Научная статья на тему 'Юридическая ответственность за нарушение антитабачного законодательства в Российской Федерации'

Юридическая ответственность за нарушение антитабачного законодательства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
855
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБАК / КУРЕНИЕ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / TOBACCO / SMOKING / DISCIPLINARY LIABILITY / ADMINISTRATIVE LIABILITY / WRONGDOING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никоноров Е. А., Никоноров А. А.

Рассматриваются вопросы привлечения к ответственности, предусмотренной Федеральным законом Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никоноров Е. А., Никоноров А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal liability for violation of anti-Smoking legislation in the Russian Federation

The article deals with the issues of bringing to responsibility under the Federal law of the Russian Federation of 23 February 2013 № 15-FZ «On protection of health of citizens from impact of ambient tobacco smoke and consequences of tobacco consumption».

Текст научной работы на тему «Юридическая ответственность за нарушение антитабачного законодательства в Российской Федерации»

ББК 67.401 УДК 342.92

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИТАБАЧНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.А. НИКОНОРОВ,

доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры административного права и оперативно-разыскной деятельности ОВД Московского областного филиала Московского университета

МВД России имени В.Я. Кикотя. E-mail: [email protected]; А.А. НИКОНОРОВ,

преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 — Административное право;

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы привлечения к ответственности, предусмотренной Федеральным законом Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Ключевые слова: табак, курение, дисциплинарная ответственность, административная ответственность, правонарушение.

Annotation. The article deals with the issues of bringing to responsibility under the Federal law of the Russian Federation of 23 February 2013 № 15-FZ «On protection of health of citizens from impact of ambient tobacco smoke and consequences of tobacco consumption».

Keywords: tobacco, Smoking, disciplinary liability, administrative liability, wrongdoing.

Курение табака уже более полувека вызывает опасения о непоправимом вреде здоровью человека. При этом важно подчеркнуть, вред здоровью наносится не только курильщику, но и окружающим — так называемым пассивным курением.

В последние десятилетия пассивное курение стало предметом серьезных исследований ученых [напр. 8,9], выводы которых не утешительны.

Курение — вид бытовой наркомании, наиболее распространенная форма которой — никотинизм — курение табака [1]. Согласно проведенным исследованиям число курильщиков в России составляет около трети россиян1.

В июне 2013 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — ФЗ № 15), направленный на реализацию положений статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Данный закон в соот-

ветствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (ратифицирована Россией в 2008 году) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака [7].

В соответствии с все теми же исследованиями ежегодно доля курящих граждан, соблюдающих запрет на курение в общественных местах, увеличивается. Вместе с тем число курящих только в разрешенных местах выросло до 42% (с 34% в 2014 году). 14% курильщиков не ограничивают себя, поскольку они не курят в запрещенных местах. Около 1/3 курильщиков все же ведут себя противоправно: каждый пятый (20%) курит в незаметных местах, другие (15%) не ограничивают себя и курят в любом месте (в т.ч. в местах общественного пользования). Возраст данного контингента граждан составляет 35-44 лет (20%)2.

В статье 2 ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» приводятся некоторые дефиниции противоправных деяний. Например, «ку-

рение табака», «окружающий табачный дым», «потребление табака» и некоторые другие.

Несмотря на четкость объекта правонарушения, его внешнего проявления, круга лиц, подлежащих привлечению к ответственности на сегодняшний день необходимо констатировать некоторые сложности, в частности, проблему сбора доказательств совершенного правонарушения и их оценки.

Согласно нормам, рассматриваемого нами федерального закона за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливаются такие виды юридической ответственности как: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная (статья 23).

Дисциплинарная ответственность, представляемая многими учеными как вид административной и имеющей много общего с ней, устанавливается за курение в неустановленных местах на территории работодателя, за которое работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию.

Пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 15-ФЗ предоставляет индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам право устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками. Вместе с тем индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака [7].

Вместе с тем в соответствии пунктом 9 части 1 статьи 12 ФЗ № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» устанавливается запрет курения на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Для привлечения к ответственности необходимо установить факт курения на определенной территории, например рабочем месте.

Понятие рабочего места содержится в статье 209 Трудового кодекса РФ [6, 2]. Понятий рабочей зоны и организованных помещений в Трудовом кодексе нет. Для этого необходимо обратиться к нормам СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», утвержденным постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ 1 октября 1996 г. № 21 [9].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что на большинстве объектов курение запрещено, однако на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака: 1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров; 2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами

вентиляции [7].

В целях реализации положений Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны закрепить в локальных нормативных актах нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Именно отсутствие запрета в локальных актах часто является основанием для оправдания курения нарушителями.

Только при наличии установленного запрета к работнику за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания [6]. Среди них: замечание, выговор или увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Отметим, что за факт нарушения указанного закона уволить работника неправомерно, однако увольнение возможно за несоблюдение локальных актов о правилах внутреннего трудового распорядка либо грубое нарушение правил противопожарной безопасности.

В соответствии со статьей 9 ФЗ №15 граждане имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. В этой связи гражданско-правовая ответственность (как вид юридической ответственности) предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, вследствие не обеспечения его прав на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану его здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Указанные действия урегулированы главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации [3]. В отличие от административного вида ответственности (где обязанность по доказыванию лежит на лицах, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении) доказывание причинения соответствующего вреда в гражданском судопроизводстве лежит, в основном, на истце. Но есть и исключения. Интересным представляется решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 03.12.2015 по делу № 2-7310/2015~М-6718/2015 в рамках рассмотрения дела о курении на лоджии жилого многоквартирного дома о приеме, как доказательства, признаний ответчиком факта курения на лоджии, освобождении истца от доказывания данного факта, в связи с чем, отказе в удовлетворении ходатайства о допросе свидетеля. «Обстоятельства проникновения дыма не подлежат доказыванию, поскольку факт того, что дым поднимается снизу вверх, является общеизвестным в силу законов физики, степень наполненности комнаты свидетельскими показаниями оценить невозможно». Таким образом, судом был признан факт курения на лоджии ответчика и факт попадания дыма в квартиру истца. Согласно статьям 61 и 68 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства не

нуждаются в доказывании. Кроме того, суд в своем решении фактически подтвердил факт попадания в квартиру истца запаха дыма — летучих пахучих веществ, обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния3.

Другой вид — административная ответственность предусматривается главами 6 и 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [4].

В целях реализации антитабачных положений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) введены статьи 6.23, 6.24, 6.25, 14.3.1 и 14.53, предусматривающие административную ответственность для физических, должностных и юридических лиц.

Административная ответственность, в отличие от рассмотренных нами ранее видов ответственности, наступает за совершение правонарушений, посягающих на общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления и является разновидностью государственного принуждения.

Согласно опубликованным данным Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уполномоченными должностными лицами за 9 месяцев 2016 года в результате контрольно-надзорных мероприятий «за нарушения требований законодательства в области охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака к административной ответственности по ст. 6.24, 6.25, 14.3.1, 14.53 КоАП РФ привлечено 9,5 тысяч лиц: около 4 тысяч граждан, примерно 2,7 тысяч работников организаций-продавцов табачной продукции, около 1,3 тысяч индивидуальных предпринимателей и более 1,4 тысяч юридических лиц. Общая сумма назначенных административных штрафов составила более 93 млн. рублей»4.

Для привлечения к административной ответственности также необходимо установить ряд обстоятельств, что происходит в рамках производства об административных правонарушениях. Доказательствами в данном случае могут быть показания свидетелей, фото или видеоматериалы.

Привлечение к административной ответственности за потребление табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах носит достаточно сложный характер. Вместе с тем известна существующая проблема курения электронных сигарет, ответственность за которое нормативно не установлена, так как эти устройства не являются табачным изделием. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет электронные сигареты к электронным системам доставки никотина (ЭСДН) в соответствии с докладом «Электронные системы доставки никотина» в рамках Конференции Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (Шестая сессия FCTC/ С0Р/6/10 Rev.1 Москва, Российская Федерация, 13-18 октября 2014 г. 1 сентября 2014 г.). Понятие «курение табака» раскрыто в статье 2 ФЗ № 15 и заключается в использовании табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления. Вместе с тем Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ утвердивший «Технический регламент на табачную продукцию» не относит электронную сигарету к табачным изде-

лиям. В этой связи Минздрав России на обращение «о возможности курить электронные сигареты в местах, перечисленных в статье 12 ФЗ №15, а также осуществлять их производство, оптовую и розничную торговлю», сообщил, что, по мнению специалистов Правового департамента Минздрава России, «электронные сигареты не могут расцениваться в качестве табачных изделий и подпадать под регулирование статьи 12 указанного Федерального закона»5.

Инициативы последнего времени о запрете курения электронных сигарет находят свое выражение в виде проектов новых антитабачных мер. Среди них предложение о запрете курения электронных сигарет в поездах дальнего следования6. Следует учитывать и международный опыт. В 2016 году электронные сигареты и их реклама были запрещены в странах Евросоюза: в Польше и во Франции. В Польше электронные сигареты запрещено курить в общественных местах (больницах, школах, кинотеатрах, ресторанах, в общественном транспорте и на остановках), при этом приобретать их могут только лица, достигшие 18 лет. Во Франции запрет курения электронных сигарет существует на вокзалах, офисных зданиях, а также на детских площадках, в школах, садах и других местах, где могут находиться дети. В ОАЭ запрет на реализацию электронных сигарет был введен в еще 2014 году7.

Более того риск для здоровья «пользователей», а также тех кто ими не является определенно имеет высокий процент вредности для здоровья, хотя до конца и не исследован. Поскольку табачное изделие и электронная сигарета это продукты, содержащие алкалоид никотин (а значит оба вредны для здоровья), на наш взгляд, следует рассмотреть вопрос об установлении ответственности и за курение электронной сигареты.

Функции контролирующего органа за соблюдением антитабачного законодательства возложены на представителей МВД России, Роспотреб-, Госпож-, Росздарв- и Ространснадзора. Эти организации обеспечивают соблюдение норм ФЗ №15 со стороны физических и юридических лиц.

Часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ устанавливает срок давности привлечения к административной ответственности — один год со дня совершения соответствующего административного правонарушения. В случае истечения срока правонарушители не привлекаются к административной ответственности (ст. 24.5 КоАП РФ). Все составы указанных административных правонарушений предусматривают санкцию — административный штраф.

Таким образом, определенные федеральным законодательством виды юридической ответственности за нарушение норм антитабачного законодательства обеспечены нормативно закрепленными механизмами их реализации. Однако в настоящее время перечень мест, в которых запрещено курение, требует доработки, возникает необходимость расширения данного перечня либо установления более обширных зон. Также следует отметить важность установления ответственности за курение электронных сигарет.

Литература

1. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978. Электрон-

ный ресурс. URL страницы: http://enc-dic. com/enc_sovet/Kurenie-30639/ (01.01.2017).

2. ГОСТ 12.1.005-88. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29.09.1988 № 3388) (ред. от 20.06.2000) М., Издательство стандартов, 1988.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410, «Российская газета», № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Российская газета», № 256,

31.12.2001, «Парламентская газета», № 2-5,

05.01.2002, «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

5. Нормы СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», утвержденным постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ 1 октября 1996 г. № 21. // М., Информационно-издательский центр Минздрава России, 1997.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

7. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 N 15-ФЗ. Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www. pravo.gov.ru) 25 февраля 2013 г., в «Российской газете» от 26 февраля 2013 г. № 41, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2013 г. № 8 ст. 721, в «Парламентской газете» от 1-7 марта 2013 г. № 7.

8. Lam Т.Н., He Y. Passive smoking and coronary heart disease: a brief review. //Clin. Exp. Pharmacol. Physiol. — 1997.-V. 24.-P. 993-996.

9. Weiss S.T. Cardiovascular effects of environmental tobacco smoke. //Circulation. — 1996 — V. 94.— P. 599

Reference

1. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. — M.: Sovetskaya entsiklopediya 1969—1978. Elektronnyy resurs. uRl stranitsy: http://enc-dic.com/enc_sovet/Kurenie-30639/ (01.01.2017).

2. GOST 12.1.005-88. Mezhgosudarstvennyy standart. Sistema standartov bezopasnosti truda. Obshchie sanitarno-gigienicheskie trebovaniya k vozdukhu rabochey zony (utv. i vveden v deystvie Postanovleniem Gosstandarta SSSR ot 29.09.1988 N 3388) (red. ot 20.06.2000) M., Izdatel'stvo standartov, 1988.

3. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' vtoraya) ot 26.01.1996 № 14-FZ «Sobranie zakonodatel'stva RF», 29.01.1996, № 5, st. 410, «Rossiyskaya gazeta», № 23, 06.02.1996, № 24,

07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996.

4. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ «Rossiyskaya gazeta», № 256, 31.12.2001, «Parlamentskaya gazeta», № 2-5, 05.01.2002, «Sobranie zakonodatel'stva RF», 07.01.2002, № 1 (ch. 1), st. 1.

5. Normy SanPiN 2.2.4.548-96 «Gigienicheskie trebovaniya k mikroklimatu proizvodstvennykh pomeshcheniy», utverzhdennym postanovleniem Goskomsanepidnadzora RF 1 oktyabrya 1996 g. № 21. // M., Informatsionno-izdatel'skiy tsentr Minzdrava Rossii, 1997.

6. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2001 № 197-FZ // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 07.01.2002, № 1 (ch. 1), st. 3.

7. Federal'nyy zakon «Ob okhrane zdorov'ya grazhdan ot vozdeystviya okruzhayushchego tabachnogo dyma i posledstviy potrebleniya tabaka» ot23.02.2013 N 15-FZ. Tekst Federal'nogo zakona opublikovan na «Ofitsial'nom internetportale pravovoy informatsii» (www.pravo. gov.ru) 25 fevralya 2013 g., v «Rossiyskoy gazete» ot 26 fevralya 2013 g. № 41, v Sobranii zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 25 fevralya 2013 g. № 8 st. 721, v «Parlamentskoy gazete» ot 1-7 marta 2013 g. № 7.

8. Lam T.N., He Y. Passive smoking and coronary heart disease: a brief review. //Clin. Exp. Pharmacol. Physiol. — 1997.-V. 24.-P. 993-996.

9. Weiss S.T. Cardiovascular effects of environmental tobacco smoke. //Circulation. — 1996 — V. 94.— P. 599

1 ТАСС - общество ВЦИОМ: число курильщиков в России за последний год не уменьшилось.

URL страницы: http://tass.ru/obschestvo/2044307.

2 ТАСС: общество — ВЦИОМ: число курильщиков в России за последний год не уменьшилось.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 2324 мая 2015 года. Опрошено 1,6 тыс. человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%. URL страницы: http://tass. ru/obschestvo/2044307.

3 Решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 03.12.2015 по делу № 2-7310/2015~М-6718/2015 // СПС КонсультантПлюс.

4 Официальный сайт Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. URLстраницы: http://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details. php?ELEMENT_ID=7282.

5 Министерство здравоохранения Российской Федерации. Письмо от 29 апреля 2013 года N 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах». URL страницы: http://docs.cntd.ru/ document/456001253.

6 «Дочка» РЖД предложила запретить курение электронных сигарет в поездах. Интерфакс. URL страницы: http://www. interfax.ru/russia/548056

7 ТАСС: общество — Тюрьма за торговлю и выселение из-за запаха: как в мире борются с курильщиками. URL страницы: http://tass.ru/obschestvo/3929686

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.