Научная статья на тему 'Административно-правовой субинститут налогового декларирования'

Административно-правовой субинститут налогового декларирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБИНСТИТУТ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГ / ДЕКЛАРАЦИЯ / SUBINSTITUT / ADMINISTRATIVE LAW / DECLARING / TAXES / TAX DECLARATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенко Глеб Николаевич, Сизов Иван Юрьевич

Содержится авторская точка зрения об административно-правовой природе налогового декларирования и его принадлежности к соответствующему административно-правовому институту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal subinstitut tax declaration

Article contains the author’s point of view of administrative and legal nature of the tax declaration and its accessories to the appropriate administrative and legal institutions.

Текст научной работы на тему «Административно-правовой субинститут налогового декларирования»

УДК 342.9 ББК 67.401

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СУБИНСТИТУТ НАЛОГОВОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

ГЛЕБ НИКОЛАЕВИЧ ВАСИЛЕНКО,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: svaral945@gmail.com; ИВАН ЮРЬЕВИЧ СИЗОВ, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: ivasi158@yandex.ru Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

Рецензент: доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Е.О. Бондарь

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Содержится авторская точка зрения об административно-правовой природе налогового декларирования и его принадлежности к соответствующему административно-правовому институту.

Ключевые слова: субинститут, административное право, декларирование, налогообложение, налог, декларация.

Abstract. Article contains the author's point of view of administrative and legal nature of the tax declaration and its accessories to the appropriate administrative and legal institutions.

Keywords: subinstitut, administrative law, declaring, taxes, tax declaration.

В условиях проводимых административных преобразований, проблема качества административно-правового регулирования общественных отношений приобретает первостепенное значение. От качества административно-правовой регламентации напрямую зависит успех социально значимых преобразований в стране. Интенсивное развитие, обновление правовой материи отрасли административного права, приводит к возникновению новых форм и методов правового регулирования, отдельные административно-правовые институты преобразуются, приобретая новое значение в системе институтов отрасли административного права. Указанные обстоятельства становятся предпосылками

для формирования новых правовых институтов, одним из которых является административно-правовой институт декларирования, с его сложной и многогранной внутренней системой.

Административно-правовой институт декларирования представляет собой совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с уведомлением в нормативно установленном порядке физическими и юридическими лицами, их представителями, уполномоченных органов государственной власти о своих доходах (расходах), доходах (расходах) третьих лиц, о соответствии принадлежащих им денежных средств, вещей, иных

материальных объектов или производимых ими товаров, работ или оказываемых услуг, нормативно допустимым качественным и (или) количественным показателям, в целях осуществления внутрихозяйственного и государственного контроля (надзора) в определенных административным законодательством сферах деятельности.

Качественная новизна административно-декларационных правоотношений объясняется одной из их ключевых особенностей — при декларировании декларант изначально воспринимается органом государственной власти как действующий добросовестно и подлежит защите с использованием всех механизмов, предусмотренных действующим законодательством, если только контролирующим органом не доказана его недобросовестность.

Объекты и предметы декларационных отношений отличаются многообразием, в настоящее время можно говорить о 15 субинститутах административно-правового декларирования. Один из них - административно-правовой субинститут налогового декларирования является в определенной степени традиционным или наиболее ранним с исторической точки зрения правовым образованием в системе административно-правового декларирования наряду с таможенным декларированием.

Налоговое декларирование является элементом налогового контроля и в настоящее время представляет собой волеизъявление налогоплательщика путем подачи документов по утвержденной форме, в которых налогоплательщик указывает все свои доходы, расходы и объекты налогообложения. Надо сказать, что мировой опыт знает два способа декларирования: самостоятельное и кадастровое. Кадастр — это учет доходов, расходов и объектов налогообложения, который осуществляют государственные органы, тогда как при самостоятельном налоговом декларировании такая обязанность возложена на самого налогоплательщика. Очевидно, что кадастр — это наиболее удобный для государства способ налогового учета, однако, он и самый затратный, даже для таких развитых стран как Франция, ведущая кадастровый земельный учет более 200 лет.

Российский законодатель обязанность по налоговому декларированию возлагает на налогоплательщика, и ответственность за недостоверность

заявленной декларантом информации тоже ложится на последнего. Со стороны государства осуществляется налоговый контроль, который носит не сплошной, а скорее выборочный характер по нормативно определенным правилам.

Большую часть доходов физических лиц образуют доходы в виде заработной платы. С таких доходов, как и со многих других видов доходов, налог удерживается и уплачивается налоговыми агентами, как правило, работодателями. Однако в некоторых случаях физическим лицам необходимо самостоятельно исчислить сумму налога путем подачи в налоговый орган декларации по налогу на доходы физических лиц, в которой и рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Оснований, по которым у физического лица может возникнуть обязанность по представлению в налоговый орган декларации, множество — от продажи имущества до выигрыша в лотерею. В то же время закон не только устанавливает эту обязанность, но и предоставляет налогоплательщику возможность представления налоговой декларации при возникновении у физического лица права на получение налоговых вычетов и возврату излишне уплаченного налога в связи с возникновением этого права. На основе налоговой декларации и действующих налоговых ставок налоговый орган осуществляет контроль за величиной налога, подлежащего уплате.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Особенности предоставления налоговой декларации изложены в ст. 80 НК РФ. К ним относятся следующие правила:

• во-первых, налоговая декларация — это единый

документ как для организаций, так и для физических лиц;

• во-вторых, налоговая декларация предоставляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Налоговый орган не имеет права отказать в приеме налоговой декларации. Поэтому когда предоставляется нулевая декларация налоговый инспектор обязан принять любую налоговую декларацию, так как ответственность за содержание поданного документа лежит на налогоплательщике. В то же время налоговая декларация существует в установленной определенной форме, и это не произвольный документ;

• в-третьих, налоговая декларация может сдаваться лично, но допускается и почтовое отправление, когда налогоплательщик может отправить налоговую декларацию по почте и дата отправления заказного письма с описью будет являться датой представления, датой сдачи налоговой декларации в налоговый орган.

При заполнении налоговой декларации необходимо учитывать ряд нормативно определенных требований:

• декларация заполняется от руки либо распечатывается на принтере с использованием чернил синего или черного цвета;

• двусторонняя печать на бумажном носителе не допускается;

• наличие исправлений не допускается;

• не допускается деформация штрих-кодов при распечатывании декларации и утрата сведений на листах при их скреплении;

• каждому показателю соответствует одно поле, состоящее из определенного количества ячеек;

• все стоимостные показатели указываются в декларации в рублях и копейках, за исключением сумм доходов от источников за пределами территории Российской Федерации, до их пересчета в российские рубли;

• суммы налога на доходы физических лиц исчисляются и указываются в полных рублях (значения менее 50 копеек отбрасываются, значения 50 копеек и более округляются до полного рубля);

• текстовые и числовые поля формы заполняются слева направо, начиная с крайней левой ячейки, либо с левого края поля, отведенного для записи значения показателя;

• при заполнении показателя «Код по ОКАТО (ОКТМО)», свободные ячейки справа от значе-

ния кода в случае, если код ОКАТО (ОКТМО)», имеет меньше одиннадцати знаков, заполняются нулями;

• в верхней части каждой заполняемой страницы проставляется идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а также его фамилия и инициалы заглавными буквами;

• в нижней части каждой заполняемой страницы, за исключением титульного листа, в поле «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» проставляются подпись налогоплательщика или его представителя и дата подписания.

При заполнении декларации все значения показателей берутся из справок о доходах и удержанных суммах налогов, выдаваемых налоговыми агентами, расчетных, платежных и иных документов, имеющихся в распоряжении налогоплательщика, а также из произведенных на основании указанных документов расчетов. При обнаружении в поданной налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, налогоплательщику необходимо внести соответствующие изменения и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 217 Налогового кодекса, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218—221 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщик освобождается от ответственности при представлении в налоговый орган уточненной налоговой декларации после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога в случаях, предусмотренных ст. 81 Налогового кодекса РФ.

Существует несколько вариантов заполнения декларации:

• в бумажном виде с использованием бланка декларации, заполняемого от руки;

• в электронной форме с использованием бланка в электронной форме;

• с применением программы «Декларация 20_».

Декларация по налогу на доходы физических лиц подается в налоговый орган (инспекцию ФНС России) по месту жительства (месту пребывания) физического лица не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в котором был получен соответствующий доход. Если 30 апреля приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то декларация должна быть представлена не позднее ближайшего рабочего дня.

Сумма налога, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства (месту пребывания) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим календарным годом.

За несвоевременное представление декларации ст. 119 Налогового кодекса РФ предусмотрен штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый месяц просрочки предоставления декларации, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В случае прекращения деятельности индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися частной практикой, декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде следует представить в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности.

При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению и выезде его за пределы территории Российской Федерации, декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена не позднее, чем за один месяц до его отъезда.

При этом уплата налога, доначисленного по декларациям, производится лицами, прекратившими свою деятельность, не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации. Представление в налоговый орган декларации только с целью получения налоговых вычетов, предельный срок подачи декларации — 30 апреля — не распространяется, то есть подать декларацию в налоговый орган с целью получения налогового вычета налогоплательщик может в любое время в течение года.

Проверка налоговой декларации и прилагающихся к ней документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемого вычета, проводится в течение 3 месяцев с даты их подачи в налоговый орган (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

В случае если в представленной налоговой декларации исчислена сумма налога к возврату из бюджета вместе с налоговой декларацией в налоговый орган можно подать заявление на возврат НДФЛ в связи предоставлением налогового вычета.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления, но не ранее окончания камеральной налоговой проверки (п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

Декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган:

• лично либо его представителем;

• почтовым отправлением с описью вложения;

• в электронном виде через Интернет.

Порядок подачи налогоплательщиком декларации в налоговый орган установлен ст. 80 Налогового кодекса РФ.

При подаче декларации представителем налогоплательщика его полномочия должны быть документально подтверждены. В соответствии с Порядком заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в случае подписания декларации законным или уполномоченным представителем налогоплательщика, к представляемой декларации должна быть приложена копия документа, подтверждающего полномочия представителя на ее подписание.

Законными представителями физического лица являются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного законодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Уполномоченным представителем физического лица может быть другое юридическое или физическое лицо, полномочия которого должны быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, приравненной к таковой в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

При подаче декларации в электронном виде налогоплательщику необходимо иметь сертификат ключа подписи (СКП) и соответствующий ему ключ электронной цифровой подписи (ЭП).

Вместе с тем существует исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых налоговый орган не принимает представленную декларацию:

• отсутствие у лица, сдающего декларацию, документов, удостоверяющих его личность, либо отказ лица в их предъявлении;

• отсутствие в декларации подписи налогоплательщика;

• представление декларации в налоговый орган, в компетенцию которого не входит ее принятие (например, подача декларации в налоговую инспекцию не по месту постановки на учет налогоплательщика);

• представление декларации не по установленной форме;

• отсутствие в соответствующих полях декларации фамилии, имени, отчества физического лица. В заключении отметим, что административно-

правовой субинститут налогового декларирования обладает всеми признаками, свойственными для подобного рода административно-правовых образований: нормативно-определенными принципами, регулятивными целями, задачами и функциями правового института; разветвленным понятийным аппаратом; уникальным субъектным составом; специфичностью регулируемых нормами субинститута общественных отношений; наличием особого метода их административно-правового регулирования,

который, являясь по своей природе императивным, обладает «уведомительной окраской», что в определенной степени расширяет понимание предмета и метода отрасли административного права.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Приказ Федеральной налоговой службы от 24 декабря 2014 г. № ММВ-7-11/671@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме» // СПС Консультант Плюс.

3. Бондарь Е.О. Государственный контроль (надзор) как важная функция управленческой деятельности / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности в Крымском федеральном округе». Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. С. 34—38.

4. Кузнецов Л.Д., Шурухнова Д.Н., Бондарь Е.О., Изутина С.В. Налоговое право: курс лекций для курсантов и слушателей. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. М., 2015.

5. Сизов И.Ю., Василенко ГН.Деклариро-вание как часть позитивно-юрисдикционной административно-процессуальной школы // Административное и муниципальное право. 2016. № 3. С. 270—272.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Смирнов А.М. и др. Изд-во ЮНИТИ, 2016. 168 стр.

Учебное пособие предназначено для формирования у читателей полного представления о социально-правовой природе обстоятельств, исключающих преступность деяния, как одного из основных институтов российского уголовного права.

Для студентов, курсантов, слушателей вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», а также специальности «Юриспруденция», для научно-педагогических работников и практикующих юристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.