ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР
ПОЛИЦИИ ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
М.С. Лаврентьева,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности
органов внутренних дел Московского университета МВД России, полковник полиции Научная специальность:12.00.14- Административное право;
административный процесс E-mail: mari.lav. [email protected]
Аннотация. В статье раскрываются многие вопросы, касаемые общих правил осуществления административного надзора, рассмотрены учеными — административистами в рамках научных и диссертационных исследований и являются очень актуальными в настоящее время
Ключевые слова: Административный надзор, полиция, места лишения свободы
ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF POLICE OF THE PERSONS RELEASED FROM PLACES OF IMPRISONMENT
M.S. Lavrentyeva,
candidate of jurisprudence, associate professor of administrative activity of law-enforcement bodies of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, police colonel
Annotation. In article many questions regarding the general rules of implementation of administrative supervision reveal, are considered by scientists — administrativist within scientific and dissertation researches and are very actual now
Keywords: Administrative supervision, police, imprisonment places
Административный надзор в широком смысле — представляет собой осуществление уполномоченными на то органами государственной власти наблюдения за исполнением установленных правил и норм организациями, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.
Содержание его составляют — надзор за соблюдением норм Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, других нормативных правовых актов, правил, норм и инструкций, контроль за организацией работы по их исполнению и соблюдению. Административный надзор, как правило, состоит в обеспечении исполнения общеобязательных норм, установленных как законами, так и подзаконными актами.
Можно так же сказать, что административный надзор является особым видом контроля, выде-
лившийся в связи с необходимостью обеспечения законности в отношениях, вмешиваться в которые государство может только в случае нарушения установленного порядка. По аналогии с термином «прокурорский надзор» понятие «административный надзор» означает наблюдение уполномоченных субъектов за поведением неопределенного круга лиц. Это активное наблюдение, которое может осуществляться в формах непосредственного визуального наблюдения, наблюдения с использованием специальных технических средств, проведения гласных, негласных, плановых или внеплановых проверок.
В отличие от контроля, административный надзор может осуществляться только специально уполномоченными на то органами исполнительной власти и их должностными лицами. В соответствии с
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 в системе федеральных органов исполнительной власти административный надзор является функцией федеральных служб. Однако в отдельных случаях эта функция может входить в компетенцию федеральных министерств (МВД России и МЧС России) и федеральных агентств (Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство по рыболовству).
В субъектах Российской Федерации административный надзор осуществляют министерства, управления, департаменты, службы, инспекции и другие органы исполнительной власти.
Непосредственно административно-надзорные полномочия осуществляют должностные лица названных органов, замещающие должности государственных инспекторов. Их статус характеризуется властностью, принудительностью, направленностью вовне, к неподчиненным субъектам — гражданам и организациями.
Если говорить о компетенции органов внутренних дел, в рамках осуществления административного надзора, то она многообразна, и в широком смысле это осуществление надзора за исполнением гражданами и должностными лицами нормативных актов по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Исходя из того, что осуществление этого надзора регулируется нормами административного права и административно-правовыми средствами, он также именуется административным.
Административный надзор, осуществляемый полицией, может быть общим и специальным.
Общий — осуществляется в отношении неопределенного круга лиц (физических и юридических), не находящихся в организационном или ином подчинении полиции, за соблюдением ими определенных правил;
Специальный административный надзор — распространяется на определенный круг субъектов или по определенному кругу интересов. Актуальность вопроса осуществления специального административного надзора, способствовала принятию ряда нормативных правовых актов, раскрывающих понятие, порядок осуществления, и другие аспекты, связанные с административным надзором полиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 16 апреля 2011 года № 64-ФЗ: административный надзор — это осуществляемое органами внутренних дел наблю-
дение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
Основными задачами административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы являются:
Предупреждение совершения данной категорией лиц преступлений и других правонарушений;
Оказание на данных лиц индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Специальный административный надзор устанавливается судом при наличии указанных оснований, только:
1. В отношении совершеннолетних лиц, освобожденных или освобождаемых из мест лишения свободы и имеющих непогашенную судимость либо неснятую судимость, за совершение:
- тяжкого или особо тяжкого преступления;
- преступления при рецидиве преступлений;
- умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Только в случаях, если: перечисленные лица в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавались злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; отбывшие уголовное наказание в виде лишения свободы и непогашенную или неснятую судимость, совершили в течение одного года два и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок или общественную безопасность, и (или) на здоровье населения или общественную нравственность.
2. административный надзор, в обязательном порядке устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Судом, в отношении поднадзорных лиц, может быть установлен ряд ограничений:
- запрещение пребывания в определенных местах;
- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения являющегося местом жительства, либо
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
пребывания поднадзорного лица в определенное время суток;
- запрещение выезда за установленные пределы территории;
- обязательная явка от 1-го до 4-х раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации (данная мера является обязательной).
В течении срока административного надзора, с учетом ряда обстоятельств, суд в праве частично отменить административные ограничения, или дополнить ранее установленные.
Административный надзор может быть установлен на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя. Административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица. Порядок осуществления органами внутренних дел административного надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Административный надзор прекращается по следующим основаниям:
1) истечение срока административного надзора;
2) снятие судимости с поднадзорного лица;
3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания;
4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;
5) смерть поднадзорного лица.
Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:
1) запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении;
2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных Федеральным законом обязанностей;
3) входить беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
Административный надзор осуществляется подразделениями по организации и осуществлению административного надзора или должностными лицами, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора, управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур» в целях предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений.
Административный надзор осуществляется территориальными органами внутренних дел, путем систематического наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами по месту жительства или пребывания установленных судом административных ограничений и выполнением ими рассмотренных ранее обязанностей.
В осуществлении административного надзора
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
участвуют сотрудники многих подразделений ОВД, в их числе: участковые уполномоченные полиции; сотрудники строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность; дежурных частей территориальных органов, а также сотрудники полиции линейных управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Подводя итого вышесказанному, можно констатировать, что:
Содержание административного надзора составляют — надзор за соблюдением норм Конституции Российской Федерации, Федерального законодательства, других нормативных правовых актов, правил, норм и инструкций, контроль за организацией работы по их исполнению и соблюдению. Административный надзор, как правило, состоит в обеспечении исполнения общеобязательных норм, установленных как законами, так и подзаконными актами. Административный надзор устанавливается и осуществляется с целью обеспечения безопасности.
Административный надзор, осуществляемый полицией может быть общим и специальным.
Общий — осуществляется в отношении неопределенного круга лиц (физических и юридических), не находящихся в организационном или ином подчинении полиции, за соблюдением ими определенных правил;
Специальный административный надзор — распространяется на определенный круг субъектов или по определенному кругу вопросов. Специальный административный надзор осуществляется в соответствии с постановлением суда за некоторыми категориями лиц, освободившимися из мест лишения свободы. Порядок его осуществления регламентируется:
Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 16 апреля 2011 года № 64-ФЗ., Приказом МВД России от 8 июня 2011 года № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами освобожденными из мест лишения свободы», Прикаом МВД России от 30 июня 2012 г. № 657 «О внесении изменений в порядок осуществления административного надзора за лицами освобожденными из мест лишения свободы».
Осуществляют данный вид административного надзора сотрудники различных служб и подразделений полиции.