Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПУБЛИЧНУЮ ДЕМОНСТРАЦИЮ НАЦИСТКОЙ СИМВОЛИКИ'

АДМИНИСТРАТВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПУБЛИЧНУЮ ДЕМОНСТРАЦИЮ НАЦИСТКОЙ СИМВОЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ / ОСУЖДЕННЫЙ / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / SUSPECT / ACCUSED / CONVICTED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горовой Владислав Викторович, Горовой Виктор Владимирович

В научной статье рассматривается проблема привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы к административной ответственности. Предлагается алгоритм взаимодействия уголовно-исполнительной системы и полиции, который позволит привлекать подозреваемых, обвиняемых и осужденных к административной ответственности за публичную демонстрацию нацисткой символики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горовой Владислав Викторович, Горовой Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative responsibility of suspects, accused and convicted for public display of Nazi symbols

The article deals with the problem of bringing suspects, accused and convicted persons held in the institutions of the penal system to administrative responsibility. An algorithm of interaction between the penitentiary system and the police is proposed, which will make it possible to bring suspects, accused and convicted persons to administrative responsibility for the public demonstration of Nazi symbols.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПУБЛИЧНУЮ ДЕМОНСТРАЦИЮ НАЦИСТКОЙ СИМВОЛИКИ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 10(178)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПУБЛИЧНУЮ ДЕМОНСТРАЦИЮ НАЦИСТСКОЙ СИМВОЛИКИ

ГОРОВОЙ Владислав Викторович, научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России. E-mail:gorovoy1988@list.ru; ГОРОВОЙ Виктор Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Российского университета транспорта (МИИТ). E-mail: gorovoy69@mail.ru

Краткая аннотация: в научной статье рассматривается проблема привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы к административной ответственности. Предлагается алгоритм взаимодействия уголовно-исполнительной системы и полиции, который позволит привлекать подозреваемых, обвиняемых и осужденных к административной ответственности за публичную демонстрацию нацисткой символики.

Abstract: the article deals with the problem of bringing suspects, accused and convicted persons held in the institutions of the penal system to administrative responsibility. An algorithm of interaction between the penitentiary system and the police is proposed, which will make it possible to bring suspects, accused and convicted persons to administrative responsibility for the public demonstration of Nazi symbols.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, административная ответственность, подозреваемый, обвиняемый, осужденный.

Keywords: criminal-Executive system, administrative responsibility, suspect, accused, convicted.

Анализ практики деятельности уголовно-

Необходимо отметить, что сотрудники УИС в настоя-

исполнительной системы (далее - УИС) позволил выявить ряд проблемных вопросов в рамках реализации норм административного и уголовно-исполнительного законодательства. Наиболее ярким примером несогласованность норм права в рамках рассматриваемой тематики является привлечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях УИС, к административной ответственности за публичную демонстрацию нацисткой символики предусмотренной ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 ФЗ (далее - КоАП). Несогласованность норм указанных отраслей права заключается в том, что сотрудники УИС не вправе составлять протокол об административном правонарушении предусмотренным ст. 20.3 КоАП, без которого привлечение к административной ответственности невозможно и привлекают лицо допустившие рассматриваемое правонарушение к дисциплинарной ответственности в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством. Такое положение дел позволяет сделать вывод о несоблюдении одного из принципов административного права - принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП).

ется запрет на использование в любой форме нацистской символики, включая демонстрирование такой символики. Для привлечения подозреваемого, обвиняемого или осужденного за совершение данного административного правонарушения необходимо в первую очередь надлежащим образом оформить пакет документов. В процессе документирования противоправной деятельности подозреваемых, обвиняемых или осужденных в соответствии со ст. 20.3 КоАП РФ необходимо установить один из основных критериев - наличие публичности (публичного демонстрирования одно из требований ст. 20.3 КоАП). В учреждении УИС (в контексте документирования перманентных рисунков по указанной статье), публичным демонстрированием может являться: перемещение по территории учреждения осужденного с перманентным рисунком (татуировкой), в связи с чем, создаются условия для того, чтобы как можно большее количество осужденных могли видеть татуировку. Нахождение осужденного в отряде, спальном месте, бане, прогулочном дворе и т.д. (голый торс). Размещение в помещениях учреждения УИС вышеуказанной символики либо атрибутики.

щее время вправе составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных ст.ст. 19.3 (сотрудники УИС не вправе составлять протоколы в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях УИС) и 19.12 КоАП [2]. Именно это обстоятельство, в большинстве случаев, позволяет подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждениях УИС, за избегать административной ответственности.

Наиболее ярким примером, подобных ситуаций, явля-

Принцип равенства перед законом позволяет справед-

ливо утверждать, что подозреваемые, обвиняемые и осужденные, содержащиеся в учреждениях УИС, наравне с остальными лицами подлежат административной ответственности, но на практике ситуация складывается совсем иначе. В виду коллизии норм административного и уголовно-исполнительного законодательства (Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, Правила внутреннего распорядка и другое) подозреваемые, обвиняемые и осужденные, содержащиеся в учреждениях УИС, за совершение административных правонарушений фактически привлекаются к дисциплинарной ответственности.

прос отнесения символики к экстремистской. Для чего возможно обратиться с запросом в организацию обладающую возможностью разрешения данного вопроса. Таким организациями в большинстве случаев являются организации высшего профес-

В практической деятельности зачастую возникает во-

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

сионального образования с филологическим или историческим уклоном. Заключение таких организаций будет являться подтверждением противоправных действий подозреваемого, обвиняемого или осужденного.

При проведении исследования на базе высших учебных заведений специалисту необходимо предоставить фотографию объекта содержащего символику и поставить на разрешение следующие вопросы:

1. Является ли рисунок нацисткой символикой?

2. Использовался ли в качестве элементов государственной символики нацисткой Германии символы, сходные с рисунком, изображенным на фотографии?

При этом необходимо учитывать, что сотрудники УИС, в соответствии с КоАП не вправе самостоятельно составлять протоколы по данному административному правонарушению. В соответствии с ч. 1, ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП, в пределах компетенции соответствующего органа.

Выходом из сложившейся ситуации может стать обращение к должностному лицу органов внутренних дел (например: участковый уполномоченный полиции либо к начальнику отдела полиции который определит непосредственного исполнителя), которые в соответствии с п. 1, ч. 2, ст. 28.3 КоАП вправе составить протокол об административном правонарушении предусмотренным ст. 20.3 КоАП на основании имеющихся в его распоряжении материалов.

При подготовке материалов для привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 20.3 КоАП необходимо учитывать имеющуюся судебную практику. Так, в постановлении судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 18.12.2018 при рассмотрении дела, об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3 КоАП был сделан вывод о малозначительности совершенного правонарушения, что предусмотрено ст. 2.9 КоАП и п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Данный вывод судье позволили сделать те обстоятельства, что в материалах дела не содержалось материалов подтверждающих приверженность осужденного к нацистской идеологии, призывах с его стороны к следованию подобной идеологии, а также относительно не широким кругом аудитории,

Библиография:

которая общалась с ним и видела нацистскую символику, фактическим отсутствием влияния данной символики на поведение лиц общающихся с ним и отсутствием иных фактов распространения нацисткой атрибутики.

В результате чего суд постановил производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 КоАП ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием. Предмет административного правонарушения по вступлению постановления в законную силу уничтожить.

В практике УИС имеются более показательные примеры привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ст. 20.3. КоАП. Так, при документировании данного правонарушения осужденный «О» в своем объяснении пояснил, что: «в период с 11.02.2019 по 21.02.2019 ежедневно во время подготовки ко сну и в умывальной комнате я снимаю верхнюю одежду и осужденные, проживающие совместно со мной в отряде видят татуировки, нанесенные на моем теле. Я осознаю, что, таким образом, осуществляю публичную демонстрацию символа нацистской Германии».

Таким образом, в материалах дела об административном правонарушении появляется доказательство публичной демонстрации, что не позволит в дальнейшем суду использовать положения ст. 2.9 КоАП для прекращения административного дела.

В результате профессионально подготовленных материалов о привлечении осужденного к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 20.3 КоАП суд в своем постановлении признал осужденного «О» виновным в совершении данного правонарушении и подверг его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (дело № 569/2019, Постановление судьи Мариинского городского суда Кемеровской области Банникова Е.В. от 06.03.2019.

Таким образом, организация взаимодействия сотрудников УИС и полиции в вопросе выявления административных правонарушений, их документировании и привлечении виновного лица к ответственности позволит: во-первых, обеспечить реализацию принципа равенства перед законом; во-вторых, исключит случаи двойственного толкования норм законодательства; в- третьих, в виду привлечения к более строй ответственности сократиться общее количество правонарушений совершаемых подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в учреждениях УИС.

1. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник для магистров. - М.: «Издательство Юрайт», - 2012. - С. 35.

2. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. - М.: «Юристъ», 2002. - С. 545.

3. Суденко В.Е. Объект преступлений против военной службы/Право в Вооруженных силах. 2015. № 11 (221). С. 69-74.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ.

6. Дело № 5-69/2019, Постановление судьи Мариинского городского суда Кемеровской области Банникова Е.В. от 06.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.