Научная статья на тему 'Администрирование доходов бюджетной системы Российской Федерации: теоретические подходы и практика реализации'

Администрирование доходов бюджетной системы Российской Федерации: теоретические подходы и практика реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
бюджетное администрирование / администрирование бюджетных доходов / бюджетная система / цифровизация налогового администрирования / budget administration / administration of budget revenues / budget system / digitalization of tax administration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нэлла Владимировна Балихина

В статье проводится исследование проблем бюджетного администрирования в части формирования доходов. Представлен анализ существующих трактовок понятия бюджетного администрирования, принципы его реализации, критерии классификации доходов применительно к практике администрирования. Особое внимание уделяется администрированию налоговых доходов как ключевого источника формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Отражена роль ФНС России в рамках контрольно-надзорной деятельности в налоговой сфере, в том числе дана оценка ее контрольно-аналитической работы во взаимосвязи с развитием и совершенствованием системы цифровизации налогового администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administration of revenues of the budget system of the Russian Federation: theoretical approaches and implementation practice

The article studies the problems of budget administration in terms of revenue generation. An analysis of existing interpretations of the concept of budget administration, principles of its implementation, and criteria for income classification in relation to administration practice are presented. Particular attention is paid to the administration of tax revenues as a key source of generating budget revenues at all levels of the budget system. The role of the Federal Tax Service of Russia within the framework of control and supervisory activities in the tax sphere is reflected, including an assessment of its control and analytical work in connection with the development and improvement of the digitalization system of tax administration.

Текст научной работы на тему «Администрирование доходов бюджетной системы Российской Федерации: теоретические подходы и практика реализации»

Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 161—166. Audit journal. 2024;(2):161 —166.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 336.02

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-2-161 -166 NIION: 2017-0074-2/24-054

EDN: https://elibrary.ru/QTHRST MOSURED: 77/27-021-2024-02-254

Администрирование доходов бюджетной системы Российской Федерации: теоретические подходы и практика реализации

Нэлла Владимировна Балихина

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия, balihina@mail.ru

Аннотация. В статье проводится исследование проблем бюджетного администрирования в части формирования доходов. Представлен анализ существующих трактовок понятия бюджетного администрирования, принципы его реализации, критерии классификации доходов применительно к практике администрирования. Особое внимание уделяется администрированию налоговых доходов как ключевого источника формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Отражена роль ФНС России в рамках контрольно-надзорной деятельности в налоговой сфере, в том числе дана оценка ее контрольно-аналитической работы во взаимосвязи с развитием и совершенствованием системы цифровизации налогового администрирования.

Ключевые слова: бюджетное администрирование, администрирование бюджетных доходов, бюджетная система, цифровизация налогового администрирования

Для цитирования: Балихина Н.В. Администрирование доходов бюджетной системы Российской Федерации: теоретические подходы и практика реализации // Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 161—166. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-161-166. EDN: https://elibrary.ru/QTHRST.

TAXES AND TAXATION

Original article

Administration of revenues of the budget system of the Russian Federation: theoretical approaches and implementation practice

Nella V. Balikhina

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, balihina@mail.ru

Abstract. The article studies the problems of budget administration in terms of revenue generation. An analysis of existing interpretations of the concept of budget administration, principles of its implementation, and criteria for income classification in relation to administration practice are presented. Particular attention is paid to the administration of tax revenues as a key source of generating budget revenues at all levels of the budget system. The role of the Federal Tax Service of Russia within the framework of control and supervisory activities in the tax sphere is reflected, including an assessment of its control and analytical work in connection with the development and improvement of the digitalization system of tax administration.

Keywords: budget administration, administration of budget revenues, budget system, digitalization of tax administration

For citation: Balikhina N.V. Administration of revenues of the budget system of the Russian Federation: theoretical approaches and implementation practice // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(2):161—166. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-161-166. EDN: https://elibrary.ru/QTHRST.

© Балихина Н.В., 2024

В современной теории и практике термин «администрирование» не имеет единого толкования и широко используется в сфере государственного управления и общественных финансах. Например, часто используются такие словосочетания, как «налоговое администрирование», «таможенное администрирование», «государственное администрирование» и пр. Термин «администрирование» имеет латинские корни и происходит от слова administration — руководство, управление.

Применительно к финансовым отношениям постановка вопроса об администрировании бюджетных доходов и практического воплощения этого понятия впервые прозвучала в работе С. В. Запольского, отмечающего, что «под администрированием государственных доходов следует понимать деятельность по обеспечению возникновения, исполнения финансовых обязательств и мобилизации в бюджет предусмотренных законом денежных доходов государства» [1, с. 25]. Определение не теряет своей актуальности и сегодня и отражает одно из основных предназначений бюджетного администрирования — достижения целей бюджетной политики.

Бюджетное администрирование следует рассматривать в зависимости от контекста, в рамках которого рассматривается этот термин, и как вид деятельности органов управления, и как процесс, направленный на достижение искомой цели, и как метод управления применительно к бюджетной сфере.

Бюджетное администрирование как вид деятельности осуществляется на определенных принципах, которые не противоречат принципам организации бюджетной системы, рассмотрим в качестве примера некоторые из них применительно к содержанию бюджетного администрирования в целом и в рамках администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в частности.

Принцип единства лежит в основе бюджетного администрирования, так как включает единые подходы к системе управления всеми бюджетными показателями на всех стадиях бюджетного процесса, включая нормативно-правовое регулирование, применение в рамках бюджетного администрирования бюджетной классификации, в том числе в части доходов — налоговые и неналоговые, безвозмездные доходы, единые требования к их формированию, порядок ведения бюджетного учета и форм финансовой отчетности.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы страны отражает законодательный порядок формирования доходов бюджетов по уровням бюджетной системы, что определяет полномочия администраторов доходов по их управлению, кроме того, в части налоговых доходов законодательство устанавливает статус налога в зависимости от уровня власти и его распределение по уровням бюджетной системы как источника формирования доходов конкретного бюджета, например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц имеют статус федеральных налогов, но их большая часть служит источником формирования доходов региональных и местных бюджетов, что, в свою очередь, отражается на порядке администрирования этих доходов.

Реализация принципа самостоятельности бюджетов включает право и обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечивать сбалансированность бюджетов, самостоятельно обеспечивать бюджетный процесс, администрировать налоги и сборы, являющиеся в соответствии с законодательством доходами соответствующих бюджетов.

Принцип достоверности бюджета применительно к бюджетному администрированию доходов основывается на полномочиях главных администраторов (администраторов) доходов в соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ, таких как предоставление сведений для составления среднесрочного финансового плана и проекта бюджета, утверждение методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет, осуществление учета и контроля за полнотой и своевременностью поступления доходов и пр.

Значимым документом в системе администрирования бюджетных поступлений является постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 9951, где представлен пере-

1 Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (ред. от 29 июля 2023 г.).

чень источников доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, относящихся к федеральному уровню администрирования. Источники формирования бюджетных доходов в рассматриваемом документе можно объединить в три группы:

1) федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также страховые взносы;

2) объединение поступлений в виде штрафов и платежей от реализации конфискован-

ного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде;

3) источники формирования неналоговых доходов региональных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Раскрытие сущности администрирования бюджетных доходов может быть также представлено в соответствии с группировкой доходов по определенному признаку (табл. 1).

Таблица 1. Направления администрирования доходов бюджетной системы

Критерий классификации доходов Направления администрирования по видам доходов

Уровень бюджетной системы • федеральные • региональные • местные

В соответствии с бюджетной классификацией • налоговые • неналоговые • безвозмездные

Форма изъятия платежей • обязательные платежи • принудительные платежи • добровольные платежи

В соответствии с бюджетным процессом • планирование доходов • исполнение показателей доходов • выявление и оценка исполнения показателей по доходам

Статус плательщика • физические лица • юридические лица

Источник: составлено автором.

В системе бюджетного администрирования особое место занимает администрирование налоговых доходов, так как за счет налоговых поступлений формируется основная часть доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а их доля в структуре дохо-

дов выступает индикатором результатов деятельности экономических субъектов. Так, в структуре доходов федерального бюджета налоговая часть составляет немногим менее 80%, при этом отмечается устойчивая динамика роста этого показателя (табл. 2).

Таблица 2. Динамика показателей участия налоговых поступлений в совокупных доходах

федерального бюджета

Показатели Период

2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.

Доля, % 75,6 79,8 78,8 80,0

Изменения, п.п.

2023/2022 2024/2023 2025/2024 2025/2022

4,2 -1,0 1,2 4,4

Источник: составлено автором по материалам Счетной палаты РФ.

Налоги являются важнейшим экономическим инструментом, сочетающим в себе экономическое и фискальное начало, приоритет од-

ной из функций приводит к развитию экономики или ее сдерживанию [2, с. 42]. Повышение качества налогового администрирования явля-

ется залогом роста бюджетных доходов, улучшения их собираемости. Налоговое администрирование — многогранное понятие и не может сводиться только к налоговому контролю. Администрирование налогов включает совокупность методов и инструментов в сфере планирования, прогнозирования, контроля и регулирования процессов, происходящих как в нало-

говой, так и в бюджетной сфере. Главным администратором в сфере налогового администрирования является Федеральная налоговая служба России, деятельность которой направлена на осуществление контроля и надзора в сфере законодательства о налогах и сборах. Перечень администрируемых ФНС России бюджетных доходов представлен на рис. 1.

Администрируемые ФНС России доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

• Федеральные налоги, сборы и страховые взносы

• Региональные налоги

• Местные налоги и сборы

• Источники неналоговых доходов: регулярные платежи за пользование недрами

• Задолженность и перерасчеты по отмененным и отдельным налогам, сборам и иным платежам

Рис. 1. Предметы администрирования доходов бюджетов ФНС России

Источник: составлено автором.

Администрирование налоговых доходов играет важную роль в обеспечении доходной базы бюджетов, так как его итоги определяют объем и полноту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы, что в значительной мере сказывается на результатах проводимой бюджетной политики.

Одним из инструментов налогового администрирования является налоговый кон-

троль, оценка результатов которого определяется количественными и качественными показателями, полученными в ходе проведения налоговых проверок.

Результаты контрольно-аналитической работы по итогам налогового администрирования, которые определяют качественные параметры, представлены в табл. 3.

Таблица 3. Результаты контрольно-аналитической работы ФНС России

Показатель 2023 г. 2022 г. 2021 г. 2020 г. Изменения 2023 к 2020 г.

млрд руб. прирост, %

Поступило всего, млрд руб. 400 439 334 293 107 36,5

В том числе

по результатам аналити-

ческой работы 218 189 174 157 61 38,9

Доля результатов анали-

тической работы в общем объеме 55,0 43,0 52,0 53,6 1,4

Источник: составлено автором по материалам [3].

В рассматриваемом периоде отмечается устойчивый рост дополнительных поступлений в бюджетную систему, в целом, несмотря на снижение показателя в 2023 г. по сравнению с предыдущим периодом, прирост доначислений составил около 37%. Обращает на себя внимание показатель доли аналитической работы в общем результате дополнительных поступлений — 55%. Для сравнения отметим, что в 2018 г. доля доначислений бюджетных доходов по результатам аналитической работы ФНС России не превышала 27%. Такие изменения связаны прежде всего с развитием цифровых технологий как в российской экономике в целом, так и в контрольно-надзорной деятельности ФНС России. Важно отметить, что показатели аналитической работы включают налоговые поступления, производящиеся налогоплательщиками в добровольном порядке вследствие

Источник: составлено автором.

Рассматриваемая информационная система включает два основных блока, разделяющих централизованные компоненты, которые размещаются на федеральном уровне и предназначены для оперативной и аналитической работы, и децентрализованные компоненты. Информационное взаимодействие в рамках системы осуществляется на всех властных уровнях.

Подводя итог основным положениям, изложенным в статье, можно отметить, что администрирование доходов бюджетной систе-

уточнения налоговых показателей со стороны налоговых органов. Таким образом, формирование дополнительных налоговых доходов в рамках аналитической работы происходит без проведения дополнительных налоговых проверок.

Цифровизация налогового администрирования объединяет решение сразу нескольких задач — это эффективное исполнение фискальной функции, информационное взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков, снижение административного давления на последних. В настоящее время подавляющая часть текущей деятельности ФНС России осуществляется с применением автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-3», цели и задачи системы оговорены в соответствующем приказе ФНС России от 14 марта 2016 г. № ММВ-7-12/134@2, кратко они представлены на рис. 2.

мы представляет собой сложную, многоуровневую систему, объединяющую интересы различных групп пользователей, что актуализирует вопросы исследования и уточнения используемой терминологии, а также развития и совершенствования применяемых методов, в том числе с использованием цифровых технологий.

2 Приказ ФНС России от 14 марта 2016 г. № ММВ-7-12/134@ «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»)» (ред. от 18 ноября 2022 г.).

Задачи АИС «Налог-2»

• Обеспечение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика;

• Создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;

• Соблюдение регламентных процедур налогового администрирования;

• Снижение текущих издержек и трудозатрат налогового администрирования по различным направлениям деятельности;

• Обеспечение и усиление налогового контроля;

• Повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов

Рис. 2. Задачи АИС «Налог-3» в системе налогового администрирования

Список источников

1. Запольский С.В. О системе органов, администрирующих государственные доходы // Субъекты советского административного права: сб. науч. трудов СЮИ. Свердловск, 1985. 148 с.

2. Воронкова Е.К. Финансовый потенциал как компонент государственного финансового регулирования // Аудиторские ведомости. 2023. № 1. С. 40-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Итоги деятельности ФНС России в 2020—2023 гг. // URL: https://www.nalog.gov. ru/rn2 5/relate d_activitie s/statistic s_and_analy-tics/effective ness/#t31

References

1. Zapolsky S.V. On the system of bodies administering state revenues // Subjects of Soviet administrative law: coll. scientific works of SUI. Sverdlovsk, 1985. 148 p.

2. Voronkova E.K. Financial potential as a component of state financial regulation // Audit statements. 2023. No. 1. P. 40—43.

3. Results of the activities of the Federal Tax Service of Russia in 2020—2023 // URL: http s: //www .nalog. gov. ru/rn2 5/relate d_activities / statistics_and_analytics/effectiveness/#t31

Информация об авторе

Н.В. Балихина — доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author

N.V. Balikhina — Assistant Professor of the Department of State and Municipal Finance Plekhanov Russian University of Economics, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 15.03.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted 15.03.2024; approved after reviewing 15.04.2024; accepted for publication 15.05.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Основы инвестиционного анализа: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления / под науч. ред. В.С. Осипова, Н.Д. Эриашвили; под общ. ред. Т.Н. Агаповой, Е.Л. Логинова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 455 с.

ISBN 978-5-238-03697-7

Цель пособия — изучение основ инвестирования, инвестиционного анализа, условий риска и неопределенности, мирового опыта и российской специфики инвестиционного анализа.

Рассматриваются теоретические основы международного инвестиционного анализа, роль финансовых и реальных инвестиций, оценка эффективности инвестиционного анализа по мировым стандартам. Обозначены пути определения направлений инвестиционной деятельности фирмы и формирование стратегических направлений ее развития, оценка, анализ ситуации на финансовом рынке. Анализируются методы и приемы оценки инвестиционных проектов, применяемые в мировой практике, особенности составления бизнес-плана инвестиционного проекта по международным стандартам, процессы реализации и финансирования инвестиционных проектов.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям экономики и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.