УДК 349.2 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-178-179
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДЕЛИКТ
_ _ _ ____W ______
В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Зара Абуязитовна ХАНКАРОВА,
старший преподаватель кафедры «Информационное право и юриспруденция» Грозненского государственного нефтяного технического университета
Эльман Саид-Мохмадович АХЪЯДОВ,
доцент кафедры уголовного права и криминологии Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова
Эльдар Саид-Мохмадович АХЪЯДОВ,
студент 3-го курса юридического факультета Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова
E-mail: [email protected]
Аннотация. Данная научная статья посвящена раскрытию основ административного правонарушения, а также установлению его признаков. Дана характеристика административным правонарушениям в области таможенного дела, в отношении которых таможенные органы компетентны составлять протоколы и проводить расследование.
Ключевые слова: административное правонарушение; административное наказание; проступок; таможенный контроль.
ADMINISTRATIVE TORT IN THE FIELD OF CUSTOMS ACTIVITY:
THEORETICAL ASPECTS
Zara Abuyazitovna KHANKAROVA,
Senior Lecturer of the Department of Information Law
and Jurisprudence Grozny State Petroleum Technical University
Elman Said-Mokhmadovich AKHYADOV,
Associate Professor at the Department of Criminal Law and Criminology Chechen State University named after A.A. Kadyrov
Eldar Said-Mokhmadovich AKHYADOV,
3rd year student of the Faculty of Law
Chechen State University named after A.A. Kadyrov
E-mail: [email protected]
Abstract. This scientific article is devoted to the disclosure of the foundations of an administrative offense, as well as the establishment of its signs. The characteristic is given to administrative offenses in the field of customs, in respect of which the customs authorities are competent to draw up protocols and conduct an investigation. Key words: administrative offense; administrative punishment; misconduct; customs control.
178
Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 3
Таможенные органы в соответствии с таможенным правом уполномочены осуществлять правоохранительную деятельность по охране и защите прав и свобод человека, в том числе расследование правонарушений [1].
Правонарушения, в свою очередь, делятся на преступления и проступки. Административным проступком является незаконное перемещение через таможенную границу товаров, ценностей, транспортных средств и пр., а также совершение иных противоправных действий, за которые предусмотрена административная ответственность. Особое внимание следует уделить тому факту, что к административной ответственности лицо будет привлечено только в том случае, если в деянии будет усматриваться вина, а именно умысел.
Как и любой состав преступления, административное нарушение должно обладать необходимыми элементами, такими как [2]:
■ объект посягательства;
■ объективная сторона;
■ субъект преступления;
■ субъективная сторона.
При отсутствии хотя бы одного элемента или признака состав административного правонарушения исключается.
Напомним, к объекту преступления относятся общественные отношения, на которые посягает виновное лицо; объективная сторона характеризуется активными противоправными, волевыми и осознанными действиями, которые направлены на непосредственное совершение административного правонарушения; субъектом же преступления можно считать физическое (должностное) лицо, которое обладает всеми необходимыми признаками, дающими возможность привлечь к ответственности.
Административное наказание может быть применено лишь в случае совершения административного правонарушения. К числу административных наказаний, установленных КоАП РФ, относятся:
■ предупреждение;
■ административный штраф;
■ возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
■ лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
■ административный арест;
■ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
■ дисквалификация;
■ административное приостановление деятельности.
Считаем, что из указанных видов административных наказаний к юридическим лицам могут применяться только такие, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения административного правонарушения и административное приостановление деятельности [3]. Кроме того, КоАП РФ делит наказания на основные и дополнительные.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов вправе только [4]:
■ руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
■ начальники региональных таможенных управлений, их заместители;
■ начальники таможен, их заместители;
■ начальники таможенных постов — об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.
За малозначительные административные правонарушения в области таможенного дела в качестве наказания наряду с возможностью наложения административного штрафа предусматривается возможность вынесения административного предупреждения, выраженного в официальном порицании физического или юридического лица и вынесенного в письменной форме. Это касается случаев:
■ нарушения режима зоны таможенного контроля;
■ несоблюдения порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита;
■ непредставления в таможенный орган отчетности.
Подводя итог рассмотренной проблематике можно сказать, что в данной работе формы таможенного контроля играют большую роль в содействии таможенным органам в поимке правонарушителей, но зачастую этого бывает недостаточно.
Список литературы
1. Габригидзе Б.Н. Таможенное право. М.: Изд-во «Бек», 1995.
2. Габригидзе Б.Н. Таможенные органы РФ // Государство и право. 1995. № 3.
3. Таможенный вестник. 1993. № 7.
4. Таможенный вестник. 1995. № 8-9.
5. Таможенный вестник. 1996. № 3-4.
2021 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры
179