Научная статья на тему 'Административно-правовые проблемы проведения профилактики неинфекционных заболеваний в Российской Федерации'

Административно-правовые проблемы проведения профилактики неинфекционных заболеваний в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
168
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смышляев Алексей Викторович, Мартиросян Тельман Эдуардович, Жерелина Ольга Николаевна

Профилактика осуществляется в рамках первичной медико-санитарной помощи. В соответствии с законодательством, основой для выявления факторов риска и проведения профилактических мероприятий являются медицинские осмотры. Диспансеризации представляет собой сложнейший комплекс определенных медицинских мероприятий и играет ключевую роль в профилактике. Полнота охвата диспансерным наблюдением больных может не превышать 30%. Основные причины неудовлетворенности населения профилактическими мероприятиями низкий уровень организации процесса и не достаточная квалификация специалистов. Отсутствие обязательности прохождения гражданами профилактических осмотров ведет к тому, что многие осознанно уклоняются от его прохождения. Главной организационно-правовой проблемой остается «громоздкий» и не гибкий механизм организации профилактических осмотром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смышляев Алексей Викторович, Мартиросян Тельман Эдуардович, Жерелина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL & LEGAL ISSUES RELATED TO THE PREVENTION OF NON-COMMUNICABLE DISEASES PREVENTION IN RUSSIAN FEDERATION

Diseases prevention is carried out within the framework of primary health care. According to the respective legislation, medical examinations are the basis for identifying risk factors and conducting preventive measures. Medical examination is a complex of certain medical measures that plays a key role in diseases prevention. Completeness of coverage by dispensary examination of patients may not exceed 30%. The main reasons for the society dissatisfaction for carrying out with preventive measures are the low process organization level and insufficient qualification of specialists. The absence of citizens mandatory preventive health examination leads to the fact that many citizens deliberately avoid thereof. The main organizational and legal problem of preventive examinations remains being the «cumbersome» and not-flexible organizational process.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые проблемы проведения профилактики неинфекционных заболеваний в Российской Федерации»

Смышляев А. В., Мартиросян Т. Э., Жерелина О. Н.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)

16.1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смышляев Алексей Викторович, кандидат медицинских наук, Ведущий научный сотрудник

Место работы: ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

alexeysmishlyaev@yandex.ru

Мартиросян Тельман Эдуардович, адвокат, магистр права

telman.martirosyan@sp-lf.com

Жерелина Ольга Николаевна, преподаватель Кафедры правовых основ управления Факультета управления и политики Место работы: МГИМО МИД России

zherelina@gmail.com

Аннотация: профилактика осуществляется в рамках первичной медико-санитарной помощи. В соответствии с законодательством, основой для выявления факторов риска и проведения профилактических мероприятий являются медицинские осмотры. Диспансеризации представляет собой сложнейший комплекс определенных медицинских мероприятий и играет ключевую роль в профилактике. Полнота охвата диспансерным наблюдением больных может не превышать 30%. Основные причины неудовлетворенности населения профилактическими мероприятиями - низкий уровень организации процесса и не достаточная квалификация специалистов. Отсутствие обязательности прохождения гражданами профилактических осмотров ведет к тому, что многие осознанно уклоняются от его прохождения. Главной организационно-правовой проблемой остается «громоздкий» и не гибкий механизм организации профилактических осмотром.

Ключевые слова: медицинская профилактика, первичная медико-санитарная помощь, здравоохранение, диспансеризация.

ORGANIZATIONAL & LEGAL ISSUES RELATED TO THE PREVENTION OF NON-COMMUNICABLE DISEASES PREVENTION IN RUSSIAN FEDERATION

Smyshlyaev Alexey V., PhD in Medicine, Leading researcher

Place of employment: Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russia Federation

alexeysmishlyaev@yandex.ru

Martirosyan Telman E., Attorney-at-law, Master of Laws

telman.martirosyan@sp-lf.com

Zherelina Olga N., Deputy Dean Faculty of governance and politics Place of employment: MGIMO-University

zherelina@gmail.com

Abstract: diseases prevention is carried out within the framework of primary health care. According to the respective legislation, medical examinations are the basis for identifying risk factors and conducting preventive measures. Medical examination is a complex of certain medical measures that plays a key role in diseases prevention. Completeness of coverage by dispensary examination of patients may not exceed 30%. The main reasons for the society dissatisfaction for carrying out with preventive measures are the low process organization level and insufficient qualification of specialists. The absence of citizens mandatory preventive health examination leads to the fact that many citizens deliberately avoid thereof. The main organizational and legal problem of preventive examinations remains being the «cumbersome» and not-flexible organizational process.

Keywords: disease prevention, primary health care, healthcare, medical examination.

Современный мир «диктует» нам свои правила, поэтому сейчас в обществе существует ряд негативных факторов, связанных с плохой экологией, социальным расслоением и бедностью, обязывающие «верхушку» органов власти ставить на первый план вопросы здравоохранения. Система здравоохранения Российской Федерации выбрала вектор на улучшение условий медицинского обслуживания путем принятия и внедрения новейших медицинских реформ. Следовательно, приоритет законодательного обеспечения в сфере охраны здоровья обеспечивается путем следующих внедрений: методическая разработка и внедрение новой системы формирования здорового образа жизни, в том числе и реально действующих программ снижения употребления алкогольных напитков и курения, профилактика и предупреждение употребления наркотических средств и психотропных веществ без медицинского назначения; проведение на базе учебных заведений и учреждений санитарно-эпидемиологических мероприятий с целью профилактики; проведение широкомасштабных мероприятий по предупреждению и своевременному выявлению инфекционных заболеваний, в том числе и предупреждения заболеваний, вызванных негативным социально-экономическим положением людей, а также борьбы с уже существующими проявлениями заболеваний; проведение ряда важных профилактических и своевременных медицинских осмотров, а также диспансерных наблюдений в порядке, определенном законодательством Российской Федерации [7].

Федеральный закон1 предусматривает императивную норму о том, что профилактика неинфекционных заболеваний должна происходить на разных уровнях социальной организации. Основополагающую роль играют федеральные и региональные исполнительные органы, а так же муниципальные власти. На их плечи ложиться реализации ключевых аспектов профилактики. Через подведомственные лечебно-профилактические организации, учебные и трудовые учреждения реализуется принцип «всеобщего охвата» населения. Информационное обеспечение граждан проводится по возможности через все социальные объекты (государственные и муниципальные) [1].

Для того чтобы сформировать правильные взгляды и привить желание к ведению здорового образа жизни у граждан разных возрастных категорий, стоит начать программу по поддержке пропаганды последнего еще в детском возрасте, в частности, путем проведения информационных мероприятий по факту существующих факторов риска и возможных угроз для здоровья населения, формирование правильного видения и объективного понимания необходимости ведения здорового образа жизни, и что самое главное - создание соответствующих условий, в которых возможно вести здоровый образ жизни.

Учитывая указанное, и ссылаясь на действующий приказ Минздрава России2, можно выделить ряд новых действенных мер по предупреждению и противодействию неинфекционных заболеваний, а также мер поощрения к формированию здорового образа жизни у граждан, которые включают в себя следующие ряд пунктов таких как, реализация мер по соблюдению общих правил личной

1 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3

2 Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления профилакти-

ки неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» от 30 сентября 2015г. №683н

гигиены, соблюдение рекомендаций по ведению здорового образа жизни, что в свою очередь напрямую воздействует на факторы неинфекционных заболеваний, реализацию действий направленных на раннее выявление нарушений со стороны организма, создание условий для оказания всех видов медицинских услуг (первичная медико-санитарная помощь, специализированная, скорая медицинская помощь, паллиативная), которые способствовали бы в свою очередь снижению факторов риска в отношения развития заболеваний, а так же диспансеризацию и профилактические осмотры [6].

Согласно принятой на сегодняшний день концепции трехуровневой системы оказания медицинских услуг, профилактика осуществляется в рамках первичной доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи [5]. Остановимся более подробно на каждом из этих уровнях.

На этапе доврачебной помощи обязанность проведения мер по профилактике неинфекционных заболеваний ложиться на плечи среднего медицинского работника. Зачастую это медицинская сестра, хотя в условия сельских медицинских пунктов это может быть фельдшер или акушер. В задачи на этом этапе входят: выявление факторов риска и своевременное информирование о них пациента, а так же направление по медицинским показания к врачу общей практики (врачу-терапевту, участковому врачу), проведение санитарно-просветительской работы среди населения и пропаганда здорового образа жизни, отвыкание от вредных привычек и формирования «заботы» о самом себе, оказывает помощь и принимает непосредственное участие в диспансеризации населения и проведении профилактических медицинских осмотров. Помимо этого стоит отметить, что сотрудник среднего медицинского звена осуществляет ряд и социальных функций, которые не прописаны в законодательстве. Например, осуществляет социальный патронаж и налаживание коммуникации между сопряженными организациями по вопросам социального обеспечения граждан. При оказании доврачебной помощи стоит соблюдать так же и принцип «семейности». Помощь оказывается не только отдельному человеку, а всей семье. Этот факт особенно важен при создании системы семейных медицинских офисов и служб по принципу организации бригад совместно с врачами общей практики и семейными врачами.

Следующим этапом осуществляется врачебная помощь силами врачей общей практики, врачами-терапевтами, участковыми врачами, а так же семейными врачами. Задачи, входящие в этот этап во много дублируются в отношении проведения мер профилактики с предыдущим этапом. В задачи врача входит своевременное выявление факторов риска, работа с населением по информированию о принципах здорового образа жизни и формированию мотивации к их соблюдению, проведение диспансеризации и профилактических осмотром, проведение лечебно-диагностических мероприятий. Необходимо отметить, что этот этап играет ключевую роль в профилактике заболеваний, и на него возлагается основный задачи. Эффективность функционирования всей системы по предупреждению заболеваний зависит главным образом от адекватной работы кабинета (офиса) врача общей практики (семейного врача).

Этап оказания специализированной помощи является заключительным, но не теряет своего значения в процессе профилактики. Хотя в задачи врача этого этапа так же входят информирование населения и участие в диспансеризации, «груз» ответственности все же смещен в сто-

Смышляев А. В., Мартиросян Т. Э., Жерелина О. Н.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

рону врачей оказывающих помощь на втором этапе. Главным образом, профиль профилактики зависит в данном случае от типа учреждения и его специализации. Самостоятельно вести «политику» профилактики такие учреждения не могут ввиду сегментарного охвата населения, но, не смотря на это, они вносят свой существенный вклад в общее дело.

Профилактической деятельностью так же занимаются санаторно-курортные учреждения, но здесь уже следует говорить не о первичной профилактике, когда заболевание еще не перешло в хроническую форму, а о вторичной, когда главная задача это преодоление возможно риска рецидива заболевания. В рамках такого подхода обычно используется индивидуальное или групповое консультирование по соответствующему профилю заболевания. Формируется приверженность пациента к «заболеванию», что означает следование рекомендация врача и самостоятельный мониторинг своего состояния, запись учетных данных и регулярное посещение специалистов по профилю болезни и по медико-социальным показаниям [3].

В соответствии с законодательством, основой для выявления факторов риска, проведения профилактических мероприятий являются медицинские осмотры. Их бывает несколько видов в зависимости от цели проведения. Выделяют осмотры для выявления факторов риска и симптомов уже существующего заболевания, предварительные осмотры граждан перед исполнением ими трудовых обязанностей, осмотры учащихся, групп населения относящихся к категории риска, а так же так называемые осмотры перед и после смены или рейса. Помимо профилактических осмотров, предусмотрены более углублённые медицинские осмотры с привлечением дополнительных групп специалистов и более расширенным кругом диагностических мероприятий.

Говоря о диспансеризации как о ключевом методе в системе профилактике неинфекционных заболеваний на современном этапе в Российской Федерации, стоит отметить, она представляет собой сложнейший комплекс определенных медицинских мероприятий. Она является обязательной, согласно Российскому законодательству3, только для определенных групп населения.

Анализируя эффективность диспансеризации можно прийти к выводу, что на сегодняшний день она является главным источником выявления хронических заболеваний. Диспансеризация играет большую роль во вторичной профилактике, но низкий охват населения не позволяет говорить о ней, как о полноценном этапе [8]. Так, по данным исследования проведенным в Рязанской области, в 2016 году зарегистрировано 317 и 443 впервые выявленных случаев болезней связанных с повышенным артериальным давлением и ожирением, что составляет 64,4% и 85,8% соответственно которых выявлено впервые из общего числа прошедших осмотр. Чтобы повысить охват населения и тем самым существенно увеличить количество вновь выявленных заболеваний, необ-

3 Прохождение обязательных медицинских осмотров предусмотрено статьями 69, 213, 266, 328, 348.3, 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации, статьёй 23 Федерального закона от 2 января 2000г. №29-Фз «О качестве и безопасности пищевых продуктов», статьёй 6 Федерального закона от 14 апреля 1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране», статьёй 19 Федерального закона от 20 июня 1996г. №81-Фз «О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» и другими действующими федеральными законами

ходимо упростить сам процесс диспансеризации путем введения на ранних этапах скрининга основных заболеваний [9]. Основным критерием, демонстрирующим активность и широту проведения диспансеризация, является «полнота охвата диспансерным наблюдением больных»4. Проводя анализ этого показателя, можно прийти к выводу, что он зачастую не превышает в регионах и 30% [4].

Рассматривая данную тему, нельзя не осветить отношения населения к действиям со стороны государства в сфере профилактики неинфекционных заболеваний. В результате проведения социологического опроса населения было выяснено, что практически все взрослое население знает о диспансеризации и о профилактических осмотрах. Из всех респондентов 34% проходили осмотр один раз в течение последних пяти лет, 50% более одного раза и 16% не проходили никогда. 36% опрошенных придают высокую значимость прохождению профилактических осмотров, однако, 68% сообщили о неудобстве прохождения осмотров или отсутствия временной возможности. Основными причинами неудовлетворенности населения профилактическими мероприятиями были низкий уровень организации процесса и слабый уровень квалификации специалистов. Но стоит отметить, что 70% все же считают профилактику со стороны государства необходимой, остальные 30% сообщили, что считают ее лишь «служанкой» статистики [2].

Диспансеризации на законодательном уровне является не обязательным условием для всех граждан без исключения, и в соответствии с приказом5 проводится только один раз в три года. Считается, что такая диспозитивная норма оказывает отрицательное влияние на проведение профилактики неинфекционных заболеваний. Отсутствие обязательности прохождения гражданами профилактических осмотров ведет к тому, что многие осознанно уклоняются от его прохождения. Причин может быть несколько, от нежелания работодателя предоставлять свободное время работнику, до стремления самого работника уклониться от обследования для сокрытия наличия возможных противопоказаний для работы.

Исходя из всего выше указанного, можно сделать вывод о том, что обязательным медицинским осмотрам подлежат только отдельные группы населения, занимающиеся определенными видами трудовой деятельности. Это делает мероприятия по выявлению заболеваний мало эффективной, а по большому счету «срывает» массовую диспансеризацию всего населения. Не соблюдается принципов «семейной» медицины в проведении профилактики, нет достаточной информированности населения о времени и месте проведения профилактических осмотром. Не ведется централизованной пропаганды необходимости «приверженности» к существующему заболеванию и раннему их выявлению, а так же поиск факторов риска. Даже среди населения, которое подлежит обязательному охвату, не происходит систематического осмотра. Не все учащиеся средних и высших учебных заведения проходят профилактические осмотры, что же касается количества взрослого населения, то оно остается на крайне низком уровне. Необходимо упростить процедуры профилактических осмотром, сде-

4 Число фактически осмотренных х100/число подлежащих осмотру по плану

5 Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения диспансеризации отдельных групп взрослого населения» от 3 февраля 2015 №36

лать их более «мобильными», «бригадными», что позволит охватить больше населения не повышая затраты на медицинское обеспечение. Главными организационно-правовыми проблемами остаются необязательность профилактических осмотров для всего населения и «громоздкий», не гибкий механизм организации профилактических осмотром. Низкое выявление фактором риска, отсутствие диагностики заболеваний на раннем этапе не будут способствовать реализации ключевых задач поставленных перед правительством по снижению заболеваемости и смертности.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 90,59%.

Список литературы:

1. Богдан В.В., Урда М.Н., Павлюк А.В. К вопросу о миграционном законодательстве в России // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 60-63

2. Богданова Е.Н., Залывский Н.П. Сбережение населения в Российской Федерации: социально-правовой аспект. // Перспективы науки и образования. -2015. - № 1 (13). - С. 152-156.

3. Галимзянова Р.Ю., Пестерникова Н.Н., Хисамиева Д.Р., Галлямов Э.Р. // Эффективность диспансеризации населения в современных условиях. - Научный альманах. - 2017. - № 9-2 (35). - С. 57-59.

4. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю., Шматко А.Д. О проекте стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации (анализ задач и направлений их решения). // Управленческое консультирование. -2018. - № 1 (109). - С. 84-91.

5. Деркач М.И., Котова Ю.А., Бокарева М.А. Эффективность диспансеризации на базе БУЗ ВО «Воронежская городская поликлиника №10». // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2016. - № 66. - С. 78-81.

6. Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С.174-177

7. Камолов С.Г., Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Институт административной ответственности Москва: Издательство «Актуальность.РФ», 2017. 208 с

8. Камолов С.Г. Правовое обеспечение государственной политики ипотечного жилищного кредитования. The legal provision of public policy for housing mortgage lending. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2009. № 2. С. 94-99

9. Курманбаева А.О. Первичная медико-санитарная помощь как базовый элемент охраны здоровья населения. // Синергия Наук. - 2017. - № 11. - С. 753-765.

10. Мягкова И.А., Уржа О.А. Правовые основы системы здравоохранения в Российской Федерации. // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 3 (14). - С. 135-139.

11. Павлюк А.В., Кабакова С.С. Административно-правовое регулирование внешних трудовых миграционных потоков в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2017 № 5. С. 135-143

12. Суханов Е.В. Социально-экономическая стратегия развития здравоохранения российской Федерации. // Наука и бизнес: пути развития. -2017. - № 5. - С. 81-83.

13. Успенская И.В., Селявина О.Н. Диспансеризация определенных групп взрослого населения Рязанской области. // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2017. - № 1. - С. 292-295.

14. Яковлева Т.В. Диспансеризация взрослого населения Российской Федерации: первый год реализации, опыт, результаты, перспективы // Социальные аспекты здоровья населения. - 2014. - №3. - С. 192-195.

15. Akhmetshin E.M., Vasilev V.L., Gapsalamov A.R.,

Pavlyuk A.V., Sharipov R.R. Gatin R.G. Formation of Institutional Arrangement of Economic Security Improvement of Russia: Task Definition // Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference - Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. С. 6395-6A01.

16. Kamolov S., Konstantinova A. E-government: way of modernization and efficiency enhancement of public governance // Право и управление. XXI век. 2017. № 1 (A2). С. 13-21.

17. Sharafutdinov R.I., Gerasimov V.O., Akhmetshin E.M., Yumashev A.V., Pavlyuk A.V., Luzina T.V. Inclusive Growth Index Assessment in the Regions of the Volga Federal District of the Russian Federation // Proceedings of the 31st International Business Information Management Association Conference - Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020. Milan: International Business Information Management Association, 2018. С. 3890-3902.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Организационно-правовые проблемы проведения профилактики неинфекционных заболеваний в Российской Федерации» ведущего научного сотрудника ЦНИИОИЗ МЗ РФ, канд. мед. наук Смышляева А.В., адвоката в АП г. Москвы, магистра права Мартиросяна Т.Э., преподавателя 1<афедры правовых основ управления МГИМО МИД России Жерелиной О.Н. Актуальность научной статьи «Организационно-правовые проблемы проведения профилактики неинфекционных заболеваний в Российской Федерации» состоит в том, в настоящее время механизм по проведению профилактике среди населения является не достаточно эффективным инструментарием в сфере здравоохранения. Это связано прежде всего с несовершенством законодательной базы и «трудностью» осуществления самого механизма. Учитывая этот факт, актуальный вопрос по организационно-правовому регулированию данного направления социальной политики становиться как никогда актуальным. Создавая более гибкий и мобильный подход в профилактике заболеваний, по мнению авторов, государство сможет повысить охват населения, а введения принципа всеобщей обязательной диспансеризации будет способствовать повышению эффективности по выявлению заболеваний на раннем этапе.

K предмету исследования авторы относят механизмы реализации и законодательные основы проведения медицинской профилактики в Российской Федерации. Название статьи и ее содержание полностью совпадают. Авторы использовали общетеоретический метод исследования нормативно-правовых ресурсы регулирующие вопросы охраны здоровья населения в Российской Федерации, материалы научно-практических конференций по теме исследования, научные труды, опубликованные в рецензируемых изданиях по вопросам фундаментальных и прикладных исследований в области теории и практики управления здравоохранением.

Научная новизна заключается в анализе текущей ситуации в системе здравоохранения и сопоставление правовых, социальный и управленческих механизмов реализации мер по профилактике в сфере здравоохранения. Авторы оценили слабые стороны механизма реализации профилактических мер в существующей модели. Они продемонстрировали на примерах особенности проведения диспансеризации на местах и предоставили результаты оценки населением проводимых мер.

Аннотация работы достаточно информативна и отражает сущность научной статьи. Авторы продемонстрировали хорошие навыки работы с открытыми источниками данных, умение детально анализировать проблемы и делать соответствующие выводы. Выводы и суждения авторов будут интересны читателям, которые связаны с нормативно-правовыми и организационными аспектами медицинской профилактики в Российской Федерации.

Доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического факультета ^У, канд. юрид. наук

Антонян Т.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.