Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ЕГО РОЛЬ НА ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННОГО ПРАВА В РОССИИ'

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ЕГО РОЛЬ НА ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННОГО ПРАВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ / КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зинченко Елена Юрьевна, Забавка Владимир Иванович, Хазов Евгений Николаевич

В статье рассматриваются специфические особенности российской миграционной политики, связанные с ее концептуальными правовыми основами, а также соотношение их с основополагающими началами (принципами) миграционного права. Подчеркивается, что сегодня в мире миграционная политика становится не только компонентом социальной политики, но и шире - отражением культурного кода, цивилизационной идентичности, исторических традиций и актуальных трендов в сфере глобализационной повестки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зинченко Елена Юрьевна, Забавка Владимир Иванович, Хазов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE LAW AND ITS ROLE IN THE INFLUENCE OF MIGRATION POLICY AND MIGRATION LAW IN RUSSIA

The article examines the specific features of the Russian migration policy related to its conceptual legal foundations, as well as their correlation with the fundamental principles of migration law. It is emphasized that today migration policy in the world is becoming not only a component of social policy, but also a broader reflection of the cultural code, civilizational identity, historical traditions and current trends in the sphere of the globalization agenda.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ЕГО РОЛЬ НА ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННОГО ПРАВА В РОССИИ»

УДК 34 DOI 10.24412/2687-0185-2021-1-79-86

ББК 67 © ЕЮ. Зинченко, В.И. Забавка, Е.Н. Хазов, 2021

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ЕГО РОЛЬ НА ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННОГО ПРАВА В РОССИИ

Елена Юрьевна Зинченко,

профессор кафедры конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected] Владимир Иванович Забавка,

старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected] Евгений Николаевич Хазов,

профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются специфические особенности российской миграционной политики, связанные с ее концептуальными правовыми основами, а также соотношение их с основополагающими началами (принципами) миграционного права. Подчеркивается, что сегодня в мире миграционная политика становится не только компонентом социальной политики, но и шире — отражением культурного кода, цивилизационной идентичности, исторических традиций и актуальных трендов в сфере глобализа-ционной повестки.

Ключевые слова: миграционно-правовая политика, внешняя миграция, внутренняя миграция, противодействие преступности мигрантов, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации.

ADMINISTRATIVE LAW AND ITS ROLE IN THE INFLUENCE OF MIGRATION POLICY AND MIGRATION LAW IN RUSSIA

Elena Yu. Zinchenko,

Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Candidate of Legal Sciences, Professor, Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'

(117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected] Vladimir I. Zabavka,

Senior Lecturer of the Department of Constitutional and Municipal Law, Candidate of Legal Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'

(117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected] Evgeny N. Khazov,

Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Doctor of Legal Sciences, Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'

(117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Abstract. The article examines the specific features of the Russian migration policy related to its conceptual legal foundations, as well as their correlation with the fundamental principles of migration law. It is emphasized that today migration policy in the world is becoming not only a component of social policy, but also a broader reflection of the cultural code, civilizational identity, historical traditions and current trends in the sphere of the globalization agenda.

Keywords: migration and legal policy, external migration, internal migration, combating migrant crime, the concept of the state migration policy of the Russian Federation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Зинченко Е.Ю., Забавка В.И., Хазов Е.Н. Административное право и его роль на влияние миграционно-правовой политики и формирования миграционного права в России. Криминологический журнал. 2021;(1):79-86.

Современная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения.

Миграция — это совокупность общественных отношений, возникающих в связи с территориальным добровольным или принудительным перемещением людей, обусловленных международным и внутригосударственным правовым регулированием,

а в ряде случаев для определенных категорий лиц, сопровождаемых изменением их правового статуса (положения) [1].

Специфика ситуации в России состоит в формировании и управлении миграционными процессами, происходящими в Российской Федерации. Управление миграционными процессами, на наш взгляд, призвано обеспечить реализацию интеллектуального и трудового потенциала мигрантов и решить задачи по устойчивому социально-экономическому и демографическому развитию страны, укреплению ее национальной безопасности [2].

Важно также геополитическое планирование и регулирование миграционных процессов. Это направление относится к сфере обеспечения интересов национальной безопасности и поддержания геополитических позиций России на международной арене. Геополитическое планирование предполагает учет географической удаленности расселения мигрантов от территории своей исторической Родины и учет всех возможных аспектов межгосударственных отношений между Россией и соседними странами. Нельзя, на наш взгляд, недооценивать и такой фактор, как привлекательность инвестиционного планирования при управлении миграционными процессами [3].

Незавершенность формирования полной и эффективной законодательной базы в сфере регулирования процессов миграции является также существенным фактором роста напряженности в обществе, оказывает негативное влияние на состояние рынка труда, межнациональные и межконфессиональные отношения, увеличивает степень криминализации общества, что создает прямую угрозу национальной безопасности государства. К источникам миграционного права, помимо законов и иных нормативно-правовых актов, можно отнести судебные прецеденты, правовые обычаи, внутригосударственные договоры и соглашения нормативного характера, международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права [4].

Государственная политика как объективное явление социальной действительности является инструментом управления государством и обществом, имеющим различные аспекты своего функционального преломления. «Всякие элементы государственного управления приобретают политический характер, если затрагивают интересы социальных групп, классов, национальностей, широких народных масс».

Это позволяет утверждать, что управление процессами экономически обоснованного, рационального, кризисного расселения населения на территории РФ имеет, в том числе, и политическую подоплеку. Политика расселения на территории российского государства является соответственно разновидностью государственной политики в миграционной сфере [5].

Миграционная политика представляет собой одну из важнейших составляющих государственной политики, от эффективности реализации которой во многом зависит социальное и экономическое благополучие современного государства, а также состояние законности и правопорядка [6]. Существуют два основных подхода к пониманию миграционной политики, выделяемые в литературе. Так, В. Бобылев отмечает, что «в широком смысле миграционная политика должна воздействовать на все факторы переселенческих процессов. В узком смысле — только на механизмы миграционного движения. Но «узкая» трактовка на деле невозможна, т.е. тем же органам власти и управления приходится улучшать параметры качества жизни, дабы повлиять на потоки переселенцев. Следовательно, миграционная политика — элемент социальной политики как более широкой системы» [7].

Сегодня в мире миграционная политика становится не только компонентом социальной политики, но и шире — отражением культурного кода, цивили-зационной идентичности, исторических традиций и актуальных трендов в сфере глобализационной повестки. Общество мультикультурализма или моноэтническое, многонациональное государство или закрытая автаркия — для разных политико-культурных кодов существует специфическая миграционно-правовая политика. В связи с этим таковую можно считать значимым маркером определения широкого спектра особенностей государственного, политического, социально-экономического и культурного устройства государства, мировоззрения и культурной идентичности общества [8].

Рассмотрим специфику российской миграционно-правовой политики. Прежде всего, стоит отметить стремление отечественного законодателя подвести прочный правовой базис под миграционную политику, формируя его из актов стратегического характера. Современная российская миграционно-правовая политика основывается на целом комплексе нормативных правовых актов, которыми определяется ее специфика и фундаментальные начала [9]. Эта характерная черта

-^рг-

современной российской миграционно-правовой политики особенно важна, учитывая, что по признанию ученых, анализировавших период до 2001 г. В это время была принята Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г., которую считают одним из первых документов концептуального характера, затрагивавших миграционную политику [10]. На протяжении длительного времени миграционная политика, а соответственно и миграционное законодательство не были нацелены на перспективу, носили сиюминутный, ситуационный характер» [11].

Среди современных актов концептуальной направленности можно отметить следующие. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, исходит из понимания важности учета миграционных процессов, происходящих в России и в мире, для обеспечения безопасности нашей страны. В частности, в ней отмечается, что в современном мире «появляются новые формы противоправной деятельности, в частности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий. Обостряются угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной преступности».

Также данная Стратегия среди основных угроз государственной и общественной безопасности называет «деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанную с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми».

Этот же документ предусматривает ряд мер, которые должны быть реализованы в российской мигра-ционно-правовой политике с целью предотвращения угроз экономической безопасности. К таковым отнесено «обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов, в том числе иностранных граждан, с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, совершенствование миграционного учета, обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах» [12].

Значимость приведенных норм трудно переоценить, учитывая, что Россия является одной из тех

стран, в которых миграция извне значительно превышает миграцию с противоположным вектором. Иными словами, страна является полюсом притяжения миграционных потоков из многих сопредельных стран, в том числе экономически и политически неблагополучных.

Исследователи проблем миграционной политики пишут, что «со второй половины первого десятилетия XXI в. Россия стала локальным миграционным реципиентом, так как практически исчерпала потенциал эмиграции в более развитые страны мира и локализовала круг стран-доноров до части бывших республик СССР и нескольких стран юго-восточной Азии (КНР, Вьетнам и т.п.). Сегодня миграционная привлекательность России в мире соответствует ее месту среди государств мира по уровню жизни и экономического развития» [13].

Это, в свою очередь, обостряет проблемы преступности мигрантов. Как отмечается в литературе, «массовая неконтролируемая миграция иностранных граждан и их незаконное пребывание ухудшают социальную обстановку, стимулируют развитие теневой экономики, создают неблагоприятную ситуацию на рынке труда, способствуют росту межнациональных противоречий, крайне осложняя оперативно-профилактическую деятельность. По своей природе нелегальная миграция предполагает связи с нелегальным бизнесом, тесно смыкается с организованной преступностью, которая в свою очередь заинтересована в потоке мигрантов как в источнике значительных нелегальных доходов. Наивысшую криминальную активность представляют мигранты из Таджикистана, Узбекистана, Украины, Молдовы и Вьетнама — экономически неблагополучных стран с безвизовым режимом с Российской Федерацией» [14].

Меры российской миграционно-правовой политики, связанные с обеспечением государственной и общественной безопасности, законности и правопорядка, предусматривает также и Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. (утв. Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 г. № Пр-2753) [15].

В данном документе конкретизируются такие риски, связанные с процессами миграции, как «распространения радикальных взглядов среди трудовых мигрантов, прибывающих в Россию, их вовлечение в совершение преступлений экстремистской направленности» [16]. Этот документ вносит значимый вклад в

формирование правовых основ российской миграционной политики, поскольку в нем прямо предусматриваются основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, к которым отнесены, в области государственной миграционной политики: совершенствование государственной миграционной политики Российской Федерации в части, касающейся привлечения иностранных работников к деятельности на территории Российской Федерации и определения потребности государства в иностранной рабочей силе; обеспечение скоординированной деятельности субъектов противодействия экстремизму, направленной на недопущение формирования неблагоприятной миграционной ситуации в стране; противодействие незаконной миграции, профилактика, предупреждение, выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, а также совершенствование мер ответственности за такие нарушения; развитие программ социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в общество, привлечение к реализации и финансированию этих программ работодателей, получающих квоты на привлечение иностранной рабочей силы; принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов, социальной исключенности отдельных групп граждан; привлечение институтов гражданского общества к деятельности субъектов противодействия экстремизму при соблюдении принципа невмешательства; всестороннее освещение мер, принимаемых в сфере реализации государственной миграционной политики РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, информирование граждан о текущей миграционной ситуации, ее влиянии на различные аспекты жизни российского общества, а также противодействие распространению в информационном пространстве вызывающих в обществе ненависть и вражду ложных сведений о миграционных процессах; развитие информационных систем учета иностранных граждан, пребывание которых на территории РФ является нежелательным» [16].

Отдельные нормы в сфере миграционно-правовой политики содержатся и в иных документах, таких как Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666). Согласно данной Стратегии, к прио-

ритетам государственной национальной политики РФ относится «создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения, а также на приграничных территориях Российской Федерации» (подп. «д» п. 5) [17].

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. N° 326-р). В частности, в ней отмечена «низкая степень адаптивности поздних миграционных потоков, прибывающих в РФ с плохим знанием русского языка, российской истории и культуры». При этом подчеркивается: «Однако изменения, внесенные в российское миграционное законодательство и обязывающие трудовых мигрантов сдавать экзамен на знание русского языка, истории и основ законодательства РФ, стали дополнительным стимулом для изучения этих дисциплин. Кроме того, в последние годы предпринимаются усилия по развитию российской системы открытого образования, введению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (разд. 1 «Современное состояние и основные проблемы государственной культурной политики) [18].

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. № 2094-р), в данном документе подчеркивается одна из важнейших задач миграционно-правовой политики на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе: «в ближайшие годы разнообразие этнического и конфессионального состава населения Дальнего Востока и Байкальского региона будет нарастать в связи с миграционными процессами. В этих условиях особое значение приобретает поддержка национальной идентичности, главным образом коренных малочисленных народов Севера. Возрастет важность поддержания и развития традиционной культуры как основы для формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох» (разд. «Развитие социальной инфраструктуры федерального значения, меры государственной политики по привлечению и закреплению населения на Дальнем Востоке и Байкальском регионе») [19].

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351) [20]. Концепция общественной безопасности в РФ (утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685) [21]. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (разработан Минэкономразвития России) [22] и др. Однако основным, фундаментальным документом, закладывающим основы российской миграционно-правовой политики, является Концепция государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 гг., утвержденная Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 [23]. Концепции государственной миграционной политики, в которой закрепляются основные цели, задачи и принципы российской миграционной политики, а также ее направления в различных сферах [24].

На основе анализа указанных документов можно сделать вывод о том, что в них в целом находят воплощения основные начала миграционного права, к которым исследователи относят следующие: «принцип гуманизма; принцип законности; принцип неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина; защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права; сочетание интересов личности, общества и государства; обеспечение национальной безопасности РФ и защита иных национальных интересов РФ; принцип свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ; взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с общественными объединениями мигрантов; координация действий на международном, межгосударственном и национальном уровнях правительственных и неправительственных учреждений и самих беженцев и вынужденных переселенцев в разрешении проблем их жизнедеятельности» [25].

При этом спецификой российской миграционной политики, основанной на многовековых традициях формирования полиэтнического общества и мирного сосуществования различных народов, является, как видится, направленность на эффективную адаптацию мигрантов и предотвращение межэтнических конфликтов и преступности [26].

В частности, здесь стоит отметить такие направления миграционной политики, закрепленные в Го-

сударственной концепции миграционной политики [27], как:

«а) формирование институтов и механизмов социальной и культурной адаптации иностранных граждан с учетом их возрастных, профессиональных, национальных, культурных и иных особенностей, а также региональных и этнокультурных укладов жизни населения РФ [28];

б) принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации находящихся на территории РФ иностранных граждан [29], включая оформление документов, удостоверяющих личность, лицам без гражданства, не имеющим таких документов» [30].

Главными целями административно-правового регулирования миграционных процессов в современных условиях являются:

• формирование законодательства, соответствующего мировым стандартам; защита прав трудящихся-мигрантов;

• обеспечение надлежащего общественного порядка; ликвидация незаконной иммиграции;

• эффективное использование труда иностранных работников [31].

Исходя из этого перед российским законодателем стоит задача в совершенствовании регулирования миграционных процессов в России. Необходимо повысить миграционную привлекательность России, а также принять эффективные меры по противодействию нелегальной иммиграции и нарушению прав трудящихся-мигрантов [32]. Анализируя текущее законодательство и практику, можно сделать вывод, что основные усилия административно-правового регулирования миграционных процессов должны быть направлены не на борьбу с незаконными иммигрантами, а на устранение причин, способствующих нелегальной иммиграции [33].

Данное направление миграционной политики характерно для развитых стран, и сегодня российский законодатель следует в том же направлении. На смену принудительным и запретительным мерам регулирования приходят методы экономического стимулирования и избирательной пропускной системы для приезжих. Органами государственной власти России принят ряд важных мер по совершенствованию административно-правового регулирования миграционных процессов, которые носят системный характер.

Библиографический список

1. Комахин Б.Н., Исаков В.М., Никоноров Е.А. и др Теоретические основы административного права: определения, таблицы и схемы: Учеб. пособие. М., 2020.

2. Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Егоров С.А. и др. Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов. М., 2017.

3. ГоршеневаИ.А., Зинченко Е.Ю., Егоров С.А. и др. Конституционное право зарубежных стран. М., 2017.

4. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Миграционные процессы в России: современное состояние и перспективы их развития // Криминологический журнал. 2019. № 3. С. 41-46.

5. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Теоретико-правовые аспекты обеспечения государственной и общественной безопасности России. В сб.: Войска национальной гвардии в системе обеспечения государственной и общественной безопасности: Сб. мат. конф. / Под общ. ред. С.А. Куценко. М., 2019. С. 57-62.

6. ЭбзеевБ.С., ЛучинВ.О., БелоновскийВ.Н. и др. Актуальные проблемы конституционного права России. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2019.

7. Бобылев В. Миграционная политика (сущность, структурное строение, основные типы) // Власть. 2009. № 6. С. 61.

8. Зинченко Е.Ю., Егоров С.А., Патрикеев В.Е. и др. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие в таблицах и схемах (особенная часть). М., 2017.

9. Осавелюк А.М., Чепурнова Н.М., Хазов Е.Н. и др. Конституционное право России. М., 2020.

10. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-р «О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» // СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873.

11. Воронина Н.А. Дискурс национальной безопасности в миграционной политике России // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2013. № 1.

12. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

13. Рыбаковский О.Л., Мартыненко С.В. Миграционная политика современной России: структура и направления // Народонаселение. 2013. № 2.

14. ПавликМ.Ю., Виноградова А.Д. Преступность мигрантов в Российской Федерации и меры ее предупреждения // Царскосельские чтения. 2014. № 3.

15. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28 ноября 2014 г. № Пр-2753) // URL://-Шр ://www.pravo.gov.ru

16. Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // СЗ РФ. 2020. № 22. Ст. 3475.

17. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 (ред. от 6 декабря 2018 г.) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.

18. Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р (ред. от 30 марта 2018 г.) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2016. № 11. Ст. 1552.

19. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2010. № 4. Ст. 421.

20. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 (ред. от 1 июля 2014 г.) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

21. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685) // URL://http://www.pravo.gov.ru

22. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) // URL://http://www.pravo.gov.ru

23. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 годы» // СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6917.

24. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Миграционная безопасность в призме российского конституционализма // Международный журнал конституционного и государственного права. 2019. № 4. С. 29-33.

25. Брик А.Д. К определению принципов миграционного права // Философия права. 2008. № 3. С. 51-55.

26. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль, место и значение оперативно-розыскной деятельности по противодействию организованной преступности в

сфере незаконной миграции на территории России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142-145.

27. Дурнев В.С., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю. и др. Конституционное право зарубежных стран. М., 2017.

28. ЛучинВ.О., ЭбзеевБ.С., ХазовЕ.Н. и др. Конституционное право России. 10-е изд., перераб. и доп. М., 2019.

29. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Правовой статус иностранных граждан, признанных носителями русского языка. М., 2019.

30. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Миграционные процессы в России: современное состояние и перспективы их развития // Криминологический журнал. 2019. № 3. С. 41-46.

31. Авдеев В.В., Зинченко Е.Ю., Кивич Ю.В. и др. Административное право. Основные понятия, таблицы и схемы. М., 2020.

32. Андрейцо С.Ю., Хазов Е.Н. Современные тенденции реализации миграционной политики в России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 2. С. 18-23.

33. Богданов А.В., Зинченко Е.Ю., Кивич Ю.В. и др. Правоохранительные органы (административно-правовые основы в определениях и схемах): Учеб.-наглядное пособие для курсантов и слушателей очной и заочной формы обучения системы МВД России, войск национальной гвардии России, обучающихся по направлению правоохранительная деятельность. Новосибирск, 2020.

Bibliographic list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Komakhin B.N., Isakov V.M., Nikonorov E.A. i dr Teoreticheskiye osnovy administrativnogo prava: opre-deleniya, tablitsy i skhemy: Ucheb. posobiye. M., 2020.

2. Khazov E.N., Gorsheneva I.A., Egorov S.A. i dr. Gosudarstvenno-pravovyye osnovy migratsii i migrat-sionnykh protsessov. M., 2017.

3. Gorsheneva I.A., Zinchenko E.Yu., Egorov S.A. i dr. Konstitutsionnoye pravo zarubezhnykh stran. M., 2017.

4. Bogdanov A. V., Khazov E.N. Migratsionnyye protsessy v Rossii: sovremennoye sostoyaniye i perspek-tivy ikh razvitiya // Kriminologicheskiy zhurnal. 2019. № 3. S. 41-46.

5. Zinchenko E.Yu., Khazov E.N. Teoretiko-pravovyye aspekty obespecheniya gosudarstvennoy i obshchestven-noy bezopasnosti Rossii. V sb.: Voyska natsional'noy gvardii v sisteme obespecheniya gosudarstvennoy i ob-

shchestvennoy bezopasnosti: Sb. mat. konf. / Pod obshch. red. S.A. Kutsenko. M., 2019. S. 57-62.

6. Ebzeyev B.S., Luchin V.O., Belonovskiy V.N. i dr. Aktual'nyye problemy konstitutsionnogo prava Rossii. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2019.

7. Bobylev V Migratsionnaya politika (sushchnost', strukturnoye stroyeniye, osnovnyye tipy) // Vlast'. 2009. № 6. S. 61.

8. Zinchenko E.Yu., Egorov S.A., Patrikeyev V.E. i dr. Konstitutsionnoye pravo zarubezhnykh stran: Ucheb. posobiye v tablitsakh i skhemakh (osobennaya chast'). M., 2017.

9. Osavelyuk A.M., Chepurnova N.M., Khazov E.N. i dr. Konstitutsionnoye pravo Rossii. M., 2020.

10. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 24 sentyab-rya 2001 g. № 1270-r «O Kontseptsii demografich-eskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do

2015 goda» // SZ RF. 2001. № 40. St. 3873.

11. Voronina N.A. Diskurs natsional'noy bezopasnosti v migratsionnoy politike Rossii // Trudy Instituta gosu-darstva i prava Rossiyskoy akademii nauk. 2013. № 1.

12. Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 «O Strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii» // SZ RF. 2016. № 1 (ch. II). St. 212.

13. Rybakovskiy O.L., Martynenko S. V Migratsion-naya politika sovremennoy Rossii: struktura i naprav-leniya // Narodonaseleniye. 2013. № 2.

14. PavlikM.Yu., VinogradovaA.D. Prestupnost' mi-grantov v Rossiyskoy Federatsii i mery eye preduprezh-deniya // Tsarskosel'skiye chteniya. 2014. № 3.

15. Strategiya protivodeystviya ekstremizmu v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda (utv. Prezidentom RF 28 noyabrya 2014 g. № Pr-2753) // URL://http://-www.pravo.gov.ru

16. Ukaz Prezidenta RF ot 29 maya 2020 g. № 344 «Ob utverzhdenii Strategii protivodeystviya ekstrem-izmu v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda» // SZ RF. 2020. № 22. St. 3475.

17. Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 g. № 1666 (red. ot 6 dekabrya 2018 g.) «O Strategii gosu-darstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda» // SZ RF. 2012. № 52. St. 7477.

18. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 29 fevralya

2016 g. 326-r (red. ot 30 marta 2018 g.) «Ob utverzh-denii Strategii gosudarstvennoy kul'turnoy politiki na period do 2030 goda» // SZ RF. 2016. № 11. St. 1552.

19. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 28 dekabrya 2009 g. № 2094-r «Ob utverzhdenii Strategii sot-

sial'no-ekonomicheskogo razvitiya Dal'nego Vostoka i Baykal'skogo regiona na period do 2025 goda» // SZ RF. 2010. № 4. St. 421.

20. Ukaz Prezidenta RF ot 9 oktyabrya 2007 g. № 1351 (red. ot 1 iyulya 2014 g.) «Ob utverzhdenii Kontseptsii de-mograficheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda» // SZ RF. 2007. № 42. St. 5009.

21. Kontseptsiya obshchestvennoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii (utv. Prezidentom RF 14 noyab-rya 2013 g. № Pr-2685) // URL://http://www.pravo.gov.ru

22. Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomich-eskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda (razrabotan Min^ekonomrazvitiya Rossii) // URL://http://www.pravo.gov.ru

23. Ukaz Prezidenta RF ot 31 oktyabrya 2018 g. № 622 «O Kontseptsii gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na 2019-2025 gody» // SZ RF. 2018. № 45. St. 6917.

24. Zinchenko E.Yu., Khazov E.N. Migratsionnaya bezopasnost' v prizme rossiyskogo konstitutsionaliz-ma // Mezhdunarodnyy zhurnal konstitutsionnogo i go-sudarstvennogo prava. 2019. № 4. S. 29-33.

25. Brik A.D. K opredeleniyu printsipov migrat-sionnogo prava // Filosofiya prava. 2008. № 3. S. 51-55.

26. Bogdanov A.V., Khazov E.N. Rol', mesto i znacheniye operativno-rozysknoy deyatel'nosti po pro-tivodeystviyu organizovannoy prestupnosti v sfere neza-

konnoy migratsii na territorii Rossii // Vestnik Moskov-skogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 5. S. 142-145.

27. Durnev V.S., Egorov S.A., Zinchenko E.Yu. i dr. Konstitutsionnoye pravo zarubezhnykh stran. M., 2017.

28. Luchin V.O., Ebzeyev B.S., Khazov E.N. i dr. Konstitutsionnoye pravo Rossii. 10-e izd., pererab. i dop. M., 2019.

29. Zinchenko E.Yu., Khazov E.N. Pravovoy status inostrannykh grazhdan, priznannykh nositelyami rus-skogo yazyka. M., 2019.

30. Bogdanov A.V., Khazov E.N. Migratsionnyye protsessy v Rossii: sovremennoye sostoyaniye i perspek-tivy ikh razvitiya // Kriminologicheskiy zhurnal. 2019. № 3. S. 41-46.

31. Avdeyev V.V., Zinchenko E. Yu., Kivich Yu. V. i dr. Administrativnoye pravo. Osnovnyye ponyatiya, tablitsy i skhemy. M., 2020.

32. Andreytso S.Yu., Khazov E.N. Sovremennyye ten-dentsii realizatsii migratsionnoy politiki v Rossii // Vest-nik ekonomicheskoy bezopasnosti. 2016. № 2. S. 18-23.

33. Bogdanov A. V., Zinchenko E. Yu., Kivich Yu.V. i dr. Pravookhranitel'nye organy (administrativno-pravovye os-novy v opredeleniyakh i skhemakh): Ucheb.-naglyadnoe posobie dlya kursantov i slushateley ochnoy i zaochnoy formy obucheniya sistemy MVD Rossii, voysk natsion-al'noy gvardii Rossii, obuchayushchikhsya po napravleniyu pravookhranitel'naya deyatel'nost'. Novosibirsk, 2020.

. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Административный процесс

Четвертое издание

4-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. 200 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Волкова В.В. и др.

Административный процесс представлен как сложный и комплексный административно-правовой институт. Проанализированы задачи, основные принципы, участники административного процесса. Уделено внимание юрисдикционной и управленческой концепциям административного процесса. Рассмотрена структура административного процесса, виды производств.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также студентов, обучающихся по специальности Государственное и муниципальное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.