Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОЦЕСС ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОЦЕСС ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
355
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПОТРЕБЛЕНИЮ ТАБАКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / POPULATION HEALTH / RESISTANCE TO TOBACCO USE BY MINORS / JUVENILE DELINQUENCY / IMPROVEMENT OF ADMINISTRATIVE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горячев Андрей Александрович

Представлена нормативно-правовая основа регулирования общественных отношений в области противодействия вовлечению лиц в процесс потребления табака, а также изложена ответственность лиц за нарушение установленных запретов в рассматриваемой сфере. Раскрываются актуальные проблемы порядка привлечения лиц к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления табака. Кроме того, в статье рассмотрены обстоятельства, влияющие на желание несовершеннолетнего употребить табачные изделия, освящены проблемы установления ответственности за вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления табака и нормативного ограничения употребления всеми лицами табачных изделий и табачной продукции, даны предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горячев Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR INVOLVEMENT OF MINORS IN THE PROCESS OF TOBACCO CONSUMPTION

The article presents the regulatory framework for the regulation of social relations in the field of combating the involvement of persons in the process of tobacco consumption, as well as the responsibility of persons for violation of the prohibitions in this area. At the same time, the actual problems of the order of bringing persons to administrative responsibility for involving minors in the process of tobacco consumption are revealed. In addition, the article discusses the circumstances affecting the desire of a minor to use tobacco products, sanctified the problem of establishing responsibility for the involvement of minors in the process of tobacco consumption and regulatory restrictions on the use of all persons of tobacco products and tobacco products, made proposals to improve the legal regulation of social relations in this area.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОЦЕСС ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА»

УДК342.9 АНДРЕИ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОРЯЧЕВ,

старший научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОЦЕСС ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА

Аннотация. Представлена нормативно-правовая основа регулирования общественных отношений в области противодействия вовлечению лиц в процесс потребления табака, а также изложена ответственность лиц за нарушение установленных запретов в рассматриваемой сфере. Раскрываются актуальные проблемы порядка привлечения лиц к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления табака. Кроме того, в статье рассмотрены обстоятельства, влияющие на желание несовершеннолетнего употребить табачные изделия, освящены проблемы установления ответственности за вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления табака и нормативного ограничения употребления всеми лицами табачных изделий и табачной продукции, даны предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: здоровье населения, противодействие потреблению табака несовершеннолетними, правонарушения несовершеннолетних, совершенствование административного законодательства.

A. A. Goryachev, Senior Researcher, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: Hot1891@mail.ru, tel.: 8 (495) 915-40-25.

Administrative responsibility for involvement of minors in the process of tobacco consumption

Abstract. The article presents the regulatory framework for the regulation of social relations in the field of combating the involvement of persons in the process of tobacco consumption, as well as the responsibility of persons for violation of the prohibitions in this area. At the same time, the actual problems of the order of bringing persons to administrative responsibility for involving minors in the process of tobacco consumption are revealed. In addition, the article discusses the circumstances affecting the desire of a minor to use tobacco products, sanctified the problem of establishing responsibility for the involvement of minors in the process of tobacco consumption and regulatory restrictions on the use of all persons of tobacco products and tobacco products, made proposals to improve the legal regulation of social relations in this area.

Key words: population health, resistance to tobacco use by minors, juvenile delinquency, improvement of administrative law.

Согласно общепризнанным принципам и табачного дыма и последствий потребления табака,

нормам международного права и в соответствии а также к сфере регулирования порядка торговли

с Конституцией Российской Федерации право табачной продукцией и табачными изделиями. на защиту здоровья1 признается и гарантирует- Положения Рамочной конвенции ВОЗ по

ся государством. Вопрос защиты здоровья не- борьбе против табака (далее - Конвенция), заклю-

совершеннолетних граждан особенно актуален ченной в Женеве 21 мая 2003 г.2, закрепляют, что

по причине того, что государство посредством распространение табачной эпидемии является

правового регулирования стремится исключить глобальной проблемой, которая имеет серьезные

факторы, которые оказывают или могут оказы- последствия для здоровья людей. Российская Фе-

вать воздействие на человека и (или) на состояние дерация, присоединившись к Конвенции3, взяла

здоровья будущих поколений. на себя обязательства по принятию и осуществле-

В связи с этим деятельность по пресечению нию мер, направленных на предупреждение и со-

вовлечения несовершеннолетних в процесс потре- кращение потребления табака. бления табака (курение, сосание, жевание, нюханье) является актуальной и относится к сфере охра- "Т " „„„ _ _ _

2 См.: Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака :

ны зд°р°вья граждан от воздействия окружающего заключена в г Женеве 21 мая 2003 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008, № 46, ст. 5249.

--3 См.: О присоединении Российской Федерации к Рамоч-

1 См.: Конституция Российской Федерации, ст. 42 // ной конвенции ВОЗ по борьбе против табака : Федер. закон от

Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, 24 апр. 2008 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Феде-

ст. 4398. рации. 2008. № 17, ст. 1758.

В целом отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан, урегулированы Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»4, а непосредственно в сфере охраны от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака - Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»5 (далее - ФЗ № 15-ФЗ).

В соответствии с положениями ФЗ № 15-ФЗ введен ряд запретов:

на продажу табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребление табака несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака (п. 9 ст. 11 ФЗ № 15-ФЗ);

курение табака на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами (подп. 11 п. 1 ст. 12 ФЗ № 15-ФЗ);

демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака (подп. «д» п. 1 ст. 16 ФЗ № 15-ФЗ);

продажу табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом (п. 1 ст. 20 ФЗ № 15-ФЗ).

Также не допускается потребление табака несовершеннолетними (п. 4 ст. 20 ФЗ № 15-ФЗ).

В свою очередь, основной мерой, направленной на соблюдение запретов, является административная ответственность:

за вовлечение несовершеннолетнего в про-

4 См.: Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.23 и 6.24 КоАП РФ, участковыми уполномоченными полиции и инспекторами по делам несовершеннолетних: методические рекомендации ФГКУ «ВНИИ МВД России. Заявка УМВД России по Пензенской области № 8/22-2698 от 19 авг. 2014 г.

5 См.: Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака

: заключена в г Женеве 21 мая 2003 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008, № 46, ст. 5249.

цесс потребления табака (ст. 6.23 КоАП РФ);

спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей (ст. 14.3.1 КоАП РФ);

несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями (ст. 14.53 КоАП РФ).

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 9 ФЗ № 15-ФЗ граждане обязаны «заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также не допускать их вовлечения в процесс потребления табака».

Непосредственная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака установлена ст. 6.23 КоАП РФ.

Объектом рассматриваемого правонарушения является здоровье несовершеннолетних граждан.

Объективная сторона выражается в вовлечении несовершеннолетних в процесс потребления табака.

Субъективная сторона выражается в форме умысла6.

Способами вовлечения несовершеннолетнего в процесс потребления табака являются (ч. 1 ст. 20 ФЗ № 15-ФЗ):

покупка для несовершеннолетнего табачных изделий и табачной продукции;

передача несовершеннолетнему табачных изделий и табачной продукции;

предложение несовершеннолетнему употребить табачные изделия и табачную продукцию любым способом;

требование употребить несовершеннолетним табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

Следует отметить, что перечень противоправных действий, являющихся способами вовлечения несовершеннолетних в процесс потребления табака, согласно действующему законодательству является исчерпывающим.

Правонарушение считается оконченным с момента совершения действий по вовлечению несовершеннолетнего в процесс потребления табака вышеуказанными способами.

6 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / Бондарчук Р. Ч., Вержбицкий А. Б., Виноградов В. А. [и др.] : Постатейный научно-практический комментарий / под общ. ред. Б. В. Россинского. М. : Библиотечка Российской газеты, 2014. Вып. VN-VШ. Гл. 1-10; СПС КонсультантПлюс.

Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по ст. 6.23 КоАП РФ наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). Дела рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ).

Одновременно с конкретными способами вовлечения несовершеннолетних в процесс потребления табака существует также ряд способов, стимулирующих у несовершеннолетних желание употребить табак, к которым относятся:

демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, программах или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, а также популяризация потребления табака в компьютерных играх, семейно-бытовых отношениях (ч. 3 ст. 14.3.1 КоАП РФ);

просьба, обращенная к несовершеннолетнему, о покупке табачной продукции или табачных изделий, а также продажа их несовершеннолетнему (ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ).

Очевидно, что правовое регулирование деятельности по пресечению административных правонарушений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в процесс потребления табака, а также стимулированием употребления ими табачной продукции, дает возможность правоохранительным органам применять широкий спектр мер административного воздействия. Вместе с тем анализ нормативно-правовой базы свидетельствует, что положения ФЗ № 15-ФЗ о недопустимости вовлечения несовершеннолетних в процесс потребления табака недостаточно реализованы. В частности, речь идет о лицах, обязанных заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, - родителях (законных представителях).

Действия по вовлечению несовершеннолетних в процесс потребления табака зачастую носят латентный характер и труднодоступны для социального контроля. Как правило, лица вовлекающие несовершеннолетних в процесс потребления табака, - это молодые совершеннолетние люди, поддерживающие дружеские отношения с подростками. Процесс вовлечения в табакокурение сопровождает совместный досуг молодых людей. Однако лица, вовлекающие несовершеннолетних

в процесс потребления табака, часто уходят от ответственности в связи с трудностями сбора доказательной базы и отсутствием свидетелей.

Чаще всего вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака выявляется и фиксируется уже на стадии потребления табачной продукции. В ходе разбирательства в своих объяснениях несовершеннолетние, как правило, настаивают на собственной инициативе потребления табака совместно с лицом, достигшим совершеннолетия. Необходимо уточнить, что, по нашему мнению, под совместным потреблением табака следует понимать совместные действия по употреблению табака двумя и более знакомыми людьми либо людьми, скрепленными между собой родственными (дружескими) связями.

При этом совершеннолетние лица практически во всех случаях владеют информацией о возрасте несовершеннолетнего, совместно с которым они допускают факт потребления табачной продукции, не предпринимая мер по противодействию этому. Несмотря на то, что совместное потребление табака совершеннолетними лицами с лицами, не достигшими совершеннолетия, формирует у последних положительное отношение к потреблению табака и, как следствие, приводит к табачной зависимости, данное обстоятельство не позволяет квалифицировать указанные действия по ст. 6.23 КоАП РФ, так как отсутствует достаточная доказательная база по вовлечению несовершеннолетних в процесс потребления табака.

Сам факт совместного потребления табака несовершеннолетними лицами с совершеннолетними не является основанием для привлечения последних к административной ответственности, так как данные действия не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.23 КоАП РФ.

Кроме того, проблемой выступает нежелание несовершеннолетних давать признательные показания о вовлечении их в процесс потребления табака, они также сами скрывают информацию о лицах, осуществивших передачу (продажу) им табачной продукции. В связи с этим, как свидетельствует практика, подавляющее число протоколов по ст. 6.23 КоАП РФ составлено при непосредственном обнаружении сотрудниками полиции факта курения табака взрослым лицом совместно с несовершеннолетним.

Несмотря на то, что в настоящее время прослеживается тенденция совершенствования законодательства, регулирующего отношения в области охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий по-

требления табака, ряд вопросов остается нерешенным.

Так, складывается неоднозначная ситуация, когда административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет, а следовательно, может быть привлечено к ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака. Однако практика применения ч. 1 ст. 6.23 КоАП РФ свидетельствует о том, что по общему правилу к административной ответственности привлекаются лица, достигшие 18-летнего возраста, в силу того, что в отношении лиц 16-17 лет, вовлекших других несовершеннолетних в процесс потребления табака, имеется сложность оценки их противоправного деяния, а также сбора доказательственной базы для установления их вины. Данное обстоятельство, на наш взгляд, противоречит нормам ФЗ № 15-ФЗ.

Невыполнение гражданами обязанности заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака приводит впоследствии к вовлечению несовершеннолетних в процесс потребления табака. Особенно остро эта проблема затрагивает семьи, где сами взрослые потребляют табачную продукцию и не стремятся воспитывать у детей негативное отношение к потреблению табака, а иногда даже поощряют в них пагубную привычку путем покупки для них и предложения употребить табачные изделия, что свидетельствует об упущениях со стороны родителей и невыполнении ими обязанности, установленной ст. 9 ФЗ № 15-ФЗ, по воспитанию негативного отношения детей к потреблению табака и ставит под угрозу здоровье несовершеннолетних граждан. Если рассматривать субъективную сторону данного правонарушения применительно к родителям (законным представителям несовершеннолетнего), то позиция большинства субъектов правонарушения основывается на том, что они не видят большого зла в том, что их дети курят табак.

В настоящее время ст. 20.22 КоАП РФ «Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ» установлена ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних:

за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних;

потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции;

потребление ими наркотических средств или психотропных веществ;

употребление новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.

Однако не менее опасным для организма несовершеннолетних является употребление ими табачной продукции, за что прямой ответственности родителей или иных законных представителей не установлено.

По мнению ученых, ст. 20.22 КоАП РФ корреспондирует со ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних»7. Однако законодатели пришли к выводу, что тяжесть деяний, предусмотренных ст. 20.22 КоАП РФ, требует отдельных -более серьезных санкций и вывода этих деяний в отдельный состав административного правонарушения.

Ответственность родителей (законных представителей) за потребление несовершеннолетними лицами табачных изделий также требует перевода из ст. 5.35 КоАП РФ в ст. 20.22 КоАП РФ, что в полной мере соответствует требованиям ФЗ № 15-ФЗ.

Необходимо отметить, что за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.22 КоАП РФ, установлены более строгие санкции, применяемые к родителям (попечителям), нежели санкции, предусмотренные ст. 5.35 КоАП РФ.

Так, если рассмотреть санкции, то по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ применяется предупреждение или штраф в размере от 100 до 500 рублей, а в случае привлечения к ответственности по ст. 20.22 КоАП РФ штрафные санкции варьируются от 1 500 до 2 тыс. рублей. На наш взгляд, более строгая санкция предполагает действенный воспитательный эффект от ее применения. В связи с этим установление прямой ответственности за потребление несовершеннолетними табачных изделий будет способствовать более осознанному подходу родителей и иных законных представителей несовершеннолетних к во-

7 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. : постатейный научно-практический комментарий. / Гущин В. В., Денисенко В. В., Мартынов А. В. и др.; под общ. ред. Б. В. Россинского. М.: Библиотечка Российской газеты, 2014. Вып. Х1-Х11. Гл. 19-23; СПС Консультант Плюс.

просам воспитания негативного отношения детей к потреблению табака.

В дополнение к вышеизложенному необходимо сделать акцент на том, что родители и иные законные представители несовершеннолетнего несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей8. Опекун или попечитель ребенка также имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под его опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка9.

Употребление (курение) табачной продукции совершеннолетними лицами в общественных местах на отдельных территориях и пространствах, которые в настоящее время не включены в перечень запрещенных ФЗ № 15-ФЗ, может положительно повлиять на желание несовершеннолетних граждан употребить табачные изделия.

В целях предотвращения таких действий следовало бы ввести запрет курения табака на остановках общественного транспорта и маршрутного такси, а также в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от детских площадок и многоквартирных домов, а также от входов в помещения, на отдельные территории или объекты, на которых ФЗ № 15-ФЗ установлен запрет на курение табака. Одновременно для обеспечения соблюдения таких запретов следовало бы оборудовать на городских улицах специально отведенные места для курения табака в соответствии с предъявляемыми требо-ваниями10.

Введение указанных мер позволило бы устранить ряд обстоятельств, влияющих на распространение табакокурения не только среди несовершеннолетних, но и в целом среди населения.

Следует отметить, что совершеннолетнее лицо, потребляющее табачную продукцию совместно с иными лицами, не обязано владеть информацией об их возрасте, однако, зная воз-

8 См.: Семейный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 30 дек. 1995 г № 223-ФЗ, ч. 1 ст. 63 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1, ст. 16.

9 См.: Там же.

10 См.: О требованиях к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака : приказ Минстроя России от 28 нояб. 2014 г.

№ 756/пр, Минздрава России от 28 нояб. 2014 г. № 786н: зарегистрировано в Минюсте России 9 апр. 2015 г. № 36809 // СПС КонсультантПлюс.

раст курильщика, обязано принимать меры по предотвращению курения табака несовершеннолетним. В связи с этим представляется возможным введение в ФЗ № 15-ФЗ обязанности совершеннолетних лиц, употребляющих табачную продукцию, быть осведомленными о возрасте лиц, употребляющих совместно с ними либо получающих от них табачную продукцию. Так, практика показывает, что у членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях по ст. 6.23 КоАП РФ возникают вопросы, связанные с необходимостью подтверждения осведомленности лица, совершившего правонарушение, на момент его совершения о возрасте подростка. В практической деятельности имели место факты прекращения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.23 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения в связи с тем, что при рассмотрении дел на заседании комиссии взрослые лица поясняли, что не знали о возрасте несовершеннолетних, когда при первоначальном опросе по факту совершения административного правонарушения в объяснениях сведения об этом не указывались11.

Сотрудники полиции не уполномочены составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным чч. 1 и 3 ст. 14.53 КоАП РФ, устанавливающими ответственность за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями и за продажу несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий, в связи с чем данные правонарушения остаются за пределами правового воздействия со стороны полиции.

По вопросам, связанным с противодействием вовлечению несовершеннолетних в процесс потребления табака, КоАП РФ не содержит норм, устанавливающих ответственность за продажу табачной продукции несовершеннолетними и потребление табака несовершеннолетними, тогда как нормы ФЗ № 15-ФЗ не допускают таких действий (п. 1, п. 4 ст. 20). Таким образом, указанные запреты по своей сути остаются декларативными.

Вместе с тем несовершеннолетний, получивший общее образование и достигший возраста четырнадцати лет, может заключить трудовой

11 См.: Семейный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 30 дек. 1995 г. № 223-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1, ст. 16.

договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью12. К такому труду можно отнести продажу табачной продукции. При этом исходя из диспозиции ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ ответственность за продажу несовершеннолетним лицом табачной продукции не установлена. В связи с этим видится необходимым внесение соответствующих изменений в указанную статью КоАП РФ, касающихся введения ответственности за нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, установленных ст. 20 ФЗ № 15-ФЗ.

12 См.: Трудовой кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ, ст. 63 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 3.

С учетом всей сложности и многогранности рассмотренных проблем следует заключить, что, кроме применения мер административного принуждения и дальнейшего совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере, в первую очередь необходимо реализовать профилактические мероприятия воспитательного характера, заключающиеся в проведении бесед с несовершеннолетними о вреде потребления табака и устранении обстоятельств, способствующих вовлечению в процесс потребления табака. Кроме того, информационно-просветительская работа будет являться эффективным средством по предупреждению таких латентных форм потребления табака, как сосание, жевание и нюханье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.