Научная статья на тему 'Политико-правовое урегулирование крымско-татарской проблемы в СССР (1956-1991 гг. )'

Политико-правовое урегулирование крымско-татарской проблемы в СССР (1956-1991 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
658
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ / КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ / THE CRIMEAN TATARS / POLITICAL AND LEGAL REGULATION / CULTURAL-NATIONAL AUTONOMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хаяли Р. И.

В статье рассматриваются и анализируются мероприятия Советского государства по решению национального вопроса крымских татар. Пристальное внимание уделяется анализу правовых источников, направленных на создание институтов национально-культурной автономии, а также трансформации государственной политики в период перестройки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses and analyzes the measures of the Soviet state in solving the national question. Careful attention is paid to the analysis of legal sources, directed to the rooting deported people to places of special settlements, through the creation of institutions of national-cultural autonomy, as well as the transformation of the state policy in the period of perestroika.

Текст научной работы на тему «Политико-правовое урегулирование крымско-татарской проблемы в СССР (1956-1991 гг. )»

УДК 340.03 (477.75)(091) «1956/1991»

Р. И. Хаяли

Политико-правовое урегулирование крымско-татарской проблемы в СССР (1956-1991 гг.)

В статье рассматриваются и анализируются мероприятия Советского государства по решению национального вопроса крымских татар. Пристальное внимание уделяется анализу правовых источников, направленных на создание институтов национально-культурной автономии, а также трансформации государственной политики в период перестройки.

The article discusses and analyzes the measures of the Soviet state in solving the national question. Careful attention is paid to the analysis of legal sources, directed to the rooting deported people to places of special settlements, through the creation of institutions of national-cultural autonomy, as well as the transformation of the state policy in the period of perestroika.

Ключевые слова: крымские татары, политико-правовое урегулирование, культурно-национальная автономия.

Key words: The Crimean Tatars, political and legal regulation, cultural-national autonomy.

Депортация крымских татар в 1944 г. из Крыма в отдаленные районы СССР, упразднение Крымской АССР и преобразование в Крымскую область на основании Закона РСФСР «Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и преобразовании Крымской АССР в Крымскую область» способствовали возникновению крымско-татарской проблемы в СССР.

В последующие десятилетия, несмотря на достижения и декларацию решения национального вопроса, противоречия сохранялись. Особенно это касалось ссыльных народов, которые не получили возможности вернуться на родину. Среди них крымские татары. Именно в отношении крымских татар государством предпринимались попытки, направленные на политико-правовое обустройство в новых местах расселения, имевшие различные методы и средства. Научное осмысление урегулирования проблемы от создания определенных условий в образовательной и культурной среде, до попыток

© Хаяли Р. И., 2016

образования национально-территориального округа в новых местах проживания определяют цели и задачи публикации.

В справке о состоянии положения спецпереселенцев за 1956 г. отмечалось: «Учитывая, что Крымская область заселена в порядке планового переселения, наиболее целесообразным будет создание... областной автономии на территории Узбекской ССР, природные, климатические и экономические условия республики являются наиболее близкими к условиям их прежнего места жительства» [1, с. 288].

В январе 1956 г. в Ташкент из различных областей Узбекской ССР были вызваны представители народа, участники Великой Отечественной войны, партизанского и подпольного движения в Крыму, деятели культуры и науки, всего около 56 человек. В ЦК КП Узбекистана делегация была принята членом ЦК КПСС Мухитдиновым и секретарями ЦК КП Узбекистана Мельниковым и Рахимходжаевой. В своем выступлении Мухитдинов подчеркнул, что подготовлен и принят указ, в соответствии с которым будут приняты меры по отмене режима спецпоселений. Он также сообщил, что в республике предпринимаются меры по созданию национального ансамбля, изданию газеты и открытию школ с родным языком обучения. Одновременно было подчеркнуто, что в одном государстве двух татарских республик быть не может и, следовательно, необходимо переезжать в Татарскую АССР, где один из представителей народа - участник войны, генерал-майор Абляким Гафаров, назначен заместителем Председателя Совета Министров [8, с. 102-103].

Указом Президиума Верховного Совета СССР 28 апреля 1956 г. спецпереселенцы из Крыма, расселенные в РСФСР, Узбекской ССР и Таджикской ССР, полностью снимались с учета спецкомендатур и освобождались из-под административного надзора органов МВД. В Указе подчеркивалось, что снятие ограничений по спецпоселению не дает им права возвращаться в места, откуда они были высланы [11, с. 50].

В мае-июне 1956 г. советским руководством были подготовлены предложения по решению вопросов, связанных с народами, депортированными в годы войны. В частности, предлагалось «рассмотреть вопрос о создании для граждан немецкой, калмыцкой, чеченской, ингушской, карачаевской и балкарской национальностей и крымских татар автономии в виде национальных районов и округов в местах их нового поселения».

К осени 1956 г. политико-правовое решение ссыльных народов получает свое дальнейшее развитие. 24 ноября было принято постановление ЦК КПСС «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов». В данном постанов-

29

лении имелся пункт, где подчеркивалось: «Признать нецелесообразным предоставление автономии татарам, ранее проживавшим в Крыму, имея ввиду, что бывшая Крымская АССР не была автономией только татар, а представляла из себя многонациональную республику, в которой татары составляли менее одной пятой части населения, и что в составе РСФСР имеется национальное автономное объединение Татарская АССР, а также то, что в настоящее время территория Крыма является областью Украинской ССР и заселена. Вместе с тем, учитывая стремление части татар, ранее проживавших в Крыму, к национальному объединению, разъяснить, что все кто пожелает, имеют право поселиться на территории Татарской АССР» [2, с. 157-158].

С этого времени и по 1990 г. партийным и советским руководством страны предпринимались меры политико-правового решения крымскотатарской проблемы вне Крымской области в местах постоянного проживания.

В соответствии с принятым курсом Совет Министров Украинской ССР 15 декабря 1956 г. принимает постановление «О расселении крымских татар, немцев греков, болгар, армян и других лиц, ранее проживавших в Крымской области, а ныне возвращающихся из мест поселений», в котором признано нецелесообразным возвращение указанных народов на территорию УССР. Исполнительным комитетам областных, городских и районных советов было рекомендовано не принимать переселенцев, а прибывшим, прописавшимся и устроившимся на работу лицам вместе с семьями выехать за пределы республики [10, с. 41-42].

На основании постановления для этой категории лиц, желающих вернуться на родину, были закрыты не только Крым, но и соседние области -Запорожская, Херсонская, Николаевская и Одесская.

Предпринимаемые мероприятия государства с помощью предоставления права крымским татарам переехать в границы Татарской АССР с одновременными ограничениями на проживание в Крымской области и соседних регионах не урегулировали проблему.

В середине 1960-х гг. в силу различных факторов руководство СССР вновь было вынуждено вернуться к проблеме. Осенью 1966 г. была создана комиссия ЦК КПСС, в которую вошли И. Капитонов, В. Степаков, Н. Захаров, В. Павлов, Н. Савинкин, Р. Руденко, А. Форкин, М. Георгадзе и В. Типу-нов. Комиссией были подготовлены проекты Указа ПВС СССР. В постановлении ЦК КПСС, которое не вошло в текст Указа «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму», в очередной раз подчеркивалось: «...в составе РСФСР имеется татарское национальное объединение -

Татарская АССР, куда крымские татары, при желании, могут переселяться на постоянное место жительство» [2, с. 164].

5 сентября 1967 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, в котором подчеркивалось: «Отменить соответствующие решения государственных органов в части, содержащей огульные обвинения в отношении граждан татарской национальности, проживавших в Крыму. Отметить, что татары, ранее проживавшие в Крыму, укоренились на территории Узбекской и других союзных республик...».

В отношении ст. 2 Указа ПВС СССР от 28 апреля 1956 г. ПВС СССР постановил: «Разъяснить, что граждане татарской национальности, ранее проживавшие в Крыму, и члены их семей пользуются правом, как и все граждане СССР, проживать на всей территории Советского Союза в соответствии с действующим законодательством о трудоустройстве и паспортном режиме» [4, с. 104-105].

После издания указа представители крымских татар стали шире избираться в районные, городские, областные советы депутатов трудящихся, в Верховный Совет Узбекской ССР (5 - 8 депутатов) и Совет национальностей Верховного Совета СССР (1 депутат).

В результате «массового и неорганизованного заезда в Крым крымских татар» в первой половине 1970-х гг. в высших эшелонах власти СССР и Узбекистана разрабатывается новый план и более интенсивно принимаются практические меры по укоренению ссыльных с помощью создания культурно-национальной автономии на территории Узбекской ССР.

Политико-правовое решение статуса крымских татар было направлено на развитие отдельных институтов образования и культуры. В образованной Джизакской области Узбекской ССР первым секретарем обкома партии назначается С. Таиров. Многие представители народа были привлечены на другие руководящие посты в органах государственной власти, учреждениях образования, культуры и печати. Так, на должность главного редактора областной газеты «Джизакская правда» был выдвинут журналист Ш. Рамазанов, директором областного музыкального училища назначили композитора и педагога Э. Налбандова. Среди рабочих и колхозников, представителей интеллигенции и особенно членов КПСС и комсомольцев, местными властями проводилась агитация по переезду в Джизакскую область, где были огромные территории целинных и залежных земель, и ощущалась острая нехватка рабочих рук. Однако эти мероприятия не достигли цели.

Подписание СССР Хельсинкского заключительного акта в 1975 г., принятие Конституции СССР в 1977 г. и союзных республик в 1978 г., повлияли

31

на процесс самостоятельного возвращения крымских татар на родину. Если в 1973 г. в Крым «в неорганизованном порядке» заехало 8 семей (32 чел.), то в 1977 г. 515 семей (2162 чел.) [10, с. 161].

Во второй половине 1970-х гг. партийным и руководством СССР и Узбекской ССР были предприняты новые шаги по укоренению крымских татар в новых местах расселения. Одной из основных причин, в трактовке докладных записок крымского партийного и советского актива, были «массовые попытки заезда в Крым и незаконное приобретение жилья» крымскими татарами. На этот раз культурно-национальную автономию предполагалось создать в южных областях Узбекской ССР, где шло интенсивное освоение целинных земель и строительство крупных промышленных объектов газонефтеперерабатывающего комплекса.

В сентябре 1978 г. в Кашкадарьинской области создается Мубарекской район, а в апреле 1979 г. - Бахористанский район.

Проблема образования национально-территориальной автономии крымских татар стала предметом обсуждения на заседании Политбюро ЦК КПСС 31 мая 1979 г. Секретарь ЦК КПСС И. В. Капитонов заявил, что «вопрос рассмотрен ЦК Компартии Узбекистана, имеется в виду создать автономный округ». Сформировалось мнение, что создание автономии для крымских татар имело бы большое политическое значение [13].

Во вновь образованных районах были созданы более благоприятные условия развития национальной культуры и образования. Здесь были образованы показательные совхозы «Таврия» и им. Аметхана Султана, организован выпуск газет на крымскотатарском языке «Достлукъ байрагъы» («Знамя дружбы»), «Тан» («Заря») и «Бахористан акъикъаты» («Бахористанская правда»). Одному из пионерских лагерей было присвоено название крымского курорта - «Мисхор». В местные партийные и советские органы власти стали усиленно выдвигать коммунистов крымских татар, а также организовали творческие и художественные коллективы, чего не было в других регионах компактного проживания народа. На должность первого секретаря Мубарекского райкома партии назначили Н. Османова, директорами совхозов им. Аметхана Султана - С. Тикеева, XXVI съезда КПСС - С. Иззетова. Многих выпускников вузов, техникумов на первом этапе агитировали за переезд в эти районы, а в последующем принудительно направляли на работу в Мубарекский и Бахористанский районы. В перспективе эти районы должны были стать национальным округом.

В целом мероприятия государства, направленные на политико-правовое урегулирование крымских татар, путем создания национальных районов в Узбекской ССР, также не имели успеха.

Политика по укоренению крымских татар в республиках Средней Азии продолжалась вплоть до 1985 г. В истории мировой практики национально-государственного строительства едва ли найдется прецедент, когда государство, решая существующую проблему, внедряло и развивало национально-культурные и образовательные учреждения, выдвигало представителей национальной элиты в республиканские, областные и местные органы управления, при этом национальная элита в большинстве своем выступала против подобной практики.

В своем выступлении Председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР Р. Нишанова на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС 1989 г., посвященном национальным отношениям в СССР, подчеркнул, что решить вопрос автономии вне этнической территории крымских татар не удалось, потому что государственные лидеры хотели, а народ - нет [12, с. 75-76].

В период перестройки и гласности в условиях роста регионального национализма созданный национальный округ крымских татар в Узбекской ССР мог стать источником межнационального конфликта.

Новый этап политико-правового разрешения проблемы крымских татар начинается в период перестройки, характерной особенностью которого было установление диалога власти с представителями крымских татар. 23 июля 1987 г. создается «Государственная комиссия по рассмотрению вопросов, которые ставятся в обращениях граждан СССР из числа крымских татар». В местах проживания крымских татар создаются рабочие группы. 16 сентября 1987 г. Государственная комиссия под руководством А. Громыко предлагает ЦК КПСС в ближайшие два года переселить 20-30 тыс. крымских татар, так как образование автономии по опыту 1978 г. в Узбекской ССР было неудачным [5, с. 385, 392].

Одновременно 24 декабря 1987 г. Совет Министров СССР принимает постановление №1476 «Об ограничении прописки граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области и Краснодарского края». В Крымской области в перечень населенных пунктов, где вводились ограничения, были включены города Алушта, Евпатория, Керчь, Севастополь, Симферополь, Феодосия, Ялта с населенными пунктами, находящимися в административном подчинении соответствующих городских советов. Прописка была ограничена также в Бахчисарайском, Ленинском, Раздольненском, Сакском, Симферопольском, Судакском и Черноморском районах [5, с. 394].

33

Для репатриантов были закрыты прибрежный, горный и предгорный Крым, т. е. те районы, откуда большая часть была выселена в 1944 г. Возвращающиеся крымские татары имели возможность поселиться в городах Ар-мянске, Джанкое, Красноперекопске, а также Джанкойском, Нижнегорском, Советском, Кировском, Ленинском, Белогорском, Первомайском, Краснопе-рекопском, Красногвардейском районах. Крымские татары имели возможность поселиться в аграрных районах северного, центрального и восточного Крыма.

9 июня 1988 г. Государственная комиссия по делам крымских татар под руководством А. Громыко приняла решение, в котором подчеркивалось, «что для образования крымской автономии нет оснований». В соответствии с заявлением комиссии были предприняты меры для развития культуры, изучения родного языка, такие как увеличение тиража газет, теле и радиовещания в местах проживания крымских татар. Одновременно в местах расселения крымских татар местные советские и партийные органы усилили меры по интернациональному и патриотическому воспитанию, формированию высокой культуры межнационального общения, разъяснению основ национальной политики КПСС и Советского государства.

14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечению их прав», где осуждалась практика насильственного переселения [3]. В ноябре были приняты «Выводы и предложения комиссии Верховного Совета СССР по проблемам крымско-татарского народа», где предусматривались меры по возвращению крымских татар в места своего исторического проживания и восстановлению их национальной целостности на основе государственной программы, развития системы образования и культуры.

В ноябре 1989 г. комиссия признала, что восстановление прав крымскотатарского народа не может быть осуществлено без восстановления автономии Крыма путем образования Крымской АССР [7, с. 7-9].

Одновременно советским и партийным органам Крыма было рекомендовано вести целенаправленную работу по формированию правильного понимания крымско-татарского вопроса. Государственным органам рекомендовалось пересмотреть ранее принятые отказы в присвоении государственных наград и званий, в том числе за участие в Великой Отечественной войне. 28 ноября 1989 г. было принято постановление Верховного Совета СССР, поддержавшее выводы и предложения комиссии [10, с. 203].

21 декабря 1989 г. постановлением Совета Министров СССР создана комиссия по организации выполнения принятых решений [5, с. 421-422].

В январе 1990 г. постановлением Совета Министров СССР формируется Государственная комиссия по проблемам крымско-татарского народа. 11 мая 1990 г. Государственная комиссия утвердила «концепцию государственной программы возвращения крымских татар в Крымскую область» [6, с. 42-45].

Разработанная Крымским областным советом в декабре 1990 г. программа предполагала расселить крымских татар до 1996 г. в Джанкойском, Первомайском, Красногвардейском, Белогорском, Нижнегорском, Советском районах и в некоторых населенных пунктах Черноморского, Сакского, Раз-дольненского и Красноперекопского районов.

Распоряжением Кабинета Министров СССР 26 марта и постановлением Кабинета Министров СССР 6 июня 1991 г. были отменены постановления ГКО СССР, правительства СССР в отношении народов, подвергшихся насильственному переселению. При этом в документе отмечалось, что «отмена указанных в настоящем постановлении нормативных актов не означает автоматического решения вопросов национально-государственного устройства и административно-территориального деления».

Одним из последних конструктивных решений было постановление (№ 511) Кабинета Министров СССР от 24 июля 1991 г. «Об организованном возвращении крымских татар в Крымскую АССР и гарантиях их обустройства». Впервые государством был осуществлен научно обоснованный комплексный подход в решении проблемы, с учетом интересов как крымских татар, так и народов, населявших Крым [9, с. 170-173].

В Крыму в июне 1991 г. паспортными столами МВД было прописано более 154 тыс. репатриантов, из которых 145 тыс. переехали на постоянное место жительства за последние пять лет [14, с. 387].

С распадом СССР в 1991 г. решение крымско-татарской проблемы переходит в новую фазу.

Таким образом, союзные и республиканские власти в решении крымско-татарского вопроса использовали различные подходы - от создания определенных условий в развитии национальной культуры и образования до создания национальных районов с последующим их преобразованием в национальный округ.

Трансформация подходов, методов и средств правового урегулирования крымско-татарской проблемы начинается во второй половине 1980-х гг. Для этого периода характерными особенностями становятся принятие норма-

35

тивно-правовых актов, направленных на реализацию разработанных государственных программ с учетом всех заинтересованных сторон. Сдвинуть с места проблему удалось только на основе политико-правовых гарантий возвращения народа на историческую родину. В целом институты культурно-национальной автономии в правовом урегулировании крымско-татарской проблемы оказались малоэффективными. Вместе с тем они способствовали сохранению национальной культуры, и в особенности письменности, издательского дела и литературного языка, дальнейшему формированию кадров высшей квалификации в области крымско-татарского языка и литературы. Эти положительные факторы оказали качественное влияние на возрождение культурных и образовательных институтов в Крыму в процессе репатриации.

Список литературы

1. Бугай Н.Ф. Л. Берия И. Сталину. Согласно Вашему указанию... - М.: АИРО - ХХ, 1995. - 320 с.

2. Волобуев О. В. Крымско-татарский вопрос по документам ЦК КПСС (вторая половина 50-х - середина 80-х гг.) // Отеч. история. - 1994. - №1. - С. 157-169.

3. Декларация Верховного Совета СССР // Изв. - 1989, 14 нояб.

4. Депортация народов СССР 1930-х - 1950-х гг. Ч. 1. (М. Н. Губогло, А. И. Кузнецов, Д. Н. Нахотович, Т. Ф. Павлова) / сост. О. Л. Милова. - Документальные источники. - М.: РАН, Ин-т этнологии и антропологии, 1992. - 354 с.

5. Депортоваш кримсьш татари, болгари, вiрмени, греки, шмщ. - (Документа. Факти. Свщчення.): зб. док. (1917-1991) / упор. Ю. Бшуха, О. Власенко. - Кшв: Муз. Украша, 2004. - 464 с.

6. Депортоваш кримсьш татари, болгари, вiрмени, греки, шмщ. Збiрник до-куменпв (1941 - 1998). - Кшв: Абрис, 1999. - 176 с.

7. Депортоваш кримсьш татари, болгари, вiрмени, греки, шмщ: зб. док. (1989-2002) / упор. Ю. Бшуха, О. Власенко, Н. Павлж. - Кшв: Абрис, 2003. - 192 с.

8. Ислямов М. Биринджи бутюнсоюз // Йылдыз. - 1996. - № 4. - С. 99-104.

9. Кримсьш татари: шлях до повернення. Кримсько-татарський нащональний рух (друга половина 1940-х - початок 1990-х рошв) очима радянських спецслужб»: зб. док. та матерiалiв. Ч. 2 / упоряд. О. Г. Бажан и Ю. З. Данилюк, С. А. Кокин и О. А. Лошицкий. - К., 2004. - 362 с.

10. Крымско-татарский народ: без права на Родину (первая половина 1940-х -начало 1990-х гг.). - 2-е изд. перераб. / вступ. ст., сост., коммент., именной указатель, геогр. указатель, перечень док., список сокращ. Р. И. Хаяли. - Симферополь: ДОЛЯ, 2006. - 252 с.

11. Крымско-татарское национальное движение: в 4 т. / РАН. Центр по изучению межнациональных отношений; сост. М. Н. Губогло, С. М. Червонная. - М., 1992. Т. 2: Документы. Материалы. Хроника. - 340 с.

12. Материалы Пленума ЦК КПСС 19-20 сентября 1989 года. - М.: Политиздат, 1989. - 129 с.

13. Ханья С. Целиноград, июнь 1979 г.: к вопросу о несостоявшейся немецкой автономии в Казахстане. - URL: eprints.lib.hokudai.ac.jp/dspace/bitstream/2115/39425/1/ASI20_009.pdf

14. Хаяли Р. И. Очерки истории общественно-политической и культурной жизни крымских татар в ХХ веке: моногр. - Симферополь: ДОЛЯ, 2008. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.