Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СЛУЖЕБНОЙ ДЕОНТОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СЛУЖЕБНОЙ ДЕОНТОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕОНТОЛОГИИ / PROFESSIONAL EDUCATION / UPBRINGING / LEGAL DEONTOLOGY / ADMINISTRATIVE AND LEGAL FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE PRACTICE OF SERVICE DEONTOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осинцев Дмитрий Владимирович, Бараковских Светлана Анатольевна, Сидоров Сергей Геннадьевич

Деонтологические нормы и кодексы поведения сотрудников полиции представляют собой важнейший социально-этический институт, поскольку устанавливают моральные ориентиры в служебной практике при исполнении профессиональных задач, особенно в нестандартных или экстремальных ситуациях. Благодаря деонтологическим нормам поведение членов профессионального правоохранительного сообщества приводится в соответствие с принятыми образцами, нормами и стандартами. Изучение вопроса об административной ответственности сотрудника полиции должно осуществляться с учетом его профессионального статуса и этапа его профессиональной подготовки к выполнению своих служебных обязанностей. Отдельного исследования требует проблематика правовых последствий нарушения Присяги сотрудником правоохранительной службы. Подобное деяние является безусловным проступком сотрудника и нарушением им служебной дисциплины. Комплексные воспитательные мероприятия, в частности принятие Присяги в торжественной обстановке, следование кодексу чести курсанта (слушателя) вуза МВД России, разработка своих знаков отличия (например, «Аlma Mater - верность долгу»), создают основные морально-правовые ценности служебной деятельности, формируют нравственную основу выполнения обязанностей сотрудников по обеспечению общественной безопасности, законности и правопорядка на благо России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEANS OF SERVICE DEONTOLOGY IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Deontological norms and codes of conduct for police officers are the most important social and ethical institution, since they set moral guidelines in official practice when performing professional tasks, especially in non-standard or extreme situations. Due to deontological norms, the behavior of members of the professional law enforcement community is brought into due compliance with accepted patterns, norms and standards. The study of the administrative responsibility of a police officer should take into account his professional status and the stage of his professional training for the performance of his official duties. The issue of legal consequences of violation of the Oath by a law enforcement officer requires a separate study. Such an act is an absolute misdemeanor of an employee and a violation of official discipline. Integrated educational activities, in particular the adoption of the Oath in a solemn ceremony following the code of honor of the student (listener) of the University of the MIA of Russia, development of its distinctions (for example, «Alma Mater - Loyalty») create the main moral and legal values of service activities, form the moral basis of the exercise of their duties to ensure public security, law and order for the benefit of Russia.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СЛУЖЕБНОЙ ДЕОНТОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

Д. В. Осинцев, С. А. Бараковских

Уральский юридический институт МВД России С. Г. Сидоров

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СЛУЖЕБНОЙ ДЕОНТОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Деонтологические нормы и кодексы поведения сотрудников полиции представляют собой важнейший социально-этический институт, поскольку устанавливают моральные ориентиры в служебной практике при исполнении профессиональных задач, особенно в нестандартных или экстремальных ситуациях. Благодаря деонтологическим нормам поведение членов профессионального правоохранительного сообщества приводится в соответствие с принятыми образцами, нормами и стандартами.

Изучение вопроса об административной ответственности сотрудника полиции должно осуществляться с учетом его профессионального статуса и этапа его профессиональной подготовки к выполнению своих служебных обязанностей. Отдельного исследования требует проблематика правовых последствий нарушения Присяги сотрудником правоохранительной службы. Подобное деяние является безусловным проступком сотрудника и нарушением им служебной дисциплины. Комплексные воспитательные мероприятия, в частности принятие Присяги в торжественной обстановке, следование кодексу чести курсанта (слушателя) вуза МВД России, разработка своих знаков отличия (например, «Alma Mater - верность долгу»), создают основные морально-правовые ценности служебной деятельности, формируют нравственную основу выполнения обязанностей сотрудников по обеспечению общественной безопасности, законности и правопорядка на благо России.

Ключевые слова: профессиональное образование, воспитание, юридическая деонтология, административно-правовые особенности служебной деонтологии

Для цитирования

Осинцев Д. В., Бараковских С. А., Сидоров С. Г. Административно-правовые средства служебной деонтологии в образовательных организациях системы МВД России // Российское право: образование, практика, наука. 2020. № 5. С. 82-89. DOI: 10.34076/2410-27092020-5-82-89

УДК 342.9 DOI: 10.34076/2410-2709-2020-5-82-89

Приоритетным направлением совершенствования образовательного пространства остается создание модели профессионального образования, которая отвечает публичным интересам общества и частным интересам личности и нацелена на раскрытие творческого потенциала человека при безусловном овладении компетенциями будущей профессиональной деятельности.

Основной проблематике профессионального образования - кого учить, чему учить, как учить и зачем учить - посвящено много работ. Более сорока лет назад С. С. Алексеев и В. Ф. Яковлев обозначили основные требования к идеальной модели советского юриста [Алексеев, Яковлев 1976: 73]. Авторы не только обсудили модель юриста с позиции его «политического, нравственного, обще-

культурного облика», «всесторонней духовной и интеллектуальной развитости», но и выделили «специализированные качества, которыми должен обладать юрист на том или ином участке своей деятельности».

Дальнейшее совершенствование системы воспитания молодого поколения согласно распоряжению Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и национальному проекту «Образование» подразумевает подготовку гармонично развитой и социально ответственной личности. Все это находит отражение в актуализации проблематики нравственного воспитания и специализированной подготовки курсантов (слушателей) вузов МВД России.

На наш взгляд, необходимо раскрыть специфику профессиональной деятельности выпускников вузов МВД РФ. Она нацелена прежде всего на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, а также интересов государства и общества от преступных и иных противоправных посягательств, с правом применения вынужденных мер принуждения с целью охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Современная профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел, в частности выполнение ими организационно-управленческих, административно-юрис-дикционных, оперативно-служебных и слу-жебно-боевых задач (иногда в экстремальных ситуациях), предъявляет повышенные требования не только к их профессиональной компетентности, но и к уровню развития нравственно-психологических качеств, а также профессионально-моральной устойчивости, позволяющей действовать в интересах человека, гражданина, общества и государства в соответствии с нормами нравственности [Кикоть, Аминов, Гришин 2017; Черниговский 2018].

В ходе недавних социально-политических событий трансформировалось духовное наследие наших поколений, критика и переосмысление в определенной степени коснулись как экзистенциальных потребностей, так и профессионально-этических служебных, морально-бытовых отношений молодых людей друг к другу и к старшим товарищам.

Пожалуй, именно этим можно объяснить не до конца урегулированный процесс формулирования Кодекса профессиональной этики и служебного поведения сотрудника органов внутренних дел.

Приказом МВД России от 31 октября 2013 г. № 883 признан утратившим силу приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», поэтому пока что в системе МВД России предписано руководствоваться Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г., протокол № 21).

«Утраченный» «Кодекс был специализированным документом, регулирующим деятельность именно полицейских. Федеральный Типовой кодекс содержит лишь общие положения, относящиеся к государственным органам, органам местного самоуправления, а также этике и служебному поведению государственных и муниципальных служащих. Кроме того, в нем отсутствуют специфические деонтологические и служебные нормы, которые предъявлялись к сотрудникам ОВД в утратившем силу Кодексе профессиональной этики.

В связи с этим принятие приказа МВД России от 26 июня 2020 г. № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», устанавливающего этические нормы и отдельные требования к служебному поведению сотрудников ОВД РФ при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время, вызывает безусловный оптимизм.

О важности проблематики профессионально-этического воспитания обучающихся и необходимости разработки локальных нормативных правовых актов образовательных организаций говорится в соответствующих документах Министерства просвещения России (см., например: письмо Минпросве-щения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников»). Она также

подтверждается опытом передовых юридических вузов (см., например: Этический кодекс преподавателей, работников и обучающихся федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)»; Этический кодекс работников и обучающихся федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный юридический университет»).

Юридическая деонтология представляет собой обобщенную систему знаний о кодексе

профессионального поведения юриста, сотрудника органов внутренних дел, правил дозволяющего, обязывающего, запрещающего и предписывающего характера

Пожалуй, вузы МВД РФ должны проявить активность в целях повышения уровня профессиональной этической грамотности и культуры будущих сотрудников правоохранительных органов. Как следствие, потребуется дальнейшая разработка не только правил внутреннего распорядка, но и Кодекса чести слушателя / курсанта вуза МВД России как будущего офицера полиции, защитника прав и свобод гражданина, его собственности и общественного порядка страны.

Весьма актуальным кажется использование не только общегуманистических моральных норм и ценностей, но и развитие, углубление традиций своей аlmа-mаter применительно к особенностям подготовки курсантов (слушателей) как будущих сотрудников МВД.

Исполнение Присяги сотрудника органа внутренних дел и следование нормам профессионального поведения и служебного этикета уже с первого курса вуза, а также нравственная и эстетическая, культура необходимы слушателям и курсантам МВД не только во время обучения и производственной практики, но и в их дальнейшей служебной деятельности. От высокого уровня нравственного и морального развития обучающихся вузов МВД РФ зависят эффективность их последующей службы, а также формирование и сохранение

позитивном репутации органов внутренних дел в обществе.

В связи с этим считаем важным обратиться к опыту деонтологии, в частности юридической деонтологии.

Термин «деонтология» (греч. deon, de-ont[os] - должное, надлежащее + logos - учение) в начале XIX в. ввел в обиход этики английский философ-утилитарист, социолог и правовед Иеремия Бентам [Бентам 1834]. Основной задачей деонтологии было придание социальным мотивам силы личных мотивов, убеждение в том, что личные интересы и обязанности перед обществом совпадают. Потребности же в своем счастье и социальный эгоизм личностей как наиболее сильные мотивы необходимы для обеспечения существования всего человечества и в сочетании с разумом могут служить общественному счастью. Отталкиваясь от первоначального, узкого смысла деонтологии И. Бентама как нравоведения и обязанности верующего перед Богом и религиозной общиной, мы рассматриваем юридическую деонтологию как понятие, обозначающее должное и надлежащее поведение юриста, соотношение моральных и служебных факторов во взаимоотношениях конкретных видов. Иными словами, юридическая деонтология представляет собой обобщенную систему знаний о кодексе профессионального поведения юриста, сотрудника органов внутренних дел, правил дозволяющего, обязывающего, запрещающего и предписывающего характера, которыми должен овладеть и руководствоваться юрист в отношениях, возникающих при исполнении им служебных (должностных) полномочий.

Общественная значимость и специфика юридической деятельности, в том числе работы сотрудников правоохранительных органов, обусловливают и соответствующий набор специфических профессиональных и моральных требований к их поведению. Деонтология служебного поведения не только накладывает отпечаток на исполнение служебных обязанностей, но и распространяется за пределы рабочего времени.

Практически во всех сферах юридической деятельности нарушение кодекса профессиональной этики, т. е. норм закона профессионального поведения и морально-этических основ служебной деятельности, в том числе совершение деяния, умаляющего незы-

блемый авторитет органов государственной власти или позорящего честь и достоинство юридического сообщества, неумолимо влечет за собой прекращений полномочий или службы по нереабилитирующим основаниям (см., например: ст. 14 Федерального закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации).

Безусловно, от обучения этическим нормам важно перейти к обеспечению системного взаимодействия с представителями государственного заказчика: кадровыми подразделениями органов внутренних дел МВД России. Это необходимо в первую очередь для дальнейших академических и прикладных исследований итогов первых аттестаций выпускников полицейских вузов, соответствия занимаемой должности в правоохранительных органах, а также практики увольнений за проступки, порочащие честь сотрудника органов внутренних дел.

Законодатель не раскрывает в полном объеме содержание проступка, порочащего честь сотрудника ОВД, хотя согласно п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» этот проступок является самостоятельным основанием для увольнения работника со службы. Конституционный Суд РФ указывает, что причиной увольнения сотрудника органов внутренних дел по данному основанию является проступок, умаляющий авторитет органов внутренних дел и противоречащий требованиям, предъявляемым к сотрудникам полиции, независимо от того, предусмотрена ли за данное деяние административная либо уголовная ответственность (Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2014 г. № 1486-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мин-газутдинова Ильдара Галимзяновича на нарушение его конституционных прав пунк-

том 9 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

По мнению Суда, оспариваемое заявителем законоположение не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку презюмирует, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки. Из изложенного следует, что решение о степени тяжести совершенного правонарушения, форме вины и мере наказания приходится определять руководителю, уполномоченному назначать наказания [Елфимова, Коркин 2016: 3]. Разнообразие жизненных ситуаций и служебных казусов делает невозможным установление исчерпывающего перечня анализируемых проступков и требует тщательно обоснованных решений при определении санкций [Рав-нюшкин 2015].

Отдельного изучения, на наш взгляд, требуют правовые последствия нарушения Присяги сотрудником правоохранительной службы (органов внутренних дел, Следственного комитета, прокуратуры, таможенных органов, уголовно-исполнительной системы, а в скором времени и сотрудниками Росгвар-дии). Подобное деяние является безусловным проступком сотрудника, нарушением им служебной дисциплины (см., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 26 марта 2020 г. № 13-П по делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 30 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Е. С. Горяе-ва). Конституционный Суд прямо указывает, что Присяга принимается государственными служащими, от которых в силу специфики осуществления ими публичных функций требуется не только профессионализм, но и готовность к несению службы в особых условиях. Это предполагает обладание такими личностными качествами, которые дают государственным служащим возможность при

любых обстоятельствах, в том числе несмотря на потенциальную угрозу для их жизни и здоровья, действовать в интересах каждого человека, общества и государства. Кроме того, Суд отметил, что в действующем законодательстве о государственной службе, прежде всего в нормативных актах, регулирующих прохождение службы в правоохранительных органах, закреплены положения, в силу которых нарушение Присяги является дисциплинарным проступком.

Сложность правоприменительной практики определяют и особенности административной ответственности сотрудников полиции как специальных субъектов:

а) иной перечень оснований по привлечению к административной ответственности сотрудников органов внутренних дел;

б) ограниченность применения к сотруднику полиции административных наказаний некоторых видов, в частности административного ареста и обязательных работ [Кама-сова 2016: 45];

в) сложившаяся практика «добавления» еще и дисциплинарной ответственности сотрудника полиции к ответственности административной, хотя это и не является обязательным требованием закона [Долгих 2014].

Сложность обсуждаемого вопроса делает актуальным изучение реализации административной ответственности полицейских для всех сотрудников органов внутренних дел: и руководителей, и подчиненных. При этом такое исследование должно осуществляться с учетом профессионального статуса сотрудника полиции и этапа его профессиональной подготовки к выполнению своих служебных обязанностей.

Применительно к специфике реализации деонтологических требований к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел необходимо подчеркнуть, что юриспруденция и подготовка к ней рассматриваются сквозь призму деятельности сотрудника полиции как личности. При этом используются административно-правовые средства воздействия. Универсальные средства здесь - убеждение, поощрение и принуждение.

Убеждение реализуется через использование целенаправленных разъяснительных, организационных и воспитательных мер воздей-

ствия с целью формирования или коррекции воли управляемого субъекта, в данном случае курсантов вузов МВД России. Убеждение преимущественно включает в себя овладение их вниманием, внушение соответствующих деонтологических установок, а также воздействие на эмоциональную сферу. Убеждение в правовой форме - это разработка правовых актов рекомендательной направленности, а в организационной - их разъяснение.

Поощрение рассматривается как средство воздействия на волю обучающихся посредством создания интереса и стимулирования к следованию воле доминанта, в данном случае - специализированного вуза. Основанием для поощрения выступает деяние, соответствующее деонтологическим нормам, принятым в специализированной образовательной организации МВД. Например, это своевременная и качественная сдача экзаменов и зачетов, успешное выполнение научно-исследовательской работы студента, достижения в области спорта, культуры и т. д. Поощрение может быть моральным (благодарность или грамота), материальным (премия, памятный подарок), статусным (присвоение почетного знака отличия или звания «Лучший курсант», «Гордость курса / института...» и смешанным (моральным, материальным и статусным). С правовой точки зрения поощрение может быть формальным (регламентированным нормами права) и неформальным (в рамках внеучебной деятельности вуза).

Принуждение рассматривается как императивный метод воздействия на сознание и поведение курсанта, детерминирующий его выбор. Административное принуждение может быть внешним (психическим, физическим или экономическим), публично-правовым, осуществляемым уполномоченным на то должностным лицом института. Принуждение подчиняет волю человека, стимулируя при этом деонтологическое поведение, отвечающее интересам социума.

Говоря о практическом значении административно-правовых средств служебной деонтологии в образовательных организациях системы МВД России, необходимо отметить важность комплексного и целенаправленного использования воспитательных мероприятий.

Речь также идет о программно-целевой организации работы посредством определения миссии профильного вуза МВД, ее конкретизации в задачах и программах института (академии, университета), принятия Присяги в исключительно торжественной обстановке, разработки и следования нормам кодекса чести курсанта, привития норм должного поведения будущего офицера МВД, разработки

своих символов, девизов и знаков отличия, а также формирования уникальной, присущей именно aima mater, информационной среды.

Подобный подход, на наш взгляд, создаст морально-правовую и профессионально-этическую основу выполнения сотрудниками ОВД их обязанностей по обеспечению общественной безопасности, законности и правопорядка на благо России.

Список литературы

Алексеев С. С., Яковлев В. Ф. О модели юриста и обучении в юридических вузах // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1976. № 4. С. 73-81.

Бентам И. Деонтология, или Наука о морали. СПб., 1834. Т. I—II.

Долгих И. П. Административная ответственность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы // Полицейская и следственная деятельность. 2014. № 4. С. 64—73. DOI: 10.7256/2409-7810.2014.4.11728.

Елфимова Е. В., Коркин А. В. Административное правонарушение как проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2016. № 3. С. 2-6.

Камасова А. Г. Сотрудники органов внутренних дел как специальные субъекты административной ответственности // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. С. 42-45.

Кикоть В. Я., Аминов И. И., Гришин А. А. и др. Профессиональная этика и служебный этикет. М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2017. 559 с.

Равнюшкин А. В. Судебная практика по спорам об увольнении со службы (при совершении преступления) в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 3. С. 156-162.

Черниговский В. Н. Формирование профессионально-нравственной позиции курсанта в образовательном процессе вуза МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2018. 24 с.

Дмитрий Владимирович Осинцев - доктор юридических наук, профессор кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Уральского юридического института МВД России. 620017, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66. E-mail: dimios@mail.ru.

Светлана Анатольевна Бараковских — подполковник полиции, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Уральского юридического института МВД России. 620017, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66. E-mail: sergen777@mail.ru.

Сергей Геннадьевич Сидоров — кандидат педагогических наук, доцент кафедры гражданского права Уральского государственного экономического университета. 620144, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62/45. E-mail: s.g.sidorov.@usue.ru.

Administrative and Legal Means of Service Deontology in Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Deontological norms and codes of conduct for police officers are the most important social and ethical institution, since they set moral guidelines in official practice when performing professional tasks, especially in non-standard or extreme situations. Due to deontological norms, the behavior of members of the professional law enforcement community is brought into due compliance with

accepted patterns, norms and standards. The study of the administrative responsibility of a police officer should take into account his professional status and the stage of his professional training for the performance of his official duties.

The issue of legal consequences of violation of the Oath by a law enforcement officer requires a separate study. Such an act is an absolute misdemeanor of an employee and a violation of official discipline. Integrated educational activities, in particular the adoption of the Oath in a solemn ceremony following the code of honor of the student (listener) of the University of the MIA of Russia, development of its distinctions (for example, «Alma Mater - Loyalty») create the main moral and legal values of service activities, form the moral basis of the exercise of their duties to ensure public security, law and order for the benefit of Russia.

Keywords: professional education, upbringing, legal deontology, administrative and legal features of the implementation of the practice of service deontology

Recommended citation

Osintsev D. V., Barakovskyh S. A., Sidorov S. G. Administrativno-pravovye sredstva sluzhebnoi deontologii v obrazovatel'nykh organizatsiyakh sistemy MVD Rossii [Administrative and Legal Means of Service Deontology in Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka, 2020, no. 5, pp. 82-89, DOI: 10.34076/2410-2709-2020-5-82-89

References

Alekseev S. S., Yakovlev V. F. O modeli yurista i obuchenii v yuridicheskikh vuzakh [On Modeling a Law Student and Training in Institutions of Higher Education], Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Pravovedenie, 1976, no. 4, pp. 73-81.

Bentam I. Deontologiya, ili Nauka o morali [Deontology, or The Science of Morality], Saint Petersburg, 1834, vols. I-II.

Chernigovskii V. N. Formirovanie professional'no-nravstvennoi pozitsii kursanta v obra-zovatel'nom protsesse vuza MVD Rossii [Formation of the Professional and Moral Position of a Cadet in the Educational Process of the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]: autoabstr. of cand. jur. sc. thesis, Voronezh, Voronezh State University, 2018, 24 p.

Dolgikh I. P. Administrativnaya otvetstvennost' sotrudnikov organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii: problemy i perspektivy [Administrative Responsibility of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation: Problems and Prospects], Politseiskaya i sledstvennaya deyatel'nost', 2014, no. 4, pp. 64-73, DOI: 10.7256/2409-7810.2014.4.11728.

Elfimova E. V., Korkin A. V. Administrativnoe pravonarushenie kak prostupok, porochashchii chest' sotrudnika organov vnutrennikh del [Administrative Offense as a Misdemeanor Discrediting the Honor of an Employee of the Internal Affairs Bodies], Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, 2016, no. 3, pp. 2-6.

Kamasova A. G. Sotrudniki organov vnutrennikh del kak spetsial'nye sub''ekty administrativnoi otvetstvennosti [Employees of Internal Affairs Bodies as Special Subjects of Administrative Responsibility], Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti, 2016, no. 3, pp. 42-45.

Kikot' V. Ya., Aminov I. I., Grishin A. A. etc. Professional'naya etika i sluzhebnyi etiket [Professional Ethics and Service Etiquette], Moscow, Yuniti-Dana, Zakon i pravo, 2017, 559 p.

Ravnyushkin A. V. Sudebnaya praktika po sporam ob uvol'nenii so sluzhby (pri sovershenii prestupleniya) v svyazi s soversheniem prostupka, porochashchego chest' sotrudnika organov vnutrennikh del [Judicial Practice on Disputes about Dismissal from Service (When Committing a Crime) in Connection with the Commission of a Misdemeanor that Defames the Honor of an Employee of Internal Affairs Bodies], Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika, 2015, no. 3, pp. 156-162.

Setrakov A. N., Karavaev E. S., Bagrov C. A. etc. Vospitanie professional'nogo dolga u kursantov sistemy MVD kak pedagogicheskaya problema [Education of Professional Duty among Cadets of the Ministry of Internal Affairs System as a Pedagogical Problem], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2019, no. 3, pp. 276-278.

Dmitry Osintsev - doctor of juridical sciences, professor of the Department of administrative law and administrative activity of the internal affairs bodies, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 620017, Russian Federation, Yekaterinburg, Korepina str., 66. E-mail: dimios@mail.ru.

Svetlana Barakovskyh - police lieutenant colonel, senior teacher of the Department of administrative law and administrative activity of the internal affairs bodies, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 620017, Russian Federation, Yekaterinburg, Korepina str., 66. E-mail: sergen777@mail.ru.

Sergey Sidorov - candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Civil law department, Ural State University of Economics. 620144, Russian Federation, Yekateriburg, 8 Marta str., 62/45. E-mail: s.g.sidorov.@usue.ru.

Дата поступления в редакцию / Received: 12.05.2020

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 01.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.