Научная статья на тему 'Административно-правовые основы деятельности полиции Великобритании'

Административно-правовые основы деятельности полиции Великобритании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1260
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / АКТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПОЛИЦИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЦИИ / LEGAL REGULATION / PUBLIC SERVICE / STATUTORY POWERS / BY-LAWS / POLICE AND POLICING / POLICE REFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Занина Татьяна Митрофановна, Морозова Ирина Сергеевна

В статье анализируются особенности административно-правового регулирования деятельности полиции Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research paper analyses the peculiarities of administrative legal regulation of service in the police forces of the United Kingdom.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые основы деятельности полиции Великобритании»

Т.М. Занина,

кандидат юридических наук, профессор

И. С. Мор оз ова

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

ADMINISTRATIVE LEGAL BASICS OF SERVICE IN THE POLICE FORCES OF THE UNITED KINGDOM

В статье анализируются особенности административно-правового регулирования деятельности полиции Великобритании.

The research paper analyses the peculiarities of administrative legal regulation of service in the police forces of the United Kingdom.

7 февраля 2011 г. Президент Российской Фе -дерации Дмитрий Медведев подписал Федераль -ный закон «О полиции». На сотрудников поли -ции возлагается выполнение важнейшей государственной функции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Степень реализации данной функции во многом зависит от тех, кто будет носить звание полицейского. Именно на создание новой, профессионально грамотной, авторитетной в обществе организации направле -на реформа всей системы МВД России. «Созда -ние полиции — это не «рембрендинг» милиции в полицию. Речь о новом правоохранительном институте, единой, мобильной, эффективной и технически оснащенной структуре, которая укомплектована специалистами самого высокого уровня, — в этом цель преобразований в МВД»,

— констатирует глава государства [7]. С этой же целью обсуждаются концептуальные идеи, взгляды, анализируется аналогичный зарубежный опыт, закладываются основы тоответству-ющих законодательных актов.

На современном этапе развития юридической науки большую теоретическую и практиче -скую значимость приобретают проблемы, cвя-занные с административно -правовым регулированием правоохранительной службы как вида государственной службы. Как справедливо замечает доктор юридических наук, профессор А.М. Артемьев, «создать действенную государствен -ную правоохранительную службу в составе общей системы государственной службы в объеме, структуре и правовой урегулированности, при -нятых в развитых демократических государст-вах, — дело ответственное и сложное» [2; 13].

Развитие современного общества осущест -вляется в рамках всеобщей глобализации всех сфер общественной жизни. Не является ис-ключением и правоохранительная система. Создание единого европейского правового

пространства требует изучения и обобщения положительного опыта, накопленного в других странах. В данном контексте актуальным ста -новится изучение и анализ административно -правовых основ деятельности полиции Вели -кобритании.

Современные институты правоохранитель -ных органов берут свое начало на Европей-ском континенте. Прообразом современной полиции ученые считают именно Столичную полицию (Metropolitan Police) Великобрита -нии, образованную в соответствии со статутом (законом) 1829 г. — «Актом о столичной по -лиции». Это была первая в истории профес-сиональная регулярная организация, в компе-тенцию которой входили вопросы охраны пра -вопорядка.

Принципы деятельности органов полиции В елико британии приобрели общеевропейское значение. Проведенная в 2002—2006 гг. ре -форма данного института во многом способст -вовала повышению его роли в обществе. Кро -ме того, большинство инновационных методов полицейской работы связано именно с дея-тельностью полиции Великобритании. Благо -даря широкому использованию инновацион-ных методов работы, современной системы оперативной связи полиция стала максимально мобильным подразделением. Обращает на себя внимание и детально разработанная законода-тельная база, регламентирующая деятельность полиции.

Административно-правовое обеспечение государственной службы в полиции Великобрита -нии является в своем роде уникальным. Эта уни -кальность связана со спецификой исторического развития британского административного права, для которого, в свою очередь, свойственен ряд особенностей, обусловленных характером правовой системы, относящейся к правовой семье об-

щего права. Специфика английского права, как замечают авторы учебника «Административное право зарубежных стран» А.Н. Козырин и М .А. Штатина, заключается в том, что «для данной правовой системы длительное время было харак -терно его деление на частное и публичное» [1;328]. Такое деление было связано с отсутстви -ем четкого разграничения конституционного и административного права опять же в силу исто -рически сложившихся причин. К одной из таких причин следует отнести отсутствие в Великобритании писаной конституции. Как отмечает из -вестный британский ученый-правовед П. Кейн, «деление права на частное и публичное было обусловлено необходимостью установления особого правового режима для государственных органов» [14;43].

Особенности административного права Великобритании связаны также со своеобра-зием государственно -правовых форм, полити -ческого строя, самой системы управления в целом: верховенство парламента, разделение полномочий между администрацией и судами, ответственность министров, господство права . Как следствие, ключевой проблемой анг-лийского административного права, по мне -нию большинства ученых-правоведов, являет -ся контроль, прежде всего судебный, а затем и внесудебный, за деятельностью исполни -тельных органов [2,3,4,10,12]. В английском административном праве проблема ответст-венности исполнительных органов и должно -стных лиц получила детальную разработку. Недаром доктор права К. Дайси квалифици-рует административное право как отрасль, которая «определяет юридический статус и законное существование всех государствен -ных органов, права и обязанности граждан, регулирует их отношения с публичными ор-ганами, а также определяет процедуру, при помощи которой эти права и обязанности вступают в силу» [12;429].

Свою специфику имеют и источники англий -ского административного права. Несмотря на то, что в Великобритании отсутствует писаная кон -ституция, неписаные конституционные обычаи

— конвенции (cоnvention) — являются важным источником права, регулирующим многие вопросы формирования, деятельности правитель -ства и кабинета.

По мнению ученых-правоведов А.Н. Козы-рина, М. А. Штатиной, Д. Гарнера, П. Кейна, в настоящее время в английском законодательстве увеличивается роль закона (статута) [1, 3, 14]. Статутом регулируются вопросы, относящиеся к организации административной юстиции, орга-нов местного самоуправления.

Различные текущие вопросы регулируются другим источником права — делегированными актами. Законодательными полномочиями (statu-

tory powers) для издания делегированных актов парламент наделяет по своему усмотрению (по принципу парламентского верховенства) такие органы, как глава государства, министры, местные органы, учреждения и корпорации. Делегированные акты, большую часть которых составляет правительственное нормотворчество, реализуются в различных формах: приказы короля в Совете, приказы, правила, инструкции, циркуляры и иные предписания министерств и ведомств. Высшей формой делегированного акта считается «Приказ в Совете», издаваемый правительством от имени королевы и Тайного совета.

Обширным источником административного права является и так называемое автономное законодательство. Автономное законодательство включает акты органов местного самоуправления (by-laws), в качестве примера которых можно привести Акты о местном самоуправлении 1999 и 2000 гг., и акты, издаваемые корпорациями, например решения администрации по от -дельным делам, ставшие административными прецедентами. Такого рода нормативные акты можно отнести скорее к актам применения. «Данная группа актов является примером того, насколько в английском праве расплывчаты границы между нормативными и исполнительными актами» [1, 331].

Не утратил своего значения в качестве важ -ного и полноценного источника английского права судебный прецедент (judicial precedent) — решение высших судов, имеющих обязательную силу для них самих и нижестоящих судов, то есть общеобязательное судебное толкование ста -тута. Судебный прецедент является традицион -ным правовым источником в английском праве.

На современном этапе развития английского административного права наряду с правовыми источниками большое значение приобретают такие нормы, как различные кодексы, уставы, которые носят рекомендательный характер, например кодексы поведения [1; 330—331; 13; 284—286]. Перечисленные общенациональные нормативные акты обеспечивают деятельность государственной службы Великобритании в це -лом и полиции в частности.

Полиция по своему статусу представляет особую категорию государственных служащих управления объединенных полицейских сил [3;311], которые по статуту считаются корпоративными органами, но на деле рассматриваются как орган смешанной компетенции, то есть орган, осуществляющий полномочия на террито-рии более обширной, чем та, на которой дейст -вует местный орган власти. Учитывая данные обстоятельства, наиболее распространенными источниками права, регламентирующими прохождение службы в полиции, являются нацио -нальные специализированные акты. Данная юридическая практика исторически восходит к

закону, который официально зарегистрирован как Акт о столичной полиции 1829 г., и Законам о региональной полиции 1835 и 1856 гг. «На-званные акты, по существу, заложили основу системы управления полицейскими силами Великобритании, действующей по сей день», - от -мечает профессор А.В. Губанов [4; 18]. Большин -ство специализированных актов издаются Ассоциацией главных полицейских чиновников (the Association of Chief Police officers) и Федерацией полиции ((the Police Federation), а затем утверждаются Министерством внутренних дел.

Кроме того, правовое поле деятельности полиции регулируется правилами, изложенными в административных актах и кодексах в соответст -вии с различными законами, находящимися в компетенции уголовного и уголовно-процессуального права. Так, на основе Закона о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г. была издана серия административных кодексов, регламентирующих деятельность полиции по расследованию уголовных преступлений. Решения, связанные с производством обысков и арестов, предварительным заключением обвиняемых, рассмотрением жалоб на следственные действия полицейских, а также оценкой некоторых доказательств, в частности полученных с помощью компьютерных устройств, регулируются правилами, изложенными в административных кодексах в соответствии с данным законом.

Важным законодательным актом, регламен -тирующим деятельность полиции, является Ан -титеррористический закон (UK Terrorism Act, 2007), вступивший в силу 1 октября 2007 года. Данный закон существенно расширил полномочия полиции. Полиция на законных основаниях получила постоянный доступ к сведениям о номерах, с которыми связывался отдельный гражданин; именам, фамилиям, адресам перего -варивающихся; местонахождению абонента. Закон обязал все телефонные компании Вели -кобритании тщательно записывать, хранить ин -формацию и передавать ее полиции по первому требованию. А в 2009 году правительство распространило эту меру и на интернет. В резуль -тате полиция получила доступ к спискам всех сайтов, которые посетил каждый конкретный пользователь сети [8]. Новым Антитеррористи-ческим законом было ужесточено наказание за совершение террористических актов или за приготовление к теракту. Максимальным нака -занием было определено пожизненное заключе -ние. Часть 2 данного Закона предоставила более широкие полномочия министру внутренних дел, в частности к его компетенции отнесен запрет террористических групп независимо от их на -звания. Принятие данного закона позволило полиции Великобритании еще в большей степе -ни активизировать осуществляемую антитерро-ристическую деятельность.

На современном этапе в работе полиции Великобритании основополагающую роль играет специальный Закон о полиции 2006 г., принятый на основе Закона о реформе полиции 2002 г. [5]. С целью совершенствования правового регулирования прохождения службы в полиции в части 6 вышеуказанного закона соответствующими положениями были уточнены правила приема, назначения и аттестации сотрудников полиции [15]. Данный закон четко определил функции полицейских сил. В новый закон были внесены поправки, расширяющие права и обязанности полиции. В частности, в законе дана подробная характеристика таких положе-ний, как задержание, обыск (личный обыск, обыск с целью обнаружения улик), проверка на дорогах, задержание в полицейском участке, снятие отпечатков пальцев, опознание и получение юридической консультации, арест [15;311]. Одновременно в законе были определены компетенции полиции, попадающие под особый контроль со стороны высших законодательных ин -станций. Таким образом, полиции были предоставлены обширные легальные возможности в сочетании с высокой ответственностью и разви -тыми формами контроля за осуществлением конкретных полицейских функций.

При разработке нового Закона о полиции, особенно части, касающейся определения прав и обязанностей служащего полиции, а также дея-тельности полиции по защите прав человека, учитывались известные правозащитные стандарты: Всеобщая Декларация прав человека, приня -тая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, Конвенция Совета Европы о защите прав человека и фундаментальных свобод от 1950 года, которую обычно называют Европейской Кон -венцией о правах человека. Последняя, как из -вестно, является юридически обязательной для подписавших и ратифицировавших ее государств и практически во всех странах включена в на -циональное законодательство. В новом Законе о полиции читаем: «Полиция способствует защите прав человека, поддерживая общественный порядок так, чтобы люди могли воспользоваться своими правами и свободами. Помимо принятия решительных мер для защиты прав человека, полиция должна уважать права человека при выполнении своих обязанностей» [5]. Эти поло -жения берут свое начало в Европейской Конвен -ции о правах человека. При определении функ-ций полиции по защите прав человека также учитывались труды члена Центра по правам человека при Эссекском университете Р. Кроушоу, в частности серия его работ «Права человека и полиция» [6].

В ходе реформы новым законом был уточнен статус и права полицейских органов с учетом рекомендаций Декларации о полиции (Резолю-ция 690), принятой в 1979 году Парламентской Ассамблеей Совета Европы. В части Б данной

Декларации, которая носит название «Статус», говорится, что «полицейские органы — это государственные органы, созданные по закону, кото -рые отвечают за поддержание и соблюдение за -кона. Любой гражданин может стать сотрудни-ком полиции, если он отвечает соответствующим требованиям. Профессиональные, психологиче-ские и материальные условия, в которых поли -цейский должен выполнять свой долг, таковы, что они защищают его честность, беспристраст -ность и достоинство. Полицейский имеет право на справедливое жалованье с учетом особых факторов, например больший риск, ответствен -ность и пр.» [10].

Условия труда полицейского (ставки заработной платы, продолжительность рабочего времени и др.) закрепляются в индивидуальных трудовых соглашениях, для которых особое значение приобретают общие предписания, содержащиеся в парламентских актах. К ним можно отнести Законы о профсоюзах и трудовых отно -шениях 1974 и 1976 гг., о защите занятости 1975 и 1978 гг., о занятости 1980, 1982 и 1988 гг., о заработной плате 1986 г. и др. [14].

По Закону о полиции полицейский имеет право на членство в профессиональном союзе. Профессиональный союз полиции наделен правами участия в переговорах с сотрудниками Ассоциации главных полицейских чиновников и Федерации полиции о профессиональном статусе полицейских; дачи консультации об управлении полицейскими структурами; ведения юридиче-ских дел от имени группы полицейских или од -ного полицейского и пр. В случае, если по месту службы ведется дисциплинарное расследование по какому-либо административному правонарушению, совершенному полицейским, последний имеет право на беседу с адвокатом и на его за -щиту. Полицейский, против которого были приняты дисциплинарные меры или другие санкции, имеет право апелляции в независимый и беспристрастный орган (например, в трибунал) или суд. Перед любым судом или трибуналом полицей-ский имеет такие же права, как и прочие гражда -не [13; 119].

Система социального обеспечения полицейских является единой с другими государствен -ными служащими Великобритании и функцио-нирует на основе четкой законодательной базы. Система различных фондов, формируемых за счет работников, предпринимателей, средств муниципальных органов и государственного бюджета, позволяет выплачивать пенсии по старости, инвалидности, выделять деньги на оплату образования, жилья, погашение кредитов и пр. Из числа основных законодательных актов в этой области можно назвать Закон о националь -ной службе здравоохранения 1977 г., Закон о социальном обеспечении 1985 г., Закон о хрони -ческих больных и инвалидах 1970 г., Закон о

несчастных случаях на производстве и профессиональных болезнях 1975 г. Полицейский также имеет право на материальную помощь со стороны профессионального союза, членом которого он является.

Эффективному функционированию системы социального обеспечения способствует и сама английская полиция, хотя полицейские — это не социальные работники, и социальная работа не входит в рамки их компетенции. Но, тем не менее, полицейские, проводя регулярные встречи с местными властями для обсуждения социальных проблем, постоянно общаясь с людьми из разных слоев общества, вносят свой вклад в улучшение жизни общества и поддержание обстановки безопасности граждан. Меры по защите прав детей и предотвращению насилия в семье счита -ются обязанностями полиции. Раньше полиция не вмешивалась в конфликты, считавшиеся «семейными», но теперь полицейские вправе оказы -вать помощь пострадавшей стороне и преследо -вать нападавшего по закону [ 13;211].

Немаловажное значение в деятельности полиции играют и такие нормы, как кодексы пове -дения, принимаемые Комитетом по стандартам публичной сферы Великобритании, например Кодекс полицейской этики, Кодекс поведения государственного служащего, Кодекс поведения полицейского, хотя они и не являются юридиче -ски закрепленными нормами. Кодекс поведения полицейского определяет профессионально значимые качества, формирует ценностные ориентиры, соответствующие должности полицейско -го в современном демократическом обществе. Положения, сформулированные в Кодексе о полицейской этике, служат основой при определе -нии функциональных обязанностей полиции, ее профессиональных и поведенческих стандартов. Данные положения созвучны соответствующим положениям таких международно-правовых актов, как Европейский кодекс полицейской эти -ки для полиции европейских стран (The European Code of Police Ethics) и Декларация о полиции. Европейский кодекс полицейской этики был принят Комитетом Министров Совета Европы 19 сентября 2001 г. В нем определены принципы деятельности полиции, сформулированы основные ее цели [16]. В Декларации о полиции (Резо -люция 690) в части А, которая так и называется «Этика», в частности, говорится: «Полицейский выполняет обязанности, возложенные на него законом, защищая своих сограждан и общество от насильственных, грабительских и других вредоносных действий, как определено по закону. Полицейский действует честно, беспристрастно и с достоинством. Он воздерживается и решительно противостоит всем актам коррупции...» [10].

Как видим, в последние десятилетия англий -ское законодательство в сфере административно -правового регулирования деятельности полиции

приобретает все более систематизированный Council of Europe Publishing, 2002. — 73 p.

характер. Перечисленные законодательные акты далеко не исчерпывают существующую нормативно -правовую базу, обеспечивающую деятель -ность полиции, но являются теми основными, которые позволяют сделать ее максимально эффективной в плане осуществления правоохрани -тельной деятельности, направленной на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охрану общественного порядка, собственности, обеспечение безопасности общества и государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Административное право зарубежных стран: учебник / под ред. А.Н. Козы1рина, М.А. Штатиной. — М.: Спарк, 2993. — С. 328—331.

2. Артемьев А.М. Г осударственная правоохранительная служба: системные свойства, функ -ции, правовое обеспечение: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.14. — М., 2008. — С .13.

3. Г арнер Д. Великобритания: центральное и местное самоуправление. — М.: Прогресс, 1984.

— С.311.

4. Губанов А.В. Полиция зарубежных стран.

— М.: МАЭП, 1999. — С. 18.

5. Закон о реформе полиции 2002 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. met. police.uk, policing online information system www polis. оsce.org / library.

6. Кроушоу Р. Права человека и полиция: пособие по практическому обучению (CI (98) 1, 2). — Страсбург: Центр информации по правам человека, Совет Европы, 1998. — 136 с.

7. Материалы коллегии МВД. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http // www. rg. ru.

8. Международный опыт правоохранитель-

ной деятельности. [Электронный ресурс]. — Ре -жим доступа: http: // eyi. sci-lib. / artikl

0000704 / html.

9. О реформе в полиции Великобритании. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http // www. met. рolice.uk, policing online information system/ www. polis. оsce.org / library/ GZT.RU.

10. Тейлор М. Полиция и права человека в европейском контексте: справочное пособие. — Страсбург: Центр информации по правам человека, Совет Европы, 1999. — 218 с.

11. Этика публичной политики: из опыта работы Комитета по стандартам публичной сферы Великобритании.

— М.: Спарк, 2001. — 184 с.

12 Dicey K Law and Public. Opinion in England. — Cheshire, 1962. — 632 р.

13. English Jack. Police Training Manual. — 8 rev. ed. — London: McGraw-Hill Book Company Europe, 1996. — 611 р.

14. Cane P. Administrative Law. — L., 1980.

— P. 43.

15. Police Act, 2006. — Р. 311.

16. The European Code of Police Ethics. —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.