Научная статья на тему 'Административно-правовые средства обеспечения импортозамещения в государствах — участниках СНГ'

Административно-правовые средства обеспечения импортозамещения в государствах — участниках СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государственная политика / сфера экономики / импортозамещение / государственная политика по укреплению импортозамещающего производства / экспорт / импорт / импортозамещающая продукция / комиссия / state policy / economic sphere / import substitution / state policy to strengthen import-substituting production / export / import / import-substituting products / commission

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Михайлович Редкоус

В статье на основе анализа правовой основы импортозамещения в государствах — участниках СНГ выделены административно-правовые средства его осуществления, актуальные для современного регулирования отношений в сфере экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal means of ensuring import substitution in the CIS member states

Based on the analysis of the legal basis of Import substitution In the CIS member states, the article identifies administrative and legal means of its implementation that are relevant for modern regulation of relations in the field of economics.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые средства обеспечения импортозамещения в государствах — участниках СНГ»

Закон и право. 2024. № 12. С. 111-115. Law and legislation. 2024;(12):111 —115.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-111-115 NIION: 1997-0063-12/24-612

EDN: https://elibrary.ru/DONMYM MOSURED: 77/27-001-2024-12-812

Административно-правовые средства обеспечения импортозамещения в государствах — участниках СНГ

Владимир Михайлович Редкоус

Институт государства и права РАН, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье на основе анализа правовой основы импортозамещения в государствах — участниках СНГ выделены административно-правовыге средства его осуществления, актуальные для современного регулирования отношений в сфере экономики.

Ключевые слова: государственная политика, сфера экономики, импортозамещение, государственная политика по укреплению импортозамещающего производства, экспорт, импорт, импортозамещающая продукция, комиссия.

Для цитирования: Редкоус В.М. Административно-правовыге средства обеспечения импортозамещения в государствах — участниках СНГ // Закон и право. 2024. № 12. С. 111 —115. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-12-111-115 EDN: https://elibrary.ru/DONMYM

Original article

Administrative and legal means of ensuring import substitution in the CIS member states

Vladimir M. Redkous

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. Based on the analysis of the legal basis of import substitution in the CIS member states, the article identifies administrative and legal means of its implementation that are relevant for modern regulation of relations in the field of economics

Keywords: state policy, economic sphere, import substitution, state policy to strengthen import-substituting production, export, import, import-substituting products, commission

For citation: Redkous V.M. Administrative and legal means of ensuring import substitution in the CIS member states // Law and legislation. 2024;(12):111 —115. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-111-115 EDN: https://elibrary.ru/DONMYM

Необходимость обеспечения стабильного поступательного экономического развития Российской Федерации требует соответствующего законодательного обеспечения государственного регулирования сферой экономики [2, с. 79—88]. Одним из направлений государственной политики, осуществляемой в сфере экономики, является импортозамещение [6, с. 15—18].

© Редкоус В.М. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 12-2024

Нами уже затрагивался ряд аспектов данной проблемы, в частности, формирования правовой основы импортозамещения в государствах — участниках СНГ [3, с. 36—44], правового регулирования импортозамещения в Кыргызской Республике [4, с. 55—88], в Республике Таджикистан [5, с. 115—118], однако ее важность требует продолжения начатых исследований междисциплинарного характера. Это касается и вопроса использования в целях импортозамещения различных административно-правовых средств.

В данном контексте необходим анализ зарубежного опыта импортозамещения, в том числе и опыта государств — участников СНГ, накопленного ими в процессе ведения экономической деятельности.

Н.М. Абрамов, О.Ю. Рудакова отмечают, что для реализации задач по импорто замещению был сформирован достаточно разнообразный набор инструментов государственной поддержки (гранты, субсидии, преференции по государственным закупкам), созданы институты развития, а в регионах сформирована соответствующая инфраструктура — промышленные парки, бизнес-инкубаторы [1, с. 34].

Эти средства можно рассматривать и в контексте административно-правового регулирования, однако с оговорками о том, что они носят комплексный характер, и кроме административной составляющей, носящей скорее организационную форму своего выражения, имеют еще финансовую, экономическую и иные составляющие. Также можно говорить и о так называемом косвенном административно-правовом регулировании, которое основано не на прямых директивных способах управления, а на экономических.

Вопросы импортозамещения закрепляются в документах стратегического планирования как федерального (центрального) уровня, так и регионального, и местного, и это характерно для большинства государств Содружества.

Импортозамещение достаточно редко становится предметом самостоятельного правового регулирования и принятия самостоятельных экономических решений. Действия уполномоченных органов и должностных лиц в рассматриваемой области увязаны с решением как и более глобальных вопросов экономической развития в целом, так и регулированием вопросов экспорта-импорта, развития того или иного региона (например, путем создания свободной экономической зоны), использованием определенных ресурсов или выпуском определенной продукции и т.п.

В.В. Третьяк, И.А. Круглова и М.В. Сигова в своей работе пишут об использовании с учетом зарубежного опыта трех вариантов реализации стратегии импортозамещения: внутриориенти-рованного, внешнеориентированного и смешанного [7, с. 12—16]. Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки, что необходимо учитывать при определении стратегии импортозамещения в конкретной стране.

Также в целях осуществления государственной политики импортозамещения создаются органы, наделенные координационными полномочиями. Создание таких органов, как правило, прерогатива исполнительной власти, однако реализация координационной функции данных органов имеет межведомственный характер и распространяется на всех участников общественных отношений в области импортозамещения, включая даже органы законодательной власти.

Административно-правовое регулирование связано с принятием организационных мер, обеспечивающих выполнение мероприятий по импортозамещению.

Так, Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2015 г. № 815 «О постоянно действующей комиссии по укреплению импортозамещающего производства и развитию экспорта» утверждены состав постоянно действующей комиссии по укреплению импортозамещающего производства и развитию экспорта, а также Положение о постоянно действующей комиссии по укреплению импортозамещающего производства и развитию экспорта.

Постоянно действующая комиссия по укреплению импортозамещающего производства и развитию импорта (далее — Комиссия) создана с целью совершенствования государственной политики развития импортозамещающего производства и экспорта, реализации государственной политики по стимулированию отечественного производства, уменьшению зависимости национальной экономики от импорта внешней продукции.

Рассматриваемая Комиссия является координационным органом и создана для обеспечения координационной деятельности министерств и ведомств, местных исполнительных органов государственной власти и субъектов предпринимательства по вопросам увеличения импортозамещающего производства и развития экспорта.

Важным аспектом правового положения Комиссии как координирующего органа по укреплению импортозамещающего производства и развитию импорта является четкое установление ее задач. Ими являются:

■ содействие реализации государственной политики по укреплению импортозамещающего производства и развитию экспорта;

■ определение мер, направленных на удовлетворение потребительского рынка и других потребностей в продукции отечественного производства;

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024

■ рассмотрение предложений и содействие выполнению мероприятий, направленных на создание условий по эффективной реализации государственной политики в области импортозамещающего производства и развития экспорта;

■ определение приоритетных направлений и ключевых мер по повышению привлекательности инвестиционных проектов в сфере импортозамещающего производства и развития экспорта;

■ развитие правовых направлений деятельности по вопросам импортозамещающего производства и развития экспорта;

■ обеспечение координации деятельности государственных органов управления и предпринимательства для создания благоприятных условий для производства конкурентоспособной продукции импортозамещающего производства и развития экспорта;

■ поддержка и развитие инфраструктуры экспортной продукции, которая не включена в сырьевую группу;

■ организация учебных и обучающих мероприятий для производителей импортозамещающей и экспортной продукции;

■ координация деятельности министерств и ведомств, местных исполнительных органов государственной власти и предпринимательства по реализации основных направлений государственной политики по укреплению импортозамещающего производства и развитию экспорта;

■ рассмотрение проектов по производству импортозамещающей продукции и развитию импорта, которые требуют государственной поддержки, в том числе посредством государственных программ и фонда поддержки предпринимательства;

■ анализ государственных закупок и подготовка рекомендаций по поводу широкого участия отечественных производителей в государственных закупках;

■ создание правовых предпосылок в отношении мероприятий государственной поддержки импортозамещающего производства и развития экспорта.

Для реализации задач и функций Комиссия наделяется рядом полномочий, в частности:

■ утверждать регламент и план работы Комиссии;

■ сотрудничать с органами законодательной и исполнительной власти, местными исполнительными органами государствен-

ной власти, органами самоуправления городков и сел и объединениями предпринимателей для выполнения задач, поставленных перед Комиссией;

■ в установленном порядке требовать от органов исполнительной и законодательной власти, местных исполнительных органов государственной власти, органов самоуправления городков и сел и объединений предпринимателей, а также экспертов и специалистов статистические, аналитические данные и периодические отчеты о выполнении ранее запланированных мероприятий в рамках полномочий Комиссии;

■ приглашать представителей органов законодательной и исполнительной власти, местных исполнительных органов государственной власти, органов самоуправления городков и сел, руководителей и уполномоченных представителей организаций, экспертов и специалистов на заседания Комиссии и обсуждать вопросы, которые входят в полномочия Комиссии, и принимать соответствующие решения;

■ в установленном порядке представлять на рассмотрение Правительства Республики Таджикистан предложения по вопросам, рассмотренным в работе Комиссии;

■ за проявление безответственности относительно выполнения решений Комиссии со стороны представителей органов законодательной и исполнительной власти, местных исполнительных органов государственной власти, органов самоуправления городков и сел, руководителей и уполномоченных представителей организаций применять меры согласно законодательству Республики Таджикистан.

С администрированием в области импортозамещения связано определение порядка работы Комиссии. Так, Комиссия осуществляет свою деятельность согласно регламенту и плану работы, которые принимаются на заседании Комиссии и утверждаются председателем Комиссии. Решение о проведении заседания Комиссии принимается председателем Комиссии и доводится до сведения членов Комиссии со стороны ответственного секретаря Комиссии не позднее трех рабочих дней до проведения заседания.

Заседание Комиссии считается полноправным, если в нем участвуют больше половины состава членов Комиссии. В случае невозможности участия на заседании член Комиссии обязан в течение не менее двух дней до очередного

LAW & LEGISLATION • 12-2024

заседания уведомить ответственного секретаря Комиссии о соответствующем замещении или представить свои письменные предложения по обсуждаемым вопросам заседания.

Решения Комиссией принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председателя Комиссии (в случае его отсутствия, заместителя председателя Комиссии) является решающим. Решения, принятые на заседании Комиссии, оформляются протоколом. Выполнение решений Комиссии, принятых в рамках ее полномочий, обязательны для министерств и ведомств, исполнительных органов государственной власти и других соответствующих субъектов, а также организаций, в отношении которых принято решение.

Организационно -техническая деятельность Комиссии обеспечивается Исполнительным аппаратом Президента Республики Таджикистан. С целью реализации на должном уровне предписаний и поручений Комиссии и представления аналитических материалов на заседаниях относительно отдельных направлений производства создаются целевые отраслевые комиссии. Материалы очередного заседания подготавливаются ответственным секретарем Комиссии и представляются Комиссии за пять дней до проведения заседания. Целевые отраслевые комиссии в сотрудничестве с соответствующими министерствами и ведомствами представляют Комиссии повестку очередного заседания за десять дней до проведения заседания.

Анализ нормативных правовых актов ряда государств — участников СНГ показывает тесную связь импортозамещения с таким понятием, как «технологический суверенитет», о котором все чаще говорится в выступлениях высших должностных лиц Российской Федерации.

Например, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 2023 г. № 855 «Об обеспечении технологического суверенитета», в котором технологический суверенитет» определен как «способность Республики Беларусь располагать важными для обеспечения благосостояния населения и конкурентоспособности критическими технологиями (товарами), а также возможность их самостоятельно разрабатывать или получать от экономик других стран без односторонней структурной зависимости».

Среди основных понятий, закрепленных в рассматриваемом Постановлении, есть также понятие «импортозамещающая направленность» как «создание в Республике Беларусь новых или

развитие существующих современных производств и технологий, предназначенных для замещения импортируемых товаров и технологий». Импортозамещающая направленность является критерием отбора критических технологий для включения в перечень критических технологий (товаров), а также критерием отбора критических товаров для включения в перечень критических технологий (товаров).

Необходимо исследовать и представлять потенциал импортозамещения так называемых «дружественных» государств, чтобы минимизировать затраты на импортозамещение и сделать его более эффективным. В этих целях необходимо оказывать содействие бизнес-инициативам сторон как в части поиска партнеров для сотрудничества, так и в аспекте подготовки и обоснования необходимых заявок на льготное финансирование. Также необходимо формировать и предоставлять заинтересованным сторонам информацию об отраслевых перечнях предприятий государств, готовых к кооперационному сотрудничеству

Для обеспечения устойчивости, стабильности, эффективности и результативности деятельности по импортозамещению необходимо создавать механизм реализации политики импортозамещения, закрепив его основные элементы в соответствующих нормативных правовых актах.

В рассмотренных документах государств — участников СНГ нашли отражение такие элементы механизма политики реализации импортозамещения, как: таможенно-тарифное регулирование; нетарифное регулирование; налоговое регулирование; финансовое стимулирование; система государственных закупок; валютное регулирование; стимулирование инвестиций; административное регулирование, развитие товаропроводящих систем, маркетинговое обеспечение, проведение рекламных кампаний, профессиональная подготовка специалистов и т.д.

Список источников

1. Абрамов Н.М. Последствия развития стратегии импортозамещения в России / Н.М. Абрамов, О.Ю. Рудакова // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы. 2020. № 11.

2. Виноградова Е.В., Кобзарь-Фролова М.Н. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки административного права и административного процес-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024

са (Лазаревские чтения — 2022)» // Административное право и процесс. 2022. № 5. С. 79—88.

3. Редкоус В.М. К вопросу о формировании правовой основы импортозамещения в государствах — участниках СНГ // Юрид. гносеология. 2024. № 5. С. 36—44.

4. Редкоус В.М. Некоторые вопросы правового регулирования импортозамещения в Кыргызской Республике // Аграрное и земельное право. 2024. № 8 (236). С. 55—58.

5. Редкоус В.М. Некоторые вопросы правового регулирования импортозамещения в Республике Таджикистан / / Аграрное и земельное право. 2024. № 9 (237). С. 115—118.

6. Сморчкова Л.Н. К вопросу о методологии административно-правового регулирования в сфере экономики / / Административное право и процесс. 2024. № 6. С. 15—18.

7. Третьяк В.В., Круглова И.А., Сигова М.В. Методические подходы к реализации стратегии импортозамещения в России // Известия Санкт-Петербургского гос. экономич. ун-та. 2016. № 1 (97). С. 12—16.

References

1. Abramov N.M. Consequences of the development of the import substitution strategy in Russia /

N.M. Abramov, O.Yu. Rudakova // Management of a modern organization: experience, problems and prospects. 2020. № 11.

2. Vinogradova E.V., Kobzar-Frolova M.N. International scientific and practical conference «Current problems of the science of administrative law and administrative process (Lazarev readings — 2022)» // Administrative law and process. 2022. № 5. Pp. 79—88.

3. Redkous V.M. On the issue of the formation of the legal basis for import substitution in the CIS member states // Legal epistemology. 2024. № 5. Pp. 36—44.

4. Redkous V.M. Some issues of legal regulation of import substitution in the Kyrgyz Republic / / Agrarian and land law. 2024. № 8 (236). Pp. 55—58.

5. Redkous V.M. Some issues of legal regulation of import substitution in the Republic of Tajikistan // Agrarian and land law. 2024. № 9 (237). Pp. 115—118.

6. Smorchkova L.N. On the issue of the methodology of administrative and legal regulation in the field of economics / / Administrative law and process. 2024. № 6. Pp. 15—18.

7. Tretyak V.V., Kruglova I.A., Sigova M.V. Methodological approaches to the implementation of the import substitution strategy in Russia // Izvestiya St. Petersburg State University of Economics. 2016. № 1 (97). Pp. 12—16.

Информация об авторе

Редкоус В.М. — доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса

Статья поступила в редакцию 05.10.2024; одобрена после рецензирования 08.11.2024; принята к публикации 14.11.2024.

Information about the author

Redkous V.M. — doctor of legal sciences, professor, leading researcher of the sector of administrative law and administrative process

The article was submitted 05.10.2024; approved after reviewing 08.11.2024; accepted for publication 14.11.2024.

LAW & LEGISLATION • 12-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.