Научная статья на тему 'Принципы административно-правового декларирования'

Принципы административно-правового декларирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
279
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / DECLARATION / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ЗАКОННОСТЬ / LEGALITY / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ADMINISTRATIVE LAW / ИНСТИТУТ / INSTITUTE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василенко Глеб Николаевич

Проводится исследование принципов административно-правового института декларирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles of administrative law declaration

The article investigates the principles of administrative and legal institution declaration.

Текст научной работы на тему «Принципы административно-правового декларирования»

УДК 342.951 ББК 67.401.031

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

ГЛЕБ НИКОЛАЕВИЧ ВАСИЛЕНКО,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право

E-mail: svaral945@gmail.com Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Бондарь Е. О.

-ЛЙ'■

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проводится исследование принципов административно-правового института декларирования. Ключевые слова: декларирование, принципы, законность, административное право, институт.

Annotation. The article investigates the principles of administrative and legal institution declaration. Keywords: declaration, principles, legality, administrative law, the institute.

Целью развития системного административно-правового регулирования является повышение эффективности функционирования государственного администрирования. Это обеспечивается, в том числе, способностью административных структур быстро и своевременно адаптироваться к изменениям в социально-политическом и экономическом развитии, к переменам в структуре и методах самой системы управления.

Административно-правовые институты и административные институты (государственные управленческие структуры) — это единая система. Институциональный подход к исследованию государственного управления позволяет преодолеть формализм традиционной науки административного права, избавиться от догматических представлений о сферах общественной жизни как об исключительных объектах административно-правового регулирования.

Гармонично объединяя в себе востребованные сегодня качества большинства административно-правовых институтов, декларирование становится одним из наиболее оптимальных и эффективных механизмов регулирования взаимоотношений между государством и обществом в самых различных сферах.

В современной административно-правовой науке понятие декларирования в институциональном аспекте не рассматривается. Основные научные разработки в этой области отношений проводятся применительно к таможенному и налоговому законодательству. За пределами этих двух традиционных направлений научно-

го поиска остается огромный массив профильных административно-правовых норм, объединенных общими истоками и закономерностями правового регулирования в рамках комплексного административно-правового института декларирования.

К «нетрадиционным», однако, нормативно определенным видам декларирования следует относить: декларирование пожарной безопасности; декларирование соответствия качества продукции (молочной продукции, соковой продукции, табачной продукции, продукции в области генно-инженерной деятельности, масложировой продукции, пестицидов и агрохимика-тов), оказываемых услуг (услуг связи, на железнодорожном транспорте), техники (транспортных средств, космической техники); декларирование розничной продажи алкогольной продукции; декларирование промышленной безопасности; декларирование безопасности гидротехнических сооружений; лесное декларирование; энергетическое декларирование (декларирование энергопотребления); декларирование объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; проектное декларирование; антикоррупционное декларирование.

В связи с отсутствием научно-обоснованного определения административно-правового декларирования, предлагаем понимать под этим правовым явлением совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в

связи с уведомлением в нормативно установленном порядке физическими и юридическими лицами, их представителями, уполномоченных органов государственной власти о своих доходах (расходах), доходах (расходах) третьих лиц, о соответствии принадлежащих им денежных средств, вещей, иных материальных объектов или производимых ими товаров, работ или оказываемых услуг, нормативно допустимым качественным и (или) количественным показателям, в целях осуществления внутрихозяйственного и государственного контроля (надзора) в определенных административным законодательством сферах деятельности.

Основой административно-правового декларирования являются принципы, подтверждающие предположение о единой природе происхождения и общих закономерностях функционирования различных видов декларирования.

Среди основных принципов административно-правового декларирования выделим следующие: законность; оперативность; публичность; необходимость, достаточность и достоверность декларируемых сведений; презумпция добросовестности декларанта; целесообразность; единство формы и структуры деклараций; индивидуальность; солидарная ответственность декларантов и декларационных органов; стимулирующий характер декларирования.

Законность — один из главнейших принципов в сфере организации исполнительной власти и деятельности органов государственного управления в сфере декларирования. Функционирование системы органов исполнительной власти в интересах декларирования должно базироваться на нормах права и преследовать цели обеспечения реализации профильного законодательства. При этом приоритет государственной защиты прав декларантов является одним из главных проявлений принципа законности в рассматриваемой сфере.

Кроме того, принцип законности нельзя рассматривать лишь с позиций соблюдения административно-правовых декларационных норм. Смысл принципа законности отражается в его самодостаточности, замкнутости на самого себя. Формулировка — «законность — это соблюдение закона» не отражает всей полноты указанных характеристик. Очевидно, правильнее понятие законности, и не только относительно декларирования, раскрывать через следующую смысловую конструкцию: «законность — это соблюдение закона, а в случае нарушения закона, привлече-

ние виновных лиц к ответственности в соответствии с законом». Таким образом, достигается однозначное понимание единства охранительного и регулятивного начал принципа законности.

В рамках административно-правового декларирования задействованы как регулятивные, так и охранительные механизмы правового регулирования, находящие свое отражение в многочисленных нормативных правовых актах всех уровней системы источников административного права, в том числе кодифицированных.

Оперативность декларирования заключается в нормативном закреплении разумных сроков осуществления декларационных действий и прохождения декларационных процедур. Критерии определения такой разумности должны вырабатываться в процессе правоприменительной практики, а также исходя из анализа соответствующих обращений в органы исполнительной власти заинтересованных участников декларационных процедур. Сокращение сроков позволяет экономить трудовые ресурсы и снижать расходы на организацию и функционирование системы административно-правового декларирования. В современных условиях развития информационных технологий совершенствование декларационных процедур в части их упрощения происходит путем использования ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также внедрения на государственном уровне систем электронного документооборота и программ электронного декларирования.

Публичность административно-правового декларирования следует рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, публичность проявляется через открытость предоставляемых в рамках декларирования сведений для целей последующего контроля. Однако, здесь необходимо учитывать, что объем публичности может быть ограничен нормами специальных административно-правовых режимов, таких как, например, режим государственной или иной охраняемой законом тайны.

С другой стороны, публичность следует рассматривать как проявление открытости сведений о механизме декларирования, административно-правовом статусе декларантов (их представителей), декларационных органов и их должностных лиц и т.д.

Несмотря на упомянутые ограничения, в целом публичность является одним из ключевых принципов административно-правового декларирования.

-дЛ^^ИЙ-

Механизмы ее реализации закладывают основы всемирно признанных стандартов открытости административных процедур. Публичность делает доступными и понятными декларационные действия должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти, а также создает базу для общественной оценки и контроля их деятельности, определения эффективности и целесообразности применения механизмов декларирования в той или иной сфере общественной жизни.

Необходимость, достаточность и достоверность декларируемых сведений представляет собой триединый принцип административно-правового декларирования. Его значение сложно переоценить. Цель любой административной процедуры, в том числе декларационной, сводится, в конечном итоге, к достижению определенного юридического результата. Все участники декларационного процесса, как уже упоминалось выше, заинтересованы в его оперативности. Однако, скорость прохождения процедуры не должна влиять на ее качество. В этой связи к содержанию всех деклараций предъявляются нормативно определенные, жесткие требования. Основу содержания декларации составляют декларационные сведения, которые должны обладать тремя указанными выше свойствами. Необходимые и достаточные декларационные сведения отражают объем информации, необходимой декларационным органам для организации и успешного функционирования того или иного вида административно-правового декларирования. Достоверность декларационных сведений является независимым от разновидности рассматриваемых административных процедур свойством. При этом следует учитывать, что необходимость и достаточность декларационных сведений определены нормативно, а достоверность устанавливается декларационными органами в процессе правоприменительной деятельности.

Раскрывая содержание презумпции добросовестности декларанта, следует отметить, что качественная новизна административно-декларационных правоотношений объясняется одной из их ключевых особенностей — при декларировании декларант изначально воспринимается органом государственной власти (декларационным органом) как действующий добросовестно и подлежит защите с использованием всех механизмов, предусмотренных действующим законодательством, если только контролирующим органом не доказана его недобросовестность.

Презумпция добросовестности, изначально нашедшая отражение в налоговом законодательстве, на сегодняшний день, распространила свое влияние далеко за пределы налогового декларирования, и находит отражение в таможенном декларировании, декларировании пожарной безопасности, декларировании соответствия, декларировании розничной продажи алкогольной продукции, энергетическом декларировании, лесном декларировании, антикоррупционном декларировании и др.

Целесообразность административно-правового декларирования основывается на современных потребностях общества и государства во взаимном доверии, в расширении возможностей общественного контроля, снижении бюрократического влияния на хозяйственную деятельность, повышении заинтересованности граждан, должностных лиц, предпринимателей в инициативном улучшении качества жизни, качества государственного управления, в стремлении избавиться от затратных и зачастую малоэффективных механизмов государственного контроля.

Безусловно, во многих сферах жизни общества государственное воздействие необходимо в интересах общего блага и национальной безопасности, однако, демократические, конституционные основы российской государства предопределили необходимость развития таких правовых институтов, как декларирование, с помощью которых развивается правосознание субъектов профильных правоотношений в самых разнообразных сферах общественной жизни.

Принцип единства формы и структуры деклараций реализуется через административно-правовую регламентацию единых требований, предъявляемых к различным декларациям в той или иной сфере применения механизмов декларирования. Так, сведения о доходах (расходах), ежегодно предоставляемых государственными служащими, едины по форме и структуре безотносительно ведомственной принадлежности их составителей.

Единство формы и структуры деклараций позволяет обеспечить единый подход к обработке сведений, содержащихся в них, и как следствие — сократить сроки реализации механизма административно-правового декларирования.

Индивидуальность декларирования подчеркивает административно-правовую природу рассматриваемого явления, так как реализация декларирования — это процесс рассмотрения индивидуально-конкретных

■ i'l^fe--

дел уполномоченным органом государственной власти (должностным лицом) в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности через реализацию соответствующих властных полномочий, что, в свою очередь, безусловно, является предметом регулирования отрасли административного права. Индивидуальный характер носят и правоприменительные акты, принимаемые в рамках административно-правового декларирования.

Солидарная ответственность декларантов и декларационных органов является необходимым условием успешного функционирования административно-правового декларирования. Охранительные механизмы декларирования содержатся в законодательстве Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют двусторонний характер и основываются на обоюдной административной ответственности декларантов и декларационных органов (их должностных лиц).

Стимулирующий характер декларирования проявляется, в первую очередь, в экономическом эффекте от его применения. С одной стороны, затраты государства на получение декларируемых сведений вне

реализации декларационных процедур, носящих инициативный характер, сложно подсчитать, однако, очевидно, что они колоссальны.

С другой стороны, на лицо профилактический эффект административно-правового декларирования, способствующий достижению главной цели юридической ответственности — предупреждению совершения правонарушений, устранению причин и условий их совершения. Наиболее очевидно он проявляется в рамках административно-правового субинститута антикоррупционного декларирования.

В заключении отметим, что развитие административно-правового института декларирования обусловлено существующими закономерностями, принципами государственного управления, создающими основу для функционирования механизма административно-правового декларирования, представляющего собой совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм института декларирования.

УДК 342.951 ББК 67.401.041

ПРОБЛЕМЫ ДОКАЗЫВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО

ДВИЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПРИБОРОВ, РАБОТАЮЩИХ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ

ВАДИМ ВЛАДИМИРОВИЧ ВДОВИЧЕНКО,

адъюнкт ФПНПиНК Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

E-m ail: vdovichenkovv00257@m ail.ru Научный руководитель: кандидат юридических наук Бочаров С.Н.

Рецензент: доктор юридических наук Сойников С. А.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются некоторые проблемы применения закрепленных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях норм об автоматической фиксации нарушений в сфере дорожного движения. Анализируются вопросы, связанные с изъяном законодательства (процессуально и материально-правового характера) а также организационно-технические проблемы.

Ключевые слова: презумпция невиновности, средства автоматической фиксации, правила дорожного движения, центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.

Annotation. This article discusses some of the problems set forth in the application of the Code of Administrative Offences of the rules on automatic commit violations in the field of traffic. Analyzed issues related to the flawed legislation (procedural and substantive nature) as well as organizational and technical.

Keywords: presumption of innocence, the means of automatic locking, rules of the road, the center of the automated fixing of administrative violations in the field of traffic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.