11.3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО
ТАБАЧНОГО ДЫМА И ПОСЛЕДСТВИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА
Бликян Марина Владимировна, канд. мед. наук, магистрант. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Филиал: ЮжноРоссийский институт управления. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам правового обеспечения охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. В исследовании сформулированы предложения по оптимизации антитабачного законодательства.
Ключевые слова: охрана здоровья, последствия потребления табака, ответственность.
RIGHTS AND RESPONSIBILITIES OF CITIZENS IN THE SPHERE OF PROTECTION OF PUBLIC HEALTH FROM EXPOSURE TO ENVIRONMENTAL TOBACCO SMOKE AND CONSEQUENCES OF TOBACCO CONSUMPTION
Blikyan Marina Vladimirovna, PhD in Medicine, magister. Place of study: Russian academy of National economy and Public service under the President of Russian Federation. Branch: South Russian management institute. E-mail: [email protected]
Annotation: The article is devoted to topical issues of legal support of protection of human health from exposure to environmental tobacco smoke and consequences of tobacco use. The study makes proposals for the optimization of anti-Smoking legislation.
Keywords: health, consequences of tobacco use, responsible.
Легальное воплощение вопросы охраны здоровья в сфере вреда курения и воздействия на окружающих табачного дыма, получили в Федеральном закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»1 ( далее - антитабачный Закон). Проблема курения в нашей стране поражает своими масштабами, устранение данного правового вакуума является важным фактором, обеспечивающим права граждан в сфере охраны здоровья.
«Каждые шесть секунд табак уносит одну жизнь. Ежегодно курение становится причиной смерти 5,4 миллиона человек. Если не предпринять решительных мер, то к 2030 г. эта цифра вырастет до 8 миллионов. В XXI столетии от табака может умереть почти миллиард людей, не сумевших побороть свое пристрастие к сигаретам, нюхательному табаку, кальянам, сигарам и курительным трубкам.
Курение во всех его формах остается главной предотвратимой причиной смертности во всем мире. Табак убивает от одной трети до половины людей, кото-
1 Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»// Собрание законодательства РФ.2013. N 8, ст. 721.
рые его регулярно употребляют на протяжении 15 лет»2.
В Российской Федерации ограничение курения табака подразумевает не полный запрет его курения, но снижение его употребления путем установления запрета на курение на определенных территориях, утверждения специальных требований к рекламе табачных изделий, установления обязательной маркировки табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, запрета реализации табачных изделий в определенных местах и определенным категориям лиц. Данные государственные меры обоснованы и имеют законодательное закрепление на самом высоком государственном уровне, так как основной документ страны указывает, что каждый имеет право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ). А также связаны с медико-социальными показателями, которые указывают, что курение табака ухудшает здоровье человека и может наносить вред окружающим.
Граждане, являющиеся одним из субъектов в отношениях по поводу охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, имеют права и обязанности, установленные статьей 9 антитабачного Закона.
Частью первой данной статьи закреплены следующие права граждан в означенной сфере:
- право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Данное право прежде всего основано на ст. 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Для реализации данного права, в частности, антитабачным Законом и ранее принятыми актами были введены запреты на курение в местах массового скопления граждан, вблизи образовательных, медицинских учреждений и т.д. Отметим, что согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ под благоприятными условиями жизнедеятельности человека понимается состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека3;
- право на медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости. Министерством здравоохранения РФ в рамках исполнения п. 21 Поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 27 марта 2012 г. N ВП-П12-1763 с целью организации эффективной профилактики заболеваемости и смертности, связанных с курением, были подготовлены Методические рекомендации «Оказание медицинской помощи взрослому населению по профилактике и отказу от курения» (см. письмо Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 г. N 14-3/10/1-2817). В Методических рекомендациях приводятся тесты на определение табачной зависимости, различные методики лечения табакокурения, рекомендации по оказанию медицин-
2 Исследование: каждые 6 секунд табак уносит одну жизнь. URL: http://ne kurim.ru/articles/stat/issledovanie_kazhdye_6_sekund_ tabak_unosit_odnu_zhizn (дата запроса: 28.04.2016).
3 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 1999, N 14, ст. 1650,
ской помощи курящим лицам. При этом в ст. 17 антитабачного Закона предусматривается возможность оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, потребляющим табак и обратившимся в медицинскую организацию;
- право на получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака. На основании ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Доступ к такой информации не ограничен на основании законодательства РФ (например, на основании ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), поэтому граждане имеют право знать о проводимых мероприятиях в рамках охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и сокращения потребления табака;
- право на осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака. Очевидно, что осуществление такого общественного контроля не должно выходить за рамки действующего законодательства и нарушать интересы табачных организаций или права органов государственной власти. Однако и в отношении лиц, осуществляющих общественный контроль, должны быть соблюдены соответствующие требования законодательства и в первую очередь должны отсутствовать препятствия для реализации права, установленного данной нормой. Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, закреплены в Федеральном законе от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». В ст. 6 указанного Закона перечислены основные принципы общественного контроля. В их числе: приоритет прав и законных интересов человека и гражданина; добровольность участия в осуществлении общественного контроля; самостоятельность субъектов общественного контроля и их независимость от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; публичность и открытость осуществления общественного контроля и общественного обсуждения его результатов; законность деятельности субъектов общественного контроля; объективность, беспристрастность и добросовестность субъектов общественного контроля, достоверность результатов осуществляемого ими общественного контроля; обязательность рассмотрения органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, итоговых документов, подготовленных по ре-
зультатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, - учет указанными органами и организациями предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этих документах; многообразие форм общественного контроля; недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и оказания неправомерного воздействия на указанные органы и организации; презумпция добросовестности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, за деятельностью которых осуществляется общественный контроль; недопустимость вмешательства в сферу деятельности политических партий; соблюдение нейтральности субъектами общественного контроля, исключающей возможность влияния решений политических партий на осуществление общественного контроля;
- право на внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под предложением понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Однако помимо предложений граждане имеют право на обращение, заявление и жалобу. Например, в случае неисполнения требования законодательства о курении в том или ином помещении гражданин имеет право составить обращение в уполномоченный государственный орган или обратиться с жалобой. При этом антитабачный Закон в этой части противоречит Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, который является основным для регулирования вопроса обращения граждан. По нашему мнению, необходимо привести Закон в соответствие с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, добавив в данный пункт право граждан на внесение обращений, заявлений и жалоб;
- право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу граждан вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Согласно ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинив-
шим вред4. На сегодняшний день граждане с подобными заявлениями в суды общей юрисдикции не обращались. Обращения пока лишь касаются различных нарушений, допускаемых юридическими лицами, например, торговли табачными изделиями в ненадлежащем месте и т.д.
Права граждан, установленные антитабачным Законом опосредованы комплексом обязанностей закрепленных в части 2 статьи 9 антитабачного закона. Так, в данной статье закреплены следующие обязанности граждан в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака:
- соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. За несоблюдение данных норм на граждан может быть наложена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность. С учетом, сложившейся в данной сфере судебной практики можно сделать вывод, что правоприменитель пошел по пути жесткого противодействия правонарушениям в сфере охраны здоровья. Так, в Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 N 18АП-1261/2015 по делу N А47-10893/20145 суд разъяснил, что объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. С объективной стороны правонарушение заключается в нарушении законодательства в указанной сфере, совершаемом как путем действия, так и бездействия. ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Как следует из материалов дела, в ходе проверки было установлено, что индивидуальным предпринимателем осуществляется реализация табачных изделий в торговом киоске, а не в магазине или павильоне, с выкладкой и частичной демонстрацией табачной продукции в торговом объекте (в киоске со стороны потребителя, через стеклянную витрину видны с внутренней стороны киоска сигареты двух наименований: "Опти-ма- Rео красная" по цене 85 рублей за пачку и "Ява оригинальная" по цене 90 рублей за пачку). Фасадная части витрины закрыта не полностью, имеется открытый участок, через который видна указанная табачная продукция, что является нарушением ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ. Суд счел, что допущенное предпринимателем правонарушение не являлось малозначительным, поскольку оно посягало на порядок обращения табачных изделий, установленный в целях защиты здоровья граждан.
- заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака. Антитабачный Закон является первым нормативным актом, который уделяет серьезное внимание детскому курению и влиянию взрослого населения на детей в вопросах потребления табака. Органы внут-
4 Процко Г.С., Шмалий О.В. Процессуализация государственного управления как средство обеспечения эффективности исполнительной власти// Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство; право и управление. 2012. №7 (26).
5 СПС «КонсультатнтПЛЮС»
ренних дел более внимательно стали относиться к продаже табачной продукции несовершеннолетним, проводить постоянные рейды и привлекать продавцов к административной ответственности. Помимо этого в Государственную думу был внесен законопроект, который предлагает ввести уголовную ответственность за реализацию табачной продукции лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Такая реализация грозит штрафом до 30 тысяч рублей либо исправительными работами на срок до шести месяцев. Появился в Кодексе РФ об административных правонарушениях и новый состав правонарушения (ст. 6.23) - вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака. Причем имеется в виду не продажа сигарет, а именно предложение попробовать их в употреблении вместе со старшими товарищами. Более жесткие санкции предполагаются, если такое вовлечение осуществляют родители или законные представители лица, не достигшего 18-летнего возраста. Необходимо отметить, что речь должна идти и о просветительской деятельности. В обязанности граждан входит забота о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака. Этому должны поспособствовать многочисленные общественные организации, спортивные праздники и иные акции;
- не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Граждане обязаны соблюдать все запреты, установленные антитабачным Законом, в частности, не курить в запрещенных местах, тем самым нарушая право других людей на благоприятную окружающую среду. Курение запрещено, как правило, в контактных местах, местах большого скопления людей. В таких местах люди не всегда могут отвернуться или закрыться от вредного запаха. Поэтому точное следование запретам, установленным антитабачным Законом, не будет нарушать право граждан на благоприятную окружающую среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Представляется, что для дальнейшего совершенствования антитабачного законодательства и реализации государственной политики в этой сфере требуется поиск действенных инструментов, призванных усилить практическую составляющую вновь принятого закона. Таковыми могут являться системные изменения законодательства направленные на усиление административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от
31.12.2014) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»// Собрание законодательства РФ.2013. N 8, ст. 721.
2. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от
29.06.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015)// Собрание законодательства РФ. 1999, N 14, ст. 1650.
3. Процко Г.С., Шмалий О.В. Процессуализация государственного управления как средство обеспечения эффективности исполнительной власти// Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство; право и управление. 2012. №7 (26).
4. http://nekurim.ru/articles/stat/issledovanie_kazhdye_ 6_sekund_tabak_unosit_odnu_zhizn
Рецензия
на статью Бликян Марины Владимировны «Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
В последние годы тема правового обеспечения охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака является весьма актуальной и объективно заслуживает внимания исследователей. Так называемая «антитабачная кампания» в России продолжается более трех лет. За эти годы существенно изменилось законодательство в данной сфере, что послужило стимулом для поиска новых административных методов в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Представленная на рецензию статья М.В. Бликян посвящена в большей степени проблемам правового обеспечение вопросов противодействия потребления табака. Рассуждая о современном нормативном обеспечении вопросов охраны здоровья в сфере вреда курения и воздействия на окружающих табачного дыма, автор аргументированно делает вывод о необходимости установления дополнительных гарантий обеспечения прав граждан в данной сфере. Так, обоснованным представляется предложение автора о внесении изменений в Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в части прав граждан на внесение обращений, заявлений и жалоб.
В целом необходимо констатировать, что предоставленную на рецензию статью отличает самостоятельный творческий характер. Необходимо отметить, что проведенное автором исследование выполнено на высоком научном и практическом уровне, изучен и проанализирован значительный объем теоретического и нормативного материала; работа содержит ряд интересных новых выводов и предложений.
Изложенное позволяет рекомендовать статью Бликян Марины Владимировны «Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» к опубликованию в научном издании.
Рецензент - профессор кафедры административного и служебного права ЮРИУ - филиал РАНХиГс, д.ю.н., доцент О.В. Шмалий