Научная статья на тему 'Административно-правовые новеллы в борьбе с легализацией (отмыванием) преступных доходов'

Административно-правовые новеллы в борьбе с легализацией (отмыванием) преступных доходов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСФИНМОНИТОРИНГ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / FINANCIAL MONITORING SERVICE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / THE SYSTEM OF COUNTERACTING LEGALIZATION OF CRIMINAL DOHODOV

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гензюк Э. Е.

Статья посвящена сравнительному анализу административно правовых новелл КоАП РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов. Автор обосновывает свою позицию на изменения законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal novels in combating legalization (laundering) of criminal incomes

The article deals with the comparative analysis of the administrative legal stories of the Administrative Code of the Russian Federation in the sphere of combating legalization (laundering) of proceeds of crime. The author justifies his position on legislative changes.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые новеллы в борьбе с легализацией (отмыванием) преступных доходов»

Бизнес в законе

2'2011

S. АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ФИНАНСОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО ,ТРУДОВОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

8.1. АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВЫЕ НОВЕЛЛЫ В БОРЬБЕ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

Гензюк Э. Е., , профессор, д.ю.н., Российская академия правосудия, филиал, г. Ростов-на-Дону, кафедра государственно-правовых дисциплин Контакты автора: nikollubov@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу административно - правовых новелл КоАП РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов. Автор обосновывает свою позицию на изменения законодательства.

Ключевые слова: Росфинмониторинг, административная ответственность, система противодействия легализации преступных доходов

ADMINISTRATIVE AND LEGAL NOVELS IN COMBATING LEGALIZATION (LAUNDERING) OF CRIMINAL INCOMES

Genzyuk E.E., LL.D., Professor Head of Department of State and legal disciplines branch of the Russian Academy of Justice (Rostov-na-Donu)

Annotation: The article deals with the comparative analysis of the administrative - legal stories of the Administrative Code of the Russian Federation in the sphere of combating legalization (laundering) of proceeds of crime. The author justifies his position on legislative changes.

Keywords: Financial Monitoring Service,

administrative responsibility, the system of counteracting legalization of criminal dohodov

В сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, добытых преступным путем, и финансированию терроризма, меры административной ответственности при своевременном их использовании, наряду с другими средствами, способны эффективно воздействовать на развитие правовой ситуации и обеспечение экономической безопасности. По оценкам специалистов, среди правонарушений, посягающих на экономическую безопасность, административные правонарушения занимают весомое место, а суммарный ущерб от административных правонарушений сопоставим с ущербом от преступлений.1

В этой связи несомненный доктринальный и прикладной интерес представляет сравнительный анализ действовавшей до 24.01.20011г. и нынешней нормы, об административной ответственности за нарушение

1 См. например: Н. В. Макарейко. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на экономическую безопасность. Монография. Нижний Новгород. 2005. С.4.

антилегализационного законодательства, предусмотренной ст.15.27 КоАП РФ.

Статья 15.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (введенная Федеральным законом от 30 октября 2002г. №130-ФЗ), выглядела следующим образом:

Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих контролю, а также в части организации внутреннего контроля - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Исходя из предлагаемой законодателем юридической конструкции (статья 15.27 размещена в главе №15 - Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг), полагаем что видовым объектом правонарушения выдвигаются законные интересы хозяйствующих субъектов, граждан, общества и государства, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. Непосредственным - общественные отношения, возникающие в связи с защитой законных интересов хозяйствующих субъектов, граждан, общества и государства, законодательством по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Дополнительным объектом может выступать установленный законодательством о противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма порядок фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а так же организация внутреннего контроля.

Новая редакция ст.15.27 КоАП, в соответствии с Федеральным законом № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»2 вступила в силу с 24 января 2011года:

"Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

1. Нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный (надзорный) орган - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц -от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч

2 См.: "Российская газета", N 164, 27.07.2010

Гензюк Э. Е.

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, -влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

4. Непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

5. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток."

Итак, очевидно, что новая редакция статьи 15.27 Ко-АП содержит пять составов, предусматривающих разграничение правонарушений и соразмерное применение санкций за такие правонарушения. Законодатель дифференцировал и конкретизировал деяния о нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что, по-видимому, должно облегчить надзорным органам рассмотрение дел за правонарушения данной категории.

Одновременно расширен перечень административных наказаний, предусмотренных статьей 15.27 КоАП, путем включения таких санкций как «предупреждение» и «дисквалификация для должностных лиц».

Административной юрисдикцией по статье 15.27 КоАП в отношении соответствующих поднадзорных организаций помимо Росфинмониторинга наделены Росстрахнадзор, Минфин России, и Банк России. Соответственно дополнена глава 23 КоАП статьями 23.72, 23.73 и 23.74 об органах, осуществляющих контроль и надзор в сфере страховой деятельности, в сфере кредитной кооперации, банковского надзора, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий) настоящего Кодекса.

С учетом новой редакции ст.15.27 КоАП следует отметить, что видовой и основной непосредственный объект этого состава остались прежними. Вместе с тем, дополнительным объектом этого посягательства активно выдвигается установленный законодательством о противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма порядок подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков

направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный (надзорный) орган (ч.1); порядок в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля (ч.2), непредставление в установленные законом сроки информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо операциях, в отношении которых возникают подозрения (ч.3), а так же не представление указанной информации (ч.4). В связи с этим возможно рассматривать вопрос о целесообразности перенесения данной нормы в главу № 19 «Административные правонарушения против порядка управления».

В диспозиции части 5 исследуемой нормы посягательство осуществляется на интересы правосудия. Полагаем, что данный состав требует серьезного переосмысления с учетом будущей правоприменительной практики, поскольку исходя из смысла исследуемой части, закономерно встает вопрос об уголовной ответственности за уголовно наказуемое деяние, совершенное в результате неисполнения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее легализацию преступных доходов, или финансирование терроризма установленные вступившим в законную силу приговором суда.

На наш взгляд, в данном случае речь идет, о пособничестве в отмывании денег, либо об одном из способов так называемого рейдерства, в связи с чем законодателю целесообразно рассмотреть вопрос об уголовной ответственности за подобные умышленные деяния.

Помимо этого, у правоприменителей вызывает озабоченность непоследовательность законодателя, значительно повлиявшая на превентивный потенциал и эффективность национальной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. В частности, Федеральным законом №60-ФЗ от 07.04.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сумма отмываемых денег в диспозиции ст.ст.174,174-1 УК РФ была увеличена с 600 тыс. руб. до 6 млн. руб., в результате чего были декриминализированы тысячи общественно опасных актов поведения,оставшихся вне сферы юридической ответственности.

В целях осуществления концептуального принципа государственной политики в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем - повышение обеспечения неотвратимости ответственности за правонарушения в данной сфере и для устранения образовавшегося законодательного пробела, полагаем целесообразным введение в КоАП РФ административной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств, полученных незаконным путем на сумму от 600 тыс. руб. до 6млн руб.

Исправление сложившейся ситуации видится и в возложении функций по возбуждению административного производства и вынесению административного наказания по данным статьям КоАП РФ не только на должностных лиц Росфинмониторинга, но и на органы Росстрахнадзора, а так же на органы финансового контроля Минфина России.

Список литературы:

1. Н. В. Макарейко. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на экономическую безопасность. Монография. Нижний Новгород. 2005. С.4.

2. «Российская газета» N 1 66, 22.07.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.