ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 347.965
К.Ж. Абовян, С.Д. Игнатов
РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДВОКАТУРЕ И АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В аспекте сравнительного правоведения рассматриваются некоторые вопросы организации адвокатуры в Республике Беларусь и Российской Федерации.
Ключевые слова: организация адвокатуры, адвокатская деятельность, статус адвоката, иные формы адвокатских образований.
Республика Беларусь одна из первых после распада СССР приняла Закон №2406-ХИ «Об адвокатуре» - 15 июня 1993 г. (далее - Закон об адвокатуре РБ) [1]. Если кратко охарактеризовать этот Закон, можно указать на его связь с Законом об адвокатуре в СССР 1979 г. [2], и это неудивительно, поскольку практически сразу после распада Советского Союза было невозможно или, по крайней мере, затруднительно предугадать дальнейшее развитие социально-экономических отношений в том или ином постсоветском государстве. Вероятно, именно поэтому в 2011 г. в Беларуси на смену устаревшему Закону об адвокатуре пришел новый закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон об адвокатской деятельности РБ) [3], который имеет достаточно серьезные отличия от своего предшественника. Предлагаем сравнить российское и белорусское законодательство об адвокатуре и адвокатской деятельности с учетом изменений, которые последнее претерпело.
Статус адвоката. Согласно ст. 7 Закона об адвокатской деятельности РБ адвокатом в Республике Беларусь может быть физическое лицо, являющееся гражданином Республики Беларусь, имеющее высшее юридическое образование, прошедшее в установленных законом случаях стажировку и сдавшее квалификационный экзамен, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности и являющееся членом территориальной коллегии адвокатов.
Забота о «чистоте» состава адвокатского корпуса выражена в ст. 8 Закона об адвокатской деятельности РБ, где дается перечень лиц, для которых дорога в адвокатуру закрыта. В целом можно отметить, что в российском и белорусском законах об адвокатской деятельности предусмотрены одинаковые ограничения, за исключением нескольких пунктов, которые заслуживают внимания. В белорусском Законе ограничения на занятие адвокатской деятельностью распространяются в том числе на лиц, ранее совершивших умышленное преступление; исключенных (уволенных) из коллегии адвокатов, а также уволенных из правоохранительных и других органов по дискредитирующим обстоятельствам в течение трех лет со дня принятия соответствующих решений об увольнении и др. Причем в соответствии с Законом об адвокатуре в РБ 1993 г. в адвокатуру не принимались лица, уволенные из правоохранительных и других органов по компрометирующим обстоятельствам в течение 5 лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст. 10). Несмотря на то что сократился срок действия данного ограничения и несколько изменилась формулировка нормы права, следует признать, что такое ограничение является действительно необходимым. Напомним, что в Законе об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ ограничений в отношении лиц, уволенных из правоохранительных органов, не предусмотрено. Это значит, что любой чиновник, юрист государственного аппарата может видеть в адвокатуре так называемый запасной вариант, отстойник, на случай, если он решит заниматься противозаконной деятельностью и будет в ней уличен. На наш взгляд, прием в адвокатуру лиц, уволенных из правоохранительных и других органов по компрометирующим обстоятельствам без установления минимального срока, который должен пройти с момента увольнения, по меньшей мере, сомнителен.
Вернемся к Закону об адвокатской деятельности Республики Беларусь. Адвокат вправе оказывать клиентам любую юридическую помощь, в которой они нуждаются (ч. 1 ст. 17 Закона об адвокатской деятельности РБ). Об обязанностях адвоката говорится в ст. 18. В части первой данной статьи закреплено, что адвокат в своей деятельности обязан точно и неукоснительно соблюдать законодательство, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав, свобод и интересов клиентов. Обратим внимание на то, что в аналогичном российском законе также установлена обязанность
адвоката честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами (подп. 1 п. 1 ст. 7).
Для получения статуса адвоката в Республике Беларусь необходимо иметь высшее юридическое образование, стаж работы не менее трех лет по специальности; также необходимо сдать экзамен Квалификационной комиссии и получить лицензию на право занятия адвокатской деятельностью. Продление срока действия лицензии производится Министерством юстиции Республики Беларусь по заявлению адвоката с учетом соблюдения им законодательства об адвокатуре по результатам аттестации, проведенной в порядке, предусмотренном законодательством. Одним из преимуществ белорусского Закона, на наш взгляд, является то, что адвокатская деятельность не просто подлежит лицензированию, но для продления срока действия лицензии адвокат подвергается аттестации. Таким образом, адвокату приходится постоянно совершенствовать свои знания и профессиональные навыки. Лицензия на занятие адвокатской деятельностью, так же как и аттестация адвокатов, в российском законодательстве, к сожалению, не предусмотрена.
В новом Законе об адвокатской деятельности Республики Беларусь более развернуто представлены положения о стажере адвоката. Стажер адвоката проходит стажировку под руководством адвоката, имеющего стаж работы в качестве адвоката не менее пяти лет, выполняя обязанности помощника адвоката и иные обязанности, предусмотренные трудовым договором. Адвокат вправе иметь одновременно только одного стажера. По окончании стажировки адвокат, под руководством которого стажер проходил стажировку, составляет заключение о готовности стажера адвоката к осуществлению адвокатской деятельности, а стажер - отчет о результатах стажировки в соответствии с требованиями, установленными Министерством юстиции Республики Беларусь. В случае если стажер адвоката, получивший положительное заключение адвоката, под руководством которого он проходил стажировку, не сдаст квалификационный экзамен, такой адвокат по решению совета территориальной коллегии адвокатов может быть отстранен от руководства стажерами на срок до двух лет (ст. 9, 10 Закона об адвокатской деятельности РБ).
Для решения вопросов о допуске к адвокатской деятельности действует Квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь (ст. 14). В состав Квалификационной комиссии входят:
по одному представителю от территориальных коллегий адвокатов;
по одному представителю от Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь; пять представителей от Министерства юстиции Республики Беларусь; два представителя от научных организаций.
Председателем комиссии является заместитель Министра юстиции Республики Беларусь. Организация адвокатуры. Мы уже отмечали преемственность, а в некоторых вопросах и полную идентичность Закона об адвокатуре РБ 1993 г. и Закона об адвокатуре в СССР 1979 г. Организация адвокатуры в Республике Беларусь была построена по образу и подобию советской адвокатуры, за одним существенным исключением. В ч. 2 ст. 13 Закона об адвокатуре говорилось, что в Республике Беларусь адвокаты объединяются в коллегии: Республиканскую, областные, Минскую городскую. По решению соответствующей коллегии адвокатов и в порядке, установленном этой коллегией, допускается осуществление адвокатской деятельности в составе юридических консультаций или в иных организационных формах при условии обеспечения функций, возложенных законодательством на коллегии адвокатов (их юридические консультации). Отметим, что и в некоторых других постсоветских государствах (таких, как Украина, Узбекистан) законами об адвокатуре адвокатам разрешено выбирать любую (иногда - «иную») форму адвокатских объединений.
В новом же Законе об адвокатской деятельности организационным формам осуществления адвокатской деятельности в Республике Беларусь посвящена ст. 29. Адвокаты вправе осуществлять адвокатскую деятельность в адвокатском образовании в форме юридической консультации или адвокатского бюро либо индивидуально. На этом перечень организационных форм заканчивается. Соответственно, адвокаты Республики Беларусь теперь ограничены в выборе форм адвокатских объединений. Впрочем, российские адвокаты также ограничены в этом выборе: они могут осуществлять адвокатскую деятельность в одной из четырех форм адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация (п. 1 ст. 20 Закона об адвокатской
деятельности и адвокатуре в РФ). Это, по нашему мнению, относится к недостаткам данных законов ввиду ограничения форм адвокатских образований [4].
Бесплатная помощь. В соответствии с Законом об адвокатской деятельности РБ юридическая помощь может быть бесплатной для ее «получателя»: такая помощь может оказываться за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов. В данном Законе, по сравнению с Законом об адвокатуре Беларуси 1993 г., несколько изменен перечень лиц и вопросов, по которым юридическая помощь оказывается за счет средств коллегии адвокатов. В частности, в перечне появилось указание на несовершеннолетних, в интересах которых юридическая помощь оказывается за счет средств коллегий адвокатов (ч. 1 ст. 28). Кроме того, по решению коллегии адвокатов юридическая помощь может быть оказана за счет средств данной коллегии и иным категориям граждан, не указанным в Законе. Следует отметить, что случаи, в которых юридическая помощь оказывается за счет средств местного и республиканского бюджета, теперь также оговорены в Законе об адвокатской деятельности Республики Беларусь. Юридическая помощь по вопросам социальной защиты и реабилитации жертвам торговли людьми, а в случае недостижения ими четырнадцатилетнего возраста - их законным представителям, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма, оказывается за счет средств республиканского бюджета (ч. 2 ст. 28). Юридическая помощь подозреваемому или обвиняемому оказывается за счет средств местного бюджета в случае участия адвоката в дознании, предварительном следствии и судебном разбирательстве по назначению через территориальную коллегию адвокатов по требованию органа, ведущего уголовный процесс (ч. 3 ст. 28).
Сравнивая положение белорусских и российских адвокатов, можно сказать, что в настоящее время в России этот вопрос, по нашему мнению, урегулирован более целесообразно, поскольку возникает следующий вопрос: почему адвокатура обязана за свой счет оказывать помощь бесплатно лицам, которых государство освободило от этой обязанности? Естественно, никто не оспаривает права отдельных категорий граждан на такую помощь, но вызывает некоторое недоумение тот факт, что на адвокатуру возложены расходы, которые, по нашему мнению, могли бы и должны покрываться из других источников (например, из государственного или регионального бюджета). Отметим, что в России на сегодняшний день действует Федеральный закон № 324-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [5] (далее - Закон о бесплатной юридической помощи в РФ). С введением в действие данного Закона в российский Закон об адвокатской деятельности были внесены некоторые изменения. В ст. 26 Закона об адвокатской деятельности в РФ, в частности, говорится следующее: оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии в вышеназванным Законом система бесплатной юридической помощи в Российской Федерации делится на государственную и негосударственную. Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются: 1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; 2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения; 3) органы управления государственных внебюджетных фондов; 4) государственные юридические бюро. Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном российским законодательством (ст. 15).
Негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники вузов (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи (ст. 22 Закона о бесплатной юридической помощи в РФ).
На наш взгляд, в Законе следовало бы указать сумму, например, минимальный размер выплат, предоставляемых адвокатам, оказывающим юридическую помощь бесплатно в рамках государственной системы. Но даже в таком виде данная норма права наконец решила лучшим образом проблему оплаты труда адвокатов в случае оказания бесплатной юридической помощи. Развитие законодательства, регулирующего данный вопрос, вероятнее всего будет продолжено на региональном уровне. К примеру, в Республике Дагестан принят Закон «О бесплатной юридической помощи в Республике Дагестан» [6]. В данном Законе, в частности, указывается, что порядок и размер оплаты труда адво-
катов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи определяются Правительством Республики Дагестан (п. 10 ст. 7). Таким же образом, то есть по решению Кабинета Министров, будет определяться размер и порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, в Чувашской Республике, как указано в ст. 9 проекта Закона «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике». Также проекты Закона о бесплатной юридической помощи подготовлены в Нижегородской, Вологодской области, Республике Карелии и Удмуртской Республике, а также ряде других субъектов РФ. И несмотря на то что в большинстве случаев это только проекты закона, можно сделать вывод, что сами законы о бесплатной юридической помощи в том или ином регионе России будут приняты в ближайшее время, поскольку в противном случае Федеральный Закон «О бесплатной юридической помощи» не будет реализован на деле.
Дисциплинарная ответственность. Серьезный интерес вызывает регулирование вопросов, связанных с дисциплинарной ответственностью адвокатов в Республике Беларусь. В соответствии с ч.2 ст. 20 Закона об адвокатской деятельности в РБ жалоба клиента или иного лица на действия адвоката, представление государственного органа, должностного лица о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности, частное определение суда подаются (направляются) в территориальную коллегию адвокатов, членом которой является адвокат, а в отношении председателя и членов совета Республиканской коллегии адвокатов, председателей и членов советов территориальных коллегий адвокатов - в Республиканскую коллегию адвокатов. Обратим внимание на следующий момент. Дисциплинарное производство может быть возбуждено органами управления коллегии адвокатов или Министром юстиции Республики Беларусь по собственной инициативе либо на основании жалобы (представления, определения) (ч. 1 ст. 22 указанного Закона). Вообще, активная «включенность» Министерства юстиции в жизнь адвокатуры наблюдалась и в предыдущем Законе Республики Беларусь «Об адвокатуре». В нем содержались даже более интересные положения: дело о дисциплинарной ответственности адвоката может быть возбуждено и рассмотрено органами адвокатского самоуправления. Представление о возбуждении дисциплинарного производства против адвоката производится на основании представления любого органа либо по жалобе заинтересованного лица на действия адвоката. Представления, вносимые Министерством юстиции Республики Беларусь, подлежат обязательному рассмотрению в двухнедельный срок (ст. 21). Безусловно, отмена максимального срока рассмотрения представлений Министерства юстиции Республики Беларусь является неким демократическим началом. Однако любопытно, что Законе об адвокатской деятельности РБ 2011 г. указывается следующее: возбуждение дисциплинарного производства Министром юстиции Республики Беларусь оформляется приказом; этот приказ направляется с необходимыми материалами в дисциплинарную комиссию коллегии адвокатов. И здесь вызывает интерес, каким образом должна разрешиться ситуация, когда Министр юстиции находит основания для дисциплинарного взыскания в отношении адвоката, и при этом решение должны принять сами адвокаты (напомним, что в состав дисциплинарной комиссии входят 7 адвокатов Республики Беларусь и 10 «неадвокатов» как минимум - ст. 45 Закона об адвокатской деятельности РБ).
Между прочим, в ст. 1 Закона об адвокатуре Республики Беларусь 1993 г. указывалось, что адвокатура является независимым правовым институтом. Слово «независимый» отсутствует в Законе об адвокатской деятельности РБ 2011 г., что, естественно, наталкивает на размышления негативного плана. Как видно, Министерство юстиции Беларуси оказывает иногда решающее влияние на адвокатуру. На наш взгляд, адвокатура не должна подвергаться такому воздействию со стороны государства и органов юстиции. И дело здесь не в том, что мы стремимся «похвалить» российское законодательство об адвокатуре, сравнив его с белорусским. Не подлежит сомнению тот факт, что у любого закона можно найти как положительные, так и отрицательные черты. Влияние Министерства юстиции на «жизнедеятельность» адвокатуры не может оставаться без внимания; оно, на наш взгляд, недопустимо. Однако вышеизложенное свидетельствует о том, что белорусское законодательство об адвокатуре так же многопланово и интересно, как и российское, и имеет свои преимущества.
Заключение. В Законе Республики Беларусь имеются такие нововведения, которых, на наш взгляд, не хватает Закону об адвокатской деятельности в РФ. В первую очередь, мы имеем в виду лицензирование адвокатской деятельности.
Ранее мы уже отмечали [7], что решение вопроса о лицензировании адвокатской деятельности в некоторых постсоветских государствах заслуживает особого внимания. Например, в Республике Армении, помимо лицензирования адвокатской деятельности, существует понятие специальной лицензии, которая предоставляет адвокатам право участвовать в разбирательстве дел в Кассационном Суде. Если применить в России понятие специальной лицензии, но наделить его другим содержанием, можно было бы решить вопрос о допуске к адвокатской деятельности лиц, не являющихся адвокатами. Специальная лицензии могла бы предназначаться для адвокатов, а «просто лицензия» - для соответствующих установленным требованиям юристов, желающих заниматься юридической практикой. С разрешением допуска к адвокатской деятельности лиц (юристов), имеющих на это лицензию, встал бы вопрос о форме организации деятельности этих лиц; то есть следовало бы разрешить не только четыре формы адвокатских объединений (адвокатский кабинет, адвокатское бюро, коллегия адвокатов, юридическая консультация), но и иные формы (как в некоторых постсоветских странах) без их уточнения и расшифровки. Почему мы считаем это необходимым, помогут понять следующие цифры. В США к концу XX в. насчитывалось более 850 тыс. адвокатов (при численности населения в 275, 6 млн. чел.), в России по состоянию на 31 декабря 2009 г. в региональных реестрах субъектов РФ зарегистрированы сведения о 63 740 адвокатах, имеющих действующий статус (при численности населения примерно в 145 млн. чел.) [8]. Мы полагаем, что существует острая необходимость в значительном увеличении количества адвокатов в России. Доступ в адвокатуру лицам, не являющимся членами адвокатской палаты, закрыт; но почему нельзя разрешить заниматься адвокатской деятельностью (практикой) юристам, не имеющим статуса адвоката, а в решении этого вопроса учитывать опыт других государств? Безусловно, здесь возникнет множество спорных моментов относительно возможности получения лицензии на право занятия адвокатской деятельностью без получения статуса адвоката. Возможно, следовало бы использовать другой термин (не «адвокатская деятельность») в данном случае, поскольку суть нашего предложения не в том, чтобы «юристы-неадвокаты» занимались адвокатской деятельностью, а в том, чтобы деятельность огромного количества юристов, которых простое население подчас путает с адвокатами (на что подчас и рассчитан подход таких юристов к своим «клиентам»), была наконец урегулирована и носила упорядоченный характер [9]. Вместе с тем, такое регулирование труда «юристов-неадвокатов» имело бы свой результат в плане появления законной возможности привлечения их к оказанию бесплатной юридической помощи в нашей стране.
Возвращаясь к преимуществам Закона об адвокатской деятельности РБ, следовало бы упомянуть запрет на прием в адвокатуру лиц, уволенных из правоохранительных и других органов по дискредитирующим обстоятельствам, в течение трех лет со дня принятия соответствующих решений об увольнении. На наш взгляд, российскому Закону об адвокатской деятельности не хватает аналогичной, а возможно, и более строгой нормы. Полагаем, следует установить запрет на прием в адвокатуру в течение не менее 10 лет лиц, имеющих высшее профессиональное юридическое образование, уволенных из правоохранительных органов по компрометирующим основаниям, а также лишенных статуса судьи по таким же основаниям.
Это лишь некоторые предложения, возникающие при сравнении российского Закона об адвокатской деятельности с аналогичными законами бывших советских республик. Дальнейшее сравнение российского Закона об адвокатской деятельности с законами постсоветских республик даст возможность более тщательно рассмотреть реальные способы решения проблем, связанных с организацией адвокатуры и адвокатской деятельности в современной России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. №2406-Х11 «Об адвокатуре» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 20. С. 242.
2. Закон СССР от 30.11.1979 «Об адвокатуре в СССР» // СПС «Консультант Плюс».
3. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2012. № 2, 2/1884.
4. Игнатов С.Д. Концептуальные основы организации адвокатуры в России (вопросы теории и практики): монография // Ижевск: Изд. дом «Удм. ун-т», 2006. С. 128.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ // Рос. газ. 2011. 23 нояб.
6. Закон Республики Дагестан от 14.06.2012 N 32 «О бесплатной юридической помощи в Республике Дагестан» // Дагестанская правда. 2012. 16 июня.
7. Абовян К., Игнатов С. Адвокат в Армении и в России // ЭЖ-Юрист. 2010. № 8. С. 8-9.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
8. Данные Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. URL: http://www.fparf.ru/advo/ number_and_fact.htm.
9. Абовян К.Ж. Игнатов С.Д. Об организации адвокатуры и статусе адвоката в Республике Таджикистан и Российской Федерации // Вестн. Удм. ун-та. 2012. № 1. С. 80.
Поступила в редакцию 20.09.12
K.Zh. Abovyan, S.D. Ignatov
On the organization of the bar and the status of lawyer in the Republic of Belorussia and in Russian Federation
In the aspect of comparative law some issues of the bar’s organization in the Republic of Belorussia and in Russian Federation are considered.
Keywords: legal activity, status of lawyer, Counsel-Attorney, lawyers, other forms of legal entities.
Абовян Карине Жораевна, преподаватель E-mail: [email protected]
Игнатов Сергей Дмитриевич, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.4)
Abovyan K.Zh., scientific associate E-mail: [email protected]
Ignatov S.D., candidate of law, associate professor E-mail: [email protected]
Udmurt State University
426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4