Научная статья на тему 'Административные регламенты как один из инструментов повышения качества государственных услуг в сфере миграции'

Административные регламенты как один из инструментов повышения качества государственных услуг в сфере миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / РЕГЛАМЕНТ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / MIGRATION / REGULATION / ADMINISTRATIVE REGULATION / MIGRATION POLICY / MIGRATION SYSTEM / PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муленко Н.В.

В условиях возможной угрозы глобальных кризисов первоочередное внимание научной общественности приковано к проблемам преодоления спада производства, поискам точек и инструментов экономического роста. Для обеспечения роста в России усиливаются кардинальные реформы в области государственного управления, непосредственно влияющие на социально-экономическое развитие. На этом фоне 27 июля 2010 года был принят новый Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», реализация основного содержания которого должна создать системные предпосылки модернизации отношений между гражданами, юридическими лицами и властью. Также сегодня не существует ни одного гражданина современного общества, косвенно относящегося к современной действительности в вопросе получения государственных услуг в сфере миграции. В связи с чем автор данной статьи затрагивает тему существующих проблем при реализации административных регламентов и отмечает данный нормативный правовой акт как один из инструментов повышения качества государственных услуг в сфере миграции. Данная проблема имеет актуальность на протяжении существования миграционного законодательства и вообще жизни государства, ведь именно регламенты могут помочь нашей стране улучшить жизнь обычных граждан и упростить деятельность органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE REGULATIONS AS ONE OF THE TOOLS TO IMPROVE THE QUALITY OF PUBLIC SERVICES IN THE AREA OF MIGRATION

Under the possible threat of global crises the priority attention of scientific community is focused on the problems of overcoming the decline in production, searching for points and instruments of economic growth. In order to ensure growth in Russia cardinal reforms in the sphere of public administration that directly influence social and economic development are being intensified. Against this background, a new federal law «On the organization of the provision of state and municipal services» was adopted on 27 July 2010, the implementation of the main content of which should create systemic prerequisites for the modernization of relations between citizens, legal entities and the authorities. Also today there is no citizen of the modern society who indirectly refers to the modern reality in the issue of receiving state services in the sphere of migration. In this connection, the author of this article touches upon the topic of existing problems during the implementation of administrative regulations and notes this normative-legal act as one of the instruments of improvement of the quality of public services in the sphere of migration. This problem is relevant throughout the existence of migration legislation, and in general in the life of the state, because it is the regulations can help our country improve the lives of ordinary citizens and simplify the activities of the internal affairs agencies.

Текст научной работы на тему «Административные регламенты как один из инструментов повышения качества государственных услуг в сфере миграции»

^^Административное право.

f административная у | деятельность полиции а

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ КАК ОДИН

ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

ADMINISTRATIVE REGULATIONS AS ONE OF THE TOOLS TO IMPROVE THE QUALITY OF PUBLIC SERVICES IN THE

AREA OF MIGRATION

УДК 342.9:351.74

Н.В. МУЛЕНКО NADEZHDA V. MULENKO

(Белгородский юридический институт (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry

МВД России имени И.Д. Путилина, of the Interior of Russia,

Россия, Белгород) Belgorod, Russia)

nadezda.mulenko@yandex.ru

Аннотация: в условиях возможной угрозы глобальных кризисов первоочередное внимание научной общественности приковано к проблемам преодоления спада производства, поискам точек и инструментов экономического роста. Для обеспечения роста в России усиливаются кардинальные реформы в области государственного управления, непосредственно влияющие на социально-экономическое развитие.

На этом фоне 27 июля 2010 года был принят новый Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», реализация основного содержания которого должна создать системные предпосылки модернизации отношений между гражданами, юридическими лицами и властью.

Также сегодня не существует ни одного гражданина современного общества, косвенно относящегося к современной действительности в вопросе получения государственных услуг в сфере миграции. В связи с чем автор данной статьи затрагивает тему существующих проблем при реализации административных регламентов и отмечает данный нормативный правовой акт как один из инструментов повышения качества государственных услуг в сфере миграции.

Данная проблема имеет актуальность на протяжении существования миграционного законодательства и вообще жизни государства, ведь именно регламенты могут помочь нашей стране улучшить жизнь обычных граждан и упростить деятельность органов внутренних дел.

Ключевые слова: миграция, регламент, административный регламент, миграционная политика, миграционная система, государственные услуги.

Для цитирования: Муленко Н.В. Административные регламенты как один из инструментов повышения качества государственных услуг в сфере миграции // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 3. С. 49-53 .

Abstract: under the possible threat of global crises the priority attention of scientific community is focused on the problems of overcoming the decline in production, searching for points and instruments of economic growth. In order to ensure growth in Russia cardinal reforms in the sphere of public administration that directly influence social and economic development are being intensified.

Against this background, a new federal law «On the organization of the provision of state and municipal services» was adopted on 27 July 2010, the implementation of the main content of which

should create systemic prerequisites for the modernization of relations between citizens, legal entities and the authorities.

Also today there is no citizen of the modern society who indirectly refers to the modern reality in the issue of receiving state services in the sphere of migration. In this connection, the author of this article touches upon the topic of existing problems during the implementation of administrative regulations and notes this normative-legal act as one of the instruments of improvement of the quality of public services in the sphere of migration.

This problem is relevant throughout the existence of migration legislation, and in general in the life of the state, because it is the regulations can help our country improve the lives of ordinary citizens and simplify the activities of the internal affairs agencies.

Keywords: migration, regulation, administrative regulation, migration policy, migration system, public services.

For citation: Mulenko N.V. Administrative regulations as one of the tools to improve the quality of public services in the area of migration // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 3. P. 49-53.

Миграционная система Российской Федерации претерпела множество реформаций, что не могло не сказаться на административно-правовом регулировании в системе российского миграционного законодательства.

В 2016 году с целью развития административного управления в части, касающейся контроля за объектами, находящимися в ограниченном обороте, был разработан и внедрен Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». В соответствии с этим указом Федеральная миграционная служба Российской Федерация была упразднена и передана в подчинение Министерству внутренних дел Российской Федерации.

В связи с принятием указанного выше указа полномочия и права Федеральной миграционной службы Российской Федерации полностью перешли во владение МВД России и стали основой создания нормативно-правовой базы государственной политики в части, касающейся регулирования миграционных отношений и последующей модернизации.

На протяжении существования миграционной службы основополагающей целью органов Федеральной миграционной службы Российской Федерации являлось создание и поддержание социально-экономических услуг для граждан в обществе. Ведь именно в добропорядочном, уважительном и усердном отношении граждан к деятельности государства заключается его стабильность и развитие.

Нормы, относящиеся к созданию социальных услуг и поддержанию их в стабильном состоянии, а также органы и лица, управомо-ченные на осуществление этих действий, чет-

ко регламентированы Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Данный нормативный правовой акт направлен не только на создание государственных и иных услуг, но и на модернизацию отношений между органами государственной власти с физическими и юридическими лицами1. Хочется отметить, что это нововведение позволит устранить имеющиеся пробелы в законодательстве и поможет повысить уровень эффективной деятельности органов государственной власти.

Под государственными и муниципальными услугами следует понимать деятельность органов государственной власти, направленную на создание, усовершенствование или изменение социальной обстановки в обществе, осуществляемую как по запросам заявителей, так и самостоятельно с целью улучшения социальной стабильности, создания и поддержания общественных отношений и т.д. Подведя итог, хочется сказать, что внедрение в законодательную систему Российской Федерации Федерального закона от 27.07.2020 № 210-ФЗ является ключевым для лиц, способных повлиять на усовершенствование социально-экономического уровня государства. Ведь если бы не этот нормативный правовой акт, то органы власти попросту не знали бы об обстановке в своем ведомстве и граждане, проживающие в нем, были бы недовольны политикой руководства. Именно указанный закон и позволяет устранить данный недочет и действовать как государству, так и гражданам сообща в решении общих проблем.

1 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4179.

Совершенствование государственных и муниципальных услуг является одним из важнейших направлений административной реформы, которая направлена на построение эффективной системы государственных органов исполнительной власти на основе четкой регламентации их деятельности.

Улучшить административное управление -значит сделать его проще, яснее, эффективнее, добиться гласности в области государственных расходов и четко определить права, обязанности и ответственность каждого субъекта административной власти2.

Основой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти, а именно федеральными и региональными, является та информация и знания, в соответствии с которыми можно решать поставленные задачи. Исходя из этого следует сказать о том, что за каждым уровнем власти закреплены определенные полномочия и именно их разграничение в соответствии со знаниями субъектов административного управления приводит к процветанию государства как в его отдаленных краях, так и целиком.

Ранее мы говорили о том, что представляет внедрение социально-экономических услуг, как оно осуществляется, при помощи каких инструментов реализуется и т.д. Но мы не упомянули одну важнейшую деталь, каким образом и какие именно нормативные правовые акты способствуют улучшению миграционных отношений в стране. Поэтому свой взор мы обратим на административные регламенты, рассмотрим, что они собой представляют, их положительные черты и как реализуются.

Административные регламенты - это довольно новый феномен, недавно введенный в российское законодательство. Административный регламент - официальный документ, регламентирующий предоставление государственными органами услуг гражданам и организациям. Административный регламент исполнения государственных функций - обязательный порядок действий органа исполнительной власти, его структурных подразделений и должностных лиц, направленный на осуществление их полномочий [1, с. 73]. Административные регламенты должны четко определять круг обязанностей и прав органа власти, сферу его юрисдикции, объяснять возможные формы внутренних взаимодействий различных органов власти между собой на всех

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 4. Ст. 305.

этапах прохождения документов в процессе принятия решений. Введение административных регламентов дает возможность контролировать деятельность органов государственной власти в части, касающейся осуществления процессуальных действий с документами, а именно: их принятия, регистрации и непосредственно решения по делу, то есть осуществляется политика гласности, которая позволяет гражданам наблюдать за ходом дела и принимать в нем участие. Сам по себе административный регламент состоит из нескольких частей, а именно: реестра услуг, который вправе оказать государственный орган, непосредственно управомоченный на решение данных дел, субъектов административной юрисдикции, прав и обязанностей сторон, участвующих в правоотношении, ответственности государственных служащих за несвоевременное выполнение должностных обязанностей или ненадлежащее выполнение [2, с. 46].

Конечно же, претворить данную идею может административная реформа, которая направлена на модернизацию норм законодательства, устранение недочетов и повышение производительности в деятельности органов государственной власти в части, касающейся оказания социально-экономических услуг. Административный регламент направлен на решение проблем, связанных с деятельностью органов государственный власти, а таких проблем немало. Основной проблемой является неравномерное распределение прав и обязанностей между субъектами административной юрисдикции, которые влекут за собой падение производительности, нарастание социальной напряженности и в конечном итоге приводят к проблемам в реализации миграционных отношений. Осуществив рациональное распределение прав и обязанностей участников, мы придем к росту производительности, теплым взаимоотношениям как в коллективе, так и вне, быстрому и четкому решению задачи, а также к социальной стабильности и росту государства. Административный регламент упрощает процессуальную деятельность, делая ее более понятной и доступной для людей, а также позволяет гражданам вносить свои предложения по ее совершенствованию, тем самым упрощая работу органов государственной власти. В итоге можно прийти к выводу, что введение административного регламента упростит деятельность органов государственной власти, позволит вести прямой контакт с общественностью и совершенствовать его по пути нарастания новых проблем, которые всегда были и будут. Серьезными проблемами, порождающими низкую эффективность исполнения государственных функций, являются: включение в компетенцию исполнительных органов

государственной власти избыточных государственных функций; неопределенность показателей результативности исполнения государственных функций; чрезмерная, а иногда намеренная усложненность административных процедур; их закрытость, непрозрачность для гражданского общества и потребителей государственных услуг; отсутствие четких критериев и механизмов оперативного внутреннего контроля административной деятельности. Это приводит, с одной стороны, к снижению ответственности исполнительных органов государственной власти и их должностных лиц, малой эффективности их деятельности, коррупции, а с другой - к нарушениям прав и свобод личности, избыточным обремене-ниям и затратам для граждан.

Вышеперечисленные проблемы существуют из-за недостаточного разъяснения в нормативных правовых актах деятельности органов государственной власти, нежелания решать данные проблемы, так как они не являются основными в их деятельности. Эти проблемы во многом порождены слабым развитием в отечественном законодательстве процедурных и процессуальных норм, регулирующих организацию исполнения функций исполнительных органов государственной власти, и, соответственно, бессистемностью, неупорядоченностью нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти, устанавливающих процедурные аспекты их деятельности.

Единые требования к разработке и применению ведомственных нормативных правовых актов, содержащих нормы процессуального характера, на сегодняшний день практически отсутствуют. Разработка и применение административных регламентов в устанавливаемом законом порядке должны стимулировать обновления исполнения государственных функций в интересах граждан.

Исполнительные органы государственной власти и их должностные лица обязаны оптимизировать исполнение государственных функций, в первую очередь связанных с оказанием государственных услуг, путем создания и последующего изменения административных регламентов. Должностные лица должны нести ответственность за соблюдение норм административных регламентов в порядке, установленном федеральным законом.

Использование административных регламентов и стандартов является одним из основных инструментов повышения результативности государственного управления. Административные регламенты исполнения государственных функций и оказания государственных услуг содержат подробные описания последовательности дей-

ствий и сроки их осуществления, необходимые для достижения положительных результатов. Административные регламенты утверждаются органами исполнительной власти наряду с должностными регламентами.

С административными регламентами неразрывно связаны стандарты государственных функций и услуг [4, с. 62]. Государственная услуга - нормативно установленный способ обеспечения прав и свобод, а также законных интересов граждан и организаций государственными органами власти, осуществляемый во взаимодействии физического или юридического лица с органом исполнительной власти или государственным служащим. Стандарты задают конечные качественные и количественные характеристики административно-управленческих процессов, устанавливают требования к уровню доступности и качества взаимодействия исполнительных органов государственной власти, их структурных подразделений и должностных лиц с гражданами и организациями. Стандарт государственной услуги представляет собой систематизированный набор требований к качеству оказания услуг органом власти или уполномоченной организацией, определенный исходя, с одной стороны, из потребностей и пожеланий клиентов, с другой - из учета технологических, материально-технических, финансовых и иных ресурсных ограничений государственного органа. В настоящее время отсутствие стандартов не позволяет конкретизировать обязательства органов власти перед обществом, внедрить объективные процедуры контроля и оценки их деятельности.

Достижение целей путем исполнения административных регламентов позволит: повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей; повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти.

Целями реализации административной реформы по этому направлению являются оптимизация функций органов исполнительной власти, включая функции по осуществлению контроля и надзора, и внедрение особых механизмов противодействия коррупции в органах исполнительной власти [4, с. 40].

Иначе говоря, к приоритетным направлениям административной реформы относятся: разработка механизмов реализации полномочий органов исполнительной власти для их работы в новых условиях, стандартов качества и доступности государственных услуг

и административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. В сфере разработки административных регламентов определена их система, в целом четкая и логичная. Можно также предположить, что в ближайшей перспективе исполнение всех функций и предоставление всех услуг на уровне субъекта будет опосредовано соответствующими административными регламентами. Успешность реализации административной реформы во многом зависит от понимания и поддержки гражданами и бизнесом целей и задач административной реформы, заинтересованности гражданского общества в результатах реформы, с одной стороны, и наличия объективной информации о ходе ее реализации, с другой. Необходимым фактором успешного проведения реформы

также является заинтересованность в ней государственных служащих, призванных обеспечить ее реализацию.

Таким образом, в настоящее время происходят изменения государственных функций с развитием общественного сектора сферы услуг. При этом имеет место существенная трансформация государственного регулирования экономических процессов, в котором возрастает роль непосредственного выбора участников хозяйственных процессов при качественном оказании государственных и муниципальных услуг. В России процесс развития сектора государственных услуг активизируется в ходе проведения административной реформы и реализации требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Литература

1. Административное право I под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - Москва, 1999. - 320 с.

2. Абдурахманов А.А. Роль административных регламентов в обеспечении прав граждан II Проблемы защиты прав: история и современность: материалы четвертой международной межвузовской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2009. С. 102-104.

3. Бабушкин К.А. Понятие и принципы административных процедур II Трибуна молодых ученых. Субъективные права и законные интересы: теория и проблемы юридической защиты: сборник научных трудов. - Воронеж, 2002. С. 12-19.

4. Барциц И.Н. Административный регламент: предложения к методике разработки II Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 1 (2). С. 12-19.

5. Буряга В.О. Административная регламентация управленческих процедур II Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1. С. 133-139.

6. Воронина Т.Н. К вопросу о разработке административных регламентов исполнения государственных функций в сфере внутренних дел II Административная реформа и наука административного права: сборник трудов, посвященных 80-летию со дня рождения Ю.М. Козлова. - Москва, 2007. С. 401-411.

References

1. Administrativnoe pravo I pod red. Yu.M. Kozlova, L.L. Popova. - Moskva, 1999. - 320 s.

2. Abdurakhmanov A.A. Rol' administrativnykh reglamentov v obespechenii prav grazhdan II Problemy zashchity prav: istoriya i sovremennost': materialy chetvertoi mezhdunarodnoi mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Sankt-Peterburg, 2009. S. 102-104.

3. Babushkin K.A. Ponyatie i printsipy administrativnykh protsedur II Tribuna molodykh uchenykh. Sub''ektivnye prava i zakonnye interesy: teoriya i problemy yuridicheskoi zashchity: sbornik nauchnykh trudov. - Voronezh, 2002. S. 12-19.

4. Bartsits I.N. Administrativnyi reglament: predlozheniya k metodike razrabotki II Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2007. № 1 (2). S. 12-19.

5. Buryaga V.O. Administrativnaya reglamentatsiya upravlencheskikh protsedur II Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. 2009. № 1. S. 133-139.

6. Voronina T.N. K voprosu o razrabotke administrativnykh reglamentov ispolneniya gosudarstvennykh funktsii v sfere vnutrennikh del II Administrativnaya reforma i nauka administrativnogo prava: sbornik trudov, posvyashchennykh 80-letiyu so dnya rozhdeniya Yu.M. Kozlova. - Moskva, 2007. S. 401-411.

(статья сдана в редакцию 28.07.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.