УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10355
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
W W _ _______
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: PRO ET CONTRA
Леон Анатольевич ТАТАРОВ, заместитель начальника кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и административного законодательства Российской Федерации обосновано несколько суждений: правовой основой для кодификации административно-процессуального права является ст. 118 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.; в Российской Федерации необходимо принять Административно-процессуальный кодекс РФ, в который поместить административно-процессуальные нормы, в том числе из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; принятие Федерального закона РФ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 20 февраля 2015 г. не может рассматриваться в качестве альтернативы Административно-процессуальному кодексу РФ.
Ключевые слова: административное законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон РФ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 20 февраля 2015 г., Административно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Annotation. The article based on the analysis of the legal literature and administrative legislation of the Russian Federation justifies several judgments: the legal basis for codification of administrative procedural law is article 118 of the Constitution of the Russian Federation dated 12 December 1993; in the Russian Federation it is necessary to adopt the Administrative procedural code of the Russian Federation, in which to place the administrative and procedural rules, including code of the Russian Federation about administrative offences; the adoption of the Federal law of the Russian Federation «Code of administrative procedure of the Russian Federation» from February 20, 2015 may not be considered as an alternative to the Administrative procedural code of the Russian Federation.
Keywords: administrative legislation, normative legal act, Constitution of the Russian Federation, Code of administrative offences of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation «Code of administrative procedure of the Russian Federation» dated February 20, 2015, Administrative procedure code of the Russian Federation.
Предметом данной статьи является кодификация административно-процессуального права в Российской Федерации. Первоначально о состоянии теории. Так, М.Я. Масленников дал «анализ сложившейся тенденции в понимании сущности и структуры административного процесса»: «Понятие «административный процесс» даже
в вариациях не должно быть только юридическим или лингвистическим «новоделом» — неологизмом.
Помимо устоявшихся норм русского языка, надо учесть и возможность выхода его [в] международную сферу коммуникаций, исходя из этимологии слова. Например, невозможно представить, как можно перевести на немецкий язык
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020
«административно-деликатный процесс», «административно-деликатные отношения» и «административно-диалектное право»1.
Этот же ученый обосновал следующее суждение: «Принятие административно-процессуального кодекса будет способствовать решению проблемы формирования административно -процессуального права как подотрасли, а в перспективе и как правовой отрасли. Для этого помимо общепринятых критериев предмета и метода правового регулирования (они присущи всякой отдельно взятой правовой норме и без них сама правовая норма беспредметна) надо учитывать иные существенные факторы и критерии»2.
Н.И. Ярошенко даже предложил структуру АдмПК РФ: «видится в виде трех частей, состоящих из разделов и глав, — общей части, особенной части с разделами для судов общей юрисдикции и отдельно для арбитражных судов, специальной части»: «Общая часть Административного процессуального кодекса РФ ... четыре раздела ... Особенная часть Административного процессуального кодекса РФ будет включать разделы по рассмотрению и разрешению споров по отдельным категориям дел — производство по делам об административных правонарушениях, оспаривание нормативных и ненормативных правовых актов, обжалование действий (бездействия) и проч., причем отдельные разделы для судов общей юрисдикции и арбитражных... Специальная часть Административного процессуального кодекса РФ будет регламентировать исполнение судебных решений всех федеральных и региональных административных судов России и включать раздел «Исполнительное производство»3.
С.А. Старостин определил перспективы «кодификации норм административно-процессуального права»: «Общий вывод. Все ветви власти: и законодательная, и судебная, и исполнительная — нуждаются в самостоятельной кодификации процессуальных норм.
Органы исполнительной власти не должны выполнять судебные функции — это не только противоречит предназначению этой ветви власти, но и нарушает принцип разделения властей.
И судебные процессуальные нормы, и законодательные процессуальные нормы, и, несомненно, административно-процессуальные нормы нуждаются в самостоятельной кодификации. Вне всяких сомнений, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации должен быть принят. Что касается Арбитражно-
го процессуального кодекса, то в ГПК РФ вполне можно перенести необходимые нормы, а его сам следует отменить. Освободится, ко всему прочему, аббревиатура для будущего Административно-процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ)»4.
О.Н. Ордина при обосновании принятия административно-процедурного кодекса Российской Федерации сформулировала следующий вывод: «Таким образом, административная деятельность органов публичного управления должна ограничиваться строгими правовыми рамками. Предпринятые меры административной реформы по модернизации государственного управления, на наш взгляд, не имеют системного характера. Необходима коренная реформа административного законодательства, в том числе в сфере создания системы нормативных правовых актов федеральных исполнительных органов. Принятие административно-процедурного кодекса Российской Федерации, рассматриваемое как перспективная задача, решающая проблему укрепления нормативно-правовой основы управленческой деятельности, создаст законодательную основу, на которой будут строиться и приводиться в определенную систему административно-процессуальные нормы»5.
Разнообразие результатов научных исследований предопределяет несовершенство административно-процессуального законодательства в Российской Федерации.
В первую очередь обращаемся к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.6, в которой в ст. 118 закреплено следующее положение:
«1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается».
Положения ст. 118 Конституции РФ фактически детализированы в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой.
Так, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г.7 помимо норм административного права закреплены и нормы административно -процессуального права:
«1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодек-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020
са и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора» (ст. 1)8.
20 февраля 2015 г.9 Государственной Думой ФС РФ принят еще один Федеральный закон РФ: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»:
«1. Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий» (ст. 1).
Таким образом, в Российской Федерации имеется правовая основа для кодификации административно -процессуального права.
Изложенное позволяет нам сделать несколько выводов.
Во-первых, правовой основой для кодификации административно-процессуального права является ст. 118 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.
Во-вторых, в Российской Федерации необходимо принять Административно-процессуальный кодекс РФ, в который поместить административно-процессуальные нормы, в том числе из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В-третьих, принятие Федерального закона РФ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 20 февраля 2015 г. не может рассматриваться в качестве альтернативы Административно-процессуальному кодексу РФ.
1 Масленников М.Я. Административно-процессуальные нормы — содержательная база формирования Российского административно-процессуального кодекса // Административное право и процесс. 2011. № 1. С. 8—13.
2 Масленников М.Я. Административный процесс: от виртуальной абстракции — к реальной кодификации // Административный процесс: теория и практика / Отв. ред. А.С. Дугенец. М.: НОУ Школа спецподготовки «Витязь», 2008. С. 4—25.
3 Ярошенко Н.И. Административный процессуальный кодекс Российской Федерации: каким ему быть // Администратор суда. 2012. № 2. С. 31—33.
4 Старостин С.А. Перспективы кодификации норм административно-процессуального права // Рос. следователь. 2015. № 1. С. 39—45.
5 Ордина О.Н. К вопросу о принятии административно-процедурного кодекса Российской Федерации // Административное право и процесс. 2015. № 4. С. 48—50.
6 СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
7 Там же. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1; Рос. газ. 2019. 31 дек.
8 На оригинальность структуризации данного нормативного правового акта, по юридической силе приравненного к федеральному закону РФ, нами уже обращалось внимание (см.: Татаров Л.А., Галузо В.Н. Об оригинальности структурирования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Закон и право. 2020. № 6).
9 СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020