Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Серия «География». Том 27 (66), № 1. 2014 г. С. 106-123.
УДК911.3:614(470.56)
ПРОБЛЕМА ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ МЕДИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КРЫМА Чудинова Л. С.
Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, проспект Вернадского, 4, Симферополь 295007, Россия
E-mail: lamiriel@me. com
В статье рассмотрены основные принципы формирования ориентиров и приоритетных направлений развития медицины в Крыму. В соответствии с этим формируются цель и основные задачи развития территориальной медико-географической системы (ТМГС) Крыма. Предлагается вариант стратегического анализа развития медицины Крыма на основе географического подхода. Рассмотрены наиболее актуальные для функционирования ТМГС Крыма мероприятия.
Ключевые слова: территориальная медико-географическая система, медико-, геодемографический процесс, стратегия, сценарий развития, мероприятия.
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние территориальной-медико-географической системы Крыма показывает, что в регионе появились новые приоритеты её стратегического развития. После воссоединения Крыма с Российской Федерацией республике необходимо не только сохранить, но и упрочить позиции медицинского обслуживания населения, внедряя в деятельность отрасли принципы устойчивого развития, которые предусматривают долгосрочные инвестиции в медицинскую сферу и имеют четкие региональные приоритеты. Крым нуждается в целенаправленной региональной политике развития территориальной медико-географической системы (ТМГС) на долгосрочную перспективу.
Под территориальной медико-географической системой автор понимает исторически сложившееся сочетание разнородных компонентов медицинской отрасли, сформировавшееся в природно-антропогенной среде региона для поддержания комфортных условий жизни территориальной общности людей.
ТМГС представлена инфраструктурным, деятельностным, социально-демографическим и природно-ресурсным блоками [13].
К природно-ресурсному блоку относится материально-экономическое насыщение общества природными и антропогенными объектами и ресурсами. Кроме того, в указанный блок входят природные факторы, влияющие на комфортность проживания населения (сейсмичность территории, её обводненность и др.).
В рамках социально-демографического блока мы предлагаем рассматривать различные характеристики населения, которые формируют понятие его уровня жизни. В состав указанного блока необходимо отнести обеспеченность трудовыми ресурсами -старшим и младшим медицинским персоналом, что обусловлено, как правило, определенной демографической ситуацией в регионе.
К инфраструктурному блоку относится сеть медицинских учреждений, медицинский транспорт и дорожная сеть, а также сеть медицинского снабжения (медицинская техника - скорость и пути финансирования и доставки; фармацевтическое снабжение). Этот блок является очень показательным в рамках ТМГС, так как сбои в его работе сказываются на всех элементах системы.
К деятельностному блоку относятся услуги, оказываемые как специализированными, так и комплексными медицинскими учреждениями, а также деятельность специалистов вне медучреждений, например, семейная медицина.
Пространственные характеристики изучения проблемы стратегического планирования развития ТМГС базируются на проведении медико-географического районирования Крыма, в результате которого возможно выявить территории с относительно однородными условиями формирования общественного здоровья.
При разработке схемы медико-географического районирования Крыма нами был использован коэффициент медико-географической комфортности крымских регионов. Величина этого коэффициента представляет собой ранговое место операционно-территориальной единицы (административного района) по итогам ранжирования регионов по каждому из выделенных параметров каждого из блоков ТМГС Крыма.
Для рассмотрения проблематики стратегического развития ТМГС Крыма был проведен анализ вариантов стратегического развития медицины в Крыму разработанных ранее. Отмечено отсутствие комплексной геостратегии развития ТМГС Крыма, базирующейся на оценке пространственных аспектов.
Наиболее полно стратегические аспекты планирования развития медицины в Крыму проработаны в правовом и экономическом аспектах, Комплексной программы Автономной Республики Крым "Здоровье крымчан" на 2013-2016 годы [8]. Программа включает комплекс направлений деятельности, связанных с реализацией мероприятий по осуществлению государственных и региональных приоритетов развития медицинского обслуживания населения Крыма. Целью Программы является реализация государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на улучшение качества оказания медицинской помощи и увеличение продолжительности жизни населения.
Важное значение для стратегического развития ТМГС Крыма имела Программа развития семейной медицины в Автономной Республике Крым на период 2004-2010 годов [9]. Целями Программы развития семейной медицины являлись реформирование системы первичной медико-санитарной помощи населению, а также оптимизация сети лечебно-профилактических учреждений.
Рассматривая вопрос стратегического планирования ТМГС Крыма, нельзя не отметить вклад крымских ученых-географов в разработку проблем стратегического планирования территориального развития государства и отдельных регионов, которые затрагивают вопросы развития медицины, как неотъемлемой части социально-экономических территориальных систем [1; 2]. Характеристика и перспективы развития медицины являются составляющей частью информационно-географического обеспечения планирования стратегического развития Крыма в целом, а также его отдельных районов [3, 5]. Проблематика пространственных аспектов медицинского обслуживания в лечебно-оздоровительных комплексах Крыма обязательный элемент работ по рекреационной географии.
Отметим так же работы, посвященные стратегическому планированию развития территорий, выполненные Центром технологий устойчивого развития географического факультета Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Эти работы сформировали на уровне административных районов Крыма информационные банки данных, основанные на применении новейших геоинформационных технологий. Важным результатом указанных работ является научно обоснованная система функционального зонирования территории для целей стратегического развития [4, 6, 7, 10, 11].
Необходимо отметить работы крымских ученых-медиков, результаты которых имеют непосредственное значение для стратегического планирования медицинской отрасли, а
107
также системы комплексной оценки экологического риска для здоровья с использованием современных геоинформационных технологий [12].
Вместе с тем, в упомянутых работах географов и медиков отсутствует анализ стратегического развития ТМГС Крыма с позиций такого компонента территории, как социально-медико-географическая комфортность.
Цель работы состоит в выявлении возможностей применения принципов устойчивого развития территории к процессу создания геостратегии развития ТМГС Крыма для актуализации представлений о социально-медико-географической комфортности его регионов.
Под комфортностью проживания мы понимаем систему оценок условий жизнедеятельности, которая формируется на основе удовлетворения потребностей человека или населения. Так как оценка комфортности проживания носит отчасти субъективный характер, в связи с этим, ее значимость не следует преувеличивать. Уровень комфортности проживания населения на территории является показателем конечного эффекта воздействия на людей факторов окружающей среды. Таким образом, уровень комфортности наряду с показателями здоровья может рассматриваться как интегральный критерий ситуации в регионе в целом.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Принципиально важным вопросом при стратегическом планировании представляется понимание основополагающей категории «стратегия». Одним из оригинальных подходов в понимании сущности стратегии являются представления Г. Г. Почепцова. По мнению этого автора, стратегия является способом преодоления неизвестности, неопределённости, а также необходимым компонентом любого сложного действия, любой ситуации, в которой задействованы множество людей и разных организаций в пределах конкретной территории [10]. Необходимость формирования стратегии часто связана с отсутствием ресурса (интеллектуального, информационного и др.) или стремлением вывести какой-либо объект на определённый уровень социально-экономического развития его пространственных пропорций.
Проблема стратегического изучения территориальной медико-географической системы Крыма состоит в необходимости максимальной диверсификации функциональной и территориальной структур ТМГС, в условиях изменившихся приоритетов и возможностей развития медицины в Крыму, открывающихся в условиях правового поля Российской Федерации. Новые условия развития медицинской отрасли требуют применения для её комплексного изучения стратегии устойчивого развития ТМГС как пространственного объекта.
Суть устойчивого развития ТМГС, можно сформулировать как поиск сбалансированного изменения параметров тех блоков компонентов, которые составляют сущностную структуру ТМГС: инфраструктурного, деятельностного, социально-демографического и природно-ресурсного. Эти изменения определяются в соответствие с инвестиционными возможностями региона и направлены на укрепление современного и будущего потенциалов удовлетворения потребности населения в медицинском обслуживании и поддержания высокого уровня здоровья населения.
Рассмотрение проектов стратегического развития территорий в рамках парадигмы устойчивого развития, в том числе Крыма и его регионов, показывает необходимость наличия в подобных стратегиях географической составляющей. С точки зрения стратегического планирования развития ТМГС данная составляющая выражается в пространственной неоднородности параметров природно-ресурсного, инфраструктурного, деятельностного и социально демографического блоков. Роль ученых географов при этом
108
о
CD
1. Формирование ;ети учреждений здравоохранения, ;нстемы первичной медико-санитарной помгщи в сельской ?.:е;гности
2. Широкое развитие сети амбулатории íSinefi практики семейной медицины
j .Интеграция
возможностей
медицинских учреждений
региона в едином
медицинском и
финансовом доле с
орт анизанией Енугреннйгг
рынка медш1инских услуг.
4CTSHM разделением
функций между ними и
о5шей otëst ственностыо
за конечный рез1ттьтат)
4. Демократизация ;нстемы
здравоохранения с
возможностью
предоставления
местными oprana.Mii Ела;ти информации использовании ;редсге бюджета, выделяемых на здравоохранение; организация диалога ; населением по его п~ащ-^)01.а:-ШЕО EI рациональному распределению
5. Рациональное
использование
сети сгшгорно-
курортнык
учреждений с
;о5далием
специализировали
ых цеятров
;ал5Торн:-
ктрсртного
лечения.
реабилитации:
Й I
H
0
1
ia
3
О
Е
D- №
О S
í S °
¡3 ь m -ч o m
Ь £
е m
s Q -С 5
m Q о д S 0
S s ^
^ ГГ
SI i
s
D-i
Продолжение рис. 1.
110
В современном стратегическом планировании развития систем достаточно широко применяется SWOT-анализ, как один из ключевых элементов формирования и объяснения необходимых мероприятий предполагаемой стратегии.
Нами разработана методическая схема создания стратегии развития медицины в современном Крыму с выделением её территориальных приоритетов. По сути, предложена схема создания геостратегии, суть которой заключена в выявлении региональных возможностей развития медицинского обслуживания населения базирующихся на результатах районирования территории Крыма по степени её медико-географической комфортности и наличия медико-географических рисков.
Первым этапом реализации упомянутой схемы можно считать выявление стратегической цели развития медицинской отрасли как функционального компонента ТМГС и задач ее развития. На данном этапе на основе оценки комфортности территории для развития здорового образа жизни проводится SWOT-анализ прогнозных сценариев развития ТМГС Крыма, выделение сильных и слабых сторон её функциональных компонентов, угроз и возможностей перспективного развития.
Вторым этапом реализации схемы геостратегического развития медицинской отрасли в Крыму можно считать выявление возможностей реализации поставленных на предыдущем этапе цели и задач преобразования медицины в современном Крыму в целом и по отдельным медико-географическим районам. Проведённое автором медико-географическое районирование Крыма по коэффициенту медико-географической комфортности территории и наличию в её пределах медико-географических рисков,позволило рассмотреть эволюцию условий и факторов формирования на полуострове территориальных предпосылок развития его современной ТМГС.
В соответствие с выше изложенным цель и основные задачи развития ТМГС Крыма в общем виде можно сформулировать как необходимость создания доступной, качественной, разнообразной по функциональному назначению, сориентированной на жителей не только городской, но и сельской местностей, системы медицинского обслуживания, учитывающей инвестиционные, кадровые, материально-технические, имиджевые, природные риски и приоритеты роста отдельных территорий автономии (рис. 1). Реализация приведенных целей и задач, может увеличить степень комфортности территориальных и функциональных компонентов ТМГС Крыма, а также обеспечить стабилизацию геодемографических процессов в регионе и стимулировать развитие смежных с медициной отраслей экономики. Такой прорыв в развитии ТМГС Крыма возможен лишь при условии управленческой заинтересованности федерального центра Российской Федерации в создании привлекательных условий деятельности на полуострове для инвесторов различных рангов, особенно частных инвесторов. В 2013 г. информационное управление Совета министров Крыма сообщало об определении полуострову наивысшего уровня инвестиционной привлекательности на уровне !А1. Уровень инвестиционной привлекательности Крыма обусловлен выгодным экономико-географическим положением и высоким природно-ресурсным потенциалом, наличием необходимой инфраструктуры и условий для развития бизнеса, благоприятной деловой средой, высокими темпами социально-экономического развития и удовлетворительным состоянием местных финансов.
Большое значение при рассмотрении сценариев геостратегии имеет трансформация геодемографических процессов - наиболее явного следствия преобразований в ТМГС. Демографические процессы формируют социальный смысл развития системы здравоохранения. В Крыму геодемографические процессы характеризуются низкими показателями рождаемости и высокими смертности, что обеспечивает отрицательный прирост населения. Миграционная составляющая геодемографических процессов в Крыму,
111
как показывает анализ статистических параметров, влияет в последнее десятилетие на прирост населения в регионе.
По мнению В. В. Яворской, движение населения в регионе или геодемографический процесс (ГДП), рассматриваемый как соотношение показателей рождаемости - смертности -естественного прироста, может быть разделён на типы и подтипы: расширеный и суженый типы (восходящий или нисходящий) [14]. Подтипы геодемографических процессов определяются по роли в них механического движения населения.
Восходящий тип ГДП представляет увеличение населения за счет механического прироста с незначительным природным увеличением или убытием, а также со слабым механическим оттоком.
Нисходящий тип ГДП имеет следующие подтипы: уменьшение населения за счет механического убытия со слабым природным убытием, а также уменьшение населения за счет механического убытия со слабым природным убытием.
Выделяется так же стагнационный тип ГДП, в котором проявляется стагнация населения с природным убытием, которое компенсирует механический прирост.
В реализации целей и задач геостратегии развития медицинского обслуживания в Республике Крым нами предусмотрены два вероятных сценария: инерционный и активных действий.
Инерционный вариант реализации геостратегии - пассивный, не проектный, характеризующийся отсутствием существенных изменений, для которого характерно сохранение показателей медико-географической комфортности и минимальный уровень государственной поддержки мероприятий, трансформирующих ситуацию с медицинским обслуживанием в Крыму.
Инерционный сценарий геостратегического развития ТМГС Крыма предполагает сохранение в большинстве крымских регионов восходящего типа геодемографического процесса, который сохраняется за счет увеличения населения посредством его механического прироста с незначительным природным убытием. Механический приток населения в таких районах растёт незначительно (3-5% в год), а в определенный период темпы его роста замедляются (до 3%). Комфортность проживания населения в таких районах медленно снижается.
Наиболее ярко описанный тип геодемографического процесса может отмечаться в Южнобережных городских советах Крыма - Феодосийском, Судакском, Алуштинском, Ялтинском, Севастопольском, а так же на территории Сакского и Черноморского районов.
Нисходящий тип геодемографического процесса сохраняет очень широкое распространение в Крыму и охватывает около половины его административных районов. В пределах этих территорий устанавливается такой подтип развития геодемографических процессов, который можно охарактеризовать как уменьшение населения за счет механического убытия со слабым естественным приростом. Наиболее ярко описанный тип геодемографического процесса может отмечаться Ленинском, Джанкойском, Первомайском районах. С несколь меньшей степенью в центральных районах Крыма - Бахчисарайском, Симферопольском, Белогорском.
Для детализации характеристики инерционного сценария развития ТМГС Крыма нами проведён SWOT - анализ (табл. 1).
Отметим, что по результатам этого анализа выявлены не только слабые стороны и угрозы инерционного сценария развития ТМГС Крыма, но и достаточное количество его сильных сторон, связанных с экстенсивным ростом показателей деятельности медицинских учреждений, увеличением роли частного бизнеса в развитии медицинской отрасли и даже некоторой модификацией её инфраструктуры в регионе. Вместе с тем, основным недостатком инерционного сценария является отсутствие качественно новых возможностей
112
развития медицины, как и возможностей адаптивного управления ТМГС. Под адаптивным управлением ТМГС следует понимать совокупность методов теории управления медициной, позволяющих сопоставить параметры системы управления, с изменением параметров ТМГС, действующих на объект управления.
Таблица 1
SWOT-анализ инерционного сценария развития ТМГС Крыма (Составлено автором)
Сильные стороны Слабые стороны
> наличие крупных медицинских центров > традиционная, знакомая населению схема медицинского обслуживания > наличие крупных профильных ВУЗов и колледжей для подготовки медицинских кадров > высокий коэффициент загрузки медицинской инфраструктуры в городах и низкий в сельской местности > недостаточное развитие медицинской инфраструктуры > несоответствие качества медицинских услуг стандартам и средним показателям по региону > недостаточный уровень подготовки кадров в сфере здравоохранения
Возможности Угрозы
> возможности для развития частных клиник, лабораторий с более высоким уровнем комфортности обслуживания > недостаточный уровень бюджетного финансирования > риск замедления или даже снижения положительных геодемографических процессов
Сценарий реализации геостратегии развития ТМГС Крыма посредством активных действий предполагает активное участие государства в развитии ТМГС и опирается на значительное использование потенциальных ресурсов территории. В данном сценарии достигаются существенные изменения, которые приведут к заметному росту конечных результатов. Этот сценарий, по нашему представлению, может быть реализован в условиях геопространства Российской Федерации, куда Крым вошёл отдельным федеральным округом.
Активный сценарий предполагает наличие в регионе восходящего типа геодемографического процесса, который сохраняется посредством увеличения населения за счет природного прироста со слабым механическим оттоком. Такой сценарий имеет предпосылки появления в пределах юга и центра Крыма. Эти территории имеют позитивную тенденцию роста коэффициента рождаемости и не высокую смертность при слабой миграции населения. Можно предположить, что в таких регионах нисходящий тип геодемографического процесса имеет все предпосылки к устойчивому преобразованию в восходящий тип.
Помимо преобразования геодемографических процессов в активном сценарии развития ТМГС Крыма возможно увеличение численности занятых в сфере здравоохранения, а также инвестиционный прирост в медицинскую инфраструктуру регионов республики.
Для детализации характеристики активного сценария развития ТМГС Крыма проведен SWOT-анализ (таблица 2). Упомянутый сценарий имеет весомое количество сильных сторон, определяемых наличием государственной поддержки медицины, заинтересованностью крупных компаний в инвестировании в эту отрасль. Ключевой
113
возможностью при этом является увеличение комфортности проживания населения в тех районах, где осуществляется активный сценарий.
Реализация варианта активных действий в геостратегии должна базироваться на широком спектре мероприятий, затрагивающих элементы функциональной структуры ТМГС Крыма, различающихся в пределах медико-географических районов полуострова. Речь идёт об инфраструктурном обеспечении медицинской отрасли территорий, показателях деятельности медицинских учреждений, социально-демографических показателях и природно-экономических характеристиках. Активное развитие медицинской отрасли предполагает необходимость преодоления резких диспропорций в степени медицинской освоенности территории полуострова, что оптимизирует его медико-географическое пространство.
Таблица 2
SWOT-анализ сценария активных действий по развитию ТМГС Крыма (Составлено автором)
Сильные стороны Слабые стороны
> осуществление государственной поддержки развития медицины (на федеральном и региональном уровнях) > наличие заинтересованности крупных компаний в инвестировании в сферу медицины и строительство большого количества объектов оздоровительной инфраструктуры > создание новых рабочих мест в сфере медицинского обслуживания > несоответствие цены и качества услуг > полная дотационность медицины > ликвидация частного бизнеса в сфере медицины
Возможности Угрозы
> увеличение комфортности проживания населения > создание и продвижение конкурентоспособных медицинских проектов > недостаточный уровень бюджетного финансирования медицины > снижение инвестиционной привлекательности медицинской сферы
В качестве критериев, характеризующих диспропорции в степени медицинской освоенности территории Крыма, отметим величину коэффициента медико-географической комфортности территории (КМГК), ранг медико-географических рисков (РМГР), тип геодемографических процессов (ГДП). Нами было произведено медико-географическое районирование территории Крыма и определены каждый из представленных в табл. 1 показателей. Отметим, что для расчета данных показателей использованы 52 параметра, характеризующих современное состояние ТГМС. Сочетание данных параметров в значениях комплексных показателей определяют территориальные различия в выборе стратегических направлений развития медицины в регионах Крыма (таблица 3). Нами проведена пространственная дифференциация направлений стратегического развития ТМГС Крыма по медико-географическим районам (рис.2).
В пределах Крыма выделяются территории комплексного медицинского освоения, имеющие наихудшие значения КМГК, РМГР и нисходящий тип ГДП, что обусловлено крайне низкой инфраструктурной обеспеченностью медицинскими учреждениями в их пределах. Так например, среди районов Крыма низкая обеспеченность койками в
114
Раздольненском - 62,0 на 10 тыс. нас. и Советском - 55,9, Нижнегорском - 54,1, Черноморском - 53,1. Сакском - 40,6, Красноперекопском - 45,2, Симферопольском - 44,5, Джанкойском - 46,0 районах. Показатель оборота коек низкий в Первомайском районе -298,6, Нижнегорском районе - 299,9, Раздольненском - 298,2, Джанкойском - 301,9, Ленинском - 309,4, Черноморском районе - 311,4.
Таблица 3
Критерии выбора стратегических направлений развития ТМГС Крыма (Разработал автор)
Стратегическое направление развития Медико-географические районы Тип ГДП КМГК, баллы РМГР
Территории поддержания медицинских функций, оптимизации функциональной и территориальной структуры ТМГС Южнобережно-Севастопольский (IX) восходящий 5 пренебре-жимый
Территории интенсификации медицинских функций в сочетании с мероприятиями по восстановлению медицинской инфраструктуры Феодосийский (VI), Армянский (Ia), Симферопольский (IVa), Керченский (IIIa), Евпаторийский (IIa) нисходящий/ восходящий/ стагнационный 3-4 приемлемый
Территории комплексного медицинского освоения, расширения функционального разнообразия ТМГС Северокрымский (I), Центральнокрымский (IV), Ленинский (VII) нисходящий 1 неприемлемый
Территории выборочного медицинского освоения, выявления необходимых медицинских функций и создания новых медицинских центров Сакско-Черноморский (II), Присивашско-Красноперекопский (III), Кировско-Судакский (V), Бахчисарайский (VIII) нисходящий/ восходящий 2 приемлемый
115
Рис. 2. Геостратегические типы развития ТМГС Крыма (Разработано автором) Стратегические типы медико-географического использования территории
1. Территории поддержания медицинских функций, оптимизации функциональной и территориальной структуры ТМГС.
2. Территории интенсификации медицинских функций в сочетании с мероприятиями по восстановлению медицинской инфраструктуры.
3. Территории комплексного медицинского освоения, расширения функционального разнообразия ТМГС.
4. Территории выборочного медицинского освоения, выявления необходимых медицинских функций и создания новых медицинских центров
Римскими цифрами на рис. 2 обозначены медико-географические районы Крыма: I - Северокрымский, II - Сакско-Черноморский, III - Присивашско-Красноперекопский, IV - Центральнокрымский, V - Кировско-Судакский, VI - Феодосийский, VII - Ленинский, VIII - Бахчисарайский, IX - Южнобережно-севастопольский, !а - Армянский, Па -Евпаторийский, Ша - Керченский, ^а - Симферопольский.
Таким образом в число таких территорий вошли Северокрымский, Центральнокрымский, Ленинский медико-географические районы. Насыщение этих регионов медицинскими учреждениями различного типа является основным стратегическим приоритетом их перспективного развития.
В пределах Крыма выделяются территории выборочного медицинского освоения, выявления необходимых медицинских функций и создания новых медицинских центров. В состав указанных территорий вошли Сакско-Черноморский, Присивашско-Красноперекопский, Кировско-Судакский и Бахчисарайский медико-географические районы. Данная группа имеет несколько более высокие значения ключевых показателей
116
развития медицинской отрасли. Здесь отмечается пространственная диспропорция в развитии медицины в пределах сельских и городских поселений, отсутствие ряда направлений медицинского обслуживания по основным группам заболеваний, что так же требует капитальных инвестиций в медицинскую инфраструктуру и формирования штата специалистов по непредставленным направлениям медицинского обслуживания. Пространственную диспропорцию между сельскими и городскими населёнными пунктами в развитии медучреждений Крыма можно проиллюстрировать на примере уровня госпитализации населения.
В крымских городах средний уровень госпитализации - 17,2 на 100 жителей. Наиболее низкий этот показатель в Судаке - 12,5, Симферополе - 14,6; выше показатель отмечается в Евпатории - 20,5; Ялте - 20,0; Феодосии - 21,3; Керчи -
18,3; Армянске - 20,3. Итоговый показатель госпитализации в сельских районах составил 14,3 на 100 жителей, ниже итогового - показатель в Сакском - 10,2; Ленинском -12,7; Первомайском - 11,0; Симферопольском районах - 11,9. Наиболее высоким среди сельских районов остается показатель госпитализации в Кировском - 18,3 и Советском -15,2.
Среди направлений медобслуживания, которых нет в пределах упомянутых территорий, отметим отсутствие инфекционных, ревматологических, стоматологических, гематологических, нефрологических, хирургических, нейрохирургических, ожоговых, для беременных, патологии беременных, дермато-венерологических коек для взрослых; для детей это койки гематологические, нейрохирургические, стоматологические, гной хирургии, урологические.
Интересную пространственную группу представляют территории интенсификации медицинских функций в сочетании с мероприятиями по восстановлению медицинской инфраструктуры (Феодосийский, Армянский, Симферопольский, Керченский, Евпаторийский медико-географические районы). В советский период развития Крыма в пределах данных территорий имелась достаточно развитая медицинская инфраструктура и высокий уровень медицинского обслуживания. В настоящее время здесь необходимы инвентаризация объектов медицинской инфраструктуры, выявление необходимых для эффективного функционирования медицины современных деятельностных показателей развития ТМГС.
Наиболее оптимальное соотношение коэффициентов медико-географической комфортности территории, ранга медико-географических рисков и восходящего типа геодемографических процессов наблюдается в пределах территории поддержания медицинских функций, оптимизации функциональной и территориальной структуры ТМГС (Южнобережно-Севастопольский медико-географический район). Так в данном районе коэффициент медико-географической комфортности территории составляет 5 баллов из 5, ранг медико-географических рисков - низкий, при этом для района характерен восходящий тип геодемографических процессов с увеличение населения за счет природного прироста со слабым механическим оттоком. К примеру, близлежащий Бахчисарайский район характеризуется существенно более низкими значениями. Здесь коэффициент медико-географической комфортности территории составляет 2, ранг медико-географических рисков - средний, характерен тип геодемографических процессов, с подтипом увеличения населения за счет механического притока с незначительным природным убытием.
Уровень развития медицины здесь достаточный для перспективного вписывания в российские стандарты, а первоочередной задачей этих регионов является создание современной системы мониторинга показателей ТМГС.
Принципиально важным моментом в построении геостратегии функционирования ТМГС Крыма является развитие медицинских центров, как фокусирующих территориальное
117
развитие элементов системы в каждом из районов полуострова. В пределах ТМГС Крыма выделяются две группы медицинских центров - поддержания и расширения (роста) медицинских функций. Первая группа центров обеспечивает современное базисное развитие ТМГС Крыма и сосредотачивает медицинские учреждения республиканского значения, расположенные в пределах территорий комплексного и выборочного медицинского освоения. Вторая группа центров - это наиболее перспективные населенные пункты, в которых необходимо развитие медицинских функций с целью ликвидации территориальной диспропорции в развитии ТМГС Крыма. Эта группа медицинских центров располагается в пределах северной, центральной и восточной частей Крымского полуострова.
Отметим, что стратегическое планирование развития ТМГС по четырем представленным типам территорий должно осуществляться взаимосвязано, а не изолировано для каждой территории в отдельности. Это позволит создать эффект всестороннего учёта особенностей преобразования территориальных, функциональных (отраслевых), управленческих компонентов ТМГС Крыма.
Принципиально важным вопросом выступает выбор типа финансирования мероприятий стратегии. На наш взгляд наиболее оптимальным будет смешанный тип финансирования, с преобладающей долей государственных целевых инвестиций в ключевые отрасли медицины, со средней долей участия частных инвестиций в сопутствующих ключевым отраслях медицины. Весомый вклад частных инвестиций может быть в области санаторно-курортного обслуживания, профилактики заболеваемости.
С позиций территориальной трансформации медицинского обслуживания на общекрымском уровне нами предлагается выделить следующие мероприятия.
1. Актуализировать потенциал медицинских учреждений в Северокрымском, Центральнокрымском, Ленинском, Сакско-Черноморском, Присивашско-Красноперекопском медико-географических районах.
2. Обеспечить осевой характер перспективного развития ТМГС Крыма. С этой целью выделить на территории Крыма приоритетные оси развития отраслевых компонентов ТМГС. Приоритетными осями первого порядка считать медицинские учреждения, расположенные в Южнобережном; Западнобрежном (Раздольное-Черноморское-Евпатория-Саки); Центрально-Западном (Севастополь - Бахчисарай), Центрально-Восточном (Симферополь -Белогорск - Старый Крым - Феодосия); Северном (Армянск-Красноперекопс-Первомайское-Красногвардейское), Присивашском (Джанкой-Нижнегорский-Советский), Приазовском (Каменское-Щелкино-Керчь) медико-географическом районах (рис.2).
3. Внедрять новую модель медико-географического развития Крыма, предполагающую территориальное и функциональное разделение городской и сельской медицины, выделение курортных территорий, создание функциональных медико-географических зон и буферных пространств между ними.
4. Сменить линейный тип медицинского освоения территории Крыма, тяготеющий к крупным городам на глубинный посредством эшелонирования медицинской инфраструктуры в северную часть полуострова.
5. Разработать и реализовать Генеральный план развития медико-географической системы Крыма и г. Севастополь, синхронизировав его с генеральными планами развития городов и районов Крыма с целью предотвращения нецелевого использования ресурсов, выделяемых на развитие медицины.
6. Снизить нагрузки на крупные медицинские центры (г. Симферополь, г. Севастополь, г. Керчь) путем разработки комбинированных схем медицинского обслуживания, объединяющих лечение и оздоровления в крупных городах и районных центрах.
7. Переориентировать медицинские потоки из загруженных на менее загруженные районы, в которых медицинская инфраструктура используется не в полном объеме с
118
помощью регулирования инфраструктурных возможностей медицинских учреждений и кадровых преимуществ медико-географических районов.
8. Создать сети профильных медицинских учреждений с актуализацией целевых потребностей каждого медико-географического района в зависимости от пространственной дифференциации заболеваний по разным классам болезней и развитием соответствующей медицинской инфраструктуры:
9. Обеспечить рациональную специализацию медико-географических районов Крыма в соответствии со структурой и качеством их ресурсного потенциала и изменениями в потребительском спросе на медицинские услуги и оздоровление.
Для реализации поставленных целей и мероприятий следует провести полную инвентаризацию медицинских ресурсов и инфраструктуры Крыма, обеспечить соответствие её объема качеству медицинских услуг. Возможности обеспечения подобного соответствия появятся при соблюдении ряда условий.
1. Создания кадастров природных, инфраструктурных и штатных ресурсов медико-географической системы Крыма.
2. Разработки медицинских разделов паспортов регионов Крыма.
3. Формировании централизованной базы данных на основе ГИС для поддержки инвестиционных проектов в сфере медицины и оздоровления населения.
Для выявления степени эффективности медицинского обслуживания и обоснование решений по его оперативному и стратегическому управлению, по нашему мнению, необходимо осуществить ряд управленческих усилий.
1. Наладить системы сбора, обработки и передачи информации об инфраструктурном, природно-экономическом, деятельностном и социально-демографическом блоках ТМГС Крыма;
2. Обеспечить объективный характер мониторинга путем привлечения внешних независимых экспертов и координации работ различных ведомств.
3. Совершенствовать методики использования данных мониторинга для оценки и прогноза медико-географических ситуаций в Крыму и его регионах.
В стратегическом планировании развития ТМГС Крыма следует учесть преобразование не только пространственных, но и функциональных компонентов системы. С этой целью предлагаем осуществить:
1. Учет интересов развития медико-географической системы при разработке и выполнении проектов и программ, предусматривающих строительство и модернизацию объектов тепло- и электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации отходов, телекоммуникации, дорожной инфраструктуры. Осуществление проектов развития медицинской инфраструктуры в соответствии с Генеральными планами развития городов и районов Крыма.
2. Модернизацию коечного фонда существующих медицинских и оздоровительных учреждений с целью повышения их комфортности и эффективности, повышения загрузки.
3. Оснастить медицинские учреждения высокотехнологичным медицинским и диагностическим оборудованием новейшего поколения.
4. Упорядочить сеть частных медицинских учреждений; повысить контроль по выполнению стандартов качества услуг; созданию современных медицинских центров.
5. Укрепить материально-техническую базу государственных медицинских учреждений для обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.
В процессе стратегического развития ТМГС Крыма необходима оптимизация рынка рабочей силы. Это связано с необходимостью обеспечения роста профессиональной квалификации работников медицины; сохранения занятости кадров при достойных условиях
119
работы и оплаты труда. Поставленная цель реализуется при помощи следующих мероприятий:
1. Совершенствования учебных планов и программ подготовки кадров учебных заведений в сфере организации медицины с учетом передовых образовательных технологий и запросов медико-географической системы.
2. Налаживания системы непрерывного ступенчатого образования и повышения квалификации кадров для медицины в учебных заведениях Крыма; улучшения качества практической подготовки специалистов; внедрения дистанционных методов обучения.
3. Проведения мониторинга структуры и динамики рынка рабочей силы в сфере медицины и в смежных секторах экономики с учетом меняющегося спроса.
4. Создания Интернет-порталов трудовых ресурсов административных районов Крыма и г. Севастополя, рекрутинговых бюро для профориентационной работы и трудоустройства в сфере медицины.
Выполнение предложенных мероприятий позволит реализовать задачи развития ТМГС Крыма, повысить эффективность использования её природно-экономических и социально демографических блоков, усовершенствовать инфраструктурный блок и усилить эффективность деятельностного блока ТГМС в рамках устойчивого развития Крыма.
ВЫВОДЫ
ТМГС Крыма, как системный объект нуждается в стратегическом планировании развития с целью преодоления неизвестности в определении дальнейшего уровня социально-экономического развития и его пространственных изменений. Устойчивое развитие ТМГС, можно сформулировать как сбалансированное развитие инфраструктурного, деятельностного, социально-демографического и природно-ресурсного блоков, изменения которых согласованы с друг другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения потребности населения в медицинском обслуживании и поддержания высокого уровня здоровья населения.
Географический аспект этого развития состоит в совершенствовании территориальных компонентов этой системы и конструктивно-географическом обеспечении разработки стратегии развития ТМГС, создания геоинформационного базиса и комплексного системного обеспечения реализации положений стратегии.
Совершенствование компонентов ТМГС возможно в следующих направлениях: увеличение комфортности ТМГС, создание и продвижение конкурентоспособных медицинских проектов, осуществление государственной поддержки развития медицины (на федеральном и региональном уровнях), наличие заинтересованности крупных компаний в инвестировании в сферу медицины и строительство большого количества объектов оздоровительной инфраструктуры, создание новых рабочих мест в сфере медицинского обслуживания
Внедрение этих компонентов в реальную жизнь сопряжено со следующими ограничениями: фактическая дотационность медицины, недостаточный уровень бюджетного финансирования, снижение инвестиционной привлекательности медицинской сферы
Роль географии в решении проблемы стратегического развития территориальной медико-географической системы Крыма состоит в необходимости максимального учёта пространственных направлений диверсификации отраслевых и управленческих компонентв ТМГС в условиях изменившихся приоритетов и возможностей развития медицины в Крыму.
120
Список литературы
1. Багров Н.В. Основные положения государственной региональной политики Украины и участие географов в её реализации / Н.В.Багров [и др.] // Известия Российской академии наук. Серия «Географическая». - 2009. - № 3. - С.18-23.
2. Багров Н. В. Устойчиво-ноосферное развитие региона. Проблемы. Решения / Н.В.Багров.-Симферополь:, 2009. - C. 19-27.
3. Информационно-географическое обеспечение планирования стратегического развития Крыма / под редакцией Багрова Н. В., Бокова В. А., Карпенко С. А. - Симферополь: ДиАйПи, 2006. - 188 с.
4. Кайданский В.В. Геоинформационное обеспечение оценки рекреационного потенциала Белогорского района АР Крым как этап планирования развития региона / В.В.Кайданский // Культура народов Причерноморья, 2009. - С.34-39.
5. Карпенко С. А. Повышение эффективности использования ресурсов территориальной громады Сакского района АР Крым на основе разработки и реализации инновационно-инвестиционных проектов /А.Н.Стефанович, С.А.Карпенко.- Саки:, 2009.- 144 с. - 9 п.л.3.
6. Карпенко С.А. Географическое обеспечение создания электронного паспорта объекта управления (на примере Новопокровского сельского совета Красногвардейского района Автономной Республики Крым) / С.А.Карпенко, И.В.Глущенко, В.В.Кайданский // Географш в шформацшному суспшьствг - Зб.наук. праць. У 4-х тт.-К.:Видав. Геогр..лгг-ри «Обри», 2008. -Т.2. - С. 93-95.
7. Карпенко С.А. Подходы к созданию информационной системы регионального кадастра природных ресурсов (на примере Крыма) / С.А.Карпенко // Ученые записки ТНУ. Серия: География, 2008. - Т. 21 (60). - № 1. - С. 51 - 60. 0,7 п.л.
8. Постановление Верховного совета Автономной Республики Крым «О Комплексной программе Автономной Республики Крым "Здоровье крымчан" на 2013-2016 годы № 1240-6/13 от 17.04.2013
9. Постановление Верховного совета Автономной Республики Крым «О Программе развития семейной медицины в Автономной Республике Крым на период 2004-2010 годов, N 1154-4/04
10. Почепцов Г.Г. Стратегический анализ / Г.Г. Почепцов. - К., 2004. - 333 с.
11. Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса Крыма - 2020 / под редакцией Яковенко И. М. - Симферополь: Министерство курортов и туризма АР Крым, 2011. - 75 с.
12. Отдел экологических рисков КФиЭМ ЦНИЛ при кафедре нормальной физиологии: Официальный сайт Государственное учреждение Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.csmu.edu.ua/site/page/show/docid/127876 свободный (17.05.2014).
13. Швец А. Б. Географический поход к изучению медико-географической системы региона / А. Б. Швец, Л. С. Чудинова // Геополитика и экогеодинамика регионов. - 2014. - Т.10. - Вып.2.- С. 269-275.
14. Яворська В. В. Регюнальш геодемографiчнi процеси в Украш [монографiя] / В. В. Яворська. -Кам'янець-Подшьський: Аксюма, 2013. - 384 с.
Чудшова Л. С. Проблема геостратепчного вивчення територiальноl медико-географiчноl системи Криму / Л. С. Чудшова // Вчеш записки Тавршського национального ушверситету iменi В. I. Вернадського. Вчеш записки Тавршського национального ушверситету iм. В. I. Вернадського. Серiя: Географiчнi науки. - 2014. - Т.27 (66), №1. - С. 106-123.
У статт розглянут основш принципи формування орieнтирiв та прюритетних напрямкш розвитку медицини в Криму. Вщповщно до цього формуються мета i основш завдання розвитку теритс^ально! медико-географiчноi системи (ТМГС) Криму. Пропонусться варiант стратепчного аналiзу розвитку медицини Криму на основi географiчного тдходу. Розглянуто найбшьш актуальш для функцюнування ТМГС Криму заходу.
Ключовi слова: терит^альна медико-географiчна система, медико-, геодемографичний процес, стратепя, сценарш розвитку, заходи.
121
tyduHoea H. C.
PROBLEM OF GEOSTRATEGIC STUDYING OF TERRITORIAL MEDICO-GEOGRAPHICAL SYSTEM OF THE CRIMEA
Chudinova L. S.
Taurida National V.I. Vernadsky University, Simferopol, Crimea, Russia E-mail: [email protected]
The article deals with the basic principles of guidelines and priorities for the development of medicine in the Crimea. In line with this objective and the main tasks are the development of Crimea TMGS. To lay the groundwork for the development strategy of Medicine of Crimea, on the basis of geographical approach. Considered the most promising and relevant to Crimea TGMS. Crimea TMGS, as the system needs to strategic development planning in order to overcome uncertainty in determining future levels of socio-economic development and its spatial variations. Sustainable development TMGS can be formulated as a balanced development of the infrastructure, the activity, the socio-demographic and natural resource blocks, the changes were coordinated with each other and strengthen the current and future potential to meet the needs of the population for health care and maintain a high level of public health.
The evaluation identified a problem in sphere of development of TMGS helped identify targets and priorities for the development of medicine in the Crimea. In line with this objective and the main tasks are the development of TMGS Crimea. Implementation of the proposed measures, will significantly increase the comfort of the TMGS Crimea, as well as to ensure, on the one hand, the stabilization of geodemographic processes and, on the other hand, given the significant multiplier effect, stimulate the development of related industries and for the population. Implementation of the proposed measures will achieve the objectives of development TMGS Crimea, more efficient use of its natural, economic and socio-demographic units, improve infrastructure and increase the effectiveness of the block the activity block TSMS in the framework of sustainable development of the Crimea.
Keywords: territorial health system, health geography, geodemography process, strategy, scenario development activities.
References
1. Bagrov N.V. The main provisions of the state regional policy of Ukraine and participation of geographers in its implementation / N.V.Bagrov [et al.] // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. A series of "geographical". - 2009. - № 3. - P.18-23.
2. Bagrov N.V. Stably noosphere development of the region. Problems. Solutions / N.V.Bagrov.-Simferopol . - 2009. - P.19-27.
3. Information and geographical support for planning the strategic development of the Crimea / edited Bagrova N.V., Bokov V.A., Karpenko S.A. - Simferopol: DiAyPi, 2006 - 188 p.
4. Kaydansky V.V. GIS software evaluation recreational potential Belogorsk region of Crimea as a stage of development planning in the region / V.V.Kaydansky // Culture of the Black Sea region, -2009.- P.34-39.
5. Karpenko S.A. More efficient use of resources of the territorial community Saki region of Crimea through the development and implementation of innovative and investment projects /A.N. Stefanovich, S.A. Karpenko.- Saki :, 2009.- 144. - 9 p.l.3.
6. Karpenko S.A. Geographical ensure the creation of an electronic passport control object (for example, the village council Novopokrovka Krasnogvardeisky district of the Autonomous Republic of Crimea) / S.A.Karpenko, I.V.Gluschenko, V.V.Kaydansky // Geografy , 2008 - Volume 2. - P. 93-95.
122
7. Karpenko S.A. Approaches to the development of the information system of the regional inventory of natural resources (for example, the Crimea) / S.A.Karpenko // Scientific notes of TNU. Series: Geography, 2008 - T. 21 (60). - № 1. - S. 51 - 60 0.7 pp
8. Resolution of the Supreme Council of the Autonomous Republic of Crimea "On the Comprehensive Program of the Autonomous Republic of Crimea" Health Crimeans "for 2013-2016 № 1240-6 / 13 dated 17.04.2013
9. Resolution of the Supreme Council of the Autonomous Republic of Crimea "On the Program of development of family medicine at the Autonomous Republic of Crimea for the period 2004-2010, N 1154-4 / 04
10. Pocheptsov G.G. Strategic analysis / G.G. Pocheptsov. - K., 2004 - 333 p.
11. The strategy of development of tourist and recreational complex of Crimea - 2020 / edited by I.M. Yakovenko - Simferopol: Ministry of resorts and tourism of Crimea, 2011 - 75.
12. Department of Environmental Risk KFiEM Central Research Laboratory at the Department of Normal Physiology: The official website for State Institution Crimea State Medical University named after SI St. George [electronic resource]. - Mode of access: http://www.csmu.edu.ua/site/page/show/docid/127876 free (05/17/2014).
13. Shvets A.B. Geographic trek to the study of a medical-geographical system of the region / A.B. Shvets, L.S. Chudinova // Geopolitics and ekogeodinamik of regions. - 2014 - Vol.10. - Vyp.2.- S. 269-275.
14. Yavorska V.V. Regionalni geodemografichni processes in Ukraini / V.V. Yavorska. - Kam'yanets -Podilsk: Aksioma, 2013 - 384 p.
123