Научная статья на тему 'Административные правонарушения несовершеннолетних: причины и способы минимизации'

Административные правонарушения несовершеннолетних: причины и способы минимизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
689
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административная ответственность / несовершеннолетний / предупреждение / административное правонарушение / семья / противоправное поведение / подростки / administrative liability / juvenile / prevention / administrative offence / family / unlawful behavior / adolescents

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анна Львовна Боренштейн

Проблема предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних не теряет своей значимости. Проанализированы причины и условия их совершения, классифицированные в зависимости от сферы общественной жизни на социальные, экономические, психологические, нравственные и политико-правовые. Доказано, что ведущую роль в профилактике административных правонарушений несовершеннолетних играют семья и школа. Критически оценено современное состояние правового регулирования административной ответственности лиц, не достигших возраста совершеннолетия. Отмечается обоснованность систематизации норм, регламентирующих особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. Определена необходимость снижения минимальных возрастных границ привлечения к административной ответственности. Разработаны способы минимизации правонарушений в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анна Львовна Боренштейн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative Offenses committed by Juveniles: Causes and Ways to Minimize

The problem of preventing administrative offenses among juveniles is still important. The causes and conditions for their commission are analyzed and classified according to the sphere of public life into social, economic, psychological, moral, political and legal. It is proved that the main role in prevention of administrative offences among juveniles is played by the family and school. The current state of legal regulation of administrative liability of persons who have not attained legal adulthood is critically assessed. The validity of the systematization of the norms regulating the features of bringing minors to administrative responsibility is noted. The need to reduce the minimum age limits for bringing to administrative responsibility is determined, with ways as to minimize offenses in this area developed.

Текст научной работы на тему «Административные правонарушения несовершеннолетних: причины и способы минимизации»

УДК 342.9

doi: 10.24412/1999-625X-2023-390-224-230

5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Административные правонарушения несовершеннолетних: причины и способы минимизации

Анна Львовна Боренштейн

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и трудового права 1,

И annalbor@yandex.ru 1 Юго-Западный государственный университет (Курск, Россия) Проблема предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних не теряет своей значимости. Проанализированы причины и условия их совершения, классифицированные в зависимости от сферы общественной жизни на социальные, экономические, психологические, нравственные и политико-правовые. Доказано, что ведущую роль в профилактике административных правонарушений несовершеннолетних играют семья и школа. Критически оценено современное состояние правового регулирования административной ответственности лиц, не достигших возраста совершеннолетия. Отмечается обоснованность систематизации норм, регламентирующих особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. Определена необходимость снижения минимальных возрастных границ привлечения к административной ответственности. Разработаны способы минимизации правонарушений в данной сфере.

Ключевые слова: административная ответственность, несовершеннолетний, предупреждение, административное правонарушение, семья, противоправное поведение, подростки

Для цитирования: Боренштейн А. Л. Административные правонарушения несовершеннолетних: причины и способы минимизации // Научный вестник Омской академии МВД России. 2023. Т. 29, № 3(90). С. 224-230.

Administrative Offenses committed by Juveniles: Causes and Ways to Minimize

Anna L. Borenstein

Candidate of Science (in Law), Associate-Professor, Associate-Professor at the Chair of Administrative and Labour Law 1,

И annalbor@yandex.ru 1 Southwest State University (Kursk, Russia)

The problem of preventing administrative offenses among juveniles is still important. The causes and conditions for their commission are analyzed and classified according to the sphere of public life into social, economic, psychological, moral, political and legal. It is proved that the main role in prevention of administrative offences among juveniles is played by the family and school. The current state of legal regulation of administrative liability of persons who have not attained legal adulthood is critically assessed. The validity of the systematization of the norms regulating the features of bringing minors to administrative responsibility is noted. The need to reduce the minimum age limits for bringing to administrative responsibility is determined, with ways as to minimize offenses in this area developed.

Keywords:administrative liability, juvenile, prevention, administrative offence, family, unlawful behavior, adolescents

Citation: Borenstein A. L. Administrative Offenses committed by Juveniles: Causes and Ways to Minimize. Scientific bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. Vol. 29, No 3(90). Pp. 224-230 (In Russ.).

Одной из наименее социально защищенных категорий российского населения, которая испокон веков нуждается в особом внимании со стороны государства, выступают несовершеннолетние. На фоне провозглашения в Российской Федерации Десятилетия детства (2018-2027 гг.), а также в условиях постепенного построения основ ювенальной юстиции особую значимость приобретает рассмотрение вопроса об искоренении противоправного поведения несовершеннолетних, что является сегодня важнейшим направлением внутренней политики нашего государства. Динамика, структура, криминологиче-

ские показатели совершаемых подростками правонарушений находятся под пристальным вниманием теоретиков, практиков и представителей общественности, однако говорить о существовании в стране единой налаженной системы противодействия данным противоправным деяниям не представляется возможным.

Несмотря на количественное снижение в последние несколько лет числа несовершеннолетних, совершающих административные правонарушения, их доля остается стабильной и в среднем составляет 3,1% от общей массы нарушителей (табл. 1).

© Боренштейн А. Л., 2023

224

Таблица 1. Количество выявленных несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения 1

Год 2017 2018 2019 2020 2021

Число несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения 233941 221531 203197 203898 198900

Всего лиц, совершивших административные правонарушения 7364404 6225599 7018402 7033723 6512118

Доля несовершеннолетних от общего числа нарушителей 3,2% 3,6% 2,9% 2,9% 3,1%

Кроме того, в стране наблюдается устойчивая тенденция, связанная с ростом поставленных на учет в подразделения по делам несовершеннолетних подростков, а также их родителей и законных представителей: если в 2020 году данный учет пополнили 215 509 человек, то в 2021 г. — уже 219 532 2. Представленные статистические показатели свидетельствуют о необходимости качественного пересмотра основ современной российской политики в сфере противодействия правонарушениям, совершаемым несовершеннолетними. При этом оптимизация подобных мер не должна реализовываться по стандартному сценарию. При разработке основных мероприятий по искоренению и нейтрализации такого негативного явления, как правонарушения детей и подростков, следует исходить из характеристики причин и условий, способствующих их совершению.

Ключевым условием построения эффективной, системной и последовательной работы по устранению любой проблемы является тщательное исследование ее детерминант. Согласно основным философским представлениям возникновение любых объектов и систем, изменение их свойств во времени вызвано предшествующими состояниями [1, с. 53]. Соответственно, любое противоправное поведение несовершеннолетнего обусловлено конкретными причинами и условиями, без познания сущности которых невозможно говорить о результативной предупредительной деятельности.

В современной юридической доктрине существуют различные точки зрения на классификацию причин противоправного поведения несовершеннолетних. Ученые дифференцируют их в зависимости от юридической природы (объективные и субъективные) [2, с. 3], глубины (основные и неосновные) [3, с. 56], влияния социальных факторов (микросоциальные и макросоциальные) [4, с. 845] и т. д. Однако объективное, комплексное исследование причин и условий административных правонарушений, совершаемых исследуемой категорией населения, будет основано на иной, более репрезентативной классификации, построенной в зависимости от сферы общественной жизни.

1. Социальные. Не случайно одной из наиболее «популярных» причин противоправного поведения несовершеннолетних многие теоретики и практики называют условия их жизни и воспитания. Именно семья и близкое окружение оказывают безусловное воздействие на физическое, психическое, нравственное здоровье ребенка, на его психофизиологическую полноценность. Такая связь легко объяснима: та сфера, где подросток проводит большую часть времени, становится для него типичной, привычной моделью поведения, которой необходимо следовать. Соответственно, различные негативные факторы (развод, алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, их антиобщественный образ жизни, факты насилия, оскорбления и унижения в семье и т. д.) оказывают наибольшее негативное влияние на личность ребенка, накладывая отрицательный отпечаток на его сознание. Об аморальном поведении многих родителей свидетельствует и тот факт, что в РФ подавляющее большинство (около 70%) детских травм носят семейно-бытовой характер [5, с. 286].

Однако несовершеннолетние правонарушители — это не всегда представители неблагополучных семей. В последние годы в стране сформировалась тенденция увеличения числа подростков — субъектов административных правонарушений, воспитываемых в благоприятных семейных условиях. Основная причина их противоправной мотивации — чрезмерная любовь родителей. В таких семьях с раннего детства оправдываются все негативные поступки ребенка, в результате чего у последнего формируются чувства безнаказанности и вседозволенности. Важная негативная черта подобных моделей семей — перекладывание ответственности за любое совершенное деяние на плечи родителей. Практика знает немало получивших широкий общественный резонанс случаев, когда высокопоставленные должностные лица, известные артисты, представители крупного бизнес-сообщества помогали своим детям избегать мер юридической ответственности за совершенные ими противоправные деяния.

Данная группа семей отличается приоритетами, связанными с получением дохода. В частности,

1 Количество выявленных несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения. URL: https://www. fedstat.ru/indicator/36187 (дата обращения: 10.01.2022).

2 Число состоявших на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и поставленных на учет лиц в отчетном периоде всего, из них: несовершеннолетних; родителей или иных законных представителей. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/36186 (дата обращения: 10.01.2022).

из-за постоянной занятости родителей, обусловленной стремлением к улучшению материального положения, дети, которым внимание уделяется «по остаточному принципу», фактически оказываются предоставленными сами себе, ведь их досуг никем не контролируется. Такие финансово обеспеченные подростки, не окруженные заботой родителей, часто нарушают административный закон.

В целях выяснения обстоятельств подобного поведения был проведен анализ дел об административных правонарушениях, находящихся в производстве Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Центральном округе г. Курска. По результатам эмпирического исследования было выявлено, что подростки из финансово независимых семей совершали административные правонарушения по следующим причинам: желание самоутвердиться перед друзьями (34%), получение новых ощущений, адреналина (28%), скука (19%), стремление получить признание у лиц противоположного пола (в большей степени характерно для мальчиков — 10%), подстрекательство со стороны компании — 9%. Важно отметить, что согласно изученным материалам среди исследуемых высока доля несовершеннолетних, нарушивших административный закон под воздействием алкоголя и (или) наркотических веществ (более 46% лиц).

Таким образом, семья, неверно выполняющая возложенные на нее функции, выступает центральным, основным фактором формирования криминогенного поведения подростка. Наиболее полно типология таких «негативно окрашенных» семей описана доктором юридических наук, исследователем девиантного поведения детей и молодежи С. Л. Си-биряковым, который разработал четыре парадигмы, характеризующие отношения родителей и несовершеннолетних — будущих правонарушителей:

— парадигма игнорирования (равнодушное отношение родителей к ребенку);

— парадигма конфликта (взаимное непонимание между детьми и родителями, перетекающее в постоянные конфликты);

— парадигма девиантных проявлений (негативный пример родителей, употребляющих алкоголь и наркотики);

— парадигма разрушения семьи (развод родителей, смерть или тяжелая болезнь одного из них, приводящие к отторжению семейных ценностей) [6, с. 14].

Наряду с семьей к социальным причинам правонарушений несовершеннолетних можно отнести негативное влияние учебных учреждений (как правило, школы), а также ближайшего окружения подростка

(одноклассники, друзья и т. д.). Так, в современных образовательных учреждениях недостаточное внимание уделяется привитию морально-нравственных, патриотических, идеологических ценностей. При наличии многочисленных форм и видов учебной и внеурочной деятельности в стороне остаются такие важнейшие аспекты, как воспитательный, психологический, морально-правовой. К сожалению, в условиях современной реальности многие школы перестали выполнять воспитательную функцию и превратились в формальные институты передачи знаний. Об этом свидетельствует отсутствие достаточного стимулирования обучающихся к получению образования, низкий уровень профессионализма педагогов, неблагополучные социальные условия (отсутствие в школах контроля за сквернословием, курением и т. д.). Сложившуюся ситуацию усугубляет отсутствие должной координации между руководством школ и родителями.

Также безусловное влияние на личность подростка оказывает «негативная» компания, которая навязывает стереотипы девиантного поведения. В свою очередь, несовершеннолетний, на подсознательном уровне желающий получить признание новых «друзей» и стать частью их коллектива, совершает административные правонарушения. Относительная легкость вовлечения подростков в объединения криминальной направленности во многом обусловлена традиционно присущим данному возрасту «групповым инстинктом».

2. Экономические. Центральное место в системе экономических факторов противоправного поведения несовершеннолетних занимает низкий уровень жизни российского населения. Речь идет о неудовлетворительном материальном положении многих семей, имеющих детей. По оценкам экспертов, к данной категории в настоящее время относится около 82% от общего числа всех бедных семей в России 3.

Эта проблема носит глобальный и многоаспектный характер. Прежде всего недостаточный уровень финансового обеспечения семьи «подталкивает» подростка к совершению ряда административных правонарушений, таких как мелкое хищение, уничтожение или повреждение чужого имущества и т. д. Несовершеннолетний совершает их в корыстных целях (получить желаемое имущество, которое не могут позволить приобрести родители), а также по мотивам зависти или мести (нередко подростки, осознавая несправедливость социального неравенства, умышленно совершают порчу или уничтожение гад-жетов, скутеров, мотоциклов и иных дорогостоящих вещей, принадлежащих их ровесникам).

3 В России более 82% всех бедных составляют семьи с детьми. URL: https://ria.ru/20201019/semi-1580456514.html (дата обращения: 15.01.2022).

В наиболее тяжелых ситуациях, когда финансовое положение семьи не позволяет удовлетворить базовые потребности, несовершеннолетние вынуждены самостоятельно добывать средства к существованию, что приводит к таким крайним формам материальной бедности, как попрошайничество и бродяжничество. По объективным причинам такие подростки вовлекаются в криминальный сектор (занятие проституцией, торговля алкогольной и табачной продукцией и т. д.).

Кроме того, семьи, находящиеся на грани бедности, не имеют материальных возможностей оплачивать детям кружки, секции, курсы, оздоровительные лагеря и санатории, дополнительные занятия, что приводит к наличию у подростков свободного времени, которое они проводят по своему усмотрению. Неорганизованность досуга становится одной из причин, по которой подростки оказываются втянутыми в совершение различного рода административных правонарушений.

Важнейшим экономическим условием, оказывающим косвенное влияние на противоправное поведение несовершеннолетних, выступает высокий уровень безработицы в стране. Так, отсутствие постоянной занятости в совокупности с низкой материальной обеспеченностью нередко приводит к злоупотреблению членами семьи алкоголем и одурманивающими веществами, к утрате семейных ценностей, а значит, рождает почву для роста правонарушений среди подростков.

3. Психологические. Подобная группа причин и условий имеет непосредственное отношение к возрастным особенностям подростков. Данная категория населения отличается набором психофизиологических качеств, обусловливающих их негативное девиантное поведение, которое часто перерастает в противоправное. Речь идет о бурном физическом развитии организма, которое нередко сопровождается чрезмерным выплеском энергии. Подобная повышенная, порой, неконтролируемая активность находит отражение в различных запрещенных законом формах: порча имущества, хулиганство, мелкое хищение и т. д.

Противоправное поведение несовершеннолетнего также обусловлено наличием ряда психологических свойств и качеств, среди которых: повышенная возбудимость и ранимость, нестабильность психики, частые перепады настроения, крайний индивидуализм, импульсивность и несдержанность, грубость, раздражительность, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, демонстративность поведения, лживость, акцентуированность отдельных черт характера, пренебрежительное отношение к обществу и его ценностям, неоднозначное восприятие жизненных явлений, хвастливость, заносчивость и т. д.

К наиболее серьезным психологическим причинам административных правонарушений несовершеннолетних следует относить различные по своему характеру и уровню запущенности психические аномалии, т. е. отклонения, представляющие собой пограничные состояния, не исключающие вменяемости, а значит, не освобождающие от применения мер административной ответственности. Среди таких отклонений выделяют следующие: неврозы, расстройства сексуальной направленности, психопатии, алкоголизм и наркоманию, легкую степень дебиль-ности и т. д. Указанные аномалии не относятся к категории тяжелых, неизлечимых и стойких заболеваний, имеют, как правило, приобретенный характер и являются следствием ранее рассмотренных неблагоприятных условий жизни и воспитания подростка.

4. Нравственные. Выделение данных причин в отдельную классификационную группу обусловлено незавершенностью не только физического, но и духовного становления личности несовершеннолетнего, а значит, свидетельствует о несформирован-ности его мировоззрения, моральных принципов, идеалов и ценностей. Результат этого — асоциальное поведение, перетекающее в противоправное. Из-за отсутствия в сознании устойчивых положительных ориентаций подросток имеет искаженное представление о базовых нравственных ценностях, а также глубокие деформации в ценностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферах и не чувствует границ дозволенного.

Негативным влиянием на формирование моральных ценностей несовершеннолетнего также обладает современная «четвертая власть» — средства массовой информации (далее — СМИ). Современные продукты киноиндустрии отличаются скрытой и явной пропагандой насилия, жестокости, алкоголизма, курения, половой распущенности, неуважения к правоохранительным органам, преступного обогащения за счет других лиц. Права в данном аспекте О. В. Ильина, убежденная в том, что СМИ и сеть Интернет несут угрозу формирования у несовершеннолетних ложных представлений о смысле жизни и главных ее ценностях, а их влияние подталкивает подростков к совершению противоправных деяний [7, с. 99]. Результат насаждения подобных стандартов поведения — антиобщественное поведение детей, которое карается не только моральными, но и правовыми нормами (потребление алкогольной продукции и наркотических средств в общественных местах, появление в общественных местах в состоянии опьянения, мелкое хулиганство, заведомо ложный вызов специализированных служб, занятие проституцией и т. д.).

5. Политико-правовые. Данная совокупность причин и условий вызвана несовершенством сло-

жившейся в стране системы управления, а также отдельными недостатками правового характера. На сегодняшний день активной критике ученых, практиков и представителей общественности подвергается эффективность работы уполномоченных органов в сфере противодействия административным правонарушениям несовершеннолетних (органы полиции, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства и т. д.). К основным проблемам их функционирования можно отнести:

— недостаточное ресурсное и кадровое обеспечение субъектов, снижающее результативность предупредительной работы;

— фактическое отсутствие общественных организаций и иных независимых институтов гражданского общества, осуществляющих профилактическую деятельность среди несовершеннолетних;

— игнорирование и формализм проводимых уполномоченными субъектами мероприятий по предупреждению административных правонарушений несовершеннолетних;

— незнание сотрудниками уполномоченных органов педагогических техник общения с подростками;

— неоказание своевременной социальной и психологической помощи семьям с «трудными» подростками и т. д.

При изучении затронутой группы проблем также целесообразно остановиться на рассмотрении вопроса о несовершенном правовом регулировании противодействия административным правонарушениям несовершеннолетних. В частности, при наличии множества нормативных правовых актов, регламентирующих данную сферу, в действующем Кодексе об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) отсутствует самостоятельный раздел, посвященный особенностям привлечения к административной ответственности лиц, не достигших возраста совершеннолетия (как это сделано в действующем Уголовном кодексе РФ или в административном законодательстве зарубежных стран, например, Республики Казахстан). Однако подробный анализ нормативных положений КоАП РФ позволяет выделить ряд специфических особенностей, характерных для несовершеннолетних субъектов административных правонарушений:

— ограниченный перечень возможных для применения мер принуждения;

— обязательное информирование родителей или законных представителей несовершеннолетнего о фактах задержания последнего за совершение административного правонарушения;

— возможность рассмотрения дела об административном правонарушении несовершеннолетнего в присутствии его законного представителя;

— право несовершеннолетнего на освобождение от административной ответственности с применением к нему мер воздействия и т. д.

Таким образом, при наличии четко установленной в рамках различных норм КоАП РФ специфики привлечения несовершеннолетних к административной ответственности и наказанию российский законодатель не упорядочил и не систематизировал данные нормы в рамках указанного нормативного акта, что, безусловно, создает трудности у правоприменителя и препятствует эффективной борьбе с административными правонарушениями, совершаемыми исследуемой категорией лиц.

Другой важнейший недостаток правового регулирования связан с установлением завышенных возрастных пределов привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. На фоне тенденций ранней акселерации, а также растущей детской жестокости многими современными исследователями критикуется положение о минимально допустимых границах субъектов административных правонарушений, составляющих 16 лет [8; 9]. Подобная критика вполне обоснованна, так как опасность и противоправность отдельных, наиболее распространенных среди подростков административных правонарушений (связанных с незаконным оборотом наркотиков, нарушением общественного порядка и т. д.) осознается несовершеннолетними в гораздо более раннем возрасте. Так, совершение, к примеру, 15-летним подростком правонарушения не влечет мер административной ответственности, а значит, формирует в его сознании чувство безнаказанности и рождает почву для повторного нарушения административного закона.

Подводя промежуточный итог изложенному, следует отметить, что причины административных правонарушений несовершеннолетних представляют собой сложный комплекс социальных, экономических, психологических, нравственных, а также политико-правовых факторов. На основании их подробного анализа, а также с учетом специфических возрастных, психологических, физиологических, социальных и иных особенностей детей и подростков целесообразно определить основные направления минимизации административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

По аналогии с ранее использованной классификационной моделью причин и условий рациональным представляется разработать перспективы совершенствования в зависимости от конкретной сферы общественной жизни.

1. Социальные:

— повышение роли семьи в современном обществе, усиленная пропаганда семейно-брачных ценностей;

— налаживание практики реагирования со стороны несовершеннолетних на жестокое обращение родителей;

— проведение школьными педагогами индивидуальной профилактической работы с «проблемными» семьями;

— целенаправленная совместная работа классного руководителя, социального педагога и родителей «трудновоспитуемых» подростков, склонных к совершению противоправных действий;

— вовлечение несовершеннолетних в проводимые в образовательных учреждениях мероприятия патриотической, нравственной, просветительской направленности, помощь в организации внешкольного досуга;

— расширение круга специальных педагогических знаний среди родителей обучающихся (родительские собрания, беседы с психологами, сотрудниками полиции и т. д.);

— проведение с подростками бесед в области правового просвещения (разъяснение особенностей привлечения несовершеннолетних лиц к юридической ответственности).

2. Экономические:

— расширение сети бесплатных кружков, секций, курсов, доступных для подавляющего большинства семей несовершеннолетних;

— увеличение числа проводимых за счет средств федерального и региональных бюджетов семейных мероприятий (спортивные праздники, эстафеты, квесты, забавы, конкурсы, игры);

— усиление мер государственной финансовой поддержки семьям с детьми;

— активизация трудовой занятости несовершеннолетних, увеличение потенциально возможных мест их трудоустройства.

3. Психологические:

— разработка новых, инновационных способов и методов психологической работы с «трудными» подростками;

— повсеместная психологическая диагностика учащихся образовательных организаций и последующий поэтапный контроль их состояния в целях раннего диагностирования и коррекции выявленных негативных установок;

— оказание обязательной и своевременной психологической помощи детям из групп риска (сироты, дети из неполных семей, дети, подвергшиеся домашнему насилию, и т. д.);

— организация курсов повышения квалификации сотрудников уполномоченных ведомств (полиция, комиссии по делам несовершеннолетних) в части обучения технологиям общения с несовершеннолетними.

4. Нравственные:

— увеличение в рамках учебной нагрузки времени на проведение классных часов, а также бесед морально-этической направленности;

— пропаганда со стороны родителей нравственных норм, традиций, принципов и идеалов;

— приобщение несовершеннолетних к произведениям искусства (художественная литература, музыка, кинематограф и т. д.), имеющим духовно-нравственную подоплеку;

— установление цензуры в СМИ в части нейтрализации насилия, агрессии, жестокости, алкоголизма и наркомании, проституции.

5. Политико-правовые:

— усиление внимания вопросам ресурсного и кадрового обеспечения подразделений по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства;

— распространение практики участия институтов гражданского общества в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних;

— налаживание планомерной, систематичной и последовательной индивидуально-профилактической работы с неблагополучными семьями (с обязательным привлечением психологов);

— установление в КоАП РФ самостоятельной главы, регламентирующей особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности (понятие «несовершеннолетних», виды и особенности назначения им административных наказаний и т. д.);

— снижение возраста привлечения к административной ответственности по отдельным составам административных правонарушений до 14 лет.

В заключение необходимо отметить следующее. Административные правонарушения несовершеннолетних — сложное социальное и правовое явление, обусловленное целой совокупностью взаимосвязанных причин и условий, которые классифицируются в зависимости от сферы общественной жизни на социальные, экономические, психологические, нравственные и политико-правовые. Наибольшую роль в вопросах минимизации административных правонарушений несовершеннолетних играют первичные агенты социализации: семья и школа. Разработанные по результатам исследования механизмы, конечная цель которых — минимизация и нейтрализация административных правонарушений несовершеннолетних, способны дать наибольший социальный эффект при их грамотном, комплексном претворении в жизнь. Только посредством объединения усилий заинтересованных субъектов можно решить важнейшую задачу, связанную с искоренением правонарушений, совершаемых представителями подрастающего поколения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список источников

1. Корма В. Д. Теория причинности как система понятий // Norwegian journal of development of the international science. 2018. № 17-5.

2. Дворецкий М. Ю., Авдеев Р. В. Причины и условия преступности // Вестник ТГУ. 2014. № 12(140).

3. Редькин С. Ю. Классификация причин (условий) преступности // Вестник магистратуры. 2020. № 2-3(101).

4. Камбиева М. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков // Молодой ученый. 2014. № 4(63).

5. Ситникова С. А. Профилактика и предупреждение правонарушений, совершаемых трудными подростками // Педагогическое мастерство : мат-лы IV междунар. науч. конф. М., 2014.

6. Сибиряков С. Л. Преступность несовершеннолетних: особенности личности как субъекта преступления. М., 2012.

7. Ильина О. В. Причины совершения несовершеннолетними правонарушений // Наука. Общество. Государство. 2020. № 1(29).

8. Шкатулов К. О. К вопросу о снижении возрастного порога для привлечения к административной ответственности // Молодой ученый. 2020. № 21(311).

9. Ильгова Е. В., Сметанникова А. И. К вопросу о снижении возраста административной ответственности // Вестник СГЮА. 2018. № 5(124).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.