Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН, УЧАСТВУЮЩИХ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН, УЧАСТВУЮЩИХ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ГРАЖДАНЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ПРАВОПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатюк А.З., Колёско С.С.

Эффективное решение задач охраны общественного порядка невозможно без участия граждан. Поддержка граждан и общественных объединений в сфере предупреждения и пресечения правонарушений имеет важное значение в поддержании правопорядка в любом государстве. Однако данная деятельность имеет ряд проблемных аспектов. Один из них - отсутствие закрепленного четко сформулированного административно-правового статуса граждан, участвующих в охране общественного порядка. В статье рассматривается понятие административно-правового статуса граждан, участвующих в охране общественного порядка, путем исследования общего (правового статуса) - через особенное (специальный правовой статус) - к единичному (административно-правовому статусу). Проведенный анализ позволил сформулировать авторское определение административно-правового статуса граждан, участвующих в охране общественного порядка. В продолжение статьи исследуются и характеризуются основные его элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF CITIZENS INVOLVED IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER: CONCEPT AND CONTENT

Effective solution of the tasks of public order protection is impossible without the participation of citizens. The support of citizens and public associations in the field of prevention and suppression of offenses is important in maintaining law and order in any State. However, this activity has a number of problematic aspects. One of them is the lack of a fixed, clearly formulated administrative and legal status of citizens involved in the protection of public order. The article deals with the concept of the administrative and legal status of citizens involved in the protection of public order. Its main elements are investigated.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН, УЧАСТВУЮЩИХ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ»

УДК 342.9 Б01 10.52928/2070-1632-2021-57-6-100-104

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН, УЧАСТВУЮЩИХ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

канд. юрид. наук, доц. А.З. ИГНАТЮК (Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Минск)

С.С. КОЛЁСКО (Военная академия Республики Беларусь, Минск)

Эффективное решение задач охраны общественного порядка невозможно без участия граждан. Поддержка граждан и общественных объединений в сфере предупреждения и пресечения правонарушений имеет важное значение в поддержании правопорядка в любом государстве. Однако данная деятельность имеет ряд проблемных аспектов. Один из них - отсутствие закрепленного четко сформулированного административно-правового статуса граждан, участвующих в охране общественного порядка.

В статье рассматривается понятие административно-правового статуса граждан, участвующих в охране общественного порядка, путем исследования общего (правового статуса) - через особенное (специальный правовой статус) - к единичному (административно-правовому статусу). Проведенный анализ позволил сформулировать авторское определение административно-правового статуса граждан, участвующих в охране общественного порядка. В продолжение статьи исследуются и характеризуются основные его элементы.

Ключевые слова: административно-правовой статус, правовой статус, граждане, общественный порядок, правопорядок.

Введение. До недавнего времени вопросы определения административно-правового статуса (далее -АПС) граждан, участвующих в охране общественного порядка (далее - ООП), особой заинтересованности со стороны юристов-правоведов не вызывали. Однако к настоящему времени в сложившейся общественно-политической обстановке в стране юридическое регулирование вышеуказанных вопросов вызывает повышенный интерес. Особо актуальным направлением является определение АПС граждан, участвующих в ООП, а также анализ и конкретизация составляющих его элементов и принципов, так как это непосредственным образом влияет на заинтересованность населения в участии в правоохранительной сфере. Важность определения АПС актуальна еще и потому, что данный статус находится в числе немногих, которые на сегодняшний день не раскрывались, и не определены. К примеру, статус депутата, военнослужащего, спасателя и т.д. раскрыты, и тем самым закрепляют реальное положение указанных категорий граждан в системе общественных отношений.

Осуществляя деятельность, связанную с ООП, гражданин во время исполнения государственных обязанностей должен обладать специальным статусом, в том числе и охраняющим его от негативных последствий, связанных с охраной правопорядка. Чем полнее гарантированы государством права и чем совершеннее механизм участия гражданам в ООП, тем выше и их статус. Таким образом, статус рассматривается как совокупность определенных законом и необходимых для исполнения обязанностей правовых возможностей граждан, участвующих в ООП, в качестве представителей власти.

Основная часть. Обеспечение общественной безопасности всегда было и остается одной из важнейших функций государства, а охрана общественного порядка - совместной обязанностью государства и общества. В этой связи представляется интересным рассмотрение административно-правового статуса граждан, участвующих в ООП с учетом специфики выполняемых обязанностей.

Как справедливо отмечает Г.А. Василевич, «важнейшим критерием, помогающим установить составные элементы правового статуса личности, является место индивида в обществе и государстве. Правовой статус личности - это сложный по своему составу институт, который включает не только нормы Конституции, актов, относящихся к конституционному праву, но и к другим отраслям законодательства»1.

Диалектический метод научного познания подразумевает исследование конкретной области (объекта) путем перехода «от общего (правового статуса) - через особенное (специальный правовой статус) -к единичному (административно-правовому статусу)» [1, с. 168]. Это указывает на необходимость начала исследования любого специального правового статуса с анализа содержания общего (конституционного) правового статуса гражданина как основополагающего. Без обращения к общему правовому статусу гражданина изучение основных положений АПС граждан, участвующих в ООП, невозможно. Именно на это

1 Василевич, Г.А. Конституционно-правовой статус человека [Электронный ресурс] / Г.А. Василевич // Электронная библиотека БГУ. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/52400/1/конституционно-правовой%20статус%20человека.pdf.

обращал внимание Н.В. Витрук, указывая на то, что содержание специальных статусов раскрывается через конструкцию общего правового статуса [2, с. 187].

Термин «статус» в переводе с латинского означает «положение, состояние кого-либо или чего-либо». В.И. Даль под этим термином понимает «совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, организации, учреждения и т.п.; правовое положение, состояние» [3, с. 405]. Вопросами изучения и исследования правового статуса личности занимались Ц.А. Ямпольская, В.А. Кучинский, С.Г. Дробязко, Г.В. Мальцев, Н.В. Витрук, В.И. Новоселов, Н.А. Горбаток, Е.И. Козлов, Б.Н. Топорнин, Л.Н. Анисимов, А.А. Стремоухов, Б.В. Пхаладзе, В.Н. Кивель, С.С. Касьянчик. Выделение из всей общности социальных статусов правового статуса личности «определяется его урегулированностью нормами права, а также опосредо-ванностью правом наиболее важных связей между индивидами, государством и обществом» [4, л. 13].

Таким образом, под правовым статусом личности подразумевается «совокупность прав, их гарантий и защиты, а также обязанностей и ответственности человека перед обществом, государством и другими людьми, что позволяет индивиду активно принимать участие в управлении делами общества и государства» [5, с. 61]. Классификация правовых статусов личности проводится по различным основаниям. Однако большинство ученых придерживаются мнения, что основными являются: общий (конституционный), специальный и индивидуальный. Правовое положение конкретной личности рассматривается как сумма общего, специального и индивидуального статусов2.

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь3, Законом «О гражданстве Республики Беларусь»4, другими законодательными актами Республики Беларусь. Содержание правового статуса граждан Республики Беларусь обуславливается также международными правовыми актами такими, как Всеобщая декларация прав человека5.

Изучением АПС граждан занимались Л.М. Рябцев, А.П. Клюшниченко, А.П. Алехин, А.М. Волков, А.С. Дугенец, Ю.М. Козлов, И.И. Мах, М.И. Еропкина и др. В соответствии с анализом определений АПС граждан учеными-правоведами обобщенным выступает следующее. Административно-правовой статус граждан - совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях. Права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными - для отдельных категорий лиц и специальными - для некоторых субъектов административно-правовых отношений. В этой связи можно говорить об общем, особом и специальном административно-правовом статусах гражданина. Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя права и обязанности граждан, закрепленные в Конституции Республики Беларусь и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами. Они принадлежат всем гражданам. Особый административно-правовой статус гражданина охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти (статус рыболова, учителя, рабочего, водителя, учащегося и т.д.). Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти (статус безработного, беженца, вынужденного переселенца, лица без определенного места жительства и т.д.)6. Применительно к специфическим субъектам права, какими являются граждане, участвующие в охране общественного порядка, их правовой статус конкретизируется в специальном административно-правовом статусе.

В Республике Беларусь тема АПС граждан, участвующих в ООП, не исследовалась. В свою очередь российские ученые довольно активно занимались изучением и разработкой данной темы. Вопросы исследования и формирования АПС граждан, участвующих в ООП, затрагивались в трудах Г.Г. Сидоровой, Ю.Ю. Тройченко, В.Ю. Капрановой, А.Н. Осяк, Д.И. Поликарпова, Д.Н. Новикова, Д.Н. Шурухновой, Е.О. Бондарь, В.В. Головко, К.В. Нарышкина, А.Н. Гугунского, П.О. Ильина, А.Н. Доброва, С.А. Барановой, Д.Н. Рачева, А.В. Потанина и др. Специальному исследованию административно-правового статуса граждан, участвующих в охране общественного порядка, посвящена кандидатская диссертация Т.В. Боготовой [6].

2 Виды правового статуса личности [Электронный ресурс] // Электронная библиотека права. URL: https://law-book.online/gosudarstva-prava-teoriya/vidyi-pravovogo-statusa-41613.html.

3 Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. -Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2005. - 62 с.

4 О гражданстве Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 1 авг. 2002 г., № 136-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24.12.2015 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

5 Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] : принята в г. Нью-Йорке 10.12.1948 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

6 Основы административно-правового статуса гражданина Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Электронная библиотека студента. URL: https://studopedia.net/5 34467 osnovi-administrativno-pravovogo-statusa-grazhdanina-rb.html.

Так, А.В. Потанин характеризует АПС граждан, участвующих в ООП, как «сложную политико-правовую категорию, которая включает в себя совокупность разнообразных связей и отношений между данным лицом и государством на основе норм административного права» [7, с. 118]. В свою очередь Т.В. Бого-това под АПС граждан, участвующих в ООП, понимает «совокупность прав и обязанностей граждан в обеспечении правопорядка, гарантий реализации данных прав, ограничений (запретов), мер юридической ответственности, отображающих в комплексе цели и задачи данной деятельности» [6].

Анализ вышеприведенных определений российскими правоведами дает нам возможность, с учетом исследования общего административно-правового статуса, вывести свое авторское определение административно-правового статуса граждан, участвующих в охране общественного порядка.

Административно-правовой статус граждан, участвующих в охране общественного порядка - это совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности граждан, наделенных для выполнения ими обязанностей по охране общественного порядка, а также установленных и гарантированных законодательством Республики Беларусь и международными договорами. АПС граждан, участвующих в обеспечении правопорядка, находится в постоянной динамике, обусловленной изменением общественных отношений, задачами, возлагаемыми на граждан, участвующих в ООП.

Исследуя работы вышеуказанных авторов и обобщая результаты, мы пришли к выводу, что специальный АПС граждан, участвующих в ООП формируется из следующих элементов:

- принципов АПС граждан, участвующих в ООП;

- форм участия граждан в ООП;

- гражданства;

- административной правосубъектности граждан, участвующих в ООП;

- ограничений, связанных с участием граждан в ООП;

- прав и обязанностей граждан, участвующих в ООП, а также оснований и порядка применения ими физической силы;

- ответственности граждан, участвующих в ООП;

- контроля и надзора за деятельностью граждан, участвующих в ООП;

- гарантий правовой и социальной защиты.

Анализ указанных элементов позволит нам конкретизировать авторское определение и определиться с его действием во времени и по кругу лиц, а также исследовать характерные черты полномочий граждан, участвующих в охране общественного порядка.

Так, принципами АПС граждан, участвующих в ООП, согласно ст. 3 Закона «Об участии граждан в охране правопорядка» (далее - Закон об участии граждан в охране правопорядка) являются: добровольность; законность; гуманность и уважение прав человека; гласность; тесное взаимодействие с государственными органами, осуществляющими ООП7.

Формы участия граждан в ООП. Ст. 6 Закона об участии граждан в охране правопорядка устанавливает следующие организационно-правовые формы участия граждан в ООП:

- индивидуальное участи;

- внештатное сотрудничество с правоохранительными органами;

- участие в объединениях граждан, содействующих правоохранительным органам в охране правопорядка;

- членство в добровольных дружинах;

- участие в советах общественных пунктов охраны правопорядка (далее - советы общественных пунктов).

Гражданство. Согласно ст. 1 Закона об участии граждан в охране правопорядка принимать участие в ООП могут граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Это свойственно для всех организационно-правовых форм. Однако согласно ст. 14 настоящего закона стать членами добровольной дружины могут только граждане Республики Беларусь8.

Административная правосубъектность. Элементами административной правосубъектности граждан, участвующих в ООП, выступают административная правоспособность и дееспособность. Административная правоспособность граждан, участвующих в ООП - регулируемая административным правом, способность иметь права и нести обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью. Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, участвующих в ООП, - возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и т.п. Так, к примеру, стать добровольным дружинником могут граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам, состоянию здоровья осуществлять деятельность по охране общественного порядка9.

7 Об участии граждан в охране правопорядка [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 26 июня 2003 г., № 214-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

8 Там же.

9 Там же.

Административная дееспособность граждан, участвующих в ООП, - способность в силу норм административного права своими действиями осуществлять предоставленные им права, выполнять обязанности и нести юридическую ответственность. Как правило, административной дееспособностью для выполнения обязанностей по ООП обладают граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам, состоянию здоровья осуществлять деятельность по ООП. Виды административной дееспособности граждан: полная - наступает при достижении 18 лет; частичная - с 14 до 18 лет10.

Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка. Согласно ст. 4 настоящего закона гражданам, принимающим участие в ООП, запрещается:

- осуществлять деятельность, не предусмотренную Законом об участии граждан в охране правопорядка;

- осуществлять деятельность, отнесенную к деятельности правоохранительных органов, т.е. не подменять их;

- представляться сотрудниками правоохранительных органов11.

Обязанности и права граждан, участвующих в охране общественного порядка, а также основания и порядок применения ими физической силы. Обязанности и права граждан, участвующих в охране общественного порядка изложены в ст. 16, 17 Закона об участии граждан в охране правопорядка, а также в ст. 20, 21 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2003 г. № 1354 «Об утверждении Примерного положения о добровольной дружине и Типового положения о порядке оформления и деятельности внештатных сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь» (далее - Примерное положение о добровольной дружине и Типовое положение о порядке оформления и деятельности внештатных сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь). Однако эти обязанности касаются только членов добровольной дружины.

Права и обязанности внештатных сотрудников правоохранительных органов отражены в ст. 24, 25 Примерного положения о добровольной дружине и Типового положения о порядке оформления и деятельности внештатных сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь12. Условия и пределы применения физической силы членами добровольной дружины определяет ст. 18 Закона об участии граждан в охране правопорядка.

Ответственность граждан, участвующих в охране общественного порядка. Гражданами, участвующими в ООП, предусмотрена ответственность за разглашение:

- коммерческой тайны (ст. 255 Уголовного кодекса Республики Беларусь);

- государственной тайны (ст. 356, 373, 374 Уголовного кодекса Республики Беларусь)13.

За применение физической силы с превышением полномочий, а также за превышение пределов необходимой обороны гражданами, участвующими в ООП, предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством (ст. 18 Закона об участии граждан в охране правопорядка).

Контроль и надзор за деятельностью граждан, участвующих в ООП. В соответствии со ст. 24 Закона об участии граждан в охране правопорядка, контроль за участием граждан в охране правопорядка осуществляют в пределах своих полномочий органы местного управления. В свою очередь ст. 25 настоящего Закона определяет порядок надзора за соблюдением законодательства Республики Беларусь гражданами, принимающими участие в охране правопорядка.

Гарантии правовой и социальной защиты граждан, участвующих в охране общественного порядка. Гарантии правовой и социальной защиты и меры поощрения членов добровольной дружины раскрыты в гл. 4 Закона об участии граждан в охране правопорядка и ст. 28, 29 Примерного положения о добровольной дружине и Типового положения о порядке оформления и деятельности внештатных сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь, а ст. 26 - 28 указанного Положения - еще и меры поощрения, применяемые к внештатным сотрудникам14.

Меры стимулирования граждан и общественных объединений, участвующих в деятельности по ООП и профилактике правонарушений, определяет Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2014 г. № 352 «Об утверждении положения о порядке образования и упразднения советов

10 О МООП [Электронный ресурс] // БРСМ. URL: http://brsm.by/about/moop/o-nas/.

11 См. ссылку № 7.

12 Об утверждении Примерного положения о добровольной дружине и Типового положения о порядке оформления и деятельности внештатных сотрудников правоохранительных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 октября 2003 г., № 1354 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 14.04.2014 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

13 Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-3 : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.04.2021 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

14 См. ссылке № 12.

общественных пунктов охраны правопорядка, их взаимодействия с субъектами профилактики правонарушений, а также мерах стимулирования граждан и общественных объединений, участвующих в деятельности по охране общественного порядка и профилактике правонарушений»15.

Заключение. Законодательная регламентация участия граждан в охране общественного порядка, по нашему мнению, на настоящий момент не в полной мере отвечает потребностям сложившегося положения вещей. С этой целью нами проведен анализ, позволивший выделить специальный административно -правовой статус граждан, участвующих в охране общественного порядка, из общего правового статуса гражданина, а также провести поверхностное исследование его элементов. Дальнейшее изучение и совершенствование AПC граждан, задействованных в обеспечении правопорядка, имеет важное значение для обеспечения реализации прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности в нашей стране; позволяет использовать принадлежащие ей права, свободы, отстаивать законные интересы, добросовестно исполнять обязанности. Это позволяет личности участвовать в управлении государственными и общественными делами, удовлетворять потребности в интересах всего общества.

ЛИТЕРAТУРA

1. Чхиквадзе, B.M. Социалистический гуманизм и нрава человека! Ленинские идеи и современность / B.M. Чхиквадзе. - M. i Наука, 1978. - 303 с.

2. Bитрук, KB. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе / Н. B. Bитрук. - M. i Наука, 1979. - 229 с.

3. Даль, B.K Толковый словарь живого великорусского языка i в 4 т. / B. И. Даль ; вступ. ст. A. M. Бабкина. - M. i Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1956. - Т. 3. - 683 с.

4. Смирнов, ÄB. Aдминистративно-правовой статус сотрудника милиции i дис. ... канд. юрид. наук i 12.00.02 / ÄB. Смирнов. - M., 1996. - 178 л.

5. Кивель, B.K Понятие правового статуса личности: вопросы теории. / B.K Кивель // Bеснiк БДУ. Сер. 3, Псторыя. Фшасофш. Псхалопя. Палггалогш. Сацыялогш. Эканомжа. Права. - 2014. - № 1. - С. 57-61.

6. Боготова, M.B. Aдминистративно-правовой статус граждан, участвующих в обеспечении правопорядка i дис. ... канд. юрид. наук i 12.00.14 / M.B. Боготова, - Ростов-н/Д., 2008. - 208 л.

7. Потанин, A.B. Aдминистративно-нравовой статус народных дружинников в Российской Федерации проблемы реализации социальных и правовых гарантий / A.B. Потанин // Bremm экономической безопасности. - 2016. - № 3. - С. 118 -121.

LITERATURA

1. Chkhikvadze, V.M. (1978). Sotsialisticheskiy gumanizm i prava cheloveka: Leninskiye idei i sovremennost. Moscow: Nauka. (In Russ.).

2. Vitruk. N.V. (1979). Osnovy teoriipravovogopolozheniya lichnosti vsotsialisticheskom obshchestve. Moscow: Nauka. (In Russ.).

3. Dal, V.I. (1956). Tolkovyy slovarzhivogo velikorusskogoyazyka : v 4 t. T. 3. Moscow: Gos. izd-vo inostr. i nats. slov. (In Russ.).

4. Smirnov, L.V. (1996). Administrativno-pravovoy status sotrudnika militsii : dis. kand. yurid. nauk Moscow. (In Russ.).

5. Kivel, V.N. (2014). Ponyatiye pravovogo statusa lichnosti: voprosy teorii [The concept of personal legal status : theoretical bases]. VesnikBDU. Seryya 3, Gistoryya. Filasofiya. Psihalogiya. Palitalogiya. Sacyyalogiya. Ekanomika. Prava, (1), 5761. (In Russ., abstr. in Engl.).

6. Bogotova, M.V. (2008). Administrativno-pravovoy status grazhdan. uchastvuyushchikh v obespechenii pravoporyadka: dis. kand. yurid. nauk. Rostov-na-Donu. (In Russ.).

7. Potanin, A.V. (2016). Administrativno-pravovoy status narodnykh druzhinnikov v Rossiyskoy Federatsii: problemy reali-zatsii sotsialnykh i pravovykh garantiy. [Administrative legal status of national combatants in Russian Federation: problems of realization of social and legal guarantees]. Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti [Vestnik of economic security]. (3), 118-121. (In Russ., abstr. in Engl.).

Поступила 2 7. G5.2G21

ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF CITIZENS INVOLVED IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER: CONCEPT AND CONTENT

A. IGNATYUK, S. KOLIOSKO

Effective solution of the tasks ofpublic order protection is impossible without the participation of citizens. The support of citizens and public associations in the field ofprevention and suppression of offenses is important in maintaining law and order in any State. However, this activity has a number ofproblematic aspects. One of them is the lack of a fixed, clearly formulated administrative and legal status of citizens involved in the protection ofpublic order.

The article deals with the concept of the administrative and legal status of citizens involved in the protection of public order. Its main elements are investigated.

Keywords: administrative and legal status, legal status, citizens, public order, law and order.

15 Об утверждении положения о порядке образования и упразднения советов общественных пунктов охраны правопорядка, ... [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14 апреля 2014 г., № 352 // Кон-сультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.