JURISPRUDENCE
Научная статья ■УДК 342.49
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-83-86 EDN: https://elibrary.ru/onmjam NIION: 2015-0066-5/23-811 MOSURED: 77/27-011-2023-05-010
Административно-правовой режим специальной военной операции
Александр Николаевич Кокорев
Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Москва, Россия, alex.kokorev@mail.ru
Аннотация. В статье на основе изучения источников научной информации, законодательных и подзаконных актов осуществлен краткий анализ структуры и содержания такого института административного права, каким является административно-правовой режим специальной военной операции (СВО).
Ключевые слова: административно-правовой режим, агрессия, специальная военная операция, СВО, угрозы, управление
Для цитирования: Кокорев А. Н. Административно-правовой режим специальной военной операции II Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 83-86. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-83-86. EDN: ONMJAM.
Original article
Administrative and legal regime of a special military operation
Alexander N. Kokorev
All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice ofRussia), Moscow, Russia, alex.kokorev@mail.ru
Abstract. In the article, based on the study of sources of scientific information, legislative and by-laws, a brief analysis of the structure and content of such an institution of administrative law as the administrative and legal regime of a special military operation (SMO) is carried out.
Keywords: administrative and legal regime, aggression, special military operation, SMO, threats, management For citation: Kokorev A. N. Administrative and legal regime of a special military operation. Bulletin of economic security. 2023;(5):83-6. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-83-86. EDN: ONMJAM.
Больше года идет специальная военная операция на Украине, однако она не получила должного научного освещения, в то время как экстраординарные свойства, сопровождающие ее, имеют существенные отличия от таких административно-правовых режимов, как режим чрезвычайного и военного положения, чрезвычайной ситуации и контртеррористической операции, что свидетельствует о значимости и актуальности рассматриваемой проблемы.
Само же понятие «правового режима», как основа исследуемого явления достаточно плотно укоренилось, как в юридической науке, так и в российском законодательстве. При этом оно весьма разнообразно в зависимости от отраслевой принадлежности и этимологии данной дефиниции. Как справедливо отмечает О. В. Зиборов: «Исследованное административно-правовое явление - режим - в определенных случаях является единственно возможной законной мерой, которая в балансе минимальной неизбежности ущемления правового статуса объектов режимного воздействия с недопущени-
© Кокорев А. Н., 2023
ем превышения такого ущемления, позволит придать упорядоченность наиболее нуждающимся в режимном регулировании группам общественных отношений» [4, с. 17].
Учитывая необходимость комплексного исследования административно-правового режима СВО, следует согласиться с точкой зрения А. Н. Жеребцов «относительно необходимости его рассмотрения через систему признаков, дающих возможность определить сущность и содержание данного правового института» [3]. При этом сам режим специальной военной операции по своей содержательной сущности близок режиму военного положения, поскольку, как и последний направлен на создание правовых, военных, экономических, социальных и иных условий по противодействию реальной угрозе агрессии против Российской Федерации, созданию идеальной модели препятствующей ее осуществлению.
Таким образом, в структуре административно-правового режима СВО можно выделить следующие компоненты, которые характеризуют его как целостное
правовое явление. Сюда следует отнести организационный элемент административно-правового режима связанный, с определением понятия, целей, задач и временных рамок вводимых ограничительных мероприятий. Нормативные и процедурные составляющие режима, определяющие причины, процессуальные аспекты его введения, функционирования и отмены. Содержательный элемент, предусматривающий исчерпывающий перечень режимных мер, а также гарантии соблюдения прав и свобод объектов режимного воздействия.
Подвергнем детальному анализу указанные выше элементы административно-правового режима СВО.
Рассматривая дефиницию специальной военной операции, следует отметить, что ее легальное определение отсутствует в российском законодательстве, а впервые о ней упоминается в обращении Президента Российской Федерации от 24 февраля 2022 года [5]. Следует отметить, что обращения главы государства, например, в форме посланий являются важнейшей правовой составляющей нормотворчества, закреплены на конституционном уровне (п. «е» ст. 84 и п. 3 ст. 100 Конституции Российской Федерации) и выступают в качестве основания для разработки и дальнейшего принятия нормативных правовых актов, как на законодательном, так и на подзаконном уровнях. Не является исключением и обращения Президента Российской Федерации, связанные с проведением СВО. Так на основании данного президентского акта от 21 февраля 2022 года [6] Федеральным Собранием Российской Федерации были ратифицированы договоры о дружбе и взаимопомощи с Донецкой Народной Республикой (ДНР) [7] и Луганской Народной Республикой (ЛНР) [8], одновременно признающие их независимость и суверенитет.
Однако возвращаясь к дефиниции специальной военной операции необходимо отметить, что содержание обращений Президента Российской Федерации от 21 и 24 февраля 2022 года, нормативно-правовые акты и правоприменение, связанные с их реализацией, позволяют сформулировать следующее определению СВО: как особого правового режима, сопровождающегося боевыми действиями российских вооруженных сил, проводимых совместно с вооруженными формированиями ДНР и ЛНР против Вооруженных сил Украины (ВСУ), а также комплекс мероприятий в экономической1, финансовой2, социальной
1 Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»; «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», утвержденные Минфином России от 26 октября 2022 г. и др.
2 Федеральный закон от 29 мая 2023 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»; Закон Московской области № 64/2023-
ОЗ «О дополнении Закона Московской области «О льготном на-
сферах3, консолидация всех общественных сил с целью защиты мирного населения Донбасса, а также демилитаризации и денацификации Украины.
Как видно из данного определения основное предназначение любого режима, единодушно признаваемое всеми учеными, это комплексная защита населения и государства от непосредственных угроз. Указанное обстоятельство находит свое отражение в целевом предопределении административно-правового режима специальной военной операции.
Так в качестве целей СВО наряду с защитой мирного населения Донбасса, подвергающегося на протяжении 8 лет геноциду со стороны ВСУ, руководимых «Киевской хунты», выступают демилитаризации и денацификации Украины.
Данные цели, направлены на решение следующих задач СВО:
- нейтральный, внеблоковый статус Украины, исключающий размещение на ее территории военных баз Североатлантического альянса (НАТО). При этом как свидетельствует агрессивная политика США и ряда государств, входящих в состав НАТО, альянс являлся орудием свержения неугодных им политических режимов не только на Ближнем Востоке (Ирак, Ливан, Ливия) и Центральной Азии (Афганистан), но и в европейском регионе (Югославия). В этой связи нахождение НАТО на восточных рубежах Российской Федерации создавало бы не эфемерную угрозу, а реальную опасность для территориальной целостности и независимости России;
- отмена дискриминационных украинских законов, нивелирующих статус русского языка и ущемляющих русскоязычное население, возводя его в ранг людей «второго сорта» (денацификация Украины);
- признание принадлежности Крыма к Российской Федерации, а также суверенитета ДНР и ЛНР в административно-территориальных границах данных республик по состоянию на 1991 год.
Говоря о временных рамках действия режима специальной военной операции на Украине, следует отметить, что нормативно они не определены. При этом по аналогии с временными рамками, необходимыми для отражения агрессии против России или ее союзников при введении режима военного положения, период его действия начинается с даты и времени, определенных
логообложении в Московской области» статьей 26.40 «Льготы, предоставляемые отдельным категориям граждан» и др.
3 Федеральные законы от 21 ноября 2022 г. № 450-ФЗ и от 28 апреля 2023 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»; Указ Президента РФ от 16 марта 2022 г. № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 13 июня 2023 г. № 973 «Об утверждении Правил предоставления в 2023 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, Государственному фонду поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» и др.
JURISPRUDENCE
указом Президента Российской Федерации, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) данного режима [9, ч. 3 ст. 1]. Так, например, срок проведения военной операции по «Принуждению Грузии к миру» в Цхинвальском регионе, явившейся реакцией на агрессию Грузии против мирных жителей Южной Осетии и российских миротворцев, составил пят суток с момента его объявления Президентом РФ от 8 августа 2008 года до ее окончания [10]. Следовательно, срок начала СВО начинает проистекать с 21 февраля 2022 года, т. е. момента вступления в силу соответствующих положений указов главы государства о признании ДНР и ЛНР1 и завершится подписанием соответствующего акта о достижении в настоящее время целей отражения агрессии против Российской Федерации в новых ее регионах [11].
При этом юридическими основаниями функционирования (введения и действия) режима специальной военной операции наряду с международными актами части 7 статьи 51 Устава ООН, ратифицированными Федеральным Собранием Российской Федерации 22 февраля 2022 года договорами о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР, также являются правовые нормы Стратегии национальной безопасности [12] и Военной доктрины Российской Федерации [13], направленные на реализацию целей и задач, поставленных главой государства в вышеуказанных обращениях к россиянам.
Особенностью процедурного механизма СВО является то, что он регулируются, как нормами конституционного, так и административного права. В этой связи следует согласиться с мнением И. Л. Бачило о том, «что институт правового режима в праве является межотраслевым и применяется к самым разным сферам правового регулирования и объектам правовых отношений» [1].
В соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации решение вопроса, связанного с возможностью использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории России входит в компетенцию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, который после получения обращения Президента Российской Федерации, содержащего обоснование его предложения [14, глава II и III] должен на ближайшем заседании палаты рассмотреть данный вопрос, а в случае необходимости срочного решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории России Совет Федерации может рассмотреть его на внеочередном заседании палаты [15, глава 21].
Решение о направлении за пределы территории Российской Федерации воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для участия согласно Уставу ООН, в международных принудительных действиях с использованием вооруженной силы также при-
1 Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 71 «О признании Донецкой Народной Республики» и Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 72 «О признании Луганской Народной Республики».
нимается Президентом Российской Федерации на основании постановления Совета Федерации о возможности их использования за пределами территории России и в соответствии с ратифицированным и вступившим в силу для Российской Федерации международным договором.
Таким образом, описание данных процедур наглядно демонстрирует их административно правовой характер.
Содержательная сторона административно-правового режима СВО представлена ограничительными мероприятиями, вводимыми на территориях где, функционирует экстраординарный режим. Следует отметить, что они, как правило, связаны с ведением боевых действий и одновременным обеспечением безопасности населения, проживающего в районах их проведения (отселение людей из опасных районов; запрет на проведение различного рода массовых мероприятий; создание военных комендатур и пропускных пунктов, препятствующих проникновению террористов и оружия на российскую территорию [2], введение прямого военного управления и др.), а также гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, обеспечиваемых военно-гражданской администрацией, оперативными штабами военного командования, а также другими постоянными или временными управленческими структурами.
Подводя итог, краткого исследования структуры и содержания административно-правового режима специальной военной операции, следует констатировать, что его использование «направлено на защиту национальных интересов России ее союзников и связано с непосредственным применением мер военного характера только в том случае, когда исчерпаны возможности применения мер политического, дипломатического, правового, экономического, информационного характера, т. е. ненасильственныхмер» [13].
Список источников
1. Бачило И. Л. Информационное право РФ. 2-е изд. Учебник для вузов. М. : Издательство Юрайт. 2011. 522 с.
2. Грищенко Л. Л. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях проведения специальной военной операции // Сетевое издание «Административная мысль». № 2 (19). 2022. С. 110.
3. Жеребцов А. Н. Миграционно-правовые режимы: теория и практика административно-правового регулирования : монография. Волгоград, 2009. 263 с.
4. Зиборов О. В. Административно-правовая концепция военного положения : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.14. Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2016.
5. http://www.kremlin.ru/events/president/news/67843.
6. http://www.kremlin.ru/events/president/ 1гап5спр15/67828.
7. Федеральный закон от 22 февраля 2022 г. № 15-ФЗ «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой» II Офиц. интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.02.2022.
8. Федеральный закон от 22 февраля 2022 г. № 16-ФЗ «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве
и взаимной помощи между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой» // Офиц. интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.02.2022.
9. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // Российская газета. 2002. 2 февраля. №21.
10. Заявление Президента Российской Федерации от 8 августа 2008 года «В связи с ситуацией в Южной Осетии» // Российская газета. 2008. 9 август. № 168СД.
11. Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 19.10.2022.
12. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.07.2021.
13. Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 // Российская газета. 2014. 30 декабря. № 298.
14. Федеральный закон от 23 июня 1995 г. № 93-Ф3 «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» //Российскаягазета. 1995. 30 июня. № 125.
15. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановление СФ ФС РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
References
1. Bachilo I. L. Information law of the Russian Federation. 2nd ed. Textbook for universities. M. : Yurayt Publishing House. 2011. 522 p.
2. Grishchenko L. L. Features of the activities of the internal affairs bodies in the conditions of a special military operation // Online publication «Administrative Thought» №2(19) 2022. P. 110.
3. Zherebtsov A. N. Migration and legal regimes : theory and practice of administrative and legal regulation : monograph. Volgograd, 2009. 263 p.
4. Ziborov О. V. Administrative and legal concept of martial law : dis. ... Doc. of Law : 12.00.14. Krasnodar :
Krasnodar, un-t of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016.
5. http://www.kremlin.ru/events/president/news/67843.
6. http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/67828.
7. Federal Law № 15-FZ dated February 22, 2022 «On Ratification of the Treaty of Friendship, Cooperation and Mutual Assistance between the Russian Federation and the Donetsk People's Republic» // Official Internet Portal of Legal Information http://pravo.gov.ru, 22.02.2022.
8. Federal Law № 16-FZ dated February 22, 2022 «On Ratification Agreements on Friendship, cooperation and mutual assistance between the Russian Federation and the Luhansk People's Republic» // Official Internet portal of legal Information http://pravo.gov.ru, 22.02.2022.
9. Federal Constitutional Law № 1-FKZ dated January 30, 2002 «On Martial Law» // Rossiyskaya Gazeta. 2002. February 2. № 21.
10. Statement of the President of the Russian Federation dated August 8,2008 «In connection with the situation in South Ossetia» // Rossiyskaya Gazeta. 2008. August 9. № 168SD.
11. Decree of the President of the Russian Federation № 756 dated October 19, 2022 «On the introduction of martial law in the territories of the Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic, Zaporizhia and Kherson regions» // Official Internet portal of Legal Information http://pravo.gov.ru, 19.10.2022.
12. Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated July 2,2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // Official Internet portal of Legal Information http://pravo.gov.ru 03.07.2021.
13. Military doctrine of the Russian Federation, approved by the President of the Russian Federation on December 25,2014 № Pr-2976 // Rossiyskaya Gazeta. 2014. December 30th. № 298.
14. Federal Law № 93-FZ of June 23, 1995 «On the Procedure for the Provision by the Russian Federation of military and Civilian Personnel to participate in Activities to maintain or restore international peace and security» // Rossiyskaya Gazeta. 1995. June 30th. № 125.
15. Regulations of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, approved by Resolution of the Federal Assembly of the Russian Federation № 33-SF dated January 30, 2002 //Assembly of Legislation of the Russian Federation. 2002. № 7. Art. 635.
Информация об авторе
A. H. Кокорев - доцент кафедры административного, финансового и информационного права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author A. N. Kokorev - Associate Professor of the Department of Administrative, Financial and Information Law of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 19.09.2023; одобрена после рецензирования 20.10.2023; принята к публикации 16.11.2023.
The article was submitted 19.09.2023; approved after reviewing 20.10.2023; acceptedforpublication 16.11.2023.