Научная статья на тему 'Административно-правовой субинститут Таможенного декларирования'

Административно-правовой субинститут Таможенного декларирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
423
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУБИНСТИТУТ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ТАМОЖНЯ / ДЕКЛАРАЦИЯ / SUBINSTITUT / ADMINISTRATIVE LAW / DECLARATION / CUSTOMS DECLARATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василенко Глеб Николаевич

Содержится авторская точка зрения об административно-правовой природе таможенного декларирования и его принадлежности к соответствующему административно-правовому институту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal subinstitut customs declaration

Article contains the author’s point of view of administrative and legal nature of the customs declaration and its accessories to the appropriate administrative and legal institutions.

Текст научной работы на тему «Административно-правовой субинститут Таможенного декларирования»

УДК 342.951 ББК 67.401.031

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СУБИНСТИТУТ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

ГЛЕБ НИКОЛАЕВИЧ ВАСИЛЕНКО,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: svaral945@gmail.com

Научная специальность — 12.00.14 административное право, административный процесс Рецензент: доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук И.Ю. Сизов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Содержится авторская точка зрения об административно-правовой природе таможенного декларирования и его принадлежности к соответствующему административно-правовому институту.

Ключевые слова: субинститут, административное право, декларирование, таможня, декларация.

Abstract. Article contains the author's point of view of administrative and legal nature of the customs declaration and its accessories to the appropriate administrative and legal institutions.

Keywords: subinstitut, administrative law, declaration, customs declaration.

Вопросы правовой регламентации государственной управленческой деятельности в Российской Федерации остаются одной из самых актуальных и обсуждаемых тем профессионального сообщества административистов. В рамках реализуемых административных реформаций, вопрос качества административно-правовой регламентации общественных отношений встает на первое место. От уровня административно-правового регулирования самым непосредственным образом зависит успех социально значимых преобразований в стране [3, с. 34].

Современное интенсивное развитие административно-правовой отрасли неминуемо приводит к формированию обновленных методов и форм правовой регламентации, самостоятельные институты административного права трансформируются, обретая новое предназначение в институциональной системе отрасли административного права. В данных обстоятельствах проявляются реальные предпосылки для возникновения качественно иных правовых форм, среди которых выделяется декларационный административно-правовой институт, с его сложной и многогранной внутренней системой.

Декларационный административно-правовой институт представляет собой общность норм административного права, регламентирующих отношения в обществе, формирующиеся по поводу нормативно установленного уведомления юридическими и физическими лицами, их представителями, уполномоченных органов государственной власти о своих доходах (расходах), доходах (расходах) третьих лиц, о соответствии принадлежащих им денежных средств, вещей, иных материальных объектов или производимых ими товаров, работ или оказываемых услуг, нормативно допустимым качественным и (или) количественным показателям, в целях осуществления внутрихозяйственного и государственного контроля (надзора) в определенных профильным административным законодательством направлениях деятельности [5, с. 270].

Качественная новизна административно-декларационных правоотношений связана с тем, что декларант изначально воспринимается уполномоченным государственным органом как добросовестно действующий субъект, в отношении него распространяются все нормативно предусмотренные ме-

ханизмы защиты прав, естественно, если субъектом контроля не будет доказана недобросовестность декларанта.

Особенность отношений в сфере административного декларирования подчеркивается, в том числе, спецификой метода их правовой регламентации, который, имея императивную природу, проявляет уведомительный характер — декларационные органы — уполномоченные государственные органы исполнительной власти делегируют определенный объем ответственности за правопорядок в одной из декларационных сфер декларанту, при этом, сохраняют в пределах своей компетенции контрольно-надзорные полномочия, направленные, главным образом, на мониторинг следования декларационным условиям, предусмотренным в поданной декларантом и утвержденной декларации. Следует подчеркнуть, что в указанной управленческой схеме режим декларационного контроля нормативно строго определен.

Объекты и предметы декларационных отношений отличаются многообразием, в настоящее время можно говорить о 15 субинститутах административно-правового декларирования. Один из них — административно-правовой субинститут таможенного декларирования является в определенной степени традиционным [4, с. 3] или наиболее ранним с исторической точки зрения правовым образованием в системе административно-правового декларирования наряду с налоговым декларированием.

Таможенное декларирование представляет собой процесс заявления уполномоченным лицом точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры.

Таможенная декларация (декларационный акт) — оформленный в соответствии с требованиями законодательства документ, содержащий необходимую информацию о перемещении через границу груза, включая экспортные и импортные товары, пассажирский багаж, ручную кладь, ценности, валюту.

В рамках административно-правового субинститута таможенного декларирования можно выделить два основных направления — пассажирское таможенное декларирование и декларирование товаров.

Форма пассажирской таможенной декларации и порядок ее заполнения определены Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г.

№ 287, а форма и порядок заполнения декларации на товары — Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257.

Особенности оформления пассажиром таможенного декларационного акта находят отражение в положениях статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза [1, с. 143].

Декларант оформляет декларационный акт от руки разборчиво и четко либо с применением электронных печатающих устройств, отражая в соответствующих графах декларации сведения о товарах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, а также иную, предусмотренную таможенным законодательством Таможенного союза информацию, необходимую для таможенных целей.

Декларационная информация отражается на языке государства — члена Таможенного союза, русском или английском языках, а с разрешения таможенного органа — и на ином языке, которым владеют уполномоченные должностные лица декларационного органа.

Информация, изложенная в декларационном акте, может быть дополнена или изменена по мотивированному обращению декларанта в таможенный орган до выпуска товаров, если предложенные изменения не касаются соблюдения предусмотренных запретов и ограничений, не оказывают влияния на принятие решения о выпуске товаров или на определение объема таможенных платежей.

Коррекция сведений, отражаемых в зарегистрированном декларационном акте, не может повлечь за собой изложение сведений об иных товарах, кроме тех, что уже были заявлены в зарегистрированном декларационном акте.

Любая коррекция содержания декларационного акта сопровождается заверенной подписью декларанта и оттиском личной номерной печати регистрирующего декларацию уполномоченного должностного лица таможенного декларационного органа.

В целях таможенного декларирования декларационный акт (декларация) оформляется в двух экземплярах:

• для товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в сопровождаемом багаже;

• для товаров, перевозимых через таможенную границу Таможенного союза в несопровождаемом багаже;

• для товаров, в отношении которых декларант заявил о намерении осуществить идентификацию;

• для транспортных средств для личного пользования, перемещаемых временно на таможенную территорию Таможенного союза.

В других случаях второй экземпляр декларационного акта оформляется по просьбе декларанта. Декларант имеет право оформить декларационный акт в трех экземплярах или более.

Центральным таможенным органом государства — члена Таможенного союза устанавливаются случаи, при которых таможенное декларирование авто-, мототранспортных средств сопровождается оформлением декларационного акта в единственном экземпляре.

Все экземпляры декларационного акта (декларации) — как основные, так и дополнительные листы, заверяются подписью декларанта или уполномоченного таможенного представителя декларанта, кроме того, на них обязательно указывается дата оформления декларационного акта.

Представляя декларационный акт таможенный представитель после подписи в декларации указывает следующие сведения:

• идентификационный регистрационный номер таможенного представителя в соответствии со специальным реестром;

• фамилия, имя, отчество и должность работника таможенного представителя, реализующего таможенные операции;

• номер документа, исходя из которого таможенный представитель совершает таможенные операции от имени декларанта. Декларационный акт (декларация) наличных

денег оформляется при перемещении:

• наличных денежных средств (банкноты и монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США;

• иных денежных инструментов в документарной форме (вексель, чеки (банковские), ценные бумаги на предъявителя, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата).

При офрмлении формуляра отражаются сведения обо всех перемещаемых наличных денежных

средствах, дорожных чеках и денежных инструментах.

Последовательность оформления декларационного акта на товары исходит из содержания положений статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В одной декларации на товары, как правило, заявляется информация о товарах, находящихся в рамках одной товарной партии, которые попадают под одну и ту же таможенную процедуру. Под одной товарной партией понимается:

• при перемещении товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза — товары, перемещаемые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя по таможенной территории в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки, или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без осуществления какой-либо сделки, а также если подобные товары в рамках сроков, изложенных в статье 185 Таможенного кодекса Таможенного союза, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию или в месте доставки, если применялась таможенная процедура таможенного транзита, и находятся в одном месте временного хранения, либо выпущены в сроки, установленные для подачи декларации на товары в соответствии со статьей 197 Таможенного кодекса Таможенного союза;

• при перемещении товаров с таможенной территории — товары, одновременно отгружаемые или отгружаемые в течение определенного периода времени в случаях, определенных законодательством государств — членов Таможенного союза, в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории, в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), либо по односторонней внешне-

экономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки; • при изменении или завершении действия ранее заявленной таможенной процедуры без перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза — товары, помещенные под одну и ту же предшествующую таможенную процедуру по одному договору, если при совершении внешнеэкономической сделки заключался соответствующий договор (или по одному документу об условиях переработки товаров), продукты их переработки, товары, изготовленные (полученные) из таких товаров, отходы, образовавшиеся из таких товаров, находящиеся под таможенным контролем одного и того же таможенного органа или выпущенные в сроки, установленные для подачи декларации на товары в соответствии со статьей 197 Таможенного кодекса Таможенного союза, декларантом которых будет являться то же лицо, которое поместило товары под предшествующую таможенную процедуру, либо лицо, приобретшее имущественные права на декларируемые товары после их помещения под предшествующую таможенную процедуру [7, с. 5]. Декларант имеет право отразить информацию о товарах, содержащихся в одной товарной партии, в нескольких декларациях на товары, подаваемых в один и тот же таможенный орган, за исключение ряда нормативно предусмотренных случаев.

В Республике Беларусь присутствие в товарной партии товаров, представляющих собой компоненты (части) товара, перевозимые в течение определенного временного промежутка разными партиями товаров в разобранном состоянии идентифицируемые общим кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, соответствующим комплектному или завершенному товару, и товаров, не являющихся такими компонентами, а также при наличии в партии товаров, представляющих собой составляющие различных товаров либо выпущенных в связи с реализацией нескольких обязательств о подаче декларации на товары, представленными в соответствии со статьей 197 Таможенного кодекса Таможенного союза, декларирование подобных товаров осуществляется с применением определенно-

го числа самостоятельных (отличных друг от друга) декларационных актов на товары.

В рамках одного декларационного акта на товары может быть обозначена информация о не более чем девятистах девяносто девяти товарах. В тех случаях, когда товары, находящиеся в одной партии, обозначаются в целях размещения под различные таможенные процедуры, оформляются самостоятельные декларационные акты на товары для каждой таможенной процедуры.

При таможенном декларировании ценных бумаг и валюты оформляется самостоятельная декларация на товары на каждый вид ценных бумаг и валюты.

При декларировании жизненно необходимых и важнейших лекарств, признаваемых таковыми профильным законодательством Российской Федерации, декларация оформляется на один товар, когда лекарства имеют единое название, лекарственную форму, форму выпуска и дозировку.

В случае декларирования в единой декларации товаров разных названий, находящихся в общей партии, с обозначением общего классификационного кода из единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, допустимо применение товарного списка, исполняемого в 3-х экземплярах и составляющего неотделимую часть декларации на товары.

В таком списке, который используется в Российской Федерации, должна размещаться информация о названиях товаров, о количестве каждого товара, о стоимости и классификационном коде товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Декларация на товары заполняется разборчиво, с применением печатающих устройств, заглавными буквами. В документе не допустимы какие-либо исправления или помарки.

В случаях, когда в документах обнаруживаются названия иностранных лиц, транспортных средств, товаров, то такие сведения отражаются в декларации на товары буквами латинского алфавита.

Вместе с подачей в таможенный орган письменной декларации на товары, представляется и ее электронная копия, определенного решением Евразийской экономической комиссии формата и структуры.

Специальные перечни нормативно-справочной информации и классификаторы, используемые для

таможенных целей, применяют для заявления сведений в декларацию на товары. Указанные инструменты (средства) декларирования должны отвечать положениям международных договоров и актов, составляющих право Таможенного союза, и (или) законодательство государств — членов Таможенного союза.

Декларация на товары помимо прочего обязательно содержит нормативно определенные данные о самом декларанте:

• для организации — сокращенное название организации и место ее расположения (сокращенное название государства исходя из классификатора стран мира, административно-территориальная единица, населенный пункт, улица, номер дома, квартиры, комнаты, офиса), а для Республики Беларусь еще и адрес электронной почты при его наличии;

• если от имени организации выступает не являющееся юридическим лицом ее отдельная структура, то кроме упомянутой выше информации заявляется аналогичный набор сведений об этом подразделении;

• для индивидуального предпринимателя указывают установочные данные физического лица и аналогичный набор приведенных выше сведений;

• для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, указывают фамилию, имя, отчество физического лица, адрес его места жительства, адрес электронной почты при его наличии либо для Республики Армения — номерной знак общественных услуг или номер справки об отсутствии подобного знака для Республики Беларусь, а также информация о документе, удостоверяющем личность, серия и номер документа, дата его выдачи, идентификационный номер при их наличии либо для Республики Армения — номерной знак общественных услуг либо номер справки об отсутствии подобного знака.

В заключении отметим, что административно-правовой субинститут таможенного декларирования обладает всеми признаками, свойственными для подобного рода административно-правовых образований: общими (материальными) и специальными (процессуальными) принципами, регулятивно-ох-ранительными целями, задачами институционального правового образования; системой профильных понятий и терминов; уникальным субъектным со-

ставом; специфичностью регулируемых нормами субинститута отношений; особой механикой регулирования, которая, опираясь на императивное воздействие, предполагает гораздо более «либеральное» нежели другие средства государственной-управленческой деятельности взаимодействие участников декларационных процедур, что, в свою очередь, позволяет несколько иначе взглянуть на предмет и метод отрасли административного права.

Литература

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) / Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, № 50, ст. 6615.

2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // СПС Консультант Плюс.

3. Бондарь Е.О. Государственный контроль (надзор) как важная функция управленческой деятельности / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности в Крымском федеральном округе». Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. С. 34—38.

4. Бондарь Е.О. К вопросу о становлении таможенного права в Российской Федерации // Правовая идея. № 1, 2013. С. 3.

5. Сизов И.Ю., Василенко Г.Н. Декларирование как часть позитивно-юрисдикционной административно-процессуальной школы // Административное и муниципальное право. № 3. М., 2016. С. 270—272.

6. Шурухнова Д.Н. Основные направления международного сотрудничества по борьбе с административными правонарушениями // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. № 1(30), 2016. С. 93—95.

7. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» // СПС Консультант Плюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.