Научная статья на тему 'Административно-территориальная реформа на примере Симбирской (Ульяновской) губернии'

Административно-территориальная реформа на примере Симбирской (Ульяновской) губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
399
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ДЕКРЕТ / АВТОНОМНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / ГУБЕРНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО / CONSTITUTION / DECREE / THE AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC / THE AUTONOMOUS REGION / PROVINCE / ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухамедов Рашит Алимович, Вильчик Андрей Александрович

В статье рассмотрено правовое регулирование изменения внешних границ Симбирской (Ульяновской) губернии в 1918-1928 годах, изучены процессы передачи территорий региона соседним субъектам федерации. Автором также проведен анализ потерь площади и населения губернии в ходе реформирования административно-территориальных границ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мухамедов Рашит Алимович, Вильчик Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADMINISTRATIVE AND TERRITORIAL REFORM ON THE EXAMPLE OF SIMBIRSK (ULYANOVSK) PROVINCE

The article is devoted to the legal changes of the borders of Simbirsk (Ulyanovsk) province in 1918 1928, and the transmission of some areas to the neighboring regions of the Russian Federation. The authors also analyze the losses of territory and population which Simbirsk province incurred as a result of the reform of the administrative-territorial boundaries.

Текст научной работы на тему «Административно-территориальная реформа на примере Симбирской (Ульяновской) губернии»

УДК 340(73)

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ РЕФОРМА НА ПРИМЕРЕ СИМБИРСКОЙ (УЛЬЯНОВСКОЙ) ГУБЕРНИИ

© 2015 Р. А. Мухамедов, А. А. Вильчик

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Поступила в редакцию 03.03.2015

В статье рассмотрено правовое регулирование изменения внешних границ Симбирской (Улья -новской) губернии в 1918-1928 годах, изучены процессы передачи территорий региона соседним субъектам федерации. Автором также проведен анализ потерь площади и населения губернии в ходе реформирования административно-территориальных границ.

Ключевые слова: Конституция, декрет, Автономная Социалистическая Советская Республика, Автономная область, губерния, административно-территориальное устройство.

Изменение правового регулирования государственного устройства России после октябрьской революции 1917 года важнейшим образом способствовало трансформации административно-территориальной структуры. Провозглашенный большевиками национально-территориальный принцип федеративного устройства наряду со строительством новой системы хозяйственно-административного деления привели к образованию новых субъектов и значительному изменению территориальной сетки советского государства.

Нормативно-правовой основой первых изменений административно-территориального устройства государства послужил декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) «О порядке изменения границ губернских, уездных и проч.» от 27.01.1918 г. Данный акт всецело предоставлял решать вопросы перестроения границ местным советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (п.1.). Для разрешения спорных ситуаций при отходе территориальных частей одной губернии к другой декрет предписывал создавать смешанные комиссии губернских советов или их съездов (п. 2.)1. Однако Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г., проблемы административно-территориального устройства республики относила к ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) (ст.49 пункт «е»)2. Данная норма была направлена прежде всего на сосредоточение в высших органах власти централизованного контроля за процессом административно-территориального реформирования. С целью ее реализации и в то же время для прекращения повсеместного и необоснованного видоизменения границ административных

Мухамедов Рашит Алимович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории. E-mail: [email protected] Вильчик Андрей Александрович, аспирант кафедры истории. E-mail: [email protected]

единиц СНК издавал нормативные акты, которые ограничивали права местных советов. В частности, декрет «О порядке разрешения вопросов об изменении границ губерний, уездов и волостей» от 15 июля 1919 г. разрешал проводить реформирование рубежей Народному Комиссариату Внутренних Дел (НКВД) по представлению местных губернских советов3.

Однако основной правовой нормой, приведшей к значительному изменению административно-территориальной структуры нового государства, стала ст.11 Конституции РСФСР 1918 г., которая предоставила право советам областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, ходатайствовать об объединении в «автономные областные союзы»4. Данное положение в скором времени привело к образованию автономных республик и областей, при котором территориальные границы административных единиц совпадали с рубежами этнографического расселения национальностей.

Одной из первых образованных национальных республик оказалась Татарская АССР, созданная по декрету от 27 мая 1920 г. из территориальных единиц бывшей Казанской, Самарской, Вятской, Уфимской губерний со столицей в городе Казани. Кроме того, в её состав были переданы 3 волости (Сюндюковская, Большетархановская и Большецильнинская) Симбирского уезда и 11 волостей (Старостуденецкая, Энтугановская, Ши-кирданская, Новокакерлинская, Дрожжановская, Мочалеевская, Бурундуковская, Рунгинская, Тим-баевская, Убеевская, Городищенская) Буинского уезда Симбирской губернии5.

Произошедшие территориальные потери Симбирской губернии прямо противоречили положениям, принятым на заседании Административной комиссии 17 мая 1920 года, когда решался вопрос об установлении границ Татарской АССР. Комиссия признала недопустимым дробление уездов и высказалась против включения в со-

став республики отдельных частей двух уездов Симбирской губернии6.

Причину игнорирования решения Административной комиссии следует искать, на наш взгляд, не в принципах административного районирования, а в политической целесообразности. В условиях гражданской войны политическое руководство старалось всячески привлечь на свою сторону национальные территории и тем самым не допустить их выхода из состава государства. В этой связи началось ускоренное формирование автономных республик и областей в районах компактного проживания национальных меньшинств.

ВЦИК, передав ТАССР части приграничных уездов Симбирской губернии, населенных преимущественно татарским населением, способствовал с одной стороны объединению национальных меньшинств в один субъект федерации, а с другой - повышению статуса республики в результате формирования мощного, экономически развитого региона, не уступающего ранее образованной Башкирской АССР7. При этом политическое решение центрального исполнительного комитета было достаточно поспешным и непродуманным. В пользу данной точки зрения говорят факты последующих изменений рубежей субъектов федераций.

В частности, по декрету ВЦИК от 22 сентября 1921 г. в очертания границ между Автономной Татарской Социалистической Советской Республикой и Симбирской губернией были внесены некоторые изменения:

1) селения Татарские Шатрашаны Архангельской волости Симбирского уезда были включены в Городищенскую волость Буинского кантона Татарской АССР;

2) Большецильнинская волость Буинского кантона, за исключением селений: Большая Цильна, Старое Шаймурзино и Малое Шаймур-зино, были возвращены в состав Симбирского уезда;

3) Кайсаровская волость Буинского кантона передана в Симбирский уезд8.

Данные территориальные изменения, произошедшие между двумя регионами, позволяют нам сделать определенные выводы. Во-первых, в процессе формирования Татарской АССР не были учтены принципы экономического тяготения селений Буинского и Симбирского уездов. Во-вторых, не в полной мере учитывался национальный состав селений Симбирской губернии при передаче их в ТАССР. Так, Татарские Шатрашаны Симбирского уезда с населением 1439 человек (татар) при образовании Татарской АССР, 27 мая 1920 года, не были включены в ее состав, а русское население Большецильнинской волости (с.Мал. Нагаткино, Мал. Цильна, д.Михайловка) через год пребывания в территориальных структурах

республики вновь возвратились в Симбирскую губернию9.

Таким образом, поспешность и недостаточная обдуманность границ на предварительном этапе образования Татарской АССР привели к повторному распределению административных единиц между двумя субъектами федерации.

Наряду с образованием Автономной Татарской Социалистической Советской Республики в Среднем Поволжье 24 июня 1920 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР произошло создание Автономной Чувашской Области. В её состав вошли населенные пункты 4-х уездов Казанской и 2-х уездов Симбирской губерний. Из последней к ЧАО отошли населенные преимущественно чувашами засурские волости Курмышского уезда: Атяшевская, Курмышская и Алгашинская, а также селения Хомбусь-Батыревской, Муратовской, Тархановской, Шемуршинской и Шамкинской волостей Буинского уезда10. Территориальные границы образованной Чувашской Области фактически полностью соответствовали предварительному проекту, принятому на I Всероссийском съезде чувашских секций и ячеек РКП(б) и отраженному в «Положении об организации Чувашской трудовой коммуны»11.

Однако на достигнутом уровне представители чувашской национальности решили не останавливаться, и уже в конце 1924 г. руководящие органы представили проект преобразования Автономной Области в Автономную Советскую Социалистическую Республику. По их мнению, необходимо было произвести расширение территории АССР за счет Симбирской, Нижегородской, Самарской губерний и Татарской АССР. Это вызвало естественное противодействие как представителей самих губерний, так и членов Административной комиссии ВЦИК. Наибольший накал вызвал спор по территориям Симбирского региона, включая г. Симбирск, которому отводилась роль автономного центра. Из губернии предлагалось включить в состав автономной республики Алатырский и Симбирский уезд, а также часть Карсунского и Ардатовского уездов12.

Вопрос о расширении территории Автономной Области и ее преобразовании в Чувашскую республику обсуждался в различных инстанциях неоднократно. И 28 июля 1924 г. в ходе заседания Президиума ВЦИК прозвучала оценка очень тяжелого положения Чувашской АО, была подчеркнута ее аграрная направленность в экономике и признана необходимость принятия соответствующих мер по созданию экономически мощной базы за счет увеличения площади области13.

Приняв во внимание доклад комиссии, в создании которой активное участие принимал секретарь Чувашского обкома партии М.Т. Томасов, 19 февраля 1925 г. ЦК РКП (б) признал целесообразным произвести расширение тер-

ритории Чувашской АО за счет включения в ее состав части Ульяновской губернии - города Алатырь с прилегающими к ней волостями. Затем 26 февраля образовалась специальная комиссия ВЦИК, которая с 10 по 23 марта при участии представителей сопредельных территорий произвела соответствующую работу с выездами на места14. И 21 апреля 1925 г. Постановлением Президиума ВЦИК произошло преобразование Чувашской АО в Чувашскую АССР в существующих границах в составе РСФСР15. Позднее Декретом ВЦИК от 20 июля 1925 г. из состава Ульяновской губернии16 к вновь образованной Чувашской АССР отошли волости Алатырского уезда: Алатырская с городом Алатырем, Порецкая и Кувакинская (всего 107 селений)17. А постановлением Президиума ВЦИК от 6 сентября 1926 г. к ЧАССР отошло селение Новые Чукалы Астрадамовской волости Ульяновского уезда и губернии18.

Из вышесказанного мы можем заключить, что повышение статуса субъекта федерации до Автономной Советской Социалистической Республики послужило основной причиной отторжения территорий от Ульяновской губернии в пользу ЧАССР (1925-1926 гг.).

Таким образом, в ходе реализации национального принципа федеративного устройства государства Симбирская (Ульяновская) губерния понесла существенные территориальные потери. К новообразованным субъектам фактически полностью отошли Буинский уезд, значительная часть Алатырского уезда, а также некоторые волости Симбирского и Курмышского уездов. Кроме того, передача 3-х волостей Курмышского уезда в Чувашскую АССР уменьшила территорию самого небольшого уезда региона и послужила причиной его ликвидации, а также последующей передачи 24-х волостей (включая г.Курмыш) в состав Нижегородской губернии согласно решению Президиума ВЦИК от 4 мая 1922 года19.

В итоге всех административных изменений, происходивших в условиях реализации принципов районирования, к 1 января 1927 года территориальные потери Ульяновской (Симбирской) губернии составили примерно 15 тыс. квадратных километров, на которых проживало более полумиллиона человек20.

Совместно с реализацией национального принципа и образованием национальных республик и областей руководство СССР пришло к выводу о необходимости разработки новой административно-территориальной сетки на основе экономического районирования. Основной сутью новой реформы являлась полная замена сравнительно небольших губерний на достаточно массивные области, которые соответствовали бы выделенным Госпланом экономическим районам21.

В период с 1923 г. по 1928 г. произошло образование 7 крупных административных единиц в

составе РСФСР22. Среди них оказалась созданная в мае 1928 г., Средне-Волжская область, которая включила в свой состав несколько губерний: Пензенскую, Ульяновскую, Самарскую, Оренбургскую. Центром новой области стал город Самара23. Постановлением ВЦИК от 16 июля 1928 г. область в административном отношении была разделена на 9 округов (Мордовский, Самарский, Бугурусланский, Бузулукский, Пензенский, Сызранский, Оренбургский, Кузнецкий и Ульяновский)24, и в результате реформирования Ульяновск из губернского центра превратился в окружной город.

В итоге внутренняя политика государства, направленная на укрупнение административных единиц, привела к образованию Средне-Волжской области, а вместе с тем и к ликвидации самостоятельного субъекта федерации - Улья -новской губернии.

Таким образом, проведя в настоящем исследовании анализ изменения внешних границ Симбирской (Ульяновской) губернии в 1918-1928 годах, мы можем заключить, что практическая реализация норм ст.11 Конституции РСФСР 1918 г. привела к созданию национальных республик, в результате чего местности губернии с компактно проживающими национальными меньшинствами отошли к образованным субъектам (Алатырский, Буинский, части Кур -мышского и Симбирского уездов). А изменение внутренней политики государства и переход к принципам экономического районирования в конечном итоге закончились упразднением субъекта федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Собрания узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР (далее - СУ РСФСР). 1917-1918, №21, ст.318.

2 СУ РСФСР. 1917-1918, №51, ст.582.

3 СУ РСФСР. 1919, №36, ст.356.

4 СУ РСФСР. 1917-1918, №51, ст.582.

5 СУ РСФСР. 1920, №51, ст.222.

6 Шульгина О.В. Административно-территориальное деление России в XX веке: историко-географический аспект. Дисс. ...докг. ист. наук. М., 2005. С.176.

7 Образована 23 марта 1919 года в результате подписания соглашения между Башкирским правительством и Советской властью.

8 СУ РСФСР. 1921, №66, ст.502.

9 См.: Всероссийская перепись населения 1920 года. Симбирская губерния. Симбирск, 1923. С.124-125.

10 СУ РСФСР. 1920, №59, ст.267.

11 Знамя труда (Ёд ялаве). 2010, от 23 июня. С.1.

12 Кирсанов В.Н., Головченко Н.П., Богомазов Г. Т. Алатырский район - прошлое и настоящее. Алатырь, 1997. С .16.

13 Кирсанов В.Н., Головченко Н.П., Богомазов Г.Т. Указ. соч. С.21.

14 Кирсанов В.Н., Головченко Н.П., Богомазов Г.Т. Указ. соч. С.19.

15 СУ РСФСР. 1925, №26, ст.184.

16 В 1924 г. декретом ЦИК СССР Симбирск был пере-

именован в Ульяновск, а губерния - Ульяновскую ( СУ РСФСР. 1924, №63, ст.627).

17 СУ РСФСР. 1925, №52, ст.396.

18 СУ РСФСР. 1926, №57, ст.441.

19 СУ РСФСР. 1922, №34, ст.394.

20 Приведенные количественные показатели получены нами в ходе статистической обработки данных о площади и населении Буинского, Курмышского, Симбирского и Сызранского уездов, отраженных в следующих источниках: Первая Всеобщая перепись

населения Российской империи 1897 года. Симбирская губерния и Всероссийская перепись населения 1920 года. Симбирская губерния.

21 Тархов С.А Изменение административно-территориального деления России в ХУШ-ХХ вв. // Логос. 2005. №1 (46). С.75.

22 Тархов С.А. Указ. соч. С.77.

23 Государственный архив новейшей истории Ульяновской области. Ф.1. Оп.1. Д.1384. Л.90.

24 СУ РСФСР. 1928, №95, ст.612.

THE ADMINISTRATIVE AND TERRITORIAL REFORM ON THE EXAMPLE OF SIMBIRSK (ULYANOVSK) PROVINCE

© 2015 RA. Mukhamedov, A.A. Vilchik

The Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

The article is devoted to the legal changes of the borders of Simbirsk (Ulyanovsk) province in 1918 - 1928, and the transmission of some areas to the neighboring regions of the Russian Federation. The authors also analyze the losses of territory and population which Simbirsk province incurred as a result of the reform of the administrative-territorial boundaries.

Keywords: Constitution, decree, the Autonomous Soviet Socialist Republic, the autonomous region, province, administrative-territorial structure.

Rashit Mukhamedov, Doctor of History, Professor of the Department of History. E-mail: [email protected] Audrey Vilchik, Post-Graduate Student, Department of History. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.