ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
УДК 342.92
БО1: 10.19073/2306-1340-2017-14-4-129-131
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ ЗА ПОЯВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ _В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ
ВОДЯНАЯ Мария Юрьевна*
Пр. Комарова, 7, Омск, 644092, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с эффективностью применения административных наказаний за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. На основе изучения статистических данных и материалов дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.21 КоАП РФ, делается вывод о необходимости введения такого вида административного наказания, как обязательные работы.
Ключевые слова: административный штраф, административный арест, появление в состоянии опьянения, обязательные работы.
Administrative Penalties for Appearing in Public Places
in the State of Alcohol Intoxication
Vodyanaya Mariya Yu.**
7 Komarovapr., Omsk, 644092, Russia
Abstract. The article deals with issues related to the effective application of administrative penalties for appearing in public places in the state of alcohol intoxication. Based on the study of statistical data and materials of cases on administrative offences, provided for by article 20.21 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation, the Author comes to conclusion about the necessity of introduction ofnew type of administrative penalties as mandatory work.
Keywords: administrative fine, administrative arrest, the appearance in the state of intoxication, mandatory work.
В теории административного права существуют определенные взгляды на содержание и сущность административно-наказательных мер. Содержание административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения состоит в том, что оно несет в себе соответствующий наказательный заряд, ведь каждое административное наказание оз-
начает наступление для совершивших административное правонарушение негативных последствий в виде применения к ним принудительных средств воздействия, т. е. определенных лишений, существенно затрагивающих личность, ущемляющих ее права и свободы [1, с. 352].
Сущность административного наказания определяется его целями. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
* Адъюнкт адъюнктуры Омской академии МВД России.
** The postgraduate student at the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
Вестник Омской юридической академии. 2017. Том 14. № 4
(далее - КоАП РФ) установлено, что административные наказания применяются в целях общей и частной превенции. Как справедливо отмечает профессор А. П. Шергин, административная деликтность - сложный социальный феномен, ее развитие определяется множеством факторов экономического, организационного, политического, социального характера. Роль административного наказания - сдерживать административные правонарушения путем превентивного воздействия [5, с. 45].
Анализируя позиции ученых-администрати-вистов [2, с. 19; 3, с. 13; 4, с. 52], можно выделить признаки административных наказаний: 1) это карательно-воспитательные меры; 2) их применение является принудительным; 3) применяются уполномоченными органами; 4) применяются только к лицам, совершившим административные правонарушения; 5) цель применения мер административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как со стороны правонарушителя, так и со стороны других лиц.
Действующим законодательством в качестве административных наказаний за правонарушения, связанные с появлением граждан в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, определяются такие их виды, как административный штраф и административный арест.
Следует отметить, что существующая система административных наказаний сформировалась еще в конце XIX - начале XX в. с принятием Уголовного уложения 1903 г. Так, ст. 284 уложения устанавливала, что «виновный в появлении в публичном месте в состоянии явного опьянения, угрожающего безопасности, спокойствию или благочинию, наказывается: арестом на срок не свыше трех дней или денежной пеней не свыше 10 рублей. В случае повторения такого проступка виновный наказывается: арестом на срок не свыше двух недель или денежной пеней не свыше пятидесяти рублей»1.
Однако в настоящее время, учитывая современное состояние некоторых видов общественных отношений, следует признать существующую систему административных наказаний за появление в общественных местах в состо-
янии алкогольного опьянения недейственной и не достигающей основных целей их применения. Это связано, во-первых, с тем, что подавляющее большинство граждан, привлекаемых к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ, - это лица, ведущие антиобщественный образ жизни, злоупотребляющие спиртными напитками, при этом не имеющие постоянного источника доходов и, соответственно, возможности оплатить назначенный штраф. За 2016 г. должностными лицами территориальных органов МВД России и судом по делам данной категории вынесено 1 605 638 решений о назначении административного наказания в виде административного штрафа, при этом исполнено 885 807 постановлений, что составило 55 %. Таким образом, практически каждый второй правонарушитель не оплачивает назначенный штраф2.
Более того, при назначении административного ареста такие лица, особенно в зимнее время, находят данный вид административного наказания не только приемлемым, но даже желательным. При этом, учитывая предусмотренные законодательством требования к помещениям, питанию и материально-бытовому обеспечению лиц, подвергнутых административному аресту, содержание одного правонарушителя обходится государству от 1 до 2,5 тысяч рублей в сутки. В результате наблюдается процесс нивелирования карательной функции административного ареста как более строгого вида административного наказания, несмотря на подчеркнутую законодателем исключительность ее назначения. Все это приводит к повторному совершению рассматриваемых правонарушений. В 2016 г. пресечено 505 597 административных правонарушений, совершенных повторно, в связи с совершением одним лицом однородных административных правонарушений, что составило 23,5 % от общего количества лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ.
На очевидность несовершенства системы административных наказаний за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения указывают и результаты проведенного автором анкетирования должностных лиц территориальных органов МВД России, уполномоченных рассматривать дела
1 Уголовное уложение (с именным Высочайшим указом и Высочайше утвержденным именем Государственного совета) от 22 марта 1903 г. СПб., 1903. Ст. 284-286.
2 Сведения за 2016 г. об административной практике органов внутренних дел. Форма 1-АП (577). М. : ГИАЦ МВД России, 2016.
Трибуна молодого ученого
об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.21 КоАП РФ. Так, на вопрос: «Как Вы считаете, существующая система административных наказаний за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения является действенной и достигает ли основные цели их применения?» 67 % респондентов считают, что предусмотренные наказания являются недейственными, при этом 98 % сотрудников высказываются о необходимости поиска новых подходов к реализации административной ответственности за указанные правонарушения. 55 % опрошенных указывают в качестве решения проблемы воссоздание медицинских вытрезвителей, принудительное лечение от алкоголизма, усиление роли общественности, профилактические беседы. В качестве альтернативы существующим видам наказаний 53 % респондентов указывают принудительные либо обязательные работы3.
Обязательные работы как вид административного наказания установлены Федеральным законом от 8 июня 2012 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»4, в соответствии с которым КоАП РФ был дополнен статьями, закрепляющими правила назначения
(ст. 3.13 КоАП РФ), а также исполнения данного вида административного наказания (ст. 32.13 КоАП РФ). Обязательные работы заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, общественно полезных бесплатных работ в свободное от основной работы или учебы время, что вполне соответствует ст. 2 Конвенции № 29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда»5. Следует отметить, что в качестве обязательных работ выступают работы, которые не требуют каких-либо специальных навыков и познаний (например, благоустройство и уборка улиц).
На наш взгляд, введение в санкцию ст. 20.21 наряду с административным штрафом и административным арестом такого вида наказания, как обязательные работы, будет способствовать достижению основной цели административных наказаний, а именно предупреждению совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также позволит достигнуть соблюдения такого важнейшего принципа применения административного законодательства об административных правонарушениях, как индивидуализация наказаний, более того, позволит сократить затраты государственного бюджета на содержание лиц, подвергнутых административному аресту.
Список литературы
1. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации : учеб. М. : Зерцало : ТЕИС, 1996. 640 с.
2. Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции. М. : Юрид. лит., 1975. 192 с.
3. Клюшниченко А. П. Административная ответственность за правонарушения, подведомственные органам внутренних дел : лекция / Киев. высш. шк. МВД СССР. Киев : [б. и.], 1975. 44 с.
4. Лунев А. Е. Административная ответственность за правонарушения. М. : Гос. изд. юрид. лит., 1961. 188 с.
5. Шергин А. П. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М. : КноРус, 2002. 623 с.
References
1. Alekhin A. P., Karmolitskii A. A., Kozlov Yu. M. Administrativnoe pravo Rossiiskoi Federatsii [Administrative Law of the Russian Federation]. Moscow, Zertsalo Publ., TEIS Publ., 1996. 640 p.
2. Veremeenko I. I. Administrativno-pravovye sanktsii [Administrative Law Sanctions]. Moscow, Yuridicheskaya Literatura Publ., 1975. 192 p.
3. Klyushnichenko A. P. Administrativnaya otvetstvennost'za pravonarusheniya, podvedomstvennye organam vnutrennikh del [Administrative Responsibility for Offenses Under the Jurisdiction of the Bodies of Internal Affairs]. Kiev, 1975. 44 p.
4. Lunev A. E. Administrativnaya otvetstvennost' za pravonarusheniya [Administrative Liability for Offenses]. Moscow, Gosudarstvennoe Izdanie Yuridicheskoi Literatury Publ., 1961. 188 p.
5. Shergin A. P. Kommentarii k Kodeksu Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh [Commentary on the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses]. Moscow, KnoRus Publ., 2002. 623 p.
3 В анкетировании принимали участие 140 должностных лиц территориальных органов МВД России Омской, Тюменской, Челябинской областей, Хабаровского края, Республики Башкортостан, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях указанной категории.
4 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 24, ст. 3082.
5 Относительно принудительного или обязательного труда : конвенция № 29 Междунар. организации труда : принята 28 июня 1930 г. на 14-й сессии Генер. конф. МОТ // Ведомости Верхов. Совета СССР. 1956. № 13, ст. 279.