Научная статья на тему 'Проблемы исполнения законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы'

Проблемы исполнения законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
452
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛИЦОМ / ОСВОБОЖДЕННЫМ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / PRSTPENITENTSI ARNOE IMPACT / OBSERVATION OF A PERSON RELEASED FROM CUSTODY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барничева М. И.

Статья посвящена анализу недостатков правового регулирования административного надзора. Автор критикует недостаточную эффективность отдельных положений нормативных правовых актов, определяющих порядок осуществления административного надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of enforcing the law on administrative supervision of persons released from prison

The article is dedicated to the analysis of the shortcomings of the legal regulation of administrative supervision. The author criticizes the lack of electiveness of certain provisions of regulations, establish a procedure for administrative review.

Текст научной работы на тему «Проблемы исполнения законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

М.И. БАРНИЧЕВА,

адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России, старший лейтенант полиции Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор С.М. Зырянов;

Рецензент: кандидат юридических наук И.Ю. Сизов

Аннотация. Статья посвящена анализу недостатков правового регулирования административного надзора. Автор критикует недостаточную эффективность отдельных положений нормативных правовых актов, определяющих порядок осуществления административного надзора.

Ключевые слова: административный надзор; постпенитенциарное воздействие; наблюдение за лицом, освобожденным из мест лишения свободы.

THE ISSUE OF ENFORCING THE LAW ON ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF PERSONS RELEASED FROM PRISON

M.I. BARNICHEVA,

graduated in a military academy of chair of administrative law of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, senior police lieutenant

Annotation. The article is dedicated to the analysis of the shortcomings of the legal regulation of administrative supervision. The author criticizes the lack of electiveness of certain provisions of regulations, establish a procedure for administrative review. Keywords: administrative supervision, prstpenitentsi arnoe impact, observation of a person released from custody.

В настоящее время серьезную озабоченность вызывает уровень рецидивной преступности, который в зависимости от региона России колеблется от 25 до 40%. При этом обобщенные данные говорят о том, что в 85% случаев рецидив допускается в течение первых трех лет после освобождения1.

В связи с этим можно сделать вывод, что важнейшей составной частью системы предупреждения рецидивной преступности является административный надзор полиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Административный надзор в юридической литературе традиционно рассматривается в его соотношении с правоохранительной деятельностью. Органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест в системе государственных надзорных органов, поскольку имеют свой самостоятельный объект надзора — общественный порядок и общественную безопасность. Участвуя в данных общественных отношениях в качестве субъекта функциональной власти, органы внутренних дел, к сожалению, недостаточно эффективно влияют на оперативную обстановку, не в полной мере реализуют имеющиеся полномочия.

О совершенствовании нормативно-правового обеспечения деятельности правоохранительных орга-

нов говорят такие отрицательные факторы, как рост рецидивной преступности в последнее время и отсутствие видимых результатов борьбы с этим негативным явлением. В связи с этим 6 апреля 2011 г. был принят ФЗ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»2, направленный, прежде всего, на повышение эффективности предупреждения рецидивной преступности.

Следует отметить, что институт административного надзора в отечественном законодательстве существовал в течение почти 40 лет. К одному из первых нормативных правовых актов в данной сфере можно отнести Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-У1 «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который прекратил свое действие в 2002 г.

На наш взгляд, введение института административного надзора в современную правовую систему

1 Кашуба Ю.А. Незаконные правонарушения некоторых субъектов // Антиобщественный образ жизни и преступность молодежи: мат-лы всерос. «круглого стола», 16—17 сентября. Ростов н/Д., 2011. С. 10—18; Шиханов В.Н. Достоверность уголовной статистики в системе контроля преступности: дисс. ... канд юрид. наук. М., 2006.

2 СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2011.

- -я.¿¿¿Ь'-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

России явился необходимой и своевременной мерой, направленной, прежде всего, на защиту общества и государства от преступных посягательств.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в ст. 1 установил, что административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с этим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим же Федеральным законом.

В данной статье мы постараемся проанализировать ряд проблем, которые возникают при применении указанного федерального закона.

Реализация исполнения требований законодательства об административном надзоре в соответствии с требованиями приказа МВД России от 8 июля

2011 г. № 818 (в ред. Приказа МВД России от 30 июня

2012 г. № 657) «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в территориальных органах МВД России возложена на подразделения по организации и осуществлению административного надзора или должностных лиц, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора. Кроме того, в его реализации участвуют: участковые уполномоченные полиции; сотрудники патрульно-постовой службы полиции, вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; подразделения, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность; дежурные части территориальных органов, а также сотрудники полиции линейных управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

При этом необходимо указать на имеющуюся проблему взаимодействия сотрудников подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность с сотрудниками подразделений по административному надзору и участковыми уполномоченными полиции. Не всегда между ними должным образом организован своевременный обмен информацией об образе жизни, привычках, свя-

зях, интересах, местах пребывания поднадзорных, а также лицах из их окружения, которые могут быть использованы для своевременного выявления преступных намерений и предупреждения противоправной деятельности.

В ходе реализации административного надзора территориальными органами МВД России вызывают трудности его установления в отношении граждан, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, подпадающих под действие Федерального закона об административном надзоре, не имеющих регистрации и постоянного места жительства. Также в отношении указанных лиц не представляется возможным установить такие ограничения, как запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток (п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона об административном надзоре).

Положительным следует признать опыт органов МВД России по Липецкой области, в части постановки лиц без определенного места жительства под административный надзор. Суды Липецкой области по заявлениям органов внутренних дел принимают такие решения по месту фактического нахождения данного лица, с принятием во внимание показаний свидетелей нахождения данных лиц на определенной территории3.

В Федеральном законе об административном надзоре отсутствуют положения об использовании в отношении поднадзорных лиц, особенно совершивших преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством России. Использование технических средств серьезным образом бы упростили получение необходимой информации о поведении данной категории лиц.

Так же необходимо указать на процессуальные сроки установления и продления административного надзора (гл. 26.2 ГПК РФ).

Так, с момента подачи органами внутренних дел в суд заявления по делу об административном надзоре

3 Материалы межведомственного «круглого стола», 25 октября «Проблемы исполнения законодательства об административном надзоре». М., 2012.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

и его разрешением по существу проходит в среднем полтора, два месяца (ст. 154 ГПК РФ), а в случае обжалования судебного решения процессуальные сроки увеличиваются еще до двух месяцев (ст. 327.2 ГПК РФ). При этом проводить в полном объеме профилактическую работу с гражданами, подлежащими административному надзору при наличии условий, предусмотренных Федеральным законом об административном надзоре, органы внутренних дел не в праве.

Острота вопроса заключается и в том, что согласно требованиям ст. 261.7 ГПК РФ дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление. При этом обязать это лицо явиться в суд никто не имеет права. Здесь отчетливо проявляется отсутствие нормативно закрепленного механизма, обязывающего его явкой в суд. В связи с этим судебное заседание откладывается и, как правило, переносится в связи с неявкой лица на другой срок, что ведет к затягиванию производства.

Обращает на себя внимание низкая эффективность норм с так называемой административной преюдици-ей, направленная на общую превенцию преступлений.

Как показывает практика, применение штрафных санкций в отношении поднадзорных лиц за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре (ст. 19.24 КоАП РФ), не всегда оказывает должное индивидуально-профилактическое воздействие, направленное на защиту государственных и общественных интересов. Одним из способов решения этой проблемы является изучение и возможное использование опыта реализации превентивного надзора других стран4. Так, например, в Республике Беларусь за несоблюдение требований превентивного надзора без уважительных причин установлена административная ответственность (ст. 24.12 КоАП РБ), а в случаях совершения этим лицом дважды в течение года таких же административных правонарушений, предусмотрена уголовная ответственность с санкцией — арест на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок до одного года (ст. 421 УК РБ).

Важную роль в осуществлении территориальными органами МВД России наблюдения за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также за

выполнением им обязанностей требует обеспечения межведомственного взаимодействия, прежде всего, с территориальными органами ФСИН и ФМС РФ. Именно совместная, должным образом организованная на федеральном, региональном и местном уровнях деятельность всех заинтересованных субъектов предупреждения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений позволяет добиться максимального эффекта от оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Вместе с тем, административные регламенты по предоставлению ФМС России государственных услуг по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (приказ ФМС России от 20 сентября 2007 г. № 208) и по выдаче, замене и учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ (приказ ФМС России от 7 декабря 2009 г. № 339) не предусматривает предоставления органам внутренних дел информации о гражданах, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную судимость, подпадающих под действие ФЗ об административном надзоре, а также в отношении лиц, которым судом установлен административный надзор.

На низкую эффективность взаимодействия влияет и отсутствие единого специального программного обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений МВД России и межведомственной централизованной программы, позволяющих вести учет лиц, в отношении которых установлен административный надзор, а также освобожденных из мест лишения свободы и имеющих неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений и умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Таким образом, к основным проблемам исполнения законодательства об административном надзоре следует отнести:

♦ недостаточную организацию работы территориального органа МВД России по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

♦ отсутствие единой практики по установлению и продлению административного надзора за лицами,

4 Материалы межведомственного «круглого стола», 25 октября «Проблемы исполнения законодательства об административном надзоре». М., 2012.

- -J* . -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

освобожденными из мест лишения свободы по инициативе органа внутренних дел;

♦ отсутствие налаженной системы межведомственного взаимодействия, в том числе и отсутствие специального программного обеспечения между территориальными органами МВД России и территориальными органами УФСИН России и ФМС России при осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

♦ недостаточная эффективность норм действующего законодательства, направленного на оказание

индивидуального профилактического воздействия на граждан, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, подпадающих под действие Федерального закона об административном надзоре в целях защиты государственных и общественных интересов.

Значимость поднятых нами вопросов на практике достаточно велика. В этой связи полагаем, что решение выявленных проблем становится приоритетной задачей современного реформирования органов внутренних дел РФ.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

А.В. ГОРБУНОВА,

адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России, капитан полиции Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: [email protected] Научный руководитель: кандидат юридических наук В.В. Власенков

Аннотация. В статье представлен анализ административных правонарушений, посягающих на окружающую природную среду; даются авторские рекомендации по совершенствованию механизма нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Ключевые слова: административные правонарушения, посягающие на окружающую природную среду; механизм нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

A.V. GORBUNOVA,

graduated in a military academy of chair of administrative law of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, police captain

Annotation. The analysis of the administrative offenses encroaching on surrounding environment and author's suggestions for improvement of the mechanism of standard legal support of environmental protection and ecological safety is presented in article.

Keywords: the administrative offenses encroaching on surrounding environment; mechanism of standard legal support of environmental protection.

В современных условиях нередко вопросы административно-правовой охраны окружающей среды остаются без должного внимания. Позволим себе предположить, что тому есть несколько объективных и субъективных причин. Действительно, административно-правовая охрана окружающей среды является процессом финансово затратным, а в условиях установления режима жесткой экономии государственных средств, проблема обеспечения благоприятного качества окру-

жающей среды нередко остается без должного внимания представителей органов власти всех уровней.

Не менее важной причиной сложившейся обстановки является низкий уровень эколого-правовой культуры как граждан, так и представителей органов власти. Это приводит к тому, что граждане не знают о своих конституционных правах, а представители исполнительной власти — не принимают мер по надлежащей охране природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.