УДК 911.3:32
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ КРЫМА
Ожегова Л. А., Куприянов А. В.
Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Российская Федерация
E-mail: [email protected], [email protected]
В статье рассматриваются современные проблемы административно-территориального деления Республики Крым. Выделены наиболее важные исторические этапы реформирования административно-территориального устройства Крыма. Проанализированы изменения в административно-территориальном устройстве Республики Крым после его вхождения в состав России.
Ключевые слова: административно-территориальное деление, Республика Крым, территориально-политические системы, муниципальные образования.
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация административно-территориального деления (АТД) Республики Крым является одним из ключевых факторов социально-экономического развития полуострова. Проблема административно-территориального деления - объект пристального внимания отечественной и зарубежной науки. Изучением АТД занимаются ученые разных сфер научной деятельности: географы, политологи, экономисты, юристы и др. Интерес к изучению данной проблематики вызван не только желанием найти эффективные подходы к реформированию сети АТД, но и социальным запросом.
Проблема модернизации административно-территориального деления Крыма была актуализирована в работах крымских ученых: Багрова Н. В., Шевчука А. Г., Швец А. Б., Беднарского И. Г. [1] и др. Опыт реформ прошлых лет необходимо учитывать и сегодня. В российской географической науке проблематика административно-территориального устройства затронута в работах Туровского Р. Ф., Колосова В. А, Смирнягина Л. В. и др.
Цель статьи - на основе анализа исторических особенностей становления и современного состояния административно-территориального деления Крыма обосновать необходимость его модернизации в новых политических и социально-экономических условиях.
1. ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ КРЫМА
Термин АТД имеет массу трактовок. Как правило, под административно-территориальным делением понимают разделение территории унитарного или квазифедеративного государства (страны, региона) на части (административно-территориальные единицы), управление которыми осуществляется из административных центров или столицы [2]. В западной литературе чаще всего
30
встречается термин political divisions или administrative divisions.
Эффективное управление территорией, органами государственной власти и местного самоуправления напрямую зависит от эффективного использования инструмента АТД. Административно-территориальное деление - важный внешний фактор эффективности региональной политики [3]. Необходимость в территориальных преобразованиях вызвана политическими изменениями, которые произошли весной 2014 года. Реформа АТД Крыма обсуждалась еще украинским экспертным сообществом, однако с 1991 г. никаких изменений не произошло. Старая система АТД Крыма показала свою неэффективность. Если с географической точки зрения, деление проведено с учетом геоморфологических и ландшафтных особенностей территории, то экономические, экологические, культурные, демографические и др. факторы практически не были учтены. Проблема социального неравенства в городах и селах, отсутствие необходимой инфраструктуры, демографические проблемы вызваны, в том числе, и неэффективным АТД. Для их решения необходимо разработать четкую концепцию территориального развития, которая бы учитывала факторы и особенности при формировании административно-территориальных единиц. Так, например, Северный Крым, который был главным транспортным узлом (Армянск, Красноперекопск, Джанкой), в связи с транспортной блокадой, инициированной Украиной, потерял этот статус. В связи с этим Керчь стала для Крыма основной транспортной артерией, а через керченскую переправу проходит несколько тысяч автомобилей в сутки, включая грузовые автомобили с продовольствием. В сложившейся ситуации стратегическое значение имеет строительство моста через Керченский пролив, который соединит Крым с материковой частью России.
Этнический, религиозный и культурный состав административно-территориальных единиц (районов, городов, населенных пунктов) Степного Крыма заметно отличается от показателей ЮБК, западного побережья, Предгорного Крыма, а также Керченского полуострова. Различия касаются не только этнических и культурных групп населения, но и уровня жизни и инфраструктуры в районах. Для решения комплекса проблем правительством РФ была разработана Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года». Правительство РФ ожидает, что будут устранены диспропорции в региональном развитии, а уровень жизни в Крымском федеральном округе будет доведен до среднероссийского; будут гармонизированы межнациональные отношения и устранены межэтнические конфликты, а также построена сеть автомобильных дорог, портов, железных дорог [4]. Факторы и проблемы, сдерживающие социально-экономическое развитие Крыма, находят свое отражение и в административно-территориальном устройстве. Одна из ключевых проблем - нестабильная социально-политическая обстановка в Украине. Введенные странами Запада санкций против России и Крыма ослабили внешнеэкономические связи, в том числе с соседними с Крымом областями Украины. В результате разрыва экономических связей северные районы Крыма (Красноперекопский, Джанкойский) и город Армянск оказались в очень сложной экономической ситуации. Промышленные предприятия этого региона вынуждены искать партнеров
31
и рынки сбыта своей продукции в других регионах России, а в условиях транспортной изоляции это сделать крайне трудно.
Наряду с проблемами существует ряд конкурентных преимуществ и ключевых факторов, которые будут способствовать социально-экономическому развитию Крыма. Объективно увеличились возможности институциональной, ресурсной и финансовой поддержки в связи с вхождением в состав Российской Федерации. Стратегически важное и перспективное географическое, геоэкономическое и геополитическое положение Крыма обеспечивает высокий транспортно-транзитный потенциал, который в условиях санкций полноценно реализовать пока не удается. Крым имеет огромный потенциал для развития, который не был грамотно и рационально использован Украиной. Решение проблем, касающихся развития инфраструктуры и рационального использования природных ресурсов, создаст условия для реализации потенциальных возможностей региона.
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА КРЫМА
Современная территория Республики Крым и его административно-территориальное деление формировались на протяжении более двух столетий. За такой длительный период времени в Крыму произошло множество административно-территориальных преобразований. Основываясь на исторических документах, приведенных коллективом авторов в работе «Административно-территориальное устройство Крыма в документах и картографических образах ХУШ-ХХ1 вв.» (2006), выделим наиболее важные из них.
В 1783 г. указом Екатерины II Крымское ханство было включено в состав Российской империи. По Кучук-Кайнаджирскому миру Россия приобрела пространство между Бугом и Днепром, Кинбурн с его округом, Керчь, Ениколь и Азов [5]. 8 февраля 1784 г. была образована Таврическая область, что и ознаменовало административно-территориальные преобразования.
Предшествующее административно-территориальное деление Крыма (во времена правления Шагин-Гирея) отчасти носило архаический характер и не соответствовало новым военно-политическим реалиям. Таврическая область была поделена на семь уездов: Симферопольский, Левкопольский (позже переименованный в Феодосийский уезд), Евпаторийский, Перекопский, Днепровский, Мелитопольский и Фанагорийский. Г.А. Потемкиным был разработан проект административно-территориального устройства Таврической области, в который в ходе практического осуществления были внесены коррективы.
Указом Павла I от 12 февраля 1796 г. Таврическая область была упразднена, а ее территория разделена на два уезда (Ак-Мечетский и Перекопский) и присоединена к Новороссийской губернии. В 1802 г. в результате разделения Новороссийской губернии была вновь создана Таврическая губерния и поделена на семь уездов: Симферопольский, Евпаторийский, Феодосийский, Перекопский, Днепровский, Мелитопольский и Тмутараканский, который впоследствии был передан в пределы управления Кавказом. Александр I по сути восстановил
32
Суворовско-Екатерининское административно-территориальное деление Крыма, так как оно учитывало местную специфику [1].
23 марта 1838 г. Николай I подписал указ об образовании Ялтинского уезда. После этой реформы АТД Крыма практически не изменялось, не считая локальных изменений, и просуществовало в таком виде до начала XX в. [1].
В период с 1917-1920 гг., в условиях гражданской войны, на территории Таврической губернии краткосрочно возникали республики: Крымская Народная Республика, Советская Социалистическая Республика Тавриды, Крымская ССР, также действовало краевое правительство. Новая административная реформа была осуществлена в 1920 году. За основу районирования был принят естественный принцип расчленения Крыма на степную, предгорную и южнобережную зоны. Основными факторами, которые повлияли на районообразование, были плотность населения, распространение сельскохозяйственных культур, месторождения минерального сырья и т.д. В результате чего в Крыму выделили семь районов: Евпаторийский, Джанкойский, Керченский, Феодосийский, Симферопольский, Севастопольский, Ялтинский. В результате было образовано смешанное административно-территориальное устройство, в сочетании с новой идеологией, включившее в себя как новые (округа и районы), так и старые (уезды) административно-территориальные единицы [1].
18 октября 1921 года ВЦИК и СНК РСФСР издали декрет об образовании Крымской Автономной Социалистической Республики в составе РСФСР, с делением на семь округов: Джанкойский, Евпаторийский, Керченский, Севастопольский, Симферопольский, Феодосийский и Ялтинский.
Важным политико-социальным событием стало проведение политики «коренизации», началом которой принято считать XII съезд РКП(б) в 1923 г. Была предложена т.н. «татаризация» для обеспечения в национальных республиках использования национальных языков. Были образованы 6 татарских, украинский, немецкий и еврейский нацменрайоны [1].
Следующим значимым преобразованием АТД стал отказ от системы деления на округа в 1923 году. Вследствие чего было выделено 15 районов [1].
5 сентября 1930 года ЦИК Крымской АССР принял постановление о «разукрупнении районов Крымской АССР». Добавилось еще шесть районов: Биюк-Онларский, Фрайдорфский, Ак-Мечетский, Армяно-Базарский, Алуштинский, Сейтлерский [1].
15 октября 1930 года Керченский район был переименован в Ленинский, Севастопольский в Балаклавский.
30 октября 1930 года образован Ишуньский район вместо Армяно-Базарского, а также выделены в самостоятельные административные единицы города Симферополь, Севастополь, Керчь, Феодосия, Ялта.
В 1935 г. проведено новое АТД, в результате созданы дополнительно девять новых районов, а общее количество районов составило 25: Ак-Мечетский, Ак-Шеихский, Алуштинский, Балаклавский, Биюк-Онларский, Бахчисарайский, Джанкойский, Евпаторийский, Ичкинский, Ищуньский, Карасубазарский, Кировский, Колайский, Куйбышевский, Лариндорфский, Ленинский, Маяк-
33
Салынский, Сакский, Сейтлерский, Симферопольский, Старо-Крымский, Судакский, Тельманский, Фрайдорфский, Ялтинский, города республиканского подчинения: Севастополь, Симферополь, Керчь, Феодосия [1].
Особым периодом в развитии АТД Крыма стала оккупация полуострова в 1942-1944 гг. Было создано Министерство оккупированных восточных областей, которое возглавил нацистский теоретик Альфред Розенберг. Согласно планам министерства Крым, а также Херсонская и Запорожская области, должны были образовать генеральный округ Таврида.
После освобождения Крыма от немецких войск в 1944 году, 14 декабря из 26 районов было переименовано 11: Ак-Мечетский - в Черноморский; Ак-Шеихский-в Раздольненский; Биюк-Онларский - в Октябрьский; Ичкинский - в Советский; Карасубазарский - в Белогорский; Колайский - в Азовский; Лариндорфский - в Первомайский; Маяк-Салынский - в Приморский; Сейтлерский - в Нижнегорский; Тельманский - в Красногвардейский; Фрайдорфский - в Новоселовский.
30 июня 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР, Крымская АССР была преобразована в Крымскую область в составе РСФСР. Согласно новым административно-территориальным преобразованиям территория полуострова состояла из 6 городов областного подчинения (Симферополь, Севастополь, Евпатория, Керчь, Феодосия, Ялта), 7 городов районного подчинения (Алупка, Алушта, Балаклава, Бахчисарай, Белогорск, Джанкой, Старый Крым) и 26 сельских районов (Азовский, Алуштинский, Балаклавский, Бахчисарайский, Белогорский, Джанкойский, Евпаторийский, Зуйский, Кировский, Красногвардейский, Красноперекопский, Куйбышевский, Ленинский, Нижнегорский, Новоселовский, Октябрьский, Первомайский, Приморский, Раздольненский, Сакский, Симферопольский, Советский, Старо-Крымский, Судакский, Черноморский, Ялтинский). 21 августа 1945 года были переименованы сельские советы и населенные пункты Крымской области. Всего в период с 1945 по 1948 гг. были переименованы 1406 населенных пунктов, что изменило коренным образом топонимику Крыма. В период с 1948 по 1953 гг. был осуществлен ряд преобразований, в том числе упразднены Ялтинский и Новоселовский районы.
Важным событием в административно-территориальных и политических изменениях стала передача Крыма в состав Украинской ССР 19 февраля 1954 года. Последующие преобразования АТД Крыма, которые были отражены в справочнике «Административно-территориальное деление Крымской области 1 января 1977 года», не носили существенного характера.
20 января 1991 года в Крыму состоялся референдум по вопросу определения государственного статуса Крыма, результаты которого определили воссоздание автономной республики [1].
Административно-территориальное деление Автономной Республики Крым в составе Украины без территориальных изменений просуществовало вплоть до 2014 года. В результате политического кризиса в Украине, 16 марта 2014 года был проведен референдум о статусе Крыма, в результате которого 96 % населения проголосовало за присоединение к России. 18 марта Республика Крым и город Севастополь вошли в состав Российской Федерации в качестве новых субъектов.
34
3. ИЗМЕНЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ДЕЛЕНИИ КРЫМА ПОСЛЕ ВХОЖДЕНИЯ В СОСТАВ РОССИИ
В каком направлении административные единицы должны изменяться -укрупняться или разукрупняться - определяется целями, которые поставлены органами государственной власти. Все административно-территориальные единицы Крыма были включены в общероссийские классификации объектов АТД РФ, такие как ОКАТО (общероссийский классификатор административно-территориального деления объектов) и ОКТМО (общероссийский классификатор территорий муниципальных образований). 6 июня 2014 года был принят закон «Об административно-территориальном устройстве Республики Крым». Этот закон «устанавливает принципы административно-территориального устройства Республики Крым, порядок решения вопросов образования, разделения, преобразования административно-территориальных единиц... и закрепляет полномочия органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления в сфере административно-территориального устройства» [6]. Согласно ст.5 этого закона, в Республике Крым есть две категории населенных пунктов: городской населенный пункт и сельский населенный пункт. К первой категории относится город, ко второй категории следует относить поселки городского типа, поселки и села. Административно-территориальными единицами Республики Крым являются города республиканского значения (11 городов) и районы (14 районов) (Табл.1).
Таблица 1.
Виды административно-территориальных единиц (составлено по [6]).
Виды административно-территориальных единиц Сущность понятия
1 2
Район Административно-территориальная единица, объединяющая в своих границах территориально и административно связанные между собой населенные пункты.
Город Территориальная единица, отнесенная в установленном настоящим Законом порядке к категории городов, имеющая свою территорию, ограниченную городской чертой, численностью не менее 8 тысяч человек, являющийся экономическим и культурным центром, имеющий важное промышленное, социально-экономическое, историческое значение, перспективы дальнейшего экономического развития и роста численности населения.
35
Продолжение таблицы 1
1 2
Город республиканского значения Город республиканского значения -административно-территориальная единица, являющаяся экономическим и культурным центром, имеющим развитую промышленность, социальную инфраструктуру, численностью не менее 20 тысяч человек, на территории которой осуществляются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. В отдельных случаях к указанной категории городов могут быть отнесены города с меньшей численностью населения, но имеющие важное экономическое, социально-культурное или историческое значение, перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения.
Внутригородской район Территориальное образование, часть территории города (понятие применяется при определении территории города республиканского значения).
Поселок, село Территориальная единица, отнесенная в установленном настоящим Законом порядке к категории сельских населенных пунктов; административный центр - населенный пункт, статус которого определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры
Поселок городского типа (ПГТ) Территориальная единица, имеющая свою территорию, с численностью населения не менее 1000 человек, со смешанной жилой застройкой, имеющий коммунальную систему централизованного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения. В отдельных случаях к категории поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ. Местное управление - это форма осуществления народом своей власти,
36
обеспечивающая, в пределах муниципального образования решение вопросов местного значения [7]. Согласно федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в РФ введена унифицированная система территориального устройства местного самоуправления [3]. Выделяют два основных типа самоуправления: производственное самоуправление, создаваемое коллективами, ведущими совместную производственно-профессиональную деятельность; территориальное самоуправление, созданное на основе территориальной общности людей, которые объединены общими целями и интересами, связанные общей жизнедеятельностью в пределах своей административно-территориальной единицы. Как правило, они являются носителями одной политической культуры [8]. Таким образом, мы можем сказать, что оба типа самоуправления основаны на обществе, коллективе, т.е. на народе, который должен осуществлять местное самоуправление.
На всей территории формируются муниципальные образования двух уровней: первый уровень - городские и сельские поселения, второй - муниципальные районы и городские округа. Ощутимыми изменениями в АТД Крыма после интеграции в юридическое пространство РФ стали: упразднение поселков городского типа, которые были отнесены к категории сельских населенных пунктов, а также изменения в распределении полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов АТД. Распределение полномочий -это важнейших аспект в решении вопросов АТД (Табл.2).
Таблица 2.
Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления Республики Крым по вопросам АТД (составлено по [6]).
Орган власти Полномочия
1 2
Государственный совет РК 1) Образование, объединение, разделение, преобразование и упразднение административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов; 2) наделение статусом муниципального образования; 3) установление и изменение границ административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов; 4) рассмотрение предложений о присвоении наименований административно-территориальным единицам и входящим в их состав населенным пунктам, либо их переименование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
37
Продолжение таблицы 2
1 2
5) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Глава Республики 1) Внесение в Государственный Совет Республики Крым проектов законов по вопросам административно-территориального устройства, отнесенным к ведению Государственного Совета Республики Крым; 2) внесение предложений в Государственный Совет Республики Крым по вопросам: об образовании, объединении, разделении, преобразовании, упразднении, присвоении наименований и переименовании административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов; наделения статусом муниципального образования; установления и изменения границ административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов; преобразования муниципальных образований; 3) определение порядка ведения Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым; 4) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Совет Министров 1. Внесение предложений Главе Республики Крым по вопросам административно-территориального устройства и его изменения; 2. осуществление в установленном законодательством порядке учета и регистрации административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов Республики Крым; 3. ведение Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым; 4. информирование в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующих федеральных
38
Продолжение таблицы 2
органов исполнительной власти о внесенных изменениях в административно-территориальное устройство Республики Крым
1 2
Органы муниципальных образований 1. Внесение проектов законов и предложений в Государственный Совет Республики Крым по вопросам образования, объединения, разделения, преобразования, упразднения, присвоения наименований и переименования административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов, а также по другим вопросам административно-территориального устройства; 2. выявление мнения населения по вопросам образования, объединения, разделения, преобразования, упразднения, присвоения наименований и переименования административно-территориальных единиц и населенных пунктов, а также по другим вопросам АТД.
ВЫВОДЫ
Выделение ключевых проблем современного АТД Крыма требует определения путей их решения. Социально-экономическое развитие Республики Крыма напрямую зависит от эффективности АТД.
Для решения комплекса задач правительством РФ была разработана Федеральная целевая программа «Социально-экономического развития Крыма и г. Севастополя до 2020 г.», которая, в том числе, направлена на разрешение проблемы территориального и социального неравенства, развитие инфраструктуры, решение экологических проблем. В качестве одной из объективно существующих выделена проблема увеличения дифференциации между уровнями социально-экономического развития отдельных муниципальных образований Крыма, которую без преобразований в административно-территориальном устройстве не решить.
Таким образом, можно говорить о необходимости выработки концепции по модернизации административно-территориального устройства Крыма с учетом территориальных различий районов, а также их демографических, культурных и этнических особенностей. В современной социально-экономической и политической ситуации реформа административно-территориального устройства должна закрепить изменения, которые произошли в обществе. Преобразования в системе АТД должны иметь публичный характер, с широким привлечением общественности, а возможно и проведения референдумов, что поможет предотвратить возможные конфликты и избежать ошибок.
39
Список литературы
1. Административно-территориальное устройство Крыма в документах и картографических образах XVIII-XXI вв. / Шевчук А. Г., Беднарский И. Г., Швец А. Б., Ефимов С. А., Кравцова Л. П.; под ред. А. В. Ишина. Симферополь: СФ НИСИ; ВГМИ «Таврия», 2006. 72 с.
2. Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник. Отв. ред. А. П. Горкин. Смоленск: Ойкумена, 2013. 328 с.
3. Региональное развитие и региональная политика России в переходный период; под. ред. С.С. Артоболевского, О. Б. Глезер. М: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. 317 с.
4. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополь до 2020 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2016/429
5. Дубровин Н. Ф. Присоединение Крыма к России. Том IV. 1781-1783 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.runivers.ru/lib/book3145/10052/
6. Республика Крым. Законы. Об административно-территориальном устройстве Республики Крым, 6 июня 2014, №18-ЗРК [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rg.ru/2014/07/09/krim-zakon18-reg-dok/html
7. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: constitution.garant.ru/act/local-government/186367/chapter/1/
8. Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. М.: АСПЕНТ ПРЕСС, 2001. 479 с.
THE PROBLEMS OF MODERNIZATION OF THE POLITICAL DIVISON OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
Kupriyanov A. V., Ojegova L. A.
V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]
The article is devoted to modern problems of political division of the Republic of Crimea. We analyzed the existing problems and ways of solving them. Modernization of the political division of the Republic of Crimea is one of the key factors in social and economic development of the peninsula. Political divisions is study by scientists of different fields of research: geographers, political scientists, economists, lawyers and others. Interest in the study of this problem is caused not only by the desire to find effective approaches to reforming but and social demand. Political division - important external factor in the effectiveness of regional policy.
The purpose of the article - an analysis historical feature of formation and the current state of the administrative-territorial division of the Crimea to justify the need for modernization in the new political and socio-economic conditions. The term political division has a lot of interpretations. As a rule, the administrative and territorial division to understand the division of the territory of the unitary or quasi-federative state (country, region) on the part of the (administrative units), which is controlled from the administrative centers or capital. Necessity of territorial reforms caused by the political changes that occurred in the spring of 2014.
Along with the problems, there are some of competitive advantages and key factors that will contribute to the socio-economic development of the Crimea. Objectively increased
40
institutional capabilities, resources and financial support in connection with the entry into the Russian Federation.
One of the key issues - the unstable socio-political situation in Ukraine. Western countries imposed sanctions against Russian and Crimean weakened external economic relations, including with the neighboring regions of Ukraine and Crimea.
Political division of the Republic of Crimea as part of Ukraine without territorial changes lasted until 2014. As a result of the political crisis in Ukraine, the Crimean status referendum was held March 16, 2014, which resulted in 96% of the population voted for joining Russia. March 18 Republic of Crimea and Sevastopol city became part of the Russian Federation as new subjects.
Keywords: political division, modernization, Republic of Crimea, political systems, municipality
References
1. Administrativno-territorial'noe ustrojstvo Kryma v dokumentah i kartograficheskih obrazah XVIII-XXI vv. / Shevchuk A. G., Bednarskij I. G., Shvec A. B., Efimov S. A., Kravcova L. P.; pod red. A. V. Ishina. (The administrative-territorial unit of the Crimea in the documents and cartographic images of XVIII-XXI centuries), Simferopol: Tavria (Publ), 2006. 72 p. (In Russian)
2. Social'no-jekonomicheskaja geografija: ponjatija i terminy. Slovar'-spravochnik. Otv. red. A. P. Gorkin (Human geography: the concepts and terms. Reference Dictionary) Smolensk: «Ojkumena» (Publ.),
2013. 328 p.(In Russian)
3. Regional'noe razvitie i regional'naja politika Rossii v perehodnyj period; pod. red. S. S. Artobolevskogo, O. B. Glezer (Regional development and regional policy of Russia in the transition period) M: Izd-vo MGTU im. N.Je. Baumana (Publ.), 2011. 317 p.
4. Federal'naja celevaja programma «Social'no-jekonomicheskoe razvitie Respubliki Krym i g.Sevastopol' do 2020 goda» (The federal target program «Social and economic development Republic of Crimea and Sevastopol until 2020»), [Electronic resource]. Access mode: fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/F cp/ViewFcp/View/2016/429
5. Dubrovin N. F. Prisoedinenie Kryma k Rossii. Tom IV. 1781-1783 gg. (Joining of Crimea to Russia Volume IV. 1781-1783), [Electronic resource]. Access mode: www.runivers.ru/lib/book3145/10052/
6. Respublika Krym. Zakony. Ob administrativno-territorial'nom ustrojstve Respubliki Krym, 6 ijunja
2014, №18-ZRK (Republic of Crimea. The laws. On administrative-territorial system of the Republic of Crimea, June 6, 2014), [Electronic resource]. Access mode: www.rg.ru/2014/07/09/krim-zakon18-reg-dok/html
7. Federal'nyj zakon ot 6 oktjabrja 2003 goda № 131-FZ «Ob obshhih principah mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii s izmenenijami i dopolnenijami (Federal Act of October 6 2003 № 131-FZ "On general principles of local self-government in the Russian Federation (as amended)), [Electronic resource]. Access mode: constitution.garant.ru/act/local-government/186367/chapter/1/
8. Kolosov V. A., Mironenko N. S. Geopolitika i politicheskaja geografija (Geopolitics and Political Geography), M.: ASPENT Press (Publ), 2001. 479 p. (In Russian)
Поступила в редакцию13.08.2015
41