Правовое регулирование предотвращения промышленных аварий и обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах в СНГ: национальный и международный аспекты
СТУПАКОВ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ
Заведующий кафедрой международного права Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация: В работе проанализированы правовые аспекты предотвращения промышленных аварий и обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах в СНГ, рассмотрены национальные и международные меры. Показаны единые подходы к предотвращению промышленных аварий и обеспечению промышленной безопасности в государствах — участниках СНГ. Отмечается, что сравнительно-правовой анализ национальных законодательств стран СНГ в сфере защиты объектов с особым организационно-правовым режимом необходим в целях обеспечения безопасности критически важных объектов. Имеется план мероприятий по сближению права стран СНГ в области промышленной безопасности на опасных объектах, который направлен на формирование общего и единообразного подхода к правовому регулированию данных общественных отношений. Приведен обширный массив законодательных актов стран СНГ о промышленной безопасности и трансграничном воздействии аварий.
Ключевые слова: предотвращение промышленных аварий, обеспечение промышленной безопасности на опасных производственных объектах в СНГ, трансграничное воздействие аварий
Legal regulation of the prevention of industrial accidents and industrial safety at hazardous production facilities in the CIS: national and international aspects
STUPAKOV VALERY IVANOVICH
Head of the chair of international law Institute of International law and economy of the name 4.S. Griboedov, candidate of legal sciences
Abstract: This paper analyzes the legal aspects of the prevention of industrial accidents and industrial safety at hazardous production facilities in the CIS, reviewed national and international measures. Showing common approaches to the prevention of industrial accidents and industrial safety in the CIS countries. It is noted that comparative legal analysis of the national legislations of the CIS countries in the sphere of protection of objects with a special organizational and legal regime is necessary in order to ensure the safety of critical facilities. There is an action plan for convergence in the field of industrial safety rights of the CIS countries on dangerous objects, which aims to create a common and uniform approach to the legal regulation of social relations. An extensive array of legislation of the CIS countries on industrial safety and cross-border effects of accidents.
Key words: prevention of industrial accidents, maintenance of industrial safety at hazardous production facilities in the CIS, the transboundary impacts of accident
Единые подходы к предотвращению промышленных аварий и обеспечению промышленной безопасности в СНГ
Правительства государств - участников Содружества Независимых Государств на протяжении последних 15 лет с момента заключения Соглашения от 28.09.2001 г. о сотрудничестве в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах развивают и реализуют мероприятия в области обеспечения промышленной безопасности, считая, что ее обеспечение является гарантией безопасности жизни и здоровья работников, занятых на опасных производственных объектах, а также защиты населения и окружающей природной среды от техногенных аварий1.
Международно-правовой базой для разработки унифицированных норм обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах является Конвенция Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) от 17.03.1992 г. «О трансграничном воздействии промышленных аварий»2.
Актуальность этой проблемы на пространстве СНГ возрастает в связи с угрозами техногенных катастроф в энергетическом секторе, особенно в атомной энергетике, ряда стран, как входящих в СНГ (например, Украина), так и пограничных со странами СНГ (например, Грузия), снизивших энергетический контроль в силу нестабильности внутригосударственного управления. Поэтому страны СНГ стремятся к развитию и углублению сотрудничества в целях предотвращения промышленных аварий как на своих территориях, так трансграничных промышленных аварий. Про-
ведение скоординированных действий по обеспечению промышленной безопасности на опасных производственных объектах осуществляется на основе использования на взаимовыгодных условиях накопленного опыта и научно-технических достижений.
Государства - участники СНГ обладают полной самостоятельностью в вопросах формирования и реализации национальной политики в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах, а также основываются при разработке национальных законов на национальных принципах и подходах к формированию правового регулирования и государственного надзора в области обеспечения промышленной безопасности.
В Российской Федерации действует Федеральные законы от 21.03.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. 24.07.2015 г.), от
04.03.2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»3.
В Республике Казахстан принят Закон от
11.04.2014 г. № 188^ «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах»4. В Республике Казахстан действует Приказ Министра по инвестициям и развитию Республи-
1 Соглашения от 28.09.2001 г. о сотрудничестве в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах / Интернет-портал СНГ http://www.e-cis.info/news.php?id=9447
2 Интернет-портал ЕЭК ООН / Конвенции Европейской экономической комиссии ООО (ЕЭК ООН) от 17.03.1992 г. «О трансграничном воздействии промышленных аварий».
3 Федеральный закон от 04.03.2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142907/
4 Закон Республики Казахстан от 11.04.2014 г. № 188-V «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» https://tengrinews.kz/zakon/parlament_respu bliki_kazahstan/promyishlennost/id-Z020000314_/
МЧС России
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, ирезвьмайным ситуация«/ и ликвидации последствий стихийных бедствий
ки Казахстан от 30.12.2014 г. № 342 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13.02.2015 г. № 10256) «Об утверждении Правил обеспечения промышленной безопасности для опасных производственных объектов в нефтехимической, нефтеперерабатывающей отраслях, нефтебаз и автозаправочных станций»5.
В Республике Беларусь принят Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектах» от 10.01.2000 г. № 363-3 (ред. 2015 г.)6.
В Кыргызской Республике действует Система мониторинга состояния промышленной безопасности на основе национальных и международных стандартов.
Все эти законы государств - участников СНГ устанавливают общие основы политики в данной сфере и государственный надзор в области промышленной безопасности, который организуется и осуществляется в соответствии с законодательством государств СНГ о контрольной (надзорной) деятельности в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности. Надзор в области промышленной безопасности, осуществляемый в рамках надзора за потенциально опасными объектами, производствами и связанными с ними видами деятельности, включая специфику военного при-
менения, реализуется на объектах, перечень которых утверждается Правительствами государств СНГ. Технический надзор осуществляется органами технического надзора (Ростехнадзор и др.), военными ведомствами, инспекциями вооруженных сил, министерствами по чрезвычайным ситуациям, правоохранительными органами в сфере надзора за энергетикой и другими.
Ростехнадзор в 2016 г. планирует разработать Основные требования к проведению неразруша-ющего контроля технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах, новые Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, поскольку старые Правила от 23.03.2013 г. № ПБ 09-56003 утратили силу, и внести изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»7.
Обширный перечень нормативно-правовых актов стран СНГ о мерах обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах явился предметом обсуждения на Межпарламентской Ассамблее ОДКБ в 2014 г. МА ОДКБ наметила меры по гармонизации законодательств стран ОДКБ в целях обеспечения коллективной безопасности и выработки единой стратегии.
11.11.2014 г. Межпарламентская Ассамблея Организации Договора о Коллективной безопасности (ОДКБ) приняла Постановление «О проекте Рекомендаций по гармонизации законодательства государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения безопасности критически важных объектов (КВО)»8.
А
ЯЛ
5 Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.12.2014 г. № 342. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13.02.2015 г. № 10256 / Официальный портал Министерства юстиции Республики Казахстан / https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk
6 Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 г. № 363-3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектах» / http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1923
7 «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах» http://www.gosnadzor.ru/news/64/628
8 «О проекте Рекомендаций по гармонизации законодательства государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения безопасности критически важных объектов http://www.odkb-csto.org/authorized_organs/detail.php?ELEMENT_ID=4075&SECTION_ Ю=100
В них говорится, что сравнительно-правовой анализ национальных законодательств в сфере защиты объектов с особым организационно-правовым режимом необходим для гармонизации законодательств государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в области обеспечения безопасности критически важных объектов (КВО) и направлен на формирование общего и единообразного подхода к правовому регулированию данных общественных отношений.
Результаты сравнительно-правового анализа предполагается использовать для развития договорно-правовой базы ОДКБ в области обеспечения безопасности КВО.
В проекте Рекомендаций МА ОДКБ говорится, что сфере обеспечения безопасности КВО можно выделить следующие основные нормативные правовые акты государств - членов ОДКБ, на основании которых может проводиться сближение норм, принципов, понятий и категорий9.
В Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 г. № 363-3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Указ Президента Республики Беларусь от 25.10.2011 г. № 486 «О некоторых мерах по обеспечению безопасности критически важных объектов информатизации»; Постановление Совета министров Республики Беларусь от 30.03.2012 г. «О некоторых вопросах безопасной эксплуатации и надежного функционирования критически важных объектов информатизации».
В Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан «О чрезвычайном положении» от 8 февраля 2003 года №387-11 ; Закон Республики Казахстан «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» от 11 апреля 2014 года № 188- V.
В Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (определены приоритеты в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности).
Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»; Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 390 «О безопасности».
Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 г. № 555.
Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 г., утверждены Президентом РФ 15.11.2011 г. № Пр-3400.
Концепция федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, одобрена Распоряжением Правительства РФ от 27.08.2005 г. № 1314-р).
В Республике Таджикистан: Закон Республики Таджикистан от 28.02.2004 г. № 14 «О промыш-
9 О проекте Рекомендаций по гармонизации законодательства государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения безопасности критически важных объектов http://www.odkb-csto.org/authorized_organs/detail.php?ELEMENT_ID=4075&SECTION_ Ю=100
ленной безопасности опасных производственных объектов».
В Кыргызской Республике: Конституционный закон от 24.10.1998 г. № 135 «О чрезвычайном положении»; Закон «О пожарной безопасности» от 17.06.1996 г. № 22; Закон от 21.01.2000 г. № 35 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; Закон от 26.02.2003 г. № 44 «О национальной безопасности»; Закон от 08.11.2006 г. № 178 «О противодействии терроризму»; Закон от 23.05.2008 г. № 94 «О стратегических объектах Кыргызской Республики»; Закон от 20.07.2009 г. № 239 «О гражданской защите»; Закон от 24.07.2009 г. № 242 «Об обороне и Вооруженных Силах Кыргызской Республики»; Закон от 29.11.2011 г. № 224 «Технический регламент «О радиационной безопасности»; Закон от 16.11.2013 г. № 202 «Технический регламент „О промышленной безопасности"».
В Республике Армения: Закон Республики Армения от 24.10.2005 г. № ЗР-204-Н «О государственном регулировании обеспечения технической безопасности», Закон Республики Армения от 02.12.1998 г. № ЗР-265 «О защите населения при чрезвычайных ситуациях», Закон Республики Армения от 05.03.2002 г. № 3Р-309 «О гражданской обороне», Закон Республики Армения от 01.02.1999 г. № ЗР-285 «О безопасном использо-
вании атомной энергии в мирных целях», Закон Республики Армения от 06.07.2002 г. 3Р-376-Н «О сейсмической защите», Закон Республики Армения от 15.05.2001 г. ЗР-176 «О пожарной безопасности», Постановление Правительства Республики Армения от 18.08.2006 г. № 1489-Н «О правилах радиационной безопасности».
В законодательстве государств - членов ОДКБ отмечается отсутствие единых подходов к пониманию критически важных объектов. В законодательстве некоторых государств такой термин не используется. Поэтому при разработке нормативного правового акта, регулирующего обеспечение безопасности КВО, целесообразно использовать единый Глоссарий терминов в области КВО государств - членов ОДКБ.
С нашей точки зрения, исходя из актов можно сделать общие выводы, которые созвучны с содержащимися в рекомендациях МА ОДКБ для целей гармонизации законодательства государств - членов ОДКБ в области обеспечения безопасности КВО, но, думается, целесообразно усилить контекст ответственности государств:
• государства - члены ОДКБ должны выработать общие принципы гармонизации и унификации нормативно-правовой базы в сфере обеспечения безопасности в области КВО и опираться на доктринальные основы ответственности государств ОДКБ за обеспечение надлежащего энергетического и других видов технического надзора и мониторинга с учетом их стратегий национальной безопасности;
• в государствах - членах ОДКБ необходимо согласовать различные правовые акты об обеспечении безопасности КВО, устранить коллизии и разночтения, ориентируясь на разработку модельного нормативного правового акта об обеспечении безопасности КВО;
• привести к единообразию основные термины и понятия, закрепленные в законодательстве государств - членов ОДКБ в области обеспечения безопасности КВО;
• использовать единые подходы к определению принципов обеспечения безопасности КВО, а также угроз обеспечения безопасности КВО.
Тенденции развития совместных усилий по охране критически важных объектов (КВО) и обеспечению промышленной безопасности показывают, что государства- члены СНГ, как и государства ОДКБ , имеют общие цели и задачи, формируя реальные подходы к проведению согласованной политики по вопросам обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Ведется большая работа по формированию общих подходов и принципов
правового регулирования государственного надзора в области обеспечения промышленной безопасности.
Однако, признавая общие международные и региональные требования промышленной безопасности в качестве межгосударственных норм и правил, каждое государство СНГ создает собственное законодательство в этой области, ориентируясь на согласованный перечень нормативно-технических документов, который принимается и пересматривается органами СНГ по мере необходимости с учетом национального законодательства государств-участников СНГ
Международно-правовые меры ООН по регулированию трансграничного воздействия промышленных аварий и безопасности перевозок в нефтяном секторе
Конвенция ЕЭК ООН, принятая Европейской экономической комиссией ООН 17.03.1992 г. определила важность и безотлагательность предотвращения серьезного вредного воздействия промышленных аварий на людей и окружающую среду и содействия всем мерам, которые стимулируют рациональное, экономически целесообразное и эффективное использование мероприятий по предотвращению аварий, обеспечению готовности к ним и по ликвидации их последствий с целью достижения экологически безопасного и устойчивого экономического развития, учитывая, что вредное воздействие промышленных аварий может ощущаться за пределами границ и требует сотрудничества между государствами10.
Необходимы содействие активному международному сотрудничеству между заинтересованными государствами до, во время и после аварии в целях укрепления соответствующей политики, а также усиление и координация действий для предотвращения промышленных аварий, обеспече-
ния готовности к ним и ликвидации их трансграничного воздействия.
Страны - члены ООН, включая страны СНГ, подписавшие Конвенцию ООН «О трансграничном воздействии промышленных аварий» 1992 г., отметили особую важность двусторонних и многосторонних соглашений по предотвращению промышленных аварий, обеспечению готовности к ним и ликвидации их воздействия.
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) разработала эту Конвенцию, опираясь на такие документы ООН, как Кодекс поведения ЕЭК при аварийном загрязнении трансграничных внутренних вод, Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Программа ЮНЕП ООН об информировании о промышленных загрязнениях (АПЕЛЛ), Кодекс мер МОТ ООН по предотвращению крупномасштабных промышленных аварий, исходя из международно-правового принципа «загрязнитель платит» в качестве общего принципа между-
10 Конвенция ЕЭК ООН «О трансграничном воздействии промышленных аварий» 1992 г. http://www.conventions.ru/view_ base.php?id=434
народного права, подчеркивая и другие принципы добрососедства, взаимности, недискриминации и доброй воли.
«Промышленная авария» означает событие, возникающее в результате неконтролируемых изменений в ходе любой деятельности, связанной с опасными веществами, либо на промышленном объекте.
«Опасная деятельность» означает любую деятельность, в ходе которой одно или более чем одно опасное вещество присутствует или может присутствовать в количествах, равных или превышающих предельные количества, которые способны привести к трансграничному воздействию.
«Воздействие» означает любые прямые или косвенные, немедленные или возникшие через какое-то время, вредные последствия промышленной аварии для людей, флоры и фауны; почвы, воды, воздуха и ландшафта; материальных ценностей и культурного наследия, включая исторические памятники.
«Трансграничное воздействие» означает серьезное воздействие в пределах действия юрисдикции того или иного государства в результате промышленной аварии, происшедшей в пределах действия юрисдикции другого государства.
Конвенция применяется в отношении предотвращения промышленных аварий, обеспечения
готовности к ним и ликвидации последствий аварий, которые могут привести к трансграничному воздействию, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бедствиями, а также в отношении международного сотрудничества, касающегося взаимной помощи, исследований и разработок, обмена информацией и технологией в области предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации их последствий.
Конвенция не применяется в отношении ядерных аварий или чрезвычайных ситуаций, связанных с радиоактивным заражением; аварий, вызванных деятельностью на военных объектах; разрушения плотин, за исключением воздействия промышленных аварий, вызванных такими разрушениями; аварий на наземном транспорте, за исключением: срочной ликвидации последствий таких аварий, аварий в результате деятельности в морской среде, включая разведку или разработку морского дна; разливов в море нефти или других вредных веществ.
Важность данной конвенции состоит в том, что государства должны принимать надлежащие меры для обеспечения и поддержания соответствующей готовности к чрезвычайным ситуациям в целях ликвидации последствий промышленных аварий. В отношении опасной промышленной деятельности, исходящей от какого-либо государства, это государство обеспечивает подготовку и осуществление планов действий в чрезвычайных ситуациях на промышленной площадке, включая принятие приемлемых мер в целях ликвидации последствий аварий и других мер по предотвращению и сведению к минимуму трансграничного воздействия.
Система уведомления о промышленных авариях по Конвенцию ООН «О трансграничном воздействии промышленных аварий» 1992 г. заключается в создании и эксплуатации совместимых и эффективных систем уведомления об авариях в целях получения и передачи уведомлений о промышленных авариях, содержащих информацию,
необходимую для противодействия трансграничному воздействию.
Ликвидация последствий аварий предусматривает обязанность государств в случае промышленной аварии или ее неминуемой угрозы обеспечить принятие как можно скорее адекватных мер по ликвидации последствий, используя при этом наиболее эффективные методы ограничения воздействия или сведения его к минимуму.
Взаимная помощь в случае промышленной аварии состоит в том, что государства сотрудничают с целью облегчения незамедлительного предоставления помощи, направленной на сведение к минимуму последствий от воздействия промышленной аварии.
Международное руководство по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов (International Safety Guide for Oil Tankers and Terminals (ISGOTT)), принятое как дополнение к общим и специальным правилам перевозки наливных грузов (7-М), рекомендовано к выпуску Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Минтранса России (письмо от 07.02.2007 г. №10.20-1/223)".
В 2013 г. по инициативе ЕЭК ООН разработано Руководство по обеспечению безопасности и добросовестной практики работы на нефтяных терминалах. Оно подготовлено в помощь международным организациям в целях развития основных международно-правовых актов в сфере безопасности условий транспортировки и хранения нефти. К таким организациям относятся: Международная морская организация ООН (ИМО); Международная палата судоходства (1CS); Международный морской форум нефтяных компаний (OCIMF); Международная ассоциация портов и гаваней (1АРН) и др.
Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ)12 предполагает регулирование отношений, связанных с управлением безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. В МКУБ под «компанией» подразумевается собственник судна или любая другая организация, управляющий или фрахтователь по бербоут-чартеру, который принял на себя ответственность за эксплуатацию судна от собственника судна и который при этом согласился принять на себя все обязанности и всю ответственность, возложенные МКУБ. Системой управления безопасностью в МКУБ называется структурированная и документированная система, позволяющая персоналу компании эффективно внедрять политику безопасности и охраны окружающей среды.
Под объективным доказательством, подтверждающим наличие «эффективной политики» понимаются количественная или качественная информация, отчетные документы или установленный факт, относящиеся к безопасности или к существующему и внедренному элементу системы управления безопасностью, основанные на наблюдении, измерении или испытании, и которые могут быть проверены.
11 Международное руководство по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов (International Safety Guide for
011 Tankers and Terminals (ISGOTT) / Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта / http:// rostransnadzor.ru/deyatel-nost/informatsionny-e-i-analiticheskie-ma
12 Резолюция Ассамблеи ИМО ООН А.741(18) от 04.11.1993 г. об утверждении Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (версия с поправками 2010 г.) Бюллетень международных договоров. Приложение № 1. Часть 4. 2011 г. http://docs.cntd.ru/document/1900261
Нормативно-правовые акты и литература
1. Соглашение от 28.09.2001 г. о сотрудничестве в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах / Интернет-портал СНГ 1Шр://\™ш.е-с18.т1:о/пе\М8.р11р?И=9447
2. Конвенция Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) от 17.03.1992 г. «О трансграничном воздействии промышленных аварий» / Конвенции Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) от 17 марта 1992 года «О трансграничном воздействии промышленных аварий» / Интернет Портал ЕЭК ООН /http://www.conventions.ru/view_base. р1^<^=434.
3. Федеральный закон от 04.03.2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142907/
4. Закон Республики Казахстан от 11.04.2014 г. № 188^ «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» https://tengrinews. kz/zakon/parlament_respubliki_kazahstan/promyish lennost/id-Z020000314_/
5. Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 12.2014 г. № 342. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13.02.2015 г. № 10256 / Официальный пор-
тал Министерства юстиции Республики Казахстан / https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_ kazahstan_premer_ministr_rk
6. Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 г. № 363-3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектах» / http://base.spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=1923
7. Основные требования к проведению неразру-шающего контроля технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах / http:// www.gosnadzor.ru/news/64/628
8. Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения безопасности критически важных объектов / http://www.odkb-csto.org/authorized_organs/detail. php?ELEMENT_ID=4075&SECTI0N_ID=100
9. Международное руководство по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов (International Safety Guide for Oil Tankers and Terminals (ISGOTT) / Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта / http://rostransnadzor.ru/deyatel-nost/informatsionny-e-i-analiticheskie-ma
10. Резолюция Ассамблеи ИМО ООН А.741(18) от 04.11.1993 г. об утверждении Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (версия с поправками 2010 г.) Бюллетень международных договоров. Приложение № 1. Часть 4. 2011 г. / http://docs.cntd.ru/ document/1900261