Научная статья на тему 'Совершенствование системы администрирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны'

Совершенствование системы администрирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетная система Российской Федерации / доходы бюджета / администрирование доходов бюджета / система администрирования доходов / budget system of the Russian Federation / budget revenues / budget revenue administration / revenue administration system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евгений Владимирович Кулаков

От того, какой объем доходов поступит в очередной финансовый год в бюджеты бюджетной системы РФ, зависит то, в каком объеме органы государственной власти и местного самоуправления будут выполнять полномочия, переданные им государством. Важно создать эффективную систему администрирования доходов бюджетов, которая будет отвечать за правильность, полноту и своевременность исчисления и уплаты доходов в соответствующий уровню бюджетной системы РФ бюджет, а также осуществление контроля в области поступления доходов в бюджеты бюджетной системы РФ. Статья посвящена рассмотрению системы администрирования доходов, полномочиям администраторов доходов бюджетов и выявлению способов улучшения современной системы администрирования доходов бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the system of administration of budget revenues at all levels of the country’s budget system

The volume of revenues received in the next financial year in the budgets of the budgetary system of the Russian Federation depends on the extent to which state authorities and local self-government bodies will exercise the powers delegated to them by the state. It is important to create an effective budget revenue administration system that will be responsible for the correctness, completeness and timeliness of calculating and paying income to the budget corresponding to the level of the budget system of the Russian Federation, as well as exercising control in the field of revenue receipts to the budgets of the budget system of the Russian Federation. The article is devoted to the consideration of the revenue administration system, the powers of budget revenue administrators, and the identification of ways to improve the modern system of budget revenue administration.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы администрирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны»

УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-186-191 EDN: https://elibrary.ru/uowpvk NIION: 2015-0066-3/23-734 MOSURED: 77/27-011-2023-03-933

Совершенствование системы администрирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны

Евгений Владимирович Кулаков

Общество с ограниченной ответственностью Частное Охранное Предприятие «АКМ-групп», Москва, Россия,

kullfeller@yandex.ru

Аннотация. От того, какой объем доходов поступит в очередной финансовый год в бюджеты бюджетной системы РФ, зависит то, в каком объеме органы государственной власти и местного самоуправления будут выполнять полномочия, переданные им государством. Важно создать эффективную систему администрирования доходов бюджетов, которая будет отвечать за правильность, полноту и своевременность исчисления и уплаты доходов в соответствующий уровню бюджетной системы РФ бюджет, а также осуществление контроля в области поступления доходов в бюджеты бюджетной системы РФ. Статья посвящена рассмотрению системы администрирования доходов, полномочиям администраторов доходов бюджетов и выявлению способов улучшения современной системы администрирования доходов бюджета.

Ключевые слова: бюджетная система Российской Федерации, доходы бюджета, администрирование доходов бюджета, система администрирования доходов

Для цитирования: Кулаков Е. В. Совершенствование системы администрирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны // Вестник экономической безопасности. 2023. № 3. С. 186-191. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2023-3-186-191. EDN: UOWPVK.

Original article

Improving the system of administration of budget revenues at all levels of the country's budget system

Evgenii V. Kulakov

Limited Liability Company Private Security Company «AKM-group», Moscow, Russia, kullfeller@yandex.ru

Abstract. The volume of revenues received in the next financial year in the budgets of the budgetary system of the Russian Federation depends on the extent to which state authorities and local self-government bodies will exercise the powers delegated to them by the state. It is important to create an effective budget revenue administration system that will be responsible for the correctness, completeness and timeliness of calculating and paying income to the budget corresponding to the level of the budget system of the Russian Federation, as well as exercising control in the field of revenue receipts to the budgets of the budget system of the Russian Federation. The article is devoted to the consideration of the revenue administration system, the powers of budget revenue administrators, and the identification of ways to improve the modern system of budget revenue administration.

Keywords: budget system of the Russian Federation, budget revenues, budget revenue administration, revenue administration system

For citation: Kulakov E. V. Improving the system of administration of budget revenues at all levels of the country's budget system. Bulletin of economic security. 2023;(3):186-91. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-186-191. EDN: UOWPVK.

Для нормального функционирования государства ему необходимо иметь денежные средства для выполнения своих функций. Денежные средства распределяются между уровнями бюджетной системы РФ.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового

© Кулаков Е. В., 2023

обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1].

В Российской Федерации действует бюджетная система, включающая в себя:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты [1].

От того сколько поступлений и доходов поступит в тот или иной бюджет, зависит то в каком объеме государство может осуществлять свои функции.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета [1].

Для обеспечения полноты и своевременности перечислений в бюджеты БС РФ необходимо наличие органа, который будет осуществлять контроль за деятельностью субъектов финансовой деятельности, а также разработку методологии перечислений в бюджеты всех уровней денежных средств. Поэтому, относительно недавно, была разработана система администрирования доходов бюджетов БС РФ (рис. 1).

Субъектами, которые осуществляют администрирование доходов, выступают главные администраторы и администраторы доходов бюджетов.

Главными администраторами доходов бюджетов являются 89 министерств, служб, агентств, Централь-

ный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и другие органы, в ведомстве которых находятся администраторы доходов бюджетов.

Администраторами доходов бюджетов выступают, например, налоговые органы Федеральной налоговой службы, а также органы исполнительной власти, на которых возложена функция администрирования доходов бюджетов.

Законом о бюджете соответствующего уровня утверждается перечень главных администраторов (администраторов) доходов и закрепленные за ними виды, подвиды доходов [1].

Согласно Бюджетному кодексу статье 20, доходы бюджета классифицируются на следующие группы:

- налоговые и неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления.

Проведем анализ структуры доходов федерального бюджета, в соответствии с бюджетной классификацией доходов бюджетов, на основании данных Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет» [3].

2004

Начало реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004 г. Принятие закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ и Бюджетный кодекс РФ» № 174-ФЗ Реализация задачи применения администрирования всех операций органов госвласти для исполнения бюджета

Поправки в Бюджетный кодекс, и изменение смежных с ним нормативных правовых актов Введены понятия «главный администратор доходов бюджета» и «администратор доходов бюджета»

Источник: Составлено автором на основе [1] Рис. 1. Этапы развития системы администрирования доходов бюджетов

На рисунке 2 можно увидеть объемы налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений. Можно сделать вывод, что на протяжении пяти исследуемых периодов в общей структуре доходов наибольший удельный вес имеют налоговые и неналоговые доходы.

В 2020 году удельный вес налоговых и неналоговых доходов составил 99,89 % от общего объема доходов или 20 356,55 млн руб.

На рисунке 3 представлена динамика темпов роста доходов всего, и в разрезе классификации доходов федерального бюджета по группам доходов. С 2016 года темп роста объемов доходов по сравнению с 2020 замед-

ляется, хоть и наблюдается рост доходов в абсолютном выражении.

Налоговое администрирование доходов бюджетов является самой важной частью в системе администрирования доходов, ведь наибольший удельный вес в структуре доходов занимают именно налоговые доходы.

Главным администратором выступают ФНС, ФТС и другие органы власти осуществляющие действия в области управления налоговой системой РФ.

Очень часто меняется налоговое законодательство, которое ориентировано на развитие внутреннего рынка и поддержку начинающих предпринимателей. Эти действия осуществляются с целью совершенствования

■ 1. Налоговые и неналоговые доходы ■ 2. Безвозмездные поступления

2016 2017 2018 2019 2020

Источник: Составлено автором на основании данных Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет» [3]

Рис. 2. Структура доходов по группам доходов (эл. бюджет)

■ 2017 к 2016 2018 к 2017 2019 к 2018 2020 к 2019

Доходы всего Налоговые и неналоговые Безвозмездные

доходы поступления

Рис. 3. Темпы роста доходов федерального бюджета по структуре доходов [3]

ECONOMIC SCIENCE

системы администрирования налоговых доходов, зачисляемых в соответствующие бюджеты.

Также вводятся различные информационно-инновационные программы для упрощения контроля и ускорения проверок деклараций по НДС. В 2020 году

программа «АСК НДС-2» была заменена на «Контроль НДС», она позволяет пресекать попытки уклонения от уплаты налогов недобросовестными налогоплательщиками. Эти меры также позволяют совершенствовать систему администрирования доходов бюджетов.

Всего доходов администрируемых I налоговые и неналоговые ФНС I налоговые и неналоговые ФТС

ФНС: ФТС:

Другими фед органами

00

00 00 о

(N О

(N сл" (N

ю m

in

OS

^н in

00 t*

VjO

in ^н

ЧО ЧО

<N (N СЛ

О 00

m cN

<N <N

О О

<N (N

00 00

о

(N

О, оо"

(N

00

(N

2017

201!

2019

Рис. 4. Доходы по главным администраторам федерального бюджета, млн руб. [4]

Всего доходов администрируемых | налоговые и неналоговые ФНС I налоговые и неналоговые ФТС

ФНС: ФТС:

Другими фед органами

о о

о о

о о

2017 2018 2019

Рис. 5. Доходы по главным администраторам федерального бюджета, удельный вес, % [4]

В связи с тем, что наибольший удельный вес приходиться на налоговые и неналоговые доходы, рассмотрим долю налоговых и неналоговых доходов бюджета за 2017 и 2018 года, которые администрируют ФНС и ФТС (рис. 4 и 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный анализ показывает, что доля налоговых и неналоговых доходов, администрируемых ФНС в доходах федерального бюджета составляет в 2019 году 62,47 % или 12 611 786,14 млн руб. А доля налоговых и неналоговых доходов ФТС в 2019 году - 31,97 %, что ниже, чем в предыдущем году на 2,7 %.

Соответственно, все остальные главные администраторы занимают только 5,56 % на 1 января 2020 года.

По сравнению с федеральным бюджетом, главных администраторов в регионах и муниципалитетах не так много. В России некоторые регионы находятся в тяжелом положении, на эти регионы направлены национальные программы поддержки и содействие в развитии.

Из-за сильной децентрализации и разграничения доходных обязательств органам госвласти и местного самоуправления трудно осуществлять надлежащим образом полномочия администратора. В первую очередь на осуществление своих функций субъект РФ или муниципальное образование расходует собственные доходы, и в том случае если средств не хватает, то из федерального бюджета направляются субвенции, для обеспечения стабилизации бюджетов.

Неполное получение доходов соответствующим бюджетом может быть связано с:

- утратой налоговыми органами своих контрольных функций в области выявления заниженных сумм уплаченных налогов, сборов и других платежей;

- устаревшим законодательством, которое больше не отвечает актуальным стратегиям развития страны [2].

Во время исполнения бюджета страны в части доходных обязательств, все перечисления в бюджеты зачисляются на единый счет в Федеральном Казначействе РФ, которые в дальнейшим распределяются по субъектам и муниципальным образованиям для функционирования и выполнения полномочий. Учет доходов ведется по кодам бюджетной классификации, установленной бюджетным законодательством РФ. Если случайно перепутать данные в коде классификации или другом месте, то администраторам доходов нужно выяснять, что это за перечисления. До выяснения такие поступления считаются невыясненными.

Способами совершенствования системы администрирования доходов можно назвать следующие действия:

1) Соответствие бюджетного законодательства между отдельными актами;

2) Разработка отлаженной системы автоматизированных перечислений на счета в Казначейство РФ, чтобы минимизировать невыясненные поступления;

3) Так как основную часть доходов бюджета составляют средства, администрируемые ФНС и ФТС раз-

рабатывать стимулирующие программы поддержки, для повышения качества работы служб;

4) Сформировать систему обратной связи рекомендательного характера по возникающим вопросам между субъектами администрирования и Федеральным Казначейством.

Список источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020).

2. Киянова Л. Д. Направления совершенствования деятельности ФТС России в области администрирования доходов федерального бюджета // Академический Вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2020. № 4 (41). С. 3-7. URL: https:// ez.el.fa.ru:2360/item.asp?id=44756181 (дата обращения: 11.04.2021).

3. Официальный сайт Единого портала бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет». URL: http://budget.gov.ru/ (дата обращения: 15.04.2021).

4. Официальный сайт Федерального Казначейства Российской Федерации. URL: https://roskazna.gov.ru/ ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (дата обращения: 10.04.2021).

References

1. Budget Code of the Russian Federation of July 31, 1998 № 145-FZ (as amended on December 22, 2020).

2. Kiyanova L. D. Directions for improving the activities of the Federal Customs Service of Russia in the field of administration of federal budget revenues // Academic Bulletin of the Rostov Branch of the Russian Customs Academy. 2020. № 4 (41). P. 3-7. URL: https:// ez.el.fa.ru:2360/item.asp?id=44756181 (accessed: 11.04.2021).

3. Official website of the Unified portal of the budget system of the Russian Federation «Electronic budget». URL: http://budget.gov.ru/ (accessed: 15.04.2021).

4. Official website of the Federal Treasury of the Russian Federation. URL: https://roskazna.gov.ru/ ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (accessed: 10.04.2021).

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч. 2) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28165/.

3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08 декабря 2020 г. № 385-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_370144/.

4. Администрирование доходов бюджета. 2019. URL: https://www.budgetnik.ru/art/102812-qqq-07-18-administrirovanie-dohodov-byudjeta.

5. Канкулова М. И. Возможности совершенствования операционной эффективности администрирования доходов бюджетов субъектов РФ // Архитектура финансов : форсаж-развитие экономики в условиях внешних шоков и внутренних противоречий. 2020. С. 148-151.

6. Колдина Д. А. Направления совершенствования налогового администрирования по региональным и местным налогам как механизм (инструмент) повышения доходов бюджетов субъектов РФ / Колдина Д. А., Солнышкова Ю. Н. // Вестник современных исследований. 2018. № 5.2 (20). С. 207-209. URL: https://ez.el. fa.ru:2360/item.asp?id=35258529.

7. Руденко А. Е. Контроль при администрировании неналоговых доходов бюджетов // Финконтроль. 2019. № 2 (16). С. 52-56. URL: https://ez.el.fa.ru:2360/ item.asp?id=41801302.

8. Сабитова Н. М. Роль федеральной налоговой службы в администрировании доходов бюджетов бюджетной системы РФ / Сабитова Н. М., Хафизова А. Р. // Архитектура финансов : иллюзии глобальной стабилизации и перспективы экономического роста / Казанский федеральный университет. 2019. С. 206-209. URL: https://ez.el.fa.ru:2360/item.asp?id=41496200.

9. Сергиенко Н. С. Актуальные проблемы администрирования доходов бюджетов // Налоги и налогообложение. 2017. № 6. С. 1-13. URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=23594.

10. Хамурадов М. А. Налоговый потенциал субъекта российской федерации как элемент механизма администрирования доходами регионального бюджета / Хамурадов М. А., Цугаева К. С. // Организационно-экономические и инновационно-технологические проблемы модернизации экономики России. 2019. С. 185-189. URL: https://ez.el.fa.ru:2360/item.asp?id= 39149191.

Bibliographic list

1. Tax Code of the Russian Federation (TC RF) dated July 31, 1998 № 146-FZ. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 19671/.

2. Tax Code of the Russian Federation Part 2 (TC RF Part 2) dated 05.08.2000 № 117-FZ URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.

3. Federal Law «On the federal budget for 2021 and for the planning period of2022 and 2023» dated December 8, 2020 № 385-FZ (last edition) URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_370144/.

4. Administration of budget revenues. 2019. URL: https://www.budgetnik.ru/art/102812-qqq-07-18-administrirovanie-dohodov-byudjeta.

5. Kankulova M. I. Opportunities for improving the operational efficiency of administration of budget revenues of the constituent entities of the Russian Federation // Architecture of finance : fast and furious development of the economy in the face of external shocks and internal contradictions. 2020. P. 148-151.

6. Koldina D. A. Directions for improving tax administration for regional and local taxes as a mechanism (tool) for increasing budget revenues of the subjects of the Russian Federation / Koldina D. A., Solnyshkova Yu. N. // Bulletin of Modern Research. 2018. № 5.2 (20). P. 207-209. URL: https://ez.el.fa.ru:2360/item.asp?id=35258529.

7. Rudenko A. E. Control in the administration of non-tax budget revenues // Financial control. 2019. № 2 (16). P. 52-56. URL: https://ez.el.fa.ru:2360/item. asp?id=41801302.

8. Sabitova N. M. The role of the federal tax service in the administration of budget revenues of the budget system of the Russian Federation / Sabitova N. M., Khafizova A. R. // Architecture of finance : illusions of global stabilization and prospects for economic growth / Kazan Federal University. 2019. P. 206-209. URL: https://ez.el.fa.ru:2360/ item.asp?id=41496200.

9. Sergienko N. S. Actual problems of budget revenue administration // Taxes and taxation. 2017. № 6. P. 1-13. URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=23594.

10. Khamuradov M. A. Tax potential of a constituent entity of the Russian Federation as an element of the mechanism for administering regional budget revenues / Khamuradov M. A., Tsugaeva K. S. // Organizational-economic and innovative-technological problems of modernization of the Russian economy. 2019. P. 185-189. URL: https://ez.el.fa.ru:2360/item.asp?id=39149191.

Информация об авторе

Е. В. Кулаков - заместитель генерального директора Общества с ограниченной ответственностью Частное Охранное Предприятие «АКМ-групп».

Information about the author E. V. Kulakov - Deputy General Director of the Limited Liability Company Private Security Company «AKM-group».

Статья поступила в редакцию 13.03.2023; одобрена после рецензирования 15.05.2023; принята к публикации 19.07.2023.

The article was submitted 13.03.2023; approved after reviewing 15.05.2023; accepted for publication 19.07.2023. № 3 / 2023 Bulletin of economic security__- 191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.