Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В АСПЕКТЕ ПРИОРИТЕТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В АСПЕКТЕ ПРИОРИТЕТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
746
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОХРАНА ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лыскова И.Е.

В статье актуализируются политико-правовые, социально-экономические и социокультурные аспекты обеспечения производственной безопасности промышленных предприятий. Предлагается общий анализ нормативно-правовых документов, определяющих стратегические цели и концептуальные основы формирования и совершенствования системы производственной безопасности промышленных предприятий в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC OBJECTIVES OF INDUSTRIAL ENTERPRISES ' PRODUCTION SAFETY IN THE ASPECT OF NATIONAL AND ECONOMIC SECURITY PRIORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article actualizes the political, legal, socio-economic and socio-cultural aspects of ensuring production safety of industrial enterprises. A general analysis of regulatory documents defining strategic goals and conceptual foundations for the formation and improvement of the system of production safety of industrial enterprises in the Russian Federation is proposed.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В АСПЕКТЕ ПРИОРИТЕТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ _ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _

ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

УДК 330.101.8

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В АСПЕКТЕ ПРИОРИТЕТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2021 И.Е. Лыскова

Коми республиканская академия государственной службы и управления, Сыктывкар,

Республика Коми, Россия

В статье актуализируются политико-правовые, социально-экономические и социокультурные аспекты обеспечения производственной безопасности промышленных предприятий. Предлагается общий анализ нормативно-правовых документов, определяющих стратегические цели и концептуальные основы формирования и совершенствования системы производственной безопасности промышленных предприятий в Российской Федерации.

Ключевые слова: национальная и экономическая безопасность, устойчивое развитие, промышленные предприятия, производственная безопасность, промышленная безопасность, охрана труда.

Поступила в редакцию 16.12.2020 После доработки 23.01.2021 Принята к печати 29.01.2021

Стратегические приоритеты национальной и экономической безопасности Российской Федерации определяются рядом нормативно-правовых документов, закрепляющих национальные цели и задачи устойчивого развития российского государства и общества на долгосрочную перспективу. Правовую базу в области обеспечения национальной и экономической безопасности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-Ф3 «О безопасности», Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Федеральный закон от 12 июля 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждкнная Указом Президента РФ от декабря 2015 года № 683, Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная Указом Президента РФ от 13 мая 2017 года № 208, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 года № 642, а также иные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Целью исследования является выявление стратегических перспектив формирования системы производственной безопасности промышленных предприятий в

© Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 2021

аспекте приоритетов национальной и экономического безопасности Российской Федерации. Основным методом исследования стал комплексный анализ нормативно-правовых документов, определяющих цели экономического, социального и экологического развития России на период до 2030 года.

Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и предусматривает комплекс политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер и направлений деятельности органов государственной власти [1].

Стратегические приоритеты национальной и экономической безопасности Российской Федерации характеризуются как важнейшие направления деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, социальных институтов по противодействию угрозам в государственной, социальной, экономической, военной, энергетической, экологической, информационной, транспортной, продовольственной, эпидемиологической, идеологической и иных сферах общественной жизнедеятельности.

Стратегические приоритеты Российской Федерации в области обеспечения национальной и экономической безопасности неразрывно связаны с перспективами устойчивого социально-экономического развития по формированию высокого качества и уровня жизни, созданию условий для наращивания политического, экономического, военного, технологического, научного, человеческого потенциалов российского общества, мобилизации ресурсов для закрепления состояния защищенности личности, общества, государства.

Государственные интересы Российской Федерации в области национальной и экономической безопасности направлены на укрепление обороноспособности страны, обеспечение суверенитета, государственной и территориальной целостности, незыблемости основ конституционного строя, укрепление политической и социальной стабильности, экономической независимости, повышение конкурентоспособности российской экономики, повышение темпов экономического роста и социального благополучия.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации выделены следующие стратегические приоритеты: оборона страны; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство [2].

При определении целей производственной безопасности промышленных предприятий особое внимание следует уделить комплексу государственных стратегических приоритетов, формирующих основы экономической, социальной и экологической безопасности.

Одной из значительных стратегических целей национальной безопасности выделяется эффективное развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности, создание необходимых условий, содействующих развитию личности, переходу российской экономики на качественно новый уровень технологического развития.

Современная экономическая ситуация в России характеризуется комплексом проблем внешнеэкономического, политического, государственно-управленческого, производственно-хозяйственного, правового, финансового, демографического характера. Однако одной из наиболее серьезных угроз национальной безопасности с экономической точки зрения является низкая конкурентоспособность российской экономики, в значительной степени связанная с отставанием в сфере разработки и

внедрения инновационных технологий, сохранением экспортно-сырьевой модели экономического развития, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры, слабой инновационной активностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, сокращением численности трудовых ресурсов, низкой производительностью труда, недостаточно высоким уровнем профессиональной квалификации и компетентности специалистов и т.д.

Согласно Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года выделяются стратегические приоритеты экономического развития, предусматривающие реализацию следующих целей государственной политики в области обеспечения экономической безопасности России:

1) укрепление экономического суверенитета Российской Федерации;

2) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;

3) обеспечение экономического роста;

4) поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;

5) поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны;

6) повышение уровня и качества жизни населения.

Стратегические цели государственной экономической политики определяют широкую совокупность задач в области обеспечения экономической безопасности страны по следующим направлениям деятельности:

1) развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;

2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;

3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере;

4) устойчивое развитие национальной финансовой системы;

5) сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;

6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества, и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;

7) обеспечение безопасности экономической деятельности;

8) развитие человеческого потенциала [3].

Первостепенным условием реализации приоритетов в области обеспечения национальной и экономической безопасности России является необходимость совершенствования человеческих ресурсов, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала и развитие человеческого потенциала. Важно отметить, что центральными задачами по реализации этого направления государственной экономической политики являются:

1) совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений;

2) развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

3) развитие системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях;

4) профессиональная ориентация граждан;

5) снижения уровня бедности и имущественного неравенства населения;

6) содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов;

7) совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды [3].

Достижение целей в области экономической безопасности предполагает мощное развитие промышленно-технологической базы, повышение темпов инновационного развития экономики, создание благоприятных условий для инвестиционной привлекательности российской экономики, улучшения делового климата и развития предпринимательской культуры.

Кроме экономических в системе стратегических приоритетов, направленных на обеспечение национальной и экономической безопасности Российской Федерации, выделяется комплекс целей социального развития. Российское государство обосновывает социальную значимость стратегических целей обеспечения национальной и экономической безопасности в области развития науки, технологий и образования как факторов развития производительных сил и модернизации российской экономики; развития системы здравоохранения в интересах повышения уровня и качества жизни российских граждан; сохранения и приумножения культурного наследия посредством эффективной культурной и национальной политики Российской Федерации.

Согласно статье 11 Федерального закона «О науке и научно-технической политике» основными целями научно-технической политики Российской Федерации являются «развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования» [4].

Стратегическими целями национальной безопасности Российской Федерации в области науки, технологий и образования являются:

1) развитие системы научных, проектных и научно-технологических организаций, способной обеспечить модернизацию российской экономики, реализацию конкурентных преимуществ России, оборону страны, государственную и общественную безопасность, а также формирование научно-технологических заделов на перспективу;

2) повышение социальной мобильности, качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан, а также развитие фундаментальных научных исследований [2].

Существенным дополнением к целям обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования является постановка целей научно-технологического развития Российской Федерации, создание эффективной системы научно-исследовательской, инновационной и инвестиционной деятельности, повышение уровня технологической культуры в России и роли российской науки в мировом сообществе. Как подчеркивается в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, целью государственной политики в этой области является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Кроме того, цели научно-технологического развития России ориентированы на повышение качества жизни населения, обеспечения

безопасности и укрепления позиции страны в глобальном рейтинге уровня жизни посредством внедрения инновационных товаров, продуктов, услуг. Инновационное развитие России предусматривает продвижение российских технологий и инновационных продуктов на новые рынки и повышение доходов от экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и прав на технологии.

Основные результаты реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации определяются созданием единой системы, объединяющей образование, науку, технологии и инновации, интегрированной с социально-экономической системой страны и обеспечивающей ее независимость, технологическую безопасность и конкурентоспособность.

Одним из основополагающих направлений реализации государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации в соответствии с приоритетами социально-экономического развития определяется развитие научного и кадрового потенциала. Это предполагает создание возможностей для выявления талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций, развития интеллектуального потенциала и человеческого капитала страны.

Достижение поставленных целей в области развития науки, технологий и образования должно обеспечиваться посредством:

1) долгосрочного планирования и регулярной актуализации приоритетных научных, научно-технологических проектов, реализуемых конкурентоспособными коллективами исследователей, специалистов, предпринимателей.

2) повышения авторитета и репутации отечественных специалистов и исследователей;

3) развития системы научно-технического творчества детей и молодежи;

4) адресной поддержки молодых ученых и специалистов в области научной, научно-технической и инновационной деятельности, результаты работы которых обеспечивают социально-экономическое развитие России;

5) создания конкурентной среды, открытой для привлечения к работе в России ученых мирового класса и молодых талантливых исследователей, имеющих научные результаты высокого уровня, а также создания новых исследовательских коллективов, ориентированных в том числе на конвергенцию областей знаний и сфер деятельности;

6) разработки и реализации инновационных проектов по созданию при ведущих научных и образовательных организациях социальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения целевой мобильности участников научно-технологического развития [5].

Наряду с развитием науки, технологий и образования приоритетными в плане обеспечения национальной безопасности Российской Федерации становятся стратегические цели развития системы здравоохранения и укрепления здоровья населения:

1) увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения;

2) повышение доступности и качества медицинской помощи;

3) совершенствование системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

4) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий [2].

В современных условиях реальные угрозы национальной безопасности Российской Федерации в области охраны здоровья населения являются эпидемии и пандемии (в частности, СОУГО-19), широкое распространение онкологических, сердечно-сосудистых, эндокринологических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании, алкоголизма, высокий уровень производственного травматизма,

отравлений, необоснованная доступность для потребления психоактивных и психотропных веществ.

Стратегические приоритеты государственной политики в области охраны здоровья населения направлены на развитие системы профилактической медицины; предотвращения заболеваний, связанных с угрозой эпидемиологической и социальной безопасности; повышение доступности, эффективности и качества медицинских услуг, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи; разработка и внедрение новых медицинских технологий и лекарственных средств; развитие отечественной фармацевтической отрасли и др.

Среди приоритетов национальной безопасности Российской Федерации исключительную значимость приобретают цели в области развития культуры:

1) сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности;

2) сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны;

3) повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве [2].

Достижение стратегических целей национальной безопасности в области культуры должно обеспечиваться посредством эффективной культурной и национальной политики, государственной политики в области образования, молодежной политики[6-9]. Основой для реализации данных направлений государственной политики признается исторически сложившаяся система духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей многонационального народа России. Среди традиционных российских духовно-нравственных ценностей выделяются «приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины» [2].

Со стороны государства и общества требуются значительные усилия по противостоянию современным угрозам национальной безопасности в области культуры. Особую опасность представляют тенденции, направленные на размывание традиционных духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа России, пропаганду вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, принижение роли и влияния русской культуры и русского языка в мировой культуре, фальсификацию российской и мировой истории. Требуются комплексные меры со стороны государства и общества по обеспечению культурного суверенитета Российской Федерации, мощному противостоянию внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивному информационно-психологическому воздействию, развитию социальной и культурной инфраструктуры, созданию условий для организации культурного досуга, стимулирования творческого развития и культурно-просветительской деятельности населения, развития культурного потенциала России.

Стратегические приоритеты экономической и социальной направленности по обеспечению национальной безопасности дополняются комплексом стратегических целей в области экологии живых систем и рационального природопользования [10-11]. Крайне важно подчеркнуть стратегические цели в области экологической безопасности Российской Федерации:

1) сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики;

2) ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата [2].

Современная экологическая ситуация требует реализации высокоэффективной государственной политики, направленной на защиту и воспроизводство природно-экологического потенциала России, совершенствования системы государственного контроля за состоянием окружающей среды и соблюдением экологических нормативов хозяйствующих субъектов, повышение уровня экологического образования и экологической культуры населения страны.

В целях обеспечения экологической безопасности и организации рационального природопользования предусматриваются следующие направления деятельности:

1) стимулирование внедрения инновационных технологий и развития экологически безопасных производств;

2) развитие индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления;

3) создание соответствующих современных экологическим стандартам полигонов для размещения, утилизации и переработки твердых отходов производства и потребления;

4) строительство и модернизация очистных сооружений, внедрение технологий по снижению объема выбросов вредных веществ и сточных вод;

5) повышение технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

6) ликвидация последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также реабилитация территорий и акваторий, загрязненных в результате такого воздействия, в том числе при осуществлении военной деятельности;

7) минимизация ущерба, причиняемого окружающей среде при разведке и добыче полезных ископаемых, и рекультивацию нарушенных земель;

8) развитие системы государственного экологического контроля и надзора, государственного мониторинга окружающей среды, животного и растительного мира, земельных ресурсов, на осуществление контроля радиационно, химически и биологически опасных отходов, обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиенических стандартов в отношении питьевой воды, атмосферного воздуха и почв;

9) повышение требований экологических стандартов и создание системы экологических фондов;

10) развитие системы особо охраняемых природных территорий, в том числе морских, сохранение редких исчезающих видов растений и животных, уникальных природных ландшафтов и живых систем;

11) развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, в том числе в целях снижения экологических рисков на приграничных территориях Российской Федерации [2].

Стратегические приоритеты экономической, социальной и экологической направленности встраиваются в широкую совокупность целей устойчивого развития, объявленных Организацией Объединенных Наций. Под устойчивым понимается «развитие, соответствующее потребностям нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности». Сбалансированность устойчивого развития предполагает взаимозависимость экономических, социальных и экологических целей развития мирового сообщества

[12-13]. Согласно концептуальным документам ООН Концепция устойчивого развития характеризуется как главная концепция XXI века. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН закреплены 17 целей и 169 задач по рациональному и эффективному преобразованию современного мира на период 2016 - 2030 годов [14].

Цели и задачи ООН в области устойчивого развития носят комплексный и универсальный характер, имеют четкую социальную, экономическую и экологическую направленность и служат идеологическим ориентиром для разработки национальных стратегий и приоритетов, развития моделей устойчивого развития на глобальном, национальном, региональном, локальном и организационном уровнях.

Цели устойчивого развития ООН 2015 года имеют преемственность с Целями развития на пороге тысячелетия, принятых ООН в 2000 году на период до 2015 года. Из восьми целей, установленных ООН в 2000 году Российская Федерация адаптировала и актуализировала для себя следующие цели:

1. Сокращение бедности и ликвидация голода.

2. Обеспечение доступности образования.

3. Обеспечение гендерного равенства и улучшение положения женщин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Снижение материнской смертности и смертности детей до 5 лет.

5. Борьба с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и другими заболеваниями.

6. Обеспечение экологической устойчивости.

7. Участие в глобальном сотрудничестве, отвечающее российским национальным интересам [15].

В современной ситуации адаптация целей устойчивого развития ООН к российским реалиям происходит на уровне нормативно-правового, программного, научно-методического, информационного, финансового обеспечения. Стратегические приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации, цели в области национальной и экономической безопасности соответствуют целям устойчивого развития. При разработке и реализации документов стратегического планирования, государственных программ, плановых документов, в процессе принятия управленческих решений учитываются цели устойчивого развития. Среди них такие значимые документы, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р и другие.

Значительная роль в обеспечении актуальных экономических, социальных и экологических приоритетов, в целях осуществления «прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека», установленным на период до 2024 г., отводится национальным приоритетным проектам (программам) по следующим направлениям: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт [16].

Однако пандемия COVID-19 негативным образом повлияла на современную социально-экономическую ситуацию. Как отметил Лю Чжэньмин, заместитель Генерального секретаря по экономическим и социальным вопросам ООН, «... Сейчас, по прошествии трети срока, отведенного на осуществление Повестки дня в области

устойчивого развития, очевидно, что мир отстает от графика достижения глобальных целей к 2030 году. До вспышки COVID-19 прогресс был неравномерным, и в большинстве областей требовались более активные действия. Пандемия резко затормозила деятельность по достижению многих целей устойчивого развития, а в некоторых случаях свела на нет результаты работы за несколько десятилетий» [17]. Со стороны органов государственной власти требуются значительные усилия для поддержания экономической стабильности, социального благополучия, национальной безопасности.

Достижение конкретных, ощутимых результатов реализации экономических, социальных и экологических целей устойчивого развития возможно на отраслевом и организационном уровне, в частности в сфере промышленного производства.

Стоит отметить, что цели и задачи промышленной политики Российской Федерации соответствуют экономическим, социальным и экологическим целям устойчивого развития отрасли и обеспечивают государственные и общественные интересы в области национальной и экономической безопасности.

В статье 4 Федерального закона РФ от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» фиксируются следующие цели промышленной политики:

1) формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития;

2) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

3) обеспечение занятости населения и повышения уровня жизни граждан Российской Федерации.

4) Задачами промышленной политики являются:

5) создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, соответствующей целям и задачам, определенным документами стратегического планирования на федеральном уровне;

6) создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности на территориях иностранных государств;

7) стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции;

8) стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

9) увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой продукции;

10) поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение;

11) снижение риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах промышленной инфраструктуры;

12) обеспечение технологической независимости национальной экономики [18].

Одним из значимых направлений укрепления национальной и экономической

безопасности Российской Федерации является государственная политика в области промышленной безопасности. Промышленная безопасность определяется как комплекс технических и организационных мер по обеспечению состояния защищенности

промышленных объектов, поддержанию стабильности технологических процессов, исключению (сведению к минимуму) опасности возникновения аварий или инцидентов, устранению воздействия опасных и вредных факторов производства на людей и окружающую среду, недопущению причинения вреда имуществу юридических и физических лиц, государственному и муниципальному имуществу.

Объективно промышленное производство является источником потенциальной опасности и угрозы. Соответственно, целями государственной политики в области промышленной безопасности является «предупреждение аварий и инцидентов на промышленных объектах, решение правовых, экономических и социальных задач, направленных на обеспечение роста промышленного производства, реализация конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, на благоприятную окружающую среду, и укрепление правопорядка в области промышленной безопасности» [19].

Приоритетными направлениями государственной политики в области промышленной безопасности, определяющими широкую совокупность соответствующих им задач, являются:

1) совершенствование нормативно-правового регулирования и государственного управления в области промышленной безопасности;

2) разработка и внедрение единых критериев оценки рисков аварий на промышленных объектах и категорирования таких объектов;

3) усиление защиты промышленных объектов от угроз техногенного и природного характера, а также от террористических угроз;

4) обеспечение комплексной защиты и противоаварийной устойчивости промышленных объектов и их инфраструктуры;

5) повышение эффективности федерального государственного контроля и надзора в области промышленной безопасности;

6) сокращение количества бесхозяйных промышленных объектов;

7) эффективное кадровое обеспечение деятельности в области промышленной безопасности;

8) развитие культуры промышленной безопасности, осознание личной ответственности за состояние промышленной безопасности и формирование нетерпимого отношения к нарушениям требований промышленной безопасности;

9) урегулирование вопросов в области промышленной безопасности на территориях (объектах), над которыми юрисдикция Российской Федерации в этой области не осуществляется;

10) развитие международного сотрудничества в области промышленной безопасности [19].

Со стороны органов государственное власти особое внимание уделяется исполнению требований промышленной безопасности, которые должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ст. 3.2. Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года (ред. от 29 июля 2018 года) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») [20].

Широкий комплекс целей и требований обеспечения промышленной безопасности дополняется системой охраны труда на промышленных предприятиях. Система промышленной безопасности и система охраны труда формируют систему производственной безопасности промышленных предприятий.

Среди целей и задач устойчивого развития фиксируется значимость содействия полной и производительной занятости и достойной работе для всех. В 2001 г. Генеральный директор Международной организации труда Хуан Сомавия (Juan Somavia) отмечал, что главной целью этой организации является содействие «созданию возможностей получить достойную и производительную работу в условиях свободы, равенства, социальной защищенности и соблюдения человеческого достоинства. Мы объединили все это понятием «достойная работа». Достойная работа - безопасная работа. А безопасная работа со своей стороны является положительным фактором повышения производительности и экономического роста» [21].

Конституция Российской Федерации является основным правовым документом, который закрепляет юридические нормы по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе в области обеспечения безопасности личности, общества, государства. Однако в условиях чрезвычайных ситуаций для обеспечения безопасности могут устанавливаться отдельные ограничения личных прав и свобод, с указанием срока их действия (статья 56 Конституции РФ). Согласно статье 71 Конституции РФ в ведении государства находятся вопросы установления основ федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации. Широкий спектр задач по обеспечению экономической, социальной и экологической безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции РФ). Статья 41 Конституции РФ фиксирует ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, которые создают угрозу безопасности для жизни и здоровья людей. В Конституции подчеркивается обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции РФ). Статья 37 Конституции РФ устанавливает трудовые права и социальные гарантии человека, включая право каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены [22].

Конституционные гарантии по обеспечению безопасности труда согласуются с международными нормами в сфере экономической и трудовой деятельности. Конвенция № 155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среде», принятая в г. Женеве 22.06.1981 году на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ, предусматривает необходимость национальной политики в области безопасности и гигиены труда и безопасной производственной среде. Целью национальной политики в области безопасности труда является предупреждение несчастных случаев и причинения вреда здоровью, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности. Важно отметить, что термин «здоровье» в отношении труда означает «не только отсутствие болезни или недуга, он включает также влияющие на здоровье физические и психические элементы, которые имеют непосредственное отношение к безопасности и гигиене труда» [23]. Для гарантированного обеспечения согласованности национальной политики в области охраны труда и мероприятий по ее реализации формируются государственные основы системы управления охраной труда.

В соответствии с нормами международного права в Трудовом кодексе Российской Федерации устанавливаются основы государственной политики в области охраны труда. Статья 209 Трудового кодекса РФ фиксирует, что охрана труда - это «система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия» [24].

В статье 210 Трудового кодекса РФ определяется широкий спектр направлений государственной политики в области охраны труда, в том числе:

1) обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

2) нормативно-правовое регулирование в области охраны труда;

3) государственная экспертиза и оценка условий труда;

4) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

5) профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

6) защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

7) установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

8) координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

9) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

10) международное сотрудничество в области охраны труда;

11) установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей и др. [24].

Соблюдение норм и требований охраны труда в процессе производственной деятельности обеспечиваются совокупностью стандартов в области безопасности труда [25].

Таким образом, изучив и проанализировав широкий спектр нормативно-правовых источников, можно заключить, что стратегические приоритеты производственной безопасности промышленных предприятий включают совокупность целей, направленных на обеспечение промышленной безопасности и соблюдение норм и требований в области охраны труда. Производственная безопасность промышленных предприятий является составной частью системы национальной и экономической безопасности Российской Федерации. Стратегические цели национальной и экономической безопасности неразрывно связаны с целями устойчивого развития и предусматривают комплекс задач политико-правового, социально-экономического и социокультурного характера, обеспечивающих интересы безопасности, благополучия и развития личности, общества, государства, мирового сообщества в целом [26-27].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» / Собрание законодательства РФ, 03.01.2011. № 1, ст. 2.

2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.

3. Указ Президента РФ от 13.05.2017. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.» / Собрание законодательства РФ, 15.05.2017. ст. 2902.

4. Федеральный закон от 12 июля 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». - URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.12.2020).

5. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ, 05.12.2016, №49, ст. 6887.

6. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». - URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.12.2020).

7. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 06.12.2018) «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 года» / Собрание законодательства РФ, 245.12.2012, № 52, ст. 7477.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2013 года) / Собрание законодательства РФ, 14.03.2016, № 11, ст. 1552. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». - URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.12.2020).

Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». - URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.12.2020).

Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2012 № 2423-р «Об утверждении Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». - URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.12.2020). ГОСТ Р ИСО 20121-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента устойчивого развития. Требования и практическое руководство по менеджменту устойчивости событий. - Москва : Стандартинформ, 2015. - 40 с. ГОСТ Р 56548-2015/ISO/DIS/37101.Национальный стандарт Российской Федерации. Устойчивое развитие административно-территориальных образований. Системы менеджмента. Общие принципы и требования. - Москва : Стандартинформ, 2016. - 30 с. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. - ООН, Нью-Йорк, сентябрь 2015 г.

Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год. Цели устойчивого развития и Россия / под ред. С.Н. Бобылева, Л.М. Григорьева. - Москва : Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. - 298 с.

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» / Собрание законодательства РФ, 14.05.2018, № 20, ст. 2718.

Доклад о целях в области устойчивого развития за 2020 г. - URL :

http://unstats.un.org/sdgs/report/2020/The-Sustainable-Development-Goals-Report-

2020_Russian.pdf.

Федеральный закона РФ от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «О промышленной политике в Российской Федерации». - URL:http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения: 20.07.2020).

Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 198 «Об основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» // Собрание законодательства РФ, 14.05.2018. № 20, ст. 2815.

Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (ред. от 29 июля 2018 г.) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» / Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3588.

Руководство по системам управления охраной труда. МОТ - СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001. Женева: Международное бюро труда, 2003. - 32 с.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - URL : http: //www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения: 16.12.2020).

Конвенция № 155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (принята в г. Женеве 22.06.1981 г. на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ) / Собрание законодательства РФ, 10.12.2001, № 50, ст. 4652. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 09.11.2020). - URL: http:// www.pravo.gov.ru, 09.11.2020. (дата обращения: 16.12.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 № 169-ст) (ред. от 31.10.2013). - Москва : Стандартинформ, 2016. - 20 с.

Лыскова, И.Е. Основные задачи формирования эффективных поведенческих моделей сотрудников в аспекте менеджмента качества человеческих ресурсов (на примере Госкорпорации «Росатом») / И.Е. Лыскова // Глобальная ядерная безопасность. - 2018, -№ 4(29). - С. 109-117.

Лыскова, И.Е. Внедрение моделей устойчивого развития и бережливого производства в систему экологической и социальной безопасности современной организации (на примере Госкорпорации «Росатом») / И.Е. Лыскова // Глобальная ядерная безопасность. - 2019. -№ 4(33), - С. 85-95.

REFERENCES

[1] Federal'nyy zakon ot 28.12.2010 g. № 390-FZ «O bezopasnosti» [Federal Law of 28.12.2010 No. 390-FZ «On Security»]. Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation]. 03.01.2011. No. 1, st. 2 (in Russian).

[2] Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 g. № 683 «O strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii» [Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683 «On the National Security Strategy of the Russian Federation»]. Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation]. January 4, 2016, No.1 (Part II), st. 212 (in Russian).

[3] Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2017. № 208 «O strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 g» [Decree of the President of the Russian Federation of 05/13/2017. No. 208 «The Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the Period up to 2030»]. Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation]. 15.05.2017, st. 2902 (in Russian).

[4] Federal'nyy zakon ot 12 iyulya 1996 g. № 127-FZ «O nauke i gosudarstvennoy nauchno-tekhnicheskoy politike» [Federal Law of July 12, 1996 No. 127-FZ « Science and State Scientific and Technical Policy»]. URL: http://www.pravo.gov.ru - 16.12.2020 (in Russian).

[5] Ukaz Prezidenta RF ot 1 dekabrya 2016 g. № 642 «O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii» [Decree of the President of the Russian Federation of December 1,

2016 No. 642 «On the Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation»]. Sobraniye zakonodatel'stva RF [/ Collected Legislation of the Russian Federation]. 05.12.2016, No. 49, st. 6887 (in Russian).

[6] Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 24.12.2014 № 808 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy kul'turnoy politiki» [Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014 No. 808 «On Approval of the Fundamentals of State Cultural Policy»]. URL: http: //www.pravo.gov.ru - 16.12.2020 (in Russian).

[7] Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 19.12.2012 № 1666 (red. ot 06.12.2018) «O strategii gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2015 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of December 19, 2012 No. 1666 (as amended on December 6, 2018) «The Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the Period up to 2015»]. Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation]. 245.12.2012. No.52, st. 7477 (in Russian).

[8] Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29.02.2016 № 326-r (red. ot 30.03.2018) «Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoy kul'turnoy politiki na period do 2013 goda) [Order of the Government of the Russian Federation dated February 29, 2016 No. 326-r (as amended on March 30, 2018) «Approval of the Strategy of the State Cultural Policy for the Period up to 2013)»]. Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation]. 14.03.2016. No11, st. 1552 (in Russian).

[9] Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29.05.2015 № 996-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda» [Order of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 No. 996-r «Approval of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the Period up to 2025»]. URL: http://www.pravo.gov.ru - 16.12.2020 (in Russian).

[10] Ukaz Prezidenta RF ot 19.04.2017 № 176 «O Strategii ekologicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of April 19,

2017 No. 176 «The Strategy of the Environmental Safety of the Russian Federation for the Period up to 2025»]. URL: http: //www.pravo.gov.ru - 16.12.2020 (in Russian).

[11] Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 18.12.2012 № 2423-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda» [Order of the Government of the Russian Federation of December 18, 2012 No. 2423-r «On Approval of the Fundamentals of State Policy in the Field of Environmental Development of the Russian Federation for the Period up to 2030»]. URL: http: //www.pravo.gov.ru - 16.12.2020 (in Russian).

[12] GOST R ISO 20121-2014. Natsional'nyy standart Rossiyskoy Federatsii. Sistemy menedzhmenta ustoychivogo razvitiya. Trebovaniya i prakticheskoye rukovodstvo po menedzhmentu ustoychivosti sobytiy [GOST R ISO 20121-2014. National Standard of the Russian Federation. Sustainable Development Management Systems. Requirements and Practical Guidance for Event Sustainability Management]. Moskva [Moscow]: Standartinform. 2015. 40 p. (in Russian).

[13] GOST R 56548-2015/ISO/DIS/37101 .Natsional'nyy standart Rossiyskoy Federatsii. Ustoychivoye razvitiye administrativno-territorial'nykh obrazovaniy. Sistemy menedzhmenta. Obshchiye printsipy i trebovaniya [GOST R 56548-2015 / ISO / DIS / 37101 National Standard of the Russian

Federation. Sustainable Development of Administrative-Territorial Entities. Management Systems. General Principles and Requirements]. Moskva [Moscow]: Standartinform. 2016. 30 p. (in Russian).

[14] Preobrazovaniye nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustoychivogo razvitiya na period do 2030 goda. OON, N'yu-York, sentyabr' 2015 g. [Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development. - UN, New York, September 2015] (in Russian).

[15] Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossiyskoy Federatsii za 2016 god. Tseli ustoychivogo razvitiya i Rossiya [2016 Human Development Report of the Russian Federation. Sustainable Development Goals and Russia]. Pod red. S.N. Bobylova, L.M. Grigor'yeva [ed. S.N. Bobyleva, L.M. Grigoriev]. Moskva: Analiticheskiy tsentr pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii [Moscow: Analytical Center for the Government of the Russian Federation]. 2016. 298 p. (in Russian).

[16] Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2018 g. № 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 «National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the Period up to 2024»]. Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation, 14.05.2018, No.20, st. 2718]. 14.05.2018. No. 20, st. 2718 (in Russian).

[17] Doklad o tselyakh v oblasti ustoychivogo razvitiya za 2020 g. [Sustainable Development Goals Report 2020]. URL: http://unstats.un.org/sdgs/report/2020/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2020_Russian.pdf (in Russian).

[18] Federal'nyy zakona RF ot 31 dekabrya 2014 g. № 488-FZ (red. ot 20.07.2020) «O promyshlennoy politike v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of the Russian Federation of December 31, 2014 No. 488-FZ (as amended on July 20, 2020) «Industrial Policy in the Russian Federation»]. URL: http://www.pravo.gov.ru - 20.07.2020 (in Russian).

[19] Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 6 maya 2018 g. № 198 «Ob osnovakh gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v oblasti promyshlennoy bezopasnosti na period do 2025 goda i dal'neyshuyu perspektivu» [Decree of the President of the Russian Federation of May 6, 2018 No. 198 «The Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the Field of Industrial Safety for the Period up to 2025 and beyond»]. Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation]. 14.05.2018. No.20, st. 2815 (in Russian).

[20] Federal'nyy zakon RF ot 21 iyulya 1997 g. № 116-FZ (red. ot 29 iyulya 2018 g.) «O promyshlennoy bezopasnosti opasnykh proizvodstvennykh ob"yektov» [Federal Law of the Russian Federation of July 21, 1997 No. 116-FZ (as amended on July 29, 2018) «Industrial Safety of Hazardous Production Facilities»]. Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation]. 28.07.1997. No.30, st. 3588 (in Russian).

[21] Rukovodstvo po sistemam upravleniya okhranoy truda. MOT - SUOT 2001 / ILO-OSH 2001. Zheneva: Mezhdunarodnoye byuro truda [Guidelines for Occupational Safety and Health Management Systems. ILO - OSH 2001 / ILO-OSH 2001. Geneva: International Labor Office]. 2003. 32 p. (in Russian).

[22] Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the nationwide vote on 01.07.2020)]. URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 -16.12.2020 (in Russian).

[23] Konventsiya № 155 Mezhdunarodnoy organizatsii truda «O bezopasnosti i gigiyene truda i proizvodstvennoy srede» (prinyata v g. Zheneve 22.06.1981 g. na 67-oy sessii General'noy konferentsii MOT) [Convention No. 155 of the International Labor Organization «Occupational Safety and Health and the Working Environment» (adopted in Geneva on June 22, 1981 at the 67th session of the ILO General Conference)]. Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 10.12.2001. No.50, st. 4652 (in Russian).

[24] Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 09.11.2020) [Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 197-FZ (as amended on November 9, 2020)]. URL: http://www.pravo.gov.ru, 09.11.2020 - 16.12.2020 (in Russian).

[25] GOST 12.0.230-2007. Mezhgosudarstvennyy standart. Sistema standartov bezopasnosti truda. Sistemy upravleniya okhranoy truda. Obshchiye trebovaniya (vvedon v deystviye Prikazom Rostekhregulirovaniya ot 10.07.2007 № 169-st) (red. ot 31.10.2013) [GOST 12.0.230-2007. Interstate Standard. Occupational Safety Standards System. Occupational Safety Management Systems. General Requirements (entered into force by the Order of Rostekhregulirovanie dated July 10, 2007 No. 169-st) (as amended on October 31, 2013)]. Moskva [Moscow]: Standartinform. 2016. 20 p. (in Russian).

[26] Lyskova I.Ye. Osnovnyye zadachi formirovaniya effektivnykh povedencheskikh modeley sotrudnikov v aspekte menedzhmenta kachestva chelovecheskikh resursov (na primere Goskorporatsii «Rosatom») [The Main Tasks of the Formation of Effective Behavioral Models of

Employees in the Aspect of Quality Management of Human Resources (on the example of the State Corporation «Rosatom»)]. Global'naya yadernaya bezopasnost' [Global Nuclear Safety]. 201В. №4(29). P. 109-117 (in Russian). [27] Lyskova, I.Ye. Vnedreniye modeley ustoychivogo razvitiya i berezhlivogo proizvodstva v sistemu ekologicheskoy i sotsial'noy bezopasnosti sovremennoy organizatsii (na primere Goskorporatsii «Rosatom») [Implementation of Models of Sustainable Development and Lean Production in the System of Environmental and Social Security of Modern Organization (on the example of the State Atomic Energy Corporation «Rosatom»]. Global'naya yadernaya bezopasnost' [Global Nuclear Safety]. 2019. №4(33). P. 85-95 (in Russian).

Strategic Objectives of Industrial Enterprises ' Production Safety in the Aspect of National and Economic Security Priorities of the Russian Federation

I.E. Lyskova

The Komi Republican academy of State Service and Administration, Kommunisticheskaya St, 11, Syktyvkar,

Russia, 167000 ORCID iD: 0000-0003-2748-2794 WoS Researher ID: T-1644-2018 e-mail: IrinaLyskova@mail.ru

Abstract - The article actualizes the political, legal, socio-economic and socio-cultural aspects of ensuring production safety of industrial enterprises. A general analysis of regulatory documents defining strategic goals and conceptual foundations for the formation and improvement of the system of production safety of industrial enterprises in the Russian Federation is proposed.

Keywords: national and economic security, sustainable development, industrial enterprises, production safety, industrial safety, labor protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.