ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)
DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_160 УДК 768.43
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF LAW AND ORDER AND PUBLIC SAFETY AT TRANSPORT FACILITIES
ФИДЕЛЬ Петр Михайлович,
старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД
Восточно-Сибирского института МВД России.
664074, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.
E-mail: p_fidel@mail.ru;
ТЕБИЕВ Рустам Русланович,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики Сибирского института МВД России.
664074, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. E-mail: r.tebiev@yandex.ru;
Fidel Pеtr Mikhailovich,
Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Department of Internal Affairs East Siberian Institute of the Ministry of Internal Ministries of Russia. 664074, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lermontov str., 110. E-mail: p_fidel@mail.ru;
Tebiev Rustam Ruslanovich,
Candidate of Law, Senior Lecturer of the Criminology Department of the Siberian Institute of the Ministry of Internal Ministries of Russia. 664074, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lermontov str., 110. E-mail: r.tebiev@yandex.ru
Краткая аннотация: статья раскрывает нормативно-правовое регулирование, в сфере общественных отношений связанных с правопорядком и общественной безопасностью на объектах транспорта. Поскольку нормативно-правовое регулирование носит обязательный характер для всех субъектов права и распространяется на все общественные отношения, то с его помощью можно контролировать деятельность участников регулятивных отношений и достигать фактических целей правого стимулирования активности граждан и организаций обеспечивая тем самым правопорядок на объектах транспортной инфраструктуры.
Abstract: the article reveals the legal regulation in the field of public relations related to law and order and public safety at transport facilities. Since legal regulation is binding on all subjects of law and applies to all public relations, it can be used to control the activities of participants in regulatory relations and achieve the actual goals of legal stimulation of the activity of citizens and organizations, thereby ensuring law and order at transport infrastructure facilities.
Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, общественная безопасность, объекты транспортной инфраструктуры, нормотворческая деятельность.
Keywords: legal regulation, public safety, transport infrastructure facilities, rule-making activities.
Для цитирования: Фидель П.М., Тебиев Р.Р. Административно-правовое регулирование правопорядка и общественной безопасности на объектах транспорта //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 160-161. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_ 160.
For citation: Fidel P.M., Tebiev R.R. Administrative and legal regulation of law and order and public safety at transport facilities // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 160-161. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_160.
Статья поступила в редакцию: 08.04.2023
Правовое регулирование устанавливает правила поведения для всех участников процесса обеспечения безопасности. Правовую основу регулирования правопорядка и общественной безопасности на объектах транспорта составляет Конституция, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы, Указы Президента и иные нормативно-правовые акты
Целями обеспечения транспортной безопасности является бесперебойность и защищенность деятельности транспортной инфраструктуры и защита граждан от актов незаконного вмешательства, защита имущества граждан и предприятий транспорта, что в своей совокупности проявляется в обеспечении безопасности и надёжности пассажирских и грузовых перевозок в интересах государства и общества.[3]
Задачами обеспечения транспортной безопасности являются:
- постоянный поиск путей совершенствования нормотворческой деятельности по разработке и внедрению законопроектов в области обеспечения транспортной безопасности, постоянное поддержание правовой культуры и правового сознания, что в свою очередь влияет на совершенствование законодательства в данной сфере;
- определение мест возможного осуществления актов незаконного вмешательства и разработка и реализация комплексных мер по их недопущению;
- осуществление деятельности по категорированию как транспортных средств, так и объектов транспортной инфраструктуры;
- осуществление оценки уязвимости объектов транспортного комплекса и транспортных средств;
- разработка и внедрение требований, правил и предписаний, направленных на реализацию на мер, связанных с обеспечением транспортной безопасности;
- разработка, внедрение и контроль деятельности, осуществляемой по защите объектов от актов незаконного вмешательства;
- обучение, сертификация и апробация специалистов, осуществляющих свою деятельность в области обеспечения транспортной безопасности;
- осуществление со стороны федеральных органов исполнительной власти государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности;
- информационное, научно-техническое, ресурсное обеспечение и внедрение передовых научных технологий и передового опыта, том числе иностранных государств - признанных лидеров в сфере обеспечения транспортной безопасности.[4]
Основные права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в области обеспечения транспортной безопасности определены в статье 12 ФЗ-16 «О транспортной безопасности»,[1] требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее ОТИ и ТС) и требованиями Постановления Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1638 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных катего-
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
рий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта»,[2] получили сегодняшнее логическое продолжение от истоков организации правовой базы транспортной безопасности - от двух приказов Министерства транспорта, сегодня ушедших в историю, это № 43-2011, утверждавший требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» и № 41-2011, утверждавший аналогичные требования в отношении транспортных средств морского и речного транспорта». Сегодняшние требования разработаны в соответствии со ст. 8 ФЗ-16 «О транспортной безопасности» определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортного комплекса и транспортных средств от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры. Подобные требования обязательны к исполнению всеми субъектами транспортной инфраструктуры, юридическими и физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, находящихся на ОТИ и/или ТС. Они содержат требования к большому количеству организационных мер, от создания штатной структуры на объектах транспортной инфраструктуры и задач её субъектов, до вопросов реализации инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности.[6] Это определяет общие требования, а в частности, пользователь, в соответствии с предъявляемыми требованиями на объекте транспортной инфраструктуры и объекте транспорта определяет, как и чем будут оборудованы досмотровые зоны (ме-таллодетекторы, сканирующие порталы, рентгенотелевизионные установки); где и для кого будут устанавливаться системы контроля и управления доступом; каким требованиям должны отвечать системы видеонаблюдения, сроки хранения видеоинформации; как должен быть организован обмен и аккумулирование видеоинформации, полученное с помощью камер видеонаблюдения, установленных разными службами и имеющими подчиненность как транспортникам, так и территориальным органам власти.[7]
Подводя итог, можно утверждать, что в настоящее время требуется совершенствовать административно-правовую базу регулирования транспортной безопасности, распределять зоны ответственности в данной сфере и формировать комплекс специальных мер, позволяющих минимизировать угрозы. И выработку системного подхода к повышению эффективности обеспечения транспортной безопасности нельзя откладывать на долгий срок, необходимо как можно быстрее начать работу в данном направлении, поскольку значение транспортной безопасности во всех сферах жизнедеятельности огромно, ее качество оказывает существенное влияние и на социально-экономическое развитие государства, и на защиту государственного суверенитета и национальной безопасности.[5]
Б иблиография:
1. Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ -Текст: непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 7. Ст. 837.
2. Постановление Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1638 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта» Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: для авторизированных пользователей. Текст: электронный
3. Беженцев А.А. Кодификация законодательства об административной ответственности: современная концепция // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2022. - № 2 (101). - С. 216-227.
4. Дубровин А.К. Проблемы подготовки и принятия управленческих решений в органах внутренних дел // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021 № 1 (96). - С. 231-240.
5. Коморин А.Н. Проблемы в сфере обеспечения транспортной безопасности и пути их решения // Развитие личности и общества: экономические, политико-правовые и культурные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2021 г. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 56-58.
6. Новичкова Е. Е., Пестов Р. А. О сроках в производстве по делу об административном правонарушении // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022 № 2 (101). - С. 228-240.
7. Титова Е. А. Формы и методы правовой пропаганды в деятельности органов внутренних дел // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019 № 2 (89).
- С. 9-18.
References:
1. Federal Law "On Transport Security" dated 09.02.2007 No. 16-FZ -Text: direct // Collection of legislation of the Russian Federation. 2007. No. 7. Article 837.
2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1638 dated October 8, 2020 "On Approval of Requirements for Ensuring Transport Security, including Requirements for Anti-terrorist protection of Objects (Territories) that take into account security Levels for Various Categories of Sea and River Transport Infrastructure Facilities" Access from the Consultant Plus legal reference system. - Access mode: for authorized users. Text: electronic
3. Refugees A.A. Codification of legislation on administrative responsibility: a modern concept // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2022. - № 2 (101). - Pp. 216-227.
4. Dubrovin A.K. Problems of preparation and adoption of managerial decisions in internal affairs bodies // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021 No. 1 (96). - pp. 231-240.
5. Komorin A.N. Problems in the field of transport security and ways to solve them // The development of personality and society: economic, political, legal and cultural aspects : a collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference on December 28, 2021 Belgorod: Agency for Advanced Scientific Research (APNI), 2021. pp. 56-58.
6. Novichkova E. E., Pestov R. A. On the timing in the production of software the case of an administrative offense // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022 No. 2 (101). - pp. 228-240.
7. Titova E. A. Forms and methods of legal propaganda in the activities of internal affairs bodies // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019 No. 2 (89). - pp. 9-18.