Научная статья на тему 'Цифровые технологии в системе налогового администрирования'

Цифровые технологии в системе налогового администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоги / доходы / налоговый контроль / налоговое администрирование / цифровые технологии / налоговая служба / автоматизация / электронные платформы / taxes / income / tax control / tax administration / digital technologies / tax service / automation / electronic platforms

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галина Николаевна Семенова

Актуальность статьи в том, что от эффективности налогового администрирования напрямую зависит то, насколько результативна будет налоговая и экономическая системы государства. Понятие налогового администрирования не указано в Налоговом кодексе РФ, однако ст. 82 Налогового кодекса РФ содержит определение понятия налогового контроля. Налоговый контроль, в свою очередь, является одним из инструментов налогового администрирования. Налоговый контроль — это деятельность органов, которые обладают специальными полномочиями, по контролю за соблюдением исполнения законов о налогах и сборах. От эффективности налогового контроля зависит наполняемость налоговыми доходами бюджетов различных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital technologies in the tax administration system

The relevance of the article is that the effectiveness of tax administration directly depends on how effective the tax and economic systems of the state will be. The concept of tax administration is not specified in the Tax Code of the Russian Federation, however, Article 82 of the Tax Code of the Russian Federation contains a definition of the concept of tax control. Tax control, in turn, is one of the tools of tax administration. Tax control is the activity of bodies that have special powers to monitor compliance with the laws on taxes and fees. The effectiveness of tax control depends on the filling of budgets of various levels with tax revenues.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии в системе налогового администрирования»

Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 193—197.

Audit journal. 2024;(2):193 — 197

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья

УДК 336.22

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-2-1 93-1 97 NIION: 201 7-0074-2/24-060

EDN: https://elibrary.ru/XFPCDQ MOSURED: 77/27-021-2024-02-260

Цифровые технологии в системе налогового администрирования

Галина Николаевна Семенова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия, Sg6457@mail.ru

Аннотация. Актуальность статьи в том, что от эффективности налогового администрирования напрямую зависит то, насколько результативна будет налоговая и экономическая системы государства. Понятие налогового администрирования не указано в Налоговом кодексе РФ, однако ст. 82 Налогового кодекса РФ содержит определение понятия налогового контроля. Налоговый контроль, в свою очередь, является одним из инструментов налогового администрирования. Налоговый контроль — это деятельность органов, которые обладают специальными полномочиями, по контролю за соблюдением исполнения законов о налогах и сборах. От эффективности налогового контроля зависит наполняемость налоговыми доходами бюджетов различных уровней.

Ключевые слова: налоги, доходы, налоговый контроль, налоговое администрирование, цифровые технологии, налоговая служба, автоматизация, электронные платформы

Для цитирования: Семенова Г.Н. Цифровые технологии в системе налогового администрирования // Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 193—197. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-193-197. EDN: https://elibrary.ru/XFPCDQ.

TAXES AND TAXATION

Original article

Digital technologies in the tax administration system

Galina N. Semenova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, Sg6457@mail.ru

Abstract. The relevance of the article is that the effectiveness of tax administration directly depends on how effective the tax and economic systems of the state will be. The concept of tax administration is not specified in the Tax Code of the Russian Federation, however, Article 82 of the Tax Code of the Russian Federation contains a definition of the concept of tax control. Tax control, in turn, is one of the tools of tax administration. Tax control is the activity of bodies that have special powers to monitor compliance with the laws on taxes and fees. The effectiveness of tax control depends on the filling of budgets of various levels with tax revenues.

Keywords: taxes, income, tax control, tax administration, digital technologies, tax service, automation, electronic platforms

For citation: Semenova G.N. Digital technologies in the tax administration system // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(2):193—197. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-193-197. EDN: https://elibrary.ru/XFPCDQ.

Введение. Цифровые технологии в налоговом администрировании позволяют сократить риски в нарушениях налогового законодательства, особенно в сфере уплаты налогов, сборов и иных платежей. С 2017 г. вводятся меры по использованию цифровых технологий в сфере налогового администрирования. Налоговое администрирование первым в налоговой сфере подверглось процессу

© Семенова Г.Н., 2024

цифровизации [2, с. 87]. Это связано с тем, что при помощи налогового администрирования происходит сбор огромного количества средств, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации при помощи сбора налогов. На данный момент применяются: искусственный интеллект; интернет-порталы; цифровые платформы; облачные вычисления; блокчейн-технологии; мобильные технологии; роботизированная ав-

томатизация процессов и др. В применении цифровых технологий можно выделить ос-

новные преимущества, которые указаны на рис. 1.

Рис. 1. Преимущества использования цифровых технологий в налоговом администрировании

Источник: составлено автором.

Наблюдается нехватка кадров, способных эффективно обслуживать использование цифровых технологий [9, с. 96]. Кроме того, интернет доступен не для 100% населения страны, что делает взаимодействие с цифровыми технологиями затруднительным для некоторых людей. Таким образом, цифровые технологии в налоговом администрировании привносят множество преимуществ. Цифро-визация в налоговой сфере представляется необходимым процессом в современном мире. Однако данная сфера требует дальнейшего развития и проработки недостатков [4, с. 80].

Внедрение цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы РФ. В деятельности Федеральной налоговой службы Российской Федерации [12] на данный момент используется более 70 сервисов и электронных платформ. Это освобождает налогоплательщиков от обязанности посещать налоговые органы. На данный момент база данных ФНС России состоит из более чем 705 терабайт информации [3, с. 55]. Одной из наиболее популярных цифровых систем в настоящий момент является информационный портал АИС «Налог-3». Эта система предоставляет возможность автоматизации деятельности налоговых органов. Аналитический портал ФНС России [11] предоставил статистику по НДС, согласно которой за 2023 г. рост налоговых поступлений в федеральный бюджет составил 10,68% в сравнении с 2022 г. Применение программного обеспечения АСК-НДС-2,

которое является составляющей частью системы «Налог-3», создало условия, затрудняющие уклонение от уплаты налогов [7, с. 217]. В первую очередь, это поспособствовало увеличению поступлений налога на добавленную стоимость.

По данным ФНС России, опубликованным на официальном портале, на данный момент предпринимаются меры по реализации программы цифровизации ФНС на 2021— 2023 гг. Цели данной программы:

• увеличение уровня удовлетворенности населения государственными услугами;

• увеличение собираемости доходов при помощи цифровизации;

• сокращение уровня административной нагрузки на предпринимательство при осуществлении контрольных мероприятий;

• обеспечение безопасности используемых информационных систем иностранного и отечественного происхождения;

• сокращение теневой сферы экономики при помощи цифровых технологий.

Среди направлений развития цифровых технологий в деятельности ФНС России выделяются роботизация, блокчейн-технологии, использование искусственного интеллекта, Big Data, Internet of things (IoT) [10, с. 109]. Эти технологии позволяют автоматизировать многие процессы в налоговой сфере, повысить качество проверки данных, быстро обра-

батывать большое количество информации, проводить «умный» налоговый анализ. Блок-чейн используется для отслеживания реализации различных налоговых программ, а также предоставляет органам власти и банкам использовать блокчейн-технологии для размещения электронных документов и обмена информацией [5, с. 140].

Итак, цифровизация в работе ФНС России позволила создать развитую информационную базу. На данный момент осуществляется поддержка различных сервисов и платформ, а также технологий, позволяющих сделать контроль и анализ информации автоматизированным. Благодаря этому возрастают налоговые поступления в бюджеты разных уровней, снижается нагрузка на сотрудников налоговых органов, сокращается количество налоговых правонарушений, в том числе уклонений от уплаты налогов [6, с. 45]. Однако цифровые технологии обладают как положительным, так и отрицательным эффектом. С одной стороны, резко сократилось количество выплат серых заработных плат, повысилась эффективность борьбы с налоговыми правонарушениями, уменьшились расходы налоговой сферы. С другой стороны, развиваются теневые услуги по обходу технологичных систем для осуществления уклонения от уплаты налогов, увеличиваются расходы некоторых категорий налогоплательщиков, подвергается угрозе безопасность данных налоговых органов и налогоплательщиков.

Возможности и риски цифровизации налогового администрирования. Цифровизация налогового администрирования не может происходить без технологического совершенствования всей налоговой системы. Последствия цифровизации не всегда можно предсказать со 100-процентной вероятностью, так как эта сфера обширна и непосредственно влияет на социально-экономические отношения. Однако можно предположить наиболее вероятный вариант влияния тех или иных механизмов цифровизации на налоговое администрирование. Налоговый мониторинг, внедряемый в рамках цифровизации, позволяет упростить взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами. Однако существует порог входа для бизнеса, не каждый предприниматель может участвовать в этой системе. Налоговый мониторинг является действенным инструментом в том числе в предоставлении информации об операциях организации. Это

позволяет эффективнее реализовывать налоговый контроль.

С 1 июля 2022 г. была введена в пробную эксплуатацию автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Этой системой могут пользоваться индивидуальные предприниматели и организации, в которых численность сотрудников превышает пять человек, а годовой доход составляет менее 60 млн руб. [8, с.15]. В 2019 г. был внедрен единый налоговый платеж. Он распространялся на физических лиц и позволял осуществлять уплату части налогов на основании единственного платежного поручения. Руководитель ФНС России Д.В. Егоров отмечает, что ежегодно налоговые органы получают 30 млн платежей, содержащих ошибки [12]. Предполагается, что цифровизация налогового администрирования в последующие годы в первую очередь окажет влияние на малых и самых крупных налогоплательщиков. Налоговый контроль станет эффективнее, особенно в отношении крупных налогоплательщиков. В сфере налогового планирования, однако, цифровизация не столь актуальна. Роль цифровизации в составлении налоговых деклараций возрастает с каждым годом. Эта тенденция будет прослеживаться и в будущем. Заполнение деклараций при помощи современных технологий позволит упростить этот процесс для налогоплательщиков и обеспечить контроль ошибочно составленной документации. Предполагаемые направления, которые позволят повысить эффективность налогового администрирования в условиях цифровизации, представлены на рис. 2.

Таким образом, цифровизация в налоговом администрировании имеет положительные и отрицательные аспекты. Однако развитие цифровых технологий в данной сфере будет происходить и в будущем, так как в целом это повышает эффективность налогового администрирования в Российской Федерации.

Заключение. Цифровизация является эффективным механизмом совершенствования системы налогового администрирования в Российской Федерации. Данная сфера деятельности позволяет сократить количество ошибок в уплате налогов и предоставлении соответствующей документации, повысить качество налоговых проверок, при этом сократив их количество, сократить затраты на осуществление налогового администрирования благодаря переносу части инструментов в цифровое поле. Кроме того, благодаря циф-

ровизации уменьшаются риски при проведении налоговых проверок, сокращается административная нагрузка на налогоплательщиков. В итоге цифровизация обладает множеством преимуществ как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Однако существуют и отрицательные стороны цифровиза-ции. Среди них можно выделить развитие теневого сектора предоставления услуг по обходу технологичных систем для обеспечения уклонения от уплаты налогов, увеличиваются

расходы некоторых категорий налогоплательщиков, подвергается угрозе безопасность данных налоговых органов и налогоплательщиков. В рамках деятельности налоговых органов производится автоматизация некоторых процессов, таких как подача, составление и проверка налоговых деклараций. Отмечается, что цифровизация налогового администрирования будет развиваться в будущем, однако останутся сферы, где необходимо участие профессиональной деятельности людей.

Направления повышения эффективности налогового администрирования в условиях цифровизации

—> Создание базы данных, единой для всех налоговых органов, которая способна показать взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами для контроля уплаты налогов

—> Обеспечение экономической безопасности и защиты персональных данных в условиях цифровизации

—> Развитие технологий, связанных с обработкой данных и их перенос в единую систему для расширения возможностей налогового администрирования

Рис. 2. Направления повышения эффективности налогового администрирования в условиях цифровизации [1]

Список источников

1. Балабай И.В. Цифровые технологии в налоговом администрировании: новые возможности и вызовы // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Том 13, № 6А. С. 508—516.

2. Гайрабеков И.А. Понятие и сущность налогового администрирования налогоплательщиков // Молодой ученый. 2020. № 49 (339). С. 86—89.

3. Семенова Г.Н. Налоговое администрирование малого и среднего предпринимательства в России в условиях цифровизации // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Экономика. 2022. № 1. С. 53—68.

4. Семенова Г.Н. Налоговое администрирование: проблемы и технологии взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми // Перспективы развития предпринимательства в России: сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры экономики и предпринимательства Института экономики, управления и права МГОУ. М., 2017. С. 78—85.

5. Семенова Г.Н. Налоговый контроль и ответственность за совершение налоговых правонарушений // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Экономика. 2021. № 1. С. 133-144.

6. Семенова Г.Н. Проблемы налогообложения в цифровой экономике // Образование, наука и бизнес — индикаторы развития цифровой экономики: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции молодых ученых ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» / под общ. ред. Е.Ю. Власовой. М., 2018. С. 43—49.

7. Семенова Г.Н. Современные тенденции налогового администрирования субъектов малого предпринимательства в России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 3, № 11 (119). С. 214—221.

8. Сынелъныков-Мурылев С.Г., Милоголов Н.С., Берберов А.Б. Цифровизация налогового администрирования в России: возможности и риски // Экономическая политика. 2022. Т. 17, № 2. С. 8—33.

9. Стельмахова Н.В. Применение цифровых технологий при реализации налоговой политики // Вестник Института экономических исследований. 2022. №1 (25). С. 94—103.

10. Чумикова Е.Д. Внедрение цифровых технологий в процессы налогового администрирования Российской Федерации // Молодой ученый. 2022. № 49 (444). С. 108—110.

11. Аналитический портал ФНС России // URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 08.04.2024).

12. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации // URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ (дата обращения: 09.04.2024).

References

1. Balabay I.V. Digital technologies in tax administration: new opportunities and challenges // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2023. Vol. 13, No. 6A. P. 508—516.

2. Gairabekov I.A. The concept and essence of tax administration of taxpayers // Young scientist. 2020. No. 49 (339). pp. 86—89.

3. Semenova G.N. Tax administration of small and medium-sized businesses in Russia in the context of digitalization // Bulletin of the Moscow State Regional University. Ser.: Economics. 2022. No. 1. P. 53—68.

4. Semenova G.N. Tax administration: problems and technologies of interaction between taxpayers and tax authorities // Prospects for the development of entrepreneurship in Russia: collection of scientific works of teachers, graduate students and students of the Department of Economics and Entrepreneurship of the Institute of Economics, Management and Law, Moscow State University. Moscow, 2017. pp. 78—85.

5. Semenova G.N. Tax control and responsibility for committing tax offenses // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Economics. 2021. No. 1. P. 133-144.

6. Semenova G.N. Problems of taxation in the digital economy // Education, science and business — indicators of the development of the digital economy: collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference of Young Scientists of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "REU named after G.V. Plekhanov" / under the general editorship of E.Yu. Vlasova. 2018. pp. 43—49.

7. Semenova G.N. Modern trends in tax administration of small businesses in Russia // Economics and management: problems, solutions.

2021. T. 3, No. 11 (119). pp. 214—221.

8. Sinelnikov-Murylev S.G, Milogolov N.S., Berberov A.B. Digitalization of tax administration in Russia: opportunities and risks // Economic Policy. 2022. T. 17, No. 2. P. 8—33.

9. Stelmakhova N.V. Application of digital technologies in the implementation of tax policy // Bulletin of the Institute of Economic Research.

2022. No. 1 (25). pp. 94—103.

10. Chumikova E.D. Introduction of digital technologies into the processes of tax administration of the Russian Federation // Young scientist. 2022. No. 49 (444). pp. 108—110.

11. Analytical portal of the Federal Tax Service of Russia // URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (date of access: 04/08/2024).

12. Official website of the Federal Tax Service of the Russian Federation // URL: https:// www.nalog.gov.ru/rn77/ (date of access: 04/09/ 2024).

Информация об авторе

Г.Н. Семенова — доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, лауреат Общественной премии «Экономическая книга года 2022» Вольного экономического общества.

Information about the author

G.N. Semenova — Associate Professor of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Candidate of Economics, Adviser to the State Civil Service of the Russian Federation, 2nd class, winner of the Public Prize "Economic Book of the Year 2022" of the Free Economic Society.

Статья поступила в редакцию 11.03.2024; одобрена после рецензирования 11.04.2024; принята к публикации 13.05.2024.

The article was submitted 11.03.2024; approved after reviewing 11.04.2024; accepted for publication 13.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.