Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
регулирование алкогольного рынка / административно-правовое регулирование / алкогольный рынок.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Онохова Юлия Владимировна

в статье выявлены основные тенденции развития государственного (административно-правового) регулирования производства и оборота алкогольной продукции на протяжении ряда исторических этапов развития российской государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Онохова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ»

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ

ПРОДУКЦИИ Онохова Ю.В.

Онохова Юлия Владимировна - магистрант, Хабаровский государственный университет экономики и права, г. Хабаровск

Аннотация: в статье выявлены основные тенденции развития государственного (административно -правового) регулирования производства и оборота алкогольной продукции на протяжении ряда исторических этапов развития российской государственности.

Ключевые слова: регулирование алкогольного рынка, административно-правовое регулирование, алкогольный рынок.

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - ФЗ № 171-ФЗ), отнеся спиртную продукцию к объектам, лимитировано оборотоспособным, установил как соучастников оборота алкогольной продукции, так и особые условия, связанные с ее производством и оборотом.

Рассматривая вопрос административно-правового регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, надлежит отметить, что под ним понимают всевозможные формы юридического влияния государства на поведение субъектов социальных отношений в целях упорядочивания и развития этих отношений. Указанной точки зрения придерживаются Н. Александров, С. Кечекьян, А. Стальгевич, П. Стучка и иные эксперты [3]. Для более совершенного представления о сущности административно-правового регулирования оборота вышеназванной продукции нужно определить соответствие определений государственного и правового регулирования. Прежде всего следует отметить, что термин «государственное регулирование» употребляется законодателем при определении законных оснований регулирования оборота алкогольной продукции, которые введены ФЗ № 171 -ФЗ. При этом термин «административно-правовое регулирование» в исходном Законе не встречается. Впрочем данные определения близки по своему содержанию [1].

Сообразно точке зрения Н. Пьянова «отождествление государственного и правового регулирования обусловлено сформировавшимся осознанием права как совокупности поставленных либо санкционированных государством норм, выражающих его волю и обеспеченных его принудительной силой. При таком осмысливании права, если оно устанавливается в непосредственную зависимость от государства, другого видения вопроса о соотношении государственного и правового регулирования, помимо как их отождествления, элементарно не может быть. Когда право объединяется к поставленным или санкционированным государством нормам, то и регулирование, исполняемое данными нормами, будет трактоваться как государственное и правовое одновременно» [4].

Представляется, что в административно-правовом регулировании социальных отношений выражается основа государственного регулирования. Говоря об административной ответственности как о государственном принуждении, следует отметить, что к лицам, занимающимся производством и оборотом спиртной продукции, могут быть одновременно использованы меры, нацеленные как на предупреждение и пресечение преступлений, так и на взыскание за свершение преступления (санкции штрафного характера).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает в своем большинстве санкции штрафного характера, а в процессе лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции используются меры профилактического и пресекательного характера, к которым, в частности, относятся замедление действия и аннулирование лицензии.

Проекция реализации государственного регулирования отношений в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в настоящее время выслеживается в распоряжении Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 2413-р «Об утверждении плана мероприятий по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке», в согласовании с которым определен курс на сокращение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, профилактику алкоголизма среди населения Российской Федерации, а также на помощь добросовестной конкуренции на алкогольном рынке.

В контексте вышеназванного распоряжения Правительства РФ выделены преимущественно важные направления административно-правового регулирования:

- усиление уголовной и административной ответственности за противозаконную реализацию и хранение алкогольной продукции;

- усиление ответственности физических лиц за продажу алкогольной продукции, включая ограничение перемещения физическими лицами на территории Российской Федерации немаркированной в соответствии с законодательством Российской Федерации алкогольной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза;

- совершенствование регулирования розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при предложении услуг общественного питания;

- пресечение практики регионального протекционизма;

- запрет реализации «сухого алкоголя»;

- установление ответственности за незаконную реализацию алкогольной продукции дистанционным способом, предусматривающей в том числе внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Интернет).

В настоящее время нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции может влечь административную ответственность по ч. 3 ст. 16 КоАП РФ. В то же время подтвержденный состав административного преступления не позволяет привлечь к ответственности граждан, а также охватывает такие размеры административных штрафов, которые не способствуют предостережению совершения правонарушения, так как несопоставимы с прибылью от оборота недобросовестными торговцами нелегальной алкогольной продукции.

Список литературы

1. Ерохин В.М. Административно-правовое регулирование оборота алкогольной продукции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ерохин Виктор Михайлович: 12.00.14. М., 2016.

2. Пьяное Н.А. Государственное регулирование как самостоятельная научная проблема / Н.А. Пьянов // Журнал российского права, 2018. № 5.

3. Яеич Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений / Л. С. Явич. М.: Госюриздат, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.