Научная статья на тему 'Административно-правовой аспект реализации конституционной реформы 2020 г.'

Административно-правовой аспект реализации конституционной реформы 2020 г. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное право / государственное управление / Конституция Российской Федерации / реформа / Президент / Правительство / Федеральное Собрание / государственная власть / administrative law / public administration / Constitution of the Russian Federation / reform / President / Government / Federal Assembly / state power

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владислав Игоревич Ковшевацкий

Представлена авторская точка зрения на административно-правовую природу проведенной в 2020 г. конституционной реформы в контексте деятельности органов государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владислав Игоревич Ковшевацкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal aspect of the implementation of the 2020 constitutional reform

Presents the author's point of view on the administrative and legal nature of the Constitutional Reform carried out in 2020 in the context of the activities of public administration bodies.

Текст научной работы на тему «Административно-правовой аспект реализации конституционной реформы 2020 г.»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-108-110 NIION: 2003-0059-3/22-290 MOSURED: 77/27-003-2022-03-489

Административно-правовой аспект реализации конституционной реформы 2020 г.

Владислав Игоревич Ковшевацкий

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, kovshevatsky@yandex.ru Рецензент: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук Т. А. Прудникова

Аннотация. Представлена авторская точка зрения на административно-правовую природу проведенной в 2020 г. конституционной реформы в контексте деятельности органов государственного управления.

Ключевые слова: административное право, государственное управление, Конституция Российской Федерации, реформа, Президент, Правительство, Федеральное Собрание, государственная власть

Для цитирования: Ковшевацкий В. И. Административно-правовой аспект реализации конституционной реформы 2020 г. // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 108-110. о^/10.24412/2073-0454-2022-3-108-110.

Original article

Administrative and legal aspect of the implementation of the 2020 constitutional reform

Vladislav I. Kovshevatsky

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, kovshevatsky@yandex.ru

Reviewer: Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences T. A. Prudnikova

Abstract. Presents the author's point of view on the administrative and legal nature of the Constitutional Reform carried out in 2020 in the context of the activities of public administration bodies.

Keywords: administrative law, public administration, Constitution of the Russian Federation, reform, President, Government, Federal Assembly, state power

For citation: Kovshevatsky V. I. Administrative and legal aspect of the implementation of the 2020 constitutional reform. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):108-110. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-108-110.

Для любого государства Конституция является основополагающим юридическим документом, включающим в себя главные постулаты жизнедеятельности конкретного общества. В результате активного развития всех институтов государственной власти, действовавший до конституционной реформы 2020 г. текст Конституции Российской Федерации, оказался в так называемом правовом вакууме, который давно устарел и не соответствовал современной действительности. Юридическая техника позволяет провести конститу-

ционную реформу двумя основными способами: разработка и принятие текста новой Конституции; поступательное преобразование текста действующей редакции Основного закона. Государство, как известно, выбрало второй путь модернизации и реализации конституционной реформы в 2020 г.

Публичная власть, с точки зрения терминологии, не только осталась в действующей редакции Конституции РФ, но и значительно усилила свои позиции. Ряд статей теперь содержит прямое упоминание по-

© Ковшевацкий В. И., 2022

jjÉiSk.

-^pr-

JURISPRUDENCE

нятия «публичная власть». Так, в п. «г» ст. 81 установлено, что «организация публичной власти» находится в ведении федеральных органов государственной власти; в ч. 2 ст. 80 определена единая система публичной власти, ч. 1 ст. 67 регламентирует, что только федеральным законом может быть установлена организация публичной власти на федеральном уровне, ч. 3 ст. 131 декларирует особенности осуществления публичной власти в городах федерального значения.

Между тем, значительная часть изменений, внесенных в текст Конституции РФ, в том числе реформа публичной власти носит по большей части предсказуемый консервативный характер. Многие предложенные изменения были предметом дискуссии ученых юристов последнее десятилетие. С точки зрения официального и доктринального толкования проблема конституционного реформирования была обозначена как переход от политических иллюзий к юридическому реализму. Целесообразность концептуальных изменений, внесенных в текст Конституции РФ, обусловлена тем, что в обществе изменились политико-правовые ориентиры. Вектор сместился на промежуточное состояние между обеспечением прав и свобод человека и гражданина и обеспечением коллективных интересов гражданского общества.

Президент РФ 15 января 2020 г. в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации обозначил следующие направления конституционного реформирования.

1. Закрепить юридическую силу Конституции РФ выше международных нормативных правовых актов.

2. При установлении административно-правового статуса высших должностных лиц органов государственной власти, в том числе потенциальных кандидатов на должность Президента РФ, закрепить дополнительные требования, связанные со сроком проживания на территории России, а также отсутствие юридической связи с любым другим государством.

3. Закрепить единую систему публичной власти на всех уровнях государственного управления: федеральном, субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

4. Закрепить социальную защищенность граждан Российской Федерации в контексте ежегодной индексации пенсий и установлении пенсионного обеспечения выше уровня прожиточного минимума в стране на текущий период времени.

5. В целях усиления правового положения губернаторов и глав субъектов Федерации, установить правовой статус Государственного Совета, в состав которого входят все главы регионов под председательством Президента российской Федерации.

6. Наделить Государственную Думу полномочиями по утверждению Председателя Правительства Российской Федерации и, соответственно, всех вице-премьеров и федеральных министров, отвечающих за выработку и реализацию государственной политики в социально-экономической сфере жизнедеятельности общества. Право отстранять от занимаемой должности Председателя и членов Правительства Российской Федерации за ненадлежащее выполнение обязанностей закрепить за Президентом страны.

7. Закрепить право назначения руководителей силовых ведомств за Президентом страны после согласования кандидатур в Совете Федерации.

8. Реформирование судебной системы в части, касающейся расширения полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, связанных с обязательным согласованием всех законопроектов, принятых Федеральным Собранием Российской Федерации, перед подписанием Президентом РФ [2].

Между тем, с точки зрения организации публичной власти большой интерес представляет определение правового статуса Государственного Совета России. Данный совещательный орган предназначен для содействия в реализации полномочий главы государства в сфере координации единой системы публичной власти. Орган формируется Президентом России, в состав входят все высшие должностные лица различных органов государственной власти, а ключевое место занимают главы регионов. Важным аспектом является то, что в рамках названного органа учитываются интересы субъектов Федерации, при этом глава государства через взаимодействие с главами регионов получает обратную связь для решения задач текущей повестки. Кроме того, в состав Госсовета входят представители ключевых политических партий, входящих в состав Государственной Думы Российской Федерации.

Описывая административно-правовую характеристику системы государственной власти в России, нельзя обойти стороной главный законотворческий орган страны — Федеральное Собрание Российской Федерации. В свете проводимой Конституционной реформы 2020 г., можно выделить отдельные технико-

№ 3 / 2022 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - 109

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

юридические ограничения в деятельности Федерального собрания Российской Федерации, в большей мере ее нижней палаты — Государственной Думы Российской Федерации. К примеру, реализация права Президента России на роспуск Государственной Думы Российской Федерации в процедурном аспекте гораздо проще, в отличие от процедуры отрешения Президента России от должности Федеральным собранием России.

Следует отметить, что конституционная реформа России 2020 г. по существу запустила процесс повышения политической независимости Федерального собрания России как законодательной ветви власти. Административно-правовой статус Государственной Думы России в отдельных своих элементах претерпел некоторые изменения. Это касается, прежде всего, ст. 112 Конституции РФ [1], которая закрепила принцип усиления роли Государственной Думы России при формировании состава Правительства России. В действующей редакции нижняя палата парламента согласует кандидатуры на должность министра и заместителя Председателя Правительства. Однако назначение министров силовых министерств остается исключительной прерогативой Президента РФ. Также в вышеназванной статье отмечается, что Президент не имеет права отклонить кандидатуры, согласованные Государственной Думой. Однако при возникновении подобной конфликтной политической ситуации, все же политический вес Президента РФ выше, чем Государственной Думы. На это указывает ряд аргументов. Во-первых, в Конституции России предусмотрен механизм, в котором после троекратного отклонения кандидатур Президент уполномочен назначить их самостоятельно. Кроме того, не смотря на положение Президента «над ветвями власти», безусловно, он ближе к исполнительной ветви власти и в новой редакции п. «б» ст. 83 Конституции РФ на это прямо

указано: Президент осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации. Также, были расширены консультативные полномочия Совета Федерации [1], суть которых заключается в консультировании Президента при назначении кандидатур на должность министров силовых министерств и на должность Генерального Прокурора РФ.

Конституционная реформа также затронула отдельные элементы статуса Президента РФ. В частности, в п. «б» ст. 95 Конституции России сказано, что Глава государства, сложивший свои полномочия, может быть сенатором пожизненно.

К сожалению рамки научной статьи не позволяют более подробно рассмотреть все детали поведенной в 2020 г. конституционной реформы. Однако даже представленный анализ показывает, что изменения, прежде всего, направлены на укрепление государственности и авторитета власти, что дает надежду на поступательное развитие современного общества.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.] // СПС «КонсультантПлюс».

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. // СПС «Консультант плюс».

References

1. The Constitution of the Russian Federation: [adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020] // SPS «ConsultantPlus».

2. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of January 15, 2020 // SPS «Consultant plus».

Информация об авторе

В. И. Ковшевацкий — доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author

V. I. Kovshevatsky—Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 18.01.2022; одобрена после рецензирования 21.03.2022; принята к публикации 29.04.2022.

The article was submitted 18.01.2022; approved after reviewing 21.03.2022; accepted for publication 29.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.