Научная статья на тему 'Территориальная организация системы общего образования Крыма'

Территориальная организация системы общего образования Крыма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF GENERAL EDUCATION / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / TERRITORIAL STRUCTURE / РАЙОНИРОВАНИЕ / ZONING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЙОН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АРЕАЛ / EDUCATIONAL AREA / КРЫМ / CRIMEA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Н. Г.

Произведено районирование территориальной структуры системы общего образования Крыма, выделено 8 образовательных районов и 4 образовательных ареалов. Дана характеристика уровня развития системы общего образования Крыма для каждой из единиц районирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL ORGANIZATION OF SYSTEM OF THE GENERAL EDUCATION OF THE CRIMEA

The territorial structure of general education in Crimea are described in the article.Analysis of the results reveals 7 zoning educational areas within Crimea: Northwest, Northeast, West, Central, East seaside, West seaside, Kerchensky and 4 territorial units, which can be represented in the rank of educational areas: Krasnoperekopsky, Evpatoria, Kerch, Simferopol, Dzhankojsky.Territorial system of education is characterized by relationship to a particular territory three components: function-sectoral, and territorial management, together forming a particular group of socio-economic systems. This system is necessarily confined to a specific area of different spatial levels. The characteristic of the level of development of the general education system of the Crimea for each of the zoning units are shown.

Текст научной работы на тему «Территориальная организация системы общего образования Крыма»

Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Серия «География». Том 27 (66), № 1. 2014 г. С. 48-53.

УДК 911.3:316

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМА Гончарова Н. Г.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, проспект Вернадского, 4, Симферополь 295007, Россия

Произведено районирование территориальной структуры системы общего образования Крыма, выделено 8 образовательных районов и 4 образовательных ареалов. Дана характеристика уровня развития системы общего образования Крыма для каждой из единиц районирования. Ключевые слова: система общего образования, территориальная структура, районирование, образовательный район, образовательный ареал, Крым

ВВЕДЕНИЕ

Территориальная система образования (ТСО) может быть представлена как исторически сложившееся сочетание разнородных компонентов отрасли образования, сформировавшееся в социально-экономической среде региона для поддержания комфортных условий выполнения функций образования, воспитания, социализации и профессиональной подготовки территориальной общности людей.

Территориальная система образования характеризуется взаимосвязью в пределах конкретной территории трёх компонентов: фунционально-отраслевых, управленческих и территориальных, в совокупности образующих определённую группу социально-экономических систем. Данная система обязательно приурочена к конкретной территории различного пространственного уровня.

Основой оптимизации территориальной структуры системы общего образования Крыма является осуществление районирования системы общего образования. Схема районирования системы общего образования позволит дифференцировать административно-территориальные районы Крыма относительно уровня развития системы образования, выявить перспективные и депрессивные районы.

Цель работы: осуществить районирование системы общего образования Крыма и представить ее характеристику

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Основу территориальной структуры системы образования Крыма составляют образовательные районы, которые формируются как площадные объекты, границы которых ограничиваются границами одного или нескольких административных районов Крыма, характеризующихся сходными характеристиками системы образования. Принцип совмещения социально-экономических и административных границ позволяет внести в изучение системы образования элемент управления.

Процесс разработки схемы районирования системы общего образования реализован при помощи программного аппарата ГИС-технологий в период следующих этапов:

1. Создание базы данных значений факторов и условий развития территориальной структуры общего образования. Для этого на основе статистической информации (по состоянию на 2013 год [4-6]) о показателях характеризующих условия и факторы организации территориальной структуры общего образования в разрезе административных

районов и городов Крыма сформирована группа пространственных слоев увязанных с соответствующими таблицами параметров. Для данной цели использован современный программный продукт ЛЯСвК 10.1.

2. Картографическая визуализации схемы районирования системы общего образования - было выделено 38 слоев отображающих пространственные параметры демографические и социально-экономические инфраструктурные, квалификационно-штатно-должностные и деятельностно-результатирующию критерии функционально-отраслевой структуры ТСО.

3. Выявление территориальных особенности развития системы общего образования Крыма. С этой целью применены методы моделирования траектории развития общественно-географических объектов в многомерном нормированном пространстве, метод многомерной классификации общественно географических объектов и ранжирование общественно географических объектов по показателю их суммарного рейтинга [1-3].

Для анализа отобраны параметры, которые предварительно были включены в соответствующую базу данных:

1. Демографические показатели - 6 тематических слоев;

2. Социально-экономические показатели - 4 - тематических слоя

3. Инфраструктурные показатели - 13 тематических слоев;

4. Квалификационно-штатно-должностные показатели - 7 тематических слоев;

5. Деятельностно-результатирующие показатели - 7 тематических слоев.

По каждому параметру осуществлено ранжирование районов и городов Республики Крым за период 2013 гг. и рассчитан их суммарный рейтинг, как среднее арифметическое значений рейтингов по каждому из блоков по шкале от -10 до 10 баллов. По значению суммарного рейтинга проведено снова ранжирование районов и городов. Итоговый рейтинг представляет собой сумму рейтингов социогеосистем по значению их суммарных рейтингов по каждому параметру. Известно, что чем меньше значения рейтинга, тем состояние развития системы хуже.

Представленные территориальные различия позволяют провести районирование территориальной структуры системы общего образования Крыма в ранге образовательных районов с различной степенью уровня развития образования.

Результаты районирования и соответствующая схема для территории Крыма представлена на рис. 1.

Характеристика уровня развития системы общего образования проводится по 4 позициям:

1. Слабый - величина итогового рейтинга - 2-5;

2. Умеренный - величина итогового рейтинга - 6-9;

3. Достаточный - величина итогового рейтинга - 13-16;

4. Высокий - величина итогового рейтинга - 17-20.

В таблице 1. приведены названия, порядковые номера, результаты итогового рейтинга, состав административно-территориальных единиц образовательных районов Крыма, и характеристика уровня развития системы образования.

Отметим отсутствие величины в 10-12 баллов итогового рейтинга в пределах административных районов Крыма, что обуславливает разорванный характер шкалы в диапазоне между умеренным и достаточным уровнем.

49

границы образовательных районов

итоговый рейтинг

| итоговый рейтинг

Рис. 1. Районирование территориальной структуры системы общего образования Крыма (составлено автором)

I - Северо-Западный образовательный район

II - Северо-Восточный образовательный район

III - Западный образовательный район

IV- Центральный образовательный район

V- Восточный приморский образовательный район

VI - Западный приморский образовательный район

VII - Керченский образовательный район

VIII - Красноперекопский образовательный ареал

IX - Евпаторийский ареал

X - Симферопольский ареал

XI - Керченский ареал

XII - Джанкойский ареал

На рисунке 2. представлены показатели итоговой рейтинговой оценки уровня развития функционально-отраслевой структуры для каждого из выделенных районов

50

Рис. 2. Совмещение районирования с результатами оценки итогового рейтинга уровня развития системы образования Крыма (составлено автором)

Таблица 1

Характеристика образовательных районов Крыма_

№ Название района Порядковы й номер Характеристика уровня развития системы образования Итоговый рейтинг Включает административные единицы

1 Северо-Западный образовательный район I слабый 2-5 КрасноперекопскийРаз дольненский Первомайский, Сакский, Черноморский районы

2 Северо-Восточный образовательный район II умеренный 6-9 Джанскойский, Красногвардейский районы

3 Западный образовательный район III слабый 2-5 Кировский, Нижнегорский, Белогоский, Советский районы

51

4 Центральный образовательный район IV умеренный 6-9 Симферпольский Бахчисарайский районы

5 Восточный приморский образовательный район V умеренный 6-9 Алуштинский, Судакский, Феодосийский горсоветы

6 Западный приморский образовательный район VI достаточный 1316 Ялтинский, Севастопольский горсоветы

7 Керченский образовательный район VII слабый 2-5 Ленинский район

8 Красноперекопский образовательный ареал VIII умеренный 6-9 г. Красноперекопск

9 Евпаторийский ареал IX умеренный 6-9 г. Евпатория

10 Симферопольский ареал X высокий 1720 г. Симферополь

11 Керченский ареал XI умеренный 6-9 г. Керчь

12 Джанкойский ареал XII слабый 2-5 г. Джанкой

Далее характеристика образовательных районов будет рассмотрена при типизации и детализации позиций уровня развития территориальной системы образования Крыма.

ВЫВОДЫ

Территориальная система образования характеризуется взаимосвязью в пределах конкретной территории трёх компонентов: фунционально-отраслевых, управленческих и территориальных, в совокупности образующих определённую группу социально-экономических систем. Данная система обязательно приурочена к конкретной территории различного пространственного уровня.

Анализ результатов районирования позволяет выявить 7 образовательных районов в пределах Крыма: Северо-западный, Северо-восточный, Западный, Центральный, Восточный приморский, Западный приморский, Керченский и 4 территориальные единицы, которые могут быть представлены в ранге образовательных ареалов: Красноперекопский, Евпаторийский, Керченский, Симферопольский, Джанкойский.

Список литературы:

1. Немець К. А. Моделювання траекторп розвитку регюнальних соцюгеосистем Украши / К. А. Немець // Часопис соцiально-економiчноl географй: Мiжрегiон. зб. наук. праць. - Харкш, ХНУ iменi В.Н. Каразша. - 2009. - Вип. 7 (2). - С. 66 - 80.

2. Немець К.А. Суспiльно-географiчнi основи шформацшного розвитку соцюгеосистем [Текст] : Дис. д-ра геогр. наук: 11.00.02 / Немець Костянтин Аркадшович ; Кшвський нацюнальний ун-т iм. Тараса Шевченка. - К., 2005. - 433 арк.: рис. . Тараса Шевченка. - К., 2006. - 30 с.

3. Немець К.А. Просторовий анатз у суспшьнш географи: новi тдходи, методи, моделi: Монографiя / Немець К.А., Немець Л.М. - Харкiв: ХНУ, 2013. - 225 с.

52

4. Статистичний щорiчник Автономноï Республжи Крим за 2003 рж. [Текст] / Голов. управ. статистики в АРК ; ред. В. I. Колесшк. - ^мферополь : [б. в.], 2004. - 601 с.

5. Статистичний щорiчник Автономноï Республжи Крим за 2004 рж. [Текст] / Голов. управ. статистики в АРК ; ред. О. I. Штюренко. - ^мферополь : [б. в.], 2005. - 558 с.

6. Статистичний щорiчник Автономноï Республжи Крим за 2005 рж. [Текст] / Голов. управ. статистики в АРК ; ред. О. I. Штюренко. - ^мферополь : [б. в.], 2006. - 551 с.

Гончарова Н. Г. Територiальна оргашзащя системи загально'1 освгги Криму / Н. Г. Гончарова //

Учет записки Тавршського национального ушверситету iм. B.I. Вернадського. Серiя: Географiчнi науки. - 2014. - Т.27 (66), №1. - С. 48-53.

Проведено районування територiальноï структури системи загальноï освiти Криму, видшено 8 освггтх районш i 4 освiтнix ареалiв. Дана характеристика рiвня розвитку системи загальноï освiти Криму для кожтл з одиниць районування.

Ключовм слова: система загальнм освiти, територiальна структура, районування, освгтнш район, освiтнiй ареал, Крим.

TERRITORIAL ORGANIZATION OF SYSTEM OF THE GENERAL EDUCATION OF

THE CRIMEA Goncharova N. G.

Taurida National V.I. Vernadsky University, Simferopol, Crimea, Russia

The territorial structure of general education in Crimea are described in the article.

Analysis of the results reveals 7 zoning educational areas within Crimea: Northwest, Northeast,

West, Central, East seaside, West seaside, Kerchensky and 4 territorial units, which can be

represented in the rank of educational areas: Krasnoperekopsky, Evpatoria, Kerch , Simferopol,

Dzhankojsky.

Territorial system of education is characterized by relationship to a particular territory three components: function-sectoral, and territorial management, together forming a particular group of socio-economic systems. This system is necessarily confined to a specific area of different spatial levels. The characteristic of the level of development of the general education system of the Crimea for each of the zoning units are shown.

Keywords: system of general education, territorial structure, zoning, educational area, Crimea

References

1. K.A. Nemets "Simulation of the trajectory of development of regional social geosystems of ukraine," The Chronicle of Social-Economic Geography, No. 7(2), 66 (2009)

2. K.A. Nemets, Social-geographic bases of information geosystems increasing (Taras Shevchenko national university of Kyiv, Kyiv, 2006.)

3. K.A. Nemets, Spatial analysis in social geography: new approaches, methods, models (V. N. Karazin Kharkiv National University, Kharkiv, 2013)

4. Statistical Yearbook of the Autonomous Republic of Crimea in 2003 (Simferopol, 2004)

5. Statistical Yearbook of the Autonomous Republic of Crimea in 2004 (Simferopol, 2005)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Statistical Yearbook of the Autonomous Republic of Crimea in 2005 (Simferopol, 2006)

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.