Научная статья на тему 'Административный регламент - эффективный инструмент миграционной службы'

Административный регламент - эффективный инструмент миграционной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
414
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ADMINISTRATIVE LAW / ADMINISTRATIVE REGLAMENT / ADMINISTRATIVE REFORM / MIGRATION SERVICE / PUBLIC SERVICES / NORMATIVE-LEGAL ACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муленко Н.В.

В данной статье проанализированы основные функции и задачи миграционной службы России. Рассмотрены многие проблемы и пути их решения, возникающие в процессе исполнения государственной политики в сфере миграции. Проанализировано понятие «административного регламента» как эффективного способа совокупного подхода к изучению насущных вопросов в деятельности миграционной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative regulations is effective instrument of migration services

This article is devoted to the main functions and tasks of the Migration Service of Russia. Many of the problems and solutions encountered during the execution of the state policy in the field of migration are provided. The concept of “administrative reglament” as an effective way to approach to the study of current issues in the activity of the migration service is analyzed.

Текст научной работы на тему «Административный регламент - эффективный инструмент миграционной службы»

По материалам диссертационных исследований

АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕГЛАМЕНТ - ЭФФЕКТИВНЫМ ИНСТРУМЕНТ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

ADMINISTRATIVE REGULATIONS IS EFFECTIVE INSTRUMENT OF MIGRATION SERVICES

УДК 325.1:342.9

Н.В. МУЛЕНКО

(отд. № 5 ОУФМС России по Белгородской области в г. Белгороде) e-mail: nvmulenko.belfms@mail.ru

N.V. MULENKO

(Department N 5 Service Federal Migration of Russia in Belgorod region in Belgorod)

Аннотация: в данной статье проанализированы основные функции и задачи миграционной службы России. Рассмотрены многие проблемы и пути их решения, возникающие в процессе исполнения государственной политики в сфере миграции. Проанализировано понятие «административного регламента» как эффективного способа совокупного подхода к изучению насущных вопросов в деятельности миграционной службы.

Ключевые слова: административное право, нормативно-правовой акт, административный регламент, административная реформа, миграционная служба, государственные услуги.

Abstract: this article is devoted to the main functions and tasks of the Migration Service of Russia. Many of the problems and solutions encountered during the execution of the state policy in the field of migration are provided. The concept of “administrative reglament” as an effective way to approach to the study of current issues in the activity of the migration service is analyzed.

Keywords: administrative law, normative-legal act, administrative reglament, administrative reform, migration service, public services.

Традиционно субъектом административного права является участник управленческих отношений, наделенный законными правами, а также обязанностями, ответственностью, компетенцией, полномочиями, возможностью реализовывать административно-правовые отношения. Собственно, субъект административного права — это определенный участник административно-правовых отношений, в которых он участвует как по собственному желанию, так и в силу обязанности, с возложением на

него специальной правовой нормы [1].

Роль Федеральной миграционной службы Российской Федерации как субъекта административного права и органа исполнительной власти заключается в осуществлении функции по выработке и реализации государственной политики в сфере миграции, нормативно-правовому регулированию, государственному контролю и надзору, а также предоставлению государственных услуг гражданам данным ведомством.

Область государственного управления

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

101

По материалам диссертационных исследований

есть управляемая сфера, где система административно-правовых отношений отражает все основные качества, характерные для государственного управления. Четко видна связь административно-правовых отношений как с внешним выражением, так и с фактическим обеспечением целей и задач, возложенных на государственный орган исполнительной власти [1].

В современной действительности перед миграционной службой России стоят четко выраженные главные задачи, такие как:

- разработка и внедрение стандартов государственных услуг, содействующих их эффективному и качественному предоставлению;

- реализация принципов и процедур управления по результатам миграционной деятельности;

- внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия при оказании государственных услуг населению;

- разработка и внедрение единой системы анализа результативности служебной деятельности на всех уровнях исполнения в субъектах Российской Федерации.

Существенными задачами данного ведомства являются и обмен опытом работы, и периодический контроль за исполнением государственных услуг с оказанием практической помощи в проблемных ситуациях, и организация предоставления гражданам услуг в электронном виде, используя сеть Интернет, и применение эффективных механизмов противодействия коррупции в служебной деятельности, и повышение эффективности взаимодействия миграционной службы и гражданского общества, и своевременная модернизация как программного обеспечения, так и информационной системы, а также организация квалифицированного кадрового обеспечения [2].

Но нельзя упустить и первостепенную задачу административной реформы ФМС России, такую как разработка и внедрение административных регламентов. В свою очередь, административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг являются базовыми нормативно-правовыми актами, включающими описательную часть управленческих процессов, четкие установленные требования к оформляемым и обрабатываемым документам, сроки оформления и выдачи документов, блок-схемы прохождения документации и установленные формы документов.

Разработка и внедрение административных регламентов в деятельность миграционного ведомства, прежде всего, имеет целью устранение дублирующих административных процедур. Сегодня сокращена большая часть документов, необходимых для получения нужной государственной услуги, что прямо влияет на качество работы с гражданами.

Административные регламенты должны содержать четко определенные процедуры управления, устанавливать права граждан, а также обязанности и ограничения для государственных служащих и должностных лиц. При этом административный регламент должен обеспечивать законность осуществляемых представителями миграционной службы действий и принятия ими решений. Именно поиск наиболее улучшенных форм, методов и способов обеспечения законности в деятельности государственных служащих миграционной службы и должен акцентироваться при разработке новых административных регламентов [3].

В какой-то мере удовлетворяющим ответом может стать поиск, с одной стороны, новых механизмов и инструментов в системе административно-правового регулирования и, с другой стороны, формирования новой правовой культуры общества и каждого гражданина, основываясь как на удачном опыте многих стран, так и на успешных пробах в российской юридической практике.

Другим не менее важным направлением при разработке и исполнении административных регламентов ФМС России является установление персональной ответственности всех сотрудников службы за соблюдение утвержденных требований административного регламента по каждому процессу, осуществляемому ими при оказании государственных услуг населению. Ответственность государственных служащих - это есть насущная проблема современной государственной службы. По мнению ученого Д.Н. Бахраха, в случае нарушения должностным лицом закона, необходимо установить норму, в соответствии с которой оно обязано принести пострадавшему извинения [4].

Вследствие многочисленных преобразований в административном законодательстве и определении последовательных и подробных процессов деятельности государственных служащих, возможность принятия решения по усмотрению должностного лица все же наблюдается. Порой границы произвольного администрирования раздвигаются должностными лицами из-за незнания законов,

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

102

По материалам диссертационных исследований

нормативно-правовых актов, регламентирующих многообразные административные процедуры управления. Частыми являются и случаи осознанного нарушения должностными лицами субъективных прав граждан [3].

Вновь поступающим на службу и практикующим специалистам необходимо ввести ежегодные квалификационные курсы по обучению кадров современному миграционному законодательству, с выдачей свидетельства об окончании специальной подготовки.

По мере внедрения в практику административных регламентов ФМС России достигается основная, на сегодняшний день, цель административной реформы - это повышение качества и доступности государственных услуг. Для расширения доступности государственных услуг и повышения их качества миграционной службе целесообразно, с учетом антикоррупционной составляющей, сформировать эффективный организационный, информационный и кадровый механизмы обеспечения административной реформы, произвести модернизацию системы информационного обеспечения, разработать четкие, действенные и прозрачные механизмы взаимодействия Службы с гражданами и организациями; тесного межведомственного взаимодействия различных структурных подразделений между собой.

В настоящее время актуальным является резкое увеличение количества государственных услуг, оказываемых территориальными органами ФМС России через информационные системы общего пользования, то есть через сеть Интернет. Следовательно, и создание общей системы административных регламентов, обеспечение возможности максимально обширного подхода граждан к ежедневной информации о деятельности миграционной службы и проводимых ею социально-экономических реформ. В результате этого необходимо привлекать общественное мнение с применением опросов, проведением конференций, рабочих встреч по актуальным проблемам миграции, рассматривать значимые предложения граждан по совершенствованию миграционного законодательства.

Для поддержания прогрессивной межведомственной тенденции развития миграционной системы России требуется упорство при установлении надежных межведомственных, правовых и информационных условий, для уменьшения частого повторения задач, реализуемых службой, а также организации сплошного контроля для оптимальной коор-

динации совместных действий.

В данном вопросе максимальный результат можно получить с помощью глубокого исследования и анализа, а в будущем - введения в служебную деятельность успешного проекта - единой федеральной автоматизированной системы. Формирование единого информационного и правового пространства в миграционной службе России объединено с осуществлением следующих важнейших задач:

- довести до должного уровня автоматизации и привести к единой стандартизации паспортную и пограничную систему пропуска через государственную границу с дальнейшим контролем передвижения гражданина на территории Российской Федерации;

- образование федеральной системы своевременного и полного учета российских юридических лиц, представительств иностранных юридических лиц в сфере туризма и в сфере привлечения иностранной рабочей силы в Россию;

- совершенствование системы учета и обработки информации о трудоустройстве российских граждан за рубежом;

- разработка и внедрение обязательного банка данных мигрантов, прошедших дактилоскопическую регистрацию;

- воспитание терпимого социального сознания для увеличения результативности нормативно-правового урегулирования процессов в миграции;

- установление стабильного взаимодействия со службами массовой информации в целях оперативного уведомления и своевременного информирования общества на территории России и за её пределами об острых проблемах в буднях миграционной службы;

- стандартизация автоматизированных рабочих мест, обладающих общей системой сбора, обработки и накопления служебной информации о миграционной ситуации в настоящем времени и прогнозируемой социальной и экономической обстановке в нашей стране и за её пределами, с целью формирования удобной среды приема мигрантов и дальнейшего их трудоустройства на территории России [5].

В настоящее время миграционная служба претерпевает все большие изменения, так как не установлены четкие границы и процедуры исполнения административных регламентов. В перспективе, понадобится время, чтобы довести систему до совершенства. Эта одна из пока ещё не решенных

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

103

По материалам диссертационных исследований

проблем. В будущем миграционная служба Российской Федерации будет служить примером для других федеральных органов исполнительной власти.

Профессионализм и эффективность работы всех территориальных органов миграционной службы Российской Федерации, её сотрудников должны определяться как количественными показателями, так и в большей части позитивным социальным резонансом

со стороны населения.

Необходим глобальный пересмотр всех действующих регламентов миграционной службы с целью выявления пустых, не эффективных процедур. Главной целью управлений центрального аппарата миграционной службы является не только разработка административных регламентов, но и, безусловно, их профессиональное и своевременное выполнение.

Литература —

1. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. - М., 2002.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 г. № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» // Российская газета. 2012. № 5838.

3. Старилов Ю.Н. Административное право как средство разрушения “синдрома бесправия” в современном правовом государстве // Журнал российского права. 2005. № 4.

4. Бахрах Д.Н. Совершенствовать правовые формы защиты прав граждан от административного произвола // Судебная защита прав граждан в ее наиболее эффективных формах: материалы научно-практической конференции (24 декабря 2002 г., Екатеринбург). - Екатеринбург, 2003. С. 9 - 10.

5. Музыченко П.Б. Административно-правовая информациология паспортно-визовой работы при регулировании миграционных процессов в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Хабаровск, 2002. С. 24.

References

1. Starilov Y.N. The course of General administrative law. In 3 vol. T. II: State service. Management actions. Legal acts of management. Administrative justice. - M., 2002.

2. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 13.07.2012, No. 711 “On issues of the Federal migration service” // the Russian newspaper. 2012. № 5838.

3. Starilov Y.N. Administrative law as a means of destruction “syndrome lawlessness” in the present state of law // Journal of Russian law. 2005. № 4.

4. Bakhrakh D.N. Improve the legal form of protection of the rights of citizens against administrative arbitrariness // Judicial protection of the rights of citizens in its most efficient form: materials of scientific-practical conference (December 24, 2002, Ekaterinburg). - Ekaterinburg, 2003. P. 9 - 10.

5. Muzychenko P.B. Administrative and legal informationage passport and visa work in the regulation of migration processes in the Russian Federation: author. dis. ... candles. jorid. Sciences. - Khabarovsk, 2002. P. 24.

(Статья сдана в редакцию 15.12.2014)

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.