Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО- ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ГИБДД, НЕСУШИХ СЛУЖБУ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ'

АДМИНИСТРАТИВНО- ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ГИБДД, НЕСУШИХ СЛУЖБУ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСТАНОВКА / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ГИБДД / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астафьев Иван Николаевич, Литвинов Артем Валерьевич, Ткачук Анатолий Николаевич

Командируемые на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации для несения службы на контрольно-пропускных пунктах, при остановке и проведении осмотра (досмотра) транспортных средств сообщают водителям транспортного средства основания из приказа ГУ МВД России по СКФО (№ 224 от 29 апреля 2015 г.), а не из соответствующего приказа МВД России (№ 664 от 23.08.2017 г.). Отсутствие доступности водителей транспортных средств, проживающих на территории СКФО, и, особенно, проезжающих территорию СКФО, к содержанию приказа ГУ МВД России по СКФО (№ 224 от 29 апреля 2015 г.) и непонимание того, по какой причине сотрудники органов внутренних дел руководствуются этим приказом, а не приказом МВД России (№ 664 от 23.08.2017 г.) вызывает недовольство водителей транспортных средств. В статье анализируется порядок действий сотрудника группы досмотра объекта учетно-заградительной системы МВД России при общении с водителем остановленного транспортного средства, порядок доведения до водителя оснований для остановки транспортного средства, проведение осмотра и досмотра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Астафьев Иван Николаевич, Литвинов Артем Валерьевич, Ткачук Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITIES OF TRAFFIC POLICE OFFICERS SERVING IN THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Those sent to the territory of the North Caucasus region of the Russian Federation to serve at checkpoints, when stopping and conducting an inspection (inspection) of vehicles, inform the drivers of the vehicle of the grounds from the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the North Caucasus Federal District (№ 224 of April 29, 2015), and not from the corresponding order of the Ministry of Internal Affairs of Russia (№ 664 of 23.08.2017). The lack of accessibility of drivers of vehicles living on the territory of the North Caucasus Federal District, and, especially, passing through the territory of the North Caucasus Federal District, to the content of the order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the North Caucasus Federal District (№ 224 of April 29, 2015) and lack of understanding of the reason why employees of internal affairs bodies are guided by this order, and not by the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia (№ 664 of 23.08.2017) causes dissatisfaction of drivers of vehicles. The article analyzes the procedure of actions of an employee of the inspection group of the object of the accounting and barrage system of the Ministry of Internal Affairs of Russia when communicating with the driver of a stopped vehicle, the procedure for bringing to.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО- ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ГИБДД, НЕСУШИХ СЛУЖБУ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ»

УДК 342.9

DOI 10.23672^2641-8998-4277^

Астафьев Иван Николаевич

преподаватель

кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел, Омская академия МВД России ast_ivn@inbox.ru

Литвинов Артем Валерьевич

кандидат технических наук, доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Омская академия МВД России artyom_h awk@mail.ru

Ткачук Анатолий Николаевич

старший преподаватель кафедры физической подготовки, филиал Военной академии материально технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва в Омске chichin18@mail.ru

Ivan N. Astafiev

Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activity internal affairs bodies, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia ast_ivn@inbox.ru

Artyom V. Litvinov

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Activity of Internal Affairs Bodies in special conditions, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia artyom_h awk@mail.ru

Anatoliy N. Tkachuk

Senior Lecturer of the Department

of Physical Training,

branch of the Military Academy

Logistics Support

named after the army general

A.V. Khruleva in Omsk

chichin18@mail.ru

Административно-

юрисдикционная деятельность сотрудников гибдд, несуших службу в северо-кавказском федеральном округе

Аннотация. Командируемые на территорию СевероКавказского региона Российской Федерации для несения службы на контрольно-пропускных пунктах, при остановке и проведении осмотра (досмотра) транспортных средств сообщают водителям транспортного средства основания из приказа ГУ МВД России по СКФО (№ 224 от 29 апреля 2015 г.), а не из соответствующего приказа МВД России (№ 664 от 23.08.2017 г.). Отсутствие доступности водителей транспортных средств, проживающих на территории СКФО, и, особенно, проезжающих территорию СКФО, к содержанию приказа ГУ МВД России по СКФО (№ 224 от 29 апреля 2015 г.) и непонимание того, по какой причине сотрудники органов внутренних дел руководствуются этим приказом, а не приказом МВД России (№ 664 от 23.08.2017 г.) вызывает недовольство водителей транспортных средств. В статье анализируется порядок действий сотрудника группы досмотра объекта учетно-заградительной системы МВД России при общении с водителем остановленного транспортного средства, порядок доведения до водителя оснований для остановки

Administrative

and jurisdictional activities of traffic police officers serving in the north caucasus federal district

Annotation. Those sent to the territory of the North Caucasus region of the Russian Federation to serve at checkpoints, when stopping and conducting an inspection (inspection) of vehicles, inform the drivers of the vehicle of the grounds from the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the North Caucasus Federal District (№ 224 of April 29, 2015), and not from the corresponding order of the Ministry of Internal Affairs of Russia (№ 664 of 23.08.2017). The lack of accessibility of drivers of vehicles living on the territory of the North Caucasus Federal District, and, especially, passing through the territory of the North Caucasus Federal District, to the content of the order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the North Caucasus Federal District (№ 224 of April 29, 2015) and lack of understanding of the reason why employees of internal affairs bodies are guided by this order, and not by the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia (№ 664 of 23.08.2017) causes dissatisfaction of drivers of vehicles. The article analyzes the procedure of actions of an employee of the inspection group of the object of the accounting and barrage system of the

транспортного средства, проведение осмотра и досмотра.

Ключевые слова: остановка; транспортное средство; деятельность сотрудников ГИБДД; административная юрисдикция; административный регламент.

Ministry of Internal Affairs of Russia when communicating with the driver of a stopped vehicle, the procedure for bringing to.

Keywords: vehicle stop; vehicle; activity of traffic police officers; administrative jurisdiction; administrative regulations.

Деятельность сотрудников полиции, командированных в Северо-Кавказский регион Российской Федерации для несения службы на объектах учетно-заградительной системы МВД России, регламентирована приказом ГУ МВД России по СКФО № 224 от 29 апреля 2015 г. [1]. В данном приказе сказано, что деятельность учетно-загра-дительной системы МВД России, расположенной в полосе административных границ Северо-Кавказского федерального округа, состоящей из федеральных контрольно-пропускных пунктов, контрольно-пропускных пунктов и опорных контрольно-пропускных пунктов, направлена на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности, пресечение незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и наркотических веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ.

Практика показывает, что у руководителя сводного отряда полиции, в связи с ограниченным количеством личного состава, не всегда имеется возможность скомплектовать группу досмотра из числа сотрудников Госавтоинспекции. При несении службы группа досмотра, согласно приказу, «... в установленном порядке проводит проверки транспортных средств, граждан, грузов, выявляет и пресекает правонарушения, выявляет и раскрывает преступления, задерживает лиц, находящихся в розыске, членов бандподполья и их пособников».

В период проведения контртеррористических операций жители республик Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации с большим пониманием относились к необходимости проведения осмотра, а в отдельных случаях и досмотра транспортных средств, водителей, пассажиров и без участия понятых.

В настоящее время оперативная обстановка в Северо-Кавказском федеральном округе Российской Федерации улучшилась, и местные жители не так охотно выполняют требования сотрудников группы досмотра, задают вопросы сотрудникам на предмет знания ими нормативных правовых актов, провоцируют сотрудников, о чем свидетельствуют ряд материалов, размещенных в открытых источниках сети Интернет.

Проблема исследования заключается в следующем противоречии: сотрудники, командируемые на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации для несения службы на контрольно-пропускных пунктах, при остановке и проведении осмотра (досмотра) транспортных средств сообщают водителям транспортного

средства основания из приказа ГУ МВД России по СКФО (№ 224 от 29 апреля 2015 г), а не из соответствующего приказа МВД России (№ 664 от 23.08.2017 г). Отсутствие доступности водителей транспортных средств, проживающих на территории СКФО, и, особенно, проезжающих территорию СКФО, к содержанию приказа ГУ МВД России по СКФО (№ 224 от 29 апреля 2015 г) и непонимание того, по какой причине сотрудники органов внутренних дел руководствуются этим приказом, а не приказом МВД России (№ 664 от 23.08.2017 г) вызывает недовольство водителей транспортных средств.

Объектом исследования является порядок выполнения должностных обязанностей сотрудниками контрольно-пропускных пунктов, расположенных на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Предметом исследования являются действия сотрудника группы досмотра объекта учетно-загра-дительной системы МВД России при общении с водителем остановленного транспортного средства, порядок доведения до водителя оснований для остановки транспортного средства, проведение осмотра и досмотра.

Гипотеза исследования - обеспечить эффективное выполнение служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел, командируемыми на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации для несения службы на объектах учетно-заградительной системы, выполняющими функции группы досмотра, возможно при условии что, при общении с водителями останавливаемых транспортных средств сотрудники будут, в качестве оснований для остановки транспортного средства, проведения осмотра и досмотра, использовать формулировки норм приказа МВД России № 664 от 23.08.2017 г., а не излагать в качестве оснований своих действий нормы, указанные в приказе ГУ МВД России по СКФО № 224 от 29 апреля 2015 г., доступа к ознакомлению с которым граждане Российской Федерации не имеют.

Задача исследования - описать порядок действий сотрудников органов внутренних дел в типовых ситуациях несения службы на объектах учетно-заградительной системы при остановке транспортного средства, при проведении осмотра и досмотра.

Результаты исследования.

В соответствие с требованиями приказа МВД России от 23.08.2017 № 664 имеется 14 оснований

для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства [2]. В порядке приоритета основания для остановки транспортного средства на объекте учетно-загра-дительной системы МВД России в Северо-Кавказском федеральном округе в настоящее время, как показывает практика, являются пункты 84.3; 84.2; 84.13; 84.14; 84.1; 84.5; 84.10.

Порядок действий сотрудника органов внутренних дел при проведении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице.

В соответствие с требованиями приказа МВД России № 664 от 23.08.2017 г., основаниями для личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, являются два основания. Первое - наличие достаточных оснований полагать, что у физического лица, в его вещах находятся орудия совершения либо предметы административного правонарушения, в целях обнаружения которых осуществляются данные действия, либо оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества. Второе - осуществление административного задержания (задержания).

Как указано в приказе МВД России № 664 от 23.08.2017 «... личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи» (п. 190), «... в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей,

находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых» (п. 191).

Таким образом, могут возникнуть основания для проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, без понятых. Однако не сообщение сотрудником дорожно-пат-рульной службы досматриваемому лицу оснований для проведения без понятых может быть расценено как нарушение административного регламента. При выполнении служебных обязанностей сотрудником дорожно-патрульной службы в исключительных случаях, противоречий между требованиями приказа МВД России от 23.08.2017 № 664 и приказа ГУ МВД России по СКФО № 224 от 29 апреля 2015 г. нет.

Порядок действий сотрудника органов внутренних дел при досмотре транспортного средства и перевозимого груза. Основаниями для досмотра транспортного средства, в соответствие с требованиями приказа МВД России № 664 от 23.08.2017 г. (п. 202), являются: «проверка данных о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию ...»; проверка данных о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве; задержание лиц, перечисленных в части 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции», передвигающихся на транспортных средствах. В п. 204 приказа указано на то, что «... в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие водителя транспортного средства».

Однако закон не предусматривает проведение досмотра транспортного средства без участия понятых, что на наш взгляд, может быть опасным для понятых при задержании лиц, перечисленных в части 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции».

Литература:

1. О мерах по повышению эффективности деятельности федеральных контрольно-пропускных пунктов, контрольно-пропускных пунктов и опорных контрольно-пропускных пунктов Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации: приказ ГУ МВД России по СКФО от 29 апреля 2015 г. № 224.

2. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2017 № 48459): приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 (ред. от 21.12.2017). иЯ1- : http://www.consultant.ru/docu ment/consdocLAW 280037/

Literature:

1. On measures to improve the efficiency of the activities of federal checkpoints, checkpoints and reference checkpoints of the Temporary Operational Grouping of bodies and units of the Ministry of Internal Affairs of Russia as part of the Combined Group of Troops (Forces) to conduct counter-terrorism operations in the North Caucasus region of the Russian Federation: the order of the MIA of Russia in the North Caucasus Federal district, dated April 29, 2015, № 224.

2. About approval of Administrative regulations of execution of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation of the state function on implementation of Federal state supervision over compliance with road traffic legislation of the Russian Federation in the field of road safety (Registered in the Ministry of justice 06.10.2017 number 48459): the Ministry of internal Affairs order dated 23.08.2017 n 664 (ed. by 21.12.2017). URL : http://www.consultant.ru/docu-ment/cons doc LAW 280037/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.