Научная статья на тему 'Правовое обеспечение укрепления технологического суверенитета Российской Федерации на основе реализации модели импортозамещения'

Правовое обеспечение укрепления технологического суверенитета Российской Федерации на основе реализации модели импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
национальная безопасность / правовое обеспечение / информационная безопасность / система информационного права / правовые риски / государственный суверенитет / информационный суверенитет / цифровой суверенитет / технологический суверенитет / ИТ-сектор / модель импортозамещения. / national security / legal support / information security / information law system / legal risks / state / information sovereignty / digital sovereignty / technological sovereignty / IT sector / import substitution model.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полякова Т.А., Троян Н.А., Петровская О.В.

статья посвящена осмыслению правовых проблем реализации одного из ключевых направлений обеспечения национального суверенитета в современных условиях России в технологической сфере. Это осмысление связано с реализацией политики научно-технологического развития, выполнением стратегических задач, направленных на достижение импортозамещения, развитие ИТ-сектора в Российской Федерации. Анализ свидетельствует о том, что в процессе цифровой трансформации модель импортозамещения сегодня и в будущем является не только приоритетной, поскольку способствует развитию и укреплению технологического суверенитета, но и реально достижимой. Изменения, происходящие в процессе цифровой трансформации, детерминированы как возрастающими вызовами и угрозами информационной безопасности, так и необходимостью обеспечения национальной безопасности на основе выстраивания научно обоснованной системы, включающей методологически выверенную цепочку междисциплинарного взаимодействия, а также правовых средств. Проведенные информационно-правовые исследования положений государственной политики доктринального значения и ряда новых документов стратегического планирования позволили авторам обосновать необходимость выработки новых концептуальных подходов к обеспечению информационной безопасности России, требующих не только реализации защитных мер правового воздействия, но и активизации использования правовых средств превентивного и опережающего характера, для защиты национальных интересов. * Статья написана в рамках Государственного задания FMUZ-2024-0035 «Обеспечение цифрового суверенитета и информационной безопасности правовыми средствами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Полякова Т.А., Троян Н.А., Петровская О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal support for strengthening the technological sovereignty of the Russian Federation based on implementation of the import substitution model

the article is devoted to understanding the legal problems of implementing one of the key areas of ensuring national sovereignty in the modern conditions of Russia in the technological sphere. This is due to the implementation of the policy of scientific and technological development, the implementation of strategic tasks aimed at achieving import substitution, and the development of the IT sector in the Russian Federation. The analysis shows that in the process of digital transformation, the import substitution model today and in the future is not only a priority, since it contributes to the development and strengthening of technological sovereignty, but also really achievable. Changes, what is happening in the process of digital transformation is determined both by the increasing challenges and threats to information security, and by the need to ensure national security based on building a scientifically based system, including a methodologically verified chain of interdisciplinary interaction, as well as legal means. Conducted information and legal studies of state policy provisions of doctrinal significance, as well as a number of new strategic planning documents, allowed actors to substantiate the need to develop new conceptual approaches to ensuring information security in Russia, requiring not only the implementation of protective measures of legal influence, but also the intensification of the use of legal means of preventive and proactive character to protect national interests.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение укрепления технологического суверенитета Российской Федерации на основе реализации модели импортозамещения»

Т. А. Полякова,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, и.о. зав. сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, заслуженный юрист РФ Н. А. Троян, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук О. В. Петровская, кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук

БО!:

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УКРЕПЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ*

Аннотация: статья посвящена осмыслению правовых проблем реализации одного из ключевых направлений обеспечения национального суверенитета в современных условиях России в технологической сфере. Это осмысление связано с реализацией политики научно-технологического развития, выполнением стратегических задач, направленных на достижение импортозамещения, развитие ИТ-сектора в Российской Федерации. Анализ свидетельствует о том, что в процессе цифровой трансформации модель импортозамещения сегодня и в будущем является не только приоритетной, поскольку способствует развитию и укреплению технологического суверенитета, но и реально достижимой. Изменения, происходящие в процессе цифровой трансформации, детерминированы как возрастающими вызовами и угрозами информационной безопасности, так и необходимостью обеспечения национальной безопасности на основе выстраивания научно обоснованной системы, включающей

T. A. Polyakova,

Doctor of Law, Professor, Chief

Researcher, Acting Head

of the Information Law and International

Information Security Sector

of the Institute of State and Law

of the Russian Academy of Sciences,

Honored Lawyer of Russian Federation

N. A. Troyan,

Candidate of Law, Senior Researcher of the Information Law and International Information Security Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

O. V. Petrovskaya,

Candidate of Law, Researcher of the Information Law and International Information Security Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

а

а №

О № О Ф

0

0\ ф

ее

ф ■с

s

s

ф

1 ее

I

О

0 S

01

0 ® п 5

5 0 s

(D О

S 3 5 п

Ц 5

е

1 г

о т

s а

s с

S С

о С

г %

5 »

1S

s ц 11

281

$ $$ и 1» .

ЭчЭ

15 0

* Статья написана в рамках Государственного задания FMUZ-2024-0035 «Обеспечение цифрового суверенитета и информационной безопасности правовыми средствами».

методологически выверенную цепочку междисциплинарного взаимодействия, а также правовых средств. Проведенные информационно-правовые исследования положений государственной политики доктринального значения и ряда новых документов стратегического планирования позволили авторам обосновать необходимость выработки новых концептуальных подходов к обеспечению информационной безопасности России, требующих не только реализации защитных мер правового воздействия, но и активизации использования правовых средств превентивного и опережающего характера, для защиты национальных интересов.

Ключевые слова: национальная безопасность, правовое обеспечение, информационная безопасность, система информационного права, правовые риски, государственный суверенитет, информационный суверенитет, цифровой суверенитет, технологический суверенитет, ИТ-сектор, модель импортозамещения.

LEGAL SUPPORT FOR STRENGTHENING THE TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY OF THE RUSSIAN FEDERATION BASED ON IMPLEMENTATION OF THE IMPORT SUBSTITUTION MODEL

Abstract: the article is devoted to understanding the legal problems of implementing one of the key areas of ensuring national sovereignty in the modern conditions of Russia in the technological sphere. This is due to the implementation of the policy of scientific and technological development, the implementation of strategic tasks aimed at achieving import substitution, and the development of the IT sector in the Russian Federation. The analysis shows that in the process of digital transformation, the import substitution model today and in the future is not only a priority, since it contributes to the development and strengthening of technological sovereignty, but also really achievable. Changes, what is happening in the process of digital transformation is determined both by the increasing challenges and threats to information security, and by the need to ensure national security based on building a scientifically based system, including a methodologically verified chain ofinterdisciplinary interaction, as well as legal means. Conducted information and legal studies of state policy provisions ofdoctrinal significance, as well as a number ofnew strategic planning documents, allowed actors to substantiate the need to develop new conceptual approaches to ensuring information security in Russia, requiring not only the implementation of protective measures of legal influence, but also the intensification of the use of legal means of preventive and proactive character to protect national interests.

Keywords: national security, legal support, information security, information law system, legal risks, state, information sovereignty, digital sovereignty, technological sovereignty, IT sector, import substitution model.

CO

ментов для развития механизма регулирования вновь возникающих

Активные процессы цифровой трансформации, связанные с увеличением роли, масштабности и значения цифровых данных в современном обществе и государстве, свидетельствуют о повышении внимания к вопросам достижения цифровой зрелости и совершенствования государственной политики, появления новых инстру-

отношений. Следует признать, что во многом это связано с изменением парадигмы управления данными как на международном, так и на государственном, и корпоративном уровне [1, с. 160]. Сейчас нам уже трудно представить себе какую-либо сферу, в которой не ощущается острая потребность в использовании современных цифровых технологий. В то же время необходимо обратить внимание на то, что на международном уровне еще на рубеже ХХ-ХХ1 вв. была предло- .=] жена концепция глобального информационного общества, включав- | шая программу его построения в отдельных государствах и регионах. § Указанный проект в силу глобального

ные сферы международных отношений: политическую, экономиче- § скую, гуманитарную и социальную, а также правовую, в том числе | международно-правовую [2, с. 100]. Сегодня в режиме реального вре- ® мени происходят активные процессы внедрения цифровых техноло- § гий, оказывающих воздействие и на права субъектов, это порождает § новые общественные отношения и требует достижения баланса меж- | ду степенью внедрения цифровых технологий и возникающими ри- | сками, а также их правовыми последствия. Между тем активное вне- а: | дрение искусственного интеллекта во все сферы жизнедеятельности § 3 общества, промышленности, а также в сферы

ления требует выработки и закрепления правовой основы для разви- § д тия данных направлений. Учитывая, что в настоящее время право- | О вые требования к использованию современных технологий, включая § технологии искусственного интеллекта, не носят системного харак- * ^ тера и являются фрагментарными, необходима разработка и принятие § 3 не только базового закона об искусственном интеллекте, но и других | § специальных нормативных правовых актов, регулирующих исполь- | §, зование этих современных технологий. |

Для развития государственной политики в рассматриваемой сфере | £ представляется особенно важным закрепление в пп. «и» и «м» ст. 71 | ^ Конституции РФ вопросов, отнесенных к федеральному ведению, | связанных с использованием современных цифровых технологий и оборотом цифровых данных, которые нашли свое отражение в со- 283 ответствующих поправках к Конституции РФ [3]. Так, особенно важно, что к предметам ведения Российской Федерации в актуальной ш ш Ш сегодня редакции Конституции отнесены в том числе информация, § | информационные технологии, связь, обеспечение безопасности лич- о ]§ | ности, общества и государства при применении информационных | технологий, обороте цифровых данных. Однако в российском зако- а нодательстве до сих пор не выработано понятие «цифровые данные», что не только вызывает неопределенность, но и затрудняет его ис-

пользование в нормотворческой деятельности. Безусловно, процессы, происходящие в условиях цифровой трансформации и связанные с формированием цифровой экономики, в настоящее время требуют правового осмысления с учетом новых задач, определенных в новых документах стратегического планирования. Следует признать, что новые общественные отношения, возникающие в условиях активизации применения цифровых технологий, оказывают в свою очередь значительное влияние на потребность развития российской правовой доктрины, в том числе доктрины информационного права, новых концептуальных подходов к цифровым технологиям и их правовому регулированию. Это приобретает особое значение в связи с тем, что цифровая трансформация стала одной из национальных целей развития России до 2030 года [4]. Она неразрывно связана с реализуемым в стране масштабным проектом по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Вопросы реализации внутренней и внешней политики в сфере применения ИКТ

8

го

были определены в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Нужно признать, что процесс цифровой трансформации начал стремительно развиваться в России еще до введения санкций и являлся одной из национальных

1 8 со

2 целей ее развития. Введение санкций против Российской Федерации, ^ несомненно, значительно ускорило процессы цифровизации и, как

стало очевидно, помогло поднять на более высокий уровень развитие ||| ИТ-сектора практически во всех сферах: в экономике, промышлен-^ ности, здравоохранении, банковской сфере, в сфере развития системы § государственных услуг, цифровых платформ и различных реестров, С научно-технологических разработок в области искусственного интел-^ лекта, облачных и квантовых технологий и др.

§ Приоритетное значение имеет в настоящее время в связи с циф-® ровой трансформацией и развитие отечественного программного С обеспечения ИТ-сервисов, реализация задач достижения импортоне-зависимости на основе масштабирования развития отечественной тех-284 нической продукции и подготовки высокопрофессиональных кадров. ' ИКТ-сектор стал одним из ведущих для развития России и достижения су технологического суверенитета, поскольку научно-технологическое ® развитие стратегически важно для совершенствования деятельности не только государственных органов, но и всей системы органов публичной власти. Между тем необходимо признать очевидность негативного воздействия в отношении Российской Федерации бесконечных санкций и рестрикций политического и экономического характера, включая значительный ряд запретов и ограничений на экспорт в Россию товаров

двойного назначения, технологий, программного обеспечения, а также на импорт товаров и услуг [5, с, 9]. Важно, что с октября 2022 г. Совет ЕС утвердил уже восьмой пакет санкций, в этой связи был введен запрет на экспорт ряда услуг консалтинга в сфере ИТ. В связи с происходящей адаптацией ИТ-сектора актуальным и необходимым представляется проведение анализа существующих инструментов и современных подходов в механизме правового регулирования общественных отношений g в условиях ускорения реализации политики импортозамещения как О одного из важнейших факторов современного развития. Это требует § аналитических, междисциплинарных подход к обеспечению развития § цифровой экономики и промышленно-производственной деятельности § государства, скорейшей замены импортных товаров национальной | продукцией, произведенной внутри страны. Таким образом, активно ® возрастает спрос на отечественные товары, и для внутренней эко- § номической и правовой политики страны ключевое значение имеют § национальные программы, направленные на замещение импорта | и необходимые для обеспечения национальных интересов в области | цифровой экономики, экспорта российских информационных и ком- г |

муникационных технологии, создания условии для технологического § 3

преимущества бизнес-моделей российских организаций в глобальной § о

цифровой экономике, масштабные проекты по импортозамещению § g

в сфере информационно-коммуникационных технологий. Между тем g О

необходимо учесть, что переход на использование отечественного g §

офисного программного обеспечения был запланирован еще с 2016 г. ^^

О ®

и, по сути, именно в этот период уже начал развиваться процесс импор- § 3

тозамещения [6]. В настоящее время в связи с создавшейся ситуацией g §

в России принят пакет нормативных правовых актов, направленных О §

на развитие отечественных компаний. Такие меры, в свою очередь, на- |

правлены на обеспечение независимости государства от иностранных | ©

поставщиков ПО, технических комплектующих и будут способствовать Щ g

повышению уровня не только суверенитета в технологической сфере, g g

a s

но и национального суверенитета в целом.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26 июля 285 2016 г. № 1588-р федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды с 2017-2018 гг. переходят

на отечественное программное обеспечение, а органам власти реги- ^ о|

онов и местному самоуправлению было рекомендовано осуществить о jc О

такой переход до конца 2020 г. [7], что должно позволить сформи- | JS

ровать нормативно-правовую, методическую и техническую базы, а способствующие использованию органами государственной власти отечественного программного обеспечения.

В национальных целях прорывного развития Российской Федерации на период до 2030 года в рамках «Цифровой трансформации» определено достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения, образования, а также государственного управления [8]. В целях реализации цифровой трансформации в российской государственной политике в качестве базовых направлений определены: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление», «Искусственный интеллект», «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». При этом одной из приоритетных стратегических задач является совершенствование нормативно-правового и технологического обеспечения независимости государства в информационном пространстве, состояния защищенности интересов

I

Российской Федерации, при котором гарантируется защита конституционно значимых ценностей, в целях обеспечения суверенитета ^ Российской Федерации в информационном пространстве, социально-§ экономическое развитие, реализация технологического суверенитета

I

s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(цифрового) в сфере информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения информационной безопасности [9].

Сегодня государство предпринимает основные меры в области государственной политики по созданию необходимых условий для развития инфраструктуры органов государственной власти и переход на российские ПО, технологические решения и технические составляем ющие. Так, сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания § президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию ® и национальным проектам от 4 июня 2019 г. [10]. Министерством С цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ утверждена система управления реализацией программы «Цифровая экономика», 286 в которой отмечено, что данные в цифровой форме являются ключе' вым фактором производства во всех сферах социально-экономической pj деятельности и важным условием повышения конкурентоспособности ® страны, качества жизни граждан, обеспечения экономического роста и национального суверенитета [11]. Полагаем, что смысл импортозамещения как ключевого направления - это минимизация не только импорта как такового, но и связанных с ним рисков. Задача импортозамещающей политики заключается в формировании системы стимулов для поддержки национального производства импортозамещающей

СО

и конкурентоспособной продукции не только на внутреннем, но и на внешних рынках [12, с, 55].

Необходимо признать, что модель импортозамещения в научно-технологической сфере сегодня реализуется достаточно успешно. Кроме того, принят комплекс нормативных правовых актов, регулирующих развитие компаний, работающих с информационными технологиями, что способствует независимости от иностранных поставщиков я ПО, технических комплектующих и, в свою очередь, поднятию уровня | технологического развития страны. Благодаря совершенствованию § технологической инфраструктуры, увеличиваются возможности ис- § пользования целого ряда компьютерных программ (ПО), предоставле- § ния новейших сервисов на основе интернет-технологий, что требует, | соответственно, наиболее высокоразвитой инфраструктуры. В России ® появились возможности правового регулирования, направленные § на активное развитие ИТ-сектора: налоговые льготы, пониженные § налоговые ставки, льготы по кредитованию, которые позволяют обе- | спечить качественную работу отечественных сервисов. Кроме того, | постановлением Правительства РФ от 22 марта 2022 г. № 506 «О то- а: | варах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться § 3

отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации 0 |

„ д|

о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной § |

а §

деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуа- | о

лизации, которыми такие товары маркированы» (в ред. от 28 июня 1 §

2023 г.) [13] исключается гражданско-правовая ответственность для * ^

случаев ввоза продукции импортерами в обход официальных каналов § 3

дистрибуции, что, в свою очередь, сняло возможные меры граждан- 1 §

ской, административной и уголовной ответственности. В соответствии | §,

с вышеуказанным правовым актом приказом Министерства промыш- |

ленности и торговли РФ от 21 июля 2023 г. № 2701 определен пере- * £

чень продукции, на которую эта норма распространяется [14]. Такая | Я

легализация возможности ввоза на территорию РФ технологических 1 -6

комплектующих призвана определять его как «параллельный импорт»,

означающий ввоз в страну оригинальных товаров без разрешения 287

правообладателя товарного знака. Однако следует иметь в виду, что '

1 ш ш ш

параллельный импорт не означает легализацию контрафакта, парал- шь.?»

лельный импорт - это ввоз оригинальной продукции посредством § Я о

Я | »

альтернативных каналов, что важно в условиях разрыва сложившихся 0 Д |

логистических цепочек, необходимости насыщения внутреннего рын- |

ка продукцией и стабилизации цен на различные группы товаров [15]. а

Механизм параллельного импорта вполне успешно использовался российскими импортерами для насыщения внутреннего рынка страны.

Хотя в развитии ИТ-сектора в России имеются определенные технические и правовые трудности. Так, одной из актуальных проблем является законодательная ориентация государственного регулирования применения информационных (цифровых) технологий, связанная с развитием технологий, при этом наблюдается отсутствие правового режима цифрового пространства и правового режима для различных ИТ, несогласованность технического регулирования, недостаточность правового регулирования управления рисками в области цифровой безопасности. Совершенно очевидно, что импортозамещение, необходимое для формирования и развития экономики, цифровых технологий, увеличения количества рабочих мест, создания новых возможностей преобладания экспорта над импортом, связано с необходимостью развития правового «цифрового ландшафта».

В рамках реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации разработан проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года,

5

цель которого - обеспечение сбалансированного и устойчивого пространственного развития Российской Федерации. Прорывное значение имеет создание цифровой платформы на отечественных технологиях, позволяющих упростить поиск, отбор и регистрацию объектов, введение единого окна для информации об объекте, ограничениях и правовых режимах [16].

В целях достижения технологической независимости России Указом Президента РФ от 28 февраля 2024 г. № 145 утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [17], являющаяся основой для разработки отраслевых документов стра-Ё тегического планирования в области научно-технического развития. ^ В рамках реализации Стратегии сформировано нормативно-правовое

§ регулирование системы управления в области науки и современных 00

технологий, документы стратегического планирования, производится С запуск крупных научно-технических программ и проектов, направленных на реализацию стратегических инициатив Президента РФ 288 в научно-технологической сфере. Кроме того, в целях обеспечения " развития в основных социально значимых сферах (здравоохранение, жилищно-коммунальный комплекс, энергетика, сферы безопасности, ® культуры, образования, социальная сфера) проводится ускоренная разработка импортонезависимых технологий, локализация известных иностранных технологий, замещение устаревших технологий и увеличение экспорта отечественных наукоемких технологий и продукции.

Сегодня правовая система, регулирующая информационные отношения, имеет достаточно сложную структуру, детерминирован-

ную комплексом взаимосвязанных задач, решаемых в данной сфере. В условиях цифровизации и цивилизационного кризиса, перехода к многополярности она стремительно усложняется. Вместе с тем перенос информационных отношений в цифровую среду, развитие цифрового права, продвижение идей его кодификации требуют повышенного внимания к вопросам адаптации современного информационного законодательства к цифровой реальности. Безусловно, имеются ,=] риски для развития системы правового регулирования цифровых о| отношений, это касается и вопросов возможности применения раз- § вития системы правовых норм и ее адаптации. Кроме того, ведутся § дискуссии и справедливо отмечаются при построении системы норм § несоблюдения правил юридической техники, избыточности правового | регулирования и т.д. В этой связи в современной системе документов ® стратегического планирования нашли отражение современные под- § ходы к цифровым технологиям и новые способы их регулирования. § Так, в Стратегическом направлении в области цифровой трансфор- 3 мации государственного управления, утвержденном распоряжением | Правительства РФ от 16 марта 2024 г. № 637-р, предусматривается ^ | обеспечение безопасного информационного взаимодействия между § 3 органами государственной власти, гражданами, бизнесом, ческой независимостью и безопасностью критической информацион- § 3 ной инфраструктуры [18]. Внедрение отечественных программ соот- 1 0 ветствует политике импортозамещения и направлено на укрепление 1! §

технологического суверенитета Российской Федерации. * ^

| ®

Одним из ключевых направлений по реализации государственного § 3

управления в области цифровой трансформации является формирова- | §

ние единого информационного пространства в области внутриведом- | §,

ственного и межведомственного электронного взаимодействия органов |

государственной власти РФ на федеральном и региональном уровнях, * £

а также переход к конструкции управления на основе сбора и анализа | Я

данных с использованием государственной единой облачной плат- | ц

формы. При этом под государственной единой облачной платформой 3

предлагается понимать комплекс, предназначенный для размещения 289 и функционирования информационных систем и информационных

ресурсов, обеспечивающих предоставление унифицированных облач- Шь.3

ных услуг и их мониторинг, в том числе сбор и обработку сведений, ^ 11

которые позволяют анализировать эффективность использования 0 Д |

предоставляемой инфраструктуры [19]. Для безопасности и надежно- | Д сти также предложено внедрение единой идентификации (обеспечение доступа ко всем сервисам с помощью единой системы идентификации и аутентификации). В целях повышения уровня промышленного су-

£

s

веренитета в России необходимо обеспечение научно-технического и промышленного развития, что, в свою очередь, позволит обеспечить поддержание информационных технологий и возможности быть независимыми от иностранных технологий. В этой связи внедрение современных информационных технологий во все сферы государственного управления требует пристального внимания к проблеме обеспечения цифрового суверенитета. Полагаем, сегодня требуются новые подходы, формирующие требования к функциональным возможностям государственных информационных систем, их архитектурным основам, вопросам информационного взаимодействия, обеспечения научно-технического и промышленного развития. Такие комплексные условия будут способствовать поддержанию информационных технологий, отечественных ПО и инфраструктуры, а также созданию гарантий независимости от иностранных технологий в сфере информационных технологий. Особое значение имеет переход объектов критической

¡^ инфраструктуры государства на российское ПО.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ ведет Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. На официальном сайте Минцифры России (diqital.gov.ru) открыт доступ через реестр reestal. gov.ru к любой отечественной программе, которую можно найти по названию, классу и владельцу. Данная система создана для поддержки российского ИТ-рынка. В 2021 г. Евразийским межправительственным советом принято решение «Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года» [20], координирующее промышленную политику С стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и направленное ^ на объединение усилий стран по развитию экспорта совместно произ-§ венной продукции. В рамках политики импортозамещения, в рамках

С различные меры, способствующие решению задач диверсификации производства, вхождению в оборот предприятий, способных обеспечить замещение импорта по ключевым позициям, поддержке экспорта отечественной продукции, поддержке научно-технического прогресса,

экономического сотрудничества со странами ЕАЭС принимаются

290

*

çy ного климата. В целях координации усилий стран ЕАЭС в области импортозамещения важно учитывать не только общие интересы, но и приоритеты каждой страны, обусловленные особенностями социально-экономического и политического положения.

В заключение следует отметить, что сегодня, безусловно, еще остается достаточно много проблем, в том числе и правового харак-

pj развитию инфраструктуры, созданию благоприятного инвестицион

СО

тера, в связи с реализацией государственной поддержки ИТ-отрасли. С учетом особенностей информационной сферы, развития процессов цифровизации заслуживает внимания вопрос о пересмотре инструментов и поиске современных подходов в целях работы ИТ-сектора в условиях санкций и обеспечения национальной безопасности. В основе реализации модели импортозамещения, на наш взгляд, должна

быть именно защита технологического и цифрового суверенитета, .=]

необходимость обеспечения взаимодействия и реагирования на угрозы 0

в сфере информационной безопасности. Видится перспективной также о

разработка дополнительных правовых средств для адаптации к санк- §

ционным мерам в сфере ИТ-сектора с учетом правоприменительной 3

практики. Применение системных правовых мер с учетом стратегиче- |

ских целей на основе суверенного целеполагания в информационной ®

сфере позволит Российской Федерации стать высококонкурентоспо- 3

собной и быть технологически независимой. Для этого необходимо О

развитие экономики данных и эффективной правовой базы, перевод |

нормативных правовых актов в цифровую среду в условиях новой |

цифровой реальности, изменение границ правового регулирования, х |

щ о

повышение определенности терминологического и понятийного ин- § 3

формационно-цифрового аппарата. § о

о

^ э

£ §

Список литературы: § §

1. Полякова, Т. А. Развитие доктрины российского информационно- ^ § го права / Т. А. Полякова, А. В. Минбалеев, Н.В. Кроткова // Государство I | и право. - 2023. - № 9. - С. 158-177. 0 ^

2. Капустин, А. Я. Суверенитет государства в киберпространстве: Ц о международно-правовое измерение / А. Я. Капустин // Журнал зарубеж- ® § ного законодательства и сравнительного правоведения. - 2022. - Т. 18, 0 § № 6. - С. 99-108. 1 |

3. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов орга- 5! § низации и функционирования публичной власти : закон РФ о поправке ^ к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. №1-ФКЗ // Собр. законодательства ¡о * Рос. Федерации. - 2020. - № 11, ст.1416. § I

291

рхп

5. Проблемы и перспективы правового обеспечения развития цифровой э.^ о среды Российской Федерации в условиях санкционного давления : моно- 0! § I графия / под ред. А. В. Минбалеева. - Саратов : Амирит, - 2023. - 124 с. §' §

6. Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, § ^ происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд : постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 // Официальный

4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N° 474 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www. pravo . gov. ru (дата опубликования: 21.07.2020).

интернет-портал правовой информации. - URL: http://www. pravo . gov. ru (дата опубликования: 20.11.2015).

7. Об утверждении плана перехода в 2016-2018 годах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения : распоряжение Правительства РФ от 26 июля 2016 г. № 1588-р // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo. gov.ru (дата опубликования: 27.07.2016).

8. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года : указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2024. - № 20, ст. 2584.

9. О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : постановление Правительства РФ от 2 марта 2019 г. № 234 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2019. - № 11, ст. 1119.

10. Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» : утв. президиумом Совета при

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗС Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, § протокол от 4 июня 2019 г. № 7. - Документ опубликован не был. Доступ

из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». О; 11. Утверждена система управления реализации программы «Цифровая

§ экономика» // Сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых § коммуникаций РФ. - URL: https://digital . gov. ru/ru/events/37323/ (дата об-g ращения: 09.07.2024).

С 12. Бодрунов, С. Д. Теория и практика импортозамещения: уроки

S и проблемы : монография / С. Д. Бодрунов. - СПб. : ИНИР им. С. Ю. Витте, § 2015. - 171 с.

S 13. О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут при-

jj меняться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Феде-§ рации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной С деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, ^^ которыми такие товары маркированы : постановление Правительства РФ 0Q от 22 марта 2022 г. № 506 (в ред. от 28 июня 2023 г.) // Собр. законодательства § Рос. Федерации. - 2022. - № 14, ст. 2286; 2023. - № 27, ст. 5028. 2 14. Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении ко-

^ торых не применяются положения статей 1252, 1254, пункта 5 статьи 1286.1, статей 1301, 1311, 1406.1, подпункта 1 статьи 1446, статей 1472, 1515 и 1537 292 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской pj Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их со-О гласия : приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 21 июля ^ 2023 г. № 2701 // Официальный интернет-портал правовой информации. -Pi URL: http://www.pmvo . gov. ru (дата опубликования: 14.08.2023).

15. Минпромторг России утвердил изменения в Перечень продукции для параллельного импорта // Сайт Минпромторга России. - URL: https:// minpromtorg . gov. ru/presscentre/news/pravitelstvo_utverdilo_vvedenie_paral-lelnogo_importa_v_rossii (дата обращения: 04.07.2024).

16. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www. pravo . gov. ru (дата опубликования: 15.02.2019).

17. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации : указ Президента РФ от 28 февраля 2024 г. № 145 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www. pravo . gov. ru (дата опубликования: 22.05.2024). a

18. Об утверждении стратегического направления в области цифровой g трансформации государственного управления : распоряжение Правитель- g ства РФ от 16 марта 2024 г. № 637-р // Официальный интернет-портал g правовой информации. - URL: http://www. pravo . gov. ru (дата опубликования: ® 20.03.2024). S

19. Об утверждении Положения о государственной единой облачной SS платформе : постановление Правительства РФ от 10 июля 2024 г. № 929 // ® Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www. I pravo . gov. ru (дата опубликования: 11.07.2024). §

20. Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рам- | ках Евразийского экономического союза до 2025 года : решение Евразий- T¡ ского межпарламентского совета от 30 апреля 2021 г. № 5 // Официальный g сайт Евразийского экономического союза. - URL: http://eaeunion . org/ (дата S g обращения: 30.04.2024). S S

g 2 n 5

a g

(D O

5 n

Ц a ■6 ® i T g т

£ 3

1*

S с

g с

т й I I

Ща

S ц Я i

293

р X X ..i

1 v g

as$

с-хП

5 ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.