республики Беларусь. Если в России решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ с выдачей удостоверения адвоката на неопределенный срок, то в Беларуси выдается лицензия на право занятия адвокатской деятельностью на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности сроком на пять лет [2, с. 236-237].

И.И. Мартинович позитивно оценивает положения ст. 19 Федерального закона РФ о введении страхования риска ответственности адвоката за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения. Такая норма имеется в законодательстве многих европейских стран, в том числе Германии, Франции. По ее мнению, этот институт гарантирует оказание качественной юридической помощи, и его следовало бы предусмотреть в белорусском законодательстве.

Предложения по совершенствованию института адвокатуры в Беларуси

С учетом вышеизложенного институт адвокатуры в Республике Беларусь как основное средство оказания юридической помощи гражданам и юридическим лицам следует усовершенствовать, принимая во внимание международные стандарты и опыт зарубежных стран.

В первую очередь мы должны позитивно оценить положения такого общепризнанного документа, как «Основные положения о роли адвокатов», принятого Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в сентябре 1990 г.

В Документе говорится о гарантиях, которые органы власти обязаны предоставить адвокатам для их нормальной работы, в числе которых: возможность исполнять свои профессиональные обязанности «...без запугивания, препятствий, бес-

покойства и неуместного вмешательства»; возможность свободно разъезжать и консультировать клиентов в своей стране и за рубежом.

В этом документе содержится также рекомендация судам «...не отказывать в признании права адвоката представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения».

Важное значение в плане развития законодательства об адвокатуре имеют Рекомендации Комитета Министров Совета Европы «О свободе осуществления профессии адвоката». Среди положений, сформулированных в этих Рекомендациях, следует обратить внимание на то, что правительства должны принять необходимые меры для того, «чтобы уважалась, защищалась и поощрялась свобода осуществления профессии адвоката без дискриминации и неправомерного вмешательства со стороны органов власти...». Кроме того, адвокаты должны иметь право на создание и вступление в местные, национальные и международные союзы и ассоциации, которые ставят своей целью повышение профессиональных стандартов и защиту независимости адвокатов.

Из вышеназванных международных документов следует, что необходимо обеспечить реальную независимость белорусских адвокатов. В этой связи целесообразно пересмотреть содержание ст. 38 Закона «Адвокатура и Министерство юстиции Республики Беларусь», исключив из нее ряд полномочий Министерства юстиции в сфере адвокатской деятельности, а именно: принятие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность адвокатуры, в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Законом; внесение в коллегию адвокатов представлений о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности, о проведении общего собрания (конференции) членов территориальной коллегии адвокатов, а также внесение в Квалификационную комиссию представлений о проведении внеочередной аттестации адвоката для определения возможности выполнения им своих профессиональных обязанностей в случае выявления фактов, свидетельствующих о его недостаточной квалификации; отстранение адвоката от осуществления профессиональных обязанностей на срок ведения дисциплинарного производства в случае его возбуждения Министром юстиции Республики Беларусь; внесение в органы управления коллегий адвокатов предложений по кандидатурам для избрания на должности председателей коллегий адвокатов; согласование кандидатур на

должности председателей коллегий адвокатов и заведующих юридическими консультациями.

По мнению автора, по примеру России после успешной сдачи квалификационного экзамена адвокаты должны получать удостоверение адвоката. Выдача лицензии на ограниченный срок ставит адвоката в зависимость от органа, который выдает такую лицензию или ее продляет. Применение лицензирования недопустимо и по той причине, что адвокат не является предпринимателем.

В российском юридическом сообществе продолжается дискуссия о правомерности введения адвокатской монополии в сфере оказания юридических услуг [3]. В Беларуси этот вопрос решен в пользу «монополии», поскольку представительство по всем делам, кроме узкого круга вопросов в сфере гражданско-правовых и экономических отношений, осуществляется адвокатами.

На мой взгляд, монополизм в указанной сфере деятельности противоречит международным стандартам, а также конституционному праву граждан Республики Беларусь на юридическую помощь адвокатов и «...других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного самоуправления...» (ст. 62 Конституции). Очевидно, что в этой деятельности вправе участвовать иные юристы, например имеющие практический опыт или ученые звания. Кроме того, следует поставить под сомнение обязательность членства всех адвокатов в Белорусской республиканской коллегии адвокатов. Это исключает возможность создания иных адвокатских объединений, которые могли бы составить конкуренцию БРКА и снизить расценки за оказание юридических услуг.

В настоящее время Закон допускает случаи безвозмездного оказания юридической помощи за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов (ст. 28). Однако таких случаев, на мой взгляд, недостаточно для эффективного выполнения задач адвокатуры.

В связи с этим предлагаю часть первую статьи 6 Закона («Право на юридическую помощь, оказываемую адвокатами») изложить в следующей редакции: «Юридическая помощь оказывается адвокатами на возмездной и безвозмездной основе. В случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами, юридическая помощь оказывается за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов, а также бесплатно по договоренности адвоката с клиентом».

Соответственно в Закон следует включить новую статью 28-1 «Оказание адвокатами юридиче-

ской помощи бесплатно». Ее содержание может быть следующим: «Юридическая помощь может оказываться бесплатно на основании договора, заключаемого адвокатом либо адвокатским бюро и клиентом или иным лицом, действующим в интересах клиента, с соблюдением требований, предусмотренных в статье 27 настоящего Закона. Оказание адвокатом бесплатной юридической помощи не освобождает его от выполнения обязанностей, предусмотренных в статье 18 настоящего Закона, в том числе отчисления средств в форме взносов на содержание территориальной коллегии адвокатов».

По примеру российского законодательства целесообразно в качестве гарантии адвокатской деятельности и повышения ее эффективности включить в Закон норму о страховании риска ответственности адвокатов за нарушение условий соглашения об оказании юридической помощи или о создании адвокатами страховых фондов. Она может иметь следующую редакцию: «С целью повышения ответственности адвокатов за выполнение условий соглашения с доверителем об оказании юридической помощи могут создаваться страховые фонды. Порядок формирования страховых фондов адвокатов и открытия счетов в банках определяются Советом Министров Республики Беларусь».

В дополнительном правовом регулировании нуждается вопрос об исполнимости запросов адвокатов. Как выше отмечалось, на практике такие запросы нередко остаются без ответов или выполняются длительное время. Поэтому следует закрепить право адвокатов на безотлагательный прием должностными лицами, ответственными за подготовку справок, характеристик и иных документов, необходимых в связи с оказанием юридической помощи, а также установить предельные сроки подготовки ответов по поступившим запросам.

Полагаю целесообразным создать на местах муниципальные адвокатуры за счет дотаций из местных бюджетов и спонсорской помощи. В таких адвокатурах могли бы работать адвокаты-стажеры, а также адвокаты-пенсионеры. Основной задачей таких адвокатур могли бы быть консультации по широкому спектру правовых вопросов, а также подготовка различных жалоб, обращений в государственные органы, в том числе в суды.

Пристатейный библиографический список

1. Боголейко А.М. Существование независимой адвокатуры - необходимый признак социального правового государства // Конституционные основы развития правового социального государства в Республике Беларусь / под ред. Г.А. Василевича, П.Г. Никитенко. Минск: Вышэйшая школа, 2018. С. 142-156.

2. Мартинович И.И. Новации реформы адвокатуры в Беларуси и России в постсоветский период (сравнительно-правовой аспект) // Право и демократия: сб. науч. тр. Минск: БГУ, 2004. С. 236-239.

3. Громов И.А., Добрынин П.М., Косарев И.А., Ра-гулин А.В. К вопросу об оценке обоснованности доводов против введения «адвокатской монополии» в Российской Федерации // Евразийская адвокатура. 2017. № 4.

References (transliterated)

1. Bogolejko A.M. Sushhestvovanie nezavisimoj ad-vokatury" - neobxodimy"j priznak sodal"nogo pravovogo gosudarstva // Konstitudonny"e osnovy" razvitiya pravovogo sodal"nogo gosudarstva v Respublike Belarus" / pod red. G.A. Vasilevicha, P.G. Nikitenko. Minsk: Vy"she"jshaya shkola, 2018. S. 142-156.

2. Martinovich I.I. Novacii reformy" advokatury" v Belarusi i Rossii v postsovetskij period (sravnitel"no-pra-vovoj aspekt) // Pravo i demokratiya: sb. nauch. tr. Minsk: BGU, 2004. S. 236-239.

3. Gromov I.A., Dobry"nin P.M., Kosarev I.A., Ragulin A.V. K voprosu ob ocenke obosnovannosti dovodov protiv vvedeniya «advokatskoj monopolii» v Rossijskoj Federa-cii // Evrazijskaya advokatura. 2017. № 4.

ШШР1ШШШШ

иннкогагш" пгешлшм

[email protected] +7-917-40-61-340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.