Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ТАБАЧНОГО ДЫМА И ПОСЛЕДСТВИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ТАБАЧНОГО ДЫМА И ПОСЛЕДСТВИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ОТ ТАБАКА / ЭЛЕКТРОННЫЕ СИГАРЕТЫ (ИСПАРИТЕЛИ) / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горячев Андрей Александрович

Посвящена проблемам совершенствования антитабачного законодательства, защиты граждан от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Кроме того, рассмотрены проблемы регулирования общественных отношений в области употребления гражданами электронных сигарет (испарителей) в общественных местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горячев Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

АDMINISTRATIVE AND LEGAL MEASURES OF CITIZENS PROTECTION FROM ENVIRONMENTAL TOBACCO SMOKE AND CONSEQUENCES OF TOBACCO CONSUMPTION

The article is devoted to problems of improvement anti-Smoking legislation, protection citizens from environmental tobacco smoke and consequences of tobacco consumption. In addition, it examines public relations problems in the field of using electronic cigarettes in public places.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ТАБАЧНОГО ДЫМА И ПОСЛЕДСТВИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА»

УДК342.9

АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОРЯЧЕВ,

научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ТАБАЧНОГО ДЫМА И ПОСЛЕДСТВИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА

Посвящена проблемам совершенствования антитабачного законодательства, защиты граждан от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Кроме того, рассмотрены проблемы регулирования общественных отношений в области употребления гражданами электронных сигарет (испарителей) в общественных местах.

Ключевые слова: защита от табака, электронные сигареты (испарители), совершенствование административного законодательства, профилактика правонарушений.

А.А. Goryachev, Researcher of Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation»; e-mail: Hot1891@mail.ru, tel.: 8 (495) 667-31-29.

Аdministrative and legal measures of citizens protection from environmental tobacco smoke and consequences of tobacco consumption.

The article is devoted to problems of improvement anti-Smoking legislation, protection citizens from environmental tobacco smoke and consequences of tobacco consumption. In addition, it examines public relations problems in the field of using electronic cigarettes in public places.

Key words: tobacco protection, electronic cigarettes (vaporizers), improvement of administrative law, delinquency prevention.

Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения (далее - Конвенция), заключенная в Женеве 21 мая 2001 г, признает, что распространение табачной эпидемии является глобальной проблемой, которая имеет серьезные последствия для здоровья людей. Кроме того, научные данные недвусмысленно подтверждают, что негативное влияние оказывает не только потребление табака, но и воздействие табачного дыма, что является причиной как болезней и инвалидности, так и смерти. Однако между воздействием курения и другими видами употребления табачных изделий и наступлением болезней, связанных с употреблением табачных изделий, существует определенный разрыв во времени, что, конечно, отрицательно влияет на принятие гражданами решения не употреблять табак.

В соответствии с Конвенцией Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон № 15-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в рассматриваемой сфере. Таким образом, Российская Федерация признает значимость назревшей проблемы, а также необходимость введения мер по защите конституци-

онного права каждого человека и гражданина на благоприятную окружающую среду [5].

Законом № 15-ФЗ запрещается курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Данный запрет вызван прежде всего тем, что процесс курения табака сопровождается образованием табачного дыма от тления табачных изделий, в отличие от других видов употребления табачных изделий (сосания, жевания, нюханья), когда атмосферный воздух остается чистым от продуктов распада табака. Также в Законе № 15-ФЗ прямо утверждено, что окружающий табачный дым отрицательно воздействует на здоровье человека.

Законом № 15-ФЗ установлен достаточно подробный перечень отдельных территорий и помещений, на которых запрещено курение табака [11]. В целях недопущения правонарушений в указанной сфере регулирования Законом № 15-ФЗ допускается возможность курения табака на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества:

в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем

плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

За нарушение установленного Законом № 15-ФЗ запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 6.24 КоАП РФ. Сотрудники органов внутренних дел (полиции) составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах [4].

Следует отметить, что данная профилактическая работа полиции актуализируется в свете требований Федерального закона от 23 июня 2016 г № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Полиция может и должна являться субъектом профилактики правонарушений в указанной сфере, оказывать воспитательное воздействие на лиц в целях недопущения ими правонарушений рассматриваемой категории [12].

По результатам статистических данных, в 2015 г. органами внутренних дел пресечено 747 914 (489 605 - в 2014 г) нарушений установленного Законом № 15-ФЗ запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, совершенных в общественных местах, из них 8 975 (64 872 - в 2014 г) правонарушений совершены на детских площадках.

Приведенные данные указывают, что общее количество пресеченных правонарушений в 2015 г по сравнению с 2014 г. увеличилось на 34,5%. При этом количество пресеченных правонарушений на детских площадках сократилось более чем на 86%, что свидетельствует об усилении влияния профилактических мер и общей активизации работы органов внутренних дел на данном направлении.

Следует отметить, что субъектом правонарушения по составу ст. 6.24 КоАП РФ является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При этом ст. 6.23 КоАП РФ установлена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака, где субъектом правонарушения также выступает вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста [1].

В соответствии с п. 4 ст. 20 Закона № 15-ФЗ не допускается потребление табака несовершеннолетними, т. е. курение, жевание и иные спосо-

бы потребления табака. Это подразумевает, что табачные изделия имеют право приобретать и употреблять лица, достигшие совершеннолетия (18-летнего возраста) [2].

Характерно, что ст. 20.22 КоАП РФ не предусматривает административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за потребление табака несовершеннолетними. Это притом, что потребление табачных изделий оказывает такое же отрицательное влияние на моральный облик и физическое здоровье несовершеннолетних, как негативные явления, перечисленные в диспозиции ст. 20.22 КоАП РФ.

Таким образом, запрет на потребление табака несовершеннолетним в настоящее время, по существу, продолжает оставаться декларативным, поскольку законодатель не предусматривает возможности применения мер административного принуждения к лицам, ответственным за воспитание несовершеннолетних, уличенных в потреблении табака. В дополнение мы встречаемся с парадоксом, когда Закон № 15-ФЗ запрещает употребление табачных изделий несовершеннолетними, и вместе с тем в КоАП РФ установлена ответственность лиц, достигших 16-летнего возраста, за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака, когда субъект указанного правонарушения сам не достиг 18-летнего возраста к моменту совершения правонарушения.

В связи с этим мы видим необходимость привлечения к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за потребление их несовершеннолетними подопечными табачных изделий.

Представляется, что диспозицию ст. 20.22 КоАП РФ после слов «или одурманивающих веществ» необходимо дополнить словами: «, а также потребление ими табачных изделий». Это также позволит стимулировать родителей к воспитанию у своих детей негативного отношения к процессу потребления табака, разъяснению им негативных сторон потребления табака и неотвратимости возникновения стойкой зависимости от него, а также препятствованию вовлечения их в процесс потребления табачных изделий.

Если вопрос с воспитанием несовершеннолетних граждан, свободных от употребления табачных изделий, будет решен положительно, то в перспективе у законодателя появится возможность перейти на более качественный уровень регулирования отношений в указанной сфере.

В частности, мы убеждены, что перечень отдельных территорий, помещений и объектов, на которых Законом № 15-ФЗ установлен запрет курения табака, в ближайшем будущем должен быть расширен. По нашему мнению, в Законе № 15-ФЗ существуют определенные пробелы, связанные с прямым запретом курения табака на остановках общественного транспорта и маршрутного такси. Кроме того, следовало бы в дальнейшем расширить зону действия мер, установив запрет на курение табака в пределах пешеходных зон и улиц города, где существует вероятность нахождения большого количества граждан. Данные запреты в обязательном порядке должны сопровождаться информационными табличками и знаками о запрете курения табака в определенных местах.

В связи с этим предлагается подп. 4 п. 1 ст. 12 Закона № 15-ФЗ после слов «на расстоянии менее чем пятнадцать метров от...» дополнить словами: «остановок общественного транспорта и маршрутного такси». Пункт 1 ст. 12 Закона № 15-ФЗ дополнить подпунктом следующего содержания: «в местах на открытом воздухе в пределах пешеходных и парковых (рекреационных) зон, дорожек и городских улиц, предназначенных для движения пешеходов и велосипедистов, а также в местах значительного пребывания граждан».

Принятие указанных поправок к Закону № 15-ФЗ означало бы фактическое признание полного запрета курения табака на городских улицах, особенно в мегаполисах, где концентрация большого количества граждан неизбежна. Для обеспечения соблюдения этого запрета следовало бы оборудовать на городских улицах специально отведенные места для курения табака в соответствии с предъявляемыми требованиями [8].

Однако введение такого рода запретов в ближайшей перспективе возможно только с учетом воспитания у граждан культуры курения табака, которая подразумевает не только уважение прав других на чистую окружающую среду, но и предоставление возможности курящим людям употреблять табачные изделия в специально оборудованных местах, предназначенных для курения табака на открытом воздухе.

Следовало бы указать на еще одно неопределенное положение в Законе № 15-ФЗ. Так, данный запрет на курение табака в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, станций метрополитенов материально ничем не закреплен. Действие данного

ограничения на практике остается достаточно спорным, так как гражданин не обязан контролировать указанное расстояние.

В целях предупреждения нарушений 15-метрового рубежа следовало бы обозначать такую зону специальной наземной разметкой в совокупности с установкой соответствующих знаков. Кроме того, необходимо ввести в отношении детских площадок распространение действия этой же 15-метровой зоны. В связи с чем подп. 11 п. 1 ст. 12 Закона № 15-ФЗ после слов «на детских площадках» дополнить словами: «и на расстоянии менее чем пятнадцать метров до них».

Запрет курения табака в общественных местах и на улицах города не является новым для мировой практики. Так, в ряде зарубежных стран уже существуют ограничения на курение табачных изделий на улицах городов. Обычно первым этапом во внедрении подобных мер становится запрет на курение в местах массового пребывания людей. При этом штрафы за нарушение установленного порядка достаточно велики. Например, в США сигарета, выкуренная в неположенном месте, карается штрафом в 1 000 долларов. На территории Великобритании эта сумма может составить 2 500 долларов. В Греции за курение в общественном транспорте полагается штраф около 3 000 долларов. Такие же жесткие меры против курения в неположенных местах существуют в Ирландии. При этом в Японии имеется отдельный перечень улиц, на которых курение запрещено [3].

Полагаем, что для Российской Федерации в качестве первоначальных мер необходимо установить запрет курения табачных изделий на отдельных улицах и территориях городов с высокой плотностью населения. Особенно актуально ввести такой запрет в местах массового пребывания граждан, к которым следует отнести городские парки и скверы, пешеходные зоны города, места людских потоков, прилегающих к инфраструктуре пассажирского наземного и подземного транспорта. Также нужно запретить курение табачных изделий в районе наземных пешеходных переходов, так как существует вероятность массового нахождения на них граждан, ожидающих разрешающего сигнала светофора и не желающих вдыхать атмосферный воздух с концентрацией в нем окружающего табачного дыма. При этом следует ввести запрет курения табака в подземных пешеходных переходах по причине наличия полузамкнутого окружающего пространства.

В рамках рассматриваемой проблемы отдельным блоком необходимо рассмотреть вопро-

сы регулирования отношений в области употребления гражданами так называемых электронных сигарет (испарителей).

Рассматривая указанную сферу, не лишним будет отметить наличие проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты и об ограничении имитации табакокурения» (далее - Законопроект) [7], в котором подробно изложены все необходимые поправки к действующему Закону № 15-ФЗ, позволяющие применить в отношении употребления и оборота электронных сигарет (испарителей) ограничений, аналогичных антитабачным [6].

Применяемая в Законопроекте терминология достаточно подробно и всеобъемлюще охватывает сферу оборота и употребления электронных сигарет (испарителей), раскрывает понятие имитации табакокурения и разделяет устройства на две группы, к которым относятся: «Электронные системы доставки никотина» и «Электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином». В данном случае учитывается, что некоторые потребители будут использовать указанные устройства для имитации курения табака либо для вдыхания ароматических паров, не содержащих никотин.

В пояснительной записке к Законопроекту также излагается острая озабоченность законодателя тем, что рассматриваемая продукция имеет высокий потенциал риска в отношении детей по сравнению со взрослыми, а неограниченное распространение скажется на вовлечении в ее употребление молодежи и вовсе не курящих граждан. Кроме того, указано, что данная продукция не сертифицируется, в связи с чем отсутствует четкое понимание о реальном содержании испаряемой жидкости.

Не вызывает сомнения, что употребление электронных сигарет (испарителей) может вовлечь потребителя в процесс курения табака, а также дает возможность вдыхать пары, содержащие не только никотин, но и иные растворенные в жидкости вещества, способные оказывать воздействие на центральную нервную систему.

Вне зависимости от формы изготовления указанных устройств следует отметить, что процесс их употребления проходит без выделения в окружающую атмосферу табачного дыма, но при этом не лишен материальной основы и сопровождается выделением обильных клубов пара и сопутствующих примесей, в том числе имеющих запах, который некоторое время наполняет окружающий атмосферный воздух. Исходя из разъяснений Минздрава России электронные сигареты

не расцениваются в качестве табачных изделий, а их употребление не подпадает под регулирование ст. 12 Закона № 15-ФЗ [10]. Из этого можно сделать вывод, что процесс употребления электронных сигарет (испарителей) не урегулирован какими-либо правовыми актами и в настоящее время регламентирован моральными нормами и ориентирами граждан с пониманием ими должного и необходимого поведения.

Однако такие установки не могут находиться длительное время вне пределов правовой регламентации, так как у отдельных индивидов в силу их недостаточного воспитания может отсутствовать либо быть искаженным понятие об общепринятых нормах поведения. Так, например, в настоящее время производители электронных сигарет (испарителей), пользуясь несовершенством законодательства, применяют в рекламе своих изделий недобросовестные аргументы, при этом обоснованно утверждают, что их продукцию можно употреблять (испарять) в общественных местах. Учитывая такой образ подачи товара, коллизии интересов в связи с употреблением электронных сигарет (испарителей) в будущем не избежать.

WoodU Stick

Шоо 60 , Stick

^ ОДНОРАЗОВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСПАРИТЕЛИ

МОЖНО ИСПАРЯТЬ1 |

а общественных иве"®. |

АР ЭМАТЫ \NOODSTICK

ВЫБЕРИ СВОЙ ВКУС!

В целях предупреждения негативных тенденций уже сейчас необходимо принимать безотлагательные меры по регулированию отношений в области употребления гражданами электронных сигарет (испарителей). В Закон № 15-ФЗ необходимо вносить соответствующие поправки, которыми процесс употребления указанных устройств будет приравнен к процессу курения табака.

Следует учитывать, что процесс производства электронных сигарет в настоящее время в

большей степени подпадает под запрет Закона № 15-ФЗ, которым в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещены использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами [9].

В свою очередь, свободное употребление электронных сигарет (испарителей) может сказаться на росте спроса на них у значительной части населения, что, безусловно, негативно отразится на здоровье общества и складывающихся общественных отношениях.

Еще одним аргументом в пользу приравнивания процесса употребления электронных сигарет (испарителей) к процессу курения табака, на наш взгляд, является то, что по составу правонарушения, предусмотренного ст. 6.24 КоАП РФ, объективная сторона выражается в осуществлении действий по курению табака [1] на определенных территориях, в помещениях и на объектах, что подразумевает формальный состав административного правонарушения, когда наступление негативных последствий от курения табака для окружающих не является обязательным признаком, хотя объектом указанного правонарушения является здоровье населения. Более того, негативные последствия для здоровья от курения табака могут вовсе и не наступить, если правонарушение произошло в отсутствие рядом находящихся граждан, права которых находятся под защитой. Из этого следует, что под запретом находятся сами действия по курению табака, которые выражаются в определенной форме, когда в окружающую атмосферу выделяется дым, по своим внешним признакам не отличающийся от пара электронной сигареты (испарителя). Очевидно, что процессы употребления электронной сигареты (испарителя) и курения табака по своим формальным признакам схожи, поэтому употребление электронных сигарет (испарителей) в определенных местах так же подлежит регламентации, как и процесс курения табака.

В связи с этим мы подчеркиваем значимость рассмотренного Законопроекта и признаем необходимость принятия его положений, направленных на приравнивание правил оборота и употребления электронных сигарет (испарителей) к правилам оборота и употребления табачной продукции.

Нелишне будет отметить, что оборот электронных сигарет (испарителей) запрещен законами Дании, Израиля, Канады, некоторых штатов Америки, а также Турции, Бразилии, Австралии, Норвегии и ряда других стран [13]. Данные факты

указывают на серьезную озабоченность развитых стран вопросом регулирования рассматриваемых отношений и принятием радикальных мер, направленных на борьбу с распространением указанной продукции.

Если по объективным причинам в ряде стран законодательно установлен абсолютный запрет на оборот электронных сигарет (испарителей), то применительно к Российской Федерации вопрос введения таких радикальных мер уже можно признать упущенным. Вместе с тем принятие ограничений в ближайшей перспективе будет вполне обоснованным шагом в целях регулирования складывающихся общественных отношений и взятия под контроль ситуации на рынке сбыта указанной продукции.

Оставляя в стороне медицинские аспекты негативности употребления электронных сигарет (испарителей), следует отметить, что для правоприменительной практики важно наличие законодательного ограничения и установления ответственности для граждан за употребление электронных сигарет (испарителей) в общественных местах, так как при возникновении правовых споров в рассматриваемой сфере нужно ориентироваться на законодательные установки, которые в настоящее время не определены. В связи с этим у правоохранительных органов (полиции) полностью отсутствуют легальные полномочия административно-правового воздействия в рассматриваемой сфере.

Таким образом, в рамках развития законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака следует продолжать дальнейшее совершенствование правового регулирования рассматриваемых общественных отношений. Необходимо более взвешенно подходить к вопросам защиты граждан от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака с учетом «недоброжелательной рекламы» гражданами процесса курения при употреблении электронных сигарет (испарителей).

Список использованной литературы

1. Бондарчук, Р. Ч. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] / Р. Ч. Бондарчук, А. Б. Вержбицкий, В. А. Виноградов [и др.] : постатейный научно-практический комментарий; под общ. ред. Б. В. Россинского. - М. : Библиотечка «Российской газеты», 2014. - Вып. УИ-УШ. - Гл. 1-10.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : [Федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ, ч. 1, ст. 21 : в ред. от 23 мая 2016 г.] [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32, ст. 3301 ; СПС КонсультантПлюс.

3. Запрет курения в общественных местах [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.nuhvatit.ru/zapret-kureniya-v-obshhestvennyx-mestax.html (дата обращения : 06.07.2016).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : [Федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ, ст. 23.3, ч. 1 : в ред. от 3 июля 2016 г.] [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1, ч. 1, ст. 1 ; СПС КонсультантПлюс

5. Конституция Российской Федерации [Текст], ст. 42 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31, ст. 4398.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты и об ограничении имитации табакокурения [Электронный ресурс] : [проект федер. закона : пояснительная записка] // СПС КонсультантПлюс.

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты и об ограничении имитации табакокурения [Электронный ресурс] : [проект Федер. закона № 1043236-6] // СПС КонсультантПлюс.

8. О требованиях к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для

курения табака [Электронный ресурс] : [приказ Минстроя России № 756/пр, Минздрава России № 786н от 28 нояб. 2014 г. : зарегистрирован в Минюсте России 9 апр. 2015 г. № 36809] // СПС КонсультантПлюс.

9. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 23 февр. 2013 г. № 15-ФЗ, ст. 16, ч. 1, п. «г»] и Об электронных сигаретах [Электронный ресурс] : [письмо Минздрава России от 29 апр. 2013 г. № 24-4-7000984] // СПС КонсультантПлюс.

10. Об электронных сигаретах [Электронный ресурс] : [письмо Минздрава России от 29 апр. 2013 г. № 24-4-7000984] // СПС КонсультантПлюс.

11. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака [Текст] : [Федер. закон от 23 февр. 2013 г. № 15-ФЗ, ст. 12] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 8, ст. 721.

12. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации [Текст] : [Федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ, ст. 2] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 26, ч. 1, ст. 3851.

13. Электронные сигареты - бомба замедленного действия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mk.ru/social/2014/06/05/ е1ек^оппуе^да^у-ЬотЬа^атеС1епподо-deystviya.html (дата обращения : 11.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.