Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - С. 39-46.
УДК 94:331(477.75)
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В КРЫМУ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Дубинин М. Н.
Кубанский государственный аграрный университет им И. Т. Трубилина
В статье рассматривается историко-правовой аспект формирования и функционирования органов государственной власти Крымской АССР в соответствии с Конституцией 1937 г., особенности развития государственного аппарата на территории Крыма в послевоенный период, исторические предпосылки ликвидации Крымской АССР и создания на ее месте Крымской области. Автор прослеживает исторические взаимосвязи реорганизации государственно-правового устройства Крымской АССР и депортации крымско-татарского народа. В статье освещены вопросы изменения административно-территориального устройства Крыма в первой половине ХХ века.
Ключевые слова: Крым, конституция, структура власти, государственное устройство, административно-территориальное деление, оккупация.
В первые годы после установления Советской власти на территории Крымского полуострова возникло новое государственное образование - Декретом ВЦИК и СНК СССР от 18 октября 1921 года была образована Автономная Крымская Социалистическая Советская Республика. Территориально республика располагалась в границах Крымского полуострова и являлась частью РСФСР; ее административно-территориальное устройство было представлено 6 округами - Джанкойским, Евпаторийским, Керченским, Севастопольским, Феодосийским и Ялтинским [1, с. 670672].
Структура органов государственной власти Автономной Крымской ССР формировалась в соответствии с Конституцией РСФСР. Высшими органами власти на республиканском уровне являлись Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров.
В соответствии с Декретом ВЦИК и СНК СССР от 18 октября 1921 года были учреждены 13 народных комиссариатов, а также Крымская чрезвычайная комиссия, подчинявшаяся напрямую ВЧК. При этом ряд вопросов, в частности, управление военно-морским флотом, внешняя торговля, иностранные дела, управление путями сообщения, управление курортами оставались в ведении соответствующих исполнительных органов РСФСР.
После принятия в 1936 году новой Конституции СССР Автономная Крымская Социалистическая Советская Республика сменила свое название на Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, оставаясь в составе РСФСР.
4 июня 1937 года Постановлением Чрезвычайного IX Съезда Советов Крымской АССР была утверждена Конституция Крымской Автономной Советской Социалистической Республики, которая провозглашала Крымскую АССР как социалистическое государство рабочих и крестьян (статья 1) [2].
39
Конституция Крымской АССР 1937 года предусматривала разделение государственной власти на законодательную, представленную Верховным Советом Крымской АССР, исполнительную - в состав которой входил Совет Народных Комиссаров Крымской АССР, а также 11 народных комиссариатов, и судебную, состоявшую из Верховного Суда Крымской АССР и народных судов.
Государственную власть на местах осуществляли соответствующие Советы депутатов трудящихся, избираемые населением соответствующих административно-территориальных единиц на 2 года. Исполнительные и распорядительные функции Советов депутатов трудящихся осуществляли соответствующие исполнительные комитеты, а в малочисленных поселениях -председатель, заместитель председателя и секретарь.
С принятием Конституции 1937 года, значительные изменения претерпело административно-территориальное устройство Крымской АССР: количество районов увеличилось до 26: Симферопольского, Джанкойского, Биюк-Онларского, Колайского, Сейтлерского, Красно-Перекопского, Ак-Шеихского, Ак-Мечетского, Кировского, Фрайдорфского, Евпаторийского, Ичкинского, Ленинского, Маяк Салынского, Старо-Крымского, Алуштинского, Ялтинского, Зуйского, Бахчисарайского, Карасубазарского, Куйбышевского, Судакского, Сакского, Балаклавского, Лариндорфского и Тельманского. Наряду с районами, было выделено 6 городов республиканского подчинения: Симферополь, Севастополь, Керчь, Феодосия, Ялта и Евпатория.
Великая Отечественная война пришла на Крымский полуостров с первого дня -уже ранним утром 22 июня 1941 года массированной бомбардировке подвергся Севастополь. Целью авиаударов являлось уничтожение основных сил Черноморского флота и разрушение военных коммуникаций.
Структура органов государственной власти Крымской АССР, определенная в соответствии с Конституцией 1937 года, просуществовала до начала Великой Отечественной войны и оккупации Крыма немецкими войсками [3, с. 164].
Необходимо отметить, что к началу Великой Отечественной войны крымскотатарское население на полуострове составляло по результатам Всесоюзной переписи населения 1939 года чуть менее 20 % [4, с. 72]. При этом проводимая советской властью политика «коренизации» создала все условия, для национально-культурного развития крымско-татарского народа: крымско-татарский язык наравне с русским получил статус государственного, были созданы крымско-татарские национальные районы и сельсоветы, на руководящие должности в советские и партийные органы выдвигались представители крымских татар. В целом, национальную политику советского государства в довоенный период можно охарактеризовать как умеренную и лояльную в отношении национальных меньшинств.
Наряду с крымскими татарами, на территории Крымской АССР были представлены многочисленные немецкая, греческая, болгарская диаспоры.
Стремительное наступление вермахта на Восточном фронте и ставшая реальной угроза оккупации Крыма создали предпосылки для переселения крымских немцев, проживавших в Крыму с начала 19 века. В августе 1941 года депортации из Крыма подверглись более 50 тыс. немцев [5].
12 сентября 1941 года сухопутные подступы к Крыму были блокированы частями немецко-фашистских войск в районе Перекопского перешейка. 24 сентября
40
11-я немецкая армия под командованием Манштейна фон Э. начала стремительное наступление на Крым.
К началу ноября 1941 года большая часть Крымского полуострова была занята частями вермахта, и Крым фактически получил статус «тыловой территории». Как отмечают исследователи, «главной особенностью немецкого оккупационного режима на территории СССР было то, что он только в теории представлял единый институт, управляемый из Берлина. На деле же этот режим состоял из трёх практически автономных и взаимопересекающихся (территориально и административно) ветвей власти: гражданской администрации, представленной органами Министерства по делам оккупированных восточных областей, различных военных оккупационных инстанций и аппарата полиции и СС» [6, с. 65].
Наряду с формированием органов оккупационной администрации осуществлялась работа по вовлечению в коллаборационистское движение крымских татар. На территории Крыма создавались т. н. «мусульманские комитеты», призванные обеспечить сотрудничество крымских татар с оккупационной администрацией. Члены мусульманских комитетов подбирались сотрудниками СД и принимались на довольствие. Основной задачей мусульманских комитетов было ведение прогерманской пропаганды среди крымско-татарского населения, а также вербовка добровольцев в коллаборационистские подразделения [7, с. 17].
Под немецким руководством формировались коллаборационистские «отряды самообороны», которые использовались в борьбе с партизанами и в карательных операциях против местного населения.
Советское руководство рассматривало Крым как стратегически важный регион, а его деоккупацию - как основную возможность вернуть контроль над главной базой Черноморского флота - Севастополем, поэтому вопрос освобождения Крымского полуострова от немецко-фашистских захватчиков прорабатывался Ставкой Верховного Главнокомандования особо тщательно.
Первой попыткой освобождения Крыма стала Керченско-Эльтингенская десантная операция (31 октября - 11 ноября 1943 гг.) в ходе которой подразделениям Красной Армии удалось прорвать оборону противника в районе Перекопского перешейка и захватить плацдарм на Керченском полуострове. Однако, не получив достаточной поддержки и столкнувшись с глубоко эшелонированной обороной противника, советские войска не смогли развить наступление на данном участке фронта.
К началу 1944 года силы вермахта в Крыму были дополнительно усилены 2 пехотными дивизиями - 77-ой и 111-ой. Таким образом, к концу марта 1944 года общая численность немецко-румынской группировки насчитывала более 195 тыс. человек, около 3 600 орудий, более 210 танков.
В апреле 1944 года из состава крымско-татарских коллаборационистов немцами был сформирован татарский горно-егерский полк СС, переформированный позднее в бригаду, состав которой насчитывал свыше 3500 солдат и офицеров.
С целью освобождения Крыма и уничтожения немецко-румынской группировки войск, Ставкой Верховного Главнокомандования была разработана Крымская наступательная операция, которая предполагала одновременное наступление на Крымский полуостров силами 4 Украинского фронта со стороны Перекопского перешейка, и Отдельной Приморской армии - со стороны Керченского полуострова, в
41
направлении Симферополя и Севастополя. Изначально начало операции предполагалось 18 февраля 1944 года, однако под воздействием различных факторов неоднократно переносилось.
8 апреля 1944 года наступление войск 4 Украинского фронта ознаменовало начало Крымской операции. В ходе стремительного наступления советских войск 10 апреля был освобожден Джанкой, 13 апреля - Симферополь, Феодосия, Евпатория, Саки, 15-16 апреля - Алушта, Ялта, Бахчисарай. К 9 мая 1944 года от немецко-фашистских оккупантов был освобожден Севастополь.
За период немецкой оккупации общий размер ущерба, причиненного экономике и народному хозяйству Крымской АССР, по подсчетам правительственной комиссии, превысил 20 млрд. руб [8].
После освобождения Крыма от немецкой оккупации и восстановления Советской власти в числе первых шагов была осуществлена депортация представителей крымско-татарского народа. На основании постановления Государственного комитета обороны № 5859сс 18-20 мая 1944 большая часть крымско-татарского населения были принудительно высланы на территорию Узбекистана, Казахстана и Таджикистана. Руководившие операцией по выселению крымских татар Кобулов Б. З. и Серов И. А. докладывали народному комиссару внутренних дел СССР Берия Л. П., что за период 18-20 мая 1944 года «из Крымской АССР вывезено 191 044 лиц татарской национальности» [9, с. 139].
Дополнительно были приняты меры по переименованию населенных пунктов, имевших татарские названия. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 декабря 1944 года 11 районов и районных центров Крыма получили русские названия [10], а в 1945 году более трехсот сел и поселков сменили свои крымскотатарские названия [11].
Вслед за татарами, с территории Крымской АССР в республики Средней Азии были также выселены представители других национальностей: греки, болгары, армяне, немцы, итальянцы, румыны. Многие исследователи проблем депортации справедливо отмечают, что «депортации наносили заметный ущерб экономики страны: приостанавливалась работа многих предприятий, приходили в запустение целые сельскохозяйственные районы, утрачивались традиции отгонного животноводства, террасного земледелия и т. д. Коренному изменению подверглась психология депортированных народов, их отношение к социалистическому строю, рушились интернациональные связи» [9, с. 14].
Впоследствии массовая депортация по национальному признаку была осуждена высшими государственными органами СССР, а впоследствии - и России. Депортированные граждане, а также их потомки были восстановлены в правах и получили право вернуться в места постоянного проживания.
Сразу после освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков Советским правительством были приняты решения, направленные на скорейшее восстановление разрушенных за годы войны промышленности и сельского хозяйства.
При этом решения о проведении мероприятий по восстановлению отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, инженерно-транспортной инфраструктуры, принимались различными советскими и партийными органами как общесоюзного, так и республиканского уровня.
42
Так, постановлением СНК СССР от 08 июля 1944 г. № 842 «О неотложных мерах по восстановлению сельского хозяйства Крыма» предусматривалось восстановление машинно-тракторных станций, обеспечение сельскохозяйственной техники запчастями, оборудованием, инструментом, горюче-смазочными материалами [12]. Кроме прочего, уполномоченным органам предписывалось организовать мероприятия по восстановлению поголовья скота в колхозах.
Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 25 августа 1944 года предусматривались первоочередные мероприятия по восстановлению портов и судоремонтных баз в Феодосийском, Керченском и Ялтинском портах. Восстановить работоспособность портов предписывалось до конца 1944 года, то есть менее чем за 6 месяцев [13].
Постановлением СНК СССР от 31 октября 1944 года № 1531 предусматривалось восстановление на курортах Крыма более 65 ведомственных санаториев и домов отдыха на протяжении 1944-1945 гг.
В рамках проводимого курса на централизацию власти Крымская автономия была ликвидирована: 30 июня 1945 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР», а 25 июня 1946 года Верховный Совет РСФСР принял соответствующий закон, утвердивший данное решение [14]. Особо необходимо отметить, что ликвидация Крымской АССР носила не только административный, но и национально-политический характер. В подтверждение данной позиции можно привести выдержку из преамбулы закона, которая содержала исчерпывающую причину такого решения: «Во время Великой Отечественной войны, когда народы СССР героически отстаивали честь и независимость Родины в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, многие чеченцы и крымские татары по наущению немецких агентов вступали в организованные немцами добровольческие отряды и вместе с немецкими войсками вели вооруженную борьбу против частей Красной Армии, а также по указке немцев создавали диверсионные банды для борьбы с Советской властью в тылу, причем основная масса населения Чечено-Ингушской и Крымской АССР не оказывали противодействия этим предателям Родины» [14].
Лишение Крыма статуса автономной республики привело к значительным изменениям в системе организации власти - вместо Верховного Совета Крымской АССР был сформирован областной совет, Совет народных комиссаров заменил исполнительный комитет.
Главными задачами послевоенных лет было восстановление разрушенной войной экономики, развитие инфраструктуры и наращивание промышленного потенциала. Особое значение в этом ключе имело восстановление города Севастополя как основной базы Черноморского флота. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года город Севастополь был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр и получил статус города республиканского подчинения [14]. Таким образом, город Севастополь был выведен из-под юрисдикции Крымской области, получил самостоятельный бюджет и план хозяйственного и культурного строительства. Однако в Конституции РСФСР данный аспект не нашел своего отражения, поскольку перечня городов республиканского подчинения Конституция не содержала.
43
Таким образом, к 1949 году на территории Крымского полуострова юридически оформились две равноправные административно-территориальные единицы, входившие в состав РСФСР - Крымская область и город Севастополь.
Восстановление экономики Крыма было завершено к началу 1950-х годов, а в отдельных отраслях промышленности и сельского хозяйства показатели к этому времени уже превышали довоенные [16].
В организации административно-территориального устройства Крымской АССР (и впоследствии Крымской области) после освобождения Крыма в 1944 году также происходили значительные изменения.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 декабря 1944 «О переименовании районов и районных центров Крымской АССР» были переименованы 11 районов и районных центров, носивших татарские или немецкие названия. Так, например, Ак-Мечетский район был переименован в Черноморский, Ак-Шейхский - в Раздольненский, Фрайдорфский - в Новоселовский, и пр.
21 августа 1945 года по ходатайству крымского руководства еще 333 сельских совета и населенных пункта в Крыму получили новые названия.
В дополнение к ранее переименованным районам и селам Крыма, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 «О переименовании населенных пунктов Крымской области» были переименованы 1062 населенных пункта, в том числе: по Азовскому району - 46 сел, по Алуштинскому - 2 села, по Балаклавскому
- 9 сел, по Бахчисарайскому - 44 села, по Белогорскому - 60 сел, по Джанкойскому
- 72 села, по Евпаторийскому - 41 село, по Зуйскому - 27 сел, по Кировскому - 33 села, по Красногвардейскому - 67 сел, по Красноперекопскому - 44 села, по Куйбышевскому - 14 сел, по Ленинскому - 53 села, по Нижнегорскому - 36 сел, по Но-воселовскому - 46 сел, по Октябрьскому - 54 села, по Первомайскому - 42 села, по Приморскому - 43 села, по Раздольненскому - 54 села, по Сакскому - 53 села, по Симферопольскому - 76 сел, по Советскому - 37 сел, по Старо-Крымскому - 27 сел, по Судакскому - 8 сел, по Черноморскому - 68 сел и по Ялтинскому - 6 сел [17, с. 318]. На этом процесс переименования населенных пунктов в Крыму был фактически завершен.
На момент ликвидации Крымской АССР и образования Крымской области как структурной единицы РСФСР в 1945 году административно-территориальное деление Крыма было представлено 26 сельскими районами, 6 городами областного подчинения и 7 городами районного подчинения. Практически в неизменном виде административно-территориальная структура Крымской области просуществовала до момента передачи ее в состав УССР в 1954 году: лишь в 1948 году Ялтинский район был реорганизован в Ялтинский городской совет, а в 1953 году был ликвидирован Новоселовский район (его территория была разделена между Раздольненским, Сак-ским и Первомайским районами).
Проходившие в послевоенные годы на территории Крыма процессы реформирования и укрупнения административно-территориальных единиц послужили предпосылками к созданию современной структуры административно-территориального устройства Республики Крым как субъекта Российской Федерации и обрисовали общую структуру территориальной организации власти в Крыму на современном этапе государственного строительства.
44
Список литературы
1. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. - 1921. - № 69. - С. 670-672. - Текст : непосредственный.
2. Конституция Крымской Автономной Советской Социалистической Республики : утв. Постановлением Чрезвычайного IX Съезда Советов Крымской АССР от 4 июня 1937 года // Консультант-Плюс : [сайт]. 2020. - URL : https:// www.consultant.ru (дата обращения 20.01.2020). - Текст : электронный.
3. Крымская АССР (1921-1945) / сост. Ю. И. Горбунов. - Симферополь: Таврия, 1990. - 320 с. -Текст : непосредственный.
4. Крым многонациональный: Вопросы - ответы / сост. Н. Г. Степанова. - Симферополь: Таврия, 1988. - Вып. 1. - 144 с. - Текст : непосредственный.
5. Немцы в Крыму : история и современность // Деловой Крым. - 2018., 22 мая. - № 11.
6. Романько, О. В. Крым в период немецкой оккупации (1941-1944). Органы управления, их структуры и функции / О. В. Романько. - Текст : непосредственный. // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. - 2017. - № 4 (11). - С. 54-68.
7. Ефимов, А. В. Некоторые аспекты германской оккупационной политики в отношении Крымских татар в 1941-1944 гг. / А. В. Ефимов. - Текст : непосредственный. // Профи. - 1999. - № 6-7. - С. 17.
8. ЦГАОР СССР. Ф. 7021. Оп. 9. Д. 223. Л. 1; Д. 224. Л. 14.
9. Бугай, Я. Ф. Иосиф Сталин - Лаврентию Берии: «Их надо депортировать»: Документы, факты, комментарии / Сост. Я. Ф. Бугай. - М. : «Дружба народов», 1992. - 288 с. - Текст : непосредственный.
10. О переименовании районов и районных центров Крымской АССР : Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 декабря 1944 года № 621/6 // КонсультантПлюс : [сайт]. 2020. - URL : https:// www.consultant.ru (дата обращения 20.01.2020). - Текст : электронный.
11. О переименовании сельских советов и населенных пунктов Крымской области : Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года № 619/3 // КонсультантПлюс : [сайт]. 2020. -URL : https:// www.consultant.ru (дата обращения 20.01.2020). - Текст : электронный.
12. Постановление СНК СССР от 08 июля 1944 г. № 842 «О неотложных мерах по восстановлению сельского хозяйства Крыма». - ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 230. Л. 235-244. - Текст : непосредственный.
13. РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 297. Л. 37-42. - Текст : непосредственный.
14. Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область : Закон РСФСР от 25 июня 1946 года // КонсультантПлюс : [сайт]. 2020. - URL : https:// www.consultant.ru (дата обращения 20.01.2020). - Текст : электронный.
15. О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр : Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года № 761/2 // Сборник законов РСФСР и Указов Президиума Верховного Совета РСФСР. 1946 - 1954 гг. - М. : Известия Советов депутатов трудящихся СССР., 1955. - С. 99. - Текст : непосредственный.
16. Сводные таблицы ЦСУ СССР с основными показателями развития народного хозяйства и культурного строительства Крыма (в том числе основные показатели развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, культуры, здравоохранения и коммунального хозяйства Крыма по годам за 1937 - 1940 и 1944 - 1950 гг.). - РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 3886. Л. 127-139. - Текст : непосредственный.
17. Административно-территориальные преобразования в Крыму (1783-1998): Справочник. -Симферополь: Таврия-Плюс, 1999. - 464 с. - Текст : непосредственный^
Dubinin M. N. Administrative-territorial structure and organization of state power in Crimea during the Great Patriotic War and the post-war period / M. N. Dubinin // Scientific notes of V. I Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - Р. 39-46.
The article considers the historical and legal aspect of the formation and functioning of the government of the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic in accordance with the Constitution of 1937, the features of the development of the state apparatus in the territory of Crimea in the post-war period, the historical prerequisites for the liquidation of the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic and the creation of the Crimean region in its place. The author traces the historical relationship of the reorganization of the state-legal
45
structure of the Crimean ASSR and the deportation of the Crimean Tatar people. The article highlights the changes in the administrative-territorial structure of Crimea in the first half of the twentieth century.
Keywords: Crimea, constitution, power structure, state structure, administrative-territorial division, occupation.
Spisok literatury'
1. Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij rabochego i krest'yanskogo pravitel' stva. - 1921. - № 69. - S. 670-672. - Tekst : neposredstvenny'j.
2. Konstituciya Kry'mskoj Avtonomnoj Sovetskoj Socialisticheskoj Respubliki : utv. Postanovleniem Chrezvy'chajnogo IX S''ezda Sovetov Kry'mskoj ASSR ot 4 iyunya 1937 goda // Konsul'tantPlyus : [sajt]. 2020. - URL : https:// www.consultant.ru (data obrashheniya 20.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
3. Kry'mskaya ASSR (1921-1945) / sost. Yu. I. Gorbunov. - Simferopol': Tavriya, 1990. - 320 s. -Tekst : neposredstvenny'j.
4. Kry'm mnogonacional'ny'j: Voprosy' - otvety' / sost. N. G. Stepanova. - Simferopol': Tavriya, 1988. - Vy'p. 1. - 144 s. - Tekst : neposredstvenny'j.
5. Nemcy v Kry'mu: istoriya i sovremennost' // Delovoj Kry'm. - 2018., 22 maya. - № 11.
6. Roman'ko, O. V. Kry'm v period nemeczkoj okkupacii (1941-1944). Organy' upravleniya, ix struktury' i funkcii / O. V. Roman'ko. - Tekst : neposredstvenny'j. // Zhurnal rossijskix i vostochnoevropejskix istoricheskix issledovanij. - 2017. - № 4 (11). - S. 54-68.
7. Efimov, A. V. Nekotory'e aspekty' germanskoj okkupacionnoj politiki v otnoshenii Kry'mskix tatar v 1941-1944 gg. / A. V. Efimov. - Tekst : neposredstvenny'j. // Profi. - 1999. - № 6-7. - S. 17.
8. CzGAOR SSSR. F. 7021. Op. 9. D. 223. L. 1; D. 224. L. 14.
9. Bugaj, Ya. F. Iosif Stalin - Lavrentiyu Berii: «Ix nado deportirovat'»: Dokumenty', fakty', kommentarii / Sost. Ya. F. Bugaj. - M. : «Druzhba narodov», 1992. - 288 s. - Tekst : neposredstvenny'j.
10. O pereimenovanii rajonov i rajonny'x centrov Kry'mskoj ASSR : Ukaz Prezidiuma Verxovnogo Soveta RSFSR ot 14 dekabrya 1944 goda № 621/6 // Konsul'tantPlyus : [sajt]. 2020. - URL : https:// www.consultant.ru (data obrashheniya 20.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
11. O pereimenovanii sel'skix sovetov i naselenny'x punktov Kry'mskoj oblasti : Ukaz Prezidiuma Verxovnogo Soveta RSFSR ot 21 avgusta 1945 goda № 619/3 // Konsul'tantPlyus : [sajt]. 2020. - URL : https:// www.consultant.ru (data obrashheniya 20.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
12. Postanovlenie SNK SSSR ot 08 iyulya 1944 g. № 842 «O neotlozhny'x merax po vosstanovleniyu sel'skogo xozyajstva Kry'ma». - GARF. F. R-5446. Op. 1. D. 230. L. 235-244. - Tekst : neposredstvenny'j.
13. RGASPI. F. 644. Op. 1. D. 297. L. 37-42. - Tekst : neposredstvenny'j.
14. Ob uprazdnenii Checheno-Ingushskoj ASSR i o preobrazovanii Kry'mskoj ASSR v Kry'mskuyu oblast' : Zakon RSFSR ot 25 iyunya 1946 goda // Konsul'tantPlyus : [sajt]. 2020. - URL : https:// www.consultant.ru (data obrashheniya 20.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
15. O vy'delenii goroda Sevastopolya v samostoyatel'ny'j administrativno-xozyajstvenny'j centr : Ukaz Prezidiuma Verxovnogo Soveta RSFSR ot 29 oktyabrya 1948 goda № 761/2 // Sbornik zakonov RSFSR i Ukazov Prezidiuma Verxovnogo Soveta RSFSR. 1946 - 1954 gg. - M. : Izvestiya Sovetov deputatov trudyashhixsya SSSR., 1955. - S. 99. - Tekst : neposredstvenny'j.
16. Svodny'e tablicy CzSU SSSR s osnovny'mi pokazatelyami razvitiya narodnogo xozyajstva i kul'turnogo stroitel'stva Kry'ma (v tom chisle osnovny'e pokazateli razvitiya promy'shlennosti, sel'skogo xozyajstva, transporta, svyazi, kul'tury', zdravooxraneniya i kommunal'nogo xozyajstva Kry'ma po godam za 1937 - 1940 i 1944 - 1950 gg.). - RGAE'. F. 1562. Op. 329. D. 3886. L. 127-139. - Tekst : neposredstvenny'j.
17. Administrativno-territorial'ny'e preobrazovaniya v Kry'mu (1783-1998): Spravochnik. -Simferopol': Tavriya-Plyus, 1999. - 464 s. - Tekst : neposredstvenny'j.
46