Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СПЕЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ВЫДВОРЕНИЮ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СПЕЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ВЫДВОРЕНИЮ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ИММИГРАНТ / СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ / МВД РОССИИ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов В. А.

В данной статье исследуется административно-правовой статус специальных учреждений, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих принудительной форме административного выдворения за пределы Российской Федерации. Автором исследуется и выделяется конструкция административно-правового статуса специального учреждения и его особенности, в том числе связанные с реализацией правоограничительных мер субъектами административного воздействия. В ходе анализа правовых аспектов содержательной части административно-правового статуса специального учреждения формулируются понятия следующих правовых дефиниций: административно-правовой статус специального учреждения, компетенция специального учреждения, законные интересы лиц, содержащихся в специальных учреждениях. В статье поднимается проблема, заключающаяся в отсутствии нормативного правового акта, определяющего правовое положение специального учреждения, а также указывается на необходимость издания такого документа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морозов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF THE SPECIAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA FOR THE TEMPORARY DETENTION OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS SUBJECT TO ADMINISTRATIVE EXPULSION FROM THE RUSSIAN FEDERATION

In this article, the author examines the administrative and legal status of special institutions under the jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the detention of foreign citizens and stateless persons subject to compulsory administrative expulsion from the Russian Federation. The author examines and highlights the construction of the administrative and legal status of a special institution, and its features related to the implementation of law-limiting measures by subjects of administrative influence. Analyzing the legal aspects of the substantive part of the administrative and legal status of a special institution, the author formulates the concepts of the following legal definitions: the administrative and legal status of a special institution; the competence of a special institution; the legitimate interests of persons held in special institutions. In the article, the author raises the problem of the absence of a normative legal act defining the legal status of a special institution, and also indicates the need for the publication of such a document.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СПЕЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ВЫДВОРЕНИЮ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343.852:351.756(470)

В. А. МОРОЗОВ, адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя (г. Москва)

V. A. MOROZOV, postgraduate student of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya (Moscow)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СПЕЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ВЫДВОРЕНИЮ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF THE SPECIAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA FOR THE TEMPORARY DETENTION OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS SUBJECT TO ADMINISTRATIVE EXPULSION FROM THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В данной статье исследуется административно-правовой статус специальных учреждений, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих принудительной форме административного выдворения за пределы Российской Федерации. Автором исследуется и выделяется конструкция административно-правового статуса специального учреждения и его особенности, в том числе связанные с реализацией правоограничительных мер субъектами административного воздействия. В ходе анализа правовых аспектов содержательной части административно-правового статуса специального учреждения формулируются понятия следующих правовых дефиниций: административно-правовой статус специального учреждения, компетенция специального учреждения, законные интересы лиц, содержащихся в специальных учреждениях. В статье поднимается проблема, заключающаяся в отсутствии нормативного правового акта, определяющего правовое положение специального учреждения, а также указывается на необходимость издания такого документа.

Ключевые слова и словосочетания: иностранный гражданин, лицо без гражданства, иммигрант, специальное учреждение, административное выдворение, МВД России, административно-правовой статус.

Annotation. In this article, the author examines the administrative and legal status of special institutions under the jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the detention offoreign citizens and stateless persons subject to compulsory administrative expulsion from the Russian Federation. The author examines and highlights the construction of the administrative and legal status of a special institution, and its features related to the implementation of law-limiting measures by subjects of administrative influence. Analyzing the legal aspects of the substantive part of the administrative and legal status of a special institution, the author formulates the concepts of the following legal definitions: the administrative and legal status ofa special institution; the competence of a special institution; the legitimate interests ofpersons held in special institutions. In the article, the author raises the problem of the absence of a normative legal act defining the legal status of a special institution, and also indicates the need for the publication of such a document.

Keywords and phrases: foreign citizen, stateless person, immigrant, special institution, administrative expulsion, Ministry of Internal Affairs of Russia, administrative and legal status.

Все субъекты общественно-правовых ческой категории. В процессе правового отношений являются носителями админи- регулирования общественных отношений стративно-правового статуса как юриди- субъекты таких отношений наделяются

правами, обязанностями, юридической ответственностью и другими элементами, позволяющими определить место конкретного субъекта правоотношений в системе государственного управления. Совокупность таких элементов в административно-публичной сфере составляет правовой статус, необходимый для удовлетворения интересов субъектов и объектов управления.

Административно-правовой статус специального учреждения МВД России для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации (далее - специальное учреждение), как структурного подразделения органа исполнительной власти в сфере внутренних дел позволяет определить специальное учреждение как носителя функций государственного управления.

Под административно-правовым статусом специального учреждения следует понимать совокупность предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [1], Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) [2], иными нормативными административно-правовыми актами, а также учредительными документами юридических прав, обязанностей и ответственности специального учреждения, с целью реализации им полномочий в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах государственного управления.

Исходя из теории науки административного права, конструкцию административно-правового статуса специального учреждения можно представить в виде трех основных блоков [3, с. 85]. Первый блок -целевой. Он состоит из норм, определяющих цели, задачи и функции деятельности специального учреждения. Второй блок -структурно-организационный. В него входят правовые предписания, определяющие правовой порядок функционирования

специального учреждения, включая вопросы создания, реорганизации и ликвидации, финансирования, управления, штатного расписания и др., то есть положение специального учреждения в системе органов исполнительной власти и его внутреннюю организацию. Третий блок - компетенцион-ный [4]. Данный блок в качестве основных компонентов включает права, обязанности, полномочия и ответственность специального учреждения и его должностных лиц. Должностные лица от имени специального учреждения в пределах своей компетенции издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение [5, с. 57]. Так, например, руководителем (начальником) специального учреждения в соответствии со ст. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1306 «Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» устанавливается распорядок дня специального учреждения [6], обязательный для соблюдения и штатными сотрудниками (работниками) и содержащимися лицами.

Общей целью деятельности специального учреждения является защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка и общественной безопасности в специальном учреждении, являющиеся государственной функцией. Государственная власть посредством функционирования специальных учреждений гарантирует исполнение решения суда о принудительной форме административного выдворения незаконных иммигрантов за пределы Российской Федерации. В ходе реализации функций и задач специального учреждения, обусловленных целью его функционирования, исполнительная власть в лице субъектов государственного управления ис-

пользует специальные формы и методы административного воздействия, ограничивающие права и свободы лиц, содержащихся в специальных учреждениях. Такая форма управления является особенностью административно-правового статуса специальных учреждений [7, с. 158-187].

В соответствии с положениями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ специальное учреждение входит в структуру органа исполнительной власти в сфере внутренних дел [2], то есть органа государственного управления. Специальное учреждение обладает структурной организацией, штатом, включающим должности государственной службы, компетенцией, государственно-властными полномочиями, их пределами и др.

Исходя из классического представления теории административного права, под компетенцией специального учреждения следует понимать совокупность установленных нормативными правовыми актами административно-публичных полномочий, которыми наделяется специальное учреждение для реализации задач, функций и целей властно-распорядительной и властно-охранительной деятельности в общественно-государственных интересах [4]. Большинство прав специального учреждения реализуются в административно-публичной сфере в виде властных полномочий начальника (руководителя) и иных должностных лиц, представленных с одной стороны - в виде правомочий, обращенных к объекту государственного управления, а с другой стороны - являющихся обязанностью специального учреждения по отношению к обществу и государству. Например, право осуществления видеоконтроля на территории объектов специального учреждения, закрепленное Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. № 250 «Об осуществлении охраны специальных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдво-

рению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» [8], является для специального учреждения одновременно и правомочием по отношению к выдворяемому иммигранту, и обязанностью перед обществом и государством.

Совокупность прав и законных интересов специального учреждения и его должностных лиц, реализуемых в административно-публичной сфере, образуют правовую дозволенность, в рамках которой приметается усмотрение, то есть дискретное полномочие, совпадающее с законным интересом содержащегося в специальном учреждении иммигранта [9]. Проанализировав мнения ученых, определяющих понятие «законный интерес» с позиции лица, содержащегося под стражей, и соглашаясь с точкой зрения Р. В. Ушакова, под законными интересами иммигрантов, содержащихся в специальных учреждениях, следует понимать установленные нормативными правовыми актами и являющиеся возможно реализуемыми законные притязания иностранцев, удовлетворение которых осуществляется компетентными субъектами управления, исходя из имеющихся обстоятельств путем их оценки и учета [10].

В свою очередь, определяя правовую дефиницию «административное усмотрение», следует учитывать, что в юридической науке это явление не имеет однозначной характеристики, безусловно отражающей уникальность административно-правового статуса специального учреждения. Британский ученый-правовед XIX столетия А. В. Дайси полагал: «Власть, основанная на свободе усмотрения, будет приводить к произволу» [11]. А. И. Елистратов в своих трудах придерживается данной позиции, считая что «система усмотрения подрывает в населении чувство права и справедливости, так как со справедливостью несовместим даже и самый благожелательный произвол» [12]. Усмотрение, таким образом, соотносится с произволом, что придает негативную окраску термину «усмотрение». Однако, по нашему мнению, ключевым является определение грани между произволом и усмо-

трением. Считаем справедливым мнение П. И. Люблинского, что произвол строится на спонтанных и вредных для общества мотивах, иногда выражаясь в безотчетном или инстинктивном осуществлении полномочий, в то время как усмотрение базируется на праве и позитивной мотивации [13, с. 29].

Как мы отмечали ранее, административно-правовой статус каждого субъекта административных правоотношений, включая специальное учреждение, выстраивается на основе норм права. Постоянное совершенствование нормативно-правовой базы обуславливает изменение правового положения тех или иных субъектов правоотношений, что носит как положительный, так и отрицательный характер. В определенных случаях обновление редакции нормативного правового акта в части изменения конструк-

ции положения может привести к возникновению противоречия в правовой регламентации. Отсутствие норм, в полной мере закрепляющих административно-правовое положение специального учреждения, является существенным пробелом в современной отечественной правовой системе.

В настоящее время административно-правовой статус специального учреждения в полной мере не закреплен, что обусловлено отсутствием в законодательстве нормативного правового акта, определяющего порядок функционирования, финансирования и некоторых других аспектов правового регулирования специального учреждения. Считаем своевременным и необходимым разработать нормативно-правовой акт, позволяющий унифицировать правовое положение специального учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30 декабря 2020 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15 января 2021 г.). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 19.01.2021).

2. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 15 октября 2020 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37868/706808284507792el053c03fb09ca3c85c3492bc/ (дата обращения: 15.01.2021).

3. Административное право России. Особенная часть : учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Ю. П. Соловей, И. М. Чемакин [и др.]. М. : Издательство БЕК, 1997. 330 с.

4. Зубач А. В. Административное право: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. В. Зубач, Е. О. Бондарь, С. Н. Бочаров и др.; под общей редакцией А. В. Зубача. М. : Издательство Юрайт, 2019. 530 с.

5. Чернов С. Н. Административное право Российской Федерации. ПетрГУ : Петрозаводский государственный университет, 2012. 151 с.

6. Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии : постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1306 (ред. от 17 июня 2016 г.). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157232/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 28.01.2021).

7. Бахрах Д. Н. Административное право : учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. 2-е издание, измененное и дополненное. М. : Юридическое издательство Норма, 2005. 799 с.

8. Об осуществлении охраны специальных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» (вместе с «Правилами осуществления охраны специальных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих адми-

нистративному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии») : постановление Правительства РФ от 29 марта 2014 г. № 250 (ред. от 31 января 2017 г.). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161180/ (дата обращения: 21.01.2021).

9. Стахов А. И. Административное право России : учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. И. Стахов, П. И. Кононов. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 624 с.

10. Ушаков Р. В. Законные интересы лиц, осужденных к лишению свободы : вопросы сущности и определения правовой категории // Юристь-Правоведъ. 2016. № 6 (79). С 116-119.

11. Dicey A.V. Introduction to the Study of the Law of the Constitution. London, 1885.

12. Елистратов A. И. Задача административного права и ее общественное значение // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2014. № 2 (2). С. 218-220.

13. Люблинский П. И. Основание судейского усмотрения в уголовных делах : доклад для Киевского съезда Руссой группы Международного союза Криминалистов. СПб. : Сенатская типография, 1904.

О Морозов В. А.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. ЯЗЫК И ПРАВО. ЮРИСЛИНГВИСТИКА

УДК 811.111'276.5:343.976(73)

М. А. АРСКАЯ, доцент кафедры иностранных и русского языков Сибирского юридического института МВД России, кандидат филологических наук, доцент (г. Красноярск)

М. A. ARSKAYA, Assistant Professor of the Chair of Foreign and Russian Languages of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Philology, Associate Professor (Krasnoyarsk)

КОНЦЕПТ «DRUG OFFENCE» В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

CONCEPT «DRUG OFFENCE» IN AMERICAN LINGUISTIC AND CULTURE

Аннотация. Автор рассматривает наркопреступность в качестве объекта лингвокультуроло-гического исследования, что позволяет идентифицировать отношение представителей конкретной культуры к наркопреступности через призму языковой картины мира. В настоящей статье изучаются вопросы смыслового содержания и языковой репрезентации концепта «drug offence» (наркопреступление) в современном английском языке. Для достижения данной цели выявлены и проанализированы лексико-семантические средства актуализации данного концепта. Привлечение англоязычных лексикографических источников, а также сопутствующей экстралингвистической информации позволило определить набор признаков, интерпретирующих основное информационное содержание концепта «drug offence», систематизировать некоторые вербальные средства его репрезентации, а также уточнить оттенки значений, характерные для существования данного концепта в рамках американской лингвокультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.