Научная статья на тему 'Институт адвокатуры как элемент системы гражданского общества в административно-процессуальном законодательстве России и Республики Беларусь'

Институт адвокатуры как элемент системы гражданского общества в административно-процессуальном законодательстве России и Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДВОКАТ / АДВОКАТСКАЯ ТАЙНА / ИНСТИТУТ АДВОКАТУРЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЗАКОН ОБ АДВОКАТУРЕ / ЗАЩИТНИК В СУДЕ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ / АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / LAWYER / ATTORNEY-CLIENT PRIVILEGE / LEGAL PROFESSION / CIVIL SOCIETY / DEFENSE COUNSEL / REPRESENTATION IN COURT / ADVOCACY / LEGAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овод А. А., Маюров Н. П., Макаров Д. А.

В статье изучается проблематика значения института адвокатуры как элемента системы гражданского общества в аспекте осуществления производства по делам об административных правонарушениях в России и Республике Беларусь. Изучается понятие адвокатской деятельности и построения системы адвокатуры в России и Республике Беларусь. Исследуется значение института адвокатуры в качестве элемента гражданского общества и защиты прав и законных граждан при привлечении к мерам административной ответственности за совершение административных правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the issue of values of the legal profession as an element of civil society in the aspect of the implementation of production on cases of administrative offenses in Russia and Belarus. We study the notion of advocacy and for the development of advocacy in Russia and Belarus. Examines the value of the legal profession as part of civil society and to protect the rights of citizens while bringing to the measures of administrative responsibility for committing administrative offenses.

Текст научной работы на тему «Институт адвокатуры как элемент системы гражданского общества в административно-процессуальном законодательстве России и Республики Беларусь»

УДК 342.9(470+476):347.965

А. А. Овод, Н. П. Маюров, Д. А. Макаров

Институт адвокатуры как элемент системы гражданского общества в административно-процессуальном законодательстве России и Республики Беларусь

В статье изучается проблематика значения института адвокатуры как элемента системы гражданского общества в аспекте осуществления производства по делам об административных правонарушениях в России и Республике Беларусь. Изучается понятие адвокатской деятельности и построения системы адвокатуры в России и Республике Беларусь. Исследуется значение института адвокатуры в качестве элемента гражданского общества и защиты прав и законных граждан при привлечении к мерам административной ответственности за совершение административных правонарушений.

This article examines the issue of values of the legal profession as an element of civil society in the aspect of the implementation of production on cases of administrative offenses in Russia and Belarus. We study the notion of advocacy and for the development of advocacy in Russia and Belarus. Examines the value of the legal profession as part of civil society and to protect the rights of citizens while bringing to the measures of administrative responsibility for committing administrative offenses.

Ключевые слова: адвокат, адвокатская тайна, институт адвокатуры, гражданское общество, закон об адвокатуре, защитник в суде, представительство в суде, адвокатская деятельность, юридическая помощь.

Key words: lawyer, attorney-client privilege, the legal profession, civil society, the legal profession, defense counsel, representation in court, advocacy, legal assistance.

Защита прав граждан при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях является одной из основных проблем в аспекте укрепления гражданского общества. Институт адвокатуры необходим как гарантия оказания квалифицированной юридической защиты прав граждан вне зависимости от уровня правовой культуры. В рамках осуществления интеграционных процессов, интенсификации гражданского оборота, перемещения трудовых ресурсов и в целом повышения социальной мобильности граждан

© Овод А. А., Маюров Н. П., Макаров Д. А., 2017

219

государств Евразийского экономического союза исключительную важность приобретает обеспечение принципов единства системы защиты прав и законных интересов граждан. В каждом из государств Евразийского экономического союза и в особенности Союзного государства России и Республики Беларусь происходят процессы интеграции норм международного права и национального законодательства. Защита прав граждан при привлечении к мерам административной ответственности является важным фактором как укрепления правопорядка, так и реализации гарантии на оказание квалифицированной юридической помощи.

Вопросы изучения проблем нормативного регулирования отношений, связанных с участием адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях, были рассмотрены в трудах многих учёных. В их числе необходимо отметить: А.Ю. Анненкова, А.М. Волкова, А.Б. Зеленцова, Р.Е. Лабоцкую, Ф.С. Разаренова, А.И. Стахова и др. Но многие из вопросов участия адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях нуждаются в своём дальнейшем изучении.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи [5, ст. 48]. Данная юридическая помощь может быть как платной, так и оказываемой на бесплатной основе. КоАП РФ раскрывает данное положение относительно участия защитника в процессе производства по делам об административных правонарушениях. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами [4, ст. 42].

Статус защитника и представителя при производстве по делам об административных правонарушениях закреплён в ст. 25.5 КоАП РФ. В частности, указано: «Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя допускается адвокат или иное лицо» [4, ст. 25.5]. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на

профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Она не является предпринимательской.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов, и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов 1) законности; 2) независимости; 3) самоуправления; 4) корпоративности; 5) равноправия адвокатов. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи [7, ст. 3; 10, ст. 4].

Представители - близкие родственники, другие члены семьи потерпевшего, физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, их законные представители, адвокаты, представители юридического лица, индивидуального предпринимателя [10, ст. 1.4]. Адвокатура - правовой институт, призванный оказывать в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на профессиональной основе юридическую помощь в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц; адвокатская деятельность - юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, а также государству в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию [8, ст. 1].

Возникновение адвокатуры в России происходит с принятием судебных уставов 1864 г. Адвокатура объявлялась свободной от вмешательства государства самоуправляемой организацией юристов, которые оказывали юридическую помощь, и в частности, защищали интересы физических и юридических лиц в судах. Собрание адвокатов - присяжных поверенных при судебной палате, являлось высшим органом адвокатуры. Законом от 25 мая 1874 г. частные поверенные были подчинены судебным местам.

В Декрете ВЦИК «О суде» от 24 ноября 1917 г. № 1 было указано об упразднении адвокатуры. В качестве обвинителей, защитников и судебных представителей допускались «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами» [1, с. 46]. В Декрете ВЦИК «О суде»

от 7 марта 1918 г. № 2 было уточнено, что обвинители и защитники входят в «коллегии правозаступников», избираемые Советами депутатов. Могли выступать один обвинитель и один защитник из числа присутствующих на суде граждан. Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. «О народном суде РСФСР», было предписано создание коллегий правозаступников при уездных исполнительных комитетах. Адвокатура учреждалась для содействия правосудию, но не для защиты интересов обвиняемого, потерпевшего, истца или ответчика. В качестве защитников допускались при ведении дел консультанты отделов юстиции [9, ст. 43]. Инструкцией Наркомата юстиции РСФСР от 23.11.1920 г. «Об организации обвинения и защиты на суде» было установлено, что защита по уголовным делам является общественной повинностью. Списки отбывающих повинность составляются народными судьями, отделами юстиции, профсоюзными и партийными организациями.

26 мая 1922 г. ВЦИК было принято Положение об адвокатуре. Оно закрепило создание коллегий правовых защитников по уголовным и гражданским делам как самоуправляемых организациях. Произошло возрождение адвокатуры как института защиты прав и свобод граждан. Данные самоуправляемые организации находились под контролем Министерства юстиции. Совмещение статуса адвоката с занятием государственной должности, кроме выборной и преподавательской работы, было запрещено. В соответствии Законом о судоустройстве СССР от 16.08.1938 г. было принято Положение об адвокатуре СССР, утвержденное Постановлением СНК СССР 16.08.1939 г.

Коллегии адвокатов создавались в автономных республиках, краях, областях как добровольные профессиональные объединения. Органы управления - общее собрание адвокатов, президиум и ревизионная комиссия. Коллегиям предписывалось оказывать правовую помощь гражданам и юридическим лицам через работу юридических консультаций. Общее руководство адвокатурой осуществляли Наркомат юстиции СССР, наркоматы юстиции союзных республик и их местные подразделения.

В соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР 1962 г. коллегии адвокатов были добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. При этом руководство адвокатурой осуществляли Министерство юстиции РСФСР и его местные органы. По Конституции СССР 1977 г. адвокатура была организацией, оказывающей юридическую помощь гражданам, учреждениям и организациям. В соответствии с законом СССР 1979 г. «Об адвокатуре в СССР» было принято Положение об адвокатуре в РСФСР, которое действовало до принятия ФЗ «Об адвокатской деятельности

и адвокатуре в РФ». В Республике Беларусь был принят Закон Республики Беларусь от 30.12.2011 г. №334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь».

Под адвокатурой принято понимать совокупность профессиональных юристов, имеющих статус адвоката, объединенных в адвокатские образования и имеющих своей главной задачей оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам. Оно включает участие в различных видах судопроизводства, разъяснение юридически значимых вопросов, подготовку юридических документов и др. Адвокатура является институтом гражданского общества, который не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Гражданское общество - это естественно складывающееся состояние сообщества страны, которое формируется и развивается на основе саморегулирования, которое исключает вмешательство государства. Для гражданского общества характерны следующие особенности: 1) наличие множества, центров социальной власти; 2) относительная независимость данных центров социальной власти для противостояния контролю со стороны государства; 3) чувство гражданской ответственности, а также правомерное поведение и активная гражданская позиция. Существование адвокатуры как независимого от государства и органов местного самоуправления, профессионального, саморегулируемого сообщества профессиональных юристов свидетельствует о развитии гражданского общества. Адвокатура не является частью органов публичной власти.

Принцип законности адвокатской деятельности является основополагающим и заключается в жестком и неукоснительном следовании законам РФ. Адвокат не вправе в интересах клиента предоставлять правоохранительным органам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетеля, потерпевших и использовать другие запрещенные методы, даже если его доверитель на этом настаивает [1, с. 243]. Адвокат в ходе деятельности сам выявляет нарушения законности со стороны суда, прокуратуры, предварительного расследования, органов осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Адвокат добивается устранения нарушений законности и восстановления прав и законных интересов своих доверителей. Независимость адвокатуры означает недопустимость вмешательства в ее дела со стороны органов государства, организаций и граждан. Обеспечение независимости адвокатуры - это обязанность государства.

Адвокатская тайна является необходимым условием существования адвокатуры. Отсутствие адвокатской тайны исключает возможность оказания

юридической помощи клиентам, поскольку они испытывали бы недоверие к адвокату [10, ст. 6].

Финансирование адвокатуры осуществляется за счет членских взносов адвокатов - денежных средств, зарабатываемых самим адвокатским сообществом. Корпоративность адвокатуры основывается на общности профессиональных интересов и целей адвокатов, являющихся самостоятельными и независимыми субъектами. Корпоративность означает моральную ответственность каждого адвоката перед коллегами за добросовестность, квалифицированность и законность своей деятельности, а также поддержку со стороны адвокатского сообщества и его органов управления членов этого сообщества [1, с. 87].

Адвокатура - это важный социальный и правовой институт гражданского общества, выполняющий как государственно-значимые функции по обеспечению законности в стране, так и задачи, связанные исключительно с частным интересом граждан и юридических лиц. Граждане и организации являются участниками административных правоотношений [2, с. 99]. Они могут привлекаться к мерам административно-правовой ответственности за совершенные административные правонарушения. Адвокаты отстаивают интересы клиентов по делам об административных правонарушениях как защитники и представители, защищают права и свободы доверителей на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях. В своей деятельности они независимы от органов государственной власти. Реализация данного принципа обладает исключительной важностью поскольку, как правило, производство осуществляется органами и должностными лицами исполнительных органов власти. Дела об административных правонарушениях рассматривают не только суды, полиция и другие органы правоохранительной системы государства, но и органы, обладающие исполнительно-распорядительной властью, многочисленные министерства и ведомства.

В этой связи исключительную важность приобретает реализация принципа, установленного законодательством об адвокатуре и адвокатской деятельности о том, то адвокатура является институтом гражданского общества. Адвокаты защищают интересы граждан и организаций от возможного произвола и нарушения законности органов и должностных лиц исполнительной ветви власти. Гражданское общество предполагает взаимную ответственность гражданина и государства, функционирование общества как сложной и целостной саморегулирующейся системы. Именно органы исполнительной

ветви власти отличаются частым стремлением к избыточному регулированию и контролю над всей сферой общественных отношений. Закон определяет пределы возможного вмешательства государства в системы общественных отношений. Без подобных ограничений невозможно функционирование гражданского общества. Сама адвокатура представляет собой автономную саморегулирующуюся организацию, являющуюся органической властью гражданского общества. Именно посредством данного института граждане получают возможность получить квалифицированную юридическую помощь и возможность защиты реализации своих законных прав и свобод [6].

Административно-правовое регулирование общественных отношений часто предполагает знание множества нормативных предписаний и особенностей их применения в различных правоотношениях. Оно предполагает знание и правил осуществления административного процесса, включая и производство по делу об административных правонарушениях. Но граждане, как правило, не обладают полными и детальными знаниями относительно всех особенностей административно-правового регулирования, которое отличается своей относительно большей детальностью применительно к другим отраслям права. Незнание своих прав и свобод открывает путь к произволу органов исполнительной власти и их должностных лиц к произволу и подрывают основы гражданского общества и правого государства. В этой связи предоставление квалифицированной юридической помощи является необходимым условием для реализации и защиты своих прав и свобод. Защищая права и свободы граждан и организаций, адвокаты и адвокатура в целом содействуют укреплению гражданского общества.

Список литературы

1. Адвокатура. Государство. Общество: к 150-летию Российской адвокатуры: сб. материалов X ежегодной науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 20 ноября 2014 г. / отв. ред. Ю. С. Пилипенко, С. И. Володина. - М.: Федер. палата адвокатов, 2015. - 451 с.

2. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А. и др. Адвокатура в РФ: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Проспект, 2016. - 341 с.

3. Кодекс профессиональной этики адвоката. Принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 // Вестн. Федеральной палаты адвокатов РФ. - № 3. - 2013.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // СЗ РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

5. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-

ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.

6. Кучерена А. Г. Адвокатура России: учеб. - 3-е изд., перераб. - М.: Норма ИНФРА-М, 2012. - 345 с.

7. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ: федер. закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // СЗ РФ. - 10.06.2002. - № 23. - Ст. 2102.

8. Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь: закон Республики Беларусь от 30.12.2011 г. № 334-З (в ред. Закона РБ от 29.12.2012 г. № 7-З). Принят Палатой представителей 19.12.2011 г., одобрен Советом Республики 20.12.2011 г.

9. Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. // СУ РСФСР. -1920. - № 83. - Ст. 407.

10. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 дек. 2006 г. № 194-З (с изм. и доп. на 19.07.2016 г.)

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

УДК 347.9

Е. В. Силина

Гражданское судопроизводство как вид юридической деятельности

В статье рассматриваются отдельные особенности гражданского судопроизводства как одного из видов юридической деятельности в связи с дискуссионностью вопросов понятия, содержания, видов и форм юридической деятельности. Делается вывод о том, что судебная деятельность, связанная с осуществлением правосудия, является разновидностью публичной правоприменительной деятельности. Отмечается различие понятий судебной деятельности и правоприменительной деятельности суда.

The article considers some peculiarities of civil procedure as one of the types of legal activity in connection with the debatable issues of concept, content, types and forms of legal activity. It is concluded that the judicial activities related to the administration of justice is a kind of public enforcement, the differences between the concepts of judicial activities and law enforcement activities of the court.

Ключевые слова: гражданское судопроизводство, юридическая деятельность, судебная деятельность, правоприменительная деятельность, содержание юридической деятельности, форма юридической деятельности.

Key words: civil litigation, legal activity, judicial activities, law enforcement activities, the maintenance of legal activities, legal activities.

Гражданское судопроизводство - один из видов юридической деятельности. В этой связи необходимо выяснить, к какому виду юридической деятельности относится судебная деятельность вообще и гражданское судопроизводство в частности, какими процессуальными (процедурными) формами она опосредуется и т. д.

Вопросы, связанные с понятием, содержанием, видами и формами юридической деятельности, являются одними из центральных в российском правоведении. Вместе с тем в юридической литературе не без оснований

© Силина Е. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.