АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
УДК 343.851.5:342.924.03(470)
Г. Ю. КАРИМОВА, старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
G. Y. KARIMOVA, senior lecturer of the department of administrative and legal disciplines of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law (Ufa)
ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
PREVENTION OF OFFENCES COMMITTED BY MINORS
Аннотация. В статье анализируются признаки, позволяющие отнести несовершеннолетних к особому субъекту административной ответственности. Раскрываются наиболее часто совершаемые несовершеннолетними административные правонарушения, которые обусловлены особенностями личности несовершеннолетнего, ценностными ориентациями, установками, целями, возрастными особенностями. Рассматриваются проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова и словосочетания: несовершеннолетние, административное правонарушение, профилактика, возраст, ценностные ориентации, административное наказание, вменяемость, субъект административного правонарушения.
Annotation. The article analyzes the features that allow to refer minors to a special subject of administrative responsibility. The most frequently committed administrative offenses by minors which are caused by the peculiarities of the minor's personality, value orientations, attitudes, goals, age peculiarities are revealed. The problems of prevention ofjuvenile delinquency are considered and the ways of their solution are offered.
Keywords and phrases: minors, administrative offense, prevention, age, value orientations, administrative punishment, sanity, the subject of an administrative offense.
Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица, виновными действиями которых причинен вред охраняемым законом общественным интересам. Говоря о физическом лице, надо сказать, что оно привлекается к административной ответственности и считается субъектом административного правонарушения, если к моменту совершения правонарушения достигло 16-летнего
возраста и вменяемо, то есть может осознавать фактический характер и общественную вредность своего поведения или руководить своими действиями. Таким образом, несовершеннолетние в возрасте до 16 лет административной ответственности не несут, однако это не исключает в некоторых случаях ответственности родителей или заменяющих их лиц. Например, ст. 20.22 Кодекса Российской Федерации об администра-
тивных правонарушениях (далее - Ко-АП РФ) устанавливает ответственность родителей за появление в общественных местах в состоянии опьянения несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста.
Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет в теории административного права признаются так называемым «особым» субъектом и обладают признаками, не включенными в состав административного правонарушения, но влияющими на размер и вид наказания, порядок его применения. Так, сам факт несовершеннолетия является смягчающим обстоятельством, что позволяет избежать некоторых видов административных наказаний вплоть до освобождения от административной ответственности с применением к ним мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ).
Большое количество административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в России, вызывает беспокойство. Негативные явления в экономике, социальная напряженность, политические события оказывают влияние на поведение подростков и формирование противоправной мотивации. Наиболее часто совершаемые несовершеннолетними административные правонарушения:
- мелкое хищение;
- мелкое хулиганство;
- появление в общественных местах в состоянии опьянения;
- распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
- управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;
- уничтожение или повреждение чужого имущества;
- незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
- проход по железнодорожным путям в неустановленных местах;
- занятие проституцией [1, с. 2].
Совершаемые несовершеннолетним административные правонарушения обусловлены особенностями его личности, возраста, ценностными ори-ентациями, установками и целями. Изучение индивидуальных нравственных и психологических качеств несовершеннолетнего призвано способствовать воспитанию подростка и назначению справедливого наказания.
В подростковом возрасте в процессе нравственного формирования личности происходит накопление опыта, как положительного, так и отрицательного. Об этом свидетельствует тот факт, что значительная часть правонарушений совершается несовершеннолетними в соучастии со взрослыми. Это оказывает неблагоприятное воздействие на состояние правопорядка в целом, обусловливает необходимость применения мероприятий общего и специального предупреждения.
В настоящее время в условиях обесценивания культурных ценностей в совокупности с финансовыми проблемами и снижением уровня жизни налицо достаточно высокий уровень проступков, совершаемых несовершеннолетними.
Административные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, обладают особенностями, отличающими их от других видов проступков. Учитывая индивидуальные нравственные и психологические особенности несовершеннолетнего, обусловленные возрастом, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав назначает справедливое наказание за совершенное административное правонарушение и в то же время обеспечивает воспитательное воздействие на лич-
ность подростка, нуждающегося в особой защите.
Комиссией по делам несовершеннолетних должно уделяться особое внимание изучению личности несовершеннолетнего правонарушителя, которое носит комплексный характер. Установлению подлежат возраст, условия жизни и воспитания, занятость, досуг несовершеннолетнего, сам факт административного правонарушения и все сведения, касающиеся этого.
Считается, что заложенная в возрасте 10-12 лет программа формирования личности [2, с. 4] накладывает отпечаток и на дальнейшее ее развитие и становление либо как законопослушного гражданина, либо как правонарушителя. Ценностные ориентации несовершеннолетних правонарушителей характеризуются следующим: игнорирование норм морали, узкий кругозор, стремление к употреблению алкоголя и наркотиков, азартным играм, примитивным развлечениям, равнодушное отношение к общественным проблемам, отсутствие чувства ответственности и т. д.
Причиной отклоняющегося от закона поведения, по мнению психологов, является социальная среда подрастающего поколения. В данном случае трудно переоценить роль семьи как первого социального института становления личности ребенка. Недостатки ранней социализации в родительской семье могут повлечь за собой антиобщественное поведение в будущем.
Практика показывает, что несовершеннолетние правонарушители -это, как правило, подростки, которые воспитывались в более неблагоприятных условиях, чем их благополучные сверстники. К таким условиям следует отнести воспитание в неполной семье, наличие конфликтных отношений в семье, неблагополучные родители, ведущие антиобщественный образ жизни, насилие над детьми и т. д. Несовершеннолетние правонарушители характеризуются низкой успеваемостью, отсутст-
вием интереса к учебе и организации досуга.
Одной из причин, которые приводят к совершению правонарушений подростками, является неблагополучная семья, в которой родители злоупотребляют спиртными напитками. В таких семьях отсутствуют условия для полноценного развития, воспитания, отдыха несовершеннолетних, что может усугубляться и применением насилия в отношении детей их родителями.
Крайней мерой реагирования на такое положение дел является лишение родительских прав, ограничение в родительских правах или отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. В этом случае необходимо составление акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, что наилучшим образом будет способствовать выявлению недостатков в воспитании и содержании ребенка, устранению этих причин [3, с. 96].
Саму процедуру обследования условий жизни несовершеннолетнего следует рассматривать как одну из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных в ч. 1 ст. 27.1 Ко-АП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях установления личности нарушителя, пресечения административного правонарушения, обеспечения своевременного, и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения принятого по делу постановления и др.
Так, лицо, оформляющее акт обследования условий жизни несовершеннолетнего при возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних», обеспечивает правильное рассмотрение дела о правонарушении, свя-
занном с нарушением прав ребенка на содержание и воспитание.
Следующей проблемой является то, что досуг некоторых несовершеннолетних не организовывается надлежащим образом. Это свидетельствует о негативных сторонах общественной жизнедеятельности, непосредственно влияющих на формирование нравственных и социальных ценностей, правовых идей и взглядов несовершеннолетних.
Практика показывает, что в основном правонарушения совершают ничем не занятые и не имеющие соответствующей квалификации лица. Обеспечение несовершеннолетних квалифицированной работой и качественным образованием должно стать общей задачей, стоящей перед общественными организациями и правоохранительными органами. Это будет способствовать не только их трудовой занятости, но и социальной адаптации.
Государственные органы, на которые возложено выполнение функции профилактики, осуществляя воспитательную работу, должны:
1) ограничивать влияние негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями совершения несовершеннолетними административных правонарушений;
2) воздействовать на причины и условия, способствующие совершению несовершеннолетними административных правонарушений;
3) непосредственно воздействовать на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения проступков;
4) воздействовать на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие административные правонарушения, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию;
5) заниматься воспитанием несовершеннолетних, совершивших правонарушения.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в предупреждении правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, помимо комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, большое значение имеет деятельность органов управления социальной защиты населения, образованием, здравоохранением; органов опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости.
Данными организациями применяются методы и приемы профилактического воздействия на несовершеннолетнего (обучение, воспитание, развитие). Например, рассказывая о случаях совершения правонарушений, инспектор по делам несовершеннолетних поясняет школьникам, как нельзя себя вести, как нужно поступать в той или иной ситуации. Или же представители органов управления социальной защиты населения, образованием, здравоохранением дают рекомендации и советы несовершеннолетним заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Также субъектами профилактической деятельности могут применяться методы и приемы развития, такие как активизация интереса и мышления.
Сотрудники органов внутренних дел проводят в образовательных учреждениях различного рода спортивные мероприятия, игры. Итогом применения такого рода приемов и методов профилактического воздействия должно стать формирование у несовершеннолетних душевности, доброжелательности, искренности, открытости, оптимизма и др.
Президентом РФ В. В. Путиным на заседании расширенной коллегии Генеральной прокуратуры РФ обращено пристальное внимание на необходимость надлежащей профилактики правонарушений несовершеннолетних и в этой связи усиление надзора за работой учреждений системы профилактики в регионах [4].
Следует отметить, что, к сожалению, деятельность органов системы
профилактики не является совершенной, о чем свидетельствуют некоторые статистические данные привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц данной сферы. В 2017 году по результатам рассмотрения 85 129 представлений прокуроров, внесенных в органы образования, к дисциплинарной ответственности привлечено 97 797 лиц (114,8 %), по 6 915 рассмотренным представлениям прокурора, внесенным в органы социальной защиты и здравоохранения, привлечено к дисциплинарной ответственности 8 409 лиц (121,6 %). Данные статистики показывают, что и сотрудники органов внутренних дел за нарушение законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних были привлечены к дисциплинарной ответственности (10 316 лиц привлечено по результатам рассмотрения 6 953 представлений, что составляет 148,3 %) [5, с. 6].
Причинами такого положения дел может являться отсутствие координации и обмена информацией между субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних, несогласованная и малоэффективная работа в субъектах Российской Федерации. Решением проблемы может стать разработка и принятие порядка взаимодействия органов системы профилактики, обязательного для утверждения в каждом регионе с учетом местной специфики. Думается, что такой порядок позволит организовать деятельность субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних на согласованной и более эффективной основе.
Особое внимание должно уделяться правам и законным интересам детей, благополучию несовершеннолетних и их семей, необходимости их защиты, благоприятствованию процессу развития
личности и получения образования. Большую роль в формировании личности несовершеннолетнего играют его родители. Именно на родителей возложены обязанности по воспитанию, обучению, развитию и содержанию детей. Своим личным примером они готовят будущее поколение. Очень важно, когда в семье царят дружелюбные доверительные отношения между родителями и детьми, есть взаимопонимание, взаимоуважение, забота, создаются условия для обучения и отдыха ребенка в домашних условиях, возникающие проблемы решаются путем диалога и объяснений, без применения насилия к детям.
Таким образом, семья подростка, его окружение в лице друзей, одноклассников, педагогов, воспитателей, психологов оказывают большое влияние на ценностные установки, принципы, мотивы поведения несовершеннолетнего. Поэтому целесообразно проводить воспитательную работу в образовательных учреждениях с целью пропаганды здорового образа жизни, недопустимости употребления спиртных напитков, наркотических средств, досуга в аморальных группах, которые постепенно разлагают морально-нравственные качества человека, впоследствии приводящие к совершению правонарушений. Полезным считается и проведение встреч, бесед с родителями несовершеннолетних, чтобы лучше узнать подростка и выяснить, надлежащим ли образом выполняются обязанности по воспитанию ребенка.
Для формирования действенного механизма предупреждения правонарушений, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних необходима четкая правовая регламентация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних и других служб.
ЛИТЕРАТУРА
1. Банщикова С. Л. Административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2017.
2. Колидзей Э. А. Психология подростков, склонных к девиантному поведению // Юридическая психология. 2008.№ 1.
3. Костенко Е. Н. Объекты прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Современное право. 2018. № 7-8.
4. Обыденова Т. В. К вопросу о профилактике совершения административных правонарушений несовершеннолетними // Административное и муниципальное право. 2015. № 12.
5. Заседание коллегии Генпрокуратуры России. URL: http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/news/56863 (дата обращения: 25.03.2018).
© Каримова Г. Ю.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. КРИМИНАЛИСТИКА
УДК 343.985.7:343.729:343.237(470)
Ф. Г. АМИНЕВ, профессор кафедры криминалистики Института права Башкирского государственного университета, доктор юридических наук, доцент (г. Уфа)
F. G. AMINUEV, professor of the chair of criminalistics of the Institute of Law of Bashkir State University, doctor of law, associate professor (Ufa)
Э. Д. НУГАЕВА, начальник кафедры криминалистики Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
E. D. NUGAEVA, head of the chair of crimi-nalistics of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОШЕННИЧЕСТВЕ ПРИ ОКАЗАНИИ ОККУЛЬТНЫХ УСЛУГ
FEATURES OF ORGANIZED CRIMINAL ACTIVITY IN FRAUD WHEN RENDERING OCCULT SERVICES
Аннотация. В статье представлена система типовых данных об организованной преступной деятельности по делам о мошенничестве при оказании оккультных услуг. Исследование закономерностей данного вида преступления свидетельствует о причастности к ним организованных групп и преступных сообществ, ориентированных на долговременный, масштабный, высокодоходный, конспиративный характер