DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_373 УДК 343.985.7
ПРОВЕРКА СООБЩЕНИЯ О ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ CHECKING REPORTS OF ANIMAL CRUELTY
ТЕБИЕВ Рустам Русланович,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики, ФГКОУ ВО «Сибирский юридический институт МВД России». 660131, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Рокоссовского д.20. E-mail: r.tebiev@yandex.ru;
БАЙКАЛОВ Владислав Александрович,
преподаватель кафедры огневой подготовки,
ФГКОУ ВО «Сибирский юридический институт МВД России».
660131, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Рокоссовского д.20.
E-mail: baikalov124rus@mail.ru;
TEBIEV Rustam Ruslanovich,
Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer of the Department of Criminalistics, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 660131, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Rokossovsky str., 20. E-mail: r.tebiev@yandex.ru;
BAYKALOV Vladislav Alexandrovich,
Teacher of the Department of Fire training,
FGKOU HE "Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia". 660131, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Rokossovsky str., 20. E-mail: baikalov124rus@mail.ru
Краткая аннотация: На протяжении последних 5 лет более чем в 2 раза возросло количество преступлений, связанных с жестоким обращением с животными. При этом уровень раскрываемости таких преступлений остается стабильно низким. Одним из факторов, оказывающих влияние на их раскрываемость, является проверка сообщения о жестоком обращении с животными. Данной деятельности следователя (дознавателя) и посвящена настоящая статья.
Abstract: Over the past 5 years, the number of crimes related to animal cruelty has increased more than 2 times. At the same time, the detection rate of such crimes remains consistently low. One of the factors influencing their disclosure is the verification of reports of animal cruelty. This article is devoted to this activity of the investigator (inquirer).
Ключевые слова: криминалистика, проверка сообщения о преступлении, проверочные ситуации, жестокое обращение с животными, тактика.
Keywords: criminalistics, verification of a crime report, verification situations, animal cruelty, tactics.
Для цитирования: Тебиев Р.Р., Байкалов В.А. Проверка сообщения о жестоком обращении с животными // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 373-376. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_373.
For citation: Tebiev R.R., Baykalov V.A. Checking reports of animal cruelty // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 373376. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_373.
Статья поступила в редакцию: 20.05.2023
Проверка сообщения о жестоком обращении с животными является важным элементом деятельности следователя (дознавателя) в стадии возбуждения уголовного дела и определяет направление и содержание предстоящего расследования, особенно на его первоначальном этапе.
Не вдаваясь в дискуссию, и, не претендуя на авторское определение в данной области, отметим, что мы под проверкой сообщения о преступлении понимаем прием и регистрацию информации о предполагаемом преступном событии, выявление в ней наличия или отсутствия фактических данных, указывающих на признаки преступления, а также сбор дополнительных сведений о следах преступного события [1].
Результаты изучения нами архивных уголовных дел и приговоров показывают, что проверка сообщения о жестоком обращении с животными проводилась почти во всех случаях - в 97%, данный факт является весьма показательным для этого состава преступления. Анкетный опрос следователей и дознавателей также показал, что их подавляющее большинство - 95% - считают проведение предварительной проверки сообщения о преступлении целесообразным.
С учетом данного обстоятельства информационно-поисковая направленность деятельности по рассмотрению сообщения о преступлении и правоприменительная практика свидетельствуют, что жестокое обращение с животными относится к тем преступлениям, в методике расследования которых значительную роль должны играть рекомендации по оптимизации деятельности, связанной с рассмотрением сообщений об их совершении [2, с. 81]. При этом сама эта деятельность представляет собой криминалистический этап по установлению наличия (отсутствия) признаков преступлений определенного вида.
В криминалистике этапом расследования признается такой его элемент, который представляет собой взаимосвязанную систему действий, объединенных единством задач, условиями расследования, спецификой криминалистических приемов [3, с. 86].
При этом многими учеными поддерживается подход к делению деятельности по рассмотрению сообщений о преступлении на этапы, поскольку она не является однородной по содержанию и целям [4, с. 194].
В связи с этим полагаем, что проверка сообщения о жестоком обращении с животными как криминалистический этап деятельности по
установлению наличия (отсутствия) признаков преступлений определенного вида включает в себя следующие стадии (элементы):
1) принятие, изучение и регистрация сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);
2) непосредственно проведение проверочных действий (ст. 144 УПК РФ);
3) вынесение решения по результатам проверки (ч. 1 ст. 145 УПК РФ).
Рассмотрим каждую стадию проверки сообщения о жестоком обращении с животными применительно к возможностям ситуационного
подхода.
I. Первая стадия - принятие, изучение и регистрация сообщения о преступлении - включает в себя следующие действия: получение надлежащим должностным лицом (оперативный дежурный или иной сотрудник полиции) сообщения о жестоком обращении с животными; ознакомление с содержанием сообщения, соответствием установленной форме; регистрацию - внесение соответствующим должностным лицом краткой информации о жестоком обращении с животными в книгу регистрации сообщений о преступлениях с присвоением регистрационного номера [5].
На основании изучения материалов архивных уголовных дел можно сделать вывод, что типичными поводами к возбуждению уголовных дел о жестоком обращении с животными являются:
1) заявление о преступлении - 61%. Сюда входят заявления владельцев животного, в отношении которого были совершены преступные действия, зоозащитников и иных лиц;
2) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, - 33%. Данные сообщения оформляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления, представляют собой, как правило, результаты оперативно-розыскных мероприятий, а также сообщения в органы внутренних дел из ветеринарных учреждений, куда было доставлено животное, травмы и повреждения которого могли быть получены в результате совершения преступления.
Нередко информация о жестоком обращении с животными содержится сразу в нескольких поводах, и все из них, известные на момент возбуждения уголовного дела, должны быть указаны в соответствующем постановлении о возбуждении уголовного дела.
Отметим отдельно такой не типичный источник информации о жестоком обращении с животными, как сообщение в социальных сетях, группах сети Интернет1. Каждое размещение в сети таких сведений с подробными описаниями характера и степени повреждений на теле животного, их локализации, а также многочисленными фотографиями вызывает резонанс в обществе, резкое осуждение противоправного поведения в отношении жестоко обращающегося с животными и привлекает тысячи различных комментариев. При этом гражданами зачастую высказываются мнения о низкой эффективности деятельности органов внутренних дел по раскрытию и расследованию таких преступлений. Например, в одной из групп помощи животным «Просто живи» социальной сети «Вконтакте» новость о причинении неизвестным лицом повреждений животному собрала более 14 000 тысяч просмотров и 2 000 комментариев.
Если факты жестокого обращения с животными стали известны из сети Интернет, то следует также включить в алгоритм действий следователя изъятие в организации, администрирующей соответствующую социальную сеть, персональные данные пользователя, опубликовавшее фото и видео преступления, указанные им при регистрации, дату и время регистрации, 1Р-адрес доступа к сети Интернет при регистрации, абонентский номер сотовой связи (для БМв-подтверждения), произведенных в социальной сети платежных операциях и переписке пользователя и т.д. [6, с. 105].
II. По окончании стадии приема и изучения сообщения о жестоком обращении с животными начинается вторая стадия - непосредственно проведение проверочных действий, предусмотренных ст. 144 УПК РФ. Основанием для начала проверочных действий является наличие в сообщении данных о таких признаках преступления, как общественная опасность и противоправность.
Объем и достаточность первичной информации, поступающей по рассматриваемому виду преступлений, в подавляющем большинстве случаев являются недостаточными для принятия законного и обоснованного решения сразу: более чем в 97% случаев проводились проверочные действия.
Формируя типичные ситуации, складывающиеся в ходе проверки сообщения о жестоком обращении с животными, считаем целесообразным исходить из их информационной составляющей, в первую очередь о признаках самого преступления.
По результатам изучения материалов уголовных дел, а также опроса сотрудников органов внутренних дел считаем возможным сформулировать следующие типичные ситуации, складывающиеся на стадии проверочных действий по сообщению о жестоком обращении с животными.
1. Обнаружено животное с признаками жестокого обращения с ним, лицо, совершившее преступление, неизвестно. Данная ти-
пичная ситуация наиболее неблагоприятна при проверке сообщения о преступлении. В следственной практике обозначенная криминалистическая ситуация является весьма распространенной - 59% случаев, что подтверждается проведенным исследованием, а также статистическими данными: за последние годы доля уголовных дел, возбуждаемых по фактам жестокого обращения с животными, превышает половину всех возбужденных уголовных дел в отношении конкретного лица по данной статье.
Основными задачами лица, проводящего проверку в данной ситуации, являются:
а) обнаружение, фиксация и изъятие следов преступления;
1 В подавляющем большинстве случаев информация размещается в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», «Телеграм».
б) установление владельца животного, если на момент проверки он неизвестен;
в) раскрытие преступления по горячим следам.
Для обозначенной ситуации при проверке сообщения о преступлении характерным алгоритмом будет являться выполнение следующих следственных и иных процессуальных действий:
1) осмотр места происшествия - проводился в 70% случаев по изученным нами уголовным делам; сюда же также включается осмотр животного или трупа животного, его частей; случаи не проведения осмотра места происшествия в данной ситуации обусловлены тем, что, как правило, не удавалось установить точное место совершения преступления, а также место его сокрытия;
2) получение объяснений у владельцев животных, лиц, обнаруживших животных, заявителей и иных лиц - проводилось в 98%
случаев;
3) назначение исследований и судебных экспертиз. Исследование животного для определения причины смерти и повреждений на животном, а также увечий, включая судебно-ветеринарную экспертизу, назначались в 68%;
4) привлечение помощи общественности и средств массовой информации - чуть более 5% случаев. Как правило, речь идет о помощи общественности в установлении владельцев животного и возможных очевидцев преступления, а также самого преступника;
5) поручение органу дознания на производство оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление преступника, владельцев животного, очевидцев, и т.д. По изученным нами архивным уголовным делам, приостановленным по п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, поручение давалось во всех случаях.
Согласно результатам опроса должностных лиц, установление признака жестокости в действиях по отношению к животным является одним из сложных при проверке сообщения о преступлении.
В криминалистической литературе, а также в комментариях к УК РФ нам не удалось обнаружить определение жестокости применительно к ст. 245 УК РФ, как правило, перечисляются лишь некоторые конкретные действия, которые могут свидетельствовать о жестокости в действиях лица. В связи с этим предлагаем под жестокостью в обращении с животными как признаком способа преступления понимать действия, совершенные в целях причинения боли или страданий, повлекшие гибель или увечье животного вне зависимости от конкретного характера таких действий, количества ударов, повреждений и т.п. [7, с.191]
Следующая типичная ситуация - имеется животное с признаками жестокого обращения, известно место преступления, имеются сведения о лице, совершившем преступление, или приметы его внешности. Данная ситуация является достаточно распространенной - чуть более 25% случаев.
Для обозначенной ситуации характерным алгоритмом будет являться выполнение следующих следственных и иных процессуальных
действий:
1) осмотр места происшествия - проводился в 96% случаев. Сюда также включены осмотры животного, его трупа и частей;
2) получение объяснений у владельцев животных, лиц, обнаруживших животных, заявителей, очевидцев и иных лиц - проводилось в 94% случаев;
3) проверка следов по криминалистическим учетам - 45% случаев;
4) составление словесных портретов и ориентировок о заподозренном, местонахождение которого неизвестно, - 43% случаев;
5) назначение исследований и судебных экспертиз. Предварительные исследования и экспертизы по определению причин смерти животного и повреждений на нем в данной ситуации назначались в чуть более 71% случаев;
6) дача поручений органу дознания на проведение оперативно-розыскных мероприятий - 40%. По нашему мнению, в данной следственной ситуации необходимо во всех случаях поручать органу дознания проведение оперативно-розыскных мероприятий, так как с помощью них вероятность установления и обнаружения лица, совершившего преступление, значительно возрастает. Особую актуальность это приобретает и в случаях, когда имеются сведения о совершении преступления несовершеннолетним лицом.
7) подворный или поквартирный обход - проводился в 35% случаев. В данном случаев речь идет об установлении как лица, совершившего преступление, так и владельца животного;
Третья типичная ситуация - имеется животное с признаками жестокого обращения с ним, лицо, совершившее преступление, известно и задержано сотрудниками полиции или иными лицами на месте преступления - 16% случаев. Здесь имеется в виду задержание следователем не в рамках ст. 91 УПК РФ, а фактическое задержание преступника на месте преступления.
Данная ситуация обуславливает включение в алгоритм действий следователя проведение следующих проверочных следственных и иных процессуальных действий:
1) осмотр места происшествия - проводился в 96% случаев. В том числе осмотр животных, их частей и трупов, орудий преступления и предметов, сохранивших следы преступления;
2) получение объяснений - проводилось в 95% случаев. Сюда также включено получение объяснений у очевидцев, возможных свидетелей, владельца животного и лица, в отношении которого проводится проверка;
3) назначение предварительных исследований и судебных экспертиз - проводилось в 79% случаев. Сюда входит судебно-ветеринарная и иные виды экспертиз;
4) освидетельствование лица, совершившего преступление, на состояние опьянения - осуществлялось в 73% случаев по изученным
уголовным делам. По нашему мнению, проведение освидетельствования при данной ситуации проверки является обязательным, поскольку, во-первых, это будет являться документальной фиксацией факта опьянения, во-вторых, совершение преступления в состоянии опьянения может стать обстоятельством, отягчающее наказание (п.1.1 ч.1 ст. 63 УК РФ), и, в-третьих, это может быть использовано в целях преодоления противодействия расследованию, когда преступником занята позиция о его самообороне при нападении на него животного;
5) поручение органу дознания о проведении личного досмотра лица - чуть более 40% случаев. Личный досмотр проводился оперуполномоченными органов внутренних дел в соответствии с их полномочиями. По результатам досмотра необходимо изымать одежду, на которой могли сохраниться следы крови и шерсти, имеющие важное доказательственное значение.
Необходимо отметить, что, независимо от сложившейся к моменту проверки ситуации, от правильной организации проверки, ее планирования, выбора средств осуществления зависит конечный успех и достижение ее целей.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, в каждом случае следователю рекомендуется использовать тактические операции, в частности, по установлению жестокости в действиях конкретного лица, причин смерти животного, наступления у него травм или увечий. Поскольку именно наличие жестокости, а также наступление смерти, травм или увечий у животного является основанием для возбуждения уголовного дела [8, с. 111].
Характерной особенностью рассматриваемого вида преступления и одновременно сложностью при проверке сообщения о преступлении является решение вопроса о месте хранения изъятого в ходе осмотра места происшествия животного, его трупа или его частей. В случаях, если животному были причинены увечья, но оно не нуждается в лечении в ветеринарной клинике, оно, как правило, остается у владельцев под ответственное хранение. В иных случаях, когда владелец пострадавшего животного неизвестен, оно оставляется должностным лицом на хранение в специальном уполномоченном органе (приюты для животных) или у индивидуального предпринимателя, имеющего специальные условия для такого хранения. Но и здесь имеются сложности, связанные с тем, что не во всех городах нашей страны имеются указанные учреждения, а хранение у индивидуальных предпринимателей влечет дополнительные денежные расходы государства. При этом денежные средства, предназначенные для оплаты сохранения животных у индивидуальных предпринимателей, не всегда выделяются, в связи с чем должностным лицам приходится ехать в ближайшие города, где имеются такие учреждения, и там оставлять животных на ответственное сохранение.
Заключительная стадия этапа проверки сообщения о преступлении - вынесение решения по результатам проверки данного сообщения: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче материалов проверки сообщения о преступлении по подследственности.
Для принятия законного и обоснованного решения по сообщению о жестоком обращении с животными следователю (дознавателю) необходимо обладать следующей информацией: наличие признаков объективной стороны жестокого обращения с животными (включая необходимый признак жестокости действий), отсутствие оснований для передачи сообщения о преступлении в другой территориальный орган внутренних дел.
В заключение статьи отметим, что проверка сообщения о жестоком обращении с животными является одним из важнейших элементов деятельности следователя (дознавателя) в стадии возбуждения уголовного дела. Именно от проверки сообщения о преступлении зависит принятие законного и обоснованного решения. Результаты, полученные в ходе реализации этапа проверки сообщения о преступлении, будут иметь важное доказательственное значение в ходе дальнейшего расследования и непосредственным образом влиять на процесс будущего расследования. Эффективность предстоящего расследования уголовного дела зависит от многих факторов, в том числе и от планирования расследования по возбужденному уголовному делу. Этому элементу деятельности следователя и посвящен следующий параграф исследования.
Библиогра фия:
1. Ильин А.Н. Тактика предварительной проверки сообщения о преступлении: дис. ... канд. юрид. Наук: 12.00.09. М., 2009. 223 с.
2. Лановой А.Ф. Первоначальный этап расследования мошенничества, совершаемого на объектах железнодорожного транспорта: дис. ... канд. юрид. Наук: 12.00.09. М., 2008. С. 81;
3. Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования. М.: Юрид. лит, 1973. С. 86.
4. Лавров В.П., Победкин А.В. Проверка сообщения о преступлении: условия конституционности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 2 (42). С. 194-198 и др.
5. О едином прядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях: утв. приказом от 29.12.2005 Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399, п. 5 // Российская газета. 2006. № 13.
6. Гаврилин Ю.В., Шмонин А.В. Использование информации, полученной из сети Интернет, в расследовании преступлений экстремистской направленности // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 1 (49). С. 105-111.
7. Тебиев Р.Р. Понятие жестокости и его использование в методике расследования // Пробелы в российском законодательстве. 2021. № 1. С.191 -195.
8. Тебиев, Р. Р. К вопросу о некоторых методологических основах формирования методики расследования жестокого обращения с животными / Р.
Р. Тебиев // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2020. - № 1(38). - С. 110-115.
References:
1. Ilyin A.N. Tactics of preliminary verification of a crime report: dis. ... cand. jurid. Sciences: 12.00.09. M., 2009. 223 p.
2. Lanovoy A.F. The initial stage of the investigation of fraud committed at railway transport facilities: dis. ... cand. jurid. Sciences: 12.00.09. M., 2008. p. 81;
3. Luzgin I.M. Methodological problems of investigation. Moscow: Yurid. lit, 1973. p. 86.
4. Lavrov V.P., Pobedkin A.V. Verification of a crime report: conditions of constitutionality // Legal Science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. №. 2 (42). pp. 194-198, etc.
5. On a single strand of the organization of reception, registration and verification of reports of crimes: approved by Order №. 39 of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation dated 29.12.2005, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation №. 1070, Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation No. 1021, Ministry of Justice of the Russian Federation №. 253, FSB of the Russian Federation №. 780, Ministry of Economic Development of the Russian Federation №353, Federal Drug Control Service of the Russian Federation No. 399, item 5 // Russianl'm a newspaper. 2006. №. 13.
6. Gavrilin Yu.V., Shmonin A.V. The use of information obtained from the Internet in the investigation of extremist crimes // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. №. 1 (49). pp. 105-111.
7. Tebiev R.R. The concept of cruelty and its use in the investigation methodology // Gaps in Russian legislation. 2021. №1. pp.191 -195.
8. Tebiev, R. R. On the question of some methodological foundations for the formation of methods for investigating cruelty to animals / R. R. Tebiev // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2020. - № 1(38). - Pp. 110-115.