Закон и право. 2024. № 9. С. 67-74. Law and legislation. 2024;(9):67-74.
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-67-74 EDN: https://elibrary.ru/CZBPAM
NIION: 1997-0063-9/24-456 MOSURED: 77/27-001-2024-9-656
Административно-правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения промышленной безопасности в Российской Федерации
Кирилл Игоревич Кузнецов
Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные аспекты административно-правового регулирования промышленности и промышленной безопасности. Проанализирована правовая основа организации промышленной деятельности в аспекте определения конкретных форм воздействия властного субъекта на хозяйствующий. Сделан вывод об обоснованности императивных мер воздействия в рассмотренной сфере общественных отношений.
Ключевые слова: законодательство в сфере промышленной безопасности, промышленная безопасность, опасный производственный объект.
Для цитирования: Кузнецов К.И. Административно-правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения промышленной безопасности в Российской Федерации // Закон и право. 2024. № 9. С. 67—74. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-67-74 ЕБЫ: https://elibrary.ru/CZBPAM
Original article
Administrative and legal regulation of public relations in the field of ensuring industrial safety in the Russian Federation
Kirill I. Kuznetsov
Institute of Public Service and Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. This article discusses the main aspects of administrative and legal regulation of industry and industrial safety. The legal basis for the organization of industrial activity is analyzed in terms of determining specific forms of influence of the power entity to the business owner. The conclusion is drawn about the validity of imperative measures of influence in the considered sphere of social relations.
Keywords: legislation in the field of industrial safety, industrial safety, hazardous production facility.
For citation: Kuznetsov K.I. Administrative and legal regulation of public relations in the field of ensuring industrial safety in the Russian Federation // Law and legislation. 2024;(9):67—74. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2024-9-67-74 EDN: https://elibrary.ru/CZBPAM
© Кузнецов К.И. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 09-2024
Промышленность — это одна из основ развитой экономики государства. Ее функционирование связанно с добычей и обработкой ресурсов, производство которых сопряжено с опасными технологическими процессами. Регулятор в лице государства и уполномоченных органов стремится к созданию правового режима, отвечающего как балансу между эффективностью развития сферы, так и обеспечивающего безопасность его функционирования для антропогенной среды.
Развитие промышленной политики в России прошло определенные этапы становления и развития, в том числе: петровский фабрично-заводской уклад, государственно-капиталистическую политику С.Ю. Витте имперского периода и национально-экономический этап Советского государства. Каждый из них предполагал определенный подход и взгляд на монополистический характер государственного присутствия в отрасли [19]. В данном контексте особенно интересно наблюдать, как правовая основа промышленной политики, созданная на основе национальной экономики, развивается в условиях смещения акцента на частное предпринимательство.
Важно понимать, что термин «промышленная политика», которым характеризуются все действия по созданию, развитию и поддержанию промышленной сферы Российской Федерации, предполагает комплекс правовых, экономических, а также организационных и иных способов поддержания выпуска конкурентоспособной продукции в стране. Основы единства указанной политики отражены Федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации» [5].
Правовое регулирование правоотношений в данной сфере осуществляется практически всеми базовыми отраслями права — уголовным, гражданским, трудовым, административным и иными. Например, правила создания и оборота интеллектуальной собственности промышленных предприятий (коммерческая тайна, ноу-хау, патенты) вынесены в отдельную главу Гражданского кодекса Российской Федерации [18], незаконное предпринимательство является составом экономического преступления согласно Уголовному кодексу Российской Федерации [2]. В то же время, исходя из характера указанных отраслей права, следует скорее говорить об их вспомогательной роли в регулировании общественных отношений, складывающихся в сфере промышленного производства.
Наиболее значимым является административное право, если исходить из его роли в регулировании общественных отношений в сфере осуществления исполнительной власти управления [15, с. 28] или общественных отношений, складывающихся в сферах публичного администрирования, административно-организационного взаимодействия органов публичной власти и административно-публичного взаимодействия частных лиц [16, с. 21].
Справедливо отметить, что предмет административно-правового регулирования в сфере промышленной деятельности следует сузить до публичного администрирования, т.е. создания нормативной правовой базы и административно-публичного взаимодействия частных лиц с публичными органами, реализующими государственно-властные полномочия государства — Российской Федерации, в сфере осуществления контроля и обеспечения соблюдения законодательства. Внутриорганизационное же взаимодействие, ввиду ориентации экономики и политики государства в последнее время на свободное предпринимательство, практически ушло в прошлое.
В то же время, ввиду высокой общественной значимости процесса обеспечения промышленной безопасности, в регулировании общественных отношений в отрасли прослеживается характерное для административного права властное императивное влияние и методология. Это нашло свое отражение в Конституции России 1993 г. Согласно статьям 71 и 72 Конституции Российской Федерации осуществление на территории страны безопасности в (в том числе и промышленной) и развития экономического потенциала по большей части находятся в исключительном ведении Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации [1].
Федеральный законодатель посредством создания системы нормативных актов высшей юридической силы — федеральных и федеральных конституционных законов, принятых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяет основные принципы и общий вектор развития правового поля в данной сфере, которые в дальнейшем в системе функционирования исполнительной власти конкретизируются в различных аспектах исполнения законов подзаконными актами. Непосредственное регулирование общественных отношений осуществляется при помощи запретов и предписаний и в меньшей степени — дозволений, отра-
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024
жаемых в нормативных правовых, подзаконных, правоприменительных актах: инструкциях, приказах, правилах, рекомендациях и иных, издаваемых уполномоченными органами исполнительной власти в соответствующих сферах государственного управления и контроля.
Помимо нормотворческой деятельности исполнительные органы государственной власти в рассматриваемой сфере осуществляют и деятельность по контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства и соответствующий этому функционал: разрешительную работу, ведение государственных реестров, анализ представляемых ненормативных документов хозяйствующих субъектов, производство по административным правонарушениям и иные полномочия.
Таким образом, в отличие от гражданских правоотношений, в которых равные хозяйствующие субъекты способны устанавливать на договорных условиях практически неограниченные по объему наборы прав и обязанностей с крайне ограниченным государственным участием, правоотношения в области промышленности всегда подразумевают наличие властного субъекта, представляющего позицию государства и хозяйствующего субъекта, находящегося в позиции подчинения.
Необходимо отметить, что ввиду широты круга объектов, деятельность которых в общественном сознании так или иначе соотносится с термином «промышленность», при определении подлежащих применению общеобязательных нормативных актов зачастую возникают определенные проблемы.
Так, согласно ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [4] опасным производственным объектом являются целые предприятия или их отдельные структурные элементы, предназначенные для оперирования опасными веществами: горючими, взрывоопасными, токсичными и иными веществами, находящимися в опасных агрегатных состояниях, в том числе такие, как: расплавы металлов, мелкодисперсная легковоспламеняющаяся пыль, или веществами, находящимися под избыточным давлением, а также места осуществления опасных работ (например, горнорудных) и промышленные подъемные сооружения.
В Приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» содержится два важных положения: перечень опасных веществ, со-
стояний веществ и прочие условия для квалификации объектов в качестве опасных промышленных объектов, а также количественные и качественные условия для классификации уровня их опасности.
Всего их 4: от IV класса опасности — объектов наименьшей опасности среди всех включенных в категорию (например, автогазозаправоч-ная станция или рудное месторождение малой выработки) до объектов I класса опасности — наиболее опасных в случаях аварийных ситуаций (например, магистральный газопровод или объект хранения химического оружия).
В России на данный момент не существует государственного органа, уполномоченного осуществлять в отношении опасных производственных объектов весь перечень властных полномочий. Например, федеральный государственный пожарный надзор на отдельных опасных производственных объектах осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и подведомственные организации [3, ст. 6], а отдельные задачи по другим направлениям в рамках функционирования таких объектов могут осуществлять и другие ведомства (например, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).
В рассматриваемой сфере уполномоченным органом государственного регулирования промышленной безопасности является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Это означает, что Служба осуществляет выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в сферах промышленности, технологического и атомного надзора, а также контроль (надзор) в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений, производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере [8].
Как следует из текста Постановления Правительства Российской Федерации, а также дефиниции понятия промышленной безопасности, представленной в ст. 16 Федерального зако-
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 09-2024
на «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в аспекте состояния защищенности только опасных производственных объектов от нештатных ситуаций, несмотря на практическую необходимость разделения опасных объектов на категории: опасный производственный объект, объект электросетевого хозяйства, объект теплоснабжения и другие, сам законодатель нормативно передал все эти объекты в юрисдикцию единого надзорного органа.
Отсюда для общего теоретического понимания правового режима объектов, подлежащих строительному надзору, надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, надзору в области промышленной безопасности, энергетическому надзору, горному надзору и надзору за ядерной и радиационной безопасностью, допустимо пренебречь в деталях наличием, несомненно, существующих различий правового регулирования каждого их них.
Особенности правового регулирования в рассматриваемой сфере заключаются еще и в том, что такие объекты зачастую подлежат нескольким видам надзора одновременно.
Например, несмотря на наличие прямого указания в законе на исключение объектов электросетевого хозяйства (сетей электроснабжения) из перечня опасных производственных, газовая или угольная электростанция таковым объектом являться будет в силу наличия на ней существенных количеств горючих веществ. Котельная также является опасным производственным объектов ввиду работы агрегатов под избыточным давлением, несмотря на то, что прилегающий линейный объект — сеть теплоснабжения не содержит признаков опасности и из перечня исключена.
С учетом этого Ростехнадзор осуществляет свою деятельность по двум ключевым направлениям.
Во-первых, это выработка государственной политики в сфере его компетенции, которая предусматривает нормотворческие полномочия: подготавливаться могут как проекты федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, так и ведомственные приказы, утверждающие обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами нормы и правила, требования, порядки, а также регламенты внутренней деятельности органа, методики и типовые формы [13]. Кроме того, орган осуществляет методическое и научно-методическое
обеспечение некоторых региональных видов надзора (например, государственного строительного надзора), осуществляемых в отношении объектов, не входящих в сферу его компетенции.
Во-вторых, правоприменительная деятельность, включающая следующие ее виды:
1. Лицензионный контроль деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности химически опасных производственных объектов. Институт, претерпевший значительные изменения после начала реформ регулятор-ной гильотины. Предполагает появление в правоотношениях в рассматриваемой сфере особых субъектов — коммерческих юридических лиц, которые берут на себя часть полномочий государственного органа после подтверждения этим же органом факта соответствия их определенным требованиям [10]. Похожим образом проводится лицензирование на право контроля за производством маркшейдерских работ, контроля за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, и контроля в области безопасного использования и содержания отдельных видов лифтов, а также подъемных и движущихся платформ.
2. Аттестация экспертов в области промышленной безопасности. В дальнейшем аттестованные эксперты участвуют в лицензировании отдельных видов деятельности со стороны хозяйствующих субъектов.
3. Совместный с другими федеральными органами власти Российской Федерации, субъектов и местного самоуправления мониторинг состояния защищенности отдельных видов объектов (химически опасных производственных объектов, гидротехнических объектов, объектов хранения ядерного оружия и др.).
4. Ведение единого государственного реестра гидротехнических сооружений. Совместно с Минэнерго России — реестр опасных производственных объектов.
5. Расследование причины аварийных ситуаций, инцидентов и несчастных случаев, произошедших на поднадзорных объектах.
6. Разрешительная деятельность в процессе создания поднадзорных объектов. Для объектов разных типов (по виду присутствующих веществ или степени опасности) регулирование в деталях будет отличаться требованиями о соответствии безопасности при создании и запуске в эксплуатацию, однако в общем виде участие Ро-стехнадзора сводится к следующим этапам.
До начала строительства — согласование проектной документации (и результатов государ-
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024
ственной или негосударственной экспертизы такой документации), согласование декларации промышленной безопасности [14] (и результатов прохождения негосударственной экспертизы декларацией).
После начала возведения — получение уведомления от лица, начавшего работы.
На этапе строительства — строительный контроль (надзор) по завершению каждого из этапов строительства.
После окончания возведения — выдача заключения о соответствии, проверка наличия необходимых для запуска объекта документов (например, планов ликвидаций аварий [9]) и регистрация в едином реестре опасных производственных объектов [7].
После ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию — выдача лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов (устанавливается только для I, II и III классов опасности) [11] и получение уведомления о начале эксплуатации уже опасного производственно -го объекта.
7. Непосредственный контроль (надзор) в отношении поднадзорных объектов. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [6], ставший наиболее крупным витком реформы регуляторной гильотины, как раз установил единый правовой режим осуществления государственными органами таких мероприятий и их перечень. Из текста Закона можно сделать вывод, что законодатель в современных реалиях видит основную цель деятельности органов контроля в стимулировании добросовестного соблюдения хозяйствующим субъектом обязательных требований посредством профилактических мероприятий [17], а не в выявлении наибольшего количества нарушений. Однако несмотря на то, что контрольные мероприятия, ориентированные на непосредственное обследование мест осуществления опасных работ, становятся в такой системе скорее крайней мерой, именно плановые и внеплановые выездные проверки по-прежнему остаются наиболее эффективными инструментами участия и воздействия.
Плановые проверки — это мероприятия, направленные на обнаружение крупных (зачастую длящихся) нарушений промышленной безопасности на конкретном объекте. Например, отсутствие декларации промышленной безопасности для объекта, где она необходима, либо несоответствие характеристик оборудования, которым
оснащен производственный комплекс. Такие проверки проводятся в соответствии с ежегодно согласуемым с органами прокуратуры планом [12], их частота варьируется в зависимости от класса опасности объекта. Информация о проведении плановых проверок размещается в открытом доступе в сети Интернет [20].
Внеплановые проверки выступают в качестве своеобразной меры реагирования, во-первых, в случае отсутствия информации об устраненном нарушении, выявленном в рамках плановой проверки, во-вторых, на произошедшие аварии со значительными последствиями. Например, если на объекте III класса опасности происходит выход из строя оборудования, повлекший серьезный ущерб для здоровья человека или экологии, другие объекты III класса, оснащенные аналогичным оборудованием, либо функционирую -щие в схожих условиях, подлежат проверке вне плана. О внеплановых проверках поднадзорное лицо также уведомляется, но в существенно короткий срок — 24 часа посредством направления решения по месту нахождения юридического лица [6, ч. 6 ст. 73].
В свете реформ последних лет эти институты претерпели существенные изменения: экспериментальный запрет на плановые проверки объектов III класса опасности, внедрение и развитие риск-ориентированного подхода, предполагающего утверждение отдельных случаев, разрешающих проведение внеплановых проверок по упрощенной процедуре и др.
Подводя итог проведенному анализу, можно говорить об участии государства в лице органов исполнительной власти в деятельности объектов промышленности на всех этапах их функционирования.
Вместе с тем, несмотря на сохраняющуюся необходимость соблюдения баланса интересов развития отрасли и безаварийной эксплуатации опасных объектов, отмечается тенденция снижения давления на хозяйствующие субъекты в отрасли, это подтверждается внедрением новых институтов контроля (надзора) и смещением ориентиров в применении ранее установленных.
Значимость административно-правового воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере производства промышленной продукции для обеспечения его безопасности как для участников этих правоотношений, так и отрасли промышленности в целом, затрагивает интересы государства и общества в целом.
Нарушения правил обеспечения безопасных условий влечет за собой аварийные ситуации и
LAW & LEGISLATION • 09-2024
причинение экономического ущерба и вреда жизни и здоровью граждан. В связи с этим четкие императивы и властные административно-правовые предписания представляются обоснованными в рассмотренной сфере общественных отношений.
Список источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // URL: http://www.pravo.gov.ru
2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (с изм. от 12.06.2024) // http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-Ф3 (ред. от 19.10.2023) // http://www.consultant.ru/
4. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-Ф3 (ред. от 25.12.2023) // http://www.consultant.ru/
5. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-Ф3 (ред. от 22.06.2024) // http:// www.consultant.ru/
6. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-Ф3 (ред. от 25.12.2023) // http://www.consultant.ru/
7. Постановление Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 (ред. от 03.02.2023) «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» // http:// www.consultant.ru/
8. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // С3 РФ. 2004. № 32. Ст. 3348.
9. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1437 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» // С3 РФ. 2020. № 38. Ст. 5904;
10. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1477 (ред. от 06.09.2022) «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» (вместе с Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности) // http://www.consultant.ru/
11. Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» // С3 РФ. 2020. № 42 (часть III). Ст. 6626.
12. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428 (ред. от 23.05.2024) «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года» (вместе с Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года) // http://www.consultant.ru/
13. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.01.2024 № 17 «Об организации нор-мотворческой деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2024 году» // URL: https:// gosnadzor.ru/public/plans_norm/
14. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.10.2020 № 414 «Об утверждении порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений» // www.pravo.gov.ru 17.12.2020 № 0001202012170043
Учебные пособия
15. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; под ред. Л.Л. Попова. 6-е изд., перераб. и доп. ISBN 978-5-53418580-5 // URL: https://urait.ru/bcode/536340/
16. Административное право: Учебник и практикум для вузов / А.И. Стахов [и др.]; под ред А.И. Стахова. 2-е изд., перераб. и доп. ISBN 978-5-534-18590-4 // URL: https://urait.ru/ bcode/536500/
Научные статьи
17. Ефремов М.А. Реформа контрольно-надзорной деятельности в России, сравнительная характеристика 294-Ф3 и 248-Ф3 // Социум и жизненное пространство личности (междисциплинарные аспекты): Сб. ст. IV Междунар. науч.-
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024
практ. конф. Пенза, 20 — 21 сентября 2021. Пенза: Автономная некоммерческая научно-образовательная организация «Приволжский Дом знаний», 2021. С. 55—61.
18. Лалиев С.С. Промышленная собственность в системе права интеллектуальной собственности // Общество и право. 2012. № 2 (39) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennaya-sobstvennost-v-sisteme-prava-intellektualnoy-sobstvennosti
19. Рыбаков Ф.Ф. Этапы промышленной политики России: ретроспективный анализ // ПСЭ. 2011. № 1 // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/etapy-promyshlennoy-politiki-rossii-retrospektivnyy-analiz
Прочие источники
20. Планы контрольных (надзорных) мероприятий Межрегионального технологического управления Ростехнадзора // URL: http:// mos.gosnadzor.ru/plans/
References
Regulatory legal acts
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 (with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // URL: http://www.pravo.gov.ru
2. The Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 № 63-FZ (with amendments from 12.06.2024) // http://www.consultant.ru /
3. Federal Law «On Fire Safety» dated 21.12.1994 № 69-FZ (as amended on 19.10.2023) // http:// www.consultant.ru /
4. Federal Law «On Industrial Safety of Hazardous Production Facilities» dated 21.07.1997 № 116-FZ (as amended on 25.12.2023) // http:// www.consultant.ru/
5. Federal Law «On Industrial Policy in the Russian Federation» dated 31.12.2014 № 488-FZ (as amended on 22.06.2024) // http://www.consultant.ru /
6. Federal Law «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation» dated 31.07.2020 № 248-FZ (as amended on 25.12.2023) // http://www.consultant.ru/
7. Decree of the Government of the Russian Federation dated 24.11.1998 № 1371 (as amended on 03.02.2023) «On registration of facilities in the State Register of Hazardous Production Facilities» // http://www.consultant.ru/
8. Decree of the Government of the Russian Federation dated 30.07.2004 № 401 «On the Federal Service for Environmental, Technological and
Nuclear Supervision» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2004. № 32. Art. 3348.
9. Decree of the Government of the Russian Federation dated 15.09.2020 № 1437 «On approval of the Regulations on the development of action plans for the localization and elimination of the consequences of accidents at hazardous production facilities» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2020. № 38. Art. 5904;
10. Decree of the Government of the Russian Federation dated 16.09.2020 № 1477 (as amended on 06.09.2022) «On licensing activities for conducting an industrial safety examination» (together with the Regulation on Licensing activities for conducting an industrial safety examination) // http://www. consultant.ru/
11. Decree of the Government of the Russian Federation dated 12.10.2020 № 1661 «On licensing the operation of explosive and chemically hazardous production facilities of hazard classes I, II and III» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2020. № 42 (Part III). Art. 6626.
12. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 31.12.2020 № 2428 (ed. dated 23.05.2024) «On the procedure for forming a plan for conducting planned control (supervisory) events for the next calendar year, its coordination with the prosecutor's office, including and excluding control (supervisory) events during the year» (together with the Rules for forming a plan for conducting planned control (supervisory) events for the next calendar year, its coordination with the prosecutor's office, inclusion in it and exclusion from it of control (supervisory) measures during the year) // http:// www.consultant.ru/
13. Order of the Federal Service for Environmental, Technological and Nuclear Supervision dated 23.01.2024 № 17 «On the organization of standard-setting activities in the Federal Service for Environmental, Technological and Nuclear Supervision in 2024» // URL: https://gosnadzor.ru/ public/plans_norm/
14. Order of the Federal Service for Environmental, Technological and Nuclear Supervision dated 16.10.2020 № 414 «On approval of the procedure for registration of the Declaration of Industrial Safety of Hazardous Production Facilities and the list of information included in it» // www.pravo.gov.ru 17.12.2020 № 0001202012170043
Training manuals
15. Administrative law of the Russian Federation: Textbook for universities / Yu.I. Migachev, L.L. Po-
LAW & LEGISLATION • 09-2024
pov, S.V. Tikhomirov; edited by L.L. Popov. 6th ed., reprint and additional. ISBN 978-5-534-18580-5 // URL: https://urait.ru/bcode/536340/
16. Administrative law: Textbook and workshop for universities / A.I. Astakhov [et al.]; edited by A.I. Strakhov. 2nd ed., reprint and additional. ISBN 978-5-534-18590-4 // URL: https://urait.ru/bcode/ 536500/
Scientific articles
17. Efremov M.A. Reform of control and supervisory activities in Russia, comparative characteristics of294-FZ and 248-FZ // Society and personal living space (interdisciplinary aspects): Collection of art. IV International Scientific and Practical Conference. Penza, September 20 — 21, 2021. Penza: Autonomous non-profit scientific and educational
organization «Volga House of Knowledge», 2021. Pp. 55-61.
18. Laliev S.S. Industrial property in the system of intellectual property law // Society and law. 2012. № 2 (39) // URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/promyshlennaya-sobstvennost-v-sisteme-prava-intellektualnoy-sobstvennosti
19. Rybakov F.F. Stages of Russia's industrial policy: a retrospective analysis // PSE. 2011. № 1 // URL: https: / / cyberleninka.ru/article/n/etapy-promyshlennoy-politiki-rossii-retrospektivnyy-analiz
Other sources
20. Plans of control (supervisory) measures of the Interregional Technological Management of
Rostechnadzor // URL: http://mos.gosnadzor.ru/ plans/
Информация об авторе
Кузнецов К.И. — аспирант, отделение «Высшая школа правоведения»
Статья поступила в редакцию 09.07.2024; одобрена после рецензирования 08.08.2024; принята к публикации 14.08.2024.
Information about the author Kuznetsov K.I. — graduate student, department of the Higher School of Law
The article was submitted 09.07.2024; approved after reviewing 08.08.2024; accepted for publication 14.08.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
В переработанном и дополненном издании монографии раскрыты истоки формирования федерализма в советском государстве, а также развитие и модернизация федеративных отношений. На примере Советского Туркестана (1918 — 1 924 гг.) исследованы закономерности зарождения и последующего развития федерализма как одной из форм человеческого общежития, не утратившей своего значения и в настоящее время. Всесторонний анализ состояния федерализма, а также переориентация принципов федерализма актуальны сегодня для реализации целей устойчивого развития и национальной безопасности государства.
Для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), правоприменителей, осуществляющих правотворческую деятельность, а также всех, интересующихся историей формирования советского государства в России.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024